Социология детства. Мой проект - Галерея воображаемых игр (My Project- The Gallery of Imaginative Play and Games)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

АННОТАЦИЯ

В статье представлено описание принципа участвующего исследования на примере ведения элективного курса «Полевая социология для школьников», раскрыты цели, задачи, структура курса, а также даны рекомендации по реализации принципа участвующего исследования.

ABSTRACT

In the article it is presented the principle of participating research by the example of elective course "Field Sociology for School Children". The purposes, tasks, structure of this course as well as recommendations about the principle of participating research realization are considered.

В современном мире возникновение непрерывной потребности в получении новых знаний о мире, явлениях социальной действительности является предпосылкой рождения творческого, активного, ответственного, неравнодушного человека, способного менять среду, в которой он живет или учится.

Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым является одним из четырех главных принципов Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Принцип участия детей в принятии решений является одним из ключевых принципов современной политики, ориентированной на ребенка, во многих странах, что способствует формированию у детей активной гражданской позиции, росту потребности участия детей в жизни общества, развитию чувства собственного достоинства, способности брать на себя ответственность, повышению качества жизни детского и взрослого населения, защите их прав, свобод и законных интересов.

Целью данной статьи является раскрытие и обоснование возможностей реализации принципа «участвующего исследования» в ходе прохождения курса по социологии в школе.

Подход, предполагающий участие детей не только в качестве информантов, но и в качестве активных участников исследования (на этапах сбора и обработки информации), получил в зарубежной науке название «участвующего исследования». Как зарубежные, так и российские социологи, занимающиеся изучением детства, признают компетентность детей в качестве участников социального взаимодействия, понимают, что детские социальные отношения и культуру необходимо изучать через самих детей и для детей.

В современной школе идет активный поиск новых форм, технологий обучения, стимулирующих активность, творчество и самостоятельность учащихся. Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер. Так, акценты смещаются на развитие личности обучающихся: формирование готовности к саморазвитию и личностному самоопределению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы .

Эту тенденцию мы и постарались учесть при разработке программы элективного курса под названием «Полевая социология для школьников». Программа курса предусматривает ведение занятий в объеме 34 часов в год, рассчитана на учащихся 8- 11 классов.

Цель курса: способствовать пониманию учащимися сущности процессов, происходящих в современном обществе, успешной социализации личности подрастающего поколения на основе осознанного определения своих интересов и возможностей в сфере исследовательской деятельности, поспособствовать подготовке широко образованных, творчески и практически мыслящих людей, способных к анализу, прогнозированию и решению различных социальных проблем.

В структуре курса выделены четыре модуля.

Модуль 1 «Знакомство с наукой «Социология» направлен на понимание специфики и профессиональных задач работы социолога, знания основ понятийного аппарата социологии, места социологии в системе общественных и гуманитарных наук, знакомство с главными социологическими теориями, переведенными на доступный детям язык.

Модуль 2 «Основы социологического исследования» охватывает следующие темы: «общие понятия социологических исследований» (актуальность, проблема, гипотеза и др.), «виды социологических исследований», «социологическая программа как инструмент социологического исследования», «правила выбора темы исследования» и т.д.

Модуль 3 «Методы сбора данных на практике» предполагает проведение своего мини-исследования и включает работу над такими темами, как: «методы сбора информации» (анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент, мягкие методы сбора данных), «правила проведения опросов», «как составить анкету».

Модуль 4 «От идеи к реальности» предполагает овладение способами обработки данных и интерпретации полученных результатов, составление отчета о социологическом исследовании и представление результатов социологического исследования в виде публикаций в школьной газете.

Реализация данного курса началась в октябре 2016 г. на базе лице г. Владивостока. В первом полугодии школьники получат базовые знания об особенностях организации и проведения социологического исследования, а во втором полугодии выйдут «в поле» для сбора эмпирического материала. Исследования будут связаны с городской проблематикой – городскими рисками, общественными пространствами, городскими мобильностями и пр. К работе будут привлечены студенты-социологи из Дальневосточного федерального университета. Они станут модераторами проектных групп, образованных из школьников. Проектные группы самостоятельно определяют темы работ. За темой следуют разработка программы, проведение исследования, обработка и анализ полученных данных, их обсуждение. После завершения проекта (1-2 месяца) группа распадается, формируются новые команды, исходя из исследовательских задач и предпочтений студентов и школьников.

Для успешной реализации принципа «участвующего исследования» необходимо постоянно поддерживать обратную связь со школьниками, выясняя их представления, мнения по тому или иному поводу, вовлекая в процесс социологического исследования не только как анкетера или интервьюера, но и как эксперта в области детства.

Подобный формат научно-исследовательской работы, с одной стороны, обеспечит погруженность исследователя в исследовательское поле (это также решение проблемы доступности поля), максимально сблизит позиции исследователя и исследуемого, что, несомненно, на пользу социологическим исследованиям детства. А, с другой стороны, будет способствовать формированию у школьников и студентов навыков научно-исследовательской работы, а также сопутствующих - коммуникативных, организаторских и прочих навыков. Кроме того, данный курс может стать средством профессионального самоопределения.


Список литературы:

1. Калабихина И.Е. Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затраги-вающих их интересы, в муниципальных образованиях. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в труд-ной жизненной ситуации, 2014. - 114 с.
2. Официальные сайт министерства науки и образования РФ: документы / [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0% BD%D1%82%D1%8B (дата обращения: 18.09.2016).

Направлений современной науки. В западной социологии оно существует всего три десятилетия, а в России не более двадцати лет. Поэтому данный учебный курс и каждый, кто будет посещать занятия, вносит свой вклад в формирование российской социологии детства, можно сказать, творит историю дисциплины.

Раньше в социологии учитывалось только мнение взрослых, детей же не брали во внимание. Что же произошло в обществе, и почему детский взгляд на мир стал объектом изучения? Небывалый интерес к детству породил широкомасштабные исследования в этой области . В рамках представленного учебного курса будет проанализирован исторический контекст осознания в обществе ценности детства. Кроме того, будут подробно представлены последствия данного процесса с позиции возникающих противоречий:


  • увеличение заботы и усиление контроля со стороны родителей

  • уменьшение физических наказаний и использование психологических манипуляций

  • предоставление свободы волеизъявления и жесткое ограничение «неудобных» проявлений детской активности

  • гуманизм и деспотизм

  • увеличение родительского внимания и привлечение в процесс воспитания нянь, воспитателей, детских экспертов

  • индивидуализация детской жизни и необходимость развития детьми адекватных социальных навыков и др.
Исследовательская логика курса определяется изучением воспитательных практик, распространенных в современном обществе. В связи с этим будут рассмотрены педагогические стереотипы, способы дисциплинирования, образы идеального ребенка, стили воспитания, на которые ориентируются современные родители. Отдельное внимание уделено анализу материнской и отцовской стратегиям воздействия.

Многие исследователи отмечают принципиальные изменения в идеалах и нормах, управляющих поведением ребенка по сравнению с таковыми во времена детства его родителей. Сегодняшние родители не могут использовать опыт своего воспитания в качестве модели для воспитания детей.

Детская игра. Детский фольклор, художественное творчество. Коммуникативное поведение детей.

Тема 3. Историческая динамика ролей «ребенок-родитель».

Образы детства в различные исторические периоды. Образы детства в литературе и искусстве. Теория Ф. Арьеса. Эволюция понятия детства. История школьной жизни. Место детей в «старой» и «современной» семье.

Психоистория Ллойда Демоза. Современные исследования по истории детства (К.Хейвуд, К.Келли, Т.М. Смирнова, А.Ю. Рожков, О.Е. Кошелева, В.Г. Безрогова, А.Сальникова).

Тема 4. Социализация ребенка в современном обществе.

Понятия «социализация», «воспитание», «образование». Основные теории социализации: детерминизм, конструктивизм и «новая» социология детства.

Ценностно-нормативная основа общества и стили воспитания. Альтернативные образы новорожденного ребенка в западноевропейской культуре и соответствующие принципы воспитания (Л.Стоун). Зависимость общего стиля социализации от способа производства материальных благ (Г.Барри. И.Чайлд, М.Бэкон).

Роль основных агентов социализации (семья, детский сад и школа, сверстники, СМИ) в формировании личности ребенка. Формирование полностью окультуренного «зрелого» взрослого из «сырого» ребенка.

Гендерная стратификация. Особенности социализации мальчиков и девочек. Феминистские исследования воспитательных практик. Освоение детьми гендерных ролей через игрушки, детскую литературу, выбор партнера своего пола для игр.

Тема 5. От наказания к открытому договору: новые практики воспитания.

Противоречия современных воспитательных практик: свобода или зависимость, забота или контроль, гуманизм или насилие? Бескорыстный и реципроктный альтруизм (К.Дженкс).

Нормативно-педагогические принципы и реальная воспитательная практика. Нормативные ожидания в отношении детей. Новые социокультурные возможности ребенка.

Индивидуализация детства. Жизнь ребенка как «биографический проект» (У.Фухс).

Типология модернизации детской жизни по следующим критериям: 1) отношения родителей и детей; 2) «ранняя биографизация»; 3) индивидуализация уклада жизни (П.Бюхнер, Г.-Г. Крюгер, М.Дюбуа-Реймон).

Тема 6. Родительство как социокультурный феномен.

Социальный портрет современного родителя. Эволюция материнских чувств. Особенности материнских и отцовских ролей, функций.

Роль экспертов в семейной социализации. Инфантилизация взрослых в современном обществе. Особенности воспитания ребенка в российском обществе. Проблема насилия в семье .

Социально-классовые детерминанты в родительских установках, методах воздействия.

Тема 7. Методологические и методические принципы исследования проблем детства.

Особенности использования количественных и качественных методов в исследованиях по проблемам детства. Проективные методики. Наблюдение. Биографический метод. Контент-анализ. Эксперимент.

Организаторы предложили нам семь тем для каждого дня недели:

понедельник - лес;

вторник - магия;

среда - ведьма;

четверг - призрак;

пятница - насекомое;

суббота - зеркало;

воскресенье - животное (зверь).

Как Вы можете видеть, темы довольно интересные, но некоторые из них ассоциируются с чем-то мрачным и сумеречным. Лес изображается густым и страшным, с незнакомцами и неожиданными встречами; магия связана в нашем сознании с колдовством; ведьма и призрак - преимущественно отрицательные персонажи. Сначала данная тематика немного меня смутила, т.к. в данном ключе я еще никогда не рисовала, но все-таки решила попробовать.

Моим рисункам и картинам за неделю поставили около 800 лайков, что меня несказанно обрадовало! Особенно понравились Хозяйка Медной горы в виде ящерицы из произведения П.Бажова "Малахитовая шкатулка", Царевна - Лебедь из "Сказки о Царе Салтане..." А.Пушкина и кот Баюн из русских народных сказок.

Хотя довольно сложно рисовать и отслеживать тысячи рисунков своих коллег, но было очень увлекательно посмотреть, как и что рисуют для детей иллюстраторы со всего мира, а также почерпнуть новые знания.

По своему опыту могу сказать, что рисовать для детей довольно сложно. Когда я сама готовила исследовательский материал в виде рисунков, то обязательным условием была их стилизация: рисунок очень простой, ничего лишнего, люди без бровей и рта, чтобы у ребенка не проявился разброс реакций, - все, как учили в университете преподаватели - психологи. В моей практике были (и не раз) такие моменты: дети, которым я предлагала рассмотреть нарисованную сложную социальную ситуацию, оценивали мой рисунок: "Ну, ничего, я тоже не умею рисовать..." или "Я тоже так рисую..." И даже иногда просили: "Нарисуйте сначала Вы - а потом будем рисовать мы". Очень маленькие дети хотят видеть полноценные иллюстрации, раскрашенные картины, а простой, стилизованный под детский рисунок вызывал удивление, но так было надо с научной точки зрения.

Мне хотелось бы узнать у иллюстраторов, знают ли они, как сами дети реагируют на их рисунки для книг и мультфильмов? Это была бы очень интересная и занимательная дискуссия.

Думаю, ответ будет не однозначным. Из своего детства и детства друзей помню, что мы больше всего засматривались иллюстрациями из "Золотой Ригмы"(иллюстратор - Геннадий Павлишин) , "Финиста - ясного сокола" и других книг, где на картинах были переданы эмоции, где все персонажи были хорошо прорисованы, что заставляло нас взяться за карандаши, краски и попытаться повторить, придумать свой образ.

Обращает на себя внимание тот факт, что на ребенка приходится довольно много "страшилок" и в иллюстрациях книг, и в мультфильмах. Сказки отражают время, в котором живут люди. Видимо, наша действительность востребовала такую тематику, а подобные "страшилки" дают ребенку возможность пережить "хороший страх". Только в этом тоже надо знать меру. Например, тема зеркала вызвала довольно неоднозначную реакцию и затруднение у многих художников. Кто-то стал рисовать страшные иллюстрации. А мне вспомнился случай, когда на международном сайте для родителей Quibly женщина задала вопрос: "Моя дочь после просмотра фильма боится смотреть в зеркало. Что делать? Пожалуйста, помогите!" Психологи со всего мира стали давать советы, как ребенка вывести из этого состояния. Х удожники могут превратить что-то страшное для ребенка в неуклюжее и смешное. В этом их главная задача.

В заключение хочу показать Вам свои рисунки и будет очень интересно узнать мнение Ваших детей.
Использованные произведения:
лес - "Три медведя", Л. Толстой;
магия - "Сказка о царе Салтане...",
А.Пушкин;
ведьма - русская народная сказка "Терешечка";
призрак - "Малахитовая шкатулка", П. Бажов;
насекомое - "В траве сидел кузнечик" ("Приключения Незнайки...", Н. Носов);
зеркало - "Светлана", В. Жуковский;
животное - кот Баюн из русских народных сказок.

Вышел номер журнала «Социологические исследования» с разделом, приуроченным к 25-летию «Социологии детства» в мире:

  • Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62-69.

Аннотация: В статье представлены три этапа развития социологии детства: от изучения детей в рамках общесоциологических подходов к социализационным теориям и постепенному становлению «новой» социологии детства. Эта отраслевая социология в современном состоянии базируется на понимании детей как активных членов общества, проведении сравнительного анализа различных групп детей в междисциплинарных исследованиях в области детства. Выделены общие и особенные характеристики российских и зарубежных теоретических, методологических и эмпирических исследований. Аргументирована необходимость пересмотра периодизации детства, которая должна быть основана на новых явлениях и специфике деятельности детей, особенно связанных с процессами информатизации и потребительскими практиками. Обозначены перспективы профессионализации сообщества российских социологов детства в технологиях и методах исследования нового поколения.

Ключевые слова: детство; социология детства; научные дискуссии; социологические ассоциации; институционализация; российская социология детства; исследования детства

  • Саралиева З. Х., Кутявина Е. Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.

Аннотация: В статье представлены результаты исследований 2012–2016 гг., посвященных качеству жизни детей; их адаптации к учебе и школьному взаимодействию на разных ступенях обучения; конфликтам, агрессии и насилию в школе; профориентационной работе с выпускниками школ; внутрисемейному взаимодействию, отношению к членам семьи. Выявлены и систематизированы факторы, повышающие риск участия в различных ситуациях школьного насилия (вербальное или физическое, агрессор или жертва). В качестве значимых рискогенных факторов выделены: семейное неблагополучие, материальное неблагополучие, смерть близкого человека, переезд. Определены проблемы адаптации к школе на разных этапах обучения, особенности мотивации к учебе школьников разного возраста, специфические проблемы адаптации школьников из семей мигрантов. На основе исследования ценностных ориентаций учеников старших классов и их родителей выделены сходства и различия представлений учеников и их родителей об образовании и будущей профессии; о предпочтительном, допустимом и недопустимом профессиональном выборе. Авторы отмечают проблемы, возникающие при проведении массовых опросов младших и средних классов, которые возможно преодолеть тщательным контролем ситуации опроса и использованием дополнительных, нестандартизированных методов исследования (наблюдение, интервью). Результаты исследований показывают необходимость учета мнения детей как о «детских» (дружба, школьная успеваемость, отношения со сверстниками), так и о «взрослых» проблемах (бедность, развод, миграция). Авторы отмечают некоторые организационные проблемы при проведении опросов в школе.

Ключевые слова: детство; социология детства; насилие в школе; проблемы школьной адаптации; выбор профессии

  • Савинская О. Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85.

Аннотация: В статье описывается значимость изучения детства как самодостаточного объекта социальной практики. Дается обзор становления данного направления в социологии, обозначаются основные постулаты. Эмпирическая часть посвящена изучению детского сада как особого жизненного мира детей. Особое внимание уделяется описанию метода сбора данных – интервью-игре как адекватному методу для изучения мнения детей. Обозначены методические особенности реализации интервью-игры: использование психодраматических техник, использование детских игрушек (персонажей) для проецирования обсуждаемых ситуаций. Описывается процесс формирования доверительных отношений. Анализ интервью показал, что дети оказываются уникальными «экспертами», умеющими через особо построенную беседу рассказать о своем ощущении жизни в детском саду и о своих идеях ее изменения. Дети делают акцент на значимости игры с ровесниками, особенностях практик ухода (еды и сна), тактиках взаимодействия воспитателя с детьми, делают свои предложения по созданию более комфортных условий в детском саду. Полученный методический опыт показал, что развитие техник интервьюирования детей идет в русле развития метода интервью, а собранные данные могут стать полезным материалом для модернизации дошкольного образования.

Ключевые слова: социология детства; качественные методы; геймификация; дошкольники; интервью-игра; детский сад; дошкольное образование

  • Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и российских исследований географического направления в социологии детства. Существенное влияние на ее становление оказали идеи о множественности детских миров, позиции детей-акторов и др. Эмпирической основой для выявления исследовательских ориентиров, формирования смыслового поля и сопоставления методик социогеографического направления изучения детства послужили материалы международного научного журнала «Children’s Geographies», издающегося с 2003 г., а также монографии и статьи из других журналов. Выделены пять основных направлений – детские игры и их места, дети и улица, детские мобильности, городская доброжелательность к детям, детство и пространство на макросоциальном уровне. Социогеографические представления детства наряду с исследовательским поиском выполняют задачу преодоления разрывов между миром детей и миром взрослых. В российской социологической практике детство пока исследуется на локальном уровне. В этом плане зарубежные исследования могут дать методологические и методические ориентиры отечественным ученым, предоставить эмпирический материал для сравнительных исследований.

Ключевые слова: «новая» социология детства; географии детства; социогеографическое направление исследований

  • Аланен Л. М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 94-97.

Аннотация: Автор размышляет о возможности применения «теории пересечений» для изучения проблем детства. Проводится аналогия с использованием данного концепта в исследованиях феминизма и обсуждаются возможности его приложения в социологии детства. Автор обращается к позиции Й. Квортрупа по проблеме «теории пересечений» в отношении детства. Такое рассмотрение позволит не только описать «множества детств» – жизненных миров, идентичностей и опыта, но и провести причинно-следственный анализ современного детства.

Ключевые слова: социология детства; теория пересечений; постмодернизм; феминизм; методология

Социология детства
Одно из главных достижений науки о детстве конца 1980-х- 1990-х годов - появление социологии детства. Разумеется, социологи всегда интересовались проблемами детства, но чаще всего это делали попутно с какими-то другими сюжетами, в рамках социологии воспитания или социологии семьи. "Субъектные" аспекты и специфические социальные трудности детства нередко оставались при этом в тени.

Поворотным пунктом к созданию новой парадигмы детства стал международный проект "Детство как социальный феномен" Европейского Центра социальной политики под руководством датского социолога Енса Квортрупа. Вместо привычной "психологизации" мира детства, в центре этого проекта оказались социально-экономические, демографические и политические проблемы: детство как социально-демографическая группа, его место в социальной структуре и структуре населения; положение детства в системе взаимоотношений между поколениями; социография детства (данные демографической статистики о динамике детского населения); положение детей в семье; формы деятельности детей - их трудовая занятость, школьные занятия, досуг как "запланированная спонтанность" и т.д.; дистрибутивная справедливость - насколько велика и справедлива доля получаемого детьми общественного продукта, как он делится между разными поколениями; экономика детства - что дети получают от общества и каков их собственный вклад в экономическое развитие; правовой статус детей; отношения между государством, родителями и детьми; диалектика защиты детей и автономии детства. Например, запрещение детского труда может быть как способом защиты детей, так и способом их дискриминации, отрицания их права на труд. Такая же двойственность проявляется и в законодательном регулировании детской сексуальности, когда защита детей от сексуальной эксплуатации взрослыми порой оборачивается отрицанием и подавлением сексуальных чувств и потребностей ребенка.

Социологическая теория детства
Новые исследовательские вопросы вызвали к жизни и новую теоретическую рефлексию о детстве.




Однако в целом российские исследования по социологии детства остаются разрозненными и атеоретическими.

Детство как социальный феномен


Поворотным пунктом к созданию новой парадигмы детства стал международный проект "Детство как социальный феномен" Европейского Центра социальной политики под руководством датского социолога Енса Квортрупа. Вместо привычной "психологизации" мира детства, в центре этого проекта оказались социально-экономические, демографические и политические проблемы: детство как социально-демографическая группа, его место в социальной структуре и структуре населения; положение детства в системе взаимоотношений между поколениями; социография детства (данные демографической статистики о динамике детского населения); положение детей в семье; формы деятельности детей - их трудовая занятость, школьные занятия, досуг как "запланированная спонтанность" и т.д.; дистрибутивная справедливость - насколько велика и справедлива доля получаемого детьми общественного продукта, как он делится между разными поколениями; экономика детства - что дети получают от общества и каков их собственный вклад в экономическое развитие; правовой статус детей; отношения между государством, родителями и детьми; диалектика защиты детей и автономии детства. Например, запрещение детского труда может быть как способом защиты детей, так и способом их дискриминации, отрицания их права на труд. Такая же двойственность проявляется и в законодательном регулировании детской сексуальности, когда защита детей от сексуальной эксплуатации взрослыми порой оборачивается отрицанием и подавлением сексуальных чувств и потребностей ребенка.

Намеченная Квортрупом программа была реализована в серии подробных национальных отчетов, описывающих социальное положение детей в ряде стран (Канада, Челословакия, Дания, Англия, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Израиль, Италия, Норвегия, Шотландия, Швеция, Швейцария, США и Югославия), результаты которых были сведены в статистический компендиум.. Это способствовало дальнейшему развитию и институционализации социологии детства.

В 1998 г. в рамках Международной социологической ассоциации создан специальный Исследовательский комитет по социологии детства, интересы которого тесно переплетаются с работой исследовательских комитетов по социологии воспитания, семьи и молодежи, а также ЮНИСЕФ.

Европейская Комиссия включает данные о социальном положении детей, состоянии их образования, здоровья и т.д. в свои ежегодные отчеты о национальной семейной политике европейских государств в форме специальных докладов. Специальные международные отчеты посвящены проблемам детской бедности, преступности, смерти от несчастных случаев и т.д. публикует ЮНИСЕФ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) регулярно собирает и публикует данные о состоянии здоровья и развития детей и подростков. Одним из ведущих междисциплинарных, но по преимуществу социологических, изданий, посвященных детству, стал выходящий с 1994 года "глобальный журнал исследований ребенка" Childhood. Слово глобальность имеет в данном случае два значения. Во-первых, журнал стремится преодолеть европоцентризм и охватить все страны и континенты. Во-вторых, он является глобальным по своей тематике, рассматривая мир детства в самом широком социокультурном контексте, от психологии до архитектуры (например, в каком физическом и символическом пространстве живут и развиваются современные городские дети и как это влияет на их поведение и психику).

Социологическая теория детства
Новые исследовательские вопросы вызвали к жизни и новую теоретическую рефлексию о детстве.
В отличие от традиционных психолого-педагогических исследований, все еще методологически привязанных к биологической парадигме онтогенеза, социология детства рассматривает его не как природную данность, а как социальный конструкт, а детей - как соучастников (хоть и не всегда полноправных) социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир, подчеркивая, что детский взгляд (точнее - взгляды) требуют к себе серьезного внимания со стороны взрослых. Существует несколько специфически социологических парадигм изучении детства.

Первая парадигма - рассмотрение детства как особого "племени" (tribal group), со своей особой культурой, языком, игровыми традициями и т.д., уходит своими идейными истоками в антропологию. Слово "племя" подчеркивает, что детская культура может быть бесписьменной и содержит в себе много архаических элементов, которые непонятны взрослым и тем не менее весьма существенны.
Вторая парадигма - дети как социальное меньшинство, аналогичное гендерным, расовым, социально-экономическим и этническим меньшинствам. Эта парадигма делает исследователей детства особенно чувствительными к проблемам социального неравенства, отношениям власти и дискриминации.
Третья парадигма выдвигает на первый план проблемы маркирования социального пространства детства как признанного компонента всех социальных структур - где, как и в каком именно статусе дети участвуют в общественной жизни, как это сказывается в членении жизненного пути и т.д.
Наконец, четвертая парадигма ставит во главу угла изучение дискурсов, производящих и видоизменяющих идею ребенка и детства: какие именно свойства детей при этом выделяются и подчеркиваются или, наоборот, замалчиваются, и как это, в свою очередь, влияет на психологию детей и их взаимоотношения со взрослыми.
Разумеется, ни одна из этих парадигм не является самодовлеющей, это просто разные углы зрения на один и тот же предмет. Общие черты современной социологической теории детства: 1) понимание ребенка как социального субъекта и 2)понимание множественности детства и детских миров. Это выдвигает на первый план наиболее острые социальные проблемы, такие как детская бедность, беспризорность, преступность, наркомания, проституция и т.д., причем обсуждение причин этих явлений неразрывно связано с поиском конкретных и эффективных методов социальной интервенции.

При этом подчеркивается, что акцент на помощи и социальной интервенции не означает превращения ребенка в объект. Тем более, что во внимании и помощи нуждаются не только дети, обездоленные на макросоциальном уровне. "Другие" дети, требующие к себе повышенного внимания, постоянно создаются и на микроуровне, в процессе повседневного развития и общения со сверстниками. "…Отличием "других" детей от своих сверстников является достаточно раннее (или сформированное семьей или совершенно индивидуальное, природное) свойство осознания себя "как другого", отличающегося от принятых в детском, а особенно в подростковом коллективе, манерами, интересами, ценностями, привычками и пр." Это делает "социологический" ракурс необходимым везде и всюду.

Социология детства существует и в России. Прежде всего это государственные доклады о положении детей и основанные на них программы. Статистические данные собирают и многочисленные неправительственные организации. НИИ детства Российского детского фонда начиная с 1990 г., регулярно публикует доклады и исследовательские материалы о положении детей в России, последний такой доклад вышел в 2000 году. К сожалению, как государственная, так и негосударственная статистика не всегда надежна и ее нередко используют в неблаговидных политических целях. Социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодежи и т.д. Особое внимание уделяется при этом наиболее болезненным проблемам, таким, как социальное сиротство, беспризорность, детская преступность, проституция и т.д. Большая работа по изучению детства в контексте социологии семьи и образования проводится Российской Академией образования. Интересные материалы по комплексной социальной и психолого-педагогической программе "Защита детства" публикует журнал "Мир детства", издаваемый "Социальные инновации" (с 2002 г.). В Институте молодежи с 1998 г читаетcя курс социологии детства. Социологически ориентирован учебник "Социальная педагогика" А.В. Мудрика.

Много пишут о социальном развитии детства и ведущие отечественные психологи, хотя с конкретными социальными фактами психологические концепции все еще связаны слабо. Полезным инструментом интеллектуальной координации междисциплинарных исследований детства стали проводимые Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена ежегодные международные конференции "Ребенок в современном мире"; последняя, девятая конференция состоялась в 2002 году и была посвящена теме "Дети и город".

Однако в целом российские исследования по социологии детства остаются разрозненными и атеоретическими.



Рассказать друзьям