Способы преодолеть страх. Способы преодоления страха

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что же такое пет-терапия. Пет или анималотерапия, это общение с животными, не только лечит, но и позволяет проводить профилактику самых разных заболеваний, а также оказывать психотерапевтическую помощь. Причем в процессе лечения участвуют не только сами животные, но и их образы, и издаваемые звуки. Многочисленные исследования показывают, что те, у кого есть домашние питомцы, живут дольше и болеют реже, их нервная система более устойчива.

Контакт с животными помогает снять стресс, нормализовать работу нервной системы, способствует гармоничным отношениям в семье. Такое общение помогает человеку лучше контактировать с окружающими, быстрее проходит психическая и социальная реабилитация.
ДАВЛЕНИЕ? ПОГЛАДЬТЕ КОШКУ!

Еще древние греки для борьбы с различными недугами прибегали к помощи собак, а египтяне - к помощи кошек. Древние же индийцы высоко ценили целебный эффект от прослушивания птичьего пения.
Да-да, наши домашние питомцы не только отличные друзья, но и прекрасные лекари.

Все ли домашние животные «лечебные»? Как, к примеру, «лечат» кошки и собаки?
- Оказывать терапевтический эффект могут все домашние питомцы вне зависимости от породы. Главное, чтобы это были спокойные животные с устойчивой психикой. Здесь все зависит от психоэмоциональной связи хозяина и питомца. Ведь если человек боится своего кота или собаки или вовсе не любит (увы, бывает и такое),то о лечении и речи нет. Для этой цели не подходят также животные, которые живут на улице: они совершенно по-другому настроены к человеку и выросли в других условиях.

Канистерапия (лечение при помощи собак) помогает при недостатке движения, хорошо подходит для профилактики заболеваний сердца, инфаркта миокарда. Собака повышает самооценку и избавляет от дефицита в общении. Этот вид терапии рекомендуют при различных заболеваниях нервной системы. Собак часто можно встретить в хосписах и психиатрических клиниках.

При всех успехах современной медицины канистерапия самый востребованный вид пет-терапии, из за дружелюбности собак и доступности этого метода. Постоянное общение с собакой помогает детям стать более открытыми, лучше владеть собой и снимает эмоциональное напряжение.

Лечение с помощью кошек

Фелинотерапия, или терапевтическое воздействие кошек, помогает снижению артериального давления, приводит в порядок работу сердца, избавляет от суставных и головных болей. Помогают кошки избежать и гипертонического криза. А ритмичное поглаживание любимицы способствует нормализации давления и пульса. Кошки ускоряют выздоровление после травм, лечат внутренние воспалительные заболевания. Общение с кошками укрепляет иммунитет.

Полезно и их мурлыкание. Эти звуковые колебаний на частоте от двадцати до пятидесяти герц помогает процессу исцеления: повышает защитные силы организма и ускоряют заживление ран. В результате воздействия подобных колебаний повышается и плотность костей, что способствует скорейшему сращиванию переломов.

Мурки сами замечательно умеют угадывать самые больные места своего хозяина - на них-то они чаще всего и ложатся. А все потому, что когда у человека в организме что-то нарушается, энергетический потенциал в этой области меняется, и кошка это прекрасно чувствует.

Кошки также способны предупредить сердечный приступ. Так, например, если человек начинает сильно нервничать, злиться, животное старается привлечь внимание хозяина, успокоить, поскольку, вероятно,чувствует сбой в его энергосистеме.

Пет-терапия противопоказания

Есть ли противопоказания у пет-терапии, и какие заболевания ей неподвластны?
- Противопоказанием является, конечно же, аллергия на все, что связано с домашними питомцами. Если человек испытывает страх перед четвероногими, тут анималотерапию тоже применять не стоит.
Увы, неподвластно животным излечение заболеваний, требующих хирургического вмешательства и тех, что уже находятся на последних стадиях. Хотя при онкологии четвероногие друзья способны облегчить страдания больного, а порой даже приостановить развитие опухоли. Общение с лошадьми (иппотерапия) применяется при нарушениях опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травмах, атеросклерозе, полиомиелите, заболеваниях ЖКТ, простатите, сколиозе. Дельфинотерапия позволяет улучшить психоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение. Помогает детям с аутизмом, ДЦП, олигофренией и синдромом Дауна.
К анималотерапии также относят гирудотерапию (лечение пиявками) и апитерапию (лечение пчелами).

Пет-терапия (англ. pet therapy, от англ. pet - обобщённое название домашних животных, дословно «любимое животное» или англ. animal assisted therapy) - метод лечения пациентов с помощью домашних животных (собак, лошадей,дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.). В России пет-терапия больше известна под названием зоотерапия или анималотерапия (от лат. animal - животное). Широкое распространение пет-терапия нашла в западных странах. В США существует международная организация терапии животными (Pet Therapy International). Единой общепринятой терминологии у пет-терапии пока нет.

Влияние

Учёные выявили благотворное действие на человека при общении с животными, а также возможности использования сенсорных свойств (обоняние) собак для диагностики недугов человека. На сегодняшний день проводится множество различных исследований, посвящённых изучению влияния животных на людей. К. Аллен (англ. Karen Allen), исследователь Университета Штата Нью-Йорк в Буффало, изучает пользу приносимую животными на состояние здоровья человека. К. Аллен отмечает, собаки могут помогать людям справиться со стрессом, хотя до сих пор никто не может объяснить механизм, благодаря которому это происходит.

Также С. Баркер (англ. Sandra B. Barker) и Кэтрин Доусон (англ. Kathryn S. Dawson) из медицинского факультета в Университете Вирджинии изучали влияние собак-терапевтов на уровень тревожности госпитализированных психиатрических больных, имевших широкий круг диагнозов. В ходе эксперимента выяснилось, что анималотерапия более эффективна, нежели традиционная психотерапия. Почти все пациенты продемонстрировали значительное снижение уровня тревожности благодаря животным. Исключение составили люди с сильно выраженными степенями зависимости.

В той или иной мере положительное воздействие терапия с использованием животных оказывает при следующих заболеваниях:

  • Повышенная тревожность.
  • Эпилепсия.
  • Рассеянный склероз.
  • Различные виды деменции .
  • В реабилитации после травм, инсультов.
  • При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным. В 2011 году почти 60 процентов американских хосписов, использовавших комплементарную медицину, использовали для лечения животных.

История

Отдельной дисциплиной пет-терапии является канистерапия (от лат. canis - собака), лечение больных при помощи собаки. Основные принципы пет-терапии сформулированы на основе канистерапии.

История канистерапии уходит корнями в 1796 год, когда в английском графстве Йоркшир Обществом Друзейбыла основана больница для душевнобольных «Ретрит». Основатель больницы Уильям Тьюк и его сподвижники заменили традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в лечении стали применять собак. Врачи больницы отмечали положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.

Также американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, как его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приёмной во время сеанса лечения, впоследствии и предложил использовать этих животных для лечения психических расстройств. Он впервые употребил в 1969 году термин «пет-терапия».

Человек издавна догадывался о целебных свойствах собак на интуитивном уровне, что отразилось в религии и мифологии. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который нередко посещал пациентов в виде пса и зализывал раны больных. Святых раннего христианства часто изображали в компании с собаками, которые их когда-то вылечили.

В наше время учеными установлено, что сверхчувствительное обоняние помогает собакам определять редкое сочетание белков в злокачественных опухолях, собаки способны предчувствовать как минимум за 20 минутэпилептический припадок, отличить одежду здоровых детей от детей, страдающих аутизмом. Анализ слюны собаки показал, что в ней содержится лизоцим, антисептик.

По данным исследования Animal Planet первым в истории канистерапии является легендарный йоркширский терьер Смоки (Smoky). Смоки был зачислен в состав 26-го разведывательного авиаполка 5-й Армии ВВС США, прошёл через Вторую мировую войну, заслужил 8 боевых наград и получил звание капрала. Смоки работал в госпиталях в качестве собаки-терапевта в течение 12 лет, во время и после Второй мировой войны.

История возникновения диагностики заболеваний при помощи собак

На мысль использовать собак в качестве диагностики больных, учёных навели рассказы людей о своих домашних животных. Например, Пол Джексон (англ. Paul Jackson) рассказал врачу, что его пёс Тинкер (Tinker) всегда предупреждал о развитии гипогликемии (снижения уровня глюкозы после чрезмерной дозы инсулина). Эти данные подтвердили учёные из Университета Квинс в Белфасте. Было опрошено 212 владельцев собак больных диабетом. У 65 % больных животные предчувствовали наступление гипогликемии у хозяина. Собаки проявляли беспокойство, начинали скулить, лаять или каким-либо другим способом демонстрировали своё беспокойство.

В американском городе Эйлсбери ортопедом Джоном Хантом (англ. John Hunt) был основан Исследовательский Центр выявления рака и биологических опасностей (англ. Cancer and Bio-Detection Dogs research center) с помощью собак.

Врач решил проверить разрозненные данные о способности собак распознавать различные заболевания. Первым подтверждённым случаем такой способности стала «собачья» диагностика рака мочевого пузыря по запаху мочи.

Предчувствие собаками приближения эпилептического припадка у детей подтвердили канадские учёные. Исследования проводились в университете Калгари (University of Calgary) и детской больнице Альберты (англ. Alberta Children’s Hospital). Адам Кертон (англ. Adam Kirton), руководитель исследований, рассказал, что в ходе научного эксперимента наблюдение велось за 45 семьями, в которых живут собаки, где с детьми происходят приступы, по меньшей мере, раз в месяц. В двадцати семьях сообщили, что их собаки реагируют на приближении припадка. Десять собак пытаются предупредить ребёнка или семью разными, доступными собаке средствами.

Руководитель австралийского совета по борьбе с онкологическими заболеваниями Ян Олвер заявил, что собаки практически безошибочно определяют рак лёгких и молочной железы.

Виды пет-терапии

Различают направленную (использование специально обученных животных по разработанным терапевтическим программам) и ненаправленную (взаимодействие с животными в домашних условиях). Направленную анималотерапию разделяют в зависимости от того, какие именно животные используются в пет-терапии.

Иппотерапия

Иппотерапия - лечебная терапия. Родоначальницей этого вида пет-терапии считается датская спортсменка (конный спорт) Лиз Хартель. Спортсменка, переболев полиомиелитом, была частично парализована. 9 лет упорных реабилитационных тренировок дали ошеломляющие результаты, в 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки Лиз Хартель завоевала серебряную медаль по выездке.

Терапевтическим фактором иппотерапии является комплексная активизация и мобилизация организма - физическая и психологическая. При верховой езде требуется концентрация внимания, максимально возможная собранность и потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным. Это активизирует психические процессы. Во время занятий верховой ездой работают почти все мышцы человека, и происходит это на рефлекторном уровне. Иппотерапия рекомендована для детей с ДЦП, при ампутации, артритах, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, потере органов чувств, миопатии, рассеянном склерозе, эпилепсии.

В Финляндии с 1992 года осуществляется подготовка иппотерапевтов, в ходе которой можно получить второевысшее образование.

Канистерапия

Канистерапия (от лат. canis - собака; англ. Therapy dog) - терапия с использованием собак; является одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больныхаутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП), страдающихолигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшаетсяспастичность, улучшается память.

Реабилитация - самое развитое на сегодня приложение канистерапии. Принцип лечебной кинологии с больными детьми основан на том, что занятия проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В зависимости от диагноза инструкторы подбирают специальную систему упражнений. Детей с нарушениями слуха и речи учат произносить слова, в присутствии животных у них сильнее мотивация. Для детей с ДЦП, чтобы развить двигательные функции рук и ног, предлагают выполнить определённые движения.

Канистерапия - предмет глубокого теоретического исследования. Как показывают исследования российских и зарубежных специалистов, канистерапия обладает высокой эффективностью для преодоления проблем, связанных с социальной дезадаптивностью воспитанников детских домов.

Собака является социальным животным, тем самым ориентируется на окружающих её людей, искренна в любви и преданна. На основе этих качеств, специалисты разрабатывают различные программы с участием собак-терапевтов для устранения депривационных симптомов у воспитанников сиротских домов. С помощью канистерапии у детей формируются позитивные социальные установки, развиваются коммуникативные навыки общения, снимается критическое эмоциональное напряжение.

По данным исследований НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук, занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, моторику, снижают количество эпилептических припадков, неразговорчивые дети начинают больше говорить, а дети с пониженной (приобретённой или врождённой) эмоциональностью начинают проявлять способность активно реагировать на окружающий мир. В апреле 2004 года в России вышло пособие «Лечебная кинология».

Канистерапия хорошо зарекомендовала себя для улучшения психологического самочувствия в хосписах и психиатрических клиниках. В 90-х годах в США министерством здравоохранения официально разрешено присутствие собак в клиниках в качестве медперсонала. С тех пор многие госпитали имеют в своем штате собак, которые получают зарплату и пользуются всяческими социальными привилегиями. Присутствие животных помогает больным преодолеть больничное одиночество и отчуждение, лучше подготовиться к предстоящей операции. В российской психиатрии тоже получила развитие канистерапия и сопутствующие исследования.

Дельфинотерапия

Дельфинотерапия - вид медико-психологической реабилитации. Дельфинотерапия и плавание с дельфином рекомендуется для оздоровления и медико-психологической реабилитации тем людям, кто перенёс тяжелые психологические травмы (попавшие в экстремальные условия, пережившие землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс).

В 2005 году создан Международный Институт Дельфинотерапии (англ. International Institute Of The Dolphin Therapy). В Институте разработана первая официальная программа дельфинотерапии (англ. Dolphin Assisted Therapy - DAT), а также получен патент на «Способ лечения ультразвуковой терапией при помощи контролированного излучения сонара дельфина». Принцип лечения сонофорезом основан на ультразвуковомвоздействии дельфина. Физиологический эффект лечения при помощи ультразвука характеризуется значимыми изменениями в биоэлектрической активности мозга.

Основные показания для проведения курса

  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • ранний детский аутизм (РДА);
  • синдром Дауна и другая генетическая патология;минимальная мозговая дисфункция (ММД) либо синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • функциональные нарушения центральной нервной системы (ЦНС);
  • умственная отсталость (кроме глубокой степени), расстройства речи и слуха;
  • нейросенсорная тугоухость (НСТ);
  • неврозы, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР);
  • депрессивные расстройства неэндогенного характера (субдепрессивный уровень);
  • расстройства памяти, нарушения обучаемости.

Противопоказания

  • больные эпилепсией;
  • острые инфекционные заболевания;
  • онкологические больные;
  • стандартные противопоказания для реабилитационного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения.

Дельфинотерапия хорошо комплиментарна для медикаментозного и физиотерапевтического лечения, может применяться комбинированно или в сочетании с другими реабилитационными методами. Она, как и психотерапия, неосуществима без положительного эмоционального контакта с пациентом. Во всех этих случаях срабатывает «эффект маятника». Обращение к использованию дельфинов обусловлено их уникальными природными особенностями: отсутствие к ним культурных ограничений (во временном и географическом аспекте), сочетание высокого интеллекта и редких физических данных, особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Все вместе взятое продуцирует сильную позитивную установку (эффект «положительного культурального шока»).

Фелинотерапия

Фелинотерапия (лат. felis - кошка) - это методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи контактов с кошками. Как выяснили врачи-терапевты Англии и США, работавшие в специализированных клиниках для умственно отсталых детей, кошки оказывают серьёзную помощь людям, страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга и даже способствуют полному исцелению зависимых от алкоголя и наркотиков. Люди с нарушениями психики воспринимают присутствие кошки без малейшего раздражения. Общение с кошками показано при депрессии , неврозах , маниях и шизофрении . Кошка, по сути, не делает ничего необычного, она просто ластится к больному, лижет ему руки, лицо. Её тепло, умиротворяющее урчание позволяют пациенту расслабиться.

Кошачье мурлыканье помогает заживлять раны и укреплять кости, к такому выводу пришли учёные из Института общения животных в Северной Каролине, которые исследуют звуки семейства кошачьих.

Апитерапия

Апитерапия - лечение пчелиным ядом (не рекомендуется людям с аллергическими реакциями). Пчелиный ядсодержит 18 из 20 обязательных аминокислот, неорганические кислоты, множество химических элементов и витаминов и является мощным катализатором физиологических процессов. Применяется для лечениярассеянного склероза,варикоза.

Энтомотерапия

Энтомотерапия - применение в лечебных целях различных насекомых. Вид зоотерапии. С давних времён насекомые считались вредителями и разносчиками разных инфекций. Но эти существа могут лечить людей. Многие насекомые в наше время активно используются в медицине.

Например, муравьиный яд в народной медицине считается не менее полезным, чем пчелиный.

Проекты

В 1993 году в США стартовал проект «Пух» под руководством Джоан Далтон. Цель проекта научить малолетних заключённых терпению, ответственности и состраданию. Подростки работали с собаками, которым грозило усыпление, в двух приютах. Они использовали положительное подкрепление, чтобы дрессировать собак, которых затем отдавали в семьи. Этот проект переняло американское общество Delta Society, одна из крупнейших американских анималотерапевтических организаций.

Лучшей в мире по вынюхиванию раковых клеток признана чёрный лабрадор-ретривер по кличке Мэрин. Собака была клонирована в лаборатории южнокорейской биотехнологической компании RNL Bio. Двух щенков, обученных для определения раковых опухолей, собираются продать по цене 500 миллионов вон.

Пет — терапия (от английского pet — домашнее животное, питомец) или зоотерапия — это психотерапевтический метод воздействия на человека с помощью животных.

Впервые собаки — терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк.

Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов.

Но как метод пет — терапию открыли только во второй половине XX века. Идею предложил психотерапевт из Нью — Йорка Борис Левинсон (Boris Levinson). Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт. Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах.

Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии. Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех.

Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау — чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов» — животных…

Цель пет — терапии

Любой владелец домашнего животного знает, какое положительное влияние тот оказывает на психологическое и физическое состояние хозяина. Это сугубо направленная пет — терапия.

А вот профессиональную пет — терапию оказывают подготовленные специалисты с обученными, уникальными животными по разработанным программам. Уникальными, потому что не все виды животных могут оказывать пет — терапевтическое воздействие на человека, да и не все животные.

В пет — терапии зачастую используют кошек, кроликов, лам, лошадей и дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных — терапевтов принадлежит собакам. Пет — терапия с их участием называется канистерапией.

Спектр показаний для канистерапии очень широк. Пет — терапией пользуются люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно — мышечными, психическими и другими заболеваниями. Собаки способствуют быстрейшему выходу из депрессивных состояний. Актуальной остается пет — терапия в реабилитации людей после психологических травм и страхов.

Канистерапия как метод пет — терапии

Пет — терапевтические методы часто выступают как вспомогательные в работе специалистов психологов или психотерапевтов.

Среди прочих методов пет — терапии канистерапия является самой эффективной. Почему? Оказывается в нашей генетической памяти собака ассоциируется с доверием, защитой и заботой. В одном исследовании детям от года до двух лет показывали фото разных симпатичных животных. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака.

Общение с собакой помогает человеку восстановить утраченные ресурсы, приобрести внутреннее равновесие и гармонию

Для пет — терапии тренеры выбирают животных определенного психотипа. Если говорить о собаках, то терапевтами становятся только устойчивые к внешним раздражителям собаки. Они должны спокойно реагировать на большое количество людей, на резкие движения и звуки, они также должны уметь быстро выходить из стресса. Наконец, собаки — терапевты просто любят людей.

Собаку для пет — терапии подбирают индивидуально

Для детей с ДЦП более эффективно терапия пройдет с флегматичной собакой, на которую можно поставить ногу или даже полежать на ней. В случаях, когда ребенок боится собак лучше использовать маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивным детям для пет — терапии подходят веселые, активные и игривые собаки, с которыми они могут выпустить энергию.

На терапии с ребенком могут работать двое взрослых — психолог и тренер собаки, канистерапевт. Встречаются психотерапевты со своей обученной собакой — терапевтом.
Со взрослым клиентом сеанс пет — терапии может проходить без сопровождения тренера собаки. На сеансе собака или любое другое животное, по существу, выступает посредником или связующим звеном между клиентом и психологом.

Человеку собака помогает расслабиться, получить поддержку и открыться. В свою очередь психологу работа с пет — терапевтом позволяет, минуя рациональные, часто ложные, рассуждения, сразу идти вглубь проблемы клиента.

Другие виды пет — терапии, лечения животными

Иппотерапия
Метод пет — терапии и реабилитации людей с помощью лошадей. Рекомендуется такая терапия людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Она повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

Фелинотерапия
Не секрет, что кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. Открыл фелинотерапию или терапию с помощью кошки ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше (Jean-Yves Gauchet).

Он утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» — серотонина. Однако фелинотерапия не получила широкого распространения в связи с тем, что кошки на новом месте могут вести себя непредсказуемо.

Дельфинотерапия как метод пет — терапии показана детям с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Плавание с дельфинами способствует восстановлению клеток и функций мозга, которые отвечают за те или иные нарушенные физиологические процессы.


Главный способ преодолеть или ослабить страх состоит в том, чтобы отделить воображаемые страхи от реальных. Помогая ребенку справиться со страхом, особенно важно различать два типа страхов, которые испытывают дети. Страхи первого типа защищают ребенка и обеспечивают его безопасность. Например, когда вы переходите дорогу и идите приближающуюся машину, «защитный» страх подсказывает: «Осторожно, скорее отойди!».

Страхи второго типа больше воображаемые, чем реальные. К ним относятся страх темноты, страх сделать ошибку, страх попросить о помощи, попробовать себя в чем-то новом, страх завязать отношения со сверстниками или быть ими отвергнутыми. Вместо того, чтобы защищать, страх такого типа мешает нормальной жизни, учебе и личностному росту.

Ключ к успешному преодолению страхов состоит в том, чтобы различать эти два типа страхов, чтобы слушаться «защитных» и преодолевать воображаемые. Второй способ преодолеть или ослабить страх – это так называемая систематическая десенсибилизация . Метод заключается в том, чтобы подвергать ребенка определенному страху в небольших дозах, постепенно приучая его к преодолению этого страха. Этот метод выворачивает наизнанку исходное усвоение реакции страха, то есть обусловливание фобий, и потому получил название контробусловливания. Третий способ преодолеть страх носит название моделирование. Суть его в том, что ребенок наблюдает, как другой человек спокойно и собранно переживает ситуацию, вызывающую у ребенка страх. Этот способ называется также обучение через наблюдение.

Роль позитивного саморазговора

в преодолении детских страхов.
Страхи есть у всех – и у детей, и у взрослых. См по себе страх – не проблема, сложности создает то, как мы воспринимаем его и реагируем на него. У страха всегда есть две составляющие: собственно стимул, порождающий страх, и то, что мы в определенном состоянии сознания закрепляем за этим страхом. Аффирмации эффективны именно в второй области, работая непосредственно над когнитивными мыслями и саморазговором, который усиливает страх.

Страх перед школой.
Так называемая школьная фобия – это крайняя степень страха перед школой, при которой ребенок старается любой ценой избегать не только посещения школы, но даже приближения к самому школьному зданию. Симптомы школьной фобии включают плач, мольбы ребенка, симуляцию болезней, чтобы остаться дома. Если все-таки заставить ребенка, страдающего этой фобией, пойти в школу, он будет плохо себя чувствовать, плакать и проситься домой.

Как правило, школьная фобия возникает на одном из трех этапов школьной карьеры ребенка:


  • перед первым классом,

  • во время перехода из начальной школы в среднюю,

  • под конец средней школы.
Чтобы помочь ребенку преодолеть школьную фобию, что именно в школе настолько ему не по душе. Например, причиной может быть то, что ребенку не удается наладить отношения со сверстниками, трудности в обучении, конфликт с учителем и т.д. Затем обсудите с ним эти причины. Бывают случаи, когда причиной школьной фобии становятся какие-то домашние проблемы, например, ребенка тревожит насилие в семье или болезнь кого-то из родителей, и он начинает испытывать страх, что, пока он в школе, дома может произойти несчастье.

Справиться со школьной фобией помогает техника систематической десенбилизации, которая была описана ранее. Помимо этого способа родитель или учитель может использовать аффирмации и внушить ребенку следующее:


  • школа совершенно безопасна;

  • учитель и сверстники относятся к ребенку доброжелательно;

  • дома у ребенка все в порядке;

  • в школе ты заведешь новых друзей;

  • в школе есть взрослые, которые о тебе позаботятся;

  • в школе ты многому научишься;

  • нет ничего страшно в том, что ты боишься школы.

Страх перед травлей в школе.
По данным обследования школьников, проведенной Американской медицинской ассоциацией, почти треть школьников сообщила, что сталкивались с травлей, причем выступали как в роли жертв, так и в роли самих обидчиков. Школьные обидчики, т.е. те, кто осуществляет травлю, дразнят, обижают, насмехаются, глумятся, шантажируют, угрожают, физически запугивают, распространяют слухи или иными способами мучают и изводят детей, которые неспособны защитить себя или по каким-то причинам этого не делают. Если ребенок боится за свою безопасность, он не в состоянии нормально учиться. Кроме того, исследования показывают, что жертвы травли, как правили, больше страдают от одиночества, у них меньше друзей, ниже оценки, и они более склонны к вредным привычкам.
Утешительные аффирмации для ребенка, ставшего жертвой травли :


  • я всегда поддержу тебя, если потребуется,

  • ты умный и храбрый,

  • твоя ценность не зависит от мнения школьного обидчика,

  • я уверен, что ты научишься защищать себя,

  • ты заслуживаешь уважительного обращения.
Мишель Борба в своей книге «Как создать моральный интеллект: семь основных добродетелей, которые учат ребенка вест себя правильно» настойчиво советует родителям внимательно выслушивать излияния ребенка, обиженного в школе, позволить ему подробно рассказать о том, что он пережил. Особенно важно уделить внимание тому, как ребенок отреагировал на случившееся, - это поможет придумать боле подходящий образ действий на следующий раз. Поскольку каждый ребенок и каждая школьная ситуация неповторима, очень полезно предложить ребенку разные варианты поведения – на разные случаи. Вот шесть самых эффективных способов школьной самообороны, предложенных М.Борба:

  • Прояви твердость. Прямая осанка, уверенный твердый голос, а также строгие слова «Прекрати!» - покажут обидчику, что тебя не запугаешь.

  • Отвечай на обиду вопросом. В ответ на обидное замечание спроси нейтральным тоном, не оправдываясь: «Почему тебе хочется ранить мои чувства такими словами?»

  • Начни с «Я хочу». Скажи обидчику, чего ты хочешь: «Я хочу, чтобы ты немедленно прекратил это говорить».

  • Согласись с обидчиком. В некоторых случаях на выручку приходит юмор, однако все хорошо в меру.

  • Игнорируй обидчика. Школьные обидчики только того и добиваются, чтобы ты задергался и занервничал. Если ты сделаешь безразличный вид и просто уйдешь, они не добьются желаемого и отстанут.

  • Сделай из обиды забаву. На колкую фразу, какой бы она ни была, можно просто ответить: «Ну и что?».
Предложите ребенку поупражняться в этих приемах, разыграйте с ним по ролям ситуации, с которыми он уже сталкивался. Кроме того, научите ребенка аффирмациям, которые усиливают уверенность в себе и напомнят ему, как поступать.

Афирмации, помогающие ребенку

преодолеть страх перед травлей и обидчиками

(ребенок говорит это сам себе):


  • я нравлюсь себе таким, какой я есть;

  • я умею устанавливать пределы допустимого;

  • я уверен в своих силах;

  • я достоин уважения;

  • я могу сказать обидчику, чтобы он прекратил меня доводить;

  • я способен сохранять спокойствие и применить приемы, которые уже отрабатывал дома.

Как преодолеть страх перед контрольными.
В школе академическая успеваемость, как правило, измеряется главным образом оценками за контрольные, проверочные и прочие отчетные работы. Для детей, которые от природы легко справляются с контрольными, все это проблем не создает, но такие дети в меньшинстве. Большинство школьников при одной мысли о контрольной работе или устном опросе цепенеет от ужаса и теряет всякую способность соображать.

Дети, страдающие высоким уровнем тревожности перед контрольными, ведут с собой негативный саморазговор: «Я обязательно завалю эту контрольную». Каждая очередная неудача с контрольной приводит к повышению тревожности, а она, в свою очередь, отрицательно влияет на успеваемость. Получается замкнутый круг.

Первый шаг, который необходим, чтобы разорвать такой круг, - это убедить школьника что, неудачно написав контрольную, он еще не становится безнадежным и законченным неудачником. Для этого пригодятся аффирмации, способствующие высокой самооценке, например: «Со мной все в порядке», «Я себе нравлюсь», «Я сообразительный», «Я умный», «Я верю в себя».

Затем следует вместе с ребенком разобрать аффирмации, в которых говорится о том, что он способен справиться с контрольными. Они могут звучать так: «Я способен справиться с проверочными работами», «Это навык, который я сумею освоить».


  • не напрягаться;

  • глубоко дышать;

  • слушаться своей интуиции;

  • начинать с ответов на самые простые вопросы;

  • визуализировать получение желаемой оценки.
Наконец, в завершение процесса преодоления страха перед контрольными нужно будет устроить ребенку «репетицию». Пусть потренируется писать контрольные или проверочные работы дома перед тем, как написать настоящую в школе. Потребуется создать обстановку, засечь время, чтобы ребенок потренировался укладываться в сроки. Это поможет ему отработать навыки реальной жизненной ситуации, в то же время не подвергаясь связанному с ней стрессу. Успешно справившись с такой «генеральной репетицией», ребенок будет готов к «премьере».

Вот несколько мощных аффирмаций, которые можно включить в любую программу, направленную на преодоление беспокойства перед контрольной:


  • я хорошо пишу контрольные;

  • я прилежно учусь и внимательно выучиваю весь материал;

  • я тренируюсь и повышаю свой уровень;

  • я помню всю необходимую мне информацию;

  • я хорошо подготовился к контрольной.

Ребенок говорит себе непосредственно на контрольной:


  • я начинаю с задания, ответ на которое точно знаю, а сложное оставлю напоследок;

  • я спокоен;

  • я выполняю задания по одному;

  • моя интуиция подсказывает мне правильные ответы;

  • я хвалю себя за каждую решенную задачу;

  • я помню, что надо глубоко дышать.

Ребенок говорит себе после контрольной:


  • я прошел этот тест!

  • я знал, что справлюсь;

  • я выполнил поставленную задачу;

  • мое прилежание и старание оправдали себя;

  • я учусь все лучше;

  • я горжусь собой.

Аффирмации, помогающие преодолеть страх перед ошибками:


  • ошибаться – это нормально;

  • на ошибках можно и научиться;

  • взрослые тоже ошибаются;

  • ошибки помогают видеть и исправить свои недочеты, учиться лучше;

  • с каждым днем я все больше прогрессирую.
Как избавиться от негативного саморазговора

о предстоящем экзамене, зачете и т.п.
Ниже приведено эффективное упражнение, которое поможет ребенку идентифицировать и преодолеть свой страх перед экзаменом. Для начала попросите ребенка записать в столбик на листе бумаги все негативные мысли, которые возникают у него в связи с экзаменом. Затем предложите написать напротив каждой позитивную аффирмацию. Когда оба списка будут готовы, попросите ребенка разрезать страницу пополам и уничтожить негативную половинку. Как правило, школьнику это приносит радость, облегчение и чувство глубокого удовлетворения. А позитивные аффирмации необходимо будет положить перед собой, чтобы они все время были перед глазами по ходу экзамена, зачета или контрольной.


Мои негативные мысли об экзамене

Мои позитивные мысли об экзамене

Я боюсь, что завалю экзамен и не смогу перейти в среднюю школу

От этого экзамена не зависит, перейду ли я в среднюю школу

Я боюсь, что получу самую плохую оценку из всех ребят

Я хорошо подготовился к этому экзамену

Я боюсь, что моя оценка будет не лучше, чем в прошлый раз

Я уже проделал большой прогресс за это время

Я тупой

Я сообразительный и способный

Я плохо сдаю экзамены

Я очень прилежно готовился к этому экзамену

Я боюсь экзаменов

Я получаю помощь от своих аффирмаций

Я всегда получаю на экзаменах плохие отметки

Я помню случай, когда хорошо сдал все экзамены

Как объяснить ребенку,

что отметки - это не главное.
К сожалению, дети часто начинают ошибочно считать, что школьные отметки полностью определяют, чего ты стоишь и насколько хорош. Эта избыточная идентификация с оценками в равной мере происходит и у отличников, и у двоечников. Вот несколько аффирмаций, которые призваны помочь преодолеть зацикленность на отметках и отделить самоценность от оценок:


  • оценки отражают лишь небольшую часть меня;

  • я - нечто большее, чем мои оценки;

  • у меня есть особые таланты, которым я могу найти применение;

  • у меня есть то, что нужно для успеха в жизни;

  • я хорошо к себе отношусь.

Школьная система отметок побуждает детей бороться за оценки, а не за знания. Система оценок понуждает ребенка судить о себе, сравнивая свои оценки с отметками сверстников, а не измеряя свой прогресс в учебе по собственным, личным стандартам. Школьные отметки оказывают на детей недопустимое психологическое давление, причем вплоть до крайностей. Случается, что дети убегают из дому, переживают нервные срывы и даже кончают с собой из-за неудачных оценок или провалов на экзамене

Как преодолеть убеждение «Я не умею учиться».
Одно из величайших препятствий, с которыми ребенок сталкивается в школе – это его собственное убеждение в том, что он будто бы «не умеет учиться» и «неспособный». Установка «я не умею», как правило, формируется, ели тот или иной предмет уже не давался ребенку в начальной школе; в таком случае у ребенка складывается негативное убеждение о своей неспособности справиться с данным материалом. Соответствующие аффирмации помогут преодолеть этот «блок» в обучении – они заменят негативный саморазговор учащегося новыми представлениями о себе и своих способностях к учебе.


Саморазговор «Я не могу»

Саморазговр «Я могу»

Я тупой

Я сообразительный

Я не могу это выучить

Я могу выучить весь материал

Это слишком сложно

Я могу получить помощь

У меня это никогда не получится

Я справлюсь с этим заданием

Я сдаюсь

Я могу попробовать еще раз

Я просто не понимаю этот материал

Я смогу в нем разобраться

Я плохо написал эту контрольную

В следующий раз напишу эту контрольную лучше

Как пробудить интерес к учебе?
«Письмо от Карлсона». Однажды ребенок просыпается и видит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что любит его и хочет с ним дружить, а подарок от него находится там-то и там-то. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро снова письмо, где про подарок уже ни слова, но говорится, что он хотел бы оставить ему билеты в цирк, но видел, но видел, как он дергал кошку за хвост, и она визжала. И потому билеты в цирк отменяются. Потом говорится об успехах в школе, поведении подготовке уроков. С каждым разом письма становятся все длиннее, содержательнее, все более затрагивают школьную сторону жизни ребенка и лишь частично его быт. У ребенка с чтением таких писем появляется чувство удовольствия и радости, желания похвалы. Постепенно формируется позитивное отношение к школе, желание хорошо учиться, чтобы получить новое письмо от любимого сказочного героя.

«Чтение в награду». Ребенку разрешается читать, только когда он хорошо себя ведет. В награду дают прочитать несколько строчек или полстранички. Можно испечь специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Ребенок должен знать: чтение – радость и праздник.

Каждого человека время от времени волнует вопрос, как преодолеть страх. Чувство, которое призвано защищать и предостерегать нас от неприятностей, иногда перерастает в неконтролируемое состояние, мешающее действовать разумно и спокойно. Поэтому очень важно овладеть навыками самоконтроля, о чём сегодня и поговорим.

Что такое страх?

Страх - это эмоция, возникающая спонтанно, и, хотя он может иметь реальные основания, его всё же нельзя назвать рациональным в большинстве случаев.

Сравните ситуации: страх смерти удерживает нас от рискованных действий, таких как прыжок с парашютом или заплыв за буйки, и он же может стать навязчивой идеей несчастного случая, когда мы заняты повседневными делами.

Так как эмоции провоцируют выброс адреналина, то длительное состояние напряжения сказывается на нервной системе и самочувствии.

Иррациональное навязчивое состояние уже не помогает избежать проблем, а само становится проблемой - для здоровья, отношений, работы.

Крайняя степень страха (паническая атака) сопровождается физическим приступом сердцебиения, затруднённого дыхания и скачком давления. Чтобы избежать перенапряжения, мы обязаны подчинять некоторые свои эмоции и преодолевать страх.

фобии

Фобией называется комплекс эмоций, который возникает в определённой ситуации-провокаторе. От обычной реакции на опасность фобия отличается гипертрофированным (чрезмерным) проявлением. Иначе говоря, мы боимся больше, чем оно того стоит.

Самые распространённые женские фобии - боязнь летать в самолётах, темнота, замкнутое пространство, насекомые, боязнь грозы. К сожалению, простыми беседами по душам фобии не излечиваются, так как имеют иррациональную основу, а именно - убеждение, что при соприкосновении с раздражителем обязательно произойдёт нечто ужасное.

Психологи расходятся во мнениях, чем лучше всего лечить фобии. Проблема в том, что их происхождение может быть разным - из детства, после травмирующего случая, с перепугу. Но фобия может быть и симптомом неврологической болезни. Если фобия - ваше единственное психологическое отклонение, то вы сможете немного уменьшить её или хотя бы научиться терпеть.

С фобиями борются постепенным привыканием к раздражителю в безопасной обстановке. Например, способ, как женщине преодолеть страх высоты, заключается в том, чтобы иногда, в состоянии внутренней готовности подниматься на небольшую высоту.

Спустившись с высоты, нужно сконцентрироваться на мысли: как здорово, что такой поступок вообще стал для вас возможен, и беды не случилось. Постепенно увеличивая тренировку, можно добиться потрясающих результатов: кататься на чёртовом колесе, высоко подниматься в прозрачном лифте, любоваться видом с крыши или с вершины горы.

Страх рожать

Родов боятся все женщины. Только кто-то побаивается, а кто-то просто изводит себя и близких, и с таким положением дел нужно покончить. Как беременной преодолеть страх перед родами? Лучшим средством считается позитивный настрой и аутотренинг, который можно практиковать самостоятельно или в группе для беременных.

Приступы волнения за здоровье хорошо снимает самомассаж с элементами аутотренинга:


  • умывающие движения ладонями по лицу с мысленной формулой «Я спокойна и уверенна »;
  • поглаживание затылка с фразой «Мои мысли успокаиваются »;
  • круговой массаж грудной клетки (кроме молочных желёз) с мыслью «Моё сердце бьётся ритмично и спокойно »;
  • массаж кистей, локтей, плеч, коленей с мыслью «Всё будет хорошо и правильно ».

Проводите такой сеанс каждый раз, когда паника нарастает, концентрируйтесь на позитиве и как бы втирайте положительные мысли в участки тела.

Кроме аутотренинга волнение перед первыми родами проходит, если у беременной достаточно информации - не страшных историй из патологических отделений роддома, а профессиональной, достоверной информации. Читайте и смотрите обучающее видео, и вы узнаете, что 90% страхов перед родами беспочвенны - организм женщины прекрасно справляется с делом и не стоит ему мешать переживаниями.

страх перед людьми

Эта проблема бывает вызвана разными причинами, чаще всего неуверенностью в себе и перфекционизмом.

Чаще всего в людях женщины боятся:

  • не получить поддержку, одобрение;
  • встретить открытое или тайное осуждение;
  • испортить отношения;
  • нарваться на хамство;
  • стать жертвой обмана;
  • своего неумения постоять за себя.

Обратите внимание: первые три пункта появляются от страстного желания нравиться людям, наслаждаться хорошими отношениями, а вторые три пункта напрямую связаны с наивностью, привычкой угождать посторонним и близким. Может быть, такая трактовка выглядит оторвано от проблемы страха, но это только на первый взгляд.

Если вам страшно , начните с того, что осознайте две вещи. Во-первых, люди в целом не обязаны постоянно вас поддерживать только потому, что вам этого хочется, а одобрение или осуждение - это вообще форма социальной манипуляции, от которой нужно отказаться навсегда.

Во-вторых, прекратите обманывать себя и людей: если вам что-то не нравится и вы знаете, что события разворачиваются не так, научитесь моментально реагировать - одёрнуть собеседника, пристыдить, выразить возмущение, потребовать объяснений, уйти, а если нужно, то и быстро убежать.

С другой стороны, если вы боитесь людей, потому что в прошлом стали жертвой нападения или жестокого отношения, вам поможет специалист: психолог, психотерапевт, сотрудник общественной организации, профиль которой - адаптировать женщин после психологической травмы.

страх вождения автомобиля

Это как раз тот случай, когда одержать победу помогают знания и опыт. Есть даже такая поговорка, что уверенность приходит после пяти тысяч наезженных километров самостоятельного вождения. Почему в это время не засчитывается опыт со вторым пилотом - инструктором, мужем, другом?

Потому что уверенность и спокойствие за рулём автомобиля приходят одновременно с верой в то, что вы можете сами принимать верные решения. И вам на это нужно не более доли секунды, вместо того, чтобы ждать подсказки или окрика сидящего рядом наставника.

Чтобы не бояться неисправностей, женщинам следует внимательно изучить механизм своего автомобиля. Это же поможет не робеть перед автослесарем и любым другим водителем. Если вам всё время слышатся странные звуки во время работы мотора, но вы не можете определить, что не так - отправляетесь на СТО и снимите с себя этот источник переживаний.

страх смерти

Самая сложная внутренняя борьба человека - это как избавиться от страха смерти. Это боязнь относится к экзистенциальной психологии, когда человеку не хватает смысла жизни. Разобраться в проблеме поможет либо психолог, работающий в сфере экзистенциальной психотерапии, что встречается не так часто, либо священник.

Страх перед правдой жизни - что все мы смертны - можно преодолеть воцерковлением, то есть укреплением веры в бога и познанием, как мы можем служить ему, будучи живы.



Рассказать друзьям