Страхи молодых родителей за своего ребенка. Чего боятся родители

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Наконец ваш ребенок стал первоклассником! Этого дня ждали долго! С этим днем стало понятно, что отпустить ребенка в школу — задача сложная для родителей. С этого дня начинается полоса сомнений и переживаний! Как будет протекать обучение ребенка в школе? Как ваш ребенок будет ладить со сверстниками? Правильно ли вы выбрали школу? Как реагировать на оценки? и многое другое.

Чего боятся родители перед школой?

Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения . Вот некоторые из них:

  1. Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
  2. Страх невнимания учителя или отношения к ребенку . Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
  3. Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками ! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу? и т.п.
  4. А если ребенку будут занижать оценки ? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности.

Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность.

Поэтому родитель должен, в первую очередь, дать понять ребенку, что любит его не зависимо от его оценок, и отношение к нему не изменится от них.

Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям.

Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?

Стоп!
Давайте остановимся и не будем паниковать. Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить.

Чем должны руководствоваться родители школьников?

Выделим основные правила, которые нужно соблюдать родителям школьника:

  • не пугайте ребенка школой — нельзя говорить: «ты не умеешь читать — значит тебя не возьмут в школу», «не будешь учить — выгонят из школы»;
  • наоборот, сформируйте у ребенка положительное отношение к школе : читайте книги о школе, обсуждайте школьную жизнь, знакомьтесь с первоклашками и т.п.
  • не возлагайте надежды на ребенка , он не должен быть лучшим в школе, классе и т.п.: не говорите ему «ты должен быть лучшим в школе»;
  • чаще хвалите ребенка, создайте атмосферу успеха .

Вот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно , проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра , не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите . Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака , до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся» , «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи , подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» .
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно , не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку , постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
    После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест , после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой» , дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) - необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса , когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком , свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее , быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль , усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным .

Портрет ребенка, чьи родители патологически за него боятся, выглядят примерно так: болезненный мальчик или девочка, которых не водят в детский сад, заставляют сто раз на ню мыть руки, не подпускают к качелям, лестницам и велосипедам, которым не разрешают гладить соседского пса, даже если он безобиднее хомяка, и вообще не спускают с них глаз – им везде мерещатся страшные опасности. Узнали свое чадо, а заодно и себя? Тогда эта статья для вас.

Патологический страх за ребенка

Если верить психологам, все люди чего-то да боятся, например, кого-то пугает высота или замкнутое пространство, а кого-то дрожь берет при виде змей или тараканов. Но если одни легко справляются со своими страхами, то у других они принимают поистине вселенские масштабы. Все зависит от типа личности и жизненных обстоятельств. Например, есть такой тип людей – тревожно-мнительные, которые живут с ощущением постоянной опасности. Их пугает абсолютно все: таяние снега в Арктике, ураганы в Америке, предсказания о скорой гибели человечества, а и само человечество, кстати, тоже: «Кругом одни маньяки, алкоголики и наркоманы».

Повышенная тревожность обычно передается по женской линии, а и вообще чаще встречается у представительниц слабого пола. Набор страхов у каждой пугливой особы свой, но практически всегда в него входит страх за ребенка.

Впрочем, за чадо боятся не только тревожно-мнительные особы, а вообще любые нормальные мамы и папы – это проявление родительского инстинкта. Ребенок – самое главное, что у них есть, и они всячески стараются его оберегать. Однако весь вопрос в «дозировке» страха. Если одни борются с волнением, позволяя отпрыску бегать, лазить, кататься на роликах и устраивать дома опыты с химией, то другие кутают его в теплые вещи даже летом, во время прогулки усаживают рядом с собой на лавочку, а про велосипед, ролики и лабораторные опыты даже думать запрещают. Почему же нормальная, в общем-то, вещь – страх за ребенка – превращается в патологию?

Причины появления патологии

Когда происходят события, меняющие привычный уклад, например ребенок идет в детский сад, уезжает в лагерь или, не дай Бог, оказывается в больнице, это усиливает беспокойство родителей. Подобное переживают все мамы и папы, но со временем большинство из них успокаиваются: чадо выздоравливает, адаптируется в новом коллективе. Однако у мнительных личностей после перенесенного стресса тревожность лишь усиливается.

  • Психологическая травма. Утрата близких, развод с мужем и т.п. – может привести к тому, что женщина всю свою любовь выплескивает на драгоценного отпрыска, ограждая его от реальных и мнимых опасностей.
  • Детские травмы. Причиной чрезмерного страха за ребенка может стать… страх собственной смерти. Скорее всего, будучи маленькой, женщина сильно испугалась, узнав, что все люди смертны, но никто из близких не обратил внимания на ее смятение. Не отработанный в детстве страх превратился в монстра, вызывающего сильную непрерывную тревогу, которая вылилась, в частности, в чрезмерное беспокойство за собственного ребенка.
  • Чувство вины. Это случается с мамами, которые вынуждены все время проводить на работе. Уделяя мало времени сыну или дочери, они грызут себя изнутри: «Я плохая мать, совсем не вижу ребенка!». В итоге чувство вины перерастает в постоянный страх за жизнь и здоровье своего чада.

Что с этим делать?

Любой навязчивый страх – настоящее бедствие для тех, кто его испытывает: он причиняет массу душевных мук и терзаний, а в запущенных случаях и вовсе порабощает свою жертву: человек не может отделаться от мысли, что наследника похитят или он умрет от неизлечимой болезни или попадет в аварию. А мысль, как известно, материальна – думая о возможных ЧП, вы нередко их только притягиваете.

Именно поэтому дети, над которым постоянно трясутся родители, чаще своих сверстников попадают в различные неприятные ситуации. Более того, они быстро обзаводятся собственными страхами. Такие дети замкнуты, не уверены в себе, боятся перемен, неохотно идут на контакт. Это первые кандидаты в невротики, причем невроз может развиться уже в школьном возрасте. Стало быть, с патологическим страхом за ребенка просто необходимо бороться.

  1. Позитив. Проснувшись утром, гоните прочь мрачные мысли – посмотрите, как ласково светит солнышко, или послушайте, как звонко шлепает по крыше дождик. Хорошо бы записаться на тренировки – во время фитнес тренировок вырабатываются гормоны счастья эндорфины.
  2. Отделите реальное от мнимого. Беспочвенные волнения съедают львиную часть вашей энергии. Например, тревожиться, как ребенок после уроков дойдет до дома – нормально. Однако миллионы детей каждый день ходят в школу и обратно самостоятельно, и ничего плохого с ними не случается. Да вы и сами наверное обходились в детстве без нянек. Попросите сына или дочь звонить после занятий, проведите инструктаж на тему, что нельзя доверять незнакомым дядям и тетям.
  3. Сделайте жизнь насыщенной и интересной. Чаще всего избыточным страхом за ребенка страдают те матери, которые проводят с ним буквально все время, не доверяя любимое дитятко никому – ни бабушке, ни няне, ни воспитательнице. Научитесь хотя бы ненадолго разлучаться с малышом. Устройтесь на работу, отдав его в детский сад, пусть даже на пол дня, водите на развивающие занятия. Ведь навязчивый страх нередко скрывает неумение жить своей жизнью. Как известно, лучший способ отвлечься от собственных проблем – заняться чужими.

Страх приходит ночью. Подкрадывается и безжалостно сдавливает сердце железной хваткой. Дышит ли крошка? Женщина бросается в соседнюю комнату, склоняется над кроваткой, прислушиваясь к дыханию младенца. Проо дыхание ребенка во сне советую почитать в этой статье . Грудная клетка крохи равномерно поднимается и опускается, кулачки поддергиваются во сне, личико умиротворенное. Уф, отлегло…

Неконтролируемый страх за детей , постоянная озабоченность в будничных ситуациях являются причиной судорожной напряженности мышц, головных болей, расстройств сна, проблем с сердцем или желудком. Женщины страдают этим намного чаще мужчин. Отчасти это объясняется тем, что матери проводят с детьми больше времени и не стесняются откровеннее выражать свой страх - мужья предпочитают отмалчиваться. Но страх за детей не пройдет никогда - это пожизненная тревожная озабоченность.

Когда дети становятся старше, страх не исчезает, напротив, он растет по мере возрастания самостоятельности детей. А как развить эту самостоятельность читайте здесь . А когда они становятся взрослыми и у них появляются дети, страх «по наследству» переходит на внуков. Пугающая перспектива - при том что с биологической точки зрения страх выполняет важную функцию: сигнализирует об опасности. Кто не знает и не чувствует страха, тот неосторожен.

В основе родительского страха лежат привязанность и функция защиты: моему детенышу грозит опасность, и я должна (должен) ему помочь. Это предполагает известную осмотрительность. Родители должны чувствовать, где подстерегает опасность, сохранять бдительность. У того, кто способен на это, потомство получает явное преимущество в выживании. (Если зайчиха не будет бдительной, орел унесет зайчонка!) Страх - архаичная, глубоко укоренившаяся в природе животных и человека модель реагирования, служащая выживанию. Страх за ребенка заставляет родителей своевременно вмещаться, прежде чем их отпрыск, к примеру, свалится вниз головой с горки для катания. Страх заставляет матерей внимательно следить за ребенком, когда тот учится ходить.

К сожалению, страх приводит и к тому, что мать подросшего ребенка все еще боится выйти с ним на улицу, в самых черных красках представляя, что может случиться с малышом вне дома.
Особенно бурно страх проявляется на переходных этапах - когда дети поступают в школу, когда начинается период полового созревания, когда ребенок начинает учиться в какой-нибудь профессиональной школе или университете. Иногда он дает о себе знать, когда ребенок впервые влюбляется. За этим часто скрываются страх потери, боязнь разлуки. Одно утешает: каким бы неотвратимым и хроническим ни был страх за детей , сам по себе он не опасен. Действительно опасна только потеря радости жизни как следствие капитуляции перед страхом.
Но мы надеемся, что для его преодоления вам хватит сил и здравого смысла.

Учитесь бороться и справляться с негативными эмоциями

Каждый шаг, отдаляющий ребенка от родителей, означает уменьшение возможностей оберегать сына или дочь, ограждать их от неприятностей. Но людей можно защитить только до известной степени. Невозможно предусмотреть все случайности. Ребенок имеет право на взросление — со всеми рисками и опасностями, которые несет с собой этот процесс. Признать это и достойно жить в соответствии с этим фактом очень трудно. Но родителям никуда от этого не уйти. Условно говоря, когда ребенок в 18 лет получает водительские права, вы, к сожалению, не всегда сможете ездить рядом с ним. Как тогда справляться с тревогой? Рецепта на все случаи не существует, однако психологи по опыту знают; кто понимает причину страха, тот меньше боится, тому легче встретить страх лицом к лицу. Если внутренне представить себе несчастье как свершившийся факт, можно настроить себя на принятие реалистичных контрмер и заранее подготовиться к негативному исходу.

Тот, кто последовательно, до конца обдумывает свой страх, становится менее чувствительным — и более бдительным. Психологи и психиатры хорошо справляются с такого рода чрезмерными страхами, требующими лечения. Чем раньше обратиться к психотерапевту, тем лучше будет результат лечения. К примеру, психотерапевт может порекомендовать курсы релаксации мышц, чтобы снять стресс и судорожную напряженность. После этого надо исследовать истоки собственного страха. Врач научит распознавать и выключать пусковые механизмы страха. Один из таких механизмов стал настолько привычным, что большинство практически не осознает его. По телевидению постоянно показывают несчастные случаи и катастрофы. Жестокость, смерть, ужасы становятся частью повседневной жизни, а это ведет и к возрастанию страха.

: Время прочтения:

Как родители усиливают страхи ребенка (или даже создают новые) и как с этим справиться. Для родителей дошкольников, младших школьников и специалистов, которые занимаются с детьми.

Страх не только оберегает нашу жизнь от опасности, но и способствует развитию эмоциональной сферы, ума, воображения, мотивации. Без этой базовой эмоции ребенок не научится заботиться о себе и о близких, не сможет оценивать свои возможности и ограничения, развивать волевые качества и даже достигать цели.

Иногда ребенок сам выбирает, чего бояться, иногда страхи родителей передаются их детям.

Для начала разберем, какие страхи помогают ребенку развиваться и познавать мир, а какие являются болезненными, могут укорениться надолго и мешают ему и всей семье.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Почему страхи укореняются в детях

Иногда страхи остаются с ребенком надолго, сопровождаются истериками, появлением навязчивостей, плавно разрастаются и переходят на другие сферы.

Например, сначала ребенок не хочет ходить в садик — боится одной конкретной воспитательницы. Потом начинает бояться оставаться без мамы или папы в любых других местах. И в конце концов не может находиться на улице, в публичных местах даже с родителями — и перестает вообще выходить из дома.

Что заставляет их укореняться так прочно и тормозить движение вперед? Можно выделить три основных причины:

  1. Травматическая ситуация или физическое насилие
  2. Особенности развития ребенка — расстройства шизоидного и аутистического спектра, ЭПИ-синдром, умственная отсталость; эти расстройства могут иметь необычную логику развития страха, страхи иногда сопровождаются повышенной устойчивостью и вязкостью (долго может говорить о пугающем объекте); малая мозговая дисфункция (ММД), в частности астенический синдром, проявляет себя в развитии неуверенности, тревожности, страха самовыражения, склонностью чрезмерно волноваться и избегать некоторых ситуаций
  3. Поведение родителей, которое усиливает страхи ребенка или создает новые

Ситуация с насилием и психическое нездоровье — это сложные темы, которые требуют обязательной помощи специалиста. Невозможно придумать универсальные рекомендации, которые будут уместны в каждом из этих случаев, опыт и знания психолога тут незаменимы. А вот с третьим пунктом можно начать работать самостоятельно.

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

— Мой сын боится собак!

— А вы как к собакам относитесь?

— Я их не боюсь и никогда не боялась.

— Опишите, как это происходит.

— Когда ребенок видит собаку, начинает убегать, кричать, прятаться за меня. Я их сама начинаю бояться, когда с ребенком. Как видим собаку, стараемся перейти на другую сторону улицы.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет. А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации.

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Малыш потерялся в большом торговом центре. В течение получаса-часа он нашелся. Было дано объявление по громкоговорителю. Ребенок плакал, мама тоже вся в слезах. Женщина продолжала переживать и делиться тревогой с ребенком в течение дня. Позже часто вспоминала этот день, предостерегала мальчика и рассказывала, какие страшные вещи могут произойти, когда малыш расстается с родителями. К психологу обратились с тем, что ребенок боится оставаться без мамы в общественных местах, в садике, на подготовке.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15-30 секунд; в крайнем случае — 5-15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Ребенок страшно боится уколов. И вот пришло время очередной прививки.

Какой только подход к нему не применялся: уговоры и обещания сладостей, строгая интонация, обещания, что будет не больно, и правдивая информация, что будет больно, но совсем чуть-чуть, что мама будет рядом, угрозы, что потом будет хуже и уколов придется ставить гораздо больше...

Ничего не помогало, ребенок еще сильнее закатывался в истерике. Он не мог уйти, потому что в будущем уже маячили сорок уколов вместо одного, но и не мог решиться на такой шаг. Медсестра была в растерянности.

Тогда в дело вмешался доктор. Он резко подхватил мальчика, положил себе на колени и быстро сделал инъекцию. Все присутствующие замерли от неожиданности. Но надо было видеть, как на лице ребенка осталось только легкое удивление от того, как быстро и нестрашно всё произошло.

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение. Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания.

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

На консультации мальчик 6 лет. Мама говорит, что он очень робкий, стеснительный, не любит знакомиться с детьми, боится оставаться с чужими людьми, боится оставаться в садике, не хочет ходить на занятия, потому что боится строгого воспитателя. Дома со своими ведет себя раскованно и даже балуется.

Мальчик мне и правда показался робким, но во время занятия стал более открытым и живым. После занятия выбежал в коридор, радостный, к маме. Наблюдаю, как мама его одевает: «Ты неправильно надел. Тише, люди смотрят. Прекрати баловаться — стой смирно, когда тебя одеваю! Повернись. Сколько можно говорить одно и то же... Будешь наказан за такое поведение. Не пойдем к бабушке в гости!» За пять минут было высказано около десяти замечаний, при том, что ребенка я практически не слышала, и мне казалось, что замечания мамы не совсем соответствовали реальным проступкам ребенка.

Страх от родителей к ребенку? Почему? Этот стиль воспитания называется доминирующая гиперпротекция. Родитель контролирует каждое движение ребенка, всегда или только в ситуациях, когда действительно нужно вести себя осторожно. Но когда ребенок оказывается в такой ситуации, вместо того, чтобы справиться с ней, он теряется и начинает испытывать сильную тревогу.

В ситуации «веди себя тише, люди смотрят» окружающие выступают как некоторая угроза. Они обязательно будут критиковать и осуждать ребенка, и непонятно, как себя вести, чтобы им понравиться. Поэтому лучше держаться от них подальше и вообще остаться дома.

  • «Что люди скажут?»
  • «Надо помочь ребенку адаптироваться»
  • «Нельзя, чтобы ребенок кому-то помешал»
  • «Ребенок сам не справится»
  • «Нужно, чтоб никто не заметил недостатков у ребенка»
  • «Нужно делать замечания, чтобы тебя считали хорошей матерью»
  • «Плохое поведение ребенка означает, что я плохая мать»

Родитель может бояться осуждения, страшится оказаться плохим родителем. Это приводит к тому, что повышается чувствительность к малейшему отклонению от нормы в поведении у своего ребенка.

Чтобы справляться с такими ситуациями, научитесь отслеживать эту тревогу и понимать, чем она вызвана. Хотя бы в некоторых ситуациях дайте себе разрешение понаблюдать за поведением ребенка, не подсказывайте и не бросайтесь помогать. Посмотрите, как он справляется самостоятельно, в чем его трудности и как реагируют окружающие (обязательно отрицательно?).

Спокойствие и наблюдательность родителя — залог того, что ребенок будет успешно справляться с трудностями.



Рассказать друзьям