Суккот праздник кущей. Суккот — Праздник Кущей - Irzeis

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

СУККОТ – ПРАЗДНИК КУЩЕЙ

Суккот имеет несколько названий: праздник шалашей («Хаг а-суккот»), праздник сбора урожая («Хаг а-асиф»), конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния («Холь а-моэд»), с просьбой дождей для будущего урожая, «зман симхатейну» - время нашей радости. Название произошло от слова «сукка» (шалаш). Во время всех 8-9 дней праздника Тора заповедует жить семьей во временных постройках под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение сорока лет. Он напоминает о времени, когда евреи вышли из галута, и о том, что Бог хранит в пути.

Возведя Храм в Иерусалиме, царь Соломон освятил его в дни праздника Суккот и потому он стал первым из трех (наряду с Песахом и Шавуот) паломнических праздников - праздником, в который евреи совершают восхождение в Иерусалим.
После первых двух дней, когда работа возбраняется, идут четыре дня - будни праздника, затем еще три с особым значением: Ошана-Раба, седьмой день - «Великая Осанна»; Шмини Ацерет - «Праздник восьми дней»; Симхат Тора, последний день - «Радость Торы».

В Суккот положено иметь четыре вида растения: лулав (нераскрывшийся лист финиковой пальмы), этрог (цитрусовый плод), адас (несъедобное растение, обладающее приятным запахом), арава, речная верба (растение без вкуса и запаха). Заповедь о «четырех видах растений» символизирует национальное единство: этрог и лулав - жизнь, полную радости и любви к Богу; адас и арава - человеческую слабость. Считается, что они являются символами разных типов евреев. Этрог имеет прекрасный запах и вкус, - евреи, которые изучают Тору и делают добрые дела. Лулав имеет прекрасный вкус, но нет запаха. Ему уподобляют евреев, которые много учатся, но не делают добрых дел. Адас, миртовое дерево, имеет прекрасный запах, но не имеет вкуса. Ему уподоблены те, которые делают добрые дела, но не учат Тору. Арава не имеет ни запаха, ни вкуса, - и среди еврейского народа есть люди, которые не учат Тору и не совершают добрых дел.

Что же Всевышний велит делать с четырьмя видами растений в праздник, когда весь народ вспоминает свои вековые странствия? «Соедините их вместе, в единое целое, ибо и наш народ, несмотря на отличие одних евреев от других, тоже представляет собой единый народ, а достоинства одних компенсируют недостатки других». Благословляя четыре вида растений, соединенные вместе, благословляют весь народ, потому что каждый, независимо от личных качеств, - часть целого. Семья есть семья. Нужно научиться заботиться друг о друге, о материальных и духовных потребностях других.

В дни праздника существует обычай «ушпизин» (почетные гости), согласно которому в сукку символически приглашают одного из семи великих праведников: «Авраам, праотец наш; Ицхак, праотец наш; Иаков, праотец наш; Иосиф праведный; Моисей, учитель наш; Аарон, первый первосвященник; Давид, царь наш».

Седьмой день Суккот называется «hoшана Раба» («Мы молим: спаси»), это завершение цикла покаяния, когда принимается окончательное решение о судьбе человека в наступившем году.

В Шмини-Ацерет читается особое прошение о ниспослании дождя на весь год вперед. Последним обрядом этого торжественного праздника было выливание воды. При восходе солнца в каждый из семи дней один из священников наполнял золотой сосуд водой из Силоамского источника, его трижды приветствовали звуками труб при входе в Храм. Воду и вино одновременно выливали в две стоявшие на жертвеннике чаши с отверстиями, чтобы текло на землю. В Иоан.7:37 говорится, что Иисус во время праздника Кущей обещал дар живой воды всем верующим: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». В дни Мессии этот праздник будет исполняться всем миром (Зах.14:16-19): «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них».

В Симхат Тора (последний день праздника Суккот) завершается годичный цикл чтения Торы и тут же начинается следующий годовой цикл, символизируя этим вечность еврейского народа и вечность Слова, пришедшего с Небес. Это самый веселый и праздничный день из всех 8-9 дней Суккота - «Радость Торы». В синагоге по обычаю проводят «акафот» - танцы и песни со свитками Торы в руках.
Восстановление Израиля изображается в Библии, как подобие праздника Суккот (Ос. 12:9): «А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника».

Это самый важный праздник среди Праздников Господних. Пророк Захария предсказывал, что настанет время, когда все народы будут поклоняться единому Богу и отмечать праздник Суккот. Сама идея всеобщего братства нашла подтверждение в раввинистическом суждении: «В день празднования Суккот сыны Израиля принесли в жертву семьдесят быков во имя семидесяти народов мира».

Какой праздник проводят евреи в шалаше в течение семи дней? Это праздник называется . Свое название он получил от слова сукка, что в переводе означает шалаш, шатер или куща.

В дни праздника принято уходить из дома и жить в специально построенных для этого ритуальных шалашах, в память о предках, которые сорок лет скитались по пустыне, прежде чем обрести Землю Обетованную. Праздник символизирует связь еврейского народа со своим историческим прошлым.

Суккот – это праздник, наполненный запахом свежесрезанной зелени, ароматами мирты и этрога.

Начинается праздник на 15 день еврейского месяца тишрей и продолжается в течение 7 дней. Тишрей, седьмой по счету месяц в еврейском календаре, приходится обычно на сентябрь-октябрь по григорианскому календарю.

Как и все еврейские праздники, он начнется накануне вечером после захода солнца 13 октября и продлится до вечера 20 октября 2019 г.

Кульминацией праздника является восьмой день, который называется Шмини Ацерет, что в переводе означает «задержитесь на восьмой».

СМЫСЛ ПРАЗДНИКА

Сорок лет провели сыны Израиля в Синайской пустыне после Исхода из Египта. В те давние времена жили они во временных жилищах сукках, и мало их беспокоила прочность крыши над головой, ибо во всем они полагались на милость Всевышнего.

Обретя свою землю и построив на ней прочные и надежные жилища, сыны Израиля каждый год продолжают на семь дней переселяются под кровлю временных шалашей, во исполнение заповеди Всевышнего. А заповедь такова:

«В пятнадцатый день седьмого месяца (Тишрей), когда Вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Всевышнего семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрог), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Богом, Всесильным вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Всевышнему семь дней в году: (это) устав вечный в поколения ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В сукке живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в сукке поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли египетской…»

Праздник Суккот выпадает на осенние месяцы, когда закончена пахотная страда и собран весь урожай с полей, садов и виноградников. И что может быть радостней для земледельца, чем созерцание обильных плодов своего труда? При созерцании такого изобилия он может возгордиться, позабыв о Боге: «Всего этого я сам достиг! Все это только благодаря моим трудам и умению!».

В своей бесконечной мудрости повелел Всевышний именно в этот период осеннего изобилия переселяться во временные шалаши и жить в них семь дней и, будучи богатыми, помнить о бедности, дабы сердца человеческие не возгордились, и поверили в то, что даже в этом хрупком убежище Бог защитит их и пошлет процветание, как и много-много лет назад. Какая же глубокая нравственная мудрость содержится в этой заповеди.

Если Песах – это праздник освобождения, Шавуот – дарования Торы, то Суккот – это праздник радости во славу Всевышнего.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

Во исполнение заповеди к празднику Суккот следует подготовить заранее, необходимо построить сукку (шалаш) и приобрести этрог и луав.

В канун праздника устраивают специальные базары, где продают луавы, этроги, материал для постройки сукки и ее украшения.

Для установки сукки выбирают красивое безветренное место под открытым небом: во дворе, на веранде, в палисадник, на балконе и др. местах. Нельзя устанавливать сукку в тени деревьев и над ней ничего не должно нависать.

Для установки стен можно использовать любой строительный материал, а вот кровля должна быть только из растительного, для этого используют еловые ветки, ветви пальмы, бамбука и др. Можно использовать в качестве кровли так же и специально изготовленные для этого циновки.

По возможности сукку принято украшать. Для украшения используют семь видов плодов, которыми славится Земля Израиля (пшеница, ячмень, оливки, финики, инжир, гранаты и виноград), картины с изображением праздника Суккот, занавески.

Всю неделю праздника помещение шалаша становится вместилище заповеди. В него нельзя входить в грязной одежде или вносить испачканное. Всю неделю положено жить в сукке (есть и спать). Запрещается, есть вне шалаша, пить вне шалаша допускается только воду, чтобы утолить жажду.

Исполнение заповеди жить в сукке не распространяется на женщин, а так же больных, здоровью которых это может навредить.

Сегодня уже мало, кто действительно все семь дней живет в сукке, чаще всего семья там только обедает и, лишь немногие остаются на ночь. Больше всего радуются празднику Суккот дети, ведь для них – это настоящее приключение.

Заповедь четырех растений «арбаа миним» — это особая заповедь. Для ее исполнения необходимо заранее приобрести четыре вида растений: нераспустившийся побег финиковой пальмы (лулав), три веточки мирты, две веточки плакучей ивы и плод этрога (цитрон).

Лулавом называют, как нераспустившийся лист финиковой пальмы, так и набор из трех растений – нераспустившегося побега финиковой пальмы, трех веточек мирты и двух веточек плакучей ивы.

Соединенные вместе все четыре растения носят название — «арбаа миним».

В праздник Суккот производят исполнение особого ритуала четырех растений «арбаа миним» – для этого в правую руку берут лулав (набор из трех растений), в левую руку плод этрога, затем соединив руки и слегка потрясывая четырьмя растениями, наклоняют их из стороны, в стороны произнося благословения, символизируя этим весь еврейский народ и вездесущность Бога.

«Арбаа миним» олицетворяет собой четыре подхода еврейского народа к жизни:

♦ плод этрога обладает хорошим вкусов и запахом – это евреи, которые знают Тору и совершают добрые дела;

♦ побег финиковой пальмы (лулав) дает сладкий плод, но не обладает приятным запахом – это евреи, обладающих знанием Торы, но добрых дел не совершающие;

♦ мирт растение безвкусное, но источающее отменный аромат – это евреи, которые добро творят, но в еврейской мудрости не разбираются;

♦ плакучая ива не обладает ни вкусом, ни запахом – это евреи, которые ничего не желают и никуда не стремятся.

Таким образом, Бог соединил в один букет весь еврейский народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга, держались друг за друга и стали единой связкой, чтобы исполнять волю Всевышнего от всего сердца.

В Израиле праздник Суккот празднуют один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полу праздники, когда школьники и студенты отдыхают, а трудящаяся части страны либо берет отпуск, либо работает полдня.

Внимание! При покупке страхового полиса введите промокод СНЕГОВИК10 и получите скидку в размере 10%. (до 30.03.2019 г.)


Суккот – самый радостный из древних еврейских паломнических праздников - время, когда сыны Израиля собирались в Иерусалимском храме. Отмечается он на протяжении недели. В этот праздник каждая еврейская семья обязана построить шалаш и жить в нем, как дома.

Суккот - история и традиции

Исторически происхождение праздника связано со странствиями еврейского народа по пустыне после Исхода из Египта – странствиями, продолжавшимися около сорока лет. Тора заповедует семь дней жить в шалаше, именуемом на иврите сукка (отсюда и название праздника), поскольку Господь, выведя евреев из Египта, поселил их в шалашах. Некоторые современные исследователи, однако, утверждают, что обычай жить в это время года в шалашах связан, скорее, с сельскохозяйственным происхождением праздника. Суккот отмечает завершение сезона земледельческих работ. И именно во время сбора урожая крестьяне ночевали на своих полях во временных жилищах – шалашах. Как бы то ни было, построение сукки является основной заповедью праздника. Обычно возводят три или четыре стены, но самое главное в сукке – это крыша из веток. Она не должна быть достаточно плотной, чтобы через нее были видны звезды и проникал дождь. Если нет возможности жить в сукке , в ней, по крайней мере, два раза в день следует принимать пищу.

В сукке также принимают гостей. В среде каббалистов возник обычай, каждый день, помимо друзей и родственников, по очереди приглашать к себе в шалаш одного из семи библейских персонажей – Авраама, Ицхака, Яакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Все они были изгнанниками и скитальцами. Тема странствий и бездомности, которую символизирует временный характер сукки , вновь подчеркивается этим обычаем, именуемым на иврите ушпизин.

Этрог, три веточки мирта, лулав и две ветви ивы

Еще одна важная заповедь праздника – благословение букета из четырех видов растений. Это этрог (крупный цитрусовый плод), три веточки мирта, нераскрывшаяся пальмовая ветвь (лулав ) и две ветви ивы. Соединенные вместе, они символизируют единство еврейского народа. При благословении ими взмахивают по направлению всех четырех сторон света, а также вверх и вниз. В дни праздника во время утренней молитвы обходят синагогу с четырьмя видами растений в руках, а в седьмой, заключительный день праздника, такой обход совершают семь раз.

В субботу, выпадающую на неделе праздника Суккот , в синагогах читают библейскую книгу Экклезиаста, авторство которой традиция приписывает царю Соломону. Это философское послание о суетности и мимолетности всего земного как нельзя лучше соответствует духу праздника, в котором радость сбора урожая сочетается с провозглашением зыбкости материального успеха. Это демонстрирует шалаш – временное жилище, не защищающее человека от солнца и дождя.

Молитва о дожде

Считается, что в дни праздника Суккот на небесах определяется количество дождей на предстоящий год. Земледелие в стране Израиля и в древние времена, и сегодня чрезвычайно зависит от числа осадков. Поэтому в дни существования Иерусалимского Храма в праздник Суккот проводилась церемония возлияния воды на жертвенник. По словам Талмуда, это был самый радостный день в году. С тех пор как Храм был разрушен, на восьмой день Суккота, который является отдельным праздником Шмини Ацерет, в синагогах произносится молитва о дожде. Кроме того, в Израиле в этот день отмечается и Симхат-Тора – праздник радости Торы , день завершения и начала нового годового цикла ритуального чтения Торы. В этот день в синагогах и вокруг них принято танцевать со свитками Торы в руках. Евреи радуются и благодарят Бога за то, что им дана Тора, духовный мир, служащий поддержкой и опорой зыбкости и ненадежности мира материального.

Григорий Котляр

Раввин реформистского направления в иудаизме. Руководит подготовкой к гиюру в Израильском Движении Прогрессивного Иудаизма.

Иудейский праздник Суккот (Сукот) начинается 15 числа месяца тишрей по еврейскому календарю и продолжается семь дней. В 2016 году Суккот выпадает на 17-23 октября. Праздник начинается с вечера 16 октября.

— один из самых любимых последователями иудаизма праздников. Тора трижды называет Суккот "временем радости". Праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах, сделанных из веток ("кущи"). Само слово "суккот" в переводе с иврита означает "шатры, шалаши".

Поэтому Суккот называют праздником кущей или шалашей. У него есть еще несколько названий: конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния с просьбой дождей для будущего урожая.

Также его называют праздником урожая ("хаг а-асиф"), так как в Израиле время праздника совпадает с последней жатвой. Он связан с предписанием Священного писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в шалашах.

Первый день Суккот — праздничный, в течения него запрещена любая работа. Остальные шесть дней — полупраздничные, в эти дни можно делать многие из "будничных" дел, которыми не занимаются в праздничный день, — как раз для того, чтобы он стал "полным праздником".

Кроме того, Священное писание (Тора) выделяет восьмой день от начала празднования Суккот, т. е. 22 число месяца тишрей. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (Шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.

С праздником Суккот более, чем с каким-либо другим, связано большое число обрядов . Самым значительным из них является обязанность проводить семь дней, особенно время еды, во временном жилище, которое должно соответствовать определенным требованиям.

Оно не должно располагаться ни под каким строением или кроной дерева, не может быть накрыто никаким навесом — оно должно находиться под открытым небом. Временное жилище должно иметь по меньшей мере три стены. Четвертая может оставаться открытой. Стены можно изготавливать из любого материала, но крышей может быть только настил из растений.

В качестве настила можно использовать ветви деревьев и кустарников, но временную постройку не покрывают тем, что идет в пищу (например, съедобными листьями, плодами). Покрытие должно быть таким, чтобы через него был виден свет звезд и мог проникать дождь. Вместе с тем во временной постройке должно быть больше тени, чем солнечного света.

Временное жилище строят таким образом, чтобы там могли разместиться, как минимум, все мужчины семейства (включая мальчиков старше 13 лет), а также и предполагаемые взрослые гости-мужчины. Приступают к его построению за пять дней до Суккот. Если по какой-то причине шалаш не был изготовлен перед праздником или случайно разрушен, например, порывом ветра, его можно построить или восстановить после первых двух дней Суккот.

Строение должно быть украшено. Вешают на стенах орехи, персики и гранаты, виноградные грозди и другие виды плодов, а также цветы и венки из колосьев.

В построенном временном жилье, шалаше стараются проводить как можно больше времени. В странах, где в это время года уже холодно, в нем стараются, по крайней мере, устраивать все трапезы. Еврейский закон называет в Суккот дом человека — временным жилищем, а шалаш — постоянным.

Если случается сильный дождь и шалаш заливает, разрешается покинуть его. От выполнения заповеди пребывания во временном жилище освобождаются больные. Путешествующему разрешается есть вне шалаша. Женщины освобождены от заповеди жить в нем.

Всю неделю праздника помещение шалаша становится как бы вместилищем заповеди. Поэтому сюда нельзя входить в грязном или вносить испачканное. После праздника, когда шалаш разбирают, нельзя наступать на материалы постройки либо применять их для неблаговидных целей.

С праздником связана и другая традиция — благословение над четырьмя видами растений ("арба миним") — лулав (пальмовую ветвь), гадасим (три веточки мирта), аравот (две веточки ивы) и этрог (плод дерева из семейства цитрусовых), которые символизируют единство еврейского народа. Ветви, связанные в один пучок, держат в правой руке, а этрог — в левой и произносят благословение, завершив которое переворачивают цитрусовый плод черенком вниз. Затем, сблизив руки, потряхивают "букетом" из ветвей в шести направлениях: юго-восток, юго-запад, восток, вверх, вниз, запад, по три раза в каждом направлении, т. е. всего 18 движений. Этот обряд совершается в каждый из семи дней Суккот (кроме субботы).

В канун первого дня праздника Суккот зажигают праздничные свечи. По обычаю, их зажигают в шалаше, но если он плохо защищен от ветра, их зажигают дома. Перед зажиганием произносят благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.

Наслаждение праздником заключается в устроении двух трапез — вечерней и дневной. Трапезу благословляют над двумя целыми буханками хлеба (халами). Вино пьют не только во время кидуша (обряд освящения, производимый над бокалом вина), но и потом, за едой. Обязательно едят мясные (и другие) лакомства, для того, чтобы насладиться праздником. К праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

Праздник Суккот всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что он благословил свой народ изобилием.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Иудейский праздник Суккот или "Праздник кущей" начинается на 15-й день нового года по еврейскому календарю и длится семь дней. В 2018 году праздник выпадает на 23 сентября, но, как и все иудейские праздники он начинается накануне с заходом солнца.

Праздник установлен в память о сорокалетнем странствовании еврейского народа по пустыне на пути из Египта в Землю обетованную. Все эти годы они жили в "сукках", что переводится с иврита как "кущи" или "шалаш", которые можно было быстро разобрать и перенести на новое место.

Тора трижды называет Суккот "временем радости". Дополнительной причиной веселья является тот факт, что праздник наступает через пять дней после Йом Кипура (Судный день), во время которого, по традиции, стираются и прощаются все грехи еврейского народа.

Это один из трех самых основных праздников в году, на который евреи по закону Торы должны собраться в Иерусалиме и широко отмечать этот день. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая.

Суть

Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила.

Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.

Таким образом, в более глубоком понимании праздник воспитывает, указывая на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в, оберегающую от всех невзгод и покровительствующую, божественную сущность.

Такое же отношение касается и ликования по поводу собранного урожая. Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.

Традиции

По традиции в период празднования Суккот следует покидать свой дом и жить в шалаше. Все семь дней праздника следует проводить в шалаше как можно больше времени, по крайней мере, посещать ее два раза в день.

Праздничные шалаши можно увидеть почти везде: во дворах, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ритуальные жилища украшаются изнутри букетами из цитрона, пальмовой ветви, мирта и речной ивы. Эти четыре растения символизируют единство еврейского народа.

Накануне праздника в городах Израиле проводятся специальные базары, где можно купить все необходимое для сооружения шалаша. Сукка строится по определенным правилам, основным ее элементом является крыша, которая традиционно делалась из веток или тростника. В настоящее время используются и более современные материалы.

© photo: Sputnik / Христофоров

Покров сукки должен защищать от палящих лучей солнца, но не должен быть слишком плотным, чтобы через него были видны звезды и, чтобы в шалаш попадал дождь, напоминая верующим, что их жизнь в руках Бога.

Эта традиция должна напоминать евреям о блуждании по Синайской пустыне. И о том, что представители этого народа могут добиться многого, если будут держаться вместе.

По традиции, в праздник Суккот также определяется количество дождей, которые выпадут в следующем году.

Одной из важных традиций является чтение Моисеевых Законов. В первый и последний дни Суккот запрещается работать, существует заповедь угощать бедных студентов, изучающих Тору.

Вознесение лулава

В Суккот выполняют особый ритуал — "вознесение лулава", во время которого принято поднимать и говорить благословения четырем видам растений.

Для исполнения заповеди четырех растений в Суккот нужны этрог (цитрон), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветвь мирта) и арава (ветвь ивы), каждое из которых соответствует определенному типу еврейского народа, а вместе они символизируют единство нации.

Этрог, обладающий и вкусом, и запахом — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, делающий плод сладким, но без запаха — верующие, знающие Тору, но не совершающие добрых дел.

Мирт — растение ароматное, но несъедобное — это евреи, не слишком начитанные в Торе, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха — это евреи, которые не знают Тору и не совершают добрых дел. Все вместе, эти растения выступают своеобразным символом многообразия еврейского народа, собранного Богом в единый букет.

Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник, мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.

Трапеза

Суккот, как и другие праздники, начинается перед заходом солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, и через некоторое время в синагоге начинают праздничную вечернюю службу (маарив).

Возвращаясь домой, как в субботу и другие праздники, делают кидуш — освящение дня — над бокалом вина. При этом произносят специальное благословение, в котором благодарят Всевышнего за эту особенную заповедь — находиться в сукке.

Как и большая часть других торжественных событий, Суккот не проходит без пышной трапезы, которую в первый вечер праздника начинают с благословения на хлеб (в данном случае на столе — две халы). Но перед этим проводят обряд — нетилат ядаим (омовения рук). Это не мытье рук — руки перед этим обрядом должны быть уже чистыми.

Главными яствами, с которых непременно начинают вкушение всего многообразия подаваемых блюд, считаются хала, вино и мед. Такое сочетание выбрано неспроста.

Многие обмакивают кусочек халы не в соль, как это делается в течение всего года, а в мед — как в Рош а-Шана. Плетеная хала с медом символизирует достаток, благополучие и сладкую жизнь в будущем году, а выпивая вино, благословляют Бога, "заповедавшего жить в сукке и давшего возможность дожить до настоящего дня".

Как и любую трапезу, в течение которой ели хлеб, заканчивают выражением благодарности Всевышнему — произносят (биркат а-мазон) — благодарение за еду, за Землю Израиля, за этот праздник, за Иерусалим и за все хорошее, что мы имеем в жизни.

Суккот — праздник сбора урожая, поэтому к праздничному столу принято подавать плоды нового урожая и блюда из них.

© photo: Sputnik / Маршани

Череду осенних еврейских праздников завершает Шмини Ацерет — Тора особо выделяет восьмой день от начала празднования Суккот. Он назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.

Мудрецы постановили, что в этот день евреи будут заканчивать ежегодный цикл чтения Торы и начинать чтение ее с начала. Так в Шмини Ацерет вошел еще один элемент — Симхат Тора, тоесть праздник завершения цикла чтения Торы. Симхат Тора в переводе означает — Радость Торы.

Материал подготовлен на основе открытых источников.



Рассказать друзьям