Свадебные обычаи и традиции русского народа. Лучшие свадебные традиции в России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нельзя отрицать, что концептуально сама свадьба и свадебные традиции, скажем, семнадцатого и свадьба века настоящего в чем-то схожи. Например, и тогда, и сейчас главным лицом на свадьбе был не жених или невеста, а отдельный человек — в семнадцатом веке его называли дружкой, сейчас этот персонаж чаще носит название шафер, тамада или ведущий.

Впрочем, роль этого человека несколько изменилась и свадебные традиции претерпели ряд изменений. В прошлые века он был не только распорядителем церемонии, но также совмещал в себе функции свидетеля жениха, собственно ведущего и блюстителя правильности совершения обрядов. Иногда за «благочинием» следил отдельный человек — тысяцкий. Иногда, наоборот, тысяцкий занимался общим распорядительством, дружки в таком случае вовсе не было. Также у дружки или тысяцкого была ритуальная функция: гости должны были его всячески унижать и оскорблять, а он, в свою очередь, должен был достойно отвечать на такие выходки гостей.

В наше время, конечно, сложно представить, чтобы кто-то искренне, из суеверных побуждений, все мероприятие ругал ведущего на чем свет стоит. Тем более сложно представить соблюдение традиции избрания дружкой человека, занимающегося знахарством.

Конечно, русские свадебные обычаи и традиции, а так же структура самой свадьбы изменились. Так, в прошлом принципиальными элементами свадебного цикла были сватовство, смотрины и . Сватовство представляло собой полный набор ритуальных элементов, это был процесс предварительного заключения договора о свадьбе, в котором главная роль отводилась сватам жениха. Они должны были понять, что представляет собой невеста, хороша ли она внешне, какое приданое может получить жених от ее родителей в случае, если брачный союз состоится.

Обычно сваты вели речь в иносказательной форме. Например, начинать разговор могли с выражений вроде «у вас товар, у нас купец», «ищем овечку, не заблудилась ли». При этом родители должны были достаточно долгое время не соглашаться отдать свою дочь замуж. Часто сваты занимались также поиском невесты, отбирали достойные кандидатуры.

За сватовством следовали смотрины. Родители невесты приезжали в дом жениха, тщательно осматривали хозяйство. Если их все устраивало, они принимали приглашение хозяев остаться на торжественную трапезу. Не менее важны были и смотрины невесты — родители жениха знакомились с девушкой, узнавали, какими умениями она обладает, смотрели, насколько она красива, какое у нее есть приданое и т.д. Сама невеста часто все это время сидела в красном углу, лицо ее было прикрыто фатой.

В наше время сватовство и смотрины по-прежнему существуют, но не несут никакой практической пользы. Действительно, сложно представить, чтобы сейчас жених и невеста были фактически отстранены от своей собственной женитьбы, чтобы решение о свадьбе принимали родители или вовсе посторонние люди. Однако в символической форме и тот и другой обряд сохранились. Часто они проводятся в тот же день, что и венчание.

Еще одному древнему свадебному обряду — рукобитию — повезло меньше. Он крайне редко практикуется в настоящее время. Во время рукобития (или, как его еще называли, запоя) родители жениха и невесты договаривались обо всех материальных аспектах будущего брака, распределяли свадебные чины, уславливались, где будут жить молодые после свадьбы, кто понесет расходы на церемонию. Весь этот процесс завершался собственно рукобитием — отцы жениха и невесты били друг другу руки в знак заключения договора. Иногда после рукобития происходил обмен подарками, за заключением договора, бывало, следовало испитие спиртных напитков (отсюда второе название обряда).

В значительной степени сохраняется обычай приготовления на свадьбу специального праздничного каравая, который во время церемонии должны вкусить новобрачные. Обычай этот пришел из Древнего Рима. Правда, в римской традиции обязательным было изготовление пирога из муки, размешанной на соленой воде, и меда. На Руси же каравай мог быть приготовлен по любому принятому в то время рецепту. В наше время совместное поедание женихом и невестой каравая или другого свадебного пирога символизирует единение новобрачных.

Также некоторое время на Руси новобрачным во время пира преподносили в качестве своеобразного ритуального подарка одну большую жареную курицу. Сама по себе курица особого сакрального значения не имела, но обычай этот должен был продемонстрировать, что отныне новобрачные будут делить всю имеющуюся пищу на двоих. Возникла данная традиция, предположительно, у литовцев во времена их язычества.

В отличие от русского обряда, в литовском варианте обязательным было совместное поедание подаренной курицы прямо на брачном ложе, причем подносить птицу к постели и разделывать ее в обязательном порядке должен был жених — и не заранее, а именно на кровати. Иногда таким же образом употребляли курицу в пищу и русские новобрачные. К счастью, в наше время ни у литовцев, ни у русских ничего подобного в брачную ночь в подавляющем большинстве случаев не происходит.

Постепенно исконно русские свадебные традиции возвращаются в жизнь современных людей – кто-то стремится быть поближе к своим предкам, другие следуют за модой, третьи просто интересуются историей своего народа.

Русская культура богата на свадебные традиции и обычаи – в давние времена бракосочетание было грандиозным событием, которое проходило по заранее намеченному плану, соблюдавшемуся всеми парами.

Как подготовиться к свадьбе и не сойти с ума? Скачать бесплатный чек-лист. Он поможет упороядочить подготовку и сделать все спокойно и в срок.

Я согласен с политикой конфиденциальности

Некоторые из этих обрядов забылись, другие видоизменились, но есть и те, которые дошли в первозданном виде. Будущие молодожены могут удивить своих гостей, применив часть из этих традиций на собственной свадьбе.

Суть обрядов

Практически во всех культурах мира есть предписания по поводу свадьбы. Веками вырабатывались и русские свадебные традиции и обычаи, которые предписывали будущим молодоженам правильно одеваться и вести себя во время бракосочетания. При этом практически ни у кого из молодых людей не возникало даже мысли противоречить народной мудрости, и все принятые этапы свадьбы неукоснительно выполнялись каждой парой.

Сейчас отголоски такого послушания встречаются лишь у немногих народов, при этом большинство традиций претерпели изменения – стали менее жесткими и безоговорочными. Жених и невеста вольны самостоятельно решать, как будет проходить их свадьба, а про женитьбу по указу родителей все и вовсе забыли, как про страшный сон.


Русские свадебные традиции соблюдаются на бракосочетании в большинстве своем, как дань прошлому.
Невесты надевают белоснежное платье, а женихи проходят испытания от подружек своей возлюбленной, потому что так принято. Конечно, и от этих традиций бывают отступления, но все же часто можно встретить именно такой расклад событий.

В других случаях обычаи применяются для свадьбы, если она организуется в конкретном стиле. Пары стали серьезней подходить к сценарию своего бракосочетания, поэтому нередко устраивается тематическое торжество. Если оно проводится, например, в английском, французском, мексиканском, индийском или итальянском стиле, то можно перенять и некоторые традиции этих народов, чтобы создать яркий антураж.

В большинстве же своем каждая современная свадьба оказывается сотканной из обычаев разных стран. Какие-то этапы бракосочетания, например, обмен обручальными кольцами, существуют еще с древних времен, другие появились всего несколько столетий назад. Если раньше свадьба проходила в замкнутом мирке конкретного народа, то теперь границы праздника расширяются.

Какие есть обычаи

На Руси свадьба праздновалась не меньше недели, а в подготовке к ней участвовала вся деревня. Каждый человек знал, какая роль ему отведена, и в итоге получалась слаженная работа без заминок и суеты. Сейчас такое уже не встречается, поскольку каждое торжество проходит на свой манер, а раньше сценарий был одним для всех.


Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство.
Жених вместе со своими друзьями и семьей приходил в дом к невесте и спрашивал благословения на свадьбу у родителей девушки. Ее саму о желании выйти замуж никто не спрашивал – ей надлежало только продемонстрировать свои хозяйские способности и принять волю матери и отца.

Сватовство

На сватовство жених приходил не с пустыми руками – он приносил помолвочное кольцо. Считалось, что если невеста примет его, то свадьбе быть, но на самом деле все уже заранее было решено главами семейств. Если жених приходил без кольца, это заставляло семью девушки задуматься по поводу того, что он сможет обеспечить их дочь.


Если брак планировался с предварительной договоренности семей, то это был лишь символический этап события.
Если же девушка и юноша сами принимали решение о женитьбе, то могли получить и отказ в благословении. В этом случае у них было два варианта – либо повиноваться воле родителей, либо ослушаться их, за чем обычно следовал полный разрыв отношений с семьей.

Наряд невесты

Подвенечный наряд невесты был особенным. Сейчас принято видеть виновницу торжества в белоснежном платье, но это европейская традиция, на Руси облачались в красное.

Свадебный распорядитель

Раньше на Руси все невесты облачались в сарафан красного цвета, который символизировал счастье и плодородие. А вот белый цвет считался символом траура и печали.

Елена Соколова

Предсказательница


Считалось, что сколы, рельеф и трещины на обручальных кольцах привлекут несчастья и неурядицы в семейную жизнь молодоженов.

Тамара Солнцева

Фату могли надевать только те девушки, которые выходили замуж впервые, поскольку этот атрибут считался символом непорочности. Еще раньше фату заменяли почти непрозрачной шалью. Невеста надевала ее при выходе из родительского дома и не снимала до самого замужества, поскольку считалось, что в этот период она остается без защиты и уязвима перед злыми духами, а под шалью они не смогут ее отыскать.


Обручальные кольца

К обручальным кольцам тоже предъявлялись особые требования. Они могли быть из любого материала, но неизменным оставалось одно – поверхность должна быть гладкой, без рельефа, камней, сколов или царапин.

В период с момента сватовства и до свадьбы у невесты было много забот. В первую очередь ей нужно было расшить рушник, который будет использоваться во время благословения, а затем останется в семье молодоженов, как оберег от горя и несчастья. Вручную расшивалась и рубаха, которую затем надевал жених на свадьбу.

Заботы жениха

У юноши тоже была своя подготовка к бракосочетанию, хоть и не такая скрупулезная – ему требовалось собрать богатый букет для своей возлюбленной. Флористических магазинов раньше не было, поэтому растения добывались из садов родственников и соседей, причем они не могли отказать жениху. Он преподносил в день свадьбы, а затем девушка выбирала оттуда самый красивый бутон и прикрепляла к рубахе своего суженого. Это прообраз свадебного букета и бутоньерки, но сейчас невеста вряд ли доверит возлюбленному выбор цветочной композиции, поскольку она должна сочетаться со всем образом в целом.

Жених ехал за своей будущей женой на торжественном поезде. Железных дорог в деревнях не было, это просто символическое название процессии, в которую, помимо самого юноши, выходили его братья, друзья и родственники, кроме родителей. Они оставались дома, чтобы осуществить последние приготовления к празднованию.

На всем пути проезда ему устраивали препятствия, например, в виде телеги посередине дороги. Жених откупался от предприимчивых соседей вином, брагой, конфетами или монетами. В доме невесты, кстати, ему тоже не открывали ворота добровольно, а иногда еще и прятали невесту, отдавая ее только за внушительный выкуп.

Венчание

Свадьбой в прямом смысле этого слова считалось венчание в церкви. Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога.

Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном – овсом, ячменем, просо и т.д. Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл.

Застолье

Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе – это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта. Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов.

Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких – совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины.

Свадебное торжество - это древняя церемония с участием родных и близких людей, поэтому неудивительно, что многие молодые пары хотят отдать дань памяти прекрасной старине. Для этого новобрачные вносят в современный банкет древние ритуалы и обряды, подчеркивая тем самым свои патриотические чувства к родине. Русская свадьба - это одновременно веселый романтичный и родной сердцу праздник. А приверженность старым традициям обязательно найдет отклик в душах участников.

Какие свадебные обряды характерны русскому народу

Несмотря на внешнюю хаотичность, свадьба на Руси проводилась по определенным канонам, в строго соблюдаемой последовательности. Русские свадебные традиции состоят из присущего многим народам волнующего сватовства, делового сговора, веселого свадебного застолья и волнующей брачной ночи. Все этапы мероприятия наполнены глубоким смыслом и неукоснительно следуют друг за другом. Венчание в храме — это официальное признание бракосочетания церковью, застолье — демонстрация обществу своих узаконенных отношений.

Сватовство

По старинным устоям и обычаям древней Руси, если наметилась суженая для парня, значит собирается семейный совет из ближайших и доверенных родственников. Сам жених мог и не подозревать о предстоящих изменениях в своей судьбе, частенько решение принималось без его участия. Как следует обсудив все насущные моменты, семья потенциального мужа собирает делегацию для визита к родителям приглянувшейся девушке. Сватами могли быть только уважаемые и опытные родственники из старшего поколения: дядьки, крестные родители. Послы должны были обладать красноречием, учтивостью, но также быть бойкими и раскованными, чтобы достойно представлять будущую семью, вести выгодные переговоры, уметь сглаживать неприятные обороты беседы.

Если семьи находились примерно на одном уровне достатка, то особых требований к материальному обеспечению молодых не возникало. Наши предки справедливо полагали, что молодожены должны усердно трудиться и совместно наживать добро годами.

Обряд сватовства, согласно свадебной традиции русского народа, проходит в определенные дни, считающиеся удачными: вторник, четверг, суббота. Так как предполагалось застолье с угощением, то для времени проведения такого мероприятия выбирались сумерки. Ведь именно при свете свечей так приятно вести задушевные разговоры, выпить чарку за полное согласие во всех вопросах и угоститься сытным ужином.

Дождь изобилия

Так как наши предки не могли похвастаться современными спецэффектами, они изобрели свои, самобытные и не менее красивые. «Дождь изобилия» означает торжественное осыпание молодых ценными злаками ржи, овса и хмеля, как символами денежного достатка семьи. Позднее присоединяется обычай осыпать молодых лепестками цветов, чаще роз. Такой красивый обряд успешно укоренился и в современном обществе.

Благословение молодых с караваем

Хлеб на Руси издревле был не только основной пищей, но и символом благополучия, спасения от голода, нужды. Поэтому, согласно русской свадебной традиции, новобрачных чествуют и благословляют специально испеченным караваем. Праздничный пирог выглядит великолепно и солидно: впечатляющих размеров, с румяной корочкой и узорчатым украшением в виде веточки калины, знаком нерушимой любви.

Интересно, что процесс выпечки — весьма строгий и тщательный. Ставит опару и замешивает воздушное тесто замужняя мастерица, имеющая много здоровых детей. Считается, что счастливая женщина таким образом подмешивает в тесто часть своей удачной семейной доли. Для работы мастерица одевается в праздничную чистую одежду, хорошо моет руки, умывает лицо, надевает платок на голову. С благодарственной молитвой господу женщина принимается за работу и молится все время, пока сдобный каравай поспевает. К процессу выпечки допускается и представитель мужского рода, его задача — поставить каравай в печку с неизменной хвалой Богу.

Встречают праздничным караваем жениха и невесту родители. Свадебный пирог с солонкой соли наверху солидно смотрится на богато расшитом полотенце. Молодым надлежит осторожно отломить кусочек, обмакнуть в соль и отведать. В современной интерпретации торжества больший ломоть каравая означает право главенства в семье. После праздничный хлеб учтиво предлагается гостям.

Похищение невесты и выкуп

Выкуп любимой — забавный развлекательный обряд на русской свадьбе. Путь жениха к невесте тернист и проходит через многочисленные препятствия, придуманные ему друзьями и гостями. По русской свадебной традиции односельчане устраивают надежный заслон парню, не пуская его к суженой. Согласно другому ритуальному действию невесту надежно прячут, якобы в колдовском мире. Но бравый жених с друзьями находит любимую и увозит ее на лихом коне.

Не только новобрачный подвергается жестоким испытаниям перед свиданием с избранницей, но и его верные друзья. В свадебных традициях русского народа организуются всяческие игры, порой весьма опасные. Например, прыжки через бушующий огонь, единоборства, шаткий мост на пути. Шустрые подружки невесты также проявляют фантазию: загадывают сложные шарады, загадки, требуют монеты. Если жених щедр, семейная жизнь сложится удачно, будет плодотворной и гармоничной. Пройдя с честью все испытания, будущий муж может наконец обнять и поцеловать свою суженую.

Свадебные традиции, связанные с убранством невесты

Белоснежный подвенечный наряд новобрачной стал русской свадебной традицией сравнительно недавно, в 19 веке. А облачаться в белое платье было принято лишь после революции.

На Руси крестьянские девушки обходились праздничной национальной одеждой. Невесты из дворянского сословия блистали в роскошных платьях из дорогих материалов разных цветов с обилием драгоценностей.

Платье и фата

В церковь русская новобрачная идет в скромной одежде неярких тонов, чтобы подчеркнуть печальный момент расставания с девичеством. Если обратиться к истории, то некоторые ответвления русской нации и вовсе наряжали девушку в черный наряд на венчание. После религиозного скрепления уз ей позволялось переодеться в праздничный костюм алых расцветок, символа радости и счастья.

Наряд невесты на русской свадьбе состоит из нескольких предметов. Главным элементом наряда является национальный сарафан, расшитый руками молодицы, с узорами прекрасных цветов и птиц. Вышивка такого убранства представляет собой настоящее произведение искусства. Здесь используются серебряные и золотые нити, бисер, кружево, тесьма, жемчуг. Зажиточные семьи могут позволить себе богатое платье из сверкающей парчи. Сверху сарафана может быть надета роскошная душегрея с оторочкой из натурального меха.

Под сарафан, по русской свадебной традиции, надевается белоснежная рубаха с рукавами пышными или узкими, иногда с соблазнительными прорезями. Голые руки женщины считаются неприличным знаком на бракосочетании, их необходимо прикрыть от нескромных прикосновений суженого раньше времени. Роль нижнего белья выполняют несколько хлопчатобумажных юбок, создающих необыкновенную пышность наряда.

Голову юной невесты украшает трогательный венок из обычных цветов, знак свежести и молодости. Более поздние свадебные традиции добавили больше колорита. На голову надевался атласный обруч, вплетались яркие ленты в волосы, использовались украшения с самоцветами. Прическа юной невесты — две косы или свободно распущенные волосы. Прозрачная расшитая фата прикрепляется к высокому богато украшенному кокошнику, нередко закрывая при этом лицо. Свадебная вуаль не только добавляет юной девушки обворожительности, но и защищает её от дурного глаза, порчи. По завершении свадебной церемонии косы заплетают вокруг головы под платок или повседневный кокошник.

Букет невесты и подвязка

На современном бракосочетании невеста кидает в конце торжества свой букет в толпу незамужних барышней для определения следующей счастливицы. Традиция эта заимствована с Запада, но перекликается и с русским обычаем, по которому уже замужняя девушка отдавала венок с головы свои подружкам. Так юные девицы примеряли ритуальный убор, привлекая судьбу.

Русская свадьба богата уникальными и красивыми обычаями, а некоторые из них имеют популярность и по сей день.

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. В последнее время всё чаще мы можем увидеть, как в России проводятся свадьбы западного образца: с выездной регистрацией, без тамады, конкурсов, баяниста, выкупа и каравая, но всё-таки большая часть пока предпочитает классические русские свадьбы. В этой статье рассмотрим подробнее как же проходит традиционная русская свадьба.

Существует множество примет и традиций, и некоторые из них касаются периода подготовки к свадьбе: это традиционное сватовство, которое теперь приобретает форму небольшого застолья родителей и молодожёнов.

Также существует традиция девичника и мальчишника. По русским традициям, девичник проводился перед днём свадьбы: там собирались подруги невесты, невеста плакала и причитала, прощалась с девичеством, расплетала косу.

В наше время девичник и мальчишник всё чаще проводят так, как мы часто видим в голливудских фильмах – весело, шумно и с алкоголем.

Вернёмся непосредственно к дню торжества. Какой обряд начинает почти любую русскую свадьбу?

Выкуп невесты

Раньше словосочетание «выкуп невесты» совсем не являлось метафорой! Действительно, невесту выкупали из родительского дома.

Теперь же деньги отошли на второй план. Выкуп невесты, который обычно организуют подружки невесты, проходит в доме родителей девушки и включает в себя конкурсы. Проходя эти конкурсы, жених доказывает, что хорошо знает и любит невесту, а друзья жениха должны прийти ему на помощь.

Именно так начинается свадебное веселье. Поднявшись в дом невесты, жених забирает её на регистрацию брака. Обычно во время выкупа невесты и после него родители невесты устраивают небольшой фуршет.

Церемония бракосочетания

После выкупа традиционно пара, а за ней гости уезжают в ЗАГС, где официально регистрируется брак. Там же молодожёны исполняют свой первый танец, для чего часто заказывают живую музыку.

После принятия поздравлений от гостей обычно проводится небольшая фотосессия сначала для всех, а потом только для молодожёнов, во время которой гости готовятся к выходу жениха и невесты из ЗАГСа.

Гости посыпают выходящих молодожёнов рисом (для скорого рождения детей), конфетами (для сладкой жизни), монетками (для богатства) и лепестками роз (для красивой, романтичной совместной жизни).

Православные воцерковлённые пары также проходят обряд венчания в церкви.

Свадебная прогулка

После регистрации брака гости (часто только молодые друзья и подруги молодожёнов) отправляются гулять по городу. При этом они стараются посетить самые красивые достопримечательности, чтобы сфотографироваться там.

Семь мостов

Все мы видели, как жених несёт невесту через мост. Оказывается, этот обряд тоже относится к свадебным обычаям и традициям в России.

Считается, что молодожёны пройдут через семь мостов в день свадьбы, то их брак будет крепким. Редко случается, что пара успевает объехать все семь мостов, но хотя бы один стараются перейти все.

Также на мост часто вешают замочек с именами молодожёнов, который, по поверию, скрепляет брак.

Хлеб-соль

Традиционно молодожёны после бракосочетания приезжают в дом родителей жениха, где те встречают их с хлебом и солью.

Обычно новоиспечённая свекровь держит на рушнике (специальном полотенце) каравай, от которого жених и невеста должны откусить по кусочку. Кто откусит больше, тот и будет главой семьи.

Свадебные традиции и обычаи русского народа в наши дни теряют связь с религией: раньше таким образом родители жениха благословляли молодожёнов, отец жениха держал для этого иконы. Каравай на свадьбу – традиция, которая произошла отсюда.

Теперь свадебным караваем встречают у ресторана, в котором будет проводиться банкет по случаю празднества.

Праздничное застолье

Праздник продолжается в кафе или ресторане, где уже всё готово к прибытию молодожёнов. Оформление зала, столов и меню обычно выбирают заранее.

Это отдельная тема, достойная огромного поста. Сейчас же мы говорим о традициях свадебного застолья.

Поздравления

Весь праздник устроен так, что особое внимание уделяется поздравлениям: поздравить успеют все! Обычно первыми поздравляют родители, им даётся слово, и они как бы благословляют детей на брак.

После поздравляют родственники: сначала с одной стороны, потом с другой, а затем и друзья. Зачастую невеста заранее готовит специальную шкатулку, в которую складывает конверты с деньгами, чтобы они не потерялись.

Танцы

После того как гости поели, начинаются танцы. Но и здесь не обходится без традиций. Обязательным является первый танец жениха и невесты. В последнее время становится модным заранее готовить этот танец, делать его необычным, невесты меняют платье для танца, женихи также могут переодеться. Конечно, такие танцы запоминаются гостям.

Ещё одним танцем, без которого трудно представить русскую свадьбу, является танец невесты и её отца. Этим танцем папа как бы провожает дочь в другую семью, прощается с ней. Этот трогательный танец напоминает о том, что в жизни невесты наступает совершенно новое время.

Семейный очаг

Старинная традиция, которая пользуется популярностью до сих пор. Как провести семейный очаг?

  1. Организаторы и помощники раздают маленькие свечки гостям.
  2. Гости встают в круг и поджигают свечки.
  3. В зале выключается свет.
  4. Под медленную музыку ведущий рассказывает притчу о семейном очаге.
  5. Родители зажигают свои свечи и подходят к молодым.
  6. Создаётся новое пламя свечи молодожёнов – семейный очаг.

Обряд снятия фаты

По традиции в конце праздника свекровь или мама невесты снимают фату. Поначалу невеста не должна соглашаться, лишь на третий раз у мамы получается уговорить её снять фату.

После того как фата снята, жених расплетает косы невесты. Ведущий во время проведения обряда обычно поясняет, что происходит, рассказывает историю обряда. Этот момент свадьбы всегда получается очень трогательным.

Второй день свадьбы

Но на этом праздник не заканчивается! За первым днём следует второй день свадьбы, традиции которого предусматривают уже неофициальное гуляние.

На второй день гости чаще всего собираются на природе, где выпивают, поют песни и жарят шашлык. В наши дни редко празднуют свадьбу дольше двух дней. После свадьбы молодожёны могут уехать в свадебное путешествия.

Таковы традиции свадьбы в России. Конечно, это не все обряды, которые существуют, многие из традиций уже уходят, но на смену им приходят новые.

Так, всё реже, к счастью, на свадьбах мы можем встретить пошлые конкурсы, которые были очень популярны ещё 10 лет назад. Теперь популярность набирают тематические свадьбы и свадьбы на природе.

В любом случае, вы не обязаны следовать всем свадебным традициям и обычаям, главное, чтобы ваша свадьба запомнилась и понравилась именно вам!



Рассказать друзьям