Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей седьмого года жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ирина Хасанова
Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»

Вид проекта : практико-ориентированный, коллективный.

Актуальность темы : Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей . Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны : они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи , когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями . Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину : берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности , здорового образа жизни . Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том , что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности .

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни , уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду :

Организованные формы обучения на занятиях,

Совместную деятельность взрослого и ребенка,

Самостоятельную деятельность ребенка,

Воспитание навыков поведения,

Ознакомление с окружающим,

Развитие речи,

Художественную литературу,

Конструирование,

изобразительное искусство ,

Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности .

Цель моего проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта :

Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем ;

Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице ;

Объяснить правила общения с животными.

Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;

Обогатить представление детей о здоровье . Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;

Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;

Этапы реализации проекта :

Первый этап : Подготовительный.

Цель : определить основные направления работы .

Задачи : разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Второй этап : Организационный.

Цель : составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих .

Задачи : оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики .

Третий этап. Основной .

Цель : провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности . Задачи : подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей .

Четвертый этап. Аналитический.

Цель : систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта .

Задачи : количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

Пятый этап. Заключительный.

Цель : обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека .

Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа :

Начальный : рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;

Основной : тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.

Итоговый : КВН, продуктивная деятельность, участие в районных конкурсах.

В рамках проекта мы предлагаем , выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме . Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице) . Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей , большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей . Продуктами этой деятельности являются :

Создание книжки-малышки «Азбука безопасности » ,

Выставки детских рисунков,

Фотографии занятий,

Макет «Наша улица» ,

Конспекты занятий и тематических дней,

Сборник «Копилка загадок» ,

Мультимедийная презентация.

Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ » поможет :

Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице , в природе и в быту;

Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;

Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

Для решения задач проекта , необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию , активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так , чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения . В этом случае среда выполняет образовательную , развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Комната ОБЖ в ДОУ оснащена техническими средствами, это- телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы : «Уроки тетушки Совы» , сказки : «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;

Уголки ОБЖ в группах оснащены :

Дидактическими играми;

Учебными макетами, перекрестками;

справочной литературой : энциклопедии, справочники;

Строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

транспортом : специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;

Настольно-печатными играми;

Макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;

Разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;

Аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;

Альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;

Иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей ;

Семейными проектами : «Дорожные знаки» ; «Правила пользования велосипедом» , «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей» , и др.

Таким образом , достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе . Для сохранения здоровья детей , снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это :

Гибкий режим дня;

Закаливающие мероприятия;

Полноценное питание, витаминизация;

Медицинский кабинет;

Соблюдение СанПиНов;

Комната релаксации;

Спортивная площадка;

Физкультурный зал;

Двигательный режим;

Музыкальный зал;

Тематические занятия.

Медицинский персонал в нашем ДОУ проводит диспансеризацию, иммунизацию, осмотр детей , массаж. Воспитатель обучает самих малышей самомассажу и игровому массажу. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей , повышению общего жизненного тонуса . На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей . Для пропаганды здорового образа жизни в саду с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.

Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения . Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни , безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях , открытых занятиях, семинарах и консультациях.

Контакт с родителями помогает не только собрать материал , но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей , взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы :

индивидуальный диалог;

приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

знакомство с публикацией из местной прессы;

приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения ;

участие в конкурсах;

оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;

информационные стенды , папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей .

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности .

Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей . В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей .

Таким образом , систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты : что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.

Прогнозируемый результат реализации проекта :

Дети :

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих ;

Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

Знание правил безопасного поведения на улицах города.

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности ;

Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях ;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Родители :

Осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа .

Педагоги :

- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни . Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности . Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Мы убедились, что целенаправленная работа по данному проекту дает , несомненно, положительные результаты.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей .

Список информационных источников

1. 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Методическое пособие. - М., 2004.

4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность . Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников . Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.

3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006.

6. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.

7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу : 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

8. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.

АННОТАЦИЯ

Реферат «Формирование основ безопасности у дошкольников» соответствует заявленной теме, в соответствии с темой составлен план реферата, который включает: введение, две главы, заключение, библиографический список.

В введении раскрыта мировая актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека по причине беспечного и равнодушного отношения к своему здоровью, которая зачастую приводит к трагедии и что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности общества и жизнедеятельности отдельной личности принадлежит образованию.

В содержании первой главы «Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ безопасности у дошкольников» говорится о необходимости владения элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, чтобы предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста, следовательно, формирование основ безопасности у дошкольников является актуальной педагогической задачей.

Во второй главе «Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников» раскрывается методика работы по теме реферата, где я определила цель, задачи, представила формы, методы и приёмы работы, результативность.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

«… Неторные пути опасностей,

Надежд себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют,

что нет гарантий от опасностей и бед

И даже смерти преждевременной явленье,

но лишь тогда они проявят опасенье,

коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ безопасности у дошкольников

1.1. Определение основных понятий

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

1.2. Формирование основ безопасности у дошкольников в работах отечественных исследователей
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.
В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Авторы программы «Детство» предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социально-нравственное воспитание” в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.


ГЛАВА 2. Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников

2.1. Методика работы

Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

  • ребенок и другие люди;
  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • здоровье ребенка;
  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • ребенок на улицах города

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

Комплексные занятия;

Беседы;

Ознакомление с художественной литературой;

Беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

Развлечения, досуги;

Игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

Экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

Наблюдения;

Эксперименты и опыты;

Игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

Моделирование заданных ситуаций;

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения :

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование . Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

2.2. Организация предметно-развивающей среды

В группе мною оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Вместе с детьми создан цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Я – человек»; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, о тренировках пожарных в ДОУ.

Мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, подобран цикл занятий, игр, развлечений и досугов, художественного слова, загадок.

В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

во-первых , технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

во-вторых , в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих , в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

в-четвертых , в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Тематика проводимых мною проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в большой мир» и др.

В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

Совместные рисунки, поделки для выставки;

Совместные рисунки для альбомов;

Дни открытых дверей;

Помощь в изготовлении атрибутов для игр;

Совместные развлечения и досуги;

Совместные прогулки;

Родительские собрания (групповые и общесадовские);

Индивидуальные консультации по запросам родителей;

Оформление стендов и родительских уголков;

Анкетирование;

Выставки детских работ с родителями;

Цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.

Наряду с традиционными я выбрала и инновационные для моей педагогической практики методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практикоориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог - психологом, используя в работе следующие формы :

Совместное планирование;

Индивидуальные консультации;

Консультации для педагогов ДОУ;

Семинары-практикумы;

Открытые просмотры;

Развлечения, праздники.

Результаты диагностики, проводимые мной, позволяют сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию у детей основ безопасности способствуют определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту; выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы

Результатом планомерной и систематической работы являются показатели диагностики по разделу «Безопасность», имеющие положительную динамику.

2010 – 2011г

(средний возраст)

2011 – 2012г

(старший возраст)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

В – 0%

С – 36%

Н – 64%

В – 33%

С – 58%

Н – 9%

В – 38%

С – 34%

Н – 28%

В – 49%

С – 47%

Н – 4%

Я вижу результат своей работы - постепенно дети смогли понять, что мир - разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Литература

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.

6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

7. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.

8. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17

9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2009. – 80 с.

10. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, от потенциально и реально существующих угроз.

И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Обеспечение безопасности детей – проблема, в которой задействованы все стороны воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).

В нашем дошкольном учреждении основы безопасности жизнедеятельности реализуются через образовательную область “Безопасность”

Целью области “Безопасности” Основной общеобразовательной программы дошкольного образования является формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Данная цель решается в ходе интеграции образовательной области “Безопасность” в другие области общеобразовательной программы.

Принцип интеграции по содержанию области “Безопасность”, реализуется через образовательные области по задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

  • “Здоровье” – формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
  • “Физическая культура” – формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
  • “Социализация” – формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания;
  • “Труд” – формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности;
  • “Коммуникация” – развитие свободного общения со взрослыми И детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания;
  • “Познание” – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

  • “Физическая культура” – использование игр, игровых упражнений, импровизация для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные ситуации;
  • “Чтение художественной литературы – использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира .

Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных ситуациях очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Правила – неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым действенным методом является игровая деятельность т.к. игра для ребенка – это мощная сфера так называемой “ самости” – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации.

В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям – личностные качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения. Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Особое место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает “материал” для формирующего миропонимания, для своей “картины мира”. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, “читать” карту. Задания типа “Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками”. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: “Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?”.

“К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома”. Игровое “как будто…” раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку “Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…”. Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения “Кошкин дом”, при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной непосредственно образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных особенностей детей. Педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
  • Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.
  • Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
  • Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  • Использовали прием “домашнее задание”, для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме “Безопасное поведение дома”.
  • Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.
  • Оформление рукописных книг.
  • Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Приложение. Презентация.

Используемая литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б . Безопасность. – С.П., 2002.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В . Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  6. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 № 1.
  7. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
  8. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
  9. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
  10. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

В ходе деятельности по формированию у дошкольников ОБЖ педагоги детского сада решают следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения; обучение детей правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека предметам; повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.

Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. В своей работе в этой области воспитатели ДОО используют разнообразные методы: беседы с детьми и родителями, ознакомление с художественной литературой, игры (словесные, дидактические, настольные, подвижные, сюжетно - ролевые, театрализованные), экскурсии по ДОО и окружающей её территории, наблюдения, «минутки безопасности», моделирование заданных ситуаций, тематические развлечения, досуги.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; научить различать потенциально опасные предметы; познакомить со способами действия в случае опасности.

Не менее важное средство формирования ОБЖ дошкольников – художественная литература, являющаяся одновременно источником и знаний, и чувств. Среди произведений, полезных для чтения детям: « Рассказ о неизвестном герое» и «Кошкин дом» С. Маршака, стихотворения А. Усачева, «Вредные советы» Г. Остера, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Пожар» Б. Житкова, « Как не попасть в беду» М. Монаковой и другие.

В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных презентаций: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды» и других, даёт возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.

Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при активном систематическом взаимодействии детского сада и семьи через: тематические Дни открытых дверей, решение проблемных ситуаций (« Улица полна неожиданностей», « Мир прекрасен и опасен»), тренинги; оформление альбомов («Азбука безопасности», «Опасные предметы дома»), выставок рисунков и поделок («Наш друг – светофор», «Опасные животные»), создание книжек – малышек («Опасные жизненные ситуации глазами детей»); круглых столов, экскурсий, совместных развлечений и досугов. Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формы и методы работы по формированию у дошкольников основ экологической безопасности

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом в...

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:принцип полноты: содержание программы должно быть реализовано по в...

Калиниченко Ольга Викторовна, воспитатель

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т.п.;
сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;
отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года;
сотрудничество с ГИБДД, ОВД, Госпожнадзором, медицинскими учреждениями в формировании навыков безопасного поведения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ:
Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изобразительная, ручной труд).
В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.
Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.
Паспорт педагогического проекта
Разработчик проекта: Калиниченко Ольга Викторовна
Тема: «Я дорогу должен знать – обязательно на пять»
Образовательная область: обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на дороге и уважения пешеходов к водителю.
Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой, межпредметный, долгосрочный.
Количество занятий: 1 раз в месяц.
Цель: Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
Образовательные
Развивать практические навыки поведения детей на улице
Расширить и систематизировать знание детей о дорожных знаках
Развивающие
Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес.
Учить придумывать игры, составлять рассказы, загадки, активизировать словарный запас детей.
Воспитательные
Воспитывать любовь к родному дому, городу, детскому саду.
Развивать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь другим.
Возраст участников проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги
Ориентация содержания – практическая направленность
Основные направления реализации проекта
Работа осуществлялась в 3 этапа
1 – подготовительный
Подбор литературы
Наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий
Подбор статей консультаций, рекомендаций по теме
Анкетирование родителей и диагностирование детей
Круглый стол с участием родителей и детей
2 – основной: Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, реализация поставленных целей и задач.
3- заключительный – Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов. подведение итогов, составления план на новый учебный год
Обеспечение проекта.
1. Подбор иллюстративного материала по теме;
2. Изготовление макета «Перекресток»;
3. Изготовление дорожных знаков;
4. Светофор;
5. Атрибуты к сюжетно -ролевым, режиссерским играм;
6. Создание библиотеки: произведения по правилам дорожного движения, подбор стихотворений, сказок, частушек, загадок, пословиц;
7. Настольно – печатных игр.
Предполагаемый результат
Узнавать знаки по описанию;
Составлять описательные и сюжетные рассказы по теме;
Участвовать в развлечениях;
Знать и называть дорожные знаки;
Объяснять где и как нужно переходить улицу, проезжую часть;
Самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;
Владеть навыками социального поведения и эмоционально- положительно относиться к окружающим, находить позитивные способы установления контактов со сверстниками и взрослыми;
Уметь группировать «дорожные знаки» на группы (запрещающие, разрешающие, предупреждающие, знаки «Сервиса»)
Презентация проекта: Игра – викторина «Школа дорожных наук»
Продукт проектной деятельности: создание в ДОУ Школы дорожных наук – Юные инспектора дороги.



Рассказать друзьям