Теория сновидений юнга. Толкование снов по юнгу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анализ сновидений. Зачем?

Сны и их грамотный анализ — классные помощники на пути познания себя и повышения нашей осознанности, обязательные спутники не только нашего личностного роста и нашей внутренней работы , но и Осознанности Красоты или Mindful Beauty , которые неминуемо приводят:

  • К повышению энергетического уровня. Постепенно нам становится легче отпускать и прощать людей, которые наносят нам травмы, освобождаться от ограничивающих убеждений о мире.
  • Делает этот процесс самопознания и личностного роста гораздо более доступным (написать «легким» рука не поднялась:)). Все мы знаем, что этот процесс всегда сопряжен с трудностями, но приносит бонусы.

  • К более глубокому переживанию окружающего мира и его Красоты, к расширению сознания и более глубокому пониманию происходящих с нами событий и наших реакций на них.

  • К изменению в положительную сторону вашего окружения. По мере того, как вы становитесь более осознанными, вы начинаете выбирать близких вам по духу людей и партнеров.

  • Вы бросите надоевшую работу и обязательно найдете свою страсть и предназначение, в общем, начнете делать то, что будет вставлять вас не по-детски:).




Сны и их символы в интерпретации К.Г. Юнга (даже представлять его как-то неловко, мы про него и так все знаем, любим его труды и уважаем) являются вестниками и маркерами личностной трансформации и внутренней работы, другими словами, синхронизируются с глубинными подсознательными процессами и могут нам рассказать, что с нами происходит на самом деле!

Для улучшения запоминания снов, рекомендуется завести специальный журнал, держать его на прикроватной тумбочке, чтобы по пробуждении немедленно их фиксировать. Со временем эта полезная практика приведет к запоминанию все большего числа сновидений и их деталей, они станут красочнее и интереснее. Ваше подсознание начнет с удовольствием разговаривать с вами:), а по свидетельствам многих энтузиастов, вы даже сможете осознать во сне, что спите, и изменять ход сновидений на свое усмотрение. Если кому-то интересно, пишите, я с удовольствием поделюсь тем, что знаю об этом и своим опытом более подробно.

Теперь снова о символизме: конечно, уважаемый К.Г. Юнг всегда подчеркивал, что единой универсальной интерпретации снов не существует, и все сугубо индивидуально. И тем не менее…

12 символов сновидений и их толкование с точки зрения юнгианского подхода:

1 . ПОГОНЯ, за вами гонятся — нечто в вашей жизни нуждается в вашем внимании.

Мы легко запоминаем такие сны, они заставляют нас беспокоиться и вызывают страх. Такие события во снах сигнализируют нам, как правило, о том, с чем мы внутренне работаем, подсознание дает подсказку, что нечто требует более пристального внимания, на что вы не обращаете внимания, а надо бы.

2. ЛЮДИ — на самом деле это характеристики нашей личности.

Люди во сне являются символами представлений о себе или характеристиками различных ваших собственных аспектов, помогают нам понять, какие из них нуждаются в более пристальном внимании и в каком направлении нам вести нашу внутреннюю работу. Если вы видите конкретных людей, то это может указывать на межличностные вопросы и конфликты, которые вы должны проработать.

3. ДОМ — сознание сновидца.

Есть несколько уровней сознания, которые составляют наш ум. А различные его части — это различные аспекты психики. Например, подвал может представлять то, чему не уделяется должного внимания, либо уверенно не признается сновидцем в реальной жизни; спальня может быть переведена на наш язык, как интимные мысли, чувства и воспоминания. Деятельность в доме означает деятельность сновидца по интерпретации информации и способы использования структуры сознания.

4. ЕДА — ЗНАНИЯ.

В физическом мире еда питает наши тела. В мире снов еда является представлением о питании наших умов, проще говоря, знаний. Сны о пище можно также интерпретировать, что ум «голоден» и ищет новые идеи и знания.

5 ШКОЛА — ОБУЧЕНИЕ.

Когда в вашем сне появляется школа или класс, или вам снятся типичные школьные события, такие как, например, прохождение теста, на деле это означает процесс внутреннего обучения, и может быть интерпретировано как необходимость понять что-то из ситуации, в прошлом или настоящем, или свидетельствует о том, что у вас есть некая потребность в самоанализе.

6. ОБНАЖЕННОСТЬ — искренность и открытость, вполне вероятно избыточная.

Когда кто-то видит себя или другого обнаженным во сне, это означает, что определенный аспект или эмоции сновидца в настоящее время выражаются открыто и без ограничений, вплоть до того, что сновидец чувствует себя незащищенным.

7. СЕКС — сексуальное вырaжениe или объединение и созидание.

Когда снится секс, это может представлять собой признание, принятие сновидцем своих бессознательных желаний и эмоций, другими словами, некую обретаемую целостность. Сны о сексе также могут символизировать создание новых интимных отношений с другими или с Собой. Хотя во многих случаях сексуальные сны — просто выход энергии.

8. АВТОМОБИЛИ — давать или получать ОПЫТ.

Транспортные средства во сне символизируют средства для преодоления того, что происходит в нашей сознательной жизни, насколько мы контролируем жизнь или то, с чем мы сталкиваемся по пути, происходящие события и препятствия. Тип и размер автомобиля тоже играет свою роль: скорая помощь будет указывать на необходимость лечения, полицейская машина будет указывать на необходимость дисциплины.

9. РЕБЕНОК — новое.

Сны о ребенке символизирует новую идею или разработку, или потенциал для роста в конкретной области вашей жизни.

10. СМЕРТЬ — кардинальные изменения.

На языке разума смерть обычно представляет собой переход от одного состояния к другому. Хотя многие воспринимают смерть во сне, как страшное или отрицательное событие, оно, как правило, коррелирует с резким изменением или переходом, происходящем в жизни сновидца.

11. ЖИВОТНЫЕ — привычки сновидца.

Учитывая, что функция животных в основном основывается на инстинкте, наличие животных во сне является представлением наших привычек. Когда нам снятся животные, это может оказать нам неоценимую пользу в понимании нашей повседневной рутины, а также наших глубочайших желаний. Тип животного, что он делает и его среда обитания — все может быть использовано для интерпретации того, о чем нам сигнализирует наше бессознательное.

12. ПАДЕНИЕ — возвращение к бодрствованию.

Обычно, если вы падаете во время сна, это символизирует процесс возвращения к состоянию осознанности или бодрствующего сознания. Зачастую свидетельствует о том, что вы не чувствуете себя способным контролировать определенный аспект вашей реальной жизни или боитесь что-либо или кого-либо отпустить из своей жизни.

Анализ сновидений и повышение осознанности в сновидении — oдни из самых эффективных практик для «прорыва в другое измерение» нашей жизни и трансформации ситуаций, основа прекрасных изменений, но важно получать удовольствие от них и не позволять себе проваливаться в интерпретацию и бесконечный анализ событийности, заменив ими саму жизнь, а главное, ее невероятную Красоту!

Всем, кто на трудном пути работы с собой, выражаю глубокое уважение и поддержку!:)

И желаю нам всем хорошего настроения!:)

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

Сонник Странника (Терентия Смирнова)

Толкование снов по соннику Юнга

В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Роль архетипов в снах согласно Юнгу

Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: …Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее.

Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сна и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.

Юнг считал, что в жизни человека сны играют очень значительную роль:

во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства,

и, во вторых, способствуют развитию психических функций.

В то время как наше личное подсознание формируется нашей собственной жизнью, коллективное подсознание представляет собой глубокую человеческую память, которая живет внутри любого из нас и принимает форму «архетипов» – мифических образов, которые на протяжении всего времени существования человечества возникают в каждой культуре. Эти архетипы могут появляться в снах – те же самые образы, которые являлись нашим предкам, приходят и к нам.

Примерами архетипов могут быть мудрый старик, мать-земля и «мандала» (священное колесо), которое можно найти в искусстве, науке и религиях всего мира. Юнг обнаружил большое количество образов-архетипов, поскольку сны его пациентов содержали в себе символы, незнакомые им, но они имели значение в качестве мифических всемирных образов.

Объективные и субъективные сны в соннике Юнга

Юнг также различал

  • объективные
  • и субъективные сна.

Первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

Части нашего «я», которые отражают наши сны, согласно Юнгу

В снах выявляются все отдельные части нашего «я». Вот что мы имеем в виду.

Персона. Как было сказано – это образ, который мы представляем миру, а не наше настоящее «я». В снах персона выступает как некая личность – либо это мы сами, либо кто-то другой. Появление во сне обнаженным говорит о потере персоны.

Тень. Тень – это инстинктивная или более слабая часть нашей натуры, она провоцирует негативные реакции, например страх или гнев. Появление ее во сне говорит о том, что мы должны больше внимания уделять своим слабостям.

Анима и анимус. Анима – женская часть мужской души, часто появляющаяся во сне в виде прекрасной, похожей на богиню женщины. Анимус – это мужская часть женской души, появляющаяся во сне в виде богоподобного, героического или могущественного мужчины.

Божественное дитя. Юнг определяет божественное дитя как символ нашего истинного «я». Появление ребенка во сне предполагает уязвимость, но также и свежесть, спонтанность и потенциальность.

Мудрый старик. Во сне мудрый старик, появившийся в образе отца, священника или другой авторитетной фигуры, может символизировать наше «я» или какую-то другую сильную личность.

Великая мать. Великая мать – это не только символ роста, питания и плодородия, но также и соблазна, обладания и господства. Великая мать появляется в снах во многих видах: в виде матери, принцессы или ведьмы.

Общие принципы отражения нашего "я" в снах


Поскольку Юнг считал, что скрытых снов не существует ясные сны обеспечивают человека всем знанием, которое ему нужно. Он выступал в защиту развития науки о снах, для того чтобы возможно было исследовать их значение.

Способом узнать это является попытка посмотреть, какие слова, образы и предположения возникают у нас, когда мы думаем о наших снах. Юнг надеялся найти широкое понимание сновидческих образов, которое выходит за рамки той культуры, к которой принадлежит сновидец. Юнг советовал пациентам описывать ему свои сны так, словно бы он ничего не знал о предметах, людях и окружающей обстановке в их снах.

Таким образом, пациент мог рассказывать решительно обо всем, что ему приснилось, не прибегая к самооценке и объяснениям.

Главные виды снов, согласно соннику Юнга

Юнг считал, что сны следуют в драматической последовательности, как пьеса в четырех действиях. В первом действии появляются персонажи, завязывается конфликт, а затем наступает что-то вроде развязки. Подобным же образом конец драмы-сна должен разрешить проблему, которая стоит перед сновидцем.

Юнг также считал, что существуют разные виды сновидений:

  • незначительные, или предметные сны о повседневных событиях,
  • значительные сны, или сны о нашей внутренней жизни,
  • а также великие сны – сны, в которых вступает в действие коллективное подсознание.

Чем отличается толкование снов у Фрейда и Юнга?

Карл Юнг, который был моложе Фрейда на 19 лет, вел с ним переписку с 1906 по 1913 год. Фрейд даже считал Юнга своим явным наследником. Но потом в их отношениях появилась трещина, так как они разошлись во мнениях относительно – как вы догадываетесь – снов. Они оба верили в существование бессознательного и в важность снов и восхищались умом и любознательностью друг друга.

Но между ними были и разногласия, и из-за них Фрейд считал себя преданным Юнгом, которому он оказал столько внимания. Юнг же считал, что в своем отеческом покровительстве Фрейд заходит слишком далеко и душит его собственный голос, чтобы защитить свою теорию сновидений.

Положим, у Юнга был более «приятный» взгляд на бессознательное, чем у Фрейда. Вместо того чтобы рассматривать его как дикую, животную часть нашей души, с которой мы постоянно боремся, Юнг смотрел на бессознательное как на собрание духовных целей разного вида, которое надо исследовать и приветствовать. Он твердо верил в то, что наши сны не являются замаскированными попытками скрыть наши истинные желания от бодрствующего разума. Он их скорее рассматривал как проводников к нашей реальной жизни.

Целью всего живущего, как он полагал, было принять и интегрировать все части нашего «я», в том числе и с помощью сновидений. Естественно, поэтому он считал сны проявлениями одной части нашего существа, которая старается связаться с другой, сознательной частью нашего «я», стремясь к полной целостности.

Следовательно, сны не скрывают бессознательное, они раскрывают его. Однажды Юнг сказал: «Вполне вероятно, что мы постоянно видим сны, но это наше сознание производит так много шума, что мы его не слышим».

Как указывает Джеймс Р. Льюис в своей «энциклопедии сновидений», Юнг считал «эго» нашим представлением о нас самих (таким образом, фраза «у вас эго размером с Род-Айленд» в этом контексте приобретает смысл). А образ, который мы проецируем в этот мир, он называл «персоной». Но Юнг полагал, что для того чтобы мы могли уживаться с остальными людьми, мы вынуждены отказываться от некоторых аспектов нашего «я», которые он называл «не-я».

Эти отвергнутые нами кусочки нашего «я» складываются в бессознательную структуру, которую он назвал «тенью».

Помимо этого, в каждой мужской душе есть подавленные женские черты (анима), а в каждой женской – подавленные мужские черты (анимус).

Анима, анимус и тень должны быть интегрированы в эго. Юнг считал, что мы влюбляемся в представителей противоположного пола, желая обрести целостность. Если же у нас много анимы, но нет анимуса, то мы станем преклоняться перед кем-то, кто битком набит анимусом. Эта точка зрения на стремление найти в вашем партнере то, чего недостает вам самому, была воспринята многими школами терапии брачных пар.

Об этом говорит и Харвил Хендрикс – только пользуясь другими словами – в своей книге «Такая любовь, какая вам нужна» (1990). Это не значит, будто Юнг считал, что мы все точно знаем, чего нам недостает и что нам нужно, поэтому очень является так, что нас влечет к человеку, а мы не знаем почему.

В конце своей карьеры Юнг занимался вопросами мистицизма и оккультизма и стал относиться к своим теориям сновидений как к паранормальным. Его произведениями вдохновлялись многие, в том числе психоаналитик и писатель Джон Кэмпбелл. Хотя Люси Гудисон, автор книги «Сны женщин» (1997), замечает, что труды Юнга подчеркивают ценность «женских» качеств (например, интуиции), он все же не сумел установить, почему эти качества всегда считались прежде всего «женскими». Он также полагал, будто сознание и «свет» являются «мужскими» качествами. Гм-гм...

Фрейд и Юнг не были единственными психоаналитиками, развивавшими теорию сна и сновидений. Фриц Перл является основателем психологии формы, вида терапии, которая в настоящее время фокусируется на приведении в гармонию эмоций и чувств. У него также была своя теория относительно того, что сны рассказывают нам о бессознательном.

Нумерологический гороскоп для числа дня - 23

2 дарит возможность сотрудничества с другими людьми, наделяет верой в добрые дела. 3 - это жизнерадостность, умение отбросить прежний негативный опыт, чтобы с верой шагать вперед. Самое время, чтобы проявить нестандартное мышление, расширить интересы. Любые сложные дела и проблемы можно решить, если воспользоваться интуицией, способностью к самоанализу.

23 число позволит адаптироваться к любой необычной ситуации, которая возникнет. Можно проявить гибкость ума, чтобы оценить перспективы, которые казались слишком далекими.

Люди испокон веков обращали внимания на свои сны: искали в них советы, знамения, считали их предвестниками грядущих событий. Во времена древней Греции и Древнего Рима значение сновидений было настолько велико, что существовали целые храмы, которые возводились для богов сна. Особенно важны были в Египетской цивилизации жрецы, которые могли интерпретировать сны, так сказать "живые сонники". Императоры и античные полководцы принимали свои решение на основании толкования своих сновидений. Да и для современного человека тоже не секрет, что мир снов оказывает очень сильное воздействие на нашу жизнь. Но всё же что такое сновидение?

Во время сна у человека чередуются две основные фазы: медленный и быстрый сон, причём в начале сна преобладает длительность медленной фазы, а перед пробуждением — растёт длительность фазы быстрого сна. У большинства людей сон состоит из 4-6 циклов, длительностью 80-100 мин. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что запоминающиеся нам сновидения сняться в фазе быстрого сна (эту фазу также называют фазой БДГ — быстрого движения глаз). Можно даже сказать, что фаза БДГ предназначена специально для того, чтобы мы могли видеть сны. То есть возможность сновидения обусловлена физиологически — также как возможность пить, принимать пищу и дышать.

Зачем нужны сновидения

Функционал сновидений настолько обширен, что описать все в одной статье (да что там в статье, даже в одной книге) не представляется возможным. Здесь речь пойдёт о взгляде с психологической точки зрения, то есть сновидения, мы будем рассматривать, как индивидуальный внутренний психический процесс!.. Что, собственно, за этим стоит:

  • Индивидуальный . Сновидение — это всегда про сновидца: все, что мне снится — это всё я, мои суждения, мои переживания, мои взгляды, части моей целостной личности т.д… Посудите сами, даже если мы будем рассматривать сновидения как путешествие астрального тела по другим измерением или как подключение нашего разума к некому общему информационному полю, то возникает закономерный вопрос: "Почему наша душа выбирает именно эти миры?.." или "Почему разум обращается именно к данным секторам поля?.."
  • Внутренний . Всё что происходит в сновидении — происходит во внутреннем мире (сознании, подсознании, душе, и т.д.) сновидца.
  • Психический . Сновидения — это результат работы нашего психического аппарата. А глобальная функция психики — выживание индивида. Таким образом, по большому счёту, сны помогают нам выживать. И действительно проводилось ряд экспериментов по лишению человека снов (деривация сновидений) и все они показали их жизненную необходимость. Потребность во снах, фактически, сравнима с потребностью в пище, воде и кислороде.

Первым человеком, который подошёл к вопросу анализа сновидений с позиции европейской науки был, конечно же, Зигмунд Фрейд. Фрейд сформулировал две очень важные гипотезы касательно сновидений:

  1. Сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания (то есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни).
  2. Образы сновидения не буквальны, а символичны — то есть, он предложил воспринимать образы сновидений в форме метафор, аналогий, знаков и символов. (например, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чём-то таком, на что эти образы символически указывают).

По мнению Фрейда, задача толкования, сновидений сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределёнными образами сновидения.

Очень плотно темой сновидений занимался один из бывших учеников Фрейда — К.Г. Юнг. Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Юнг все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении. По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике — сдвинуть самооценку в более адекватное положение. То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы "успокоить" сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жёсткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание. Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно "правильным". Это был метод Юнга и он хорошо работал в его руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать. Как говорится: "Юнгианцам снятся Юнгианские сны" .

Объединив вышесказанное, можно сделать вывод, что сновидения нужны нам для того, чтобы сбалансировать наше психическое равновесие через символическое проявление наших желаний, страхов, актуальных переживаний, важных событий и т.д. Также известно, что сновидения зачастую позволяют взглянуть на жизнь под другим углом — проявить то, что при бодрствовании не замечалось, показать возможные варианты, действий и возможные результаты… многие великие идеи пришли к человечеству именно из снов.

А нужно ли вообще анализировать сновидения?

Вопрос закономерен. Действительно, если сновидение — это процесс естественной саморегуляции психики (процесс работы бессознательного), то нужно ли вообще в него вмешивать свой сознательный анализ? Возможно, правильнее будет просто принять всё как есть? И наверняка, у Вас присутствует такой опыт, когда Вы засыпали с какими-то переживаниями или не решёнными вопросами, а проснувшись наутро, Вы вдруг обнаруживали, что ответ найден, переживания приняты, и беспокоящие ситуации не так актуальны, как были накануне. Или, к примеру, посмотрев тот или иной сон вы приходили к определённым выводам и меняли некоторые взгляды (без всякого анализа). Зачастую даже не возникает ни малейшего желания разбирать и анализировать тот или иной сон. Но бывает всё с точностью до наоборот: повторяющиеся сны, кошмары, какие-то особенные сновидения, после которых остаётся чёткое и пронзительное чувство, что этот сон о чём-то говорит, но Вы не можете точно понять и прочувствовать о чём… Да, даже такому сильному психическому механизму как сновидение порой нужна помощь… или, скажем, есть такие сновидения, которые хотят быть проанализированными и осознанными.

За ночь человеку снится несколько снов, но запоминаем мы, как правило, лишь один (в редких случаях больше), а то и вообще не одного… зачем? Может запомнившийся сон это и есть то самое послание к сновидцу, возможно в нём что-то над чем лучше подумать бодрствуя, быть может сон говорит о важности выбора, быть может о возможном развитии событий или просто показывает то, что человек "не видит в упор"…

Как можно работать со своими сновидениями

Хорошо, итак, Вы всё-таки решили поработать с некоторыми Вашими снами. Отлично! И что теперь? Идти к аналитику снов (психологи, психотерапевту) — это, конечно, хороший вариант (сны являются прекрасным материалом при клиент-терапевтической работе). Но, давайте будем честными — не каждый может сутра позвонить своему персональному специалисту и сказать что-то типа: "Уважаемый Иван Иванович, мне приснился очень важный, по-моему мнению, сон и я хотел бы обсудить его с Вами, давайте я подъеду к Вам в офис через 30 мин ", — тут и Иван Иванович может быть занят, да и у многих из нас тоже разные дела сутра, я уже не говорю про цену вопроса (хотя порой наши сны стоят и большего)… в общем, есть свои нюансы.

В любом случае при анализе сновидений специалист работает, в первую очередь, не со сновидением, а со сновидцем (через призму сновидения). Ведь только сновидец реально знает и понимает свой сон и себя самого . Именно тот факт, что мы сами знаем себя, как нельзя лучше позволяет, в той или иной степени, самостоятельно анализировать свои сновидения (по мере необходимости, конечно).

Прежде чем говорить о том, как это делать, стоит ответить на вопрос какие сновидения действительно стоит анализировать. Главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это его сильная эмоциональная напряжённость (конкретная яркая эмоция, которую оно в себе содержит), периодическая повторяемость сновидения или иррациональное (внелогическое) ощущение важности послания. Также интерес к самому процессу анализа — стремление к личностному росту, желание познакомится со своим внутренним миром, глубже понять свою жизнь… При наличии такого интереса бессознательное обязательно выдаст подходящий материал, материал подходящий именно здесь и сейчас.

Теперь поговорим о самом анализе (или можно сказать, толкование) сновидений. Язык снов — это язык нашей внутренней гипнотической реальности. Как внешнюю объективную реальность мы простаиваем за счёт внешних факторов: свет, звук, запах, так и у внутренней гипнотической реальности есть свой язык. Язык внутренней гипнотической реальности индивидуален. Однако, существуют и некоторые общие понятиясимволов : взлёты, падения, мать, отец, герой, злодей и т.д. — это те образы, которые, в общем случае, воспринимаются всеми одинаково. Кроме символов в проявлениях внутренней гипнотической реальности также присутствует некие рамки (аналогично времени и контексту в обыденной жизни) — это сюжет сновидения. Сюжет играет значительную роль (начало, кульминация и развязка; дебют, миттеншпиль, эндшпиль… и т.д.) он может сказать, о чём сновидение вообще — как бы развернуть картину сна панорамно и более глобально.

Я приведу Вам один из методов самостоятельного анализа сновидений. Это весьма распространённый метод, однако, в разных источниках подаётся слегка под разными углами, что может придавать этим источникам определённую исключительность метода. Я опишу данную методику в том виде, в котором оно кажется мне наиболее простой и понятной, но в то же время глубокой и развёрнутой. Скажу даже больше: описание предлагаемого здесь подхода к анализу сновидений приснилось мне в тот период, когда я готовил этот материал. Я решил не отказываться от того, что предложил мне мой бессознательный разум и с радостью делюсь этим с Вами. И всё же напоминаю, что сам метод не нов — описание просто слегка другое.

Условно можно выделить 3 составляющих сновидения:

  1. Я — что я переживаю, что я переживал.
  2. Окружение — каков сон в целом: трагедия, комедия, водевиль, добрый, мрачный… что это было.
  3. Наполнение — что говорят мне образы, символы и события… (по сути — сам анализ).

Вы можете конспектировать сновидениям прямо по этим трём пунктам. Зачастую, уже в процессе записи становится понятно, что несёт в себе то или иное сновидение. А теперь поговорим о каждом пункте подробнее:

  • "Я" — это эмоциональный окрас (эмоциональная напряжённость). Самой "известной" эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и чётко определённым, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия. Конечно, бывают и "хорошие" сны, которые указывают на позитивный сдвиг в разрешении какого-либо из внутренних конфликтов. Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остаётся ощущение, что приснилось что-то важное (и это бывает вполне отчётливым ощущением). Такого рода сновидения могут говорить о том, что какой-то процесс сейчас очень активен, но конкретно эмоционально окрашенных результатов пока нету: это могут быть предупреждающие (вещие) сны, хронологические сны (сны о прошлом), сны с обретением нового знания (пока ни куда не приложенного) и т.д.
  • "Окружение" — это, фактически, сюжет. Важно выделить фабулу сновидения (если она есть): "Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня", "Я спасаю в своей школе весь мир, и меня все признают героем. Я получаю почёт и уважение" и т.д. Важно также определить с "жанром" и общим направлением сюжета (определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка).
  • "Наполнение" — а вот это уже то, что занимает больше всего времени и приводит любителей анализа сновидений в особый восторг. Наполнение — это символика, это язык внутренней гипнотической реальности, это то, что "спрятано", по мнению Фейда и "раскрывается", по мнению Юнга в образах сновидения.

В процессе толкования сновидений значимость образов устанавливается с помощью сновидца. Каждую деталь сна можно интерпретировать только с помощью его ассоциаций, его наитий. Не менее важным является прояснение общечеловеческой, архетипической символики сновидения. Для примера работы с образами рассмотрим, в очень-очень-очень сжатом виде, некоторую часть Юнгианской модели анализа сновидений:

Сперва общие понятия:

  • Анимус — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо мужские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Анима — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо женские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Тень — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как абсолютно негативные и деструктивные и не приемлет их проявлений (всё самое плохое). Однако данные качества и характеристики могут присутствовать в индивидууме, но быть очень сильно подавлены его личностью.

Некие общие значения образов и символов:

  • мужчины — проявления анимуса;
  • женщины — проявление анимы;
  • тучи , дождь , мошкара — за этим, как правило, идёт тень;
  • пожар — говорит о том, что человек "выжигает себя", "выжигает" своё эго;
  • дома , помещения (в т.ч. различное имущество сновидца: квартира, машина, яхта..) — личность, сознание: его составляющие и проявления;
  • животные — животные проявления индивидуума;
  • полёт — как правило, символизирует личностный рост;
  • вода — как правило символизирует бессознательное "погружение в бездну вод — погружение в бессознательное".

Однако, ни когда не забывайте о том, что внутренняя гипнотическая реальность всё-таки индивидуальна. И для более точного и глубокого анализа сновидений необходимо опираться на жизненные события и образы сновидца. Символы, прежде всего, берутся бессознательным из индивидуального контекста сновидца: события, объекты, люди и переживания, с которыми он сталкивался в своей жизни… Например, сто лет назад могла присниться запряжённая повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Поэтому, ещё раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон с большой вероятностью вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что её образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря, что для она для вас олицетворяла при жизни.

Для работы с наполнением своего сновидения Вы можете использовать метод свободных ассоциаций: выпишете на чистый листок (в столбик) наиболее значимые для Вас символы сновидения с которым сейчас работаете. Когда Вы выпишете все значимые символы отвлекитесь от них на какое-то время: Вы можете перевернуть листочек, так чтобы не было видно текст, можете пойти налить себе чаю или сделать что-либо ещё… Важно "разорвите связь" с тем образами. И для этого не нужно много времени — 30-90сек. будет вполне достаточно. Теперь. Вернитесь к листочку, прочитайте вслух написанное Вами (по очереди) и напротив каждого символа напишите первые пришедшие в голову ассоциации. Таким образом Вы сможете увидеть, что для Вас несёт в себе тот или иной образ.

Хотелось бы также отметить работу со сновидениями в гештальт-терапии. Вообще толкованием в буквальном смысле гештальтисты не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это даже похоже на фрейдовские свободные ассоциации. Чтобы пояснить, как в гештальт-подходе происходит работа со сновидениями, можно вспомнить один классический пример, который приводит Дж. Энрайт (ученик Ф. Перлза): пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочерёдно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени: "Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то… ", — ну и так далее. Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершённые гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени "вокзала " — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его "насквозь " и отправляется по своим делам. Этот момент — момент контакта со своими переживаниями и эмоциями, на мой взгляд, очень важен и именно в этом заключается ценность гештальт подхода. Если мы можем что-то почувствовать, значит мы уже осознаём эту часть себя, а значит можем сделать осознанный выбор и принять осмысленное решение, а не реагировать автоматически (бессознательно) на ситуации связанные с этим переживанием.

Как я уже говорил ранее, конспектирование сновидений — это хороший способ закрепления информации о сновидении, как для внутренней (интерпсихической) проработки, так и для дальнейшего анализа.

Как уже было сказано выше, конспектировать сновидение можно в следующей последовательности:

  1. Эмоциональная составляющая;
  2. Жанр, эпитет, фабулу и т.д.;
  3. Основной конспект сновидения (то есть теперь всё что помните в хронологическом порядке), особое внимание к значимым символам, значимым героям и значимым событиям (во сне).

Суть работы с конспектом сновидения сводится к тому, чтобы определить, опираясь на свои ощущения, воспоминания и эмоции: где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка; какие образы стоят за символами сновидения, при этом стоит помнить — все, что проявляется в сновидении — это всё есть Вы. Что Вы чувствуете по поводу того, что показывает анализ и что на самом деле (в реальной жизни — наяву) проявляется (или случилось накануне) в Вашей жизни. Все эти наблюдения помогут определить, что произошло в представленном спектакле бессознательного, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело или может привести.

Анализ сновидений, как правило, проводиться не по одному сновидению, а по серии снов. То есть послание внутренней гипнотической реальности, зачастую, передаётся парциально. Например: первый сон говорит о том, что мы делаем сей час, второй сон говорит о том, к чему наши действия приведут (могут привести), а третий о том, чем всё это закончится (может закончиться). Более того, есть мнение, что настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых частных случаях сновидений:

  • Кошмары. Кошмары всегда говорят о сильно вытисненном процессе. То есть существует нечто, что самим сновидцем не просто не принимается, а зачастую даже и отрицается. Давно известен простой способ борьбы с кошмаром: если вам снится кошмар примите то, что вас пугает, проконтактируйте с этой частью и сновидение сразу же изменит свой эмоциональный окрас. Например, если во сне вас преследует чудовище, то перестаньте убегать от него, а наоборот примите его с распростёртыми объятиями… возможно тогда окажется, что это вовсе не чудовище.
  • Повторяющиеся сны. Сны, которые повторяются раз за разом, говорят о том, что какой-то конфликт ни как не может разрешиться. Эти сны требуют особого внимания, и при анализе подобных сновидений стоит задать себе таки вопросы как: "Что приходит Вам на ум в связи со сновидением?" , "В каком месте происходит действие сновидения?" , "Что происходило в вашей жизни накануне первого из этих сновидений?" и "Что происходит сейчас в Вашей жизни?"
  • Вещие сны. Вещие сны — это один из самых загадочных феноменов сновидения. Вещий сон говорит о том, к чему приведут наши действия или же показывает то, по какому сценарию разыгрывается жизнь вокруг нас. В общем-то, ни чего плохого в этих снах нету — даже наоборот порой знание, о том, что ждёт нас впереди позволяет нам подготовиться к предстоящему событию. Однако бывают сны несущие довольно-таки негативную информацию о той области жизни, в которой мы бессильны что-либо изменить — например, о смерти близких людей. Что-ж мы не боги. Возможности наши не безграничны, и порой, максимум, что может сделать наш бессознательный разум — это показать нам неизбежность тех или иных событий, помочь нам принять реальность и пережить хотя бы частичку потери… иногда этого бывает достаточно, чтобы хватило силы жить дальше.

Если Вы действительно собираетесь заняться анализом свих снов. И уж тем более, если Вы плохо запоминаете или вовсе не помните своих сновидений, но хотите перейти в разряд "сновидцев". Просто начните вести свой собственный сновидческий дневник, или книгу сновидений, или журнал записи снов… в общем, не важно как вы назовёте специально отведённое для записи своих сновидений место. Скажите себе прямо перед сном: "Первое что я сделаю, когда проснусь, — запишу то, что видел(а) во сне". И как только проснётесь, запишите все, что только сможете вспомнить. Даже если это только ускользающее чувство. Даже если это лишь короткая фраза, например: "Я на лужайке". Начать можно даже с небольшого запомнившегося обрывка сна. Один образ из сна может привести к вспоминанию других его частей. Даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: "Я проснулся (или проснулась). Я не помню никаких снов. Я чувствую то-то и то-то…" И далее в том же духе. Рано или поздно, если вы будете придерживаться этого правила, что-то обязательно начнёт вспоминаться.

И ещё пара слов о сне и сновидениях. Не рассматривайте сновидения как некий мир отдельный от реальности. Как в ночи проявляются звёзды, не заметные при свете дня, так и в сновидении проявляются процессы, на которые мы просто не обращаем внимания бодрствуя. Помните: сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьёзностью и искренностью.

Карл Густав Юнг -- ученик Фрейда -- предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

Теория сновидений Карла Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание».

В целях толкования сновидений, в отличие от Фрейда, Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов (что Юнг доказал экспериментально), но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения.

По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире этих индивидуальных рамок и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного - как индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории.

Юнг считал сновидение средством наладить связь между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Также он особо выделял «большие» сновидения, то есть сны, сопряженные с нуминозным чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия -- Самости.

Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу, может быть, сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы.

Юнг считал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного.

Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.

Хотя Юнг настаивал на универсальности архетипических символов, его точка зрения противоположна пониманию знака - образа, который имеет однозначно определенное значение. Его подход заключался в том, чтобы распознавать динамику и текучесть, которые существуют между символом и его значением. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться к предопределенным концепциям. Это убережет интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчеркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» - раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа. Он описывал, например, образ «деревянный стол». Может быть, у сновидца нашлись бы какие-то ассоциации с этим образом или, напротив, отсутствовали бы какие-либо личные смыслы (что вызвало бы подозрения в особой значимости образа). Юнг же просит пациента представить себе этот образ как можно более живо и рассказать о нем так, как если бы собеседник никогда не видел деревянных столов.

Юнг подчеркивал важность контекста в понимании сновидения. Он считал, что сновидение надо понимать не просто как сложную загадку, изобретенную бессознательным, которую надо расшифровать для раскрытия каузальных факторов, стоящих за ней. Сновидения не могут служить детекторами лжи, которые раскрывали бы нечестность сознательной установки. Сновидения, как само бессознательное, говорят на собственном языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и обладают собственной логикой. Юнг полагал, что сновидения могут содержать важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения.

Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

  • Толкование снов методом ассоциаций
  • Юнг: нельзя толковать сны отдельно от личности человека
  • Функции снов в соннике Карла Юнга

Карл Густав Юнг известен не только тем, что был основателем одного из направлений в исследованиях психологии, но и тем, что одновременно был мистиком, не случайно его дочь стала медиумом.

Юнг тесно сотрудничал с Фрейдом (который в свое время написал книгу «Толкование сновидений»).

Более того, почти все направления в психологии в начале 20 века так или иначе исследовали тему бессознательного, что имеет прямое отношение к миру снов.

Было бы неправильно говорить, что Юнг составлял самостоятельно и специально какой-либо сонник (так же, как этого не делал и сам Фрейд. Существующие «сонники Фрейда» — только лишь интерпретация учения всемирно известного психоаналитика, наложенная на статистику наиболее популярных в наши дни снов).

Однако у Юнга была своя собственная теория относительно происхождения и содержания снов.

И изложил он её в своей статье «Значение, функции и анализ снов». Юнг точно так же, как и Фрейд много работал над теорией нашего бессознательного. В его представлении весь наш мир мыслей можно разделить на 2 группы: мысли, которые мы осознаем; и бессознательная составляющая. Так вот, согласно Юнгу сновидения составляли отражение именно нашей бессознательной составляющей, нашей интуиции.

Толкование снов методом ассоциаций

В вопросах толкования сновидений Юнг начинал точно так же, как Фрейд с исследования ассоциаций.

Метод ассоциаций показан здесь:

И подразумевает, что для того, чтобы объяснить значение сна (особенно, если он не содержал в себе какой-то ясный и понятный сюжет), нужно «поймать» первую ассоциацию, которая возникает у вас со снившимся объектом.

Вот эта ассоциация и будет ключом к разгадке смысла сновидение.

Однако позже Юнг пришел к выводу о том, что метод ассоциаций — довольно спорный и такие мысленные связки только уводят нас от смысла сна.

Юнг: нельзя толковать сны отдельно от личности человека

Из теории Юнга прямо следует, что толкование снов зависит очень во многом от нашего культурного фундамента — что мы знаем, что слышали, как воспринимаем. Более того, согласно Юнгу толкование снов для каждого человека будет абсолютно индивидуальным. И с очень большой вероятностью одни и те же сны не будут иметь одинаковое значение у 2 людей.

Почему? Причина проста. Люди мыслят не отдельными словами, а «образами». Если я скажу «окно», каждый представит что-то своё: кто-то — большое панорамное окно в пентхаусе, кто-то — окошко кассы на вокзале, кто-то — просто пластиковое окно дома.

Так вот: у каждого из нас в сознании находятся свои образы и свои ассоциативные связи.

Поэтому, например, для американца, который во сне видит, что ему кто-то говорит «Иди, прыгни в озеро» это в действительно значит «Не обращай внимание» (есть у них такая поговорка с таким значением), то у нас этот сон будет явно означать недоброжелательное отношение.

Поэтому почти каждый раз Юнг говорит, что сон нельзя толковать отдельно от личности, увидевшего его.

В реальном мире (когда мы бодрствуем), мы стараемся «причесать» эти образы. В первую очередь — для того, чтобы было проще коммуницировать с другими людьми и разговаривать с ними более-менее на одном языке.

Но во сне, во сне образы предстают «во всей своей красе», без тех ограничений, которые мы накладываем на них в дневное время.

Юнг пишет, что довольно часто людям снятся такие страшные, извращенные или необычные сны, что люди удивляются — как вообще их сознание могло такое породить. Может быть, что-то не так с психикой? И Юнг их в таких случаях успокаивал, объясняя тем, что это — попросту наследство от наших предков: наше «непричесанное» свободное подсознательное, которое предстало перед нами во сне в полный рост.

Юнг многократно подчеркивает, что каждое сновидение — неповторимо и толковать его с помощью сонников неверно: то, что каждый из нас видит во сне и толкование сна для каждого индивида зависит от нашего культурного уровня, возраста, пола и многих других факторов (с чем сложно посморить).

Поэтому он настойчиво пропагандирует только индивидуальный подход.

Функции снов в соннике Карла Юнга

Юнг в своей статье рассматривает несколько интересных функций, которые по его мнению, есть у снов:

  • Сны «предупреждают» нас об опасностях. По мнению Карла Юнга мы в повседневной жизни накладываем слишком много ограничений на собственное мышление. Поэтому наши мысли часто уходят на подсознательный уровень. Так вот — довольно часто предчувствия или ощущение опасности копятся именно там. А в реальной жизни мы обычно не замечаем и/или не хотим осознавать опасность.

Вот тут сны и приходят нам на помощь, передавая те ощущения, которые «поймало» наше бессознательное.

  • Вторая функция снов (согласно Юнгу) — некоторым образом «уравновешивать» наше бессознательное (доставшееся нам от предков) и мир, в котором мы постоянно чем-то подавляем наше сознание. В таком случае во время сна мы даем возможность отдохнуть нашему внутреннему миру с его образами и снова восстановить баланс.
  • Ещё одно интересное применение толкованиям сна заключается в том, что в наших снах мы можем увидеть отражение нашей так называемой «темной стороны». Звучит довольно необычно, но это — именно термин Юнга.

Заключается эта функция снов в следующем: у каждого человека есть набор дурных наклонностей и отрицательных черт характера. Даже у наиболее достойных представителей человечества есть второе «я», набор «черных» проекций. Так вот: ещё Платон утверждал, что все эти тени находят свое отражение в наших сновидениях. Собственно, поступки т.н. черного человека во сне и есть зачастую отражение аших отрицательных сторон. Способность увидеть эту черту в себе (как раз то, в чём нам помогают сновидения) и осознание этой стороны в себе — уже часть проделанного пути.



Рассказать друзьям