Святое таинство крещения. Крещение Господне – Святое Богоявление. История праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня великий православный праздник — .

В этот день — 19 января — православной церковью совершается празднование Крещения Господня, или Богоявления.

На Руси считали, что в ночь на Крещение открываются небеса, когда Ии­сус Христос, по поверьям, входит в реку. На­родное название праздника «Водокрещи» ука­зывает на главное крещенское событие - во­досвятие, или водокрещение. Это праздник святой воды, которая врачует душевные и те­лесные недуги. Но этот праздник можно на­звать днём рождения христианства.

- Крещение от Иоанна

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, он при­шёл креститься к Иоанну Предтече (Кре­стителю).

Тот, будучи пророком, знает, что Иисус не нуждается в крещении покаяния. Иоанн пытается удержать пришедшего: «Мне на­добно креститься от Тебя, и Ты ли прихо­дишь ко мне?» Но Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Христос был безгрешен, он крестился для того, чтобы своим примером освятить этот обряд, который освобождает от фатальных последствий первородного греха.

Во время Крещения произошло особое явление всех трёх лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Святой Дух в виде голу­бя сошёл на Иисуса, подтверждая тем Сло­во Отца. Поэтому праздник Крещения име­ет ещё название Богоявление.

Нам надлежит знать, что за умерших не­крещёными, какими бы хорошими людьми они ни были, не разрешено заказывать цер­ковные службы, а их имена не упоминают­ся в общих молитвах.

Святое Крещение — Преображение вод

Праздником Крещения в православии за­канчиваются Святки. Как и Рождеству Хри­стову, Крещению предшествует день стро­гого поста — Крещенский сочельник.

В на­роде его прежде называли водокрестием или водокрещами, так как накануне празд­ника, на вечерней службе происходит освя­щение воды, при котором в неё опускается большой серебряный крест. А в самый день праздника происходит освящение естествен­ных водоёмов и колодцев. Бывало, всей де­ревней шли к заранее приготовленной про­руби в ближайшей реке или озере. Называ­лось это «хождение на Иордан». После того как вода освящалась, смельчаки окунались и даже купались в проруби — «иордани», что­бы обрести здоровье и очиститься от грехов.

Из вод при погружении в них креста си­лою Духа Святого в этот день изгоняется вся­кая скверна. Святой Иоанн Златоустутверж- дал: «В этот день происходит явное знаме­ние: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остаёт­ся неповреждённою и свежею и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

Считается, что даже обыкновенная, нео­свящённая речная вода имеет в Крещенский сочельник особую целебную силу. В ночь на Крещение, по поверьям, сам Иисус Христос купается в реке.

Если крещенская вода всё-таки замутит­ся или протухнет, это объясняется прикос­новением к ней чьей-то нечистой руки - какого-нибудь колдуна, противника христи­анства либо человека, совершившего некий страшный грех-убийство, прелюбодеяние, воровство.

Не будучи уверенными в без­грешности ближних, православные обыч­но прятали крещенскую воду за иконы или в какой-нибудь тайный уголок, чтобы её, случаем, не осквернили.

По сей день среди верующих сохраняет­ся убеждение, что в верхних слоях освящён­ной по церковному чину воды заключаются наиболее благодатные силы, устраняющие любые недуги и грехи. Поэтому бабульки в навечерие праздника обычно спешат за­черпнуть освящённой воды прежде других.

Результатом этого суеверия, с опровер­жением которого постоянно выступают свя­щеннослужители, оказываются перебранка и толкотня, хорошо известные тем, кто хоть раз ходил в праздник Крещения в церковь за святой водой.

Святое Крещение — благодать про запас

Возвратившись домой с крещенской во­дой, православн ые обычно выпивают по несколько глотков, а затем кропят ею весь дом и всё имущество. Считается, что это предо­храняет от разных напастей и дурного глаза.

Старец иеромонах Серафим Вырицкий сове­товал окроплять крещенской водой продук­ты и саму пищу. Когда кто-нибудь сильно бо­лел, он благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час.

Народные приметы

Все же сохранило накопленные за многие годы народные поверья.

  • В народе большое значение придавалось также крещенскому снегу. Его собирали в канун Крещения и приносили домой. Снег добавляли в корм лошадям, чтобы не зябли, и курам, чтобы лучше неслись.
  • Девушки умывались водой из крещен­ского снега, чтобы без белил быть белыми, без румян — румяными.
  • Эту воду также берегли на случай бо­лезней. Считалось, что она особенно хоро­шо помогает при головокружении и судо­рогах в ногах.
  • В Крещенский сочельник, по поверьям, особо лютует нечистая сила. Чтобы обезопа­сить себя от её посещения, православные на­носили мелом или углём кресты на всех ра­мах, дверях и даже потолках. Защитная сила креста и осенения себя крестным знамени­ем в Крещение как бы усиливалась.
  • Если кто-то в этот день крестился, ему суждено было быть счастливым всю жизнь.
  • Очень удачным 19 января считалось и для свадебного сговора — супружеская жизнь у пары пройдёт в мире, любви и согласии.
  • А если в ночь на Крещение помолиться, многократно осенив себя крестом, откры­тому небу, то сбудется любая просьба, по­тому что в это время «небеса отверзаются».
  • Канун Крещения также является глав­ным днём святочных гаданий. Помните, «раз в крещенский вечерок девушки гадали, на дорогу башмачок, сняв с ноги, бросали»?
  • В соответствии с церковной традицией на следующий день после великого празд­ника вспоминается то лицо, которое сыгра­ло решающую роль в отмечавшемся собы­тии. Поэтому на вечерне и утрене 20 янва­ря духовное внимание христиан сосредота­чивается на Иоанне Крестителе.

Также Святое очищение предполагает и очищение жилища.

Статьи по теме:

Молитва об обретении украденных вещей

Часы Ангела в июне 2013

Жизненные трудности - почему и зачем?

Что означает Святое Богоявление - Крещение Господне? История праздника, его древний и измененный позже смысл будут рассмотрены в данной статье. Мы также расскажем о том, как отмечают этот день разные христианские народы. Что принято говорить и как поступать в этот праздник? Какие ритуальные кушанья употреблять? Следует ли в этот день поститься? Особое внимание мы уделим отмечанию этого праздника у

Святое Богоявление - Крещение Господне: описание

Что говорит об этом событии Новый Завет? Все четыре канонических Евангелия упоминают Крещение Христа. История Крещения Господнего описывается так. Будучи в возрасте около тридцати лет, Спаситель решил открыться людям - явить Свою божественную сущность. «Во те дни, - пишет евангелист Матфей, - Иоанн Креститель проповедовал и говорил: «Предуготовьте прямые стези Господу, покайтесь в грехах своих, ибо близится Царствие Небесное». «Был человек от Бога, - вторит ему Иоанн, - Он был послан свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали в Него». Когда же Христос приблизился к берегу куда приходили толпы иудеев, Иоанн Предтеча сказал: «Мне следовало бы креститься от Тебя», подразумевая тем самым, что окропление материальной водой - ничто перед облечением в Дух Святой. Но Господь сказал: «Так надобно исполнить правду». И когда окропил его водой, «открылись небеса, Дух Святой снизошел в виде голубя и раздался голос: Сие есть Мой возлюбленный Сын».

Святое Богоявление - Крещение Господне: история праздника

Первое упоминание об отмечании этого дня восходит ко второму столетию. О празднике говорят гностики и такой известный теолог, как Климент Александрийский. Изначально это событие интерпретировалось именно как «Открытие Христа народу». Празднование приобрело массовый характер сначала на востоке а потом - и на западе. В этот день - шестого января - чествовались сразу три события из жизни Иисуса в нашем мире: Рождество, поклонение волхвов и Крещение Господне - Святое Богоявление. Причем это последнее интерпретировалось как начало служения людям, исполнение миссии. После этого Иисус удаляется в пустыню и постится там сорок дней, будучи искушаем Сатаною. И только потом Он совершает Свое первое чудо - на свадьбе в Кане Галилейской. Вот почему в ранней Церкви в этот день крестили послушников (их называли «оглашенными»). Они сначала принимали крещение водой, а потом - Духом Святым. Но с течением времени праздники разделились. Рождество стало отмечаться 25 декабря, а приход волхвов и крещение - 6 января.

Празднование в Средние века

На протяжении столетий смысл события, описанного в книгах Нового Завета, стал восприниматься иначе. Был сделан акцент на ценности крещения водой. Хотя сам Иоанн Предтеча отрицал, что он пророк или мессия. Он говорил: «Придет Некто, больший меня, чью обувь я недостоин развязать… Это я крещу вас земной водой. Он же будет делать это Святым Духом, а еще огнем». Тем не менее Крещение Господне - Святое Богоявление получило и другую интерпретацию - чествование Троицы. Стало считаться, что во время этого события народу Моисеевому открылся Бог-отец. Сын показал пример омовения в смывающей грехи воде. А еще явился Дух Святой в виде голубки. Однако старинные «рудименты» празднования продолжали сохраняться. Так, например, на Крещение Христово принято есть кутью (сочиво), как и на Рождество. С разделением Церквей на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) праздник получил различную интерпретацию в их традициях. В православии он именовался Епифанией или Теофанией (в переводе с греческого «Богоявление». Также этот праздник назывался «Святые Светы». Таким образом, наибольшую важность в описываемом Евангелиями событии Церковь видела в открытии небес, сошествии Святого Духа и гласе Бога-Отца. В католицизме праздник называется Manifestatio - явление, утверждение.

Поздняя интерпретация

Как только праздники Рождества и Крещения Христова разделились во времени (двадцать пятого декабря и шестого января), смысл последнего события стал переосмысливаться теологами обеих Церквей. Еще в шестом столетии в Византии, как доказывает история, Крещение Господне Богоявление означало начало исполнения Миссии Христом. А после тысячного года акцент сместился на чудотворность омовения церковной купели. Вся традиция чествования этого праздника теперь состоит в освящении попами воды. В западной традиции «Манифестацио» получило осмысление в явлении народу Лиц Троицы - то есть Отца, Духа Святого и Сына. Кроме того, в этот день также поминают приход волхвов («Адорацио»). В странах, где разговаривают по-испански, именно в праздник «Трех Королей» («Los Reyes Magos») принято делать детям подарки, а не на Рождество. Истинное же значение - «предуготовить свою душу к служению Богу», как призывал Иоанн Креститель - было забыто.

Интерпретация Богоявления в катарской традиции

На переломе двух тысячелетий (около 1000 года), когда Римская и Православная Церкви активно боролись за власть в этом мире, существовал члены которого буквально придерживались Заповедей Христовых. Они учили, что «Мир во зле лежит» (1 Иоанн. 5:19) и что материальная вода не творит никаких чудес. Эта Церковь Добрых Христиан, которую оппоненты назвали катарской ересью и физически уничтожили в XIII-XIV веках, не праздновала Крещение Господне - Святое Богоявление. Путь к душе - вот главный посыл, который эти монахи видели в описываемом Евангелиями событии. Перед тем как взять крест добрых дел и следовать за Христом (Мар.10:21), нужно очистить свое сердце от грехов. Их снимает не материальная вода, а искреннее покаяние. Ведь и Иоанн Предтеча так учил. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Перед тем как душа примет крещение Духом Святым, чтобы стать «храмом Божьим», она должна быть свободна от грехов. Ибо если слепой поведет слепого, оба окажутся в яме.

Крещение Христово в церковном каноне

В православной двунадесятый Господский праздник. Так чествуются дни, связанные с событиями жизни Иисуса Христа в этом мире - от Рождества до Вознесения. Крещение Господне Святое Богоявление празднуется сейчас 19.01. По эта дата соответствует шестому января. Накануне праздника духовенство и верующие должны соблюдать строгий пост. Поэтому и кутья, подаваемая в этот день, называется «Голодной». На сам праздник духовенство облачается в белые ризы. Священники дважды освящают воду. В первый раз, накануне, Великой агиасмой (особым чином крещения), а второй раз - во время Божественной литургии. Поэтому и праздник в украинском языке называется «Водохреща» или «Йордань» (в честь реки, где крестился Спаситель). Он знаменует собой окончание чествования Рождественских святок.

Празднование в народной традиции

А как отмечалось Крещение Господне - Святое Богоявление у восточных христиан? В России, Украине, Беларуси, Болгарии в этот день священники «освящают воду». Это происходит как у церквей - в чанах, так и на реках или озерах. Там, где очень холодно и водоемы замерзают, специально делают проруби, которые называются «иордань». Считается, что окунание в такие лунки смывает все грехи и приносит телу здоровье. Особенно следует погрузиться в «иордань» тем, кто ворожил на святках. Поскольку Церковь считает гадание грехом. В Украине первые лица государства в этот день совершают омовения в Днепре. А в Болгарии священник бросает в воду крест. Верующие (преимущественно молодые парни) ныряют за ним. Считается, что того, кто поднимет крест на поверхность, ждет удача. Миряне несут воду из церкви и пьют ее потихоньку весь год, веруя, что она лечит различные болезни.

Празднование в Западной Европе

В католицизме день 6 января, Крещение Господне - Святое Богоявление, сейчас уже полностью связан с приходом волхвов. В церквях освящают ладан, мел и воду. Дети ходят по домам и хозяева их одаривают, а за это малыши им рисуют на дверях «С+М+В». Это начальные буквы имен трех королей - Каспар, Мельхиор и Балтазар. Но надпись может интерпретироваться и как «Christus mansionem benedicat» («Христос да благословит этот дом»). Еще в этот день по традиции готовят «Пирог Магов». В тесто запекается монетка, боб или фигурка. Пирог разрезается и раздается членам семьи. Тот, кому достался «сюрприз», будет счастлив весь год.

Рождение в вечную жизнь

Разными путями приходят люди к Богу. Иногда эта встреча бывает внешне неожиданной, иногда она - обретение, выстраданное или подготовленное долгим путем исканий. Обращение может произойти в любом возрасте - в детстве или юности, в зрелости и старости.

Мы погреблися с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Послание св. апостола Павла к Римлянам. Глава 6, стих 4

Введение

Разными путями приходят люди к Богу. Иногда эта встреча бывает внешне неожиданной, иногда она - обретение, выстраданное или подготовленное долгим путем исканий. Обращение может произойти в любом возрасте - в детстве или юности, в зрелости и старости. Каждый человек - будь то ребенок, в котором только проснулось осознание конечности своей жизни, или прошедший уже немалый путь взрослый - задумывается о смысле человеческого существования. Многим знакомо это состояние душевного томления и беспокойства, чувство неполноты бытия. Именно в такие моменты глубокого обращения к своему внутреннему и пристального внимания к окружающему искренней душе становятся особенно ощутимы знаки присутствия Божия: Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Господь, создавший весь мир и нас в нем, Владыка вселенной - стоит у дверей нашего сердца и ждет, когда человек отворит Ему - уверует и соединится с Ним, Подателем жизни. Так нам предлагается первый духовный дар от Бога - предощущение благодати, которой живет, дышит и укрепляется человек, уверовавший и исповедовавший, что он - Божий.

Он Богом сотворен, Богом любим, Богом искуплен страшною крестною Смертью; по Его воле человек до срока пребывает на земле, Им он будет призван из мира сего, пред Ним, Своим Творцом и Судией, он предстанет в последний день перед вечностью. А что в вечности? Это как раз зависит от того, откликнется ли человек на зов Господа своего, будет ли он способен воспринять и всей жизнью усвоить себе благодать Святого Духа, которую дает Господь, чтобы спасти нас. «Истинная цель жизни нашей христианской,- говорит преподобный Серафим Саровский,- состоит в стяжании Духа Святого Божьего» . Человек призван к святости, и каждому дано воспринять в свое хрупкое существо Божию силу, чтобы быть с Господом своим и в вечной нескончаемой жизни. Нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой, и нет такой проторенной дороги, по которой за одного мог бы пройти другой. Даже когда вера унаследована человеком «по рождению» в верующей семье, она должна быть осмыслена им самим и стать частью его собственного опыта. Каждый должен пройти свой путь сам - от начала до конца. Но есть единые врата, открывающие верующему вход в Церковь, в священную сферу благодатных даров Святого Духа - обетованных Господом средств нашего спасения. Это - Крещение, одно из семи Таинств Православной Церкви.

Таинства установлены Самим Богом. Именно в них через видимые знаки непостижимым для нас образом сообщается нам спасительная сила Святого Духа, пребывающего в Церкви со дня Пятидесятницы. Седмеричное число Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение) соответствует семи благодатным дарам Святого Духа (см.: Ис. 11, 2, 3). «В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную, в Миропомазании получает благодать духовно возращающую и укрепляющую, в Причащении питается духовно, в Покаянии врачуется от болезней духовных, т. е. от грехов, в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств, в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей, в Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных» . Божественная благодать освящает все важнейшие моменты жизни человека - от колыбели до могилы. Ею начинается, продолжается и завершается спасительный путь. Невозможно объять и перечислить все образы, которыми Господь подает нам Свою благодатную помощь. Но только в Таинствах благодать освящает все человеческое естество - и душу, и плоть,- приобщая его к естеству Божественному, оживотворяя и воссозидая в жизнь вечную.

Действие благодати непостижимо. Именно оно и является для нас тайной, остается за пределами зрения и слуха, вне чувственного восприятия видимой стороны священнодействия, сообщающего нам духовную силу под покровом вещественного. Человек познает благодатную помощь Божию по ее плодам, например, в победе над грехом, в исполнении молитвенных прошений. При совершении Таинств соблюдаются особые условия, установленные Самим Господом. Законный вершитель Таинства - епископ или священник - совершает его по богопреданному чину, от лица Церкви и вместе с нею. Господь для каждого Таинства указал определенное вещество или видимый знак (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии и т. д.), указал и образ его совершения. От приступающих к Таинству требуется искренняя вера и надлежащее приготовление, чтобы дар милости Божией кощунственным к нему отношением не обратился во вред их душе. Таинство совершится непременно, оно всегда действенно, так как на то есть воля Божия, а приступающий недостойно - будет осужден на Суде Божием. Крещение - Таинство основополагающее. С него начинается христианская жизнь.

При троекратном погружении в освященную воду с призыванием крестящим имени Бога Отца и Сына и Святого Духа человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится достойным сподобляться даров благодати и через другие Таинства. Святое Крещение - главный залог нашего спасения, ибо, по слову Господа, если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 5–6). Великое Таинство Крещения заповедал Сам Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении. Посылая Своих учеников на проповедь, Он сказал: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 18–20). Прообразом новозаветного Крещения было крещение покаяния во отпущение грехов (Мк. 1, 4), которое принял Господь от святого пророка Иоанна Предтечи на реке Иордан. Это событие положило начало спасительному Таинству и празднуется Святой Церковью 6/19 января. Сам праздник называется Богоявлением, потому что именно тогда, на Иордане, Пресвятая Троица явила Себя миру: Бог Сын был крещаем как Человек; Бог Отец свидетельствовал с неба: Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Бог Дух Святой в виде голубя снисшел на Крещаемого (см.: Мф. 3, 13–17).

Так утвердилась вера в Пресвятую Троицу и в Божество Иисуса Христа. Будучи безгрешен и чист, Христос не нуждался в очищении от грехов: Крещением Своим Он «потопил водами человеческий грех», как поет Святая Церковь, и «освятил естество водное» , оскверненное грехом первых людей и последующих поколений. Воспоминая это священное событие, Святая Церковь и теперь силою Святого Духа совершает освящение воды, которую с благоговением употребляют верующие люди. В день Пятидесятницы апостолы получили Крещение Духом Святым и сами стали совершать Таинство Крещения над уверовавшими во Христа и желающими покаяться, изменить свою жизнь согласно Его учению (см.: Деян. 2, 38; 8, 38; 10, 47–48; 18, 8; 19, 1–5; 1 Кор. 1, 14–16). Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство может совершаться только один раз в жизни. Иногда бывает так, что человек не знает: крещен ли он в детстве или нет. Он должен сообщить об этом священнику перед началом Таинства, и тогда формула Крещения будет звучать иначе: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть...». И если человек был крещен ранее, то Таинство не совершится над ним, ибо Единому Богу известно и сокровенное. Крещение невозможно без веры желающего принять Таинство. Спаситель сказал:Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь здоровья, успешности или решения семейных проблем:Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Цель Крещения - соединение с Богом, получение Его спасительной благодати. Крещение - Таинство великое и страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая наше исповедание веры и нашу готовность утвердить ее покаянием и решением жить свято. Апостол Павел, говоря о сокровенной силе Таинства, открывает верующей душе основную истину христианства:крестившись, вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3, 3–4). Приняв Святое Крещение, мы... умираем. Умираем для греха. И воскресаем, рождаемся заново для добродетели силою Божией, о чем говорится в Апостольском чтении, звучащем при совершении Таинства: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 3–11). «Крещением сообразуемся Смерти и Воскресению Христову,- пишет святитель Тихон Задонский. - Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотию, тако мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить Богу» . «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...» - и нам даровал жизнь вечную; и благодать, подаваемая человеку в Крещении,- это плод жертвенной Смерти Христа (см.: Лк. 12, 50). В древней Церкви Таинство Крещения было неразрывно связано с пасхальным торжеством. Оглашенные получали Крещение и Миропомазание от Патриарха на вечерне Великой Субботы, когда в храме читались паримии.

Затем крещеные торжественно входили в собор вместе с Патриархом при пении «Елицы во Христа крестистеся...» и в ту же ночь на Литургии святителя Василия Великого причащались Святых Христовых Таин. Крестившемуся даруется отпущение всех грехов - и первородного, и личных, содеянных до Крещения, ибо Бог крестною Смертию Сына Своего изгладил первородный грех и все грехи каждого человека от начала мира и до конца его. В Таинстве Крещения благодатью Святого Духа «восстанавливается сила духа и возвращается ему господство над душой, а через душу - и над телом» . Грех теряет насильственную, непреодолимую власть над человеком, которому в Таинстве даются духовная свобода и благодатные силы для борьбы с врагом нашего спасения, действующим теперь на крестившегося извне, искушениями и обманом. Человек получает силу стоять за Истину до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали своим житием святые мученики. В Крещении человек освобождается и от вечного проклятия как последствия прирожденного греха, ему возвращается Божие благословение. Крещеные - дети Божии. Если же дети, то и наследники; наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8, 16, 17). В Таинстве человек опять приемлет Святого Духа и делается причастником Божественного естества. Человеческая душа обретает семя бессмертия: через обновление духа обновляется и тело. Верующий крестится мертвых ради (1 Кор. 15, 29) - исповедует свою веру в воскресение мертвых и, таким образом, крестится в вере и надежде будущего воскресения. Спогребшись Христу крещением в смерть (Рим. 6, 4), человек получает от Него силу бессмертия. Как Христос умер за всех и воскрес, так и все, умершие о Христе, воскреснут с Ним (см.: 1 Фес. 1, 10; Еф. 2, 5).

Смерть телесная для верующего человека - уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке Церкви усопшими. Благодать Божия, даруемая человеку при Крещении, таинственно входит в его сердце и потом постоянно пребывает и сокровенно действует в нем, помогая ему жить по-христиански и преуспевать в жизни духовной, которая «зачинается в Крещении» . И новое имя, которое дается человеку при Крещении, указывает на новое рождение его от воды и Духа, на существенное изменение в человеческой природе при совершении Таинства. Святой апостол Павел называет Крещение баней пакибытия (1 Тит. 3, 5), потому что в этом Таинстве мы омываемся от грехов и возрождаемся для нового, вечного бытия. В Крещении человек соединяется со Христом и через Таинство Евхаристии становится причастником Божественного естества по духу и по телу: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). По словам Апостола, аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17). Дар Святого Духа - это знак, «отпечатлевающийся на всем существе крещаемого, посредством которого разузнают и различают его потом и Небесные и земные» .

Та же сила Крещения сохраняется и на принявших это святое Таинство в младенчестве. При крещении младенцы получают все, что даруется крещаемым и в зрелом возрасте. В детях благодать действует самостоятельно по вере их родителей и восприемников. Она в них остается подобием семени, которое и родители, и воспитатели должны возрастить, чтобы дети, по достижении возраста самосознания, были уже готовы свободно и сознательно подчиниться действию благодати и исполнять те обеты, которые даны за них восприемниками . Таким образом, на родителях и восприемниках лежит нравственный долг дать детям христианское воспитание. Сейчас, когда Крещение совершается не только над младенцами, но и над взрослыми, крещаемые стараются приготовиться к Таинству изучением истин святой веры, молитвой и постом, чтобы сознательно приступить ко Святому Крещению.



Рассказать друзьям