Типы темперамента у детей. Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Основой индивидуальности ребенка являются ее природные особенности, обусловленные комбинациями генов, определенными анатомофизиологическое особенностями организма, головного мозга, органов чувств, свойствами нервной системы (типом высшей нервной деятельности, который является физиологической основой темперамента).

О принадлежности ребенка к определенному типу темперамента можно сделать вывод на основе анализа ее деятельности, поведения, реакций на различные воздействия. Чем меньше ребенок, тем проще и надежнее эта классификация. Тип высшей нервной деятельности определяет не ее содержание, а то, какой будет ребенок - спокойной, собранной, мобильной или суетливой, импульсивным, хаотичной.

Темперамент (лат. Temperamentum - соотношение частей) - устойчивое сочетание индивидуальных особенностей индивида, связанных с динамическими аспектами психической деятельности: интенсивность, скорость, темпом, ритмом и т.д.:

Главными типами темперамента является сангвистичний, холерический, флегматический и меланхолический. В течение дошкольного детства изменяется соотношение основных нервных процессов, возрастных и типологических особенностей ребенка.

Возрастные особенности возникновения и проявления различных свойств темперамента дошкольников

Уже с первых дней жизни младенцы заметно отличаются друг от друга, поскольку, как утверждают исследователи (Н. Касаткин), нет двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Они различаются сначала тем, как засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. Типологические различия детей старшего возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. Комбинация свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая зависит от общих закономерностей созревания нервной системы, эндокринного аппарата, от специфических закономерностей каждого типа темперамента.

Тип темперамента (симптомокомплекс свойств) проявляется не с момента рождения, а с развитием основных свойств нервной системы. Первые признаки темперамента нормальной здорового ребенка проявляются в том, сколько и как она кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстрые ссальни движения, скоординированные первые спонтанные движения.

Постепенное формования темперамента заключается в возникновении его свойств в разном возрасте: тревожность (повышенная возбудимость, страх) - в первые месяцы жизни; импульсивность - в начале 2-го года жизни; агрессивность - в 2,5 года. Не все присущие взрослому человеку психические свойства определенного типа темперамента и обусловленные им индивидуальные психологические качества заметны в детском возрасте.

Специфическими возрастными особенностями нервной системы в преддошкольном и дошкольном детстве является слабость, неуравновешенность возбуждающего и тормозного процессов, высокая чувствительность. Поэтому индивидуальные особенности темперамента, зависящие от возрастных особенностей, не отличаются из общего фона. Нервная система у младших дошкольников имеет много признаков слабого типа, что обусловлено их возрастом. Это проявляется в быстром истощении, низкой работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит неадекватное поведение, поскольку сила реакций-ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого она плачет, выкрикивает оскорбления. Через повышенную возбудимость дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации (на празднике, в театре) кричат, встают со своих мест, нарушают правила поведения. Нередко эмоциональные перегрузки дезорганизуют их поведение. Искусство педагога заключается в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить допустимую силу направленных на нее стимулов.

Снижена работоспособность вызывает утомляемость. Она наступает быстрее, если деятельность не интересна, предполагает частую смену раздражителей, много новой информации, сложные или невыполнимые виды деятельности, происходит в многочисленной группе. Переутомление вызывает также слишком длительная концентрация внимания малыша на одном виде деятельности, ее симптомами являются исчезновения у ребенка интереса к работе, вялость, безынициативность, невнимательность, рассеянный взгляд, некоординированы движения. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, должен позаботиться об отдыхе малыша, чередование различных видов деятельности (умственных с практическими). Нередко для предотвращения усталости он привлекается к деятельности ребенка, помогает быстрее ее завершить, а затем предлагает задания, которое требует длительной активности.

Устойчивость, работоспособность нервной системы до 7-8-ми лет достигает максимальной величины и позже почти не меняется.

Для 7-летнего ребенка характерна слабость возбуждения и торможения, проявляется в низкой выносливости, быстрой утомляемости, оперативном возникновении охранительного торможения - затормаживание действий под влиянием раздражителя. Если ребенок вдруг начинает нарушать правила, перестает слушать взрослого, участвовать в совместной деятельности, это означает, что его нервная система перегружена и нуждается в отдыхе. Слабость торможения проявляется прежде всего в нарушении запретов, импульсивности поведения (например, малыш падает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, зная, что этого делать нельзя). Это особенно выражено в раннем и младшем дошкольном возрасте. С повзрослением возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Дисциплинированность, организованность, ответственность начинают влиять на свойства темперамента и заставляют ребенка сдерживать импульсивные желания. Слабостью торможения обусловлены и преждевременные реакции (например, во время эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала).

В дошкольном детстве процессы возбуждения и торможения неуравновешенные, поэтому поведение ребенка имеет признаки темперамента холерика. Неуравновешенность проявляется в неустойчивости, изменчивости реакций, низком контроле за своими действиями, частых сменах настроения, импульсивности, легком разрушении стереотипов поведения. Изменение привычной обстановки ухудшает самочувствие, вызывает заболевания, разрушение сложившихся культурно-гигиенических навыков, которые, чтобы стать устойчивыми, требуют постоянного подкрепления.

С возрастными особенностями детей дошкольного возраста принадлежит и более быстрое, чем у взрослых, восстановления сил. У дошкольников (особенно младших) слабо выражена и такое свойство нервных процессов как инертность. их поведение ситуативная, они плохо приспосабливаются к любым неудобств, ограничений во времени, часто забывают обещания. Привычки детей очень неустойчивы и быстро разрушаются.

Со временем меняется характер подвижности нервных процессов, который зависит у ребенка от возрастной слабости, неуравновешенности возбуждения и торможения, а также от своеобразного соотношение сильного и быстрого распространения (торможение) возбуждения (явление иррадиации) с очень слабой и медленной концентрацией этих процессов.

С изменением соотношения основных нервных процессов меняется и соотношение возрастных и типологических особенностей ребенка. Старший дошкольник с уравновешенным типом нервной системы более уравновешенный, чем раньше.

Для ребенка характерно сочетание неуравновешенности со слабостью обоих нервных процессов (возбуждения и торможения). Возрастные закономерности созревания свойств общего типа, в дошкольном возрасте характеризуется относительной слабостью, недостаточной инертностью и неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения, дают основания утверждать о существовании специфического возрастного типа нервной системы у детей.

В основе индивидуальности ребенка лежат его природные особенности, обусловленные всевозможными комбинациями человеческих генов, некоторыми анатомо-физиологическими особенностями организма, головного мозга, органов чувств, а также типологическими свойствами нервной системы, т.е. типом высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности в психологии рассматривается как физиологическая основа темперамента.

Темперамент - это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости темпа, ритма психических процессов и состояний.

Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная - в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая - в темпе речи и силе голоса; эмоциональность - в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.

Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сенситивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сенситивность.

Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.

Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения, его реакций на различные воздействия. Причем чем младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация. Тип высшей нервной деятельности (ВНД) не определяет содержание его деятельности (строит, наблюдает за рыбками, ссорится). На тип ВНД укажет то, как он строит - спокойно или суетливо, может ли часами смотреть на плавающих рыб или срывается с места, не успев присесть у аквариума, пускает ли в ход кулаки, кричит или молча отходит от обидчика.

Уже в первые дни жизни младенцы заметно отличаются друг от друга. Н.И. Касаткин утверждает, что за 25 лет работы по изучению образования ранних условных рефлексов у младенцев (от рождения до одного месяца) он не встретил двух детей с абсолютно одинаковыми свойствами нервной системы. Существенные различия проявляются в том, как дети засыпают и как переходят от сна к бодрствованию. У детей более старшего возраста типологические различия особенно ярко выступают в играх, в общении с другими детьми и взрослыми. Один постоянно весел, другой без всякой на то причины заливается слезами; один не может и не желает играть в одиночку, другого трудно заставить присоединиться к сверстникам; кто-то охотно уступает свои игрушки, а кто-то проявляет настойчивое стремление забрать все себе. Различна реакция детей на нарушения привычного режима. Запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людей почти не изменяет поведения одних детей и резко повлияют па поведение других. Темперамент проявляется и в том, как ребенок радуется, как он двигается или играет, как реагирует на разные события.

Врожденные типологические свойства не определяют, каким будет человек: добрым или злым, замкнутым или общительным, ленивым или трудолюбивым, т.е. тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных черт характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия для формирования систем временных связей (динамических стереотипов), влияет на характер, благоприятствуя или противодействуя формированию его определенных черт. Воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет, опору на них.

Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот. Общительность детей-сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Нарисовал ствол, ветки, несколько листочков, и стало скучно: "Хватит, буду рисовать пароход". Во всех подобных ситуациях обязательно нужно добиться, чтобы начатое дело было закончено с хорошим результатом, например не разрешать начинать второй рисунок, пока не закончен первый. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности - привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживания очень сильны, ярко выражены (он не плачет - рыдает, иногда бьется в истерике, он не просто смеется - хохочет до слез). Он очень импульсивен (даже в большей степени, чем это свойственно дошкольнику). Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнять главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство протеста. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны), с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.

Сложность воспитания возбудимого ребенка усугубляется из-за неправильного отношения к нему тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержать его подвижность.

С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детей от природы слабый тормозной процесс. Поэтому важно не корить их за чрезмерное возбуждение, а помочь его обуздать.

Ребенок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания ("удобный ребенок"). Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - "тихони". Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности. Говорит с паузами, на вопрос отвечает не сразу, за дело не возьмется, пока не подтолкнешь (будет сидеть с полной тарелкой, с чистым листом бумаги). Для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешнее воздействие. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Все, к чему он привык, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу. Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, ведь надо приспособиться к новому режиму, новым требованиям, расстаться с родителями, познакомиться с детьми. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным. Но мешает флегматику вялость, замедленный темп действия, пониженная активность.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики, отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Слабость нервных процессов не означает их неполноценность. Просто у этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый, как тормозной, так и возбудительный процесс. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других, шумные сверстники его утомляют, он их сторонится. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения.

Поскольку нервная система не выдерживает длительных напряжений, дети быстро устают от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим еще более усиливает усталость, резкий тон подавляет и без того малую активность меланхолика.

Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность, легкая ранимость - основные уязвимые черты меланхолика. Однако дети со слабым типом имеют и ряд очень ценных свойств, таких как чуткость, способность к сопереживанию, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

Таким образом, уже и из этих кратких характеристик видно, что вряд ли можно говорить о "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверно считать, что такие свойства нервной системы, как слабость или инертность, отрицательные, а черты темпераментов, которые складываются на их основе, подлежат скорейшей переделке. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние отрицательных черт может быть перекрыто. Поэтому, говоря о правильном подходе родителей и воспитателей к детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансировать действие тех или иных свойств темперамента, а вовсе не искоренять их.

Ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен еще неярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непривычных условиях, устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Детей также как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности характеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный характер. Однако, учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно-образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального характера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребёнка необходима практика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, в образовательно-воспитательной работе, с учётом всех его индивидуальных способностей.

Это даст большую эффективность развития всех особенностей и способностей детей, чем обычная программа, рассчитанная на общую группу детей – шаблонные методы. Индивидуальные программы – это важнейшая задача психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

У детей с рождения наблюдаются различия их характеров, предпочтений, в активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охарактеризовать по четырём типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то из них будет всё равно преобладающим. Возможно, что при определённых условиях, с возрастом, приоритеты сменятся и преобладать начнёт другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределённость интересов, они могут хвататься за всё, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может абсолютно всё окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый характер, они по своей натуре неуверенны в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребёнка, выявить и развить более сильные стороны и противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно несущие негативные качества.

Поведение ребёнка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и неправильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребёнка, сопровождающимися нервными срывами, истериками либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии.

К примеру, слишком интенсивная программа, обучения в ускоренных темпах, может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребёнок не успевает всё осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают всё на лету, а другим надо всё раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие и созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Типы темперамента у детей — Сангвиник

Неусидчивый ребёнок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слёзы для него это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность, однако в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро засыпает, так-же быстро и рано встаёт, поспать долго рядом с ним вряд-ли удастся.

Ребёнок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним практически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и весёлую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь, не для таких детей и подходя к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребёнка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Типы темперамента у детей — Меланхолик

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное. Его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика можно часто застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть, он способен долго рыдать где нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребёнок с таким темпераментом всё-таки может повеселиться в компании.

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со снакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения, даже в играх. Ребёнок за столом, во время еды, ведёт себя избирательно, разборчив в свих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулезно и по настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило таких детей трудно уложить спать и ещё более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях. К спорту они по большей части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает.

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования по средствам приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать картинку, слепить из глины, что-то построить из конструктора, игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребёнка заставит его долго и глубоко переживать.

Типы темперамента у детей — Холерик

Готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боем, настойчиво и решительно идёт к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая, на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то переубедить холерика.

Такие дети обычно более самостоятельны. За счёт силы воли многого может добиться, не взирая на ссадины, синяки и шишки. Мало спит – много, и всё подряд ест. Поступки зачастую не обдуманные с противоречивым характером, может проявлять свой характер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в драку и через мгновение может повести себя так, что про него можно сказать – «Золото, а не ребёнок».

Дети с таким темпераментом, в отличии от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и со взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребёнком-холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном, энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Чтобы удержать ребёнка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить привселюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и всё объяснить иначе вас ждёт фиаско. Репрессии воспитателей, педагогов и родителей в отношении холерика, вызовут гнев и противоположный результат в поведении. Чем больше его ругаете, тем хуже он себя будет вести.

Типы темперамента у детей — Флегматик

Если сравнивать с животным, то по складу характера – это черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворённо спокойный. От такого ребёнка не дождёшься шума, порой такая тишина даже может раздражать. Сидит тихонько и просто, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведёт неподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. Как ребёнок любит поспать, так и много поесть. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

От других детей этого ребёнка отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет, всё качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако вполне готов выполнить то, что ему поручат. Из-за характера страдает его положение в обществе. Сверстники не принимают его в своё общество, считая его скучным, их не интересует общение с флегматиком. Всё новое даётся с большим усилием, но закладывается в подсознание надёжно надолго.

Такие дети ошибаются очень редко, почти никогда. В занятиях с флегматиками нужен творческий подход. Не стоит ребёнка подстраивать под себя, пользуясь его исключительными и универсальными качествами. В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким либо действия, иначе сами они начнут играть.

Проявление любви к ребёнку никак не повлияет на него, он лучше заметит ваше равнодушие и начнет бороться со своим, чтобы добиться любви. Следует воспитателям и родителям запомнить, что флегматика ко всему надо подталкивать, особенно к проявлению активного поведения.

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения, которая фактически не ошибается. Предвидеть с каким ребёнок родится темпераментом, вряд ли удастся. В каждом случае ребёнок индивидуален и не повторим, и имеется только схожесть темпераментов, зачастую которые смешаны.

У каждого и темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны в этом и есть индивидуальность.

Текст работы «Типы темперамента у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.
Игра и темперамент ребёнка

Темперамент - это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.
г) Робок, растерян.
Ключ . Если преобладают ответы «а», вы имеете дело
с сангвиническим типом;
«б» - с холерическим;
«в» - с флегматическим;
«г» - с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное - направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения. С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.
Есть только одна проблема - малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник - энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача - направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.
Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик - медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать. Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.
В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.
Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик


Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.



Рассказать друзьям