Травля ребенка: что делать, если с ребенком не дружат в школе? Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное... Но что делать, если ребенку не удается ни с кем подружиться? Стоит ли переживать из-за этого или для дошкольников друзья не столь и важны? Все это и многое другое приведено в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дружба в детском саду (что делать, если с вашим ребенком никто не дружит)

Любимое чадо отказывается идти в детский сад («там плохо», «не хочу манную кашу» и т.д.), придумывает себе болезни или долго не выздоравливает («опять голова болит», «сопли текут» и проч.), жалуется на боль в ноге, животе, но вечером с удовольствием бегает во дворе.

Так почему ваш дорогой малыш не хочет ходить в детский садик?

Почему не рассказывает о том, чем занимался в детском саду?

С кем играл, как гулял, кто его друг – спросите об этом, а не о том, что кушал и как спал.

Не считайте, что все наладится само собой – чудес мало как в жизни взрослых, так и детей, всему надо учиться.

Дружба – это отношения, которые складываются на эмоционально положительном фоне, иногда даже объяснить невозможно, чем дети интересны друг другу. Но дружба между малышами 3-4 лет – это фантастика, совместная игра – ближе к истине, игра с игрушками и отношения по поводу этих игрушек – это именно то, что родители называют «дружат».

Как дети общаются по поводу игрушек тоже важно, из этих отношений может вырасти детская дружба.

Большинство родителей не считают ее серьезной, не придают значения тому, как малыш «находит» друзей, и он ли их выбирает? Считая, что «вырастет, найдет настоящего друга», родители ошибаются. Все закладывается в детстве, и если малыш в 5 лет не умеет общаться в группе с детьми – проблемы будут.

Первые контакты малыша с другими детьми начинаются еще во время прогулок с мамой. Кроха воспринимает других деток через призму маминого отношения к ним. Все совсем по-другому в детском садике, где ваше дитя остается без поддержки, где много незнакомых деток, где вместо мамы какая-то тетя, и все надо делать вместе с другими даже если не хочется. И если сначала жалобы будут на кашу, на молоко с пенкой, то чуть позже будет «он/она меня стукнул», «они шумят», «не дают машину/куклу».

Если же ваш малыш вообще не рассказывает о событиях в детской группе – это уже повод беспокоиться, ведь есть причина, по которой он не говорит маме о своем поведении. Детский садик, а впоследствии школа – это возможность свободного самовыражения, и если любимое чадо не рассказывает о детях, возможно, когда-то вы его не слушали или ругали за активные действия. Родители - опора для «самого младшенького» в семье, в любом случае вы обязаны быть на его стороне. Это совершенно не означает, что надо «с кулаками бросаться в бой» или воспитывать чужих детей. Чем активнее вы будете действовать во благо своего чада, тем пассивнее будет он сам. Зачем себя защищать, если это делает мама? Зачем дружить, если мама скажет, что друг нехороший?

Советы для родителей

  1. Если вы замечаете, что малыш в группе играет один, для детей он, как бы невидим, дети могут пробежать мимо, толкнуть его, но даже не заметить этого – ищите причину сами. Просить помощи у воспитателя нет смысла, она не будет вмешиваться. Наблюдайте и действуйте. Если не видите в группе мальчика, с которым недавно играл «в машинки» ваш сын – спросите, где этот мальчик, посочувствуйте, что он заболел, переспросите сына через несколько дней, выздоровел ли его друг. Аналогично с девочками, с одним уточнением – им сложнее выбрать друга, если главный друг – мама. Ответить на дразнилку или толкание – это вообще нереально для большинства девочек дошкольного возраста. Может рассказ с фотографиями из вашего детства даст эту свободу, и девочка ответит?
  2. Научите дружить. Только не словами, не объяснениями, как надо дружить, а делом. Для этого проведите на себе простой эксперимент: у вас наверняка на работе есть человек, который лично вам приятен, но вы почти не общаетесь. Как предложить ему/ей дружбу? Подойти и сказать: я хотела бы/хотел бы с тобой дружить – так? Уже представили, как на вас посмотрит этот человек?
  3. Детям подружиться сложнее, еще нет опыта социализации, поэтому помощь нужна, только, вот, как помочь? Бесполезно дошкольника приводить по этому поводу к психологу – они друг друга не поймут, ведь «дружить» даже для детей 7 лет – это «играть вместе». Начинать надо с общих интересов, с того, что нравится вашему сыну/дочке и еще кому-то из детей группы детского садика. Спортивные секции, семейные походы, но не детский санаторий или лагерь отдыха – снова ограничения и отсутствие вашей поддержки.
  4. Не паникуйте, не преувеличивайте проблему, отнеситесь спокойно к факту отсутствия друзей на этом этапе жизни. Поищите решение в себе: Гиперопека со стороны родителей воспитывает осторожных детей, которые боятся вести себя свободно. Равнодушие родителей вызывает чувство незащищенности у детей, поэтому они будут сторониться контактов. Попытайтесь изменить отношение к малышу, и его возможности возрастут, легче будет общаться с детьми. К тому же, привязанности дошколят изменчивы и непостоянны, поэтому есть надежда, что и без участия родителей социализация будет успешной…в некоторых случаях.

Дружба - это и первые секретики с ребятами от родителей, и первые клятвы верности, первые ссоры и эмоциональные примирения. Через дружбу мы познаём людей, учимся общаться, делиться, думать о других… С другом мы чувствуем себя нужными и уникальными. Дружба - это сокровище в жизни каждого. Но, как и многие сокровища, для некоторых дружба оказывается сокрытой.

Тревожные признаки

Нередко дети не признаются в том, что не ладят с коллективом. По большей части из-за того, что не верят, будто кто-то может им помочь. Мама и папа не должны упустить эту проб-лему из виду. Обратите внимание, если:

  • кроха неохотно посещает детский коллектив;
  • малыш возвращается из сада или школы как выжатый лимон и не хочет туда идти;
  • ребёнок часто плачет, хотя никаких видимых на то причин нет;
  • ваше чадо практически никогда не говорит о своих одноклассниках;
  • малыш ничего не рассказывает о жизни в саду или школе, будто её и нет;
  • сын или дочь никого не зовёт на день рождения, не ходит гулять с одноклассниками.

Есть, конечно, и другие симптомы, например такие физиологические недомогания, как энурез, нервный тик, ночные кошмары. У ребёнка может часто меняться настроение, могут появиться агрессивные нотки в поведении (эти «нарывы» будут хорошо видны, если использовать в беседе с ребёнком какую-либо проективную методику, например, попросив нарисовать цветок или несуществующее животное).

Алгоритм помощи

Как помочь детям, которые пока ещё не познали радости дружбы и чувст-вуют себя одинокими и непонятыми сверстниками?

Одинокие дети нуждаются в психологической поддержке. И хорошо, если такую поддержку окажут самые близкие люди - родители. Сказать: «Не обращай внимания!» - значит посчитать проблему пустяшной и этим обидеть ребёнка. Дайте малышу понять, что полностью принимаете его чувства, вторите его эмоциям и поддерживаете его всеми силами. Может, и у вас в дет-стве была история, когда вы чувствовали себя никому не нужным? Поделитесь ею с ребёнком.

Придётся разобраться в том, почему ваше драгоценное чадо превратилось в «белую ворону». Нередко причины этого явления лежат на поверхности. Возможно, насмешки вызваны нетитульной национальностью, физическими пороками или отставанием в психическом развитии. Поговорите об этом с классным руководителем или воспитателем детского сада. А ребёнку объясните, что настоящие друзья не обращают внимания на эти признаки. И попросите не злиться на других детей, а простить их, потому что некоторые вещи мы понимаем только с возрастом, и они тоже, когда вырастут, обязательно всё поймут.

Подумайте, какие особенности в поведении вашего сына или дочери отталкивают сверстников? Почему сверстники, в свою очередь, отталкивают его? Чем он выделяется из толпы? А также какими хорошими качествами обладает ваш малыш и как ему проявить свои достоинства в коллективе? А подумав, поговорите с ним об этом. Ответы на эти вопросы, возможно, и не сделают вашего кроху лидером в своём обществе, но уж точно выведут со скамьи аутсайдеров.

Обратитесь к детскому психологу. Есть немало практик, занятий и методик, которые помогут раскрыть суть ситуации и скорректировать её. А в групповых занятиях дети как раз учатся навыку дружбы.

Мнение первого читателя:

Анна Барсукова: Для начала родителям нужно понять причину, по которой с ребёнком никто не дружит. Также можно прибегнуть к помощи профессионального психолога, которой даст рекомендации. Важно не пускать ситуацию на самотёк, поскольку все наши ком-плексы родом из дет-ства.

«Мама, почему Вася и Лена сказали, что мне нельзя с ними играть?» — У ребенка слезы на глазах, и вам хочется разобраться с Васей и Леной, отругать, наказать, восстановить справедливость, защитить своего птенчика. Но, подумайте, вы не всегда будете рядом, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями в будущем. Постарайтесь помочь ему научиться правильно реагировать на отказ сверстников «водиться» с ним.

Многим детям сложно самоутвердиться позитивными методами и они становятся агрессивными. Их защита — нападение. Это важно помнить в отношении тех ребят, которые не приняли в игру вашего ребенка. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты для эффективного разрешения конфликтов.

Ролевая игра

Попробуйте предложить ребенку целый список придуманных ответов на его вопрос «Почему вы не берете меня в игру?» и его возможные контр-предложения:

Причина : Ты не умеешь играть в эту игру!
Предложение : Я научусь, если вы возьмете меня.
Причина : Ты мухлюешь!
Предложение : Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение — не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

Самооценка ребенка

Сколько бы вам ни было лет, исключение из группы очень болезненно. Но дети, у которых здоровая самооценка, лучше справляются с этой болью и идут дальше. Для начала старайтесь тщательнее подбирать слова, когда говорите с ребенком: избегайте негативных ярлыков, давайте ребенку позитивный feedback на конкретные его действия, а не ограничивайтесь стандартным «Молодец!» и укрепляйте в нем сознание того, что он — хороший человек и вы его цените.

Критическое мышление

Речь совсем не о том, чтобы заставить ребенка винить самого себя за исключение из группы сверстников. Просто научите его анализировать ситуацию объективно, видеть ее глазами других людей. Это отличное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни. Вот несколько аспектов, которые смогут помочь вашему ребенку выявить объективные причины отказа сверстников принимать его в игру.

Внешний вид

Расскажите ребенку о языке тела, который может сообщать другим совсем не то, что вы им говорите вслух, о личной гигиене, об опрятной или неряшливой одежде, которая создает определенный образ. А дальше — вместе принимайте меры к тому, чтобы улучшить этот образ.

Слова

И то, что говорится, и то, как это говорится, может иметь огромное влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Дети часто не понимают этого, пока вы им не укажете на это.

Отталкивающее поведение

Поговорите с ребенком о том, что в человеке может не нравиться другим. Помогите ему найти способы вести себя по-другому. Учтите еще два фактора: есть объективная «разность» ребенка — национальность, успеваемость в школе, темперамент; и домашняя жизнь — воспитание и его нормы в каждой отдельно взятой семье. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других по этим двум факторам, то нужно учить его и его друзей воспринимать эти различия как ценность.

Стойкость

Ваше задание как родителя — помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, — простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Словесная перепалка за место в игре может быть результативной, но от «плохих слов» остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Как отличить буллинг?

Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью , но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать «правила игры» зачинщика буллинга.

Как я уже говорила, меня часто находили в поисковиках именно по этой фразе. А поста такого у меня и нет. :) Надо исправлять, тем более, что проблема существенная, ведь именно в детстве закладывается понимание у маленького человека о том, каково его место в социуме.

Сразу скажу: я не претендую на истину в последней инстанции. У меня нет педагогического или психологического образования. Зато присутствуют здравый смысл, наблюдательность и умение находить причины и следствия событий. Пишу на основе своего собственного опыта, а также консультаций с мамой-учителем со стажем около 30 лет. Итак, кому интересно - прошу.

Когда мамы начинают бить тревогу о том, что ребенка подвергают остракизму - не берут в игры, дразнят, выгоняют, не замечают - обычно бывает уже поздно. То есть проблема, её маленькое зернышко, зародилась уже давно. И вот только сейчас вы заметили ее уродливые плоды.

Для начала надо понять кого же любят люди, даже если они очень маленького возраста?

  • Вы замечали, что щедрый человек - непременно обаятелен ? Именно поэтому научите своего сына или дочь делиться. Игрушками, местом на скамейке, временем, ресурсами или просто хорошим настроением.
  • Еще одно важное умение для полноправного члена социума - быть сильным . Понятно, что для маленького человека сила почти всегда имеет физический вектор. Объясните, что это не так. Быть сильным - это в первую очередь быть твердым и уверенным. Иногда одного строго сказанного ребенком слова бывает достаточно, чтоб предотвратить зарождающийся конфликт. Простая фраза: "Мне это не нравится", "Больше так не делай" или "Остановись. Мне неприятно", сказанная ребенком уверенным тоном способна творить чудеса. Не удивляйтесь, если он будет пробовать это и на вас. Примите и прислушайтесь.
  • Люди любят тех, кто проявляет к ним внимание. Научите своего ребенка быть вежливым . Это очень дешевый и простой способ заводить друзей. "Извините", "спасибо" и "здравствуйте" - универсальные способы проявить внимание. Подавайте пример. Покажите, что заводить друзей и проявлять внимание - легко и приятно.
  • Люди любят тех, кого понимают . Вооружите своего ребенка максимумом знаний о том обществе, в котором живете. Это особенно касается детей, рожденных у мам-эмигранток. Многие зациклены на том, чтоб ребенок говорил только на родном языке матери. Это заблуждение. Язык - это инструмент для общения. Выбирайте тот язык ведущим, который маленький человек будет использовать чаще всего. Это касается и других вещей: ритуалов и ценностей, поведенческих норм и выражения эмоций.

Во всем вышесказанном нет никакой сложности, один только здравый смысл. Теперь несколько практических советов тем, у кого случилось это самое "с ребенком никто не хочет дружить".

1. В данной ситуации очень важно занять активную позицию. Нельзя уходить в себя, замыкаться, перетирать только среди своих. Нужно выйти в люди. Если какой-то конкретный случай произошел в детском саду или в игровой группе - необходимо поговорить с воспитателями. Возможно, они тоже не замечали проблемы. Они ваши главные союзники, а не враги. Вместе вы сможете придумать эффективный план действий.

2. Вы наверняка даже не представляете в каком стрессе находится ваш сын или ваша дочь. В этой ситуации очень важно, не успокаивать и не отвлекать от проблемы, а проговорить ее. И укрепить в ребенке уверенность в себе. Не пренебрегайте детьми любого возраста, которые могли бы проявить интерес к вашему чаду. Пусть это более старшие соседские дети или более младшие дети ваших знакомых. Ребенку важно научиться вести себя в иерархии: и со старшими, и с младшими. Создавайте ситуации, в которых общение будет неизбежным и позитивным.

4. Сделайте первый шаг. Пригласите в гости детей, с которыми хотел бы дружить ваш ребенок. Познакомьтесь с их родителями.

5. Разнообразьте количество социальных ситуаций, в которых участвует ребенок. Позвольте ему общаться с продавцом в магазине. Не отвечайте за него на вопросы от прохожих. Отведите в кружок или в секцию. Познакомьте его со своими сотрудниками по работе.

6. Не нависайте. Это очень сложное правило. Особенно в данной ситуации. Но и одно из самых важных. Позвольте ребенку самому научиться разрешать конфликты, не встревайте, если можете. Дайте ему чуть больше самостоятельности, это укрепит его веру в себя и поможет найти новый круг друзей, которые поймут и оценят его.

Здравствуйте! Моему сыну 4 года и у нас сложилась такая ситуация: сын открытый ребенок, он сам идет на контакт со сверстниками, хочет с ними играть, разговаривает, не жадный (своими игрушками делится охотно), не драчливый. В садик не ходит, но на улице есть мальчик и девочка его возраста. По отдельности с каждым из этих детей он играет хорошо, но стоит собраться всем троим вместе, те дети идут к девочке во двор, закрывают перед сыном калитку и говорят, что играть с ним не хотят. А он стоит под закрытой калиткой и плачет. Доходит до того, что у нас есть детский электромобиль, выносим его на улицу, они все вместе катаются, веселятся, но как только садится аккумулятор и ездить на нем уже нельзя, идут во двор и прогоняют сына. Еще и говорят, что раз на твоей машине уже ездить нельзя, то мы тебе ничего своего не дадим. Их родители видят эту ситуацию, но замечаний не делают, а мне говорят - что ты на детей обижаешься?! Но на детей я не обижаюсь, а просто мне жаль своего ребенка и я не знаю как и чем ему помочь. Он идет по улице и плачет и дома я его еще час успокаиваю. И я не знаю что ему сказать, как правильно воспитывать. Не хочу, чтобы у него были такие фальшивые друзья, но в 4 года объяснить это ему сложно, говорю не давать им тоже свои игрушки, но он не жадный и только дети к нему подойдут готов делиться. Последняя ситуация закончилась тем, что мы гуляем около своего двора и к тем детям не подходим. Но ему-то ведь все равно нужно общение со сверстниками. Он хочет с ними играть, машет им рукой не смотря на мой запрет. Подскажите как можно исправить эту ситуацию и как правильно преподнести ее ребенку.

Olga1981

Евгения Сергеева

Администратор , Москва

Olga1981, добрый день. Специалист ответит в теме через некоторое время.

Здравствуйте. Немного расскажу об особенностях данного возраста. Детская дружба очень отличается от взрослой. Больше скажу, дети такого возраста не умеют любить, в том смысле слова, как мы это понимаем. Вы смотрите на детей с позиции взрослого и ожидаете, что дети должны вести себя как взрослые, преданность, самопожертвование, способность ставить себя на место другого, способность контролировать свои чувства и переживания. В 4 года дети прежде всего мотивированы в своих действиях на получения удовольствия, они хотят то, что им нравится и пытаются избегать того, что не нравится. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не может сказать себе, " я останусь с этим ребенком, потому что так не честно, я поиграл его игрушкой, мне было хорошо, теперь я должен отдать ему должное." Они не думают так, его мышление не достигло еще такого уровня развития, что бы так мыслить. Во- вторых, дети стремятся к диадическим отношениям, быть втроем сложно для детей. Не все взрослые способны выстаивать триангулярные отношения и переносить исключенность из пары без того, что бы не чувствовать себя отвергнутым и брошенным. Этот конкретный мальчик выбирает себе в пару девочку, предпочитая ее в своих играх и это нормально. 4 года, это период эдипальных переживаний, Ваш ребенок очень тяжело переживает свою исключенность из пары, я думаю, это связано именно с тем, что у него сложности с прохождением эдипального конфликта. Вопрос для размышления: как он переживает свою исключенность из Вашей пары с мужем? Видит ли он в вашей паре любящую пару, у которой есть свои собственные отношения, из которых он исключен? (например в спальне, где дверь закрыта и куда он не имеет доступа) Дали ли ли Вы ему опыт переживания "я любимый", даже если Вы выбираете отца своего ребенка? Есть ли у него собственное место, его кровать, где он спит, каждую ночь?

Добрый день. Спасибо за ответ. Сын очень долгожданный и желанный ребенок, поэтому о любви ему все говорят с самого рождения. У нас есть еще сыночек (сейчас ему пол года), старший очень любит малыша, ревности никогда не было. Ждет не дождется когда младший подрастет и можно будет с ним играть, приносит малышу свои игрушки, радуется когда братику что-то покупаем. Поэтому недостатка любви я думаю он не ощущает. На счет отношений в семье могу сказать, что как и в любой семье бывает всякое, но сильные ссоры и скандалы происходят редко. Мы все вместе собираемся за столом, общаемся, на прогулку тоже стараемся ходить семьей. Спит ребенок с нами в комнате, но в своей кровате. Переселить его в детскую пока нет возможности по состоянию его здоровья. Я понимаю, что дружба втроем у них не получается, но что мне объяснять ребенку, что в 4 года трудно дружить всем вместе? В каком направлении с ним разговаривать, чтобы не получить в дальнейшем заниженную самооценку и комплекс? И разве родители не должны корректировать поведение своих детей и хотябы пытаться им объяснить что хорошо, что плохо? Неужели одна я такая мать сейчас, которая если видит, что сын не прав, отвожу его в сторону и делаю замечание. Да, не всегда он меня слушает, но все равно на 5-6-7 раз это дает свои плоды и ребенок начинает что-то понимать.

Olga1981

В родительской спальне детям делать нечего. Если ребенок не демонстрирует ревность, зависть, злость, значит, ребенок уже с раннего возраста научился подавлять эти чувства в отношении родителей, смещает их в отношения с другими детьми. Когда в отношениях ребенок- мать появляется третий, это не может не вызывать чувства ревности. Вообще, ребенку следует говорить то, что соответствует реальности. А реальность такова, что определенному мальчику интереснее играть с определенной девочкой. И это не значит, что Ваш сын хуже или лучше, просто им вдвоем интереснее. Дети живые существа, а не объекты для манипуляций, они то же имеют свои чувства, свои желания. Вы тоже в своей жизни по каким-то своим причинам выбираете определенных мужчин, определенных друзей. Вы не состоите в дружеских, близких отношениях со всем людьми Вашего района, хотя возможно какая-то соседка страдает одиночества.

Не получается с этим мальчиком и девочкой, пускай Ваш сын пробует выстраивать отношения с другими детьми. Каждый родитель корректирует или не корректирует поведение своего ребенка в соответствии со своими собственными представлениями, так как считает нужным. У Вас слишком высокие требования по отношению к детям. Я понимаю, что Вы волнуетесь за своего ребенка, но помощь в адаптации к социуму это Ваша задача, а не задача других родителей. Если проблемы видеть исключительно в других, то сложно что-либо изменить. Попытка менять других чревата конфликтами. Попробуйте обратиться к детскому психологу очно. Он Вам на основании тщательного исследования истории развития Вашего ребенка, семейной истории, на основании наблюдения за Вашим ребенком даст конкретные рекомендации. У Вас есть еще какие-то вопросы?



Рассказать друзьям