Учитель - ученик - родители. Как строить отношения и избегать конфликтов? Что такое конфликт? И причины его возникновения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Контрольная работа 1

Задание 1

Сравни длины сторон многоугольника, которые отмечены. Докажи, что ты сравнил правильно. Запиши ответ в виде формулы на самом многоугольнике.

Задание 2

Сравни M и K, если известно, что:

1) M < B, В < K;
2) K = В, В = M;
3) M < C, С > K;
4) M = C, C < K.

Задание 3

Подбери подходящую схему к каждой задаче и реши их.

1. В субботу Игорь посмотрел A мультиков, а в воскресение – B . Сколько мультиков посмотрел Игорь за 2 дня?

2. В ведре было налито К литров воды. Когда долили еще несколько литров, то в нем оказалось D литров. Сколько литров воды долили в ведро?

3. На клумбе росли цветы. Когда срезали А цветов, а затем В , то на ней осталось С цветов. Сколько всего цветов росло на клумбе?

4. До обеда в магазине было продано А кг огурцов, а после обеда – на В кг больше. Сколько килограммов огурцов магазин продал в течение дня?

Примечание . К первой задаче дети могут подобрать в качестве подходящей схемы либо схему 2, либо схему 3, либо обе ("линейную" схему 2 можно считать преобразованной из "ступенчатой" схемы 3). Аналогично к задаче 4 подходящими можно считать схемы 2 и 4.

Задание 4

По схеме составь все уравнения, которые можешь.

Задание 5

Начерти к каждому уравнению схему и найди неизвестное.

1) A X = B
Х
=

2) Y C = M
Y
=

3) Z K = E
Z
=

4) B – (Х + A ) = С
Х =

5) D + (C Y ) = K
Y
=

Подбери вместо букв подходящие числа к любому уравнению и вычисли, чему равно неизвестное.

Контрольная работа 2

Задание 1

Проверь, правильно ли по схеме составлены уравнения.

Допиши уравнения, которые, по-твоему, можно было бы еще составить.

Задание 2

Проверь, правильно ли решены уравнения.

Задание 3

Проверь, какое из данных уравнений подходит для решения задачи.

1. В гараже стояло несколько машин. Когда 5 машин уехало, в нем осталось 3 машины. Сколько машин стояло в гараже первоначально?

2. Саша очень любит смотреть мультфильмы. Утром он посмотрел A фильмов, днем – B фильмов, а вечером еще несколько. Всего в течение дня он посмотрел С мультфильмов. Сколько мультфильмов он посмотрел вечером?

Задание 4

Определи, какой из данных схем пользовался ученик, если решение уравнения он записал так:

Какие еще уравнения мог составить ученик по той же схеме?

Задание 5

Перед тобой схема, на которой показаны 2 части и 1 целое.

1. Придумай и нарисуй схему, на которой показаны 3 части и 1 целое.
2. Придумай и нарисуй такую схему, на которой показаны 3 части и 2 целых.
3. Придумай и нарисуй схему, на которой показано 2 части и 3 целых.

2-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Задание 1

Покажи (красным цветом), где допущены ошибки, и исправь их.
Запиши, что не знают или не умеют ученики, которые сделали такие ошибки.

Задание 2

1) х + 4 = 8 х = 8 – 4

2) z – 234 = 578z = 578 – 234

3) 1302 – у = 836 y = 1302 – 836

4) 3 + x = 2 x = 3 – 2

5) 3x – 1 = 2x + 4 x = 1 + 4

6) b – x = c + m x = b – c – m

Что ты посоветуешь тому, кто хочет научиться проверять, нет ли ошибок при решении этих и других уравнений? Запиши свой ответ.

Задание 3

Построй одну или несколько фигур такой же площади, но другой формы.

Докажи, что у фигуры, которую ты построил, такая же площадь, как и у данной фигуры.

Задание 4

Дети решали задачи.

1. Группа из 6 туристов отправилась в поход. В первый день они прошли b км, во второй – на a км меньше, чем в первый. Сколько километров прошли туристы во второй день?

2. Группа из 6 туристов отправилась в поход. В первый день они прошли b км, во второй – на a км меньше, чем в первый. Сколько километров прошли туристы за 2 дня?

После того как дети записали решение этих задач, они вместо букв a и b подбирали подходящие числа.

Как ты думаешь, какие из данных пар чисел они могли выбрать:

1) a = 2, b = 10;
2) a = 2800, b = 15000;
3) a = 100, b = 300;
4) a = 3, b = 14;
5) a = 300, b = 1300;
6) a = 5, b = 4?

Если можешь, реши любую (или обе) задачу и запиши ответ на вопрос.

Контрольная работа 2

Набор 1

Задание 1

Реши уравнения:

1) x + 5 = 8;
2) x – 382 = 493;
3) 6317 – y = 2831;
4) 87916 + x = 350174;
5) 3x – 4 = 2x ;
6) b – y = c;
7) 2 – x = 5;
8) y + 214 = 400;
9) 5137 = x – 6013;
10) x – O = ш.

Задание 2

По схеме составь уравнения.

Набор 2

1. С горки катались a девочек, а мальчиков – на b больше. Сколько детей каталось с горки?

2. В двух гаражах стояли машины. В первом гараже было на 4 машины больше, чем во втором. Сколько машин стояло во втором гараже?

3. В три ведра налили воду. В первое – a литров, во второе – на b литров меньше, чем в первое. Сколько всего литров воды налили во все ведра?

4. На двух полках стояло книг поровну. C первой полки на вторую переставили 8 книг. На какой полке теперь книг больше и на сколько?

Набор 3

Задание 1

Начерти числовую прямую и отметь на ней числа 3, 6, 7.

Задание 2

Определи, какие числа "живут" в указанных точках на числовых прямых.

Задание 3

Определи направление числовой прямой и поставь стрелку, если известно следующее.

Задание 4

Ученикам 6 класса нужно было сравнить данные числа с помощью числовой прямой, на которой было показано их место.

Если можешь, поставь вместо точек знаки ">", "<" или "=".

Набор 4

Задание 1

Сравни числа.

999 и 1000
18880 и 18080
200 6 и 154 6
909 и 990
33 4 и 33 5
32 4 и 20 7
261 и 162
131 4 и 141 4

Задание 2

Выполни действия

.

Задание 3

Реши задачи.

1. Оксана за день съела 1003 конфет, а маленький Игорь – на 103 меньше. Сколько всего конфет съели они за день?

Запиши ответ в троичной системе счисления и, если сможешь, в десятичной.

2. У Ромы было 11112 видеокассет с мультиками и 1112 видеокассет с детскими кинофильмами. Сколько всего видеокассет было у Ромы?

Запиши ответ в двоичной системе счисления и, если сможешь, в десятичной.

3-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Задание 1

Проверь, правильно ли выполнены действия.

Задание 2

Проверь, правильно ли ученики решали уравнения. Вычисли результат там, где сможешь.

1) х х 8 = 1976
х = 1976: 8

2) 84: x = 4
x = 84х 4

3) y : 34 = 1000
y = 34х 1000

4) y х 6 = 2
y = 6: 2

5) x х 4 + 6 = x х 5
x = 6

6) (a x c = b
a – x = b
: c
x = a – b
: c

Задание 3

Начерти прямоугольник, площадь которого можно вычислить по формуле 9х 4 или а х b.
Запиши, как узнать, чему равна сторона квадрата той же площади.

Задание 4

Дети решали задачи.

1. Ученики вместе с родителями и учителями поехали отдыхать на природу в 5 легковых автомобилях и 2 автобусах. В каждый автомобиль поместилось по a человек, а в каждый автобус – по b . Сколько всего человек поехало на отдых?

2. Ученики вместе с родителями и учителями поехали отдохнуть на природу в 5 легковых автомобилях и 2 одинаковых автобусах. Всего с человек. Сколько человек уместилось в каждом автобусе, если в каждой легковой машине уместилось по a человек?

В этих задачах дети вместо букв a , b и c подбирали подходящие числа.
Как ты думаешь, какие из данных чисел они могли выбрать:

а) a = 30, b = 164, c = 478;
б) a = 5, b = 36, c = 97;
в) a = 4, b = 40, c = 100;
г) a = 100, b = 200, c = 900?

Если сможешь, реши любую (или обе) задачу и запиши ответ на ее вопрос.

Контрольная работа 2

1. Выбери из каждого набора заданий только те, которые сможешь решить. Реши их.

2. Из оставшихся заданий выбери и отметь буквой "Т" те задания, которые кажутся тебе трудными, а буквой "Н" – те, которые, по-твоему, вообще невозможно выполнить.

Набор 1

Задание 1

Реши уравнения:

1) y х 3 = 90;
2) 936: x = 3;
3) x : 4 = 17;
4) 8х x = 0;
5) 12 – x х 4 = 8;
6) 10х x = 2;
7) a b х x = c ;
8) y х 32 + 1088 = 3136;
9) 10224 – y : 120 = 9864;
10) x х 5 + 14 = x х 6.

Задание 2

По схемам составь уравнения.

Набор 2

Реши задачи, а затем вместо букв подбери подходящие числа и ответь на вопрос задачи.

1. В роще росло b тополей, а берез – в 4 раза больше. Сколько тополей и берез росло в роще?

2. На двух полках стояли книги. На одной из них а книг. Во сколько раз на этой полке книг было меньше, чем на второй?

3. На трех полках стояли книги. На первой стояло а книг, на второй в 2 раза больше, чем на первой, а на третьей – на с меньше, чем на второй. Сколько книг стояло на трех полках?

4. В одном кармане денег было в 3 раза больше, чем в другом. Когда из первого кармана переложили во второй b рублей, то денег в обоих карманах стало поровну. Сколько денег было в каждом кармане первоначально?

Набор 3

Задание 1

Выполни действия:

1) 4279 + 3806; 14819 + 5901;
2) 26302 – 14815; 163218 – 71013;
3) 27х 6; 234х 54; 1813х 2009;
4) 12012: 6; 5858: 58; 17004: 436.

Задание 2

Найди значение выражений:

1) 168х 25х 40;
2) 150 + 29х 6 + 50;
3) 234 – 34: 2 + 18;
4) (234 – 34) : (2 + 18);
5) 18417 – 65364: 156 + 1583;
6) 3768 + 184х 23 – 3276: 52.

Задание 3

4-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Набор 1

1. Выбери из каждого задания только те, которые сможешь решить. Реши их.

2. Из оставшихся заданий выбери и отметь буквой "Т" те задания, которые кажутся тебе трудными, а буквой "Н" – те, которые, по-твоему, вообще невозможно выполнить.

Задание 1

Реши уравнения:

1) b + a х x = c ; 7) x х 4 – 5 = x х 3;
2) 401 + x х 3 = 1080; 8) 20х x = 10;
3) 560: y = 14; 9) 5 – x = 7;
4) x х 30 = 330; 10) 461 – x = 102;
5) 2y + 50 = y х 3 + 30; 11) m x : a = c ;
6) x : 74 = 8; 12) y – 30 = 330.

Нет ли среди данных уравнений одинаковых? Запиши их номера.

Задание 2

По схемам составь уравнения.

Вместо букв подбери походящие числа и запиши, чему равна неизвестная величина.

Набор 2

Задание 1

1. Отметь значком "–" примеры, которые ты не умеешь решать сам, и поставь букву "Т" рядом с примерами, которые считаешь трудными (решать не надо).

2. Выбери и реши на отдельном листе два таких примера из каждой группы, с помощью которых ты сможешь показать, что умеешь выполнять действия с многозначными числами и с дробями.

Если хочешь, придумай и реши свои два примера к каждой группе.

3. Запиши ответы в тех примерах, которые можешь решить устно.

Задание 2

1. Поставь букву "у" возле тех выражений, значение которых ты можешь найти устно, и запиши ответ.

2. Выбери такое выражение, для нахождения значения которого тебе придется выполнить все четыре арифметических действия. Выполни их.

40 + 50: (85 – 80) =
(2713х 65 + 2713х 35) – 2713х 100 =
180 – 80: 8 + 12 =
864375 – 321х 67 – 42054: 326 =
6400: (28 + 12х 6) =
(1923 – 671)х 6 + 11984: 214 =
360: 6х 4: 4 =
1429 – (429х 328 – 429х 327) =

Задание 3

Подбери подходящие числа и выполни действия.

Контрольная работа 2

Набор 1

Задание 1

Отметить только те схемы, к которым ты не можешь придумать или подобрать текст задачи.

Задание 2

Вернись к схемам в задании 1.

1. Выпиши номера схем только к тем задачам, которые ты сможешь решить.

2. Запиши номера схем:

а) к самым трудным для тебя задачам;
б) к легким для тебя задачам;
в) к самой интересной для тебя задачи (объясни, чем она интересна).

3. Реши по данным схемам любые две задачи.

4. Прочти в учебнике задачи (Учитель самостоятельно подбирает номера задач из любых действующих учебников) и найди такой текст, который подходит к решенной тобой задаче.

Выпиши значения букв (а = …, b = … и т.д.). Подставь их в выражение и вычисли результат. Запиши ответ к задаче.

Набор 2

Выбери и реши такие две задачи из каждого задания, в которых не ошибешься.

Задание 1

З а д а ч а 1. Мама летом варила варенье. Клубничного варенья она сварила a кг, яблочного в 2 раза больше, чем клубничного, а вишневого – на b кг больше, чем яблочного.

Сколько всего килограммов варенья заготовила мама?

1) а = 8, b = 4;
2) a = 3864, b = 2317;
3) a = 12,3, b = 4,8;
4) a = 1000, b = 100.

З а д а ч а 2. Молоко разливали в бидоны. До обеда они разлили a литров, а после обеда – b литров. Сколько бидонов им понадобилось, если в каждый бидон вмещается c литров молока?

З а д а ч а 3. Овощной магазин продал b коробок с клубникой по с килограммов в каждой и столько же килограммов слив в а коробках. Сколько килограммов слив входило в каждую коробку?

З а д а ч а 4. Из двух городов навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них шел со скоростью 90 км/ч, а другой на 20 км/ч быстрее. Через 5 часов они встретились. Найди расстояние между городами.

Задание 2

З а д а ч а 1. Начерти прямоугольник площадью 12 см2 и найди его периметр.

З а д а ч а 2. Начерти прямоугольник, ширина которого 3 см, а длина в 2 раза больше. Вычисли его периметр и площадь.

З а д а ч а 3. Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Вычисли его периметр и площадь.

З а д а ч а 4. Начерти квадрат такой же площади, как прямоугольник со сторонами 2 см и 8 см. Найди периметр квадрата.

З а д а ч а 5. Периметр квадрата 20 см. Найди площадь прямоугольника, у которого ширина такая же, как сторона квадрата, а длина на 3 см больше.

З а д а ч а 6. Построй одну (или несколько) фигуру с таким же периметром, как у данной фигуры, но другую по форме.

З а д а ч а 7. Построй фигуру другой формы, но такой же площади.

З а д а ч а 8. Начерти две фигуры с одинаковыми периметрами, но разной площади.

Инструкция по проведению и анализу контрольных работ

1-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Контрольная работа 1 поможет учителю проверить, насколько дети готовы применить понятия отношений равенства и неравенства, частей и целого при решении частных задач.

Поскольку систематическое изучение понятия числа как результата измерения величин начинается во втором классе, проверку выполнения действий с числами можно рассматривать только как отражение дошкольного опыта ребенка, а это значит, что речь может идти лишь о счете в пределах 10. Такая проверка будет показывать лишь уровень дошкольной подготовки, которую в течение года старались поддержать у тех, кто уже умел считать до школы, а тем, кто не имел такой возможности, помочь в приобретении этого умения.

Каждое задание предлагается в нескольких вариантах. Ребенок сам выбирает любой из вариантов, который он может выполнить.

Ребенок вправе выбрать в каждом задании любой вариант. Задания, ориентированные на более высокий уровень овладения ребенком средствами анализа, как правило, под последними номерами.

Задание 1

Цель задания

Проверить, могут ли дети применить понятие отношения равенства и неравенства в ситуации, когда сравниваемые длины принадлежат одному и тому же предмету, в частности многоугольнику.

Постановка задания

Учитель показывает многоугольник, на котором отмечены две стороны, которые нужно сравнить и записать результат сравнения, причем это могут быть как соседние стороны, так и противоположные. Ребенок сам выбирает многоугольник, с которым он хотел бы поработать.

Способ предъявления задания

Каждому ребенку нужно дать четырехугольник или пятиугольник, у которого есть две равные стороны и одна, отличающаяся от равных незначительно, чтобы на глаз нельзя было установить отношение.

На фигуре записать фамилию того, кто с ней работал. На ней же записать результат сравнения в виде формулы: А = В , А > В или А < В .

Двум рядом сидящим детям предложить на выбор для сравнения разные многоугольники.

Если для выполнения данного задания у детей возникает потребность в помощи соседа, то запрещать не нужно. Пусть сделают на фигуре пометку о том, что работали вдвоем. Например, пусть напишут букву "П" – помощь.

Возможные способы действия при сравнении:

1) перегибанием и совмещением сторон (непосредственное сравнение – известный детям способ). Этот способ удобен для фигур, у которых предлагается сравнить соседние стороны;

2) построением одного под другим двух отрезков, равных сторонам (опосредствованное сравнение);

3) построение одного отрезка, равного одной из сторон, и сравнение другой стороны с этим отрезком (по длине);

4) использование посредника, например, листика бумаги, нитки, циркуля или измерителя и др.;

5) измерение с помощью линейки каждой стороны и сравнение чисел;

6) другие способы (например, вырезание еще одного такого же многоугольника);

7) визуальное сравнение, например, ребенок говорит: "Я вижу, что они равны". В этом случае напомните ему, что глаза могут обманывать, и предложите способ подтвердить свое предположение.

Предложите ему в случае затруднения свою помощь следующим способом.

Скажите, что вы готовы дать ему все необходимое для сравнения, пусть только скажет, чего ему недостает, чтобы решить эту задачу.

Возможно, ребенок попросит дать ему еще одну такую же фигуру, чтобы он мог непосредственно сравнить стороны, прикладывая их друг к другу.

Если дети использовали несколько способов, то зафиксировать их не составит для учителя труда, сделав предварительно заготовку (см. табл.). Обойдите всех детей и пометьте, кто каким способом действовал.

Таблица

В первую колонку к заданию 1 вписывать номер, под которым ниже записан способ, и букву "П", если привлекался сосед или учитель в качестве помощника. Во вторую колонку ставить знак "+", если сравнение выполнено верно, и знак "–", если сравнение выполнено неверно, знак "0", если ребенок вообще отказался выполнять задание. С помощью такой таблицы учитель сможет проанализировать выполнение этого задания.

Задание 3

Цель задания

Проверить, могут ли дети применить понятие отношения частей и целого при решении текстовых задач, в том числе косвенных (задачи 2 и 3).

Способ предъявления задания

Задачи и схемы к ним должны быть написаны на доске и напечатаны на отдельном листе, который ребенок подписывает и сдает, выполнив на нем задание.
Помните, что, пренебрегая данной инструкцией, вы провоцируете детей на ошибки, не связанные с проверяемым материалом.
Списывание текста и тем более схемы, как и любое другое списывание, есть особое действие, требующее специального обучения2.

Постановка задания

Выбрав подходящую схему, ребенок под ней пишет решение. Это значит, схемы нужно расположить так, чтобы было достаточно места для записи решения.

Способ фиксации результатов

Обработку данных сделать с помощью таблицы, в которой против фамилии указать номер места, на котором была записана та схема, с которой работал ученик. Колонку не заполнять, если ученик с этой задачей не работал. В колонке "Решение по схеме", поставить знак "+", если оно верно. Если решение неверно, то вписать характер ошибки.

Таблица

На основании таблицы сделать следующий анализ:

1) выписать под каждой схемой, с которой работали дети, их фамилии. Это дает возможность увидеть, кто из детей может, а кто нет установить зависимость между текстом и схемой. Поняв характер ошибки, вы подберете задания, помогающие ребенку понять способы ее устранения;

2) составить список детей, которые решили только первую задачу, только вторую, только третью и т.д.;

3) понятно, что к высокому уровню овладения могут быть отнесены дети, выбравшие задачи 3 и 4.

Контрольная работа 2

Контрольная работа 2 направлена на выявление у детей степени присвоения ими таких учебных действий, как моделирование3, контроль4 и оценка5.

Система итоговых контрольных работ от класса к классу позволит учителю увидеть динамику присвоения ребенком учебной деятельности.

Каждое задание, как и в предыдущей работе, дается в нескольких вариантах, для того чтобы ребенок сам выбрал тот, с которым, он считает, сможет справиться.

Цель 1–4-го заданий

Первые четыре задания позволят учителю выявить степень сформированности действий контроля и оценки и уровень усвоения предметного материала. Очевидно, что если ребенок не сможет отличить правильное решение от неправильного, то вряд ли он сможет самостоятельно его выполнить. Предложение оценить правильность выполнения чужой работы даст возможность учителю увидеть слабые места каждого ребенка. В этом случае можно предложить ему запросить помощь у учителя, сделав соответствующую пометку.

Способ предъявления задания

Контрольная работа должна быть написана на доске и напечатана на отдельном листе так, чтобы у ребенка была возможность не только отметить, какое из решений в первых четырех заданиях он считает правильным, но и вписать, если нужно, свое решение.

Постановка задания

Предложите каждому ребенку выбрать для выполнения один или несколько вариантов в первых четырех заданиях при условии, что он не сомневается в том, что выполнит правильно.

Неважно, какой из вариантов будет выполнять ребенок, главное – проверить адекватность оценки своих возможностей.

Поскольку выполнение заданий также связано с действием оценки, то ученик должен рядом с каждым решением поставить знак "+", если он считает, что задание выполнено правильно, знак "–", если неверно, и знак "?", если он сомневается. Место для отметки – квадратик.

Если ребенок хочет, он может запросить помощь взрослого, о чем дети должны быть предупреждены.

Анализ контрольных работ и работу над ошибками учитель может провести известными ему способами.

Задание 5

Цель задания

Проверить способность ребенка действовать там, где это возможно, и отказаться от действий там, где это делать бессмысленно. Кроме того, задание 5, как и предыдущее, даст возможность проверить, на каком уровне сформировано у первоклассника действие оценки по отношению к самому себе, позволяющее отделить собственные знания от незнания.

Способ предъявления задания

Задание нарисовать схему, на которой было бы 3 части и 1 целое, не должно вызвать затруднение:

А вот показать 3 части и 2 целых уже значительно сложнее, так как для построения такой схемы ребенок должен понимать относительность понятия частей и целого: одна и та же величина по отношению к одной может быть частью, а по отношению к другой – целым.

Например:

Не исключено, что на момент проверки ребенок еще не осмыслил до конца такие отношения, однако на данном этапе очень важно сделать первый срез.

Предложение придумать схему с 2 частями и 3 целыми абсурдно. Очевидно, ребенок отметит этот случай, как, впрочем, и предыдущий, как задание с "ловушкой". Вот тогда-то и предложите ребенку высказать свое соображение в форме двух типов ответов: "Я это не могу (не знаю, не умею) сделать" или "Это вообще нельзя сделать".

При оценивании нормой на данном этапе можно считать выполнение первого задания на придумывание схемы с 3 частями и 1 целым и отказ от последующих предложений.

Дети, которые смогли показать уже в конце 1-го класса на схеме 3 части и 2 целых, достигли высокого уровня осмысления данного понятия. Поскольку изучение математики в последующих классах включает использование понятия об отношении частей и целого при рассмотрении следующих учебных задач, то дети еще будут иметь возможность достигнуть высокого уровня.

2-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Контрольная работа 1 предназначена для проверки уровня сформированности действий контроля и оценки у учащихся.

Умение видеть ошибкоопасные места предопределяет формирование навыка и является одним из показателей сформированности указанных действий (контроля и оценки).

Контрольная работа должна быть напечатана на листах так, чтобы ребенок имел возможность не только пометить и исправить найденные им ошибки, но и записать решение.

Задание 1. Позволит учителю оценить не только сформированность у ребенка действий контроля и оценки, но и покажет в неявном виде степень овладения знаниями и умениями по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел".

Если ученик способен выявить допущенные ошибки и может каким-либо еще способом зафиксировать причины, которые привели ученика к такой ошибке, то это есть необходимое (хотя и недостаточное) условие того, что при самостоятельном выполнении аналогичных заданий он, прежде чем их выполнять, задумается над тем, какие ошибки возможны. Это значит, что, мысленно составив план действий, он уже не допустит их у себя. Следующая контрольная работа даст возможность учителю соотнести уровень сформированности действия контроля с уровнем самостоятельного выполнения аналогичных заданий.

Задание 2

Цель задания

Оценить уровень сформированности понятия отношения частей и целого; проверить, на что ориентируется ребенок при решении уравнения.

Для этого детям предлагается четыре уравнения, в которых части и целое представлены конкретными числовыми значениями, включая многозначные числа.

При выборе способа нахождения корня уравнения ребенок может опираться как на связь между частями и целым, так и на конкретные числовые значения, что и необходимо выявить.

Для этого предлагается три типа уравнений.

1. Первые четыре уравнения в отличие от остальных содержат целое, состоящее только из двух частей, причем неизвестное либо часть, либо целое. Однако, задавая в готовом виде способ нахождения неизвестной величины, можно определить, на что ориентируется ребенок: на конкретные числа, действия с которыми он умеет выполнять, или, не обращая внимания на числа, он ориентируется на отношение между величинами.

2. Уравнение 3х – 1 = 2х + 4 является для ребенка совершенно незнакомым. Ему еще не приходилось иметь дело с подобными уравнениями, в которых неизвестная величина содержится в обеих частях уравнения. Значит, либо ребенок должен отказаться от его оценки, поставив рядом знак "?", а это значит, он фиксирует границу между собственным знанием и незнанием, либо предпринять попытку нарисовать схему, с помощью которой можно оценить способ нахождения неизвестной величины. Например:

х = 4 + 1, то есть х = 5. Но такое решение возможно лишь в том случае, если дети могут самостоятельно соотнести запись 3х с суммой х + х + х .

Возможен, но наименее вероятен вариант, при котором, узнав, что х = 5, дети вместо х подставят число 5, получат верное равенство и сделают вывод о том, что уравнение решено верно.

Однако это маловероятно прежде всего потому, что, во-первых, запись 3х , как уже говорилось, еще не осмыслена как х + х + х , а значит, вычислить, чему равно 3х , если х = 5, ребенок не сможет.

Во-вторых, дети должны ориентироваться на способ решения уравнения, а не на готовый результат, даже если он известен. Именно поэтому детей на данном этапе обучения учитель не учит делать проверку путем подстановки.

3. Уравнение b х = c + m предназначено для того, чтобы оценить уровень овладения понятием отношения частей и целого в "чистом" виде, когда числовые значения не оказывают на ребенка "давление". Сравнив решение этого уравнения с предыдущими, учитель сможет обнаружить, понимает ребенок способ решения уравнений на основе понятия отношения частей и целого или демонстрирует лишь натренированность на решении конкретных типов уравнений. Такую ситуацию можно будет зафиксировать в том случае, если решение уравнения 3 + х = 2 он оценивает как верное наряду с уравнениями х + 4 = 8 и b х = c + m .

Отвечая на вопрос в конце задания, ребенок может нарисовать схему и описать отношение между частями и целым в знаковой форме:

Задание 3

Цель задания

1) наличие у ребенка мыслительной операции сохранения;

2) умение построить величину, равную данной, в ситуации, когда для решения данной задачи необходимо одно из двух умений:

а) умение выбрать удобную мерку, измерить ею данную площадь, а затем по мерке и числу построить фигуру той же площади, но другой формы;

б) умение разбить данную (мысленно или натурально) фигуру на части (равные или неравные) и, изменив положение частей на плоскости, построить равносоставленную фигуру другой формы.

Например:

Высоким уровнем выполнения задания можно считать построение фигуры, состоящей не только из частей-прямоугольников, но и, например, частей-треугольников.

Задание 4

Цель задания

Обнаружить умение ребенка решать задачи, увидеть, связывает ли ученик выбор числовых значений величин с реальной ситуацией и возможностью выполнения действий, необходимых для ответа на вопрос задачи. Другими словами, речь идет об области допустимых значений букв по
отношению к сюжету задачи и по отношению к выполнимости арифметических действий, в частности действия вычитания.

Можно предложить детям вычеркнуть те пары чисел а и b , которые подобраны неверно.

Ясно, что останется только две пары чисел: а = 300, b = 100 и a = 426, b = 123. Остальные пары не подходят либо из-за нереальности (a = 5, b = 2; a = 30000, b = 3000; a = 280, b = 279), либо из-за невозможности выполнения действия вычитания (a = 200; b = 220).

Теперь дети сделают свой выбор и вычислят либо при a = 300, b = 100, либо при a = 426, b = 123.

Оценить как высокий уровень выполнения задания можно будет в том случае, если ребенок выбрал вторую задачу и указанные пары чисел.

Контрольная работа 2

онтрольная работа 2 предназначена для проверки как уровня усвоения изученного материала, так и уровня сформированности оценочной самостоятельности. Очевидно, что на данном этапе дети еще не могут достичь полной оценочной самостоятельности, оценки границ своих знаний и умений, но проверить состояние умения оценивать свои достижения необходимо. Для этого в каждый набор заданий включены так называемые задания с "ловушками". К ним на данном этапе обучения относятся как задания с недостаю-щими данными (например, набор 2, задачи 2 и 3), так и задания, способы работы над которыми не рассматривались (например, набор 1, уравнения 5 и 7).

Выполнять контрольную работу 2 необходимо в два или три приема (в зависимости от темпа работы детей), а значит, наборы заданий и задания в них должны быть напечатаны на листах так, чтобы удобно было ими пользоваться.

Набор 1 . В этот набор включены простые уравнения (задание 1), компонентами которых являются как числа, так и буквы.

Среди данных уравнений особо обратите внимание на уравнения 2 – х = 5 и 3х – 4 = 2, которые могут быть оценены детьми как задания с "ловушками".

Так, решение первого уравнения (х = 2 – 5) требует вычитания из меньшего числа большего, чего дети делать не умеют. Тут интересно посмотреть, в каком виде будет записано решение: х = 2 – 5 или показано место этого числа на числовой прямой () без обозначения этого числа. ? 0 1 2

Второе уравнение (3х – 4 = 2х ) также может быть решено при условии, что за записью 3х , которой дети на данном этапе не владеют, ребенок увидит х + х + х , а 2х = х + х и построит схему:

Опираясь на схему, ученик может записать х = 4. Однако оценка данного уравнения как уравнения с "ловушкой" вполне удовлетворительна.

Для положительного оценивания знаний, умений и навыков ребенка достаточно решенных одного-двух уравнений и одной задачи (задание 2).

Набор 2 включает в себя задания с "ловушками" иного типа, чем в наборе 1.

Задачи 2 и 3 – задачи с недостающими данными. Значение таких задач в контрольной работе многократно описывалось, остается лишь заметить, что если в классе найдутся дети, которые самостоятельно доопределят задачу или позовут учителя и попросят его уточнить условие, то это следует оценить как высокий уровень выполнения данного задания.

Задача 4 внешне похожа на задачи с недостающими данными, однако может быть решена при условии построения схемы. Важно посмотреть, будет ли ребенок опираться на графическую модель при решении такой задачи. Форма записи ответа значения не имеет.

Схема к задаче может выглядеть так

.

Для положительной оценки достаточно одной решенной задачи.

Набор 3 . В данном наборе мы имеем дело как с заданиями разного уровня сложности, так и с недоопределенными заданиями, которые не имеют однозначного решения (задание 3, в).

Особое место в этом наборе занимает задание 4, в котором детям предлагается с помощью числовой прямой сравнить числа, с которыми они не знакомы.

Перед выполнением этого задания необходимо сказать ученикам о том, что в старших классах они будут изучать числа, с которыми сейчас еще не знакомы, но о которых они наверное слышали: отрицательные числа и дробные. После этого вступления предложить сравнить данные числа.

Рассмотрим варианты правильного выполнения этого задания. Их два: 1) отказ от сравнения с пометкой "ловушка"; 2) сравнение этих чисел с опорой на известный способ сравнения: из двух чисел на числовой прямой больше то, которое расположено дальше по направлению.

Набор 4 . В данном наборе в задании 1 встречаются пары чисел, от сравнения которых ученик может отказаться: 11 3 и 11 6 ; 21 4 и 100 3 ; 114 3 и 121 3 . Сравнение подобных чисел не является предметом изучения в основном курсе математики, поэтому интересно проверить, как будет вести себя ребенок по отношению к таким заданиям. Для сравнения первой пары ребенок мысленно или графически должен представить сравниваемые величины, а для сравнения другой пары нужно построить соответствующие величины.

Сравнить числа 114 3 и 121 3 невозможно, так как в троичной системе счисления не существует первого числа – один один четыре в троичной системе счисления (114 3). Возможно, найдутся дети, которые напишут, как могло быть записано число, соответствующее той величине, которую измеряли дети и охарактеризовали числом 114 3 . Тот, кто написал такое число, либо не знает, либо не обратил внимание на то, что в троичной системе счисления для записи многозначного числа могут быть использованы только цифры 0, 1 и 2, а значит, цифры 4 быть не может. Это задание ребенок также вправе рассматривать как задание с "ловушкой".

Для положительной оценки выполнения данного задания достаточно сравнить числа, данные в десятичной системе счисления.

В задание 2 включены: 1) примеры на сложение и вычитание чисел в десятичной системе счисления, выполнение которых достаточно для положительного оценивания;
2) примеры на сложение и вычитание в недесятичных системах счисления, выполнение которых даст возможность определить уровень осмысления основного принципа сложения и вычитания многозначных чисел; 3) два числа, записанные в разных системах счисления, которые нужно сло-жить. Его дети могут оценить как задание с "ловушкой". Однако если найдутся ученики, которые сделают попытку выполнить действие с числами путем выполнения действия с соответствующими величинами, и результат такого действия будет описан числом как результат измерения этой новой величины с помощью системы мерок, то это можно считать очень высоким уровнем выполнения задания.

Задание 3 не содержит никаких подвохов с точки зрения способа решения задачи, однако обе задачи содержат: 1) непривычные для ребенка числовые данные, записанные в двоичной системе счисления; 2) предложение записать ответ в десятичной системе счисления также не входило в программу обучения. Если ребенок сможет, решив задачу, перевести полученное число из двоичной в десятичную на основе перемеривания величины – результата, то это нужно рассматривать как высокий уровень выполнения задания.

Для положительного оценивания работы достаточно решения одной задачи, причем основой при оценивании должен быть способ решения, а не вычисления.

3-й класс (1–4)

Назначение контрольных работ 1 и 2 и инструкции к их проведению аналогичны контрольным работам для 2-го класса.

Следует отметить, что задание 3 из контрольной работы 1, может быть признано заданием с "ловушками", от выполнения которого дети могут отказаться. Но, возможно, кто-то может записать уравнение х х х = а х в или в числах х х х = 36, где 36 это 9х 4.

Значит, х = 6. Такой ответ может быть получен подбором чисел с опорой на таблицу умножения.

4-й класс (1–4)

Контрольная работа 1

Набор 1

В задании 1 детям предлагаются уравнения разного уровня сложности. Уравнения под номерами 3, 4, 6, 8, 9, 10 и 12 относятся к простым уравнениям, уравнения 8 и 9 позволяют проверить, на что ориентируется ребенок: на связь между данными величинами или на их числовые значения. Так, уравнение 20х x = 10 может быть ошибочно решено так: х = 20: 10, вместо х = 10: 20 или х = 0,5, а уравнение 5 – х = 7, как х = 7 – 5, то есть х = 2, вместо х = 5 – 7 с последующим указанием на "ловушку".

Особое место занимают уравнения 5 и 7, которые содержат х в обеих частях. Такие уравнения детям незнакомы. Это значит, что ребенок может отказаться от его решения. Это будет означать, что он умеет самостоятельно определить границу между собственным знанием и незнанием. Возможно, он предпримет попытку нарисовать схему, с помощью которой можно найти значение неизвестной величины. Это должно быть оценено как высокий уровень выполнения.

Например, схема к уравнению 5.

Ответ на вопрос "Нет ли среди данных уравнений одинаковых?" – даст возможность учителю проверить, выделяет ли ребенок существенный признак при сравнении уравнений, которым является отношение между величинами, или он ориентируется на несущественный – числовые или буквенные данные.

К одинаковым уравнениям могут быть отнесены 1 и 2, 3 и 6, 4 и 8, 9 и 10.

Возможна и другая классификация, по которой все уравнения могут быть разбиты на две группы: в одну – все, у которых неизвестная величина является целой (6, 12), во вторую группу – все остальные, в которых неизвестная величина является частью.

Задание 2 проверяет уровень сформированнсти понятия отношения частей и целого: для низкого уровня выполнения задания достаточно составить по одному уравнению к каждой схеме или по 2–3 уравнения к первой и второй схемам.

К высокому уровню можно отнести составление 4–5 уравнений к четвертой схеме, включая подбор подходящих чисел.

Набор 2

Формулировки заданий 1 и 2 исчерпывающе описывают назначение этих заданий.

По тому, что выберет ребенок и как выполнит выбранные задания, учитель сможет оценить уровень сформированности вычислительного навыка.

В задание 3 включено две "ловушки" (5 и 7).

Дети должны это отметить и либо отказаться от выполнения этих заданий, поставив знак "Н" – знак невозможности выполнения, либо преобразовать условия так, чтобы задание стало выполнимым.

Для традиционной отметки в "5" баллов за выполнение данной контрольной работы достаточно: из первого набора заданий правильно решить два уравнения, составить по одному уравнению к двум первым схемам задания 2; из второго набора выполнить по одному примеру на действия в пределах 10000 и найти числовое значение одного из данных выражений в задании 2. Задание 3 можно в сочетании с другими выполненными заданиями оценить отдельно. Не допускать отрицательного оценивания тех заданий, от которых ребенок отказался, считая их невыполнимыми или трудными. Нужно по ходу выполнения контрольной работы напоминать детям, что они должны выполнить из каждого задания только те, в правильности выполнения которых они не сомневаются. Оценивается не объем выполненной работы, а ее качество – вот что должны понять дети перед выполнением каждой контрольной работы, каждого набора заданий и каждого задания.

Контрольная работа 2

Контрольная работа 2 дает возможность проверить не только умение решать текстовые задачи, уровень сформированности действия графического моделирования, но и возможности ученика оценить свои умения.

Проведение этой контрольной работы не нуждается в дополнительной инструкции. Она аналогична инструкции к контрольной работе 1.

Эта работа, как и первая, проводится в два этапа (в разные дни).

Для традиционной отметки в "5" баллов достаточно правильно выполнить любые две задачи из первого набора заданий или одну из первого набора и одну из второго набора задания 1, а также одну любую задачу из задания 2.

Выполнение нескольких заданий из каждого набора может оцениваться отдельно. Напоминаем, что задания выполняются на отдельных листах, из которых выбираются те, которые смог выполнить ребенок. Оценить уровень выполнения заданий не составит для учителя труда.

Знание того, что окружает ребенка, чем он дышит, помогает вырабатывать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются. И нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребенка в специфических условиях: одни — в школе, планомерно, обдуманно, другие — дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.

Общение выгодно обоим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимо взаимное желание к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные правила отношений. Когда мы говорим о взаимопонимании учителя и родителей, то почему-то имеем в виду одну сторону общения — учителя. Он обязан. Он должен создавать условия для взаимопонимания, быть всегда внимательным и тактичным. Да, никто с этим не спорит. Но и другая сторона — родители — не имеют права на недоброжелательность, несдержанность и безответственность .

Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. Подросток ценит и общение со взрослыми — родителями, педагогами. И здесь на первый план выступают толерантность (терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям) и нравственное воспитание (принимая то или иное жизненно важное решение, человек должен исходить не из соображений внешнего порядка (карьера, выгода), а исключительно из веления долга и совести).

Вот та формула, которой нужно руководствоваться при общении:

«Мы оба и каждый из нас заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его способности».

Семейное воспитание имеет широкий диапазон. Оно происходит на протяжении всей жизни человека. Его влияние ребенок испытывает и тогда, когда находится вне дома: в школе, на отдыхе и т.д.

Классный руководитель должен находиться в тесном взаимодействии с родителями, это необходимо для успешного формирования личности ребенка.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы, классного руководителя и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. Задача классного руководителя — направить деятельность родителей на совместную работу по воспитанию детей. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Изучение семьи, бытовой атмосферы школьника. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания в целом.

Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. Постоянное взаимодействие с родителями позволяет корректировать воспитательный процесс в семьях. У педагогов всегда царило понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт —никто не может составить конкуренцию семье в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Но взаимодействие семьи и классного руководителя (учителя), безусловно, повышает воспитательный потенциал обоих. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитательной среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.

Ищу контакты с родителями (из опыта)

Цель: определение для родителей важности правильного воспитания детей.

Задачи: - провести предварительное анкетирование пап;

Провести открытые уроки для родителей;

Провести выставку «Умелые руки родителей и детей;

Провести собрание для пап «Роль отца в воспитании детей»;

Провести родительское собрание «Поощрение и наказание детей

в семье

Статья «Ищу контакты с родителями»

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга? Я веду обычный класс и обучаю ребёнка на дому, который не может посещать школу по состоянию здоровья. Когда меня спрашивают: « У вас есть «трудные» дети?» Отвечаю: «У меня нет «трудных» детей, у меня есть дети с запущенным воспитанием». Глубоко убеждена, что в их плохом воспитании есть вина и родителей.

Не раз и не два в ответ на мои вопросы о доме, о родителях приходилось слышать удручающие ответы. Они свидетельствуют о том, что не всё у детей дома благополучно. Иногда ребёнку не хочется идти домой, где его ждёт пьяный, буйный отец, а иногда и мать. Порой причиной опоздания на урок, по словам ученика, является поздняя «гулянка» родителей, наказание. Делясь с учителем впечатлениями о самых интересных событиях, прошедших в праздничные дни, дети называют застолье дома или в гостях.

Иногда ребёнок на уроках не работает, а думает о семейных проблемах.

Потом рассказываю детям о влиянии алкоголя на организм, особенно ребёнка, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт взрослый разговор и о многом другом.

Через две недели состоялось родительское собрание на тему «Роль отца в воспитании детей». Дети приветствовали родителей номерами, приготовленными заранее. Был приглашён психолог школы (он частый гость в нашем классе), который рассказал о важности отцов в воспитании детей.

В классе, где проходит собрание, оформили выставку поделок «Умелые руки родителей и детей». На стенде подобраны книги, которые рекомендованы родителям (с аннотацией учителя), презентация с пословицами, отражающими тему собрания.

На собрании решались ещё следующие вопросы: «Ответственность отцов в воспитании детей», «Отцовский долг», «Быть хорошим отцом – подлинный талант», «Алкоголизм и дети». Был показан родителям фрагмент фильма о разрушенной из-за пьянства семье.

Накануне собрания для пап была составлена анкета:

Для чего человеку нужен отец?

Есть ли в Вашей семье взаимопонимание с детьми?

Знаете ли Вы друзей своих детей? Бывают ли они у Вас дома?

Участвуют ли дети в Ваших хозяйственных заботах, семейных праздниках?

Проверяете ли Вы, как они учат уроки? Систематически ли Вы это делаете?

Обсуждаете ли вместе с детьми прочитанные книги?

Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, походах? Проводите ли вместе

с семьёй отпуск?

Детям было предложено подумать и ответить письменно:

Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

Какие слова папы тебе больше всего запомнились?

Чему тебя научил папа?

Ты когда-нибудь обманывал своего отца?

Бывает ли папа к тебе несправедлив?

Что тебе нравится в папе? Вы с ним друзья?

Любишь ли ты ходить с родителями в гости? Почему?

Собранные материалы использовала в своём докладе. В нём прочитала отрывок из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта :

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец.

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Потом зачитала одно из сочинений (сочинения не подписывались детьми).

В конце собрания ответила на вопросы родителей, дала им рекомендации.

Дети обладают эмоциональностью, некоторые ранимы. Наблюдая за детьми, я заметила, что некоторые из них жестоки. Никогда не уступят, не простят, бывают драки.

На одном из классных часов я спросила ребят: «Кого из вас наказывают родители?» Были подняты руки. Как называют? За что? Открывалось недопустимое отношение к детям.

Пришлось, не откладывая проводить собрание для родителей «Поощрения и наказания детей в семье». Нескольких родителей попросила ответить на вопросы:

При каких условиях надобность наказаний в семье отпадает?

Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо?

Надо ли наказывать за плохую оценку?

Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?

За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.

Надо ли наказывать трудом?

В чём вред физических наказаний?

Затем обсудили несколько педагогических ситуаций по теме собрания.

В конце нашей встречи сказала: «Родительский труд – очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования. Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу ребёнка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.

Народная мудрость гласит: сильная семья – крепка держава. Самое лучшее наследство – воспитанность. Дружная семья гору сдвинет.

Для родителей проводила открытые уроки, которые являются одной из форм общения с ними.

Разговор о « трудных» детях, «трудных» родителях – большой и нелёгкий, это одна из самых сложных проблем воспитания. И тут велика роль учителя, если он верит в своего ученика, у него силы удваиваются.

В рамках темы, которую я выбрал для своего доклада «Отношения между учителем и учениками…», я рассмотрел проблему «Учитель-ученик - родитель. Как строить отношения и избегать конфликтов». Предметом моего внимания являются отношения «учитель - родитель - ученик» ведь, как правило, конфликты «учитель-ученик» или «учитель-родитель» редко протекают без участия третьего лица.

Что такое конфликт? И причины его возникновения.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы

Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.

Школа - одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Эти процессы учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Проблемой в образовательных учреждениях занимались многие ученые: А. Бодалев, В.Богуславский, Л.Божович, Я. Коломинский, В. Кутьев, Н.Левандовский, М. Шульц, И. И. Рыданова и др. Однако еще далеко не все аспекты межличностных отношений в системе «учитель-учащийся» изучены подробно, поэтому она одна из актуальнейших проблем педагогики и педагогической психологии на современном этапе развития. Решение этой проблемы диктуется не только задачами школы сегодняшнего дня, но и потребностями воспитания. Разработка проблемы межличностных отношений учителя и учащегося заключает в себе мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования педагогической деятельности и всего педагогического процесса.

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.
Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Идеальный ученик - честный, способный, умный, аккуратный, внимательный, вежливый, терпимый, сдержанный, аккуратный, дисциплинированный, внимательный. Но полностью соответствовать представлению учителя об идеальном ученике могут не все. К тому же исследования показывают, что некоторые учителя считают принимаемыми качествами пассивность, слабоволие, а непринимаемыми - самостоятельность, жизнерадостность, общительность.

Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.

Идеальный учитель - это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Для младших школьников это - добрый, спокойный, веселый, красивый, заботливый, но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.

Сын другой знакомой - Саша - учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице.

Отец попытался выяснить, что происходит.
- Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
- Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
- Нет, он заносчивый очень.

Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя. Но позже выяснилось, что Саше нужно было сдать все незачтенные темы иначе ребенку грозит отчисление, Отец пошел к директору. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый - интеллигентный учитель - ввел в заблуждение, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.

Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.

В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.

Семья и школа

Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.

Автор статьи спрашивает: «Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи?» Вряд ли можно согласиться с этим высказыванием, особенно в условиях обучения в маленьком городе, где почти каждый ученик или знакомый или родственник. Однако следует прислушаться к этому мнению, если оно было высказано публично.

Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик - ребенок, а он, учитель, - взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок - это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.

Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
Кто виноват?

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты и рядовые обыватели.

Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.

Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.

Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка - это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.

Следующий традиционный вопрос: «Что делать?». С моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.

Дорогие родители! (памятка родителям)

  1. Ваш ребенок - это ваш ребенок, и никто, кроме вас, его любить не обязан. Учитель должен его учить, а вы - обеспечить учителю поддержку в виде положительной установки к учебе и контроля успеваемости. Внушайте ребенку, что если он будет выполнять все требования учителя, то у него будет все хорошо.
  2. Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить несколько вопросов. Задавайте их прямо, не стесняясь. Избегайте предвзятости. На встрече не ведите себя агрессивно.
  3. Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт. Все равно придется. Поговорите с учителем без претензий, вместе легче найти выход.
  4. Если ваш ребенок идет в первый класс, а вы познакомились с его учителем только первого сентября, то вы плохая мать. Практически в любой школе есть возможность выбрать учителя в заявлении при приеме в первый класс. Если у вас трудный ребенок, ориентируйтесь в первую очередь на учителя, а не на престиж школы. Первая встреча ребенка с учителем - Это очень важный момент для ребенка, родителей и для учителя.
  5. Будьте дипломатичны. Никогда не говорите плохо об учителях при ребенке, но и не бросайте его на произвол судьбы с трудным учителем. Разбирайте каждый конфликт и обязательно находите разрешающий выход. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать
  6. Принимайте самое активное участие в общественной работе класса и школы, знайте по именам всех одноклассников, родителей и учителей.
  7. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана
  8. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
  9. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовится к ним заранее.
  10. Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.

Наверняка вам приходилось слышать подобное.

№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
- Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
- Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
- Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?

№2 Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила - это ерунда, замечание учителя - пустые слова.

11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, - это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель - человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка.

Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.

Дорогие учителя! (памятка учителям)

  1. Не дайте хулигану распоясаться; с самых первых дней сразу дайте ему знать, что его выходки на ваших уроках не пройдут.
  2. Не тратьте силы, не кричите. От вашего крика плохо будет прежде всего вам. Не стоит говорить: “Как ты себя ведешь?”, или “Чтобы этого больше не было”. Скажите лучше, что вас очень расстраивает то, что он вам конкретно сказал. Добейтесь, чтобы извинение было не формальным.
  3. В разговоре с родителями не обрушивайте на них свои жалобы. Сначала похвалите ребенка, скажите о нем что-нибудь хорошее. Будьте уверены, теперь родители будут на вашей стороне. Предложите им конкретную тактику разрешения конфликта. Никогда не просите просто “повлиять” на ребенка, укажите сначала, как это сделать.
  4. Берегите свои нервы, не старайтесь совершить непосильный подвиг научить всех. Относитесь философски к отстающим ученикам. Среди них есть и неплохие ребята.
  5. Не избегайте родителей. Вы вместе делаете одно дело - учите и воспитываете. Сотрудничая, вы можете достичь многого. Большинство родителей - вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в вас союзника. Многие родители - люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Выходите на контакт с родителями сами,
  6. Спрашивайте, как видит ситуацию родитель, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Согласуйте план совместных действий и установите «контрольные точки».
  7. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
  8. Большое влияние на оказывает личность учителя Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером;

Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме.

Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.

Выводы:

  1. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;
  2. Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;
  3. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;
  4. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
  5. Не нужно затягивать конфликты, преодолевая их на ранней стадии развития
  6. При решении конфликта важно умение поставить себя на место конфликтующей стороны
  7. Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал
  8. Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
  9. Пользоваться рекомендациями для правильного решения и предотвращения конфликтных ситуаций

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.



Рассказать друзьям