Управление другим человеком силой мысли. Как управлять своей жизнью с помощью мысли

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Юсуф Карш - легенда портретной фотографии. Именно ему принадлежат всемирно известные фотографии Хеменгуэя, Черчилля, Хрущева, Эйнштейна и многих других. Талант фотографа был настолько велик, что в газете The Sunday Times о нем написали: "Когда известные люди начинают задумываться о бессмертии, они зовут Карша из города Оттава ."






Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился в Турции в армянской семье, однако позже в юности он переселился в канадский Квебек к своему дяде. Именно дядя заметил в молодом Карше фотографический талант и помог мальчику научиться тонкостям профессии, отослав его учиться на 4 года в США. По возвращении Юсуф основал собственную фотостудию, которая со временем станла очень популярна среди знаменитостей. Из списка 100 наиболее примечательных людей XX века в книге "International Who’s Who "(2000) Карш сфотографировал 51.












Одна из отличительных черт фотографий Юсуфа Карша - его феноменальное умение управлять студийным светом. С помощью освещения он создавал необходимый фон, идеально гармонирующий с одеждой и даже с эмоциями фотографируемого. Юсуф обходился минимумом декораций, а чаще всего и вовсе без них, делая акцент на лицах, на характере, на том, что есть особенного в человеке. "Величайшим наслаждением для меня является фотографирование великих сердцем, великих умом или духом, вне зависимости от того, известны они или нет. "








Широко известна история создания великолепного портрета Черчилля для журнала Life . Благородный гнев премьер-министра, его решительность, неустрашимость во взгляде - трудно представить себе более подходящий портрет для политика, вынужденного решать серьезные проблемы во время Второй Мировой войны. Однако Юсуфу Каршу не пришлось просить премьера изображать все это - эмоции были самыми искренними и настоящими. Во время своего визита в Канаду у Уинстона Черчилля была очень насыщенная программа, и потому для фотографа он нехотя нашел лишь несколько минут. Прибыв в фотостудию, Черчилль уже был не в духе и, стоя перед камерой, закурил сигару, что совершенно не устраивало фотографа. Тогда Карш подошел к премьеру и резко вырвал сигару из его губ. Портрет британского лидера, лучащийся неистовством и гневом, получился с первого кадра.



Если, глядя на мои портреты, вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в вашем мозгу - если вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое - значит это действительно удачный портрет.

«Самое трудное для меня это портрет», - сказал как-то , - «Надо стараться фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой». Я долго считал эту фразу одной из многих красивых, но малозначащих сентенций. Ну, в самом деле, что это могло бы значить? Я и сейчас не могу сколько-нибудь ясно объяснить смысл этого выражения, но когда я в очередной раз рассматривал фотографии Юсуфа Карша, почему-то именно оно пришло мне на ум.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился 23 декабря 1908 года в армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции. Его детство никак нельзя назвать счастливым - достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Два его дяди были арестованы, позднее без суда и следствия казнены - живыми брошены в колодец. Те, кто пережил погромы, погибал от многочисленных болезней - так, во время эпидемии тифа умерла сестра Юсуфа. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» - во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже - по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. К 1926 году его любовь к медицине несколько поутихла, молодой человек отдавал все свое свободное время фотографии. Он часто слонялся с подаренной дядей камерой по окрестностям Шербрука, потом сам печатал фотографии. «У них, конечно, не было никаких достоинств, но я учился, а дядя Нагаш был очень ценным и доброжелательным критиком», - вспоминал он. Но видимо что-то хорошее в снимках молодого человека все-таки было: однажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов - это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В наши дни это имя упоминается только в связи с его знаменитым учеником, но в конце 1920-х годов Гаро был одним из самых известных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы. Сначала дела его шли не очень хорошо - Карш был вынужден задерживать зарплату своему секретарю (целых 17 долларов в неделю) чтобы расплатиться с долгами за аренду. Однако вскоре дела стали поправляться, в ателье появились постоянные клиенты, фотографии молодого фотографа стали мелькать в популярном еженедельнике «Saturday Night».

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», - вспоминал он, - «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться - полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был его первый опыт в качестве фотожурналиста, но что еще важнее - во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля». И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события - недаром он был дружен с Маккензи Кингом - и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», - рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» - продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», - бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать», - вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», - говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу - конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.

После этого события Каршу не приходилось искать работу - она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков - он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 - этот рекорд уже никогда не будет побит. Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.

Одним из секретов успеха Юсуфа Карша была большая подготовительная работа, и это относилось не только к технической стороне дела. Он старался как можно больше разузнать о своей будущей «модели», понять, что он хочет получить в конечном итоге, продумать основные приемы работы. С другой стороны, он сильно рассчитывал на то, что его герой раскроется во время съемки с неожиданной стороны. «В каждом человеке спрятана тайна и моя задача - открыть ее», - говорил фотограф - «Это открытие произойдет - если оно вообще произойдет - в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу - или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки.

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», - говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был - и остается - одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов, особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир - модели или фотографа - оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», - пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.

Более полувека канадский гражданин, армянин по национальности, всемирно известный (если верить Книге рекордов Гиннеса за 2000 год - самый известный) -портретист Юсуф Карш (Yousuf Karsh,1908-2002) создавал замечательные портреты своих современников.

Ему позировали многие видные художники и писатели, артисты и врачи, ученые и политические деятели. Сам Юсуф Карш выделял из своего обширного архива три фотопортрета : Уинстона Черчилля, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт.

О творчестве Карша и его методах работы написано очень много. Пишут о том, что он работал в основном в студии, использовал классическое освещение, добивался предельной резкости и проработки деталей. Но в такой манере снимали многие фотографы во все времена. Для того чтобы понять, в чем притягательность его фотографий, как ему удавалось «фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой» лучше послушать его самого.

Юсуф Карш о фотографии (маленькие хитрости):

  • Сходство само по себе не ведет к успеху. Если, глядя на мои портреты, Вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут Вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в Вашем мозгу - если Вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое - значит это действительно удачный .
  • Я пытаюсь зафиксировать на фотографии человеческие чувства и мысли. Но я не ворую «человеческие души» - скорее мы (мои «модели» и я) делимся друг с другом. Фотографирование становится актом совместной работы.

  • Смотрите и думайте до открытия затвора. Главные части фотоаппарата – это сердце и голова фотографа.
    В каждом человеке спрятана тайна и моя задача - открыть ее. Это открытие произойдет - если оно вообще произойдет - в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф-портретист должен успеть сделать свою работу - или он проиграл.
  • Бывают очень короткие промежутки времени, когда все внутреннее богатство человека проявляется в его глазах, в жестах рук, в позе. Это момент для фотографа - мимолетный «момент истины».
  • В фотографии наука и искусство соединяются.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh ) родился 23 декабря 1908 года в армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции. Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Два его дяди были арестованы, позднее без суда и следствия казнены – живыми брошены в колодец. Те, кто пережил погромы, погибал от многочисленных болезней – так, во время эпидемии тифа умерла сестра Юсуфа. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».

Elizabeth Taylor

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф -портретист Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. К 1926 году его любовь к медицине несколько поутихла, молодой человек отдавал все свое свободное время фотографии. Он часто слонялся с подаренной дядей камерой по окрестностям Шербрука, потом сам печатал фотографии . «У них, конечно, не было никаких достоинств, но я учился, а дядя Нагаш был очень ценным и доброжелательным критиком», – вспоминал он. Но видимо что-то хорошее в снимках молодого человека все-таки было: однажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В наши дни это имя упоминается только в связи с его знаменитым учеником, но в конце 1920-х годов Гаро был одним из самых известных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Jacqueline Kennedy

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы. Сначала дела его шли не очень хорошо – Карш был вынужден задерживать зарплату своему секретарю (целых 17 долларов в неделю) чтобы расплатиться с долгами за аренду. Однако вскоре дела стали поправляться, в ателье появились постоянные клиенты, фотографии молодого фотографа стали мелькать в популярном еженедельнике «Saturday Night».

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу-портретисту еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был его первый опыт в качестве фотожурналиста, но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.

Eleanor Roosevelt

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля». И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф-портретист на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать», – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.

Winston Churchill

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит. Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.

Ernest Hemingway

Одним из секретов успеха Юсуфа Карша была большая подготовительная работа, и это относилось не только к технической стороне дела. Он старался как можно больше разузнать о своей будущей «модели», понять, что он хочет получить в конечном итоге, продумать основные приемы работы. С другой стороны, он сильно рассчитывал на то, что его герой раскроется во время съемки с неожиданной стороны. «В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки. Заповеди Юсуфа используют многие современные фотографа, такие как семейный фотограф Мария Вальсова. В её портфолио, посмотреть которое можно здесь http://www.valsova.ru/ , имеется много отличных портретов, которые выполненны по всем канонам этого прекрасного жанра.

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».

Alfred Hitchcock

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов , особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.

Mikhail Gorbachev

Nikita Khrushchev

Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции.

Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».


Ян Сибелиус (Jean Sibelius), 1949 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.


Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду , где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!


Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. Oднажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.


Пабло Казальс (Pablo Casals), 1954 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро.
Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Одри Хэпберн (Audrey Hepburn) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы.

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».


Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.


Марта Грэхем (Martha Graham), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был егопервый опыт в качестве фотожурналиста , но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.


Мариан Андерсон (Marian Anderson), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля» . И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Уинстон Черчиль (Winston Churchill)Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать» , – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.


Уинстон Черчиль (Winston Churchill) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.


Элеонора Рузвельт (Eleanor Roosevelt) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит.
Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.


Ман Рэй (Man Ray) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

«В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки.


Ле Корбюзье (Le Corbusier) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».


Джавахарлал Неру, 1949 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов, особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.


Глен Гульд (Glenn Gould) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.


Генри Мур (Henry Moore) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Альберт Эйнштейн (Albert Einstein), 1948 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), 1946 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Джоан Баэз (Joan Baez) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower), 1946 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Ансел Адамс (Ansel Easton Adams) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Пабло Пикассо (Pablo Picasso), 1954 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Никита Хрущев (Nikita Khruschev), 1963 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Фидель Кастро (Fidel Castro) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Джордж Бернард Шоу (Bernard Shaw), 1943 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Эрнест Хемингуэй (Arnest Hemingway), 1957 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Энди Уорхол (AndyWarhol), 1979 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Альберто Джиагометти (Alberto Giagometti), 1965 - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)



Aльберт Эйнштейн (Albert Einstein) - Юсуф Карш (Yousuf Karsh)


Анна Маньяни


Королева Елизавета II

Ганс Селье


Mother Teresa


Elizabeth Taylor


Jacqueline Kennedy


John F. Kennedy


Alfred Hitchcock


Mikhail Gorbachev


Bill Clinton


Clark Gable


Charles de Gaulle


Ingrid Bergman


Grace Kelly


Marc Chagall


Rudolf Nureyev


Pope Pius XII


Sophia Loren


Pope John Paul II


Richard Strauss


Walt Disney


Brigitte Bardot
<


Юсуф Карш



Когда-то сказал, что при съемке портрета фокусироваться нужно между кожей и рубашкой. Это выражение понятно не для всех, но глядя на портреты Юсуфа Карша, именно оно приходит в голову.

Родился Юсуф Карш (Yousuf Karsh) 23 декабря 1908 года на юго-востоке Турции в городе Мардин в армянской семье. Детство его не было счастливым, так как именно в то время Турецкое правительство проводило геноцид по отношению к армянам.

В 1922 году семье Карш разрешили покинуть Турцию, но запретили брать багаж и пользоваться средствами передвижения. Они отправились в Алеппо, что в Сирии. Поездом до Алеппо добираться два дня. Семья Карш пешком шла целый месяц.

В Сирии дела обстояли лучше и уже через два года родители накопили денег на то, чтобы отправить старшего сына Юсуфа в Канаду к своему дяде Джорджу Нагашу, который работал фотографом. На новом месте жительства юноше пришлось еще труднее. Он плохо знал французский язык, а английский еще хуже. В школу он раньше практически не ходил. Это всё было не так важно, как то, что новые друзья Юсуфа не старались забрасывать его камнями, а пытались наладить отношения.

Первое время Юсуф Карш хотел стать доктором. Он всё время помогал дяде в фотомастерской. В 1926 году парень решил отказаться от карьеры врача. Он часто гулял по окрестности города с подаренной ему камерой, делал снимки, а после сам их печатал. Снимки были не очень хорошими, но дядя помогал юноше. Однажды приятель Юсуфа отправил его фотографию на конкурс, и она заняла первое место. Таким образом, Юсуф заработал свои первые 50$.

После этого дядя Джордж Нагаш отправил своего племянника в Бостон к другу и коллеге, фотографу-портретисту Джону Гаро. В те дни Гаро был одним из самых знаменитых фотографов в США. Гаро научил Юсуфа видеть и понимать фотографию. Он объяснил все технические нюансы. Изначально парень планировал провести у Гаро 6 месяцев, но прожил в Бостоне больше 3-х лет.

Когда Юсуф Карш вернулся в Канаду, он открыл небольшую студию в самом центре Оттавы. Сначала дела шли плохо, но вскоре всё изменилось. Появились постоянные заказчики, а снимки начали публиковать в популярной газете «Saturday Night».

Когда Карш начал фотографировать актеров малого театра, он впервые работал со светом. возможности студийного света ошеломили его. Ранее в студии приходилось по несколько часов ждать нужное освещение.

Одним из актеров был сын Генерал-губернатора. Вскоре Каршу предложили сделать портрет высокопоставленной особы. он так волновался во время съемок, что не сумел настроить аппаратуру. Снимки не получились, но ему дали второй шанс, и он его не упустил. Фотографии печатались множество раз в различных изданиях в Канаде и Великобритании.

1936 год стал значимым для Юсуфа Карша. Канаду посетил американский президент Франклин Рузвельт. Карша пригласили снимать это событие. Так был получен первый опыт работы фотожурналистом. Но важнее то, что в это время он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом. Они стали друзьями, и естественно, это сказалось на возможности фотографировать правительственных деятелей.

30 декабря 1941 случилось то, что изменило жизнь Карша. В Канаду приезжал Черчилль. О приезде Карш узнал заранее. Он успел подготовить аппаратуру. Дождавшись окончания выступления Карш спросил, можно ли сделать снимок. Черчилль начал негодовать по поводу того, что его не предупредили, но всё же согласился. Он занял свою привычную позу и взял сигару. Юсуфу сигара показалась лишней, кроме того Черчилль на всех своих портретах позировал с сигарой. Возможно Карш решил не стать таким как все. он подошел к политику и поставил перед ним пепельницу, как бы намекая на то, чтобы он убрал сигару. но Черчилль не придал этому значения. Тогда Карш подошел, извинился и выдернул сигару из зубов премьер-министра. Лицо Черчилля было наполнено злостью. В этот момент Карш нажал на кнопку спуска затвора.

Этот снимок стал очень популярен. Его купил журнал «Life». Впоследствии его печатали на марках и плакатах. Карш заработал на этой фотографии только 100 долларов, но она принесла ему известность. Теперь от заказов не было отбоя. Его заказчиками были Римские папы и короли, писатели и музыканты, космонавты и политики.

Талант и целеустремленность сделали из Карша отличного фотографа. Он стал одним из самых знаменитых фотографов-портретистов. Он получил большое количество наград, почетных званий и премий. Его выставки проходят по всему миру. В 2000 году Юсуф Карш попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый выдающийся фотограф.

В 1992 году в июне проработав 60 лет, Карш закрыл студию в Оттаве. Прожил он еще 10 лет. Он фотографировал тех, кто ему нравился и собирал различные художественные предметы. Сам Карш из своих работ сохранил только лишь портрет своей второй жены.



Рассказать друзьям