Урок труда пасхальное яйцо из бумаги. Пасхальное яйцо как символ жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема урока: Пасхальное яйцо как символ жизни.

Тип урока: урок-конкурс

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Материальное обеспечение урока:

Раздаточныйматериал: заготовки яиц, салфетки с рисунком, клей ПВА-М

Инструменты и приспособления для выполнения работы:

ножницы, кисти, акриловый грунт, поролоновые валики и губки

Образцы яиц, оформленных в разных техниках

Инструкционные карты

Презентация «Символ Пасхи»

Видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Межпредметные связи:

Математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель урока : ознакомление учащихся с новыми видами декоративно-прикладного искусства

Задачи урока:

Обучающие:

формирование умений и навыков в изготовлении пасхального яйца

Развивающие :

развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.

Воспитательные :

воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.

Ход урока.

I. Организационная часть

Приветствие учащихся

Учитель - Прозвенел уже звонок, начинается урок, подровнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Учитель берет в руки шкатулку и предлагает ученикам угадать, что находится в ней?

Хотелось бы вам разгадать тайну «Волшебной шкатулки»? Тогда в путь, к открытию тайны. То, что находится в шкатулке, является символом зарождения жизни на Земле, ее плодородия у многих народов мира с давних времен. Так, среди предметов быта, обнаруженных археологами на раскопках в Египте, найдены их раскрашенные остатки. Ученые установили их возраст - более четырех тысяч лет (2000 год до н.э.). Как вы думаете, о чём идёт речь?

Ответ учеников - Это яйцо

Учитель - Правильно. Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает весь православный мир весной?

Ответ учеников - «Пасха»

Учитель - Да, верно. А с чем у вас ассоциируется этот праздник?

Ответ учеников - крашеные яйца, куличи, пасхи и много всего вкусного, но самое главное, конечно, пасхальные яйца и приветствие «Христос воскрес!»

Учитель совместно с учениками называет тему урока «Пасхальное яйцо как символ жизни».

Учитель - А какую цель мы поставим перед собой?

Ответы учеников: - узнать об истории праздника Пасхи

Узнать, как раньше украшали яйца

Научиться самим украшать пасхальные яйца

2.Изложение нового материала .

Учитель предлагает просмотреть видеоролик «Праздник светлой Пасхи»

Учитель - Скажите как же украшают пасхальные яйца и почему их называют «писанки»и «крашанки»?

Ответы учеников.

Учитель -Сегодня на уроке мы приобщимся к этому прекрасному празднику и приготовим пасхальное яйцо в удивительной технике «декупаж». Что же нам понадобится для работы?

Инструменты и приспособления для работы

Учитель демонстрирует ученикам материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы

Технология изготовления техники «Декупаж»

Учитель объясняет и показывает технологию выполнения, используя инструкционные карты и презентацию.

Демонстрация различных поделок в технике «декупаж»

Учитель показывает ученикам наглядные пособия и кратко рассказывает технологию изготовления и их применение.

3.Закрепление нового материала

Работа в парах. Ученикам предлагается ответить на вопросы карточки-задания и самим оценить себя. За каждый правильный ответ -1 балл

1.Назвать главный символ Пасхи (пасхальное яйцо)

2.Перечислить способы украшения яиц назвать не менее 5. (бисером, луковой шелухой, красками, блёстками, в технике «декупаж)

3.Почему яйца называли «крашанки» (потому что их окрашивали в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христа)

4.Что обозначает техника «декупаж»? (Слово «декупаж» происходит от французкого decouper, что дословно означает «вырезать».

5.Где впервые возникла техника «декупаж»? (в Китае в 16 веке)

4.Физкультминутка.

Видеоролик Ученики под музыку выполняют гимнастические упражнения.

5. Вводный инструктаж

Учитель знакомит учащихся с инструкционными картами, соблюдением правил безопасности труда, организацией рабочего места.

Показ учителем способа обработки пасхального яйца в технике «декупаж»

6.Практическая работа учащихся.

Учитель - сегодня я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе на лучшее пасхальное яйцо, которое мы выберем вместе с вами. Ну, а для начала, мы составим план действий. Ученики совместно с учителем составляют план работы. Итак, вперёд, к свершениям!

Обход рабочих мест учителем: проверка организации работы учащимися, соблюдения правил техники безопасности, помощь в изготовлении слабым учащимся.

Требования к выполнению: аккуратность и качество изготовления, оригинальность и эстетический вкус.

7. Рефлексия

Учитель - Итак, мы сегодня славно потрудились, но нам надо выбрать самые лучшие пасхальные яйца, они должны быть аккуратными, красивыми и оригинальными.

Дети выбирают лучшие работы.

Учитель - Дети, скажите, вам понравился наш урок? На столе вы видите ленточки красного, жёлтого и синего цветов. Давайте украсим букет из верб этими лентами. Если понравилось - красная лента, если не совсем-жёлтая, не понравилось - синяя лента. Дети украшают вербу.

Скажите, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, и будете ли вы применять их? Добились ли мы поставленных целей?

Ученики – Да. Мы узнали о празднике «Пасха», о том, как его праздновали на Руси и о главном символе Пасхи - яйце, а также как его украшать. Мы познакомились с техникой «декупаж» и будем её применять в декорировании разных изделий.

Учитель – В заключении я хотела бы вам рассказать притчу.

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

А в наших руках – творить, мастерить и приносить людям радость!

Наши поэты сочинили множество стихов об этом светлом празднике «Пасха Христова»

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землею

Для новой жизни новый день.

9. Домашнее задание

Украсить пасхальное яйцо в любой другой технике.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время урока учащиеся овладевают новыми приёмами при изготовлении

пасхального яйца, развивают свои творческие способности и эстетический вкус. Одновременно получают знания по истории православного праздника «Пасха Христова». А также узнают о новом виде декоративно-прикладного творчества-

технике «декупаж» Ученики, работая в паре, воспитывают толерантное отношение друг к другу, учатся анализировать свою работу и работу других, а также проводят само и взаимооценку.

Результат урока:

Учащиеся должны выполнить пасхальное яйцо в технике «декупаж», освоить и совершенствовать свои навыки в изготовлении, проявлять фантазию и выдумку.

Данная разработка может помочь педагогам в освоении новых изделий декоративно-прикладного искусства.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Анне Пипер. Книга серии СД "Декупаж. Салфеточная техника". Арт-Родник.2010г.

2.Анна Зайцева. Декупаж: самый полный и понятный самоучитель Эксмо,2013г

3.А.Рябцева. Декупаж. Красота в деталях. Издательство Феникс 2013г

4.Галанова Татьяна. Энциклопедия "Ажурная бумага" АСТ-Пресс.2008г.

5.Жалпанова, Матюхина, Алебастрова: Масленица, Великий пост, Пасха: история, традиции, постный и праздничный стол. Ниола-пресс, 2010 г.

6.http://www.lubimoe-rukodelie.

7.http://www.mastera-forum.ru

Приложение 1

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к великой книге Библии, а именно к её части под названием «Исход». В этой части повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10. Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.[

Каждый год весь крещёный мир, одевшись в веселье и радость, торжественно чествует светлый праздник Воскресения спасителя Иисуса Христа. Повсюду звонят колокола, проходят крестные ходы, возжигаются свечи и лампады. Люди идут в храмы, освещают куличи и разноцветные крашеные яйца, с улыбками и целованием христосуются, приветствуя друг друга возгласами «Христос воскресе» и отвечая «Воистину воскресе».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

города Чебоксары Чувашской республики

Конспект урока по технологии

в 4 классе

«Сувенир к пасхе. Пасхальное яйцо»

Подготовила

учитель начальных классов

Мишина Елена Владимировна

Чебоксары - 2014

Урок трудового обучения в 4 классе.

Тема:

Цель: научиться выкраивать овальные тканые лоскутки для оклеивания сферы;

ознакомиться с особенностями наклеивания тканых деталей на сферу, овладеть

приемами отделки изделия сутажом и тесьмой; ознакомить учащихся с историей

возникновения праздника. Оборудование для учителя: таблицы 6 штук, сувенирные яйца.

Оборудование для учащихся: салфетка, карандаш, линейка, сантиметровая лента,

ножницы, 8 полосок набивной ткани 3x10см, клей, стразы, сутаж, тесьма, палетки, бисер, пустое яйцо, клеенка, тряпочка для рук.

На первом уроке благодаря таблицам учащиеся сделали заготовки из ткани - овалы, которые будут наклеиваться на сферу - яичную скорлупу.

Урок №2. Продолжение.

План урока:

    Организационный момент. (1 мин)

    Вводная беседа. (5 мин)

    Литмонтаж. (7 мин)

    Сообщение темы урока. (1 мин)

    Повторение этапов предыдущего урока. (3 мин)

    Сообщение цели урока. (1 мин)

    Вводный инструктаж. (2 мин)

    Творческая работа. (20 мин)

    Текущий инструктаж. (В течение творческой работы.)

    Выставка работ. (2 мин)

    Подведение итогов. (3 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как к нам пришли гости, которые очень хотят узнать, какое интересное изделие вы сегодня будете изготавливать. И конечно они хотят поучиться у вас. А я вам желаю успеха в работе, пусть навыки, умения, которые вы приобрели на уроках труда, а также полет мысли помогут вам.

II . Вводная беседа

    Скажите, какой праздник (религиозный) приближается? Что люди собираются праздновать?

    Что такое Пасха? (Пасха - светлое Христово воскресенье.) Слово пасха обозначает и избавление, освобождение. Иудеи праздновали Пасху задолго до рождения Иисуса Христа, так как они праздновали освобождение от египетского гнета. А православные христиане празднуют Пасху как освобождение от злого духа через смерть И. X., который пролил кровь за людей, взяв на себя грехи людские.

    А в какой день празднуется Пасха? (В воскресенье.)

    В любое воскресенье? (Нет.)

    Что такое календарь и для чего он нужен? Какие календари вы знаете?

Но существует еще и православный календарь, который называется Пасхалий. Он составляется по лунному календарю. 22 марта - день весеннего равноденствия. И праздник Пасхи выпадает на ближайшее воскресенье после первого новолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия.

    Как готовятся ваши родственники к Пасхе, Что они делают, чтобы встретить этот праздник. (Убирают помещения, красят яйца, готовят пасху из творога, пекут куличи и т.д.)

    Что православные христиане дарят друг другу на Пасху? (Крашеные яйца, куличи.)

Знаете ли вы, откуда взялась традиция красить яйца и дарить их? Хотите узнать? Послушаем наших ребят, они нам обо всем расскажут.

III . Литмонтаж.

1обучающийся. По одной из существующих версий обычай красить яйца и дарить их ведет свое начало со времен римского императора Тиберия. По преданию такое яйцо Мария Магдалина подарила Тиберию. Оно было красного цвета - цвета крови Христа.

Учитель. Но Мария Магдалина не просто подарила это яйцо. В те далекие времена М.М. была очень богатая женщина, которая имела возможность входить в палаты императора Тиберия. Но, приняв веру Христову, она оставила свое «ремесло» и стала бедной. К императору она могла принести только то, что у нее было - яйцо. Протянув его императору, она сказала: «Христос воскресъе». На что император ответил, что он поверит в Христа только тогда, когда это яйцо станет красного цвета. И произошло чудо. У всех на глазах яйцо окрасилось в красный цвет.Вы можете верить в это, а можете и не верить. Верующие в Бога и Иисуса люди, верят в это чудо. А поверите ли вы в такое чудо, это вы должны решать сами.

2 обучающийся . Красят яйца только куриные. С давних времен и до сегодняшних дней существует обычай хранить, освещенные в церкви яйца, целый год. Говорят, что такое яйцо не портится. В зависимости от окраски, яйца называли: расписные - писанками, крашеные - крашенками, деревянные - яйчатами. Для писанок брали сырые и оплодотворенные яйца. Они выполняли роль оберега.

Для крашенок брали только вареные яйца, которые потом съедали. При рождении ребенка, девочке-дочке дарили писанку с одной звездочкой, а мальчику-сыну - писанку с дубовым листочком.

Учитель. Намного позже появились яйца из драгоценных металлов, фарфора, которые украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, бисером. (Рассматривание иллюстраций яиц Фаберже.)

3 обучающийся. При росписи яиц использовали знаки-символы, которые имели свое значение. (Рассматривание знаков-символов на таблице и яиц-сувениров из дерева.)

Пасха - праздник из праздников, торжество из торжеств. Как вы думаете, что за изделие мы сегодня будем изготавливать?

IV . Сообщение темы.

V . Повторение этапов предыдущего урока.

Цель и план первого урока: Вы знаете, что на изготовление нашего изделия требуется два урока. Целью первого урока было - научиться выкраивать овальные лоскутки для оклеивания сферы. Я предлагаю вам вспомнить и рассказать гостям, чем мы занимались на первом уроке.

Перечисление этапов работы на первом уроке (рассматривание таблиц):

    Измерение «роста» и «объема талии» яйца.

    1/8 « объема талии» - ширина полоски.

    Вычерчивание прямоугольника - деталь на салфетке.

    Вырезывание.

    Сгибание и округление концов.

    Перенос выкройки на тканые заготовки.

    Вырезывание из ткани.

    Нарезка тесьмы и сутажа - 7 штук по «росту» яйца.

VI. Сообщение цели урока.

Цель нашего урока - ознакомиться с особенностями наклеивания тканых деталей на сферу, овладеть приемами отделки изделия сутажом и тесьмой.

VII . Вводный инструктаж. (Рассматривание таблиц.)

    Нанесения клея на тканые овалы и наклеивание овалов на яйцо, чередуя темные и светлые полоски, состыковывая края ткани.

    Приклеивание тесьмы и сутажа на стыки между кусочками ткани, скрывая погрешности в приклеивании или форме деталей.

    Отделка стразами или палетками, бисером и т.д.

VIII. Творческая работа.

    Пусть ваши сувениры будут очень красивыми. Их можно будет хранить всю жизнь и передать а наследство. Кому нужна помощь, поднимите руку, я помогу.

IX .Текущий инструктаж.

X .Выставка работ.

- Ребята, покажите друг другу свои работы. Какие они нарядные! (Размещение работ на выставке.)

XI. Подведение итогов.

Разделы: Начальная школа

Цель урока: изготовить поделку - сувенир.

Задачи урока: развивать мелкие мышцы рук; учить культуре труда; воспитывать любовь к прекрасному; аккуратность в работе.

Оборудование: Яйцо. Разноцветный бумажный материал, клей, кисточка, салфетка. Подставка для яйца, подставка для кисточки, картины, магнитофон, кассета, образцы поделки - сувенира.

Ход урока

1. Вводная беседа.

Ребята, скажите, какой у нас скоро будет религиозный праздник? (Светлый праздник Пасхи).

А что является традиционными пасхальными блюдами? (Пасха, кулич, крашеные яйца).

Ваши родители готовят эти блюда на Пасху?

2. Сообщение о Святом празднике Пасхе.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. На Руси существует примета, что на Пасху солнце "играет", и люди старались подкараулить это мгновение. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. А для детей большой радостью было красное пасхальное яйцо. Перед праздником в магазинах продавались, и по сей день продаются, специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно было не только покрасить яйцо в какой - либо один цвет, но и расписать цветами, орнаментами, нарисовать затейливую картину. Многие мамы и бабушки красят яйца луковой шелухой. Это самый экологически чистый способ покраски яиц.

Декоративное украшение яйц.

Яйцо - главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим происхождением Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием "Христос воскрес!" и с этих слов начала свою проповедь. Красный цвет - это цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Яйцо - символ жизни.

Красное - радость жизни, любовь.

Жёлтое - богатый урожай, месяц и заря.

Зелёное - весна, обновление природы.

Голубое - небо, воздух, здоровье.

В царских семьях было принято дарить друг другу на Пасху очень дорогие яйца: из серебра, золота, драгоценных камней. Так поступали все богатые люди.

Все это относится к истории раскрашивания пасхального яйца.

3. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадки:

В одном бочонке два разных пива. И не смешиваются. (Яйцо)

Правильно. На сегодняшнем уроке мы с вами будем украшать яйцо. Оно у вас на партах.

- (На парте у каждого ученика сваренное яйцо на подставке).

Рассказ и показ различных картин и образцов раскраски яиц при помощи бумаги (аппликации).

Проверим, все ли у вас есть на партах, чтобы сделать такое яйцо:

Подставка для яйца,

Клей и кисточка, подставка для клея,

Салфетки,

Разноцветный бумажный материал.

4. Физкультминутка.

Разминка пальчиков перед работой.

Побежали пальчики по парте, поздоровались друг с другом, полетали пальчиками.

5. Составление, обсуждение вариантов выполнения декора на поверхности скорлупы.

Нам нужно вспомнить главное правило рабочего человека. (Работаем дружно).

Узоры могут быть самыми разными. Каждый из вас хотя бы приблизительно должен представить себе какое именно оформление он сделает. Материала у вас много, отберите нужный, пофантазируйте, выложите на парте предполагаемый узор.

6. Работа над созданием пасхального яйца.

Звучит плавная классическая музыка. Дети работают самостоятельно.

7. Физкультминутка по окончанию работы.

8. Выставка поделок. Обсуждение.

Готовые поделки - сувениры выставляются на выставку. Дети рассматривают изделия своих товарищей.

Можно выбрать самое красивое яйцо? (Нет, все красивые).

9. Итог урока.

Чему научились сегодня на уроке?

А что больше всего понравилось?

Елена Шилова

Цель : Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.

Задачи :

1. Пробудить у детей интерес к традициям православной культуры.

2. Познакомить с историей и традициями праздника Пасха .

3. Развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц .

4. Продолжать развивать творчество, эстетическое восприятие.

5. Пробуждать уважение к традициям своего народа.

Раздаточный материал :

Деревянные яйца по количеству детей.

Кисточки.

Праздничные салфетки.

Подставки под яйца.

Пасхальные наклейки .

Клей и ножницы.

Заготовки из салфеток.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребятки, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие-путешествие в прошлое! Вы узнаете о традициях русского народа в дни особенного праздника и научитесь радовать своих родных.

В : Скажите, пожалуйста, какие народные праздники вы знаете? (ответы детей) .

В : Некоторые люди до сих пор соблюдают традиции каждого их этих праздников. Давайте вспомним, что делают

На Новый год? (ответы детей) .

На Рождество? (ответы детей) .

На Масленицу? (ответы детей) .

В : А ещё какой праздник вы знаете, который люди, особенно верующие, весной очень ждут и старательно к нему готовятся?

(ответы детей) .

В : Правильно. Я вам немножко расскажу об этом празднике.

В : Я очень люблю весну, а вы любите? (Ответы детей)

В : Почему?

Дети : Весной тает снег, бегут весёлые ручейки, распускаются на деревьях почки.

В : Поэтому кратко можно сказать, что весной всё оживает!

Наверное, потому все люди очень радуются весне и встречают такой же весёлый праздник- праздник Пасхи .

В : Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) .

В : Праздник ПАСХА означает - торжество и победу жизни над смертью, добра над злом. На Руси он считался главным праздником.

К этому празднику готовились заранее.

Хозяйки убирались в избах и во дворах, пекли пасху и куличи , красили яйца.

В пасхальную ночь все верующие одевали только праздничную одежду и шли в церковь.

Дома оставались только малые дети, да больные старики. Около церкви люди в руках держали свечи и ждали пока священники выйдут, и тогда начинался крестных ход - обход церкви с иконами и крестами. После обхода люди говорили : «Христос Воскрес» и слышали в ответ :«Воистину Воскрес» , поздравляли друг друга.

В : Этот праздник самый длинный и наполненный весёлыми играми и развлечениями :

На Пасху готовили специальную обрядовую еду. Какую? (ответы детей)

В : Какой же главный символ этого праздника? Кто знает?

Конечно же яйцо.

В : Почему? (ответы детей, дополнение)

Яичко олицетворяет начало новой жизни. Снесла курочка яйцо и оно похоже на камешек, словно неживое, а ведь в нём есть жизнь – живой цыпленок, который потом вылупится из яйца.

В : Пасха - семейный праздник ! В каждой семье стремились наварить много яиц и обязательно покрасить или расписать их.

Ведь на Пасху люди друг к другу ходили в гости, обменивались пасхальными яичками и трижды целовались («христовались» , веселились.

В : Почему же люди обменивались именно яичками, а не другими подарками? (ответы детей)

Да, ребятки, главный подарок на Пасху - яичко . Этот обычай очень давний.

Люди дарят друг другу яички для того, чтобы только добро и свет «приставали» к людям, а всё плохое, как скорлупка отстало и ушло далеко и навсегда!

В : Видите, ребятки, перед Пасхой у людей было немало хлопот.

Сначала яйца красили просто, используя луковую шелуху

Со временем стали красить яйца в однотонные цвета (жёлтый, зелёный, синий, розовый цвет и другие)

В : Такие яички, которые покрашены одним цветом, называются? «Крашенки» .

В : Позже крашеные яички стали расписывать узорами. Рисовали на них даже церковь и различные пейзажи.

- «Писанки» .

«Писанки» на Пасху не только дарили друг другу с пожеланием благополучия, счастья и здоровья, но с ними на Руси устраивали весёлые игры.

Катали их на столе (так можно делать только на Пасху ) .

«Чокались» , т. е. стукали любым концом своё яйцо о яйцо соперника. Чьё яйцо не разбилось, тот и победил.

Игра «Горка» : спускали яйцо по доске. Чем больше оно собьёт чужих яиц, тем лучше. Эта игра и сейчас самая любимая.

В : В эти игры мы обязательно поиграем на праздничной неделе, а сейчас немножко отдохнём, а потом потрудимся . Давайте порадуем Курочку, которая несет нам яички - весёлым танцем.

Физминутка.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней – ребятки,

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зёрнышко ищите».

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы

Полное корытце. (Повторяем 2 раза)

В : А теперь, ребятки, я и вам предлагаю сделать для ваших родных пасхальный подарок-сувенир . Какой сувенир вы хотели бы сделать сегодня? (Ответы детей) .

В : Я советую деткам средней подгруппы украсить яйца готовыми заготовками из салфеток,а деткам младшей подгруппы- украсить яички пасхальными наклейками . Получится замечательный подарок! Хотите порадовать своих родных? (Ответы детей)

Для этого я принесла вам вот такие деревянные яички. (Выношу корзинку с деревянными яйцами разного цвета) .

В : Получились, действительно, чудесные сувениры! Ставьте их на красивую подставочку, которую мы сейчас поставим на праздничный стол.

В : Спасибо вам, ребятки, за работу, творчество и фантазию.

Публикации по теме:

Вот такие красивые зайчики - яички мы сделали в этом году с детками. И оформили мини пасхальную выставку на окне. У нас даже.

Самый главный и самый древний праздник у христиан- Пасха (всех направлений). Название праздника взято от еврейского праздника Пасхи, но.

Накануне праздника светлой Пасхи в нашей группе было решено провести конкурс семейных поделок. Потихоньку-понемногу детки с родителями приносили.

Цель: учить детей делать поделки из ниток путём наматывания на картон - основу, скреплять детали между собой, развивать творческое воображение,.

Сегодня я хочу предложить Вам украсить яйца вместе с детьми техникой - Декупаж. Для справки: Декупаж (Слово decoupage французского происхождения,.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

интегрированного урока технологии и изобразительного искусства в 3 классе

«Изделие из картона. Пасхальное яйцо

Учитель нач. классов

Баева Людмила Максимовна

г.Владикавказ

2016-2017 уч.г.

Цели урока:

1.Изготовление пасхальной подвески из картона с использованием самостоятельно раскрашенных яиц.

2. Закрепление приёма рациональной разметки и вырезания деталей.

3. Обучение простым приёмам составления композиции.

4. Совершенствование навыков разметки по шаблону, работы с ножницами и клеем.

5. Развитие внимания, вариативности мышления, координации движений, мелкой моторики рук.

6. Воспитание уважения к религиозным взглядам других людей. На примере произведений искусства, сюжетов из Библии воспитывать преданность дружбе, доброту, чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать; выполнять разметку деталей по шаблону; вырезать детали по криволинейному контуру; создавать декоративную тематическую композицию на плоскости, используя элементы орнамента..

Метапредметные:

Регулятивные: организовывать свою деятельность при работе над изделием, подготавливать материалы, инструменты и рабочее место; планировать практические действия, распределять общий объём работы; руководствоваться правилами при выполнении работы; производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Познавательные: воспринимать, анализировать и понимать учебную информацию, творчески использовать её в работе; анализировать и сравнивать образец изделия и способы работы; выполнять работу по графической инструкции; прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Коммуникативные : обсуждать работу с одноклассниками, аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей; вступать в общение, распределять объём работы между участниками группы, соблюдая правила общения, проявлять доброжелательность и такт, слушая другого.

Личностные: проявлять интерес и положительное отношение к учению и труду, аккуратность, усидчивость, стремление к добросовестному и тщательному выполнению работы; понимать смысл праздника.

Оборудование:

  1. Записи «Аве Мария» в исп. Р. Лоретти, пасхальные пения

3.Выставка рисунков:

Пасха, кулич, яйца;

Хороводы, качели;

Крестьянин, засеивающий поле;

Игра с яйцами;

Храмы (церкви и мечети); 7. яйца –работы Карла Фаберже (фото).

4. Репродукции:

    Рафаэль «Сикстинская мадонна»;

    Л. да Винчи «Тайная вечеря»;

    Деонисий «Распятие».

    Подарочные пасхальные яйца из фарфора, воска, стекла.

Материал:

1. Цветной картон.

2. Ножницы.

4. Карандаш.

5. Фломастеры.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Вступительная беседа.

Кто знает, какой религиозный праздник люди начали праздновать в воскресенье?

    Православный праздник «Пасхи Христовой»

    Сегодня на уроке мы изготовим праздничную подвеску. Но сначала, я хочу, чтобы вы узнали, что это за праздник. Что же такое религия? Почему на свете много религий?

    Представьте себе гору, к вершине которой можно взобраться разными путями. Если гора большая, по ней непременно проложат много путей к вершине, потому, что одни восходящие пойдут одним путем, другие выберут другой.

Пройдут года, и выясняется, что некоторые пути протоптаны более основательно, это те, по которым идет большее количество людей, поверив, что это надежный путь.

Так вот, представьте себе, что между нами и Богом - гора, разные маршруты к вершине - это разные религии: всего в мире их более 200, а три религии, у которых больше всего последователей - мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

В каждой религии свои праздники, разные молитвы, но Бог один и тот же, просто его по-разному называют.

Те, кто хочет узнать больше, читают книги, ходят в храмы, (показ фотографий с изображением церкви, мечети). Главной книгой христиан является Библия. В ней рассказывается о том, что около 2000 лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос, которому было предсказано стать Спасителем людей. Иисус Христос прожил всего 33 года, но успел сделать очень много добрых дел: он лечил и учил людей, помогал им. Но было предсказано, что его предадут и в том числе его же ученики. Так и случилось.

Иисус Христос был схвачен. Его допрашивали, пытали, а потом распяли на кресте. На третий день Иисус воскрес.

С тех пор мы празднуем светлое Христово Воскресение - Пасху.

По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадет прямо туда.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить (яйцо - символ возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует наше возрождение кровью Иисуса Христа). Существует предание о первом пасхальном яичке.

Это предание связано с именем Марии Магдалины. Это она, захотела омыть израненное тело Христа, после того, как его распяли. Но она обнаружила камень, прикрывавший вход в то место, где оставили умершего Иисуса, отваленным, и Ангел сообщил ей, что Христос Воскрес.

Мария Магдалина, как и другие ученики Христа, стала странствовать из страны в страну и рассказывать людям о жизни и ученье Иисуса, о его воскрешении.

Однажды пришла Мария Магдалина во дворец в Риме. Её сразу пропустили к императору Тиверию. В те времена люди шли к императору с подношениями, подарками. Богатые несли драгоценности, а бедные- что могли. И вот Мария, у которой кроме веры в Иисуса Христа ничего не было, остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала:

-Христос воскрес!

Удивился император и ответил:

-Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это поверить также сложно, как в то, что это яйцо не белое, а красное!

И пока он говорил эти слова, яичко стало менять цвет: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным.

Вот так со словами «Христос воскрес!» было подарено первое пасхальное яичко.

Кроме того, к субботе вместе с яйцами приготовлялась праздничная пасха и пеклись куличи, чтобы осветить их в церкви (рисунок).

Любимой пасхальной забавой было катание яиц. Яйца катались с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь, из лежащих на земле, играющий забирал эти яйца себе. Повсеместно сооружались качели, водили хороводы (рисунки).

С приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания. Например, остатки пасхальной пищи - крошки, скорлупу - никогда не выбрасывали, а,например, клали в зерно для посева и затем разбрасывали по огороду.

Всю пасхальную неделю слышался радостный колокольный звон и пасхальные песнопения.

III. Работа по изготовлению подвески

    Сегодня на уроке и мы внесем свою лепту в празднование пасхи (показ образца).

    Наша работа пройдет по следующим этапам:

    вырезание деталей по шаблонам;

    склеивание деталей основы;

    раскрашивание яиц;

    наклеивание яиц на основу;

    Работа будет коллективной, поэтому успех результата зависит от слаженности каждой группы, тот того, как вы сможете распределить работу, помочь друг другу. Если будет необходимость, я с удовольствием буду вам полезной. Будьте внимательны, аккуратны, реально оцените свои силы и у вас обязательно все получится.

    А сначала давайте посмотрим и вспомним, что за материал, с которым нам предстоит работать? (бумага)

    Какие виды бумаги вы знаете?

    Как нужно обращаться с ножницами?

  • Как расходовать материал?

    Давайте приступим к работе. Подумайте, с какой работой вы лучше справитесь, распределите ее между собой. Помните, на каждого должно быть по одному яйцу.

ФИЗМИНУТКА

    А разомнемся мы со стишком К.И. Чуковского

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

Молодцы! А вы знаете, как птенцы вылупляются из яиц? Наступает момент, когда птенцам пора выбираться из яйца.

Продолбить его скорлупу совсем не просто. Но природа одаривает птенца яйцевым зубом и сильной затылочной мышцей. Без них птенцу не удалось бы справиться с такой работой. Яйцевый зуб- твердый нарост на конце клюва - он скоблит скорлупу изнутри до тех пор, пока она не станет совсем тонкой и ее будет легко расколоть.

Продолбив скорлупу, перебирая лапками и упираясь крылышками в стенки яйца, малыш выбирается наружу.

    Вы собрали основу, у вас у каждого по одному яйцу. Представьте себя художниками, которые расписывают яйца. Сделайте свой узор.

    Пока подсыхают ваши рисунки, я хочу рассказать вам о том, что религиозная тема вдохновляла многих людей на создание бессмертных произведений искусства. Одно из них звучало в начале урока: это песня Шуберта на слова В. Скотта «Аве Мария». Произведения живописи «Сикстинская мадонна», «Тайная вечеря», «Распятие» и т.д.(Презентация)

    Когда-то при царском дворе работал в своей ювелирной мастерской француз Карл Фаберже. Он специально к Пасхе изготавливал изумительные ювелирные яйца, которые стали сейчас его визитной карточкой.(Иллюстрация) И сейчас это правило - дарить друг другу яйца-возрождается (образцы).

    Ваши яйца высохли, а теперь разместите их на основе и приклейте.

Молодцы! Все работы великолепны.

IV. Итог урока. Рефлексия.

    Что вы делали на уроке? Что нового узнали? Вам понравилось? Оцените свою работу.

Наш урок я хочу закончить фразой, которая является золотым правило для всех религий, пусть она станет и для вас законом жизни: «Не делай другим того, чего не желаешь себе!». Спасибо за урок.



Рассказать друзьям