В чем разница между логопедом и дефектологом. В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Несколько мам разговаривают на площадке.
- Миша мой совсем не говорит, - с грустью говорит одна мама. - Вчера ему исполнилось четыре года. Приходили гости, спрашивали его о разном, а он им на своем языке что-то бормочет. Девочки, порекомендуйте хорошего логопеда, пожалуйста. А то мы и так уже все сроки пропустили.
- Нет, здесь уже просто логопедом не обойдешься, - отвечает ей более опытная мама. - Здесь уже настоящая проблема. В четыре года не говорить это очень и очень серьезно. Тебе необходим не логопед, а логопед-дефектолог.
- Да что ты такое говоришь?! - возмутилась еще одна мамочка. - Зачем мешать все в одну кучу?! Каждый должен заниматься своим делом! У вас серьезная проблема и одним специалистом уже не обойдешься. Я бы рекомендовала найти и хорошего логопеда, и хорошего дефектолога. Все-таки это разные специалисты.

Случалось ли вам слышать подобные разговоры? Ловили ли вы сами себя на мысли, что не очень улавливаете разницу между логопедом и дефектологом?

Начну, пожалуй, с самого начала, а именно с заведений, из которых выходит большая часть логопедов, с институтов и университетов.

Например, я училась в Российском Государственном Университете имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) на факультете коррекционной педагогики. Кстати, не так уж и давно он стал так называться. Раньше он назывался намного проще - дефектологический факультет (вы уже понимаете, куда я клоню?). И вот на этом самом дефектологическом факультете обучали четырем специальностям. Кто-то учился на кафедре сурдопедагогики, кто-то на кафедре тифлопедагогики, кто-то на кафедре олигофренопедагогики, а кто-то (и я в том числе) на кафедре логопедии (здесь хочется остановиться, вспомнить Людмилу Владимировну Лопатину и мысленно передать ей привет и слова благодарности).

Ну и, соответственно, на выходе мы получали сурдопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями слуха), тифлопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями зрения), олигофренопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями интеллекта) и логопеда (специалиста, который занимается с детьми с нарушениями речи).

А в общей массе все эти специалисты дефектологи .

Соответственно, выбор педагога зависит о того, какое нарушение у ребенка является ведущим. Если основными являются нарушения слуха или зрения, то я вам гарантирую, «специализированные» дефектологи владеют методиками развития речи своих подопечных. Есть даже такая поговорка в нашей среде, что нет лучше логопеда, чем сурдопедагог. Если уж он может научить говорить слабослышащего ребенка, то что говорить о детях с нормальным слухом.

Сложнее определиться с ребенком, у которого, помимо нарушений речи, есть еще и нарушения интеллекта. Здесь очень важно на начальном этапе понять, что первично. Очень большой процент детей с нарушениями интеллекта имеют задержку речевого развития. И это легко объяснить. Ведь речь является высшей психической функцией. Хорошо развитая речь показатель хорошо развитого мышления. Поэтому если у ребенка есть трудности в интеллектуальной сфере, то его речи просто не на что «опереться». В таком случае ваш дефектолог - это олигофренопедагог.

А есть дети, психомоторное развитие которых проходит как по учебнику, а речевое задерживается или не начинается вовсе. В таком случае ваш дефектолог - это логопед. И запаздывать с занятиями не стоит, так как даже у интеллектуально сохранного ребенка отсутствие речи может привести к снижению умственной деятельности.

А теперь немного законодательства
Есть единый квалификационный справочник. Так вот, из всего, что я выше перечислила, в нем присутствуют только специальности «логопед» и «дефектолог». Они идут под одним номером, через запятую и требования к ним предъявляются одинаковые. Специальности «сурдопедагог», «тифлопедагог» и «олигофренопедагог» не существует. То есть вы не встретите специалиста с такой записью в трудовой книжке (не переживайте, эту запись вы увидите в дипломе). Их всех объединили под емким названием «дефектолог». Кстати, есть и логопеды, «записанные» дефектологами (я например). Также нет специальности «логопед-дефектолог». Так что, если вам кто-то говорит, что он логопед-дефектолог, это значит, что перед вами логопед, который устал что-то там кому-то доказывать и объяснять, сдался и назвался так, как этого хотят мамы (шутка).

Надеюсь, я смогла внести некоторую ясность в эти глубоко запутанные между собой понятия и вы скоро найдете своего дефектолога.

Дети – это наше будущее! Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок состоялся в жизни. И первым делом родителям нужно не только накормить, но и обеспечить правильное воспитание и развитие. Поэтому, если появляются малейшие отклонения в развитии дошкольника необходимо немедленно обратиться за помощью профессионалов. Такими специалистами являются дефектолог и логопед. Чтобы определить, какой специалист необходим малышу для коррекции навыков, нужно знать, чем может помочь дефектолог и логопед.

Дефектолог

Это учитель, который обучает детей, которые имеют физические или умственные отклонения в развитии. Профессия тесно сочетает в себе педагогику и медицину. Специалист становится лучшим другом для малыша и хорошим советником для его родителей. Цели и задачи специалиста:

  1. Мотивировать желание у детей учиться.
  2. Восполнить недостаток общих знаний, научить читать, грамотно писать, считать, общаться со сверстниками и взрослыми.

Ориентируясь на поставленную цель, дефектолог в работе с детьми выполняет следующие задачи:

  • Проводит диагностику с целью выявления степени их врожденных дефектов.
  • Проводит корректирующую работу, существующих отклонений, в развитии учащихся.
  • Проводит реабилитацию детей.
  • Проводит занятия в группах и индивидуальные.

Функции учителя-дефектолога: занятия с детьми основаны на использовании определенных методов и приемов. Проводятся консультации и собеседования с родителями детей находящихся на реабилитации. Выбор методики зависит от существующих проблем. Учитель дефектолог систематически повышает профессиональную квалификацию. Так, чтобы компенсировать развитие дошкольника в детском саду, основное внимание уделяется игровой деятельности, для школьников – чтению, письму, математике.

Ситуация в ходе диагностики должна быть благоприятной, дружелюбной, без посторонних и различных шумов, общение проходит в спокойной обстановке. У детей может быть поражена центральная нервная система. Врожденные или приобретенные нарушения психики отражаются на дальнейшем развитии. Чем раньше отклонения выявлены, тем больше вероятность их устранения. Поэтому исследования дифференцированы.

Для каждого составлен свой план работы . Если нужна помощь одновременно двух или более специалистов, существует междисциплинарное сотрудничество педагогов и врачей. Дефектолог каждому обеспечивает динамический мониторинг, по результатам которого можно сделать выводы об эффективности обучения. Также систематически проводится срез знаний.

Логопед

Логопеды – это специалист, получивший соответствующую подготовку. Учитель умеет диагностировать произношение, знает способы коррекции, а также проводит определенный курс обучения, предназначенный для осуществления индивидуального плана реабилитации каждого. Главная цель – развитие речевого аппарата . У некоторых детей возникают проблемы с произношением определенных звуков или слов. Дети, которые испытывают затруднения при произношении определенных звуков, могут исправить свое произношение с помощью логопеда. Задача логопеда помогать людям всех возрастов с различными нарушениями речи и языка.

Сходства профессий

Профессия дефектолога похожа по своей сути на профессию логопеда. Оба специалиста занимаются диагностикой, коррекцией, индивидуальной работой, обучением определенных навыков детей. Смежные профессии: психолог, учитель, врач, воспитатель детского сада. Специалисты должен расположить к себе и войти в доверие к детям на этапе реабилитации. Среди индивидуальных качеств, которыми должен обладать специалист выделяют:

  • Интуитивные способности для определения методологии, которая подходит для конкретного случая.
  • Преподаватель имеет высокий уровень интеллекта, правильно и четко формулирует свои мысли, имеет отличную память, умеет планировать и проводить занятие.
  • Общительность позволяет находить общий язык с детьми. Специалист умеет разговорить дошкольника и обладает талантом вести двусторонний диалог.
  • Наблюдение и забота помогают установить контакт с ребенком, определить план реабилитации.
  • Терпение, сильная нервная система, являются залогом эффективности и результативности обучения детей с физическими или умственными недостатками. Необходимо понимать, что работа дефектолога и логопеда – это не легкий труд. Квалифицированный специалист работает на результат.
  • Специалист должен иметь чувство такта, проявлять максимальную вежливость и осторожность при обращении с необычными детьми и их родителями.
  • Дефектолог и логопед – отзывчивые люди, которые приходят первыми на помощь детям. Они не остаются равнодушными к проблемам других людей.

Отличия

Дефектолог – широкое понятие. Логопед – узкая. Основное отличие этих двух специальностей в поставленной цели и мотиве реабилитации.

Цель дефектолога дошкольного или школьного заведения направлена на то, чтобы корректировать психическое развитие, помочь детям научиться выражать свои мысли, восстановить пробелы в знаниях. Специалист работает с особыми детьми, имеющими определенные отклонения в физическом и умственном развитии. К ним можно обращаться с маленькими детьми от 1 года .

Логопед работает с хорошо развивающимися детьми, у которых только проблемы с речью и произношением. Он помогает правильно развить речевой аппарат, корректировать речь. Занятие с логопедом не должно превратиться в наказание трехлетнего дошкольника. Логопед помогает детям и взрослым справиться с дефектами речи.

Вывод

Наука дефектология включает в себя несколько ключевых областей. К дефектологу обращаются если:

  1. У ребенка явное и незначительное отклонение слуха – занимается сурдопедагог.
  2. Необходима коррекция психического развития – занимается олигофренопедагог.
  3. Необходимо обучение детей с плохим зрением или слепых – занимается тифлопедагог.
  4. У ребенка основные показатели в пределах нормы, но есть нарушения речи, выявленные при произношении – занимается логопед.

Речь в контексте профессии логопеда – это физический процесс, с помощью которого мы словесно формулируем речь. Это метод общения, который использует голос и согласованные движения речевых артикуляторов (язык, губы, челюсть, зубы и так далее). Когда логопед обращается к терапии речи, он обучает человека координации речевой мускулатуры с помощью специальных упражнений.

Он работает над тем, чтобы научить их правильной артикуляции или размещению артикуляторов для производства определенных согласных и гласных звуков. Например, когда малыш неправильно произносит звук «ф», логопед объясняет, что нужно поместить язык, между верхними и нижними зубами, и дуть осторожно, а не осторожно прикусывать нижнюю губу. Как только малыш выучит правильное размещение, логопед практикует произношение одного только звука, затем на уровне слогов, во всех позициях коротких слов, переходит к много слоговым словам, затем к фразам, предложениям и, наконец, к разговору.

Исправление звука ошибки – длительный процесс , потому что человеку необходимы сознательные усилия. В конце концов, с практикой возникает мышечная память и переход от произвольной концентрации на звуке к непроизвольному переносу правильного произношения. Это можно сравнить с исправлением любой плохой привычки.

Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

  • Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

В современном мире есть масса профессий, которые направлены на оказание помощи людям: спасатели, медики, работники социальных служб. Сегодня мы поговорим о профессии дефектолог, представители которой занимаются с детьми, имеющими отклонения от нормального физического и психологического развития.

Именно эти специалисты дают шанс аномальным детям социализироваться в обществе и изменить судьбу в лучшую сторону.

Чем занимается дефектолог

Чем занимается и что делает дефектолог? Специалистов принято разделять на две категории: тех, кто обучает и воспитывает детей с психологическими отклонениями и тех, кто работает в области коррекционной педагогики.

Дефектология как наука появилась относительно недавно. В этом нет ничего удивительного, ведь раньше аномальных детей никто не лечил, от них попросту избавлялись. В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детишками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.

За последние 20 лет дефектология получила дополнительный импульс к развитию. Начав свое развитие в качестве теоретической дисциплины, она превратилась в практическую концепцию, направленную на внедрение эффективных методов лечения врожденных и приобретенных дефектов.

Работа с детьми требует от специалиста определенных качеств. Среди них:

  • терпение;
  • стрессоустойчивость;
  • отличная память;
  • дружелюбие;
  • развитая способность к сопереживанию.

Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физически и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.

Занятия со специалистом длятся согласно разработанного плана в течении определенного времени. Когда пробелы в знаниях заполнены, занятия прекращаются.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Преимущества:

  • социально важная профессия. Специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • возможность совмещать работу и частную практику.

Недостатки:

  • психологически сложная работа. Специалист подвержен риску переутомления, проявлений депрессии;
  • скромная оплата труда в госучреждениях.

Зарплата дефектолога

Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:

Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.

Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.

Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Р одители привели ребенка к логопеду с жалобой, что ребенок еще ничего не говорит (а возраст уже такой, что надо не просто говорить отдельные слова, но исторгать потоки слов). Логопед посмотрел малыша и говорит: «Я пока еще не нужен, сначала пусть поработает психолог, а потом, если что-то по моей линии появится, тогда уж и ко мне».
Согласитесь, ситуация почти абсурдная. Какой это логопед вот так своими руками отдаст неговорящего ребенка психологу? Хотя уже развивается так называемая оротерапия - растормаживание речи средствами психологической работы. А если это нарушения чтения и письма, объединяемые логопедами в «нарушения письменной речи»? Здесь такая ситуация может произойти? К сожалению, тоже пока еще нет.
А бывает ли так, что после логопедической работы, дабы, если можно так выразиться, придать блеск работе логопеда, призывают на помощь психолога? Тоже ситуация маловероятная, за исключением одного случая, когда необходима дополнительная психотерапевтическая поддержка родителям либо самому ребенку.
Когда речь идет о личностных или, по крайней мере, эмоциональных особенностях, логопед почти безоговорочно отдаст приоритет психологу. Во всех остальных случаях, которые не касаются «души», вряд ли «поделится». Почему это происходит? Где проходит в умах специалистов водораздел между логопедией (более строго, коррекционной педагогикой, которая раньше называлась дефектологией) и психологией?

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

Для начала определимся с дефинициями. Как известно, логопедия входит в общий блок педагогических дисциплин вместе с олигофренопедагогикой, тифло- и сурдопедагогикой. Все они объединены в общее понятие «коррекционная педагогика». Раньше, как уже отмечалось, эта область педагогической науки называлась «дефектология», что и закрепилось в названии подобного специалиста - «дефектолог». Таким образом, если разграничивать логопедию и психологию, то надо говорить в целом о дефектологии (это определение мне ближе, да и исторические корни надо уважать) и психологии.
Но здесь есть одна немаловажная поправка. В этот же блок входит и специальная психология, которая еще относится к разделу специальных педагогических дисциплин. Правда, в последнее время даже ведущие специалисты Института коррекционной педагогики (раньше - дефектологии) справедливо поставили вопрос о выделении специальной психологии в отдельную дисциплину - скорее психологическую, чем дефектологическую (педагогическую). И это правильно.
Таким образом, как бы в промежуток между той психологией, которой занимаются школьные психологи, и дефектологией вклинилась еще и специальная психология. Получается, что существует отдельная отрасль психологии (со своими объектом и предметом, методологией и методами с методиками), которая пока еще «сидит на двух стульях»: на педагогическом (немножко) и психологическом (все увереннее, даже в чисто юридическом плане).
Хотя суть дела это не меняет. И дефектологи, и «чистые» педагоги относят специальных психологов к «чистым» психологам. Для нас это разграничение очень важно. На мой взгляд, отличие психологии от специальной психологии достаточно условно и проходит по линии: общетеоретические вопросы психологии развития, сопровождение образования (экспертиза образовательных программ, образовательной среды, учебников и т.п.), нормативы развития ребенка, с одной стороны, и практическая работа с детьми, родителями и педагогами - с другой.
Как только речь заходит о конкретной, непосредственной работе с детьми и другими субъектами образовательного пространства, я считаю более правильным говорить именно о специальной, а не о практической психологии, поскольку на практике психологу приходится иметь дело исключительно с проблемами - детей, их родителей, а следовательно и педагогов, обучающих этих детей и «вправляющих мозги» их родителям.
И проблемы в обучении (то есть «включение» ребенка в образование и стандартная динамика усвоения знаний и развития) - тоже область специальной психологии как науки об оказании специализированной помощи всем, кто в ней нуждается. Как только возникают проблемы с присутствием ребенка в образовательной среде - милости просим к специальному психологу.
Вот мы и разобрались, по крайней мере, со специальной психологией.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

А что же логопедия (то есть дефектология)? Что отделяет ее от специальной психологии? Сказать просто, что логопедия занимается речью и всем «речевым», а специальная психология - психическими феноменами и психологией детей в образовательном пространстве, значит ничего не сказать. Действительно, разве не является наша речемыслительная деятельность (и логопеды с этим согласны) единой и неделимой? Значит, нужна совместная работа? Пока нет разграничения, это не вполне понятно.
Юридически и в плане профессиональной подготовки - это дисциплины «одного поля». Логопедия идет под кодом 031800 - педагогические науки (03), собственный код (18). Специальная психология - соответственно 031900. Совсем рядом.
Чтобы сделать еще один шаг в понимании общего и различного, необходимо вернуться в прошлое и рассмотреть, откуда вышла специальная психология и что мы имеем на настоящий момент.
Очевидно, что специальная психология одной ногой стоит в патопсихологии, основателями которой были отечественные психиатры и такие великие психологи, как Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и их последователи. Именно в их работах (если не считать Л.С. Выготского, с которого все началось) речь идет о «проблемных» детях с точки зрения «клиники». Следует отметить, что о выраженных проблемах, как тогда говорилось, аномальных детей в рамках образования, в различных образовательных системах заговорили еще в 80-е годы XIX века, когда появились специализированные учреждения.
Список отечественных дефектологов и психиатров огромен, начиная с Г.Я. Трошина, Н.И. Озерецкого и других ученых. Конечно, необходимо сказать о М.П. Кононовой и С.Я. Рубинштейн, которые, с одной стороны, были клиницистами, а с другой - в своих работах тяготели к специальному образованию. Это как бы третий источник специальной психологии.
Как видно, и дефектология, и специальная психология имели огромный уклон в психиатрию и остаются «уклонистами» до настоящего времени. Но дефектология (в том числе и логопедия) имеет значительно более длительную историю развития по сравнению со специальной психологией. Мы помним еще мнение С.Я. Рубинштейн, фактически отрицающее какую-либо коррекционную работу психолога с детьми, признающее только лишь диагностическую - в помощь врачу. И такая ситуация длилась почти до середины 80-х годов XX века!
Здесь следует оценить тот поистине революционный шаг, который сделала К.С. Лебединская: она включила психологов в коррекционную работу с детьми с ранним детским аутизмом - одной из наиболее сложных категорий проблемных детей. Именно с Лебединской, пожалуй, надо начинать отсчет начала коррекционной деятельности психолога. Таким образом, работа психолога на поле специализированной помощи детям (не только коррекционной, но и, наверное, диагностической тоже) в условиях образования насчитывает немногим более тридцати лет.

НА ОДНОМ ПОЛЕ

Психологи ворвались в образовательную среду - туда, где все давно было «расфасовано», распределено между другими специальностями - в первую очередь, педагогическими. Ну о медицине и речи нет. Не секрет, что здравоохранение до сих пор «держит» психологов за «золушку», не давая ни охнуть, ни вздохнуть.
Но, как и любой другой области науки, психологии в образовательной среде, да еще в среде проблемных детей необходимы все атрибуты научной дисциплины: объект, предмет, методология и т.п. Иначе это не наука, а прислужница других областей знания, все это имеющих и правомерно считающих себя науками.
Чем же объединяются все эти атрибуты, что является «связующей субстанцией», своего рода «цементом»? На наш взгляд - это собственная терминология. Именно она и отграничивает смежные и даже отчасти взаимопроникающие дисциплины.
А что мы видим здесь? Психологи, по сути дела, пользуются терминами логопедов и педагогов: «задержка психоречевого развития», «дисграфия-дислексия» (последнее вообще медицинский термин). Не говоря уже о «нарушении речевого развития», «общем недоразвитии речи» - на все это логопеды справедливо обижаются. Да и работают психологи «с заиканием», «с мышлением» - фактически с той же речью, поскольку и речь и мышление теснейшим образом связаны, и в тех несложных в речевом плане случаях, к которым психологов «допускают» логопеды, - это одно и то же поле деятельности.
Таким образом, по крайней мере в этой ситуации психологи напрямую заимствуют и терминологию, и содержание деятельности логопедии. С другими смежными дисциплинами (медицина, педагогика) отношения те же самые - почти полное заимствование.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

Все это можно понять - слишком мало времени было у психологии, чтобы развернуть собственные знамена. Отсюда возникает настоятельная необходимость определить «богу - богово, кесарю - кесарево». И первое, что необходимо сделать на этом пути, - развести терминологию смежных дисциплин. Создать отдельную психологическую терминологию, может быть за исключением общих для всех слов, таких как «диагноз», «анамнез», «синдром» и некоторых других, прочно вошедших в специальную психологию.
Именно тогда появятся четкие «межевые» столбы. И не только в терминологии. Сразу же выделятся: и собственное содержание, и методология, и методики работы. Это касается и диагностики (еще один болевой момент). Ведь большинство методик специальной психологии впрямую заимствованы из дефектологии (большой поклон ей за это), используются логопедами и другими дефектологами. Что, в свою очередь, обижает психологов и точно так же требует определенных разграничений, по крайней мере стимульных материалов.
И только тогда можно будет говорить о реальном разграничении содержания дефектологии и специальной психологии.
Но в любом случае (как бы это ни принижало значения и не ущемляло психологической гордости) необходимо рассматривать психолога как вспомогательный субъект образования. Он, на мой взгляд, лишь помощник педагога, в том числе и логопеда. Подобную ситуацию следует распространить не только на специальное образование, где вообще дефектолог и логопед главные из главных, но и на общее образование.
В психологических центрах ситуация несколько иная, здесь уже психолог и логопед в равных позициях, хотя и не совсем (исключительно из-за недостаточной профессиональной подготовки психолога). Можно сказать, что психолог подготавливает базу, создает необходимые психологические предпосылки для эффективной и более успешной деятельности логопеда, дефектолога, педагога.
Опираясь на этот, не побоюсь сказать, методологический подход, можно понять и роль психолога в совместной работе с логопедом. Она должна быть не столько вспомогательной, сколько создающей основу (естественно, психологическую) для логопедической работы. Именно здесь, на мой взгляд, и проходит основное разграничение логопедической и психологической деятельности.
И не зря в названии статьи возникает метафора айсберга. Действительно, логопед работает, в первую очередь, с видимой частью айсберга под названием «ребенок» - оттачивает, шлифует до блеска вершину, то бишь феноменологию. В то же время психолог должен создать ту гигантскую «подводную» базовую часть, за счет которой айсберг не перевернется и будет дальше гордо плыть в безбрежном образовательном пространстве.



Рассказать друзьям