В чем суть профилактики гриппа у дошкольников? Профилактика простудных заболеваний.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Профилактика гриппа у детей дошкольного возраста – это чрезвычайно важный вопрос, потому что разумнее предотвратить болезнь, чем впоследствии с ней бороться. Лечить маленьких детей, в действительности, тяжело – к тому же, вполне вероятны осложнения. Но соблюдая определенные профилактические правила, получится уменьшить вероятность заболевания.

Дети дошкольного возраста особенно подвержены гриппу

Особенно уязвимыми перед респираторными вирусами дети оказываются осенью и зимой, то есть, когда похолодает. Соответственно, в этот период нужно тщательнее беречь здоровье малыша и всеми возможными способами подготавливать его организм к возможной встрече с инфекцией.

Грудные младенцы могут быть защищены от гриппа с помощью маминых антител, которые попадают к ним через материнское молоко. Вот почему таким важным считается кормление ребенка грудью. Даже в тех случаях, когда мама сама заразилась гриппом, нельзя прекращать кормить малыша грудью – вирус в ее молоке точно не окажется, а вот антитела, защищающие детский организм от инфекции, он получит.

Для стимулирования иммунных сил вашего чадо неплохо бы посоветоваться с врачом по поводу того, какие лекарственные препараты можно принимать. Обычно это поливитаминные комплексы или же противовирусные средства, наносимые на слизистые носа и горла.

Хорошей защитой от гриппозной инфекции может быть вакцинация, но в этом случае учитываются такие нюансы:

  • прививаются лишь здоровые дети;
  • вакцина вводится не непосредственно во время эпидемии, а хотя бы за три-четыре недели до ее начала, чтобы иммунитет успел сформироваться;
  • стопроцентная защита от гриппа не может быть гарантирована, а потому наряду с вакцинацией следует помнить о важности соблюдения прочих профилактических мер.

Кроме прочего, врач должен проверить, нет ли у ребенка противопоказаний к введению вакцины – к примеру, индивидуальной непереносимости ее компонентов или аллергии на куриный белок (именно на его основании делается большинство современных вакцин).

Режим дня

Нельзя говорить о действенной профилактике гриппа у детей дошкольного возраста без соблюдения нормального режима дня.

Активные занятия должны чередоваться с отдыхом. Малыш должен:

  • спать достаточное время;
  • принимать пищу по определенным часам;
  • не только учиться, но и развлекаться.

Это позволит малышу быстро восстанавливаться и оптимально реагировать на меняющиеся условия.

Чтобы ребенок был здоровым, его сон должен быть полноценным

Правильное питание

Еще один немаловажный момент для крепкого здоровья детей дошкольного возраста – их сбалансированное питание. Оно должно быть богатым на витамины. Пищу следует готовить, используя натуральные продукты, вроде ягод, фруктов, овощей.

При этом разрешен только самый минимум химических добавок, так как это дополнительная ненужная нагрузка для детского организма.

Врачи и диетологи рекомендуют давать малышам побольше продуктов, содержащих витамин С, чтобы укрепить их иммунную систему. В список такой продукцию можно отнести смородину, клюкву, бруснику и, конечно же, лимон. С помощью ягод (если их хорошенько измельчить и засыпать сахаром) можете приготавливать полезные для детей морсы. Насыщенным витаминами получается чай, который изготавливается из смородинных лепестков.

Нельзя, конечно же, забывать о том, насколько полезными могут быть лук с чесноком. У этих растительных культур – особенные ароматические вещества, способны противостоять вирусам. Правда, дети есть дети, и иногда они не очень любят кушать тот же чеснок. В таком случае его можно разломать на маленькие дольки и разложить в детской комнате. Еще неплохо бы положить чеснок в какую-нибудь маленькую коробочку (к примеру, от kinder сюрприза) со множеством дырок и повесить ее ребенку, как колье, на шею или где-нибудь рядом с его кроваткой.

Продукция пчеловодства тоже способствует укреплению иммунитета. Вот почему ребенка нужно почаще кормить медом, прополисом и пыльцой. Таким образом, получится подавить вирусную жизнедеятельность и улучшить здоровье иммунной системы. Правда, эти продукты разрешены лишь тем деткам, у которых нет на них аллергии!

Правила гигиены

Профилактика гриппа у детей дошкольного, а также школьного возраста невозможна без соблюдения основных гигиенических правил. Об этом тоже не следует забывать.

Поскольку ОРВИ передается также контактным способом, необходимо помнить, что ребенок может заразиться от других людей – например, от домочадцев или гостей дома – или через предметы, к которым прикасался заболевший.

Поэтому мытье рук после улицы и каждый раз перед употреблением пищи (а также после) никто не отменял. Если в доме кто-то уже болеет, его следует изолировать от малыша. Допускать контакты разрешается только в марлевых повязках или специальных масках.

Посудой малыш тоже должен пользоваться отдельной. Ни в коем случае, не той, которой пользуется взрослый больной.

В холодное время года – тем более, если на улице свирепствует эпидемия – старайтесь минимизировать появления ребенка в больницах и местах общественного скопления. А если уж пришлось выходить, то одевайте малыша, как можно теплее.

В холодную погоду малыша нужно тепло одевать

Неплохо бы носить с собой несколько влажных салфеток, чтобы ними протирать ребенку руки.

Промывание носика

Помните, как важно в профилактических целях промывать носик малыша. Для этого можно использовать морскую водичку два, а то и три раза в день.

Это поможет предотвратить развитие вирусной инфекции в носовой полости, где она обычно чувствует себя превосходно.

Регулярная уборка

Благодаря регулярной влажной уборке уменьшается риск заражения. Особенно это важно, когда кто-то из членов семьи болеет.

Комнату малыша надо несколько раз в сутки проветривать, внимательно отслеживая уровень влажности и температурные показатели.

Ношение защитной маски

Марлевая повязка или специальная маска не позволит мокротам и слизи заболевшего человека оказаться на слизистых малыша.

Сложно описать важность такой профилактики, когда кто-то из домочадцев уже заболел.

Но маску необходимо будет постоянно снимать – через каждые три или четыре часа, так как в ней постепенно скапливаются микробы.

Кстати, нельзя не упомянуть в этой связи о вреде пассивного курения для малыша. Если кто-то из родителей курит при ребенке, дым попадает не только в детские легкие, но и делает его слизистые более сухими, вследствие чего вирусу намного проще попасть в организм. Слизистые становятся более чувствительными к остро-вирусным респираторным инфекциям.

Закаливание малышей

Предотвращение гриппа в детском саду возможно, но для этого должна быть разработана и применена система закаливания, которая будет учитывать особенности организма каждого ребенка.

С раннего детства малышей необходимо правильно закалять

Когда ребенок только-только поступает в садик, необходимо подробно узнать у его мамы:

  • как протекала ее беременность;
  • как прошли роды (не было ли осложнений);
  • не болеет ли чем-нибудь ребенок;
  • есть ли у него аллергия (если есть, то на что).

Благодаря этому получится подобрать для малыша подходящий вариант закаливания.

Помещения детского сада должны проветриваться – в том числе, когда дети прогуливаются. Когда они спят, лучше открыть верхние оконные фрамуги в игровых залах, чтобы в помещения заходил свежий воздух.

Помогает и регулярная обработка воздуха внутри посредством бактерицидной лампы.

Когда сонный час заканчивается, пусть дети ходят босиком по махровой дорожке (сначала по сухой, потом – по смоченной подсоленной водой). Это поможет им массажировать стопы, что обеспечивает не только профилактику плоскостопия, но и укрепляет иммунитет.

А для полоскания горла лучше использовать травяные отвары (не горячие, а комнатной температуры)

Помогает даже дыхательная гимнастика, а также точечный массаж. Спортивные упражнения, прогулки и пробежки по воздуху, хождение в бассейн – все это способствует укреплению детского организма, благодаря чему повышается сопротивляемость болезням.

Необходимо почаще употреблять аскорбиновую кислоту (к примеру, покупать соответствующие драже), пить полезные фитококтейли.

Вакцинация

Профилактика гриппа в школе и детском саду предполагает такую процедуру, как вакцинация. Вот некоторые показания к иммунизации:

  • Детям разрешается прививаться с полугодовалого возраста.
  • Если ребенок слабый и склонен к простудным заболеваниям, тем более, ему необходимо вакцинирование.
  • Прививаются дети, страдающие от хронических болезней и/или имеющие иммунодефицит.
  • При болезнях почек, сердечнососудистой системы, поражениях кроветворной системы.

Положительное воздействие прививки на детское здоровье уже давно доказано. Но ни в коем случае нельзя прибегать к иммунопрофилактике, если у ребенка имеются какие-нибудь противопоказания к этой процедуре.

Негативных отзывов о вакцинации встречается немало, однако, как показывает практика, в большинстве случаев все они оказываются надуманными или написанными после того, как:

  • прививку сделали, несмотря на противопоказания;
  • прививку делал неопытный врач.

Детям, которые прививаются в первый раз, прививку делают дважды – но между процедурами должен быть хотя бы трехнедельный перерыв.

Вакцинацию проводят осенью – за некоторое время перед тем, как начнется эпидемия. Необходим примерно месяц для того, чтобы в организме человека смогли сформироваться специфические антитела. Если же прививку делать поздно – в преддверии эпидемии, иммунитет просто не успеет сформироваться.

С полугодовалого возраста детей разрешается вакцинировать

После вакцинации хотя бы в течение трех дней ребенка нежелательно выводить в людные места, не нагружать его организм (тем более что иммунитет в это время ослаблен).

Конечно, нет стопроцентной гарантии того, что малыш не заболеет после того, как ему сделают прививку. Однако такая вероятность все равно уменьшается – и даже если заражение все-таки происходит, с болезнью получается быстро справиться и избежать осложнений.

  • Малышей (до 35-месячного возраста) прививают по 0,25 миллилитров. Местом укола является переднебоковая часть бедра.
  • Детям, которые старше 3 лет, вакцину вводят однократно (раз в год) – по 0,5 миллилитров. Место внутримышечного укола – дельтовидная мышца.

Иммунопрофилактика детей от гриппа может проводиться, как живыми, так и инактивированными вакцинами.

Противопоказания к вакцинации

Однако нельзя проводить такую профилактику гриппа и ОРВИ в школе, не зная о противопоказаниях к вакцинации:

  • Если у ребенка есть аллергия на те или иные компоненты препарата – например, на куриный белок, который выступает основой многих вакцин.
  • Если на момент прививки у малыша высокая температура и острая респираторная инфекция.
  • Обострение той или иной хронической болезни.

Побочные реакции после прививок бывают нечасто, а если и происходят, то не опасные и вскоре проходят.

После того, как сделан укол, ребенку желательно хотя бы 20 или 30 минут провести рядом с кабинетом врача на всякий случай, если вдруг начнутся побочные эффекты:

  • В частности, после введения живой вакцины пару дней у ребенка может держаться чуть повышенная температура.
  • Существует возможность катаральных явлений, вроде покрасневшего горла и рыхлых миндалин.
  • Может быть недомогание, легкий насморк, а также болевые ощущения в горле.
  • Изредка наблюдаются аллергические реакции, мышечные боли и наступают приступы невралгии.

Вся эта симптоматика достаточно скоро должна пройти (если не проходит, нужно обязательно обратиться к медицинскому специалисту). Развитие аллергических реакций получится предотвратить с помощью антигистаминных препаратов.

Побочные реакции после прививок бывают редко

Практика показывает, что, как минимум, 75 процентов привившихся детей не заболевают гриппом и ОРВИ. А в тех случаях, когда заражение все-таки происходит, можно не опасаться возможных осложнений, и одержать победу над заболеванием (при правильном лечении) получится быстро.

Меры профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста

Ослабление иммунитета ребенка может происходить на фоне дисбактериоза кишечника или гиповитаминозов. Важно выявить эти состояния на первом году жизни и под врачебным контролем корригировать. Детям до 3 лет в осенне-зимне-весенние периоды года показана профилактика рахита препаратами витамина D (вигантол, витамин D 2 и D 3 ). Летом можно не проводить медикаментозную профилактику рахита при условии, что ребенок достаточно много времени проводит на воздухе (не обязательно под прямыми солнечными лучами).

В качестве профилактики ослабления иммунитета можно использовать поливитаминные препараты (муль-титабс, поливит-беби, юникап, центрум и другие). Хорошим общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты (дрожжевой экстракт “Фаворит”, пангамин и др.). Поливитаминные и дрожжевые препараты особенно нужны детям осенью и весной, когда происходит естественное ослабление иммунитета.

Важно наладить сбалансированное питание. Для нормального функционирования иммунной системы необходимо, чтобы в питании ребенка присутствовали белки и жиры животного происхождения (молочные и кисломолочные продукты, мясо, рыба), витамины, основным источником которых являются овощи и фрукты. Летом детям очень полезны свежие, термически не обработанные фрукты, ягоды, соки. В них содержится значительно большее количество витаминов, чем в тех же продуктах после термической обработки или консервирования. Организм ребенка может накопить за лето витамины, что укрепит его иммунную систему.

Общеукрепляющим действием на организм обладает закаливание. Существуют разные методики закаливания. Некоторые предполагают обливание холодной водой всего тела, другие - только каких-то отдельных участков (ноги до колен, плечи и шея). Есть виды закаливания без водных процедур (воздушные ванны). Но для всех видов закаливания существуют общие принципы. Любое закаливание надо начинать постепенно, понемногу увеличивая время процедуры и постепенно понижая температуру воды (или воздуха). Закаливание нужно проводить регулярно, и если по каким-то причинам процедуры были прерваны, возобновлять их нужно с самого начала. Только при соблюдении этих правил можно добиться положительного эффекта.

Некоторых инфекционных заболеваний можно избежать, делая профилактические прививки. Кроме обязательных прививок от туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, эпидемического паротита существуют вакцины от гриппа, гепатитов А и В. Вакцинацию противогриппозной вакциной нужно делать до начала эпидемии гриппа, чтобы иммунитет успел выработаться. Делать прививку от гриппа в разгар эпидемии, или когда ребенок уже заболел, не имеет смысла, так как прививка не защитит ребенка от заболевания.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой
Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!
Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.


К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.


Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.



Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.


С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.
Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

ГБПОУСО «Ревдинский педагогический колледж»

Контрольная работа по дисциплине

«Медико-биологические и социальные основы здоровья»

заболеваний у детей дошкольного возраста в ДОУ »

Выполнила: студентка 141 гр.

з/о 44.02.01 Дошкольное образование

Соколова И.Р.

Проверила: Петрова Инна Николаевна

Профилактика плоскостопия

1. Укрепление мышц, поддерживающих свод стопы (ходьба босиком по неровному, но мягкому грунту (песок, земля). В ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы и т.д., плавание).

2. Ношение рациональной обуви:

Соответствие обуви длине и ширине стопы;

Иметь широкий носок и широкий каблук (для дошкольников 0,8 см, для младших школьников 1-2 см);

Иметь эластичную подошву;

Двух-, трехлетним менять обувь на большую 2-3 раза в год, каждый раз на номер больше, четырех-шестилетним - два раза;

Не допускать, чтобы ребенок ходил постоянно в кедах, кроссовках, резиновой обуви; стелька - супинатор.

3. Ограничение нагрузки на нижние конечности.

4. Воспитание правильной походки (при ходьбе и стоянии носки смотрят прямо вперед, нагрузка приходится на пятку, 4 и 5 пальцы, внутренний свод не опускается).

Профилактика нарушений осанки

1. Необходима правильная организация общего и двигательного режима.

2. Контроль за осанкой ребенка в течение всего дня (использовать коррекционные стены в группах).

3. Воспитывать правильные привычные позы при занятиях игрушками и во время сна (опасна поза «калачиком»). Правильная поза во время сна - прямое симметричное положение туловища.

4. Постель должна быть жесткой, подушка плоской.

5. Менять позы во время проведения занятий (стоя, сидя, лежа).

6. Физкультминутка - одно из ценных мероприятий в борьбе с утомляемостью детей и длительной нагрузкой на позвоночник.

Закаливание воздушным потоком.

Вентилятор устанавливается на высоте 30-40 см от пола. Дети раздеваются до плавок и по команде воспитателя поворачиваются лицом, спиной к вентилятору, который работает на первой скорости. Температура воздуха не ниже 21-22 о, время первой процедуры 20 секунд (по 10 секунд на переднею и заднею поверхность тела на расстоянии 6 метров от вентилятора).

Каждые 2 дня время увеличивается на 20 секунд и к 24 дню закаливания доводится до 3 минут. Расстояние от вентилятора каждые два дня уменьшается на 0,5 метра, достигая к 24 дню закаливания 0,5 метра. Наиболее удобное время закаливания воздушным потоком в режиме ДОУ - перед дневным сном.

Водные процедуры.

Полоскание рта и горла:

С 2 - 3 лет нужно приучать детей полоскать рот водой комнатной температуры. С 4 - 5 лет- полоскание горла. Начальная температура воды 36-37 градусов, далее через каждые 3-4 дня снижать на 1-2 градуса, доведя до 18-20 градусов. На одно полоскание используется Ѕ стакана воды. Булькание воды в горле нужно проводить как можно дольше. Полоскание горла следует проводить перед сном. Умывание лица, шеи, рук до локтя температура воды 14-16 градусов.

Закаливание стоп.

Обмывание стоп начинается при температуре воды 28-33 градуса и доводится до 18-20 градусов, снижая через день на 1 градус. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. По окончанию процедуры каждого ребенка насухо обтирают, затем растирают до покраснения.

Ножные ванны - детям до 3 лет - температура воды 33-35 градусов, температуру снижают на 1 градус каждую неделю доводя до 28 градусов. Детям от 3 до 7 лет температуру снижать через каждые 4-5 дней на 1 градус до 22-24 градусов. Продолжительность процедуры с 1 минуты доведя до 3 минут.

Контрастное обливание:

Щадящее - ослабленным детям: 35-36 - 24-25 - 35-36 градусов, постепенно доведя теплую до 40 градусов, а холодную до 18 градусов (изменяя на 1 градус через 5 дней).

Для здоровых детей: 24-25 - 35-36 - 24-25 градусов, постепенно изменяя на 1 градус через каждые 5 дней.

Заканчивают процедуру обтиранием сухим полотенцем.

Солнечные ванны.

5-6 минут в утренние часы. Время каждой последующей ванны увеличивать на 3-5 минут.

Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, непосредственно образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 ч, малышей до трех лет - определяется в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 ч, из которых 2,0-2,5 ч отводится дневному сну. Детей, которые трудно засыпают и чутко спят, укладываются первыми и поднимаются последними. Присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне во время сна детей обязательно.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 ч. Прогулку организовываем дважды в день: в первой половине - до обеда и во второй - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Для детей до 4 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 15 м/с, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

При проведении режимных процессов придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Профилактика заразных кожных заболеваний в детских организованных коллективах

Наиболее распространенным заболеванием, из числа заразных кожных заболеваний среди организованных детей, является педикулез.

В целях профилактики педикулёза необходимо соблюдать правила личной гигиены: волосы ежедневно тщательно расчёсывать и своевременно стричь, по возможности надо ежедневно мыться, менять нательное и постельное бельё по мере загрязнения, но не реже чем через 7 дней. Не рекомендуется пользоваться чужими расчёсками, шапками, косынками. Расчёски необходимо регулярно вычищать и мыть с мылом.

Для предупреждения заражения головными вшами родителям следует регулярно осматривать детей, особенно если ребенок посещает детский сад, школу. Особое внимание обращать на осмотр волос затылочной и височной части головы. Наиболее очевидный признак педикулеза - наличие белых комочков-гнид у корней волос или расчесанные ранки на коже головы, возникшие после кровососания вшей.

В случае обнаружения педикулёза у ребёнка, посещающего организованный детский коллектив, родители должны поставить в известность администрацию учреждения для своевременной организации и проведения профилактических мероприятий в детском образовательном учреждении.

Микроспория (стригущий лишай) - характеризуется поражением кожи и волос. Профилактика направлена на проведение разъяснительной работы среди населения по соблюдению правил содержания животных. В период формирования коллективов - проведение плановых осмотров детей в организованных коллективах с целью раннего обнаружения и изоляции из коллективов заболевших лиц.

Чесотка, болезнь, характеризующаяся поражением кожи человека. Профилактика - в соблюдении личной гигиены и проведении активного выявления заболевших с целью предупреждения формирования множественных очагов.

Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении

Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.

Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале), также должны быть надежно закреплены.

Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям.

Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным.

Требования к ра ботникам дошкольного учреждения

Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались вилкой, другими предметами.

Требования к организации и проведению непосредственно образо вательной деятельности с детьми

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей.

Оформление уго лка по профилактике травматизма

В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или приемной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.

Санитарное содержание учебно-воспитательных помещений

Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом.

Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в специальных шкафах. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.

Полы в туалетных, унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств. Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом "Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промывают водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.

Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировку ярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде и так же, как моющие средства, в местах, недоступных детям.

Воздушно-тепловой режим .

Уровни расчетной температуры воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей должны приниматься в соответствии с таблицей:

При совмещении двух помещений температура воздуха должна соответствовать максимальному показателю.

Одежда детей в помещениях классной комнаты и игровой должна состоять из следующих слоев: х/б белье и платье (х/б или п/ш) у девочек; х/б белье, х/б рубашка и шорты (х/б или п/ш) у мальчиков. На ногах колготы, в зависимости от температуры воздуха носки, гольфы, легкие туфли.

Для создания благоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание, проводимое в отсутствии детей.

Перед сном спальные помещения должны быть обязательно проветрены. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; во время сна фрамуги следует открывать с одной стороны и закрывать за 20 мин. до подъема. Спальни должны иметь солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.).

плоскостопие осанка дошкольник закаливание

Гиги ена одежды и обуви дошкольников

Гигиена одежды и обуви, включает ряд гигиенических требований, основные из которых - теплозащитная способность, влагоёмкость внутренних слоёв, малая электризуемость, удобство покроя, лёгкость. Гигиенические требования к детской одежде и обуви определяются такими возрастными особенностями, как интенсивная терморегуляция, слабость опорно-двигательного аппарата, высокая двигательная активность. Материалы, из которых сшита одежда, должны быть натуральными (хлопок, шерсть), покрой простой и свободный, с удобными застёжками. Обувь (кожаная) должна способствовать формированию свода стопы, предотвращать развитие плоскостопия - иметь широкий приподнятый носок и каблук высотой 10 мм, плотный задник, обеспечивающий фиксацию пятки. Кончики пальцев не должны доходить до носка на 10 мм. Для подростков и взрослых в одежде и обуви возможно использование синтетических материалов, напр. искусственного меха, влаго- и ветрозащитных тканей для верхней одежды, кожезаменителей для обуви. Обувь, предназначенная для постоянного ношения, должна быть лёгкой, соответствовать размеру и иметь каблук не выше 3 - 4 см. Несоответствие её форме стопы, ношение тесной, узкой обуви на высоком каблуке приводит к деформации костей и суставов стопы, позвоночника, таза, к укорочению икроножных мышц, растяжению связок и вывихам голеностопного сустава. Популярные среди подростков кроссовки должны иметь стельки и подкладку из гигроскопического материала, толстую эластичную подошву, прочный верх со вставками-уплотнителями. Носить их следует с шерстяными или плотными хлопчатобумажными носками.

Одежду необходимо регулярно стирать, подвергать химической чистке; обувь - дезинфицировать, вкладывая внутрь смоченную формалином бумагу.

Детские инфекционные болезни

Краснуха.

Это острая вирусная инфекция.

Источник - больной человек.

У детей заболевание протекает легко. Характеризуется легким недомоганием, катаральными явлениями (насморк, кашель), увеличением затылочных лимфоузлов и появлением мелкопятнистой розовой сыпи.

Скарлатина.

Это острое инфекционное заболевание.

Возбудитель - стрептококк.

Источник - больной человек, бактерионоситель.

Путь передачи инфекции: воздушно-капельный, контактно-бытовой (игрушки, посуда).

Заболевание начинается остро: с высокой температуры, боли в горле, ангины и появления мелкоточечной розовой сыпи на красном фоне кожи. Сыпь располагается на лице, боковых поверхностях грудной клетки, внизу живота, паху. Характерна сухость кожи и к концу первой недели появляется шелушение кожи, особенно рук и ног.

Корь.

Это острое инфекционное заболевание, вызванное вирусом.

Заболевание начинается с выраженных катаральных явлений, насморка, кашля, конъюнктивита, повышения температуры до 38-39 С.

На 4-5 день болезни вначале на лице появляется пятнисто-папулезная ярко-розовая сыпь, на следующие сутки сыпь распространяется на туловище, затем на нижние конечности. В периоде высыпания интоксикация и катаральные явления достигают максимальной выраженности. Через сутки после высыпания сыпь меняет окраску и становится бурой.

Защита от инфекции проводится коревой прививкой.

На контактных детей накладывается карантин на 17 дней.

Эпидемический паротит .

Это инфекционное заболевание.

Возбудитель - вирус.

Источник инфекции - больной человек.

Путь передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой (посуда, игрушки).

Заболевание начинается с появления припухлости в области околоушных, реже подчелюстных слюнных желёз, что делает вид ребёнка весьма характерным, откуда и произошло народное название болезни «свинка».

В процесс может вовлекаться поджелудочная железа.

На контактных детей накладывается карантин на 21 день после последнего контакта с заболевшим.

Плановое проведение паротитных прививок снижает заболеваемость в десятки раз.

Коклюш.

Это инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём.

Источник инфекции - больной человек.

Заболевание начинается с лёгкой формы ОРВИ, с лёгкого подкашливания. Несмотря на проводимое лечение, кашель не уменьшается, а, напротив, усиливается.

Кашель сухой, приступообразный, с преобладанием в ночное время, в виде серии кашлевых толчков, заканчивается выделением прозрачной, очень вязкой мокроты, а иногда - рвотой.

Карантин на 14 дней накладывается на контактных детей до 7 лет.

Детям делают прививки против коклюша вакциной АКДС с трёхмесячного возраста.

Менингококковая инфекция.

Возбудитель - менингококк.

Источник инфекции - больные и бактерионосители.

Путь передачи - воздушно-капельный.

Менингококковая инфекция проявляется в трёх формах:

1. НАЗОФАРИНГИТ. Основные симптомы: заложенность носа, затруднение носового дыхания. Температура нормальная или повышенная до 37,2 - 37,8 в течение 3 - 4 дней. Диагноз ставят при бактериологическом исследовании.

2. МЕНИНГИТ - начинается остро. Проявляется интоксикацией, высокой температурой, головной болью, повторной рвотой, повышением чувствительности к световым и звуковым раздражителям.

3. МЕНИНГОКОКЦЕМИЯ - менингококковый сепсис. Заболевание начинается очень быстро, нарастает вялость, адинамия, появляется сыпь. Вначале одиночные элементы сыпи, появляются на коже стоп, голеней, ягодиц. Сыпь багрово-синюшная округлой или звёздчатой формы.

Карантин на контактных детей накладывается на 10 дней с момента разобщения с больным. Всем контактным проводят бактериологический посев из носоглотки на менингококк.

Ветряная оспа.

Это острая вирусная инфекция.

Источник - больной человек.

Путь передачи: воздушно-капельный.

У детей заболевание может протекать легко. Характеризуется появлением сыпи с водяными точками, температурой.

Карантин накладывается на контактных детей на 7-10 дней с момента последнего случая заболевания.

Туберкулёз.

Инфекционное заболевание.

Источник - больные туберкулезом люди и животные (крупный рогатый скот), выделяющие микобактерий туберкулеза во внешнюю среду.

Путь передачи: воздушно-капельный и контактно-бытовой.

Первые признаки туберкулеза у детей легко спутать с простудными заболеваниями или бронхитом. У ребенка отмечается продолжительный кашель, устойчиво повышенная температура. Также наблюдаются слабость, разбитость, утомляемость; снижается внимание и отсутствует аппетит. Постепенно развивается раздражительность, увеличиваются лимфатические узлы, присутствуют повышенная потливость. У маленьких ребятишек нередко увеличиваются внутренние органы, главным образом печень и селезенка.

Мероприятия, проводимые в ДОУ по профилактике туберкулеза.

1. С целью раннего выявления туберкулеза детям проводится плановая туберкулинодиагностика (реакция Манту с 2 ТЕ). При положительной реакции направлять на консультацию к фтизиатру в течение 6 дней противотуберкулезный диспансер. Выполнять все предписания фтизиатра. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение контролировать, чтобы реакция Манту была сделана не позднее, чем за 6 мес. до оформления его в детский сад. Детям с отрицательной Р. Манту проводится ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ) в возрасте 6 лет 8 мес. - 7 лет.

2. Сотрудники ДОУ обязаны пройти ФЛГ 1 раз в год.

3. Периодически выпускать санитарный бюллетень по туберкулезу для родителей и сотрудников.

Дифтерия .

Это острая инфекция, характеризующаяся высокой температурой тела, воспалением и появлением в месте внедрения возбудителя толстого налета светло-серого цвета с четкими границами, плотно спаянного со слизистой оболочкой или поверхностью раны (дифтерийная пленка), тяжелым поражением сердца, сосудов и нервной системы.
Возбудителем заболевания является дифтерийная палочка из семейства коринебактерий.

Симптомы дифтерии :

1. Интоксикация:

Высокая температура тела от 38° С до 40° С;

Сильная слабость;

Сонливость;

Общее недомогание;

Головная боль;

Бледная кожа.

2. Воспаление слизистых оболочек зева и гортани:

Покраснение (гиперемия) зева и миндалин;

Боль в горле, трудность при глотании;

Першение;

3. На второй день на слизистых появляются дифтерийные пленки светло-серого цвета с четкими краями, гладкие, блестящие, их трудно снять, на месте удаления пленки остается кровоточащая ранка, на поверхности которой образуется новая пленка.

4. Увеличение лимфоузлов в области шеи и грудной клетки.

5. При тяжелом течении развивается отек тканей шеи, который может достигать уровня ниже ключиц.

6. При поражении гортани возникает дифтерийный круп - это отек гортани, который приводит к затрудненному дыханию вплоть до его остановки (асфиксия).

Инкубационный период .

От 2 до 7 дней.

Источник инфекции - больные дифтерией люди и здоровые “ носители” (бактерионосители) коринебактерий.

Профилактика дифтерии:

Изоляция больного человека.

Устанавливается карантин на 7 дней: осмотр зева, измерение температуры тела, исследование мазков из зева и носа.

Непривитым детям, контактировавшим с больным дифтерией, вводят дифтерийный анатоксин.

Влажная уборка с дезинфицирующими средствами, обработка всех игрушек.

Эпидемиологические мероприятия в ДОУ. Роль воспитателя в предупреждении и распространении воздушно - капельных инфекций

Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже - передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.).

Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni - сорок дней) - система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.

Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей. Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.

Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания.

Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите - 21 день, при менингококковой инфекции - 10 дней, а при вирусном менингите - 20 дней.

Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего детским садом.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных - по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе - поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование проблемы организации освоения природной среды детьми старшего дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей дошкольного возраста. Определение педагогических условий организации экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2017

    Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации и инструкции по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2013

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Неспецифическая профилактика острых респираторных вирусных заболеваний в детских дошкольных учреждениях. Разработка рекомендаций по организации закаливания в МДОУ п. Забайкальск. Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада "Солнышко".

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Особенности общения дошкольников. Развитие личности у детей дошкольного возраста. Организация современного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Роль педагога в воспитании положительного отношения у детей младшей группы к сверстникам.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Задачи методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Утверждение комплексной программы, соответствующей требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Осуществление методической работы с педагогами.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Понятие "патриотизм" в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте. Формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Стопа и ее главные биомеханические функции. Определение плоскостопия и его виды, принципы и этапы диагностики. Механизмы лечебного воздействия и закономерности, цели и задачи лечебно-профилактического комплекса, его организация в дошкольном учреждении.

Плоскостопие - далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и формируется до 7-8 лет. Только в подростковом возрасте можно с уверенность сказать, если ли у ребенка плоскостопие.

От рождения плоская стопа наблюдается у каждого младенца. Профилактика плоскостопия особенно важна в дошкольном возрасте, когда идет интенсивный рост. Если в это время не будут допущены тотальные ошибки, вероятность развития плоскостопия будет минимальной.

О профилактических мерах

Высота свода стопы человека - генетически унаследованная особенность. Какой она будет, зависит не только от того, как родители предупреждали плоскостопие, но и от того, какую стопу малыш унаследовал от мамы и папы. Однако это вовсе не означает, что профилактика не нужна.

Легкие формы и степени плоскостопия прекрасно корректируются при помощи различных упражнений, правильно подобранной обуви, массажа.


Профилактикой плоской стопы следует заниматься с самого рождения ребенка. Для начала важно не допустить рахита, который способствует заболеванию стоп. Для этого следует выполнять рекомендации педиатра, давать ребенку витамин D, обеспечивать достаточное пребывание младенца на свежем воздухе и солнечном свете.

Врачу-ортопеду показать малыша нужно в полгода и год. Понятно, что он не сможет сказать, есть ли у крохи склонность к плоскостопию, но он сможет оценить развитие малыша и дать рекомендации по недопущению развития проблем со стопами.

Профилактика целиком и полностью ложится на плечи родителей. Нет ни специальных прививок от этого недуга, ни «волшебных» таблеток, прием которых помог бы предотвратить нарушение. Есть только нормальный образ жизни, активное движение, правильное отношение и понимание мам и пап сути плоскостопия и механизмов его развития.



Наиболее ответственный период - дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Если в этот период, связанный с интенсивным ростом костей, мышц, сухожилий, суставов, создать для ребенка правильные условия, то развитие будет нормальным и плоскостопия с большой долей вероятности не возникнет либо оно будет легким в коррекции.

Основные направления, в которых предстоит двигаться родителям, таковы:

  • выбор обуви;
  • активные физические занятия и специальная гимнастика;
  • правильное питание;
  • массаж стоп.



Обувь или босиком?

Вероятность развития плоскостопия у ребенка, родители которого настаивают на том, чтобы малыш носил дома тапочки или другую обувь, выше, чем у ребенка, который с первых шагов бегает по дому босиком. Это объясняется природной особенностью этой части тела.

Никто из детей не рождается в обуви, соответственно, тапочки, сандалики и ботиночки - требование общественных норм и цивилизации, а никак не природы. Стопы ребенка в обуви нуждаются только для защиты - от воды, грязи, мороза, неровных поверхностей.

Таким образом, хождение босиком по дому, а желательно еще и по траве, земле, песку в раннем возрасте - первая и очень важная профилактическая мера.



Поскольку малышу без обуви ни в садик, ни на прогулку не пойти, родителям очень внимательно следует изучить вопрос о правилах выбора детской обуви.

Памятка выглядит так:

  • После 1 года покупайте ребенку высокую обувь, которая будет фиксировать стопу при обучении хождению. Задник может быть мягким, это не играет большой роли. Подошва не обязательно должна быть жесткой, но она должна хорошо амортизировать. Основная функция первой обуви - бережная поддержка голеностопа при первых несмелых шагах.
  • После 2-3 лет, когда ребенок начинает ходить уверенно, высота обуви не является обязательным условием выбора правильной пары. Ботинки или сандалики могут быть любыми, лишь бы ребенку было в них удобно.



  • У детей дошкольного возраста стопа растет быстро и отчасти понятно желание родителей купить пару на вырост. Делать это не нужно. Обувь, которая велика, замедляет походку ребенка, заставляет его прилагать усилия при перекате стопы в шаге, походка может стать шаркающей.
  • Обувь не должна быть маленькой.
  • Ортопедическая обувь нужна для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а не для профилактики. Если у ребенка нет установленного диагноза и рекомендаций врача носить ортопедические пары, тяжелая и дорогая лечебная обувь не требуется.


  • Желательно, чтобы детская пара была оснащена небольшим каблуком, это позволит мышцам стопы развиваться быстрее. Мягкая стелька-супинатор фиксирует стопу изнутри, это тоже важно для развития здоровых ног.
  • В обувь, в которой малыш ходит в течение дня в группе детского сада, можно вложить специальные стельки Быкова. Их следует носить около 6 часов в сутки. Время, которое малыш проводит в садике, примерно соответствует этому требованию.


Профилактические занятия и гимнастика

После 1 года можно ввести ребенку комплекс упражнений на специальном массажном коврике -аппликаторе.

Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл , который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой - неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.

Профилактические коврики мягче, чем коврики для лечения плоскостопия. Они выполнены их эластичных материалов, хождение по ним не доставляет выраженных неприятных ощущений.

Важно, чтобы ребенок занимался на коврике каждый день, хотя бы по 20-30 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.



Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, и ракушки, и крупные бобы, и плоды каштана. На аппликаторе собственного изготовления или фабричного производства ребенок вместе с мамой может практиковать:

  • хождение на пяточках;
  • хождение на носочках;
  • перемещение на наружных краях стоп;
  • перекаты с наружного края на внутреннюю часть стопы;
  • шаги с подогнутыми внутрь пальцами стоп.



Сидя на стуле, ребенок может совершать круговые движения стопами, поджимание пальчиков ног, а также подтягивание носочков к себе и от себя. Стоя полезны подъемы на носочках, приседания, при которых пяточки не отрываются от пола.

Эти простые упражнения можно ввести в состав ежедневной гимнастики для дошкольников. В большинстве детских садов упражнения для профилактики плоскостопия введены в перечень упражнений для утренней зарядки и физкультурных минуток.


Эффективные упражнения для профилактики плоскостопия показаны в следующем видео.

Питание

Правильное питание имеет огромное значение, ведь лишний вес ребенка лишь способствует неправильному формированию стоп, потому что нагрузка на нижние конечности существенно увеличивается. Это не означает, что ребенка нужно сажать на строгую диету и недокармливать. Просто в рационе малыша должно быть достаточное количество белков. Они участвуют в формировании тканей. Поэтому в рацион ребенка обязательно должны входить молочные продукты, нежирная рыба и мясо.

Заставить ребенка есть холодец непросто. Об этом знают все мамы. Но приучить ребенка делать это возможно, тем более что холодец - отличная пища для профилактики проблем с опорно-двигательным аппаратом, с суставами и хрящевой тканью.


Ребенок должен есть крупы, фрукты и свежие овощи, сливочное и растительное масло, зелень, яйца. Сырой пищи следует употреблять в 2-3 раза больше, чем продуктов, которые подверглись термической обработке.

Не стоит вводить коровье и козье молоко в чистом виде в рацион детей до года. Тем более не надо подменять грудное молоко или смесь коровьим цельным молоком. Соотношение кальция и фосфора в организме при приеме этого продукта меняется, создается дефицит витамина D, может начаться рахит, который также влияет на последующее развитие плоскостопия.

Родителям следует серьезнее относиться к требованию обеспечивать ребенка необходимыми витаминами и минералами. Ведь избыток или нехватка полезных веществ и минералов вызывают не только проблемы с опорно-двигательной системой, но и более серьезные патологии, которые могут быть смертельно опасны.


При дефиците кальция - нужно давать ребенку препараты кальция с разрешения врача и в дозировке, рекомендованной им.

При общем авитаминозе - витаминные комплексы, которые разработаны специально для детей определенного возраста с учетом суточной потребности их организмов в том или ином веществе.


Массаж

Предотвратить плоскостопие поможет массаж стоп, который может освоить любая мама и который легко и просто можно делать в домашних условиях. Малышам до года во время общеукрепляющего вечернего массажа несколько минут следует уделять стопам, разглаживая их большими пальцами по направлению от пяточек к пальчикам.

Профилактический массаж стоп детям дошкольного возраста проводят 1-2 раза в неделю, можно делать это в игровой форме. Ребенка размещают в положении лежа. Сначала поглаживают бедра и голени, затем переходят к круговым движениям этих отделов конечностей.


Самое большое внимание уделяют икроножным мышцам, поскольку именно они отвечают на поднятие свода стопы.


Затем воздействие усиливают и добавляют разминания голеней и стоп. Важно, чтобы при этом чадо не испытывало боли. Такие же приемы повторяют, перевернув ребенка на живот и подложив под колени небольшой валик (скатанное полотенце или маленькую подушечку).

При воздействии на саму стопу следует особое внимание уделить боковым ребрам - внутренней и внешней поверхности, области сгиба пальчиков. Массаж начинают с 3-4 минут и постепенно доводят длительность процедуры до 15 минут. После массажа полезно сделать контрастную укрепляющую сосуды ванну для ног - сначала опустить стопы в теплую воду, а затем подлить в нее холодной воды.


О том, как сделать массаж ребенку для профилактики плоскостопия, смотрите в следующем видео Алёны Грозовской.

Профилактика простудных заболеваний

Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Лыжные прогулки, другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей. Лучшая защита от простуды - ее комплексная профилактика

Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:

Движения во всех видах;

Подвижные игры на воздухе;

Утренняя гимнастика;

Закаливание;

Достаточное освещение и правильно подобранная мебель;

Постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий

Выполнение специальных комплексов упражнений.

Только при регулярном и систематическом использовании этот комплекс позволит победить частую заболеваемость.

К мерам профилактики простуды можно причислить специальную вакцину, которая ставится людям непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном.

Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша. К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы). Чеснок и лук - наверное, самые доступные и незаменимые средства профилактики простудных заболеваний. Чеснок и лук нужно есть как можно чаще. Особенно в периоды массовых заболеваний гриппом и простудами. Как мощное профилактическое, витаминное средство в «гриппозный» период врачи советуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (в равных частях).

Прекрасным профилактическим средством являются и поливитамины с большим содержанием витамина С. Аскорбиновая кислота оказывает общеукрепляющее действие. Ее можно принимать внутрь по одному грамму один - два раза в день.

Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ — это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов (точечный массаж). Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей. В периоды повышенной простудной заболеваемости массаж необходимо делать ежедневно.

Одним из способов профилактики простудных заболеваний является обучение ребенка заботится о своем здоровье. Вирусные инфекции обычно легче всего подхватить в многолюдных местах. Не стоит ограничивать общение ребенка со сверстниками, но все же подсказать ему как уберечься от вирусных инфекций - можно и нужно. Нужно объяснить ребенку, что необходимо мыть руки, прежде чем отправить что-то в рот, стараться не находиться очень близко от кашляющих и чихающих людей, не пользоваться чужими носовыми платками и посудой.

Чтобы избежать простудных заболеваний, прежде всего надо исключить их возможные причины. Нужно одевать ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, а ноги были сухими и теплыми, и потому хорошая обувь - залог здоровья вашего ребенка. И само собой голову тоже нужно держать в тепле.

Другими методами профилактики простудных заболеваний являются: ходьба, бег, плавание, а также специальная лечебная физкультура.

На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание. Именно закаливание нормализует функции дыхательной системы человека в условиях воздействия на организм режима низких температур. Это уменьшает риск заражения вирусными инфекциями. Приучать человека к закаливанию нужно с самого детства.

Поэтому остановимся на рассмотрении такого способа профилактики, как закаливание, более подробно.

Закаливание — целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. Это хорошо всем известный способ, применяемый для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям.

Ю.Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным - методы, основанные на контрасте температур. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту.

Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика». В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей — повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается.

При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

Дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

Постепенное повышение интенсивности процедур;

Ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;

Постоянный контроль за влиянием процедур на организм;

Комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала

Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10—15 минут, из них 5—7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.

Водные процедуры — обтирание, обливание, купание. Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.

Местные водные процедуры — утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды при начальных процедурах — 28°С, затем постепенно снижается до 18°С

Обтирание — проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до температуры 18°С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16°С.

Купание — наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.

Купание обычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22—24°С. Первые купания непродолжительны — 2—3 минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для детей дошкольного возраста при их активном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8—10 минут. Детям, разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10—15 минут.



Рассказать друзьям