В начале было воспитание читать онлайн. Алис Миллер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй - пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, - Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в их раннем детстве: будучи детьми, они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на их личностных особенностях. Сформулированы основные принципы «губительной педагогики» - подавляющего и калечащего ребенка воспитания.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуется проблемами детства.

Самый Свежачок! Книжные поступления за сегодня

  • Навеки желанная
    Лорейн Ким
    Любовные романы , Эротика , Любовно-фантастические романы

    Я приехал в этот маленький городок, чтобы отомстить за нападение на семью, убить охотника, который сломил брата. И совсем не ожидал найти свою пару. Но нашёл её и ни за что не вернусь домой без Элейн. Она человек, и не в курсе о мире вампиров, а я не знаю, смогу ли обратить её.

    Охотникам надо одно - убить нас всех. Они знают, что я здесь, и не остановятся ни перед чем, чтобы закончить начатое. Элейн - моя пара, поэтому оказывается под прицелом, а я должен сделать всё, что в моих силах ради её защиты. А потом заявлю на неё права.

    Она будет моей наречённой, невестой, вечностью.


  • Неучтенный
    Муравьёв Константин Николаевич
    Фантастика , Боевая фантастика , Космическая фантастика , Попаданцы

    Молодой парень из небольшого уральского городка никак не ожидал, что его поездка на всероссийскую олимпиаду, начавшаяся от калитки родного дома, закончится через полвека в темной системе, не видящей света солнца миллионы лет, – на обломках разбитой и покинутой научной станции. Не представлял он, что его единственными спутниками на долгое время станут искусственный интеллект и два странных и непонятных артефакта, поселившихся у него в голове. Не знал он и того, что именно здесь он найдет свою любовь и дальнейшую судьбу, а также тот уникальный шанс, что позволит начать ему свой путь в новом, неизвестном и загадочном мире. Но главное, ему не известно то, что он может стать тем неучтенным фактором, который может изменить все. И он должен быть к этому готов, ведь это только начало. Начало его нового и долгого пути.

  • Быстрые воды
    Стил Даниэла
    Любовные романы , Современные любовные романы ,

    Элен Вартон – успешный дизайнер и очень эффектная женщина, уже многие годы замужем за английским аристократом и живет в Лондоне. Джордж – строгий приверженец традиций, и Элен изо всех сил старается соответствовать его представлению об идеальной жене.

    Отправляясь в Нью-Йорк навестить мать, Элен не могла даже предположить, что ее ожидает. На город обрушивается ураган чудовищной мощи: потоки воды разрушают все на своем пути, число погибших и пропавших без вести неумолимо растет… Но стихия бушует не только на улицах: муж сообщает Элен, что любит другую женщину, и требует развода. Десять лет совместной жизни, безрезультатные попытки завести ребенка, бесконечные походы по врачам – все перечеркнуто.

    Но даже после страшного урагана небо в конце концов становится голубым. Наступит ли покой и умиротворение в сердце Элен?

  • Лука Витиелло
    Рейли Кора
    Любовные романы , Современные любовные романы , Остросюжетные любовные романы , Эротика

    Данте Босс Кавалларо. Его жена умерла четыре года назад. Находящемуся в шаге от того, чтобы стать самым молодым главой семьи в истории чикагской мафии, Данте нужна новая жена, и для этой роли была выбрана Валентина.

    Валентина тоже потеряла мужа, но ее первый брак всегда был лишь видимостью. В восемнадцать она согласилась выйти замуж за Антонио для того, чтобы скрыть правду: Антонио был геем и любил чужака. Даже после его смерти она хранила эту тайну. Не только для того, чтобы сберечь честь покойного, но и ради своей безопасности. Теперь же, когда ей придется выйти замуж за Данте, ее за́мок лжи под угрозой разрушения.

    Данте всего тридцать шесть, но его уже боятся и уважают в Синдикате, и он печально известен тем, что всегда добивается желаемого. Валентина в ужасе от первой брачной ночи, которая может раскрыть ее тайну, но опасения оказываются напрасными, когда Данте выказывает к ней полное равнодушие. Вскоре ее страх сменяется замешательством, а после и негодованием. Валентина устала от того, что ее игнорируют. Она полна решимости добиться внимания Данте и вызвать у него страсть, даже если не может получить его сердце, которое по-прежнему принадлежит его умершей жене.

  • Танкист: Я – танкист. Прорыв. Солдат
    Поселягин Владимир Геннадьевич
    Фантастика , Альтернативная история , Боевая фантастика

    Переход закинул Анатолия Суворова совсем не туда, куда он хотел, но это та же Вторая мировая. Новый мир, другая реальность – приграничные районы Белоруссии и сорок первый год. Впрочем, главное – не отступать. Диверсантам и предателям не будет пощады! Надо заново строить планы и исправлять чужие ошибки. Изрядным подспорьем оказывается брошенная на дорогах войны техника, своя и чужая, а также потерянные в отступлении люди.

    А Анатолий Суворов умеет вести за собой людей. И бьёт противника в его тылу.

    Отчаянные бои, Анатолий командует и моторизованной мангруппой, где основной силой танки, и диверсантами в тылу врага. Он использует разную тактику и совсем другую технику, которая на голову выше его любимых танков и самоходок. В прямом смысле этого слова – выше.

Набор «Неделька» -- топ новинок -- лидеров за неделю!

  • Факультет форменных мерзавцев
    Ёрш Ника
    Фантастика , Детективная фантастика , Фэнтези , Любовные романы , Любовно-фантастические романы ,

    Окончить университет – это еще не все! Обязательная отработка длиною в год висит надо мной, как петля, обещая вот-вот затянуться на шее. И вот таинственный колледж радушно открывает ворота перед студентами и закрывает их за спинами несчастных преподавателей, среди которых теперь и я.

    Здесь магией пользуются без привычных запретов, улыбки коллег больше напоминают оскалы, лица студиозов полны презрения, а группа, вверенная мне, – те еще наглецы в форме. И все бы ничего, но главная неприятность носит мужское имя и подозрительно посматривает в мою сторону…

  • Моя любимая (с)нежность
    Шкутова Юлия
    Фантастика , Героическая фантастика ,

    Молодая целительница Солара после долгих лет обучения вернулась домой и полна надежд на будущее. Однако встреча с князем, в которого она была влюблена девчонкой, спутала все карты. А что же князь? Властный и непримиримый, казалось, он совершенно не умеет любить… Но любовь не знает преград. Главное – не прозевать и вовремя распознать свои чувства.

    А Соларе и без этого некогда скучать! Кругом тайны, интриги, опасность, вампиры… А еще рядом все время ходит противная соперница, не дающая расслабиться ни на мгновение.

    Значит, надо разгадать все тайны, отвадить соперницу, избежать опасности, пленить сердце князя и… влюбиться. Как никогда! Как в последний раз!

  • Факультет Защитников
    Данберг Дана
    Фантастика , Детективная фантастика , Любовные романы , Любовно-фантастические романы

    История младшего офицера полиции Вайлет Шир продолжается. Сможет ли декан завоевать ее сердце, какие цели он преследует? Что он к ней чувствует... вину, родительское желание защитить или это нечто иное, более жгучее и взрывоопасное? Но и от работы не убежать. Вайлет, не смотря на запрет, не хочет бросать дело о похищении ведьм. Ей предстоит ответить на вопрос: что замышляют высшие иерархи клана, замешаны ли они в преступлениях? Кроме того, появляется и еще одно странное дело, в которое оказываются втянуты хорошо знакомые герои. Возможно, приоткроются некоторые тайны прошлой жизни вампирши.

Процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

Воспитание - Воспитание. В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах,обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести,тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать,что гораздо правильнее. Слово воспитание … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

воспитание - (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально … Большая психологическая энциклопедия

ВОСПИТАНИЕ - воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а … Философская энциклопедия

Воспитание - * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

Воспитание - В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать, что гораздо правильнее. Слово воспитание… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иезуитское воспитание - система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. в 1534 И. Лойолой). Одним из гл. направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и… … Педагогический терминологический словарь

Половое воспитание - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Половое воспитание это система медико педагогических мер по воспитанию у родителей … Википедия

Физическое воспитание и спорт - Момент игры в мяч «пок та пок» у древних майя (Мексика). С гравюры XVI в. Физическое воспитание и спорт В доколумбовой Америке в целях физического воспитания детей и молодёжи широко использовались различные физические упражнения: бег, стрельба из … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Иезуитское воспитание - система воспитания, разработанная орденом иезуитов (См. Иезуиты). Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599.… … Большая советская энциклопедия

Африка. Физическое воспитание и спорт - Стадион в Алжире. Спортивные состязания проводились в Африке с древности, о чём свидетельствуют наскальные изображения бегунов, прыгунов, кулачных бойцов, пловцов, фехтовальщиков на палках, стрелков из лука (эпоха неолита), обнаруженные в горах… … Энциклопедический справочник «Африка»

В начале было воспитание

Аннотация

Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй - пациентки-наркоманки , убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, - Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в их раннем детстве: будучи детьми, они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на их личностных особенностях. Сформулированы основные принципы "губительной педагогики" - подавляющего и калечащего ребенка воспитания.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуется проблемами детства.

В начале было воспитание

Пер. с нем. И.В.Силаевой

Предисловие научного редактора

В этом кратком предисловии мне хотелось обозначить те смысловые акценты второй публикуемой на русском языке книги Алис Миллер, которые, на мой взгляд, представляются наиболее существенными и значимыми.

Прежде всего следует отметить принципиальную антипедагогическую позицию автора, в соответствии с которой любое воспитание - это насилие, негативно сказывающееся на психическом развитии ребенка, а любая педагогика - это теория и практика такого насилия. Это очень сильный тезис , и его крайне трудно принять. Однако вся аргументация автора направлена на то, чтобы не оставить у читателя ни малейшей иллюзии относительно "гуманистических" устремлений педагогики и педагогов. Именно педагогическая практика, существующая тысячи лет, замыкает человечество в порочном круге насилия, логическим финалом которого является уже достаточно хорошо просматривающаяся глобальная катастрофа.

Если педагогика выступает для автора как исходная форма практики взаимодействия между людьми, как своего рода тезис, то антитезисом оказывается психотерапия - сравнительно молодая форма такой практики. Оппозиция педагогики и психотерапии - это принципиальное противоречие, конфронтация двух диаметрально противоположных идей, двух различных логик. Педагогической практике интериоризации и усвоения, контроля и произвольности, подавления и вытеснения , молчания, зависимости и неравенства противостоит психотерапевтическая практика экстериоризации и творчества, свободы и спонтанности, экспрессии и осознания, говорения, автономии и равенства. Именно психотерапия есть ответ человечества на совокупность всех тех угроз, которые уже нашли свое выражение в двух мировых войнах и продолжают искать своей реализации в возможной третьей (и последней) мировой войне. Внешним эквивалентом вытесненных в сферу бессознательного негативных переживаний боли и гнева оказываются чудовищные арсеналы оружия массового уничтожения. Расщепление интеллектуальной и аффективной жизни людей обеспечивает беспрестанное совершенствование как самого этого оружия, так и средств его доставки. Педагогика ответственна за все эти внешние и внутренние "гроздья гнева", за тот потенциал ненависти и насилия, который ждет лишь подходящего повода, чтобы вновь воплотиться в массовом безумии. Следует подчеркнуть, что осознание и понимание реальной связи между индивидуальной и социальной психической жизнью - характерная особенность воззрений не только А.Миллер, но и всех крупнейших психотерапевтов XX в. (от 3.Фрейда и К.Юнга до В.Франкла и К.Роджерса).

Борение "теленка" психотерапии с тысячелетним "дубом" педагогики (да простит нам А. Солженицын такое использование его ироничной метафоры) является следствием и проявлением более общей социальной оппозиции гражданского общества и политического государства. Если гражданское общество базируется на отношениях любви (определяемых А. Миллер как открытость, принятие, адресованность, сензитивность к подлинным потребностям человека , к его сущностным проявлениям), то политическое государство являет собой нечто прямо противоположное - отношения власти, господства и подчинения - тоталитаризм. Основная свобода гражданского общества - это свобода слова (самовыражения), а основное право - право быть услышанным; основная свобода политического государства - это свобода реализации власти, свобода господствовать, а его основное право - право подчиняться.

Посредником в отношениях, существующих между гражданским обществом и индивидом, между политическим государством и индивидом является семья. При этом властные отношения в системе "политическое государство -> семья -> индивид" являются одновременно педагогическими отношениями - воспитанием. Фигуры "вождя" и "отца народа", "начальника" и "отца родного" постоянно совмещаются, а подчас (при торжестве тоталитаризма) и полностью совпадают. Напротив, в системе "гражданское общество -> семья -> индивид" все социальные институты создаются и поддерживаются индивидами в целях обеспечения их потребностей, прав и свобод. И социальные, и межличностные (в том числе и семейные) отношения являются в этом случае лишь средствами самовыражения и развития индивидов и, следовательно, по своей сути отношениями любви к каждому конкретному человеку - психотерапевтическими отношениями, психотерапией.

В сфере современного духовного производства педагогическая практика, практика обучения и воспитания повсеместно остается глобальным монополистом , продолжая наполнять личное и коллективное бессознательное людей непережитыми и неосознанными чувствами боли и гнева. Иллюстрируя свои теоретические представления подлинными материалами трех психобиографий (наркоманки, политического лидера и серийного детоубийцы), А.Миллер детально анализирует все нюансы взаимосвязей между внутренней и внешней жизнью этих людей, между их переживаниями и их поступками, каждый раз выявляя при этом одну и ту же закономерную последовательность событий:

Любое насилие взрослых по отношению к ребенку есть одновременно проявление нелюбви (т.е. неоткрытости, непринятия, неадресованности, несензитивности к его сущностным проявлениям и подлинным, базовым потребностям в безопасности, понимании, самовыражении);

Естественный отклик ребенка на нелюбовь - боль и гнев;

- "нормальная" реакция взрослого на боль и гнев ребенка - запрет на их выражение ребенком;

- "нормальная" реакция ребенка на этот запрет - подавление и вытеснение в бессознательное собственных чувств боли и гнева;

Расщепление изначально целостного опыта ребенка на осознаваемый и неосознаваемый (репрессированный) опыт;

Трансформация неосознаваемых чувств боли и гнева в осознаваемую ненависть;

Проекция ненависти на замещающие фигуры и идеализация "родительских фигур" и "счастливого детства";

Изживание ненависти в интра- и экстрадеструктивном поведении;

Трансляция "кольца насилия" (насилие -> отклик -> запрет -> 5 подавление -> вытеснение -> расщепление -> проекция -> изживание -> насилие) в отношениях с другими людьми, выступающими в качестве экрана для проекции человеком его собственных подавленных и вытесненных в бессознательное переживаний и чувств ;

Использование разного рода педагогических идеологий, обеспечивающих социальное санкционирование такого рода трансляции насилия под видом "воспитания" детей, отдельных социальных и этнических групп, национальных меньшинств, народов и даже рас "для их же собственного блага".

Любая, каждая встреча взрослого и ребенка содержит в себе две диаметрально противоположные перспективы. Одна из них - педагогическая перспектива - воспроизводит порочный "круг насилия". Другая - психотерапевтическая перспектива - размыкает этот порочный круг, освобождает репрессированный эмоциональный опыт детства из "темниц" бессознательного благодаря особому качеству терапевтических (принимающих, эмпатичных и конгруэнтных - по К.Роджерсу) отношений.

Депедагогизация массового и индивидуального сознания, повышение психологической и психотерапевтической культуры людей неизбежно усиливают их чувствительность ко всем формам, проявлениям и последствиям жестокости и насилия в обществе, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа людей с позитивным (нерепрессированным) эмоциональным опытом. Дальнейшее размыкание "круга насилия " постепенно, эволюционно трансформирует современную ("политическую") семью в "гражданскую" семью, современное (политическое) государство в гражданское общество.

От чего же зависит реальное осуществление психотерапевтических отношений в социуме?

Я отвечу на вопрос метафорой, адресованной каждому читателю этой книги. От чего зависит реальность Вашего выздоровления, когда болезнь известна , диагноз поставлен, а лекарство под рукой? Ответ предельно прост, - исключительно и только от Вашей доброй воли, от Вашего желания выздороветь.

Доктор психологических наук



Рассказать друзьям