"валеология" в детском саду. Педагогический совет по валеологии в доу Формы организации детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой





ProPowerPoint.ru Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привития навыков ЗОЖ: Активный труд, Рациональный отдых, Закаливание, Занятия физкультурой, Рациональное и полноценное питание, Личная гигиена, Своевременное обращение к врачу и др.











Задачи валеологии в ДОУ: Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества; Установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; Формирование личности природы; Воспитание привычек личной гигиены; Закаливание ребенка и его двигательная активность; Профилактика и устранение вредных привычек; Осуществление валеологического мониторинга.




ProPowerPoint.ru 1. Уши есть на голове. 2. Два их точно, а не две. 3. Правое и левое - равные - проверено! 4. С мылом мой своих друзей. 5. Ковырять ничем не смей! 6. Слышат звуки разные и слова - Сразу вместе, оба - два! 7. Тихие и громкие, глухие и звонкие! 8. Есть в ушах ещё серёжки - Но они не для Алёшки! 9. Уши прячутся под шапкой, Лишь тогда, когда не жарко!


ProPowerPoint.ru 1. Это нос - посмотрите внимательно! 2. Он посередине на лице. 3. У животных есть он обязательно. Он у всех одну имеет цель. 4. Вдох и выдох! Кислород вдыхает! 5. Воздух нос нам согревает! И микробов не пускает! 6. Запах знает он любой. 7. Есть платочек носовой - Назначение понятно - С чистым носом быть приятно! 8. Мелочь в нос нельзя пихать! 9. И нельзя в нем ковырять!


ProPowerPoint.ru 1. Посмотрите - это губы. 2. Их откроешь - будет рот. 3. Как заборчик - это зубы. 4. Вся еда в него войдёт, 5. Всё язык перемешает, зубы всё пережуют, Но его мы не покажем, ни к чему торчит он тут! 6. Сказку нам расскажет рот, или песенку споёт! 7. Рот свой нужно полоскать, Дважды чистить зубы! 8. Чтоб улыбку показать!, 9. На морозе - не лизать! Очень нежны губы!
















«Стишок 1»: Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) «Стишок 2»: Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока. (катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)


ProPowerPoint.ru « Стишок 3»: (Движения выполняются по тексту) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! «Стишок 4»: (Движения выполняются по тексту) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! «Стишок 5»: Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (выполняем круговые движения мячиком между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебираем мяч пальчиками) Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да! (движения мячом по пальчикам) Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского садика. Именно это является целью валеологии.

Валеологическое воспитание в детском саду

Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним. Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:

  • занятия физкультурой;
  • воспитание у малышей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
  • ознакомление с правилами рационального питания;
  • закаливание детей;
  • выработку навыков личной гигиены;
  • профилактика и устранение вредных привычек;
  • своевременное обращение за медицинской помощью.

Понятно, что развитие в ребенке валеологических умений и навыков требует наличия соответствующих условий. Для детей дошкольного возраста важно использовать наглядные пособия, создавать валеологические уголки («Уголок здоровья»), в которых, например, будут представлены правила ухода за ротовой полостью и зубами, волосами, кожей и руками в виде рисунков. Там же можно использовать схемы, иллюстрирующие устройство организма человека, а также комплекс упражнений.

Ежедневно в детском саду воспитатели проводят физкультурные минутки на свежем воздухе или в спортзале, организовываются прогулки на свежем воздухе и подвижные игры. В группах поддерживается оптимальный температурный режим благодаря частому проветриванию.

Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго к ней отношения, что является главной задачей эколого-валеологического воспитания. Воспитатели проводят в группе занятия, нацеленные на донесение до детей того, чем они отличаются от животных и от других людей. Это могут быть темы «Мы – семья», «Кто я?», «Я росту», «Я – мальчик», «Я – девочка», «Маленькие и взрослые люди» и другие. Малыши знакомятся с частями своего тела, органами чувств, с их значением и уходом за ними. Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Дом», «Дочки-матери»).

Так же используются разнообразные занятия в виде викторин (например, «Где живет витаминка?», «Что любит наше сердце?»), игр (например, «Полезное – вредное», в ходе которой дети называют вредный или полезный продукт, муляж которого демонстрирует воспитатель).

Роль родителей в воспитании валеологической культуры дошкольников

Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Во-первых, на детсадовских собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?»).

В целом, основы здоровья закладываются с самого раннего возраста. Поэтому воспитателям и родителям необходимо приложить совместные усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.

Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.

"Валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

    воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

    установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

    формирование личности ребенка;

    воспитание привычек личной гигиены;

    закаливание ребенка и его двигательная активность;

    профилактика и устранения вредных привычек;

    осуществление валеологического мониторинга.

Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Валеология в детском саду

Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:

    формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и многосложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение;

    получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социального оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздоровительной системы;

    формирование элементов валеологеского мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией;

    целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.

    формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного состояния с целью своевременной самопомощи;

    воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.

Консультация для воспитателей

«Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Краткий обзор состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние десять лет количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза.

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция) , успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому, важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание.

Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании здоровья, управлении ним. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни стали одним из направлений деятельности нашего детского сада. В ДОУ используются различные виды здоровьезберегающих технологий (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, образовательные и др.) . Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду созданы все условия: имеется экологическая комната, музыкальный зал, физкультурный зал, фито бар, кабинеты медперсонала, физкабинет, процедурный кабинет, изолятор для заболевших детей, аромолампы, дорожки здоровья; работают логопед и психолог.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно - развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

С целью снижения заболеваемости составлен план лечебно оздоровительных мероприятий, в соответствии с которым проводятся: фитоаэроионизация, витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных трав, морской водой, дети получают фиточай в состав которого входят лечебные сборы, в зимние месяцы лук, чеснок, в летние зелёные салаты, проводятся закаливающие процедуры. Большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, точечный массаж. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей. Спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные) помогают раскрыть возможности каждого ребёнка, способствуют возникновению положительных эмоций. К вопросам формирования здорового образа жизни привлекаются родители.

Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведения здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. Нами составлен план работы по теме "Я человек", который рассчитан на обучение детей от трёх до семи лет. Он включает в себя не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.

Наша цель:

    воспитать физически и нравственно здорового человека;

    побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.

Задачи:

    формирование осознанного ведения здорового образа жизни;

    развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме (гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание) ;

    обеспечение психического и физического саморазвития;

    формирование у ребёнка положительного отношения к своему физическому "Я";

    изменение внутренних позицией личности по отношению к людям с ограничением жизнедеятельности.

На первом этапе работы по валеологическому воспитанию наша задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей. Темы первых занятий: "Кто я", "Как меня зовут", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди маленькие", "Я росту".

Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д.) , их назначением и уходу за ними. Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте подводим детей к понятию организм, знакомим с внутренними органами.

При составлении занятий, мы обязательно включаем в их состав элементы ОБЖ. Предлагаем детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т. д.) в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учимся оказывать первую помощь, обсуждаем, как нужно вести себя, чтобы этого не произошло.

Особое внимание обращаем на доступность материала предлагаемого дошкольникам, на используемые термины. Если мы начнём, объяснять детям как функционирует тот или иной орган научным языком они не поймут этого. Поэтому, мы стараемся доступно донести сведения до детского сознания, не искажая основные валеологические понятия.

Приёмы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. В нашем детском саду используется как часть занятия и в повседневной жизни вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Денейки. Дети с удовольствием выполняют игровые упражнения с носиком, с ушами, руками и т. д. , при этом они развивают мелкую мускулатуру пальцев и учатся как можно помочь себе и окружающим.

Как известно на здоровье человека большое влияние оказывает умение управлять своим настроением, эмоциями. Чтобы сформировать навыки саморегуляции поведения, предлагаем применять социально-поведенческие тренинги, тренинги эмоций аутотренинги.

Большое внимание в нашем детском саду уделяется воспитанию внутренней позиции личности по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности, путём экспериментирования детям предлагается попробовать понять как плохо человеку, который не видит, не слышит и т. д.

Для закрепления и расширения знаний по валеологии, один раз в неделю, во второй половине дня у нас работает кружок "Я - человек" где дети в непринуждённой обстановке познают себя.

Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.

Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) , необходимыми для развития навыков ребенка.

Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

В отличие от медицины, в центре внимания которой находится, прежде всего, больной человек и способы его лечения, в сфере интересов валеологии – человек здоровый, желающий своё бодрое и жизнерадостное состояние сохранить. Учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к питанию и двигательной активности – в этом состоит главный смысл всех занятий, конспекты которых изложены в данном тематическом разделе.

Посмотрите, как Ваши коллеги постарались заинтересовать своих подопечных ценностями здорового образа жизни и привить им основы здоровьесбережения.

Энциклопедия занятий по основам валеологической культуры

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1056 .
Все разделы | Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки

Конспект ООД по валеологии в подготовительной группе «Зачем нам нос?» Программное содержание. - Дать детям представления об органах дыхания – о функциях носа, особенностях его строения, отметить важное значение носа для человека. - Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними. Закрепить правила...

Загадки по валеологии 1.He часы, а тикает, Не мотор, а работает, Не насос, а качает. (Сердце) 2.Он вокруг нас незаметен, Он невидим, невесом, Хоть без запаха и цвета, но он каждому знаком. Без него пропала б жизнь На планете нашей. Кто ответит : без чего Жить не сможет каждый? (кислород) 3.Как...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Цикл консультаций для родителей «Валеологическое воспитание в условиях семьи»

Публикация «Цикл консультаций для родителей «Валеологическое воспитание в...» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА цикл консультаций для родителей ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Составила: воспитатель первой категории МДОУ д/с № 10 Н.В. Лягаева МАГНИТОГОРСК, ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОМАШНИХ УЛОВИЯХ...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по валеологии с использованием упражнений на развитие слухового внимания «Умное ухо» для подготовительной группы. Подготовила: Воспитатель МАДОУ № 104 первой квалификационной категории Шпарвассер Е.В Цель: - формировать элементарные представление детей об...

Конспект НОД по валеологии «Чтобы быть здоровым» в младшей группе КОНСПЕКТ НОД по валеологии «Чтобы быть здоровым» в младшей группе Цель: 1. Формировать у детей понятие «здоровье», «болезнь». 2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Закрепить знание детьми последовательности правил мытья рук. 3. Побуждать детей соотносить ситуацию,...

Современные требование личного развития подрастающего человека, его нравственное, физическое, психическое здоровье определило направленность данного пособия. Макет «Тело человека» можно использовать в познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности. Цель:...

Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект игры-занятия по валеологии «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Программное содержание: Образовательные задачи: 1.Дать детям представления о составляющих здорового способа жизни, о том, как человек заботится о своем здоровье. 2. Формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить; из каких частей...

Консультация для воспитателей «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» «Валеологическое воспитание детей в ДОУ» Материально-технические и медико-санитарные условия в ДОУ должны обеспечивать необходимый уровень охраны здоровья детей, управление им, физическое и нервно-психическое развитие дошкольников. Валеологическая служба позволяет привлечь к...

Валеология (название термина происходит от латинского valeo - "быть здоровым" и греческого logos - "учение")- это раздел в педагогике, а так же один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо- и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Нам представляется вполне оправданным использование удачного термина «Валеология» в рамках дошкольной педагогики исключительно в образовательных целях - без фанатизма, привития "культа тела", философских и религиозных трактовок. Оптимальная концентрация материала должна лежать в пределах треугольника "гигиена - здоровье - здоровый образ жизни", с небольшими экскурсами в анатомию и экологию.

В ближайшее время мы собираемся пополнить количество конспектов в этом разделе. Мы надеемся, что эти конспекты помогут вам в вашей работе с дошкольниками в детском саду.

Если Вы заметили какие-то неточности или недоработки, то, пожалуйста, сообщите нам об этом. Также, если у Вас есть собственные занятия, то поделитесь ими с другими, пишите нам, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.



Рассказать друзьям