Во сколько детей отдают в садик. Во сколько лет отдавать ребенка в садик? осваиваем детский сад

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Социализация – важный процесс становления личности. Для детей он начинается в семье и продолжается среди сверстников сначала в детском саду, а затем в школе. Поэтому рано или поздно перед каждым родителей встаёт вопрос: когда отдать своего ребёнка в детсад. Следует сказать, что однозначного мнения на этот счёт не существует. Однако есть ряд устоявшихся принципов, проверенных десятилетиями, а также советы на этот счёт опытных педиатров и педагогов.

Правила приёма в детский сад

Дети должны уметь играть со сверстниками

Для молодых родителей, особенно если у них первый ребёнок, вопрос, связанный с поступлением в детский сад, вызывает много разговоров и споров. Начиная от возраста, оптимального для первого знакомства с детским дошкольным учреждением и заканчивая необходимым набором одежды для прогулок и сна.

Законом о принятии детей в детские сады оговаривается, что малыша можно отдавать в ясельную группу с девятимесячного возраста. От ребёнка не требуются никакие умения и навыки. Это правило не менялось с советских времён, когда срок декретного отпуска был значительно короче, чем в настоящее время. Поэтому сейчас не многие родители решаются отдавать таких крох в ясельную группу. И в ясли начинают приём малышей с двухлетнего возраста. При этом ребёнок уже должен уметь проситься на горшок.

К детям, которые поступают в младшую группу детсада, предъявляются следующие требования:

  • умение самостоятельно кушать ложкой;
  • складывать пирамидку по уменьшению объёма колец;
  • собирать элементарные фигурки из кубиков;
  • различать цвета (желательное, но не обязательное условие).

Для приёма в детский сад (ясли) родители должны написать заявление, представить справку о состоянии здоровья ребёнка и собрать необходимый набор вещей для малыша, перечень которых можно узнать в выбранном учреждении.

Критерии готовности

Ребёнок в детском саду должен обладать базовыми умениями

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

  1. Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
  2. Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
  3. Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
  4. У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.

Как сделать адаптацию лёгкой и безболезненной

Положительный образ детского сада - основа успешной адаптации

Если вы считаете, что ребёнок готов к детскому саду, то важно учесть некоторые факторы, помогающие легко и быстро пережить адаптационный период:

  • Немаловажным аспектом выбора времени поступления в детсад остаётся сезон. Лучшим периодом считается период с июля по август. В это время года у малышей иммунитет укреплён летним солнцем и витаминами, а значит, многие инфекции и вирусы не страшны. Кроме того, все учебные занятия начинаются с сентября, следовательно, у ребёнка буде время на адаптацию к новому месту, привыканию, которым учёба будет только мешать.
  • У малыша нужно сформировать положительный образ детского дошкольного учреждения. Для этого чаще показывайте ему картинки, на которых изображены дети в садике, говорите с вашим чадом о том, как хорошо проводить время со сверстниками, сколько новых друзей появится у него.
  • Подстройте режим дня ребёнка под режим детского сада. Так вы существенно облегчите ребёнку привыкание к распорядку дня, дисциплинируете его.
  • Старайтесь, чтобы тема детского сада чаще возникала в вашем общении с соседями и родственниками – малыши очень чутко реагируют на разговоры взрослых.
  • Приучите ребёнка с вечера собираться в детский сад, как это делаете вы к следующему рабочему дню. Помогите малышу приготовить одежду, выберите игрушку, с которой он пойдёт в детсад. Сложите всё в сумку или пакет. Эта привычка будет полезной и в последующий, школьный, период.
  • Пообщайтесь с родителями тех ребят, которым симпатизирует ваш малыш. Этим вы поспособствуете укреплению их дружеских связей.
  • Внимательно отнеситесь к тому, как воспринимает ребёнок воспитательницу и педагогов в детском саду. Если малышу кто-то откровенно несимпатичен, лучше поменяйте группу. Не пытайтесь насильно заставить ребёнка кого-то любить – он не обязан этого делать.

А.С. Макаренко говорил: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Возраст малыша от года до полутора лет – наихудший период для того, чтобы отдать ребенка в детские ясли. Любая, даже кратковременная разлука с мамой – трагедия для маленького человечка. Даже если с ним остаются любящая бабушка или заботливая няня, маму не заменит никто. Лишь самыми крайними обстоятельствами можно объяснить выход в ясли в этом возрасте.

Психологи считают, что отдавать ребенка в сад в 1,5 года - слишком рано. В этом возрасте еще очень сильна связь между мамой и малышом. Ребенок болезненно реагирует как на отсутствие мамы, так и на приближение к нему чужих людей.

В 2 года привыкнуть к детскому саду ребенку уже немного проще. Если он активен, может самостоятельно есть, ходить в туалет, можно попробовать отвести его в сад. При этом необходимо внимательно следить за состоянием ребенка. Если процесс адаптации проходит тяжело, не стоит настаивать на посещении сада. Давление на ребенка может негативно сказаться на его способности в дальнейшем устанавливать контакт с другими людьми.

Детки в возрасте 3–4 лет

К трем годам малыш уже может спокойно переносить отсутствие мамы некоторое время. Он обладает необходимыми навыками самообслуживания, легко контактирует с другими детьми. Именно этот возраст наиболее оптимален для «выхода в свет». В возрасте от трех до четырех лет дети начинают с удовольствием играть в общие игры, учатся делиться игрушками, постепенно переходят к ролевым играм, распределяя роли между собой. Это бесценный опыт общения.

В этом возрасте очень небольшое количество детей можно назвать «несадиковыми». При постепенном приучении к детсадовской группе ребенок хорошо адаптируется в незнакомой обстановке.

В группе детей ребенок быстро усвоит те навыки, которым еще не научился. Но главный «плюс» в посещении детского сада в таком возрасте – это, как уже отмечено, усвоение навыков общения со сверстниками и старшими людьми.

Если по каким-то причинам ребенок не посещал детский сад до четырех лет, в этом нет ничего страшного. Четырехлетнего малыша еще не поздно отдать в сад. Именно в это время дети получают полное удовольствие от общения и игры с ровесниками.

Ребенок не будет ни в чем отставать от других детей, не посещая детский сад. Важно одно – не замыкать круг его общения мамой, папой и родственниками. Расширять область общения можно с помощью различных детских клубов, кружков, школ раннего развития. Важно не то, в каком возрасте ребенок пошел в сад. Важно, как он на это реагирует, как умеет строить общение с ровесниками и старшими, как он адаптируется в обществе.

Никто не даст однозначного ответа на вопрос «?». Будущий детсадовец должен быть психологически и физически готовым к коллективной жизни. Природой задумано не было, чтобы дети по 8-9 часов находились в незнакомом окружении, раньше они воспитывались с нянями и гувернантками, и это считалось нормой. Дошкольные учреждения — это нововведения социума.

До 3 лет у детей сильная связь с матерью, для них новое окружение — это стресс. Психологи утверждают, что до 2,5 лет малыши не проявляют желания взаимодействовать со сверстниками: это скорее источник конфликтов, чем удовольствие. Перед незнакомцами дошкольники 2-3 лет испытывают страх — это одна из причин трудной адаптации.

Ориентировочные сроки адаптации:

  • В яслях — 6-10 дней.
  • Для трехлетних детей — 2-3 недели.
  • Для дошкольников старшего возраста — 3-4 недели.

Что нужно учесть?

  • Коммуникабельность. Деткам, которые легко общаются с «соседями по песочнице», проще, чем застенчивым или отставшим в речевом развитии. Скромников дополнительно нужно определить к психологу и логопеду, чтобы научились рассказывать о своих желаниях и потребностях.
  • Иммунная система. Болезненным детям раннее пребывание в группе противопоказано.
  • Самостоятельность. Если дитя умеет проситься на горшок, сам держит бутылочку или ест ложкой — ему будет легче адаптироваться к системе.
  • Эмоциональность — по наблюдениям специалистов, девочки адаптируются к новшествам быстрее, у мальчиков связь с матерью прочнее.


Фазы адаптации:

  • Легкая — длится до 15 дней, карапуз адекватно ведет себя в яслях в детском саду , не болеет, не теряет вес, не капризничает.
  • Средней тяжести — налицо признаки психического стресса, возможет беспричинный плач или небольшая потеря в весе (длится до 2 месяцев).
  • Тяжелая — категорическое непринятие, истощение, болезненность, перепады настроения. Обязательна консультация специалиста.

Статистика в разных странах

Страна

Принимают в садик

Декрет длится 2 месяца, потом можно отдавать грудничка в ясли

С 3 месяцев

Декретный отпуск длится полгода, потом дитя отдают в сад

Великобритания

Финляндия

С 9 месячного возраста

С 3 лет, практикуется домашнее воспитание

До 3 лет отпрыски остаются с родителями или родственниками

Ясли в детском саду

Возрастное ограничение — с 1,5 лет, но есть группы и для воспитанников с 6 месяцев. Предпочтительнее приучать малыша к коллективу заранее: начните с групп кратковременного пребывания (2-3 часа), позже можно будет оставлять и на целый день.

Рекомендуем заранее приехать в выбранное заведение, познакомить специалистов с особенностями развития и привычками ребенка, его интересами и склонностями. Кардинально менять привычный уклад жизни в один момент нельзя.

Преимущества:


Недостатки:

  • Не у всех частных садов есть лицензия.
  • Высокая стоимость.

Во сколько лет отдавать ребенка в сад — личный выбор каждого, но будьте осмотрительны, в столь нежном возрасте не редкость психологические травмы.

Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, "домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, "домашние" детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам.

Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Зачастую дети переходили целыми группами из "дворового" детского сада в такую же "дворовую" (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка . Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным "багажом": кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

  • Прежде всего - возможность общения со сверстниками , включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить:примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми . И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  • Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
  • В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
  • Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше.

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития .И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли "домашнему" ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках , играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Главное понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик - отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу . Самое лучшее - если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить "график посещений", по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный "детский сад" "работает" всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода "в свет" - четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что "чем раньше, тем лучше - быстрей привыкнет"! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз , конечно, может "привыкнуть" к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть - это значит смириться и молча страдать , реагируя на стресс "всего лишь" частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление - далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это - чрезвычайно рано! Полтора года - возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие , а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников. Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же - рано! К двум годам малыш может быть действительно очень общительным , и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья . Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас.

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из "педагогических" соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его "домашние" сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений , поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.


Эта тяжелая адаптация

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей - частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие "прелести", как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться "нормальными". Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно - постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым - три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант - постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три - три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает - нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по "щадящему" режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

О. Жукова

Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!

Вот и остались позади долгожданная беременность, трудные роды, бессонные ночи первых месяцев жизни малыша, мучительное прорезывание зубов, а также все радости и страхи, связанные с этими событиями. Впереди - светлое будущее, садик, школа, институт и двери, открытые в новую, взрослую жизнь ребенка. Так рассуждают все молодые родители. В их планах весь этот процесс протекает без сучка и задоринки. Мама, отпраздновав первый год жизни своего ненаглядного чада, жаждет поскорее выйти на работу. Она твердо уверена, что без проблем пристроит его в дошкольное учебное учреждение и сможет вновь приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, но на самом деле не все так радужно, ведь она не знает, с какого возраста берут в детский сад!

Многие неопытные родители, воспитывающие своего первого ребенка, наивно полагают, что отдать малыша на воспитание в муниципальный садик - это элементарное дело, тогда как на деле это трудный процесс, сопряженный с различными проблемами и сложностями. Сегодня мы попытаемся прояснить все моменты в процедуре поступления в ДОУ, а также разберемся, с какого возраста детей берут в детский сад и ясли и что для этого нужно сделать мамам и папам.

Следуя букве закона

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать, что процесс поступления ребенка в детский сад регулируется сразу несколькими нормативами. Как и многие законодательные акты в нашей стране, они во многом противоречат друг другу. Наибольшее количество непониманий как у населения, так и у ответственных лиц, которыми являются заведующие ДОУ, вызывает пункт о том, с какого возраста берут в детский сад. Закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, его статья под номером 67, говорит, что допускается прием малышей от двух месяцев. Последняя редакция этого документа датирована декабрем 2015 года и по сей день в него не вносились правки.

Значит, по логике вещей, именно с этого возраста крох берут в детский сад. С какого возраста тогда записывать ребенка на очередь? Пожалуй, еще до его рождения (шутка)! Хотя все, кто уже начал подумывать о садике для своего малыша, наверняка успели столкнуться с тем, что мест в этих учреждениях катастрофически не хватает. В советское время большая их часть была упразднена за ненадобностью, однако когда демографическая ситуация в стране начала улучшаться, старые садики не открылись опять, да и новые строятся не так быстро и не в том количестве, как это необходимо. В итоге чиновники приняли потрясающее решение, по их мнению, помогающее разгрузить дошкольные учреждения, а именно - брать туда лишь тех малышей, которым уже исполнилось три года. Это решение подтверждается Указом президента №599 от седьмого мая 2012 года.

Чтобы у родителей не возникало сомнений по поводу того, с какого возраста берут в детский сад, каждая из этих организаций в своем Уставе установила эту планку и производит набор в группы исходя из нее. То есть заведующие садиками на вполне законных основаниях могут отказать родителям в приеме ребенка, если ему нет трех лет.

Когда же начинается реальный детсадовский возраст?

Таким образом, как бы ни хотелось мамам и папам пристроить свое чадо, если в выбранном ими ДОУ существует реальная нехватка мест, заведующая имеет полное право отказать им в поступлении в детский сад. С какого возраста берут точно? Как мы уже говорили, по достижении ребенком трех лет. И то это не произойдет «здесь и сейчас». Существует прописанная процедура приема детей в ДОУ. Согласно закону, вначале малыша необходимо поставить на очередь. Но даже если на момент ее подхода ребенку нет 3 лет, его могут и не взять, хотя на территориях некоторых муниципальных образований есть исключения, например в Москве. С какого возраста берут в детский сад столичных малышей?

Как показывает практика, примерно в 2,5 года уже можно пробовать. На данный момент столичные чиновники готовят постановление, в котором эта планка будет снижена до двух лет, что не может не радовать, ведь часто родители не могут засиживаться с ребенком в декрете положенные три года. Вместе с тем, если родные своевременно не побеспокоились и не встали на учет в специальную комиссию, которая регистрирует детей в программе, распределяющей места в дошкольных учебных заведениях, они рискуют начать водить малыша в садик примерно годам к 4-5.

Что говорят родители?

Максимально достоверную информацию о том, с какого возраста берут в детский сад и в ясли, проще узнать на различных «мамских» форумах. Там родители делятся собственным опытом о том, как и куда они отдавали своих малышей на воспитание в дошкольные учебные учреждения.

Судя по отзывам, раньше, чем в два года, пристроить ребенка просто не получится. В большинстве случаев родителям все же приходится ждать до трех лет. Как отмечает большинство из них, детей нужно ставить на очередь в детский сад сразу после рождения - максимум до года.

Немного проще отдать малыша в садик досрочно можно, если оба родителя официально трудоустроены. В таком случае существует реальная возможность попасть в группу примерно с 2,5-2,8 лет. Нередко на первых порах сотрудники ДОУ предлагают родителям альтернативный вариант стандартного пребывания в садике - ГКП. О том, что это такое, мы сейчас поговорим более подробно.

Что такое ГКП?

Эта аббревиатура расшифровывается как «группа кратковременного пребывания». Когда представители детского сада предлагают родителям отдать ребенка на ГКП, они имеют в виду, что малыш может ходить в садик и находиться там вместе с другими детками, учиться, гулять и участвовать в различных мероприятиях, но на особых условиях:

  • время пребывания ребенка в саду не превышает 5 часов в день;
  • для него не выделяется место для сна;
  • малыш, находящийся в ГКП, не кушает в садике.

То есть все происходит примерно по такому сценарию: мама приводит своего ребенка в группу после завтрака, он занимается с детками и педагогами, выходит на прогулку, но к обеду за ним приходят родители и забирают его, не оставляя на обед и тихий час. Иногда малышей из ГКП объединяют в одну отдельную группу, но это только если в садике есть для нее место. Обычно детки находятся вместе, только одни пребывают на попечении воспитателей лишь до обеда, а другие приходят в детский сад на полный день. С какого возраста берут на ГКП? Как правило, около 2,5 лет, перед тем как ребенок начнет ходить в обычную группу, чтобы он адаптировался к коллективу и своему новому положению воспитанника ДОУ.

Грудничок и детский сад

А как насчет яслей - существуют ли они в наше время? В советские времена была вполне естественной практика, когда ребенка отдавали в садик в год-полтора. Декрет был коротким, выплат мамам никаких не делали, поэтому они вынуждены были идти на работу буквально через несколько месяцев после родов. При этом вполне закономерно, что в рабочее время забота о детях ложилась на плечи государства.

Однако сейчас большинство ясельных групп просто реорганизовано. Они функционируют лишь в некоторых крупных городах страны, да и то в них не принимают детей раньше, чем в полтора года. Как правило, к малышам предъявляются требования о том, чтобы они имели базовые навыки самообслуживания и, конечно же, были отлучены от груди.

Процедура поступления в ДОУ

Итак, что нужно сделать, чтобы попасть в садик?

  1. Обратиться в комиссию по комплектованию ДОУ по месту, где проживает ребенок, с просьбой о том, чтобы его поставили на очередь в садик. Можно выбрать до трех ДОУ и ждать освобождения места в любом из них.
  2. Дождаться так называемой путевки, открывающей перед родителями и их малышом двери садика, и идти к заведующей с соответствующим заявлением о поступлении и всеми необходимыми документами.

Кажется, что все просто? Нет, на втором этапе проблемы только начинаются. В список документов, кроме заявления, копии и оригиналов свидетельства о рождении, паспорта и ИНН одного из родителей, свидетельств о рождении других детей в семье, медицинского страхового полиса на дите и открытого счета в банке с оформленной сберкнижкой и ее копией, нужно пройти профильный медосмотр и подготовить прививочную карту на малыша. Согласно последним указам, если у ребенка не сделаны все противоэпидемиологические вакцины, ему имеют право отказать во вступлении в садик. Такое решение можно оспорить, подобные прецеденты уже существуют, но тогда родителям необходимо будет доказывать, что их ребенок не болен и не несет угрозу для здоровья других малышей.

Как обойти очередь в садик?

Многим родителям приходилось сталкиваться с тем, что их очередь стоит, как вкопанная, в течение нескольких месяцев, и места для ребенка в выбранном садике нет и, по заверениям заведующей ДОУ, не будет. В таких ситуациях становится уже совершенно неважным, с какого возраста берут в детский сад на полный день, в него хочется попасть хоть когда-нибудь, ведь почему-то другие малыши ходят туда безо всяких проблем. Нужно понимать, что существуют категории граждан, имеющие льготные места в детских садах. К ним относятся:

  • дети, у которых есть только один родитель (опекун) и при этом он трудоустроен;
  • дети студентов и особенно учащихся матерей;
  • дети инвалидов первой и второй групп;
  • дети сироты или те, кто находится под опекой;
  • дети военнослужащих, судей, прокуроров, работников милиции, родителей, занятых в педагогической сфере (если они подчиняются Департаменту образования в Москве);
  • малыши из многодетных семей, также близнецы и те, у кого в конкретном садике уже есть братья или сестры.

Как видите, список довольно внушительный и подвигать очередь есть кому. Чисто теоретически система распределения мест в детских садах абсолютно прозрачная и не зависит от человеческого фактора, но, как показывает практика, это не всегда так. Случаи, когда в ДОУ записывали деток в обход всех формальностей, были, есть и будут, и как с этим бороться, пока неизвестно.

Кто еще может отвести ребенка в садик раньше?

Пока что на местах все ДОУ руководствуются единой законодательной базой, не делая исключений для своих подопечных. Немного более лояльно относятся к этому в небольших населенных пунктах, где численность населения не столь велика, а потому нет жесткого дефицита свободных мест в группах для дошкольников. А вот в крупных городах это настоящая проблема - садиков не хватает, в том числе и в Москве. С какого возраста берут в детский сад на полный день, мы уже говорили, с ГКП немного проще - туда можно устроить малыша и в два года.

Но стоит попробовать пробиться в дошкольное образовательное учреждение родителям, которые вынуждены работать по тем или иным причинам. Если и отец, и мать официально трудоустроены, они являются квалифицированными специалистами и могут доказать это, то у них есть реальная возможность отдать ребенка в садик раньше трех лет.

Скидки и компенсации на оплату

Теперь поговорим о том, сколько нужно платить за пребывание ребенка в детском саду. По состоянию на 2018 год родителям, чей малыш ходит в ясельную группу, придется ежемесячно делать платеж на сумму около 1200 рублей, на старших деток расходы будут немного меньше - 1100 рублей. При этом государство делает компенсации для родителей. Скидка зависит от многих факторов, например, количества детей в семье, уровня дохода родителей, наличия у них льгот и их места занятости. Минимальная компенсация на оплату детского сада составляет 20% от суммы платежа, максимум - это 70%. Также есть группа детей, которые могут посещать ДОУ на бесплатной основе - инвалиды и малыши, родители которых имеют инвалидность либо являются военнослужащими или сотрудниками образовательной системы.

Немного о дорогом - частные детские сады

К слову, даже без компенсаций и льгот муниципальные садики вполне доступны для граждан, чего не скажешь о частных дошкольных образовательных учреждениях. Стоимость услуг таких организаций в разы выше и иногда достигает 25-30 тысяч рублей. Конечно, хорошие частные садики сильно отличаются от государственных. В стоимость их услуг, как правило, входит оплата питания по индивидуальному меню и расширенная программа обучения для малышей. Набор в группы там происходит круглый год, в такие сады принимают детей младше трех лет, поэтому для родителей, которые не хотят терять высокооплачиваемую и престижную работу, такие ДОУ - хорошая возможность пристроить ребенка в рабочее время и не волноваться о его безопасности.



Рассказать друзьям