Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Пенсии военнослужащим рф в году

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Путин на днях утвердил закон, устанавливающий приостановить до 2014 года индексацию заработных плат сотрудников полиции, военнослужащих, а также сотрудников Внутренних войск Министерства Внутренних Дел. Данный закон был, прежде всего, необходим для того, чтобы индексация с учетом инфляции была проведена параллельно во всех российских силовых структурах. Следует отметить, что согласно разработанному финансовому закону, увеличение окладов военнослужащих теперь разделено на две части. Первая часть повышения окладов состоялась в январе текущего года, тогда оклады были повышены сотрудникам Внутренних войск Министерства Внутренних Дел,а также сотрудников Вооруженных сил Российской Федерации. Вторая часть повышения окладом, которая должна пройти в январе следующего года, должна будет коснуться довольствия офицеров и солдат все остальных ведомств и министерств.


При этом в повышенные оклады не закладывается так называемая инфляционная составляющая, поскольку это не принято у финансистов. Кроме того, не принято сразу же индексировать довольствия после проведения повышения. Соответственно, сотрудники Министерства финансов пришли к выводу о том, что сотрудники таких ведомств, как ФСО, МЧС, а также ФСБ и некоторые министерства, возможно, окажутся в более ущербном положении нежели полицейские или их армейские коллеги. С данными выводами согласились и члены Правительства Российской Федерации, поэтому было принято коллективное решение индексацию жалованья сотрудников Министерства Внутренних Дел, а также работников Министерства обороны Российской Федерации пока не проводить, а провести ее немного позднее.

Во время обсуждения данного вопроса в ходе заседания сотрудников комитета Совета федерации по обороне и безопасности Леонид Горин, который сейчас занимает должность заместителя министра финансов, сообщил чиновникам некоторые экономические расчеты, касающиеся данного вопроса. По словам чиновника, общие объемы денежных средств на проведение индексации довольствия военных, относящихся к Внутренних войскам, а также к Министерству обороны Российской Федерации равны примерно 44 миллиардов рублей.Если учитывать в данных расчетах всех военнослужащих остальных федеральных структур, то на проведение индексации нужно будет найти еще 67 миллиардов рублей.Если учитывать индексацию для военных пенсионеров за выслугу лет, то нужно еще прибавить к этой сумме порядка 26 миллиардов рублей. Соответственно, в общей сложности, расходы на проведение индексации будут равны порядка 93 миллиардов рублей.

Финансисты по понятным причинам активно собираются экономить денежные средства государственного бюджета. После очередного повышения довольствий военнослужащих уже сложно назвать нищими. При этом небольшая отсрочка проведения инфляционной индексации жалования военных по идее не должно принести им большого материального ущерба. Ведомственные экономисты в данном случае придерживаются того же мнения. Однако они отмечают, что надо обратить внимание на то, чтобы данная отсрочка индексации довольствий военнослужащих не превратилась в норму.

Однако открытым остается вопрос относительно индексации довольствий военным пенсионерам. На вопрос о том, будут ли проиндексированы в текущем году данные довольствия, все финансисты отвечают положительно. По этому поводу есть даже указ № 604, подписанный Президентом Российской Федерации. Согласно данному документу, члены правительства должны обеспечить рост довольствий военнослужащим в отставке таким образом, чтобы ежегодная надбавка к имеющемуся пенсионному довольствию в конечном итоге превышала на 2 процента значения прогнозируемой инфляции. Сотрудники Министерства экономического развития рассчитали, что уровень инфляции в следующем году будет равен 5,5 процентов. Соответственно, довольствия военные пенсионеров должны увеличиться минимум на 7,5 процентов.

Для того чтобы реализовать данный указ президента Российской Федерации был создан специальный механизм. В том случае, если довольствия военнослужащих не увеличиваются, то размер пенсий военным отставникам должен будет рассчитываться, исходя из виртуального увеличения довольствия военнослужащих. Также следует сказать, что увеличение военных пенсий в бюджете следующего года заложено аж два раза. С начала следующего года военным пенсионерам довольствия в размере 56% от новых базовых довольствий военнослужащих, на не 54%, как это было ранее. А в октябре следующего года этот показатель повысится до 58,05%.

Нужно отметить, что разработана специальная схема начисления денежного довольствия сотрудникам Внутренних войск, которая со следующего года будет распространяться на довольствия всех военнослужащих. Новая схема разработана в полном соответствии с Законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Также было принято во внимание и постановление № 992 правительства Российской Федерации, в котором перечислены новые довольствия согласно стандартным воинским званиям и должностям. Как ранее заявляли члены правительства, довольствие военнослужащих уже увеличилось, у некоторых еще только будет увеличено примерно на 2,5 – 3 раза.

Серьезное повышение довольствия назначили для всех военных профессионалов, включая рядовых контрактников и четырехзвездного заместителя министерства обороны.

Например, если раньше командир взвода, который имел звание лейтенанта, получал порядка 15 – 17 тысяч рублей, но в настоящее время за свою должность он будет получать порядка 20 тысяч рублей. Офицерские звезды обеспечат ему надбавку к жалованью в размере 10 тысяч рублей. Помимо базовых выплат предусмотрены еще и дополнительные. Например, если взвод лейтенанта в этом месяце стал лучшим, то его жалованью автоматически увеличивается примерно на 20 тысяч рублей, поскольку за добросовестную службу положена надбавка к довольствию в размере ста процентов от среднего должностного оклада. Соответственно, в месяц можно получать около 50 тысяч рублей, именно такую цифру ранее озвучивал президент Российской Федерации.

Тем не менее, такая сумма довольствия отнюдь не является окончательной для молодого офицера. Если он имеет 3-й класс, то к его довольствию будет добавлено 10 % от его месячного довольствия. Соответственно, минимум ему будет добавлено три тысячи рублей. Если военнослужащий к тому же проходит службу на территории Крайнего Севера, то при расчете его довольствия будет учтен коэффициент для данного региона.Соответственно, в общей сумме со всеми надбавками лейтенант может ежемесячно получать примерно 60 – 70 тысяч рублей.

Примерные размеры денежных довольствий других военнослужащих выглядят следующим образом. Капитан командир батареи либо командир роты каждый месяц за должность будет получать порядка 22 тысяч рублей, за свое звание он будет получать еще 11 тысяч рублей. Командир батареи полковник за свою должность будет получать 24 тысячи рублей, за звание ему добавят еще 12 тысяч рублей. Довольствия полковника командира бригады будет состоять из 29 тысяч рублей за его должность и 13 тысяч рублей за его звание.Генерал-майор командир дивизии будет получать за должность 30500 рублей, а за звание ему добавят еще 20 тысяч рублей.

Однако наибольший размер окладов будет у заместителей министров, а также у глав федеральных служб. Например, общий размер денежного довольствия с учетом звания и занимаемой должности у заместителя, который имеет звание генерала армии, в настоящее время будет составлять 71 тысячу рублей.

Запланированную на будущий год индексацию жалованья в армии и внутренних войсках МВД, скорее всего, отложат до 2014-го. Делается это с единственной целью - чтобы инфляционные выплаты военным одновременно подросли во всех силовых структурах России.

Напомним, что по новому финансовому закону повышение денежного довольствия военнослужащим разделено на два этапа. Первый - с января этого года - коснулся только Вооруженных сил и внутренних войск МВД. На втором этапе - в январе 2013-го - значительно увеличится жалованье солдат и офицеров из других министерств и ведомств.

Сразу закладывать в новые оклады инфляционную составляющую не принято. Индексировать денежное довольствие вслед за его повышением - тоже. Поэтому, рассудили в минфине, военные ФСБ, МЧС, ФСО, некоторых других структур могут оказаться в заведомо ущербном положении по сравнению с армейскими коллегами. Отсюда предложение правительству - повременить с индексацией жалованья в минобороны и внутренних войсках.

Рассказывая об этой инициативе на заседании Комитета Совфеда по обороне и безопасности, замминистра финансов Леонид Горнин привел экономические выкладки.

Мы посчитали, что ежегодно общие объемы на индексацию денежного довольствия военнослужащих только минобороны и внутренних войск составят 44 млрд рублей. А если взять военнослужащих других федеральных структур, то в совокупности на эти цели необходимо потратить еще 67 млрд. С учетом доплаты индексации за выслугу лет военным пенсионерам, - это еще 26 млрд рублей. То есть общие расходы составят 93 млрд, - сообщил он.

Желание финансистов сэкономить средства госбюджета, тем более что для этого есть веские основания, в общем-то, понятно. После серьезного повышения окладов наших военных нищими уже не назовешь. А временная отсрочка индексации армейского жалованья большого ущерба их кошельку не принесет. С этим соглашаются даже ведомственные экономисты. Главное, говорят они, чтобы такая практика не стала нормой при расчетах со служивыми.

Но как быть с военными пенсионерами, им-то выплаты в будущем году проиндексируют? На этот вопрос финансисты отвечают однозначным "да" и ссылаются на указ президента РФ N 604. По этому документу правительство обязано обеспечить такой рост выплат отставникам, чтобы ежегодная денежная добавка к их пенсионному довольствию на 2% превышала уровень прогнозируемой инфляции. Допустим, если минэкономразвития на 2013 год определит ее в 5,5%, то выплаты военным пенсионерам подрастут как минимум на 7,5%.

Для реализации президентского указа разработан специальный механизм. В случае когда военные оклады не поднимают, рассчитываемые от их размера ведомственные пенсии начисляют с учетом виртуально повышенного армейского жалованья.

Рост отставных выплат в проекте бюджета-2013 заложен дважды. С 1 января пенсионерам планируют начислять не 54% от новых базовых военных окладов, как это было в нынешнем году, а 56%. А с будущего октября данный показатель должен вырасти до 58,05%.

Кстати

Раскладка по базовым окладам кадровых военных выглядит так. Капитан командир роты или батареи ежемесячно получает 22 тысячи за должность и 11 тысяч за звание. Комбат подполковник - соответственно 24 и 12 тысяч. Полковник командир бригады - 29 и 13 тысяч. У комдива в звании генерал-майора эти показатели выросли до 30 500 и 20 тысяч рублей соответственно.

Последнее проведенное заседание коллегии Министерства Обороны РФ подтвердило прогнозы о повышении пенсий военным пенсионерам в 2013 году на величину инфляции плюс 2%.

Как мы помним, в основе расчетов доходной базы для исчисления размера будущей пен-и военнослужащего или сотрудника ОВД с соответствующей выслугой в размере 20 лет (минимально) расчеты до 1 января 2012 года производились исходя из деления фиксированной части заработной платы, установленной для данного звания, должностного оклада, районного коэффициента и иных премий за дополнительную выслугу (свыше 20 лет) на 2. Иными словами, доходные статьи умножались на 50% при сроке службы в 20 лет и дополнительно прибавлялось по 3% за каждый дополнительный год выслуги, но с максимально возможным коэффициентом 0,85 (то есть пенсия не могла превышать по размеру 85% совокупного ежемесячного дохода, получаемого во время работы). Однако, как помним, увеличение должностных окладов военнослужащим и сотрудникам органов ОВД в 2011 году поставило Правительство России в затруднительное положение, поскольку при сохранившемся положении дел потребовалось бы повысить также и пенсии на достаточно значительную величину. Однако, бюджет государства справится с данной задачей ситуацией был не в состоянии.

Именно с того периода (а именно с 01.01.2012 г.) для решения вопроса о достойном обеспечении военных, вышедших на пен-ю, в условиях дефицита бюджета и был введен понижающий коэффициент 0,54, на который стала умножаться доходная база для расчета п-сии, формула которой приведена абзацем выше. Что интересно, данная мера была введена временно, то есть понижающий коэффициент должен будет устранен через несколько лет путем добавления к понижающему коэффициенту по 2% ежегодно. Само собой, при подобных темпах роста, понижающий коэффициент был бы устранен (то есть принял значение 100%) только через 23 года, что, конечно же, достаточно долго. Однако, как оказалось, не все так плохо – с начала 2013 года военные пенсии стали увеличиваться более существенными темпами.

Рост пенсий военных пенсионеров с начала 2013 года

Итак, вскоре после введения понижающего коэффициента, Правительство подумало о более существенном ежегодном увеличении понижающего коэффициента и выдвинуло инициативу индексировать понижающий коэффициент с учетом инфляции (читайте также: ). Естественно, первые положительные результаты стали видны только начиная с 2013 года. Уже с 1 января 2013 года размер понижающего коэффициента увеличился на 2% до 56%, что соответствует прибавки к пенсии в размере 3,7%. Указ Президента России от 7 мая 2012 года предполагает, как уже было сказано, увеличение размера пенсии с учетом величины инфляции. И если бы с начала 2013 года пенсии были бы проиндексированы на величину инфляции 2012 года, то их бы размер увеличился к текущему времени на 11%. Однако, в связи с неутешительными прогнозами бюджета на 2013-2014 года индексирования военных пенсий на 11% не произошло. Более того, очередного повышения п-сий военным пенсионерам в 2013 году, вообще могло бы не произойти, если бы соответствующие инициативы были бы одобрены. Однако, последние новости говорят о том, что второе за текущий год повышение выплат военным пенсионерам все же произойдет и запланировано оно на 1 октября 2013 года.

В результате второй индексации:

  • Совокупный размер пен-и увеличится на 3,8% (рост 7,5% с начала 2013 года)
  • Понижающий коэффициент вырастет на 2,05% и составит 58,05%.

Также стоит отметить, что на последнем заседании МинОбороны не остался без внимания вопрос об улучшении качества и доступности объектов медицинской и санитарно-курортной сферы. В ближайшее время будет произведена реконструкция и строительство более 150 медицинских центров, а даже снабжение их новейшим медицинским оборудованием. В задачи на ближайшее время входит также оснащение войск мобильными медицинскими комплексами – всего планируется приобрести 91 комплекс.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Таким образом, можно заметить, что повышение пенсии военным пенсионерам в 2013 году окажется более значительным, чем это было в 2012 году, что не может не радовать.

В последнее время военные пенсионеры активно интересуются уровнем их пенсионного обеспечения. Многие СМИ еще в сентябре-октябре заявили, что несмотря на то, что индексация зарплат военных приостановлена до 1.01.2014 года, военные пенсии будут проиндексированы. Были указаны конкретные цифры.

Статьей 192 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Госдуму одновременно с предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений и пенсий в очередном финансовом году.

Согласно федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» с 1 января 2013 года пенсионерам начислят уже не 54 процента от базовых военных окладов, как это было в нынешнем году, а 56. А с октября этот показатель должен вырасти до 58,5 процента. В последующем данный коэффициент должен увеличиваться на 2%в год до достижения 100%. Такой вариант повышения выплат военным пенсионерам в итоге и утвердило правительство после принятия бюджета-2013.

Да, без сомнения - это повышение суммы пенсии в денежном выражении, но это не является индексацией, как бы не утверждали наши многоуважаемые СМИ и чиновники от министерства финансов.

Индексация -это один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей.

Увеличение понижающего коэффициента никакого отношение к инфляции не имеет, он просто не может быть привязан к инфляции, а государство в 2013 году решило вернуть 4,5 % пенсии военных, которая не выплачивается в полном объеме исходя из экономических возможностей государства в настоящее время. Рассмотрим подробнее.

Пенсия военного состоит: ОДС (оклад денежного содержания) + ОЗ (оклад за звание) + ВЛ (процентная надбавка за выслугу лет от 20 до 40 процентов в зависимости количества календарных лет проведенных на службе) . Полученная сумма умножается на индивидуальный процент пенсионера (от 50% но не более 85% от вышеполученной суммы) Индивидуальный коэффициент рассчитывается следующим образом: 50% за 20 лет + по 3% за каждый проработанный льготный год.

Формула: ОДС+ОЗ+ВЛ * ИКП= пенсия военного (до 1,01,2012 года) (умножается на районный коэффициент если он есть, так называемые северные)

Например возьмем подполковника, комбата, со стажем 20 лет (12000+24000+10800) * 50%=23400

С 1.01.2012 года, исходя из экономических возможностей, государство в данную формулу включило понижающий коэффициент 0.54 и формула стала выглядеть следующим образом: ОДС+ОЗ+ВЛ * ИКП*0.54 = пенсия военного (с 1,01,2012 года) ,

А пенсия подполковника стала выглядеть следующим образом (12000+24000+10800) * 50%*54%=12636

В 2013 году государство решило поднять понижающий коэффициент до 58.5%, это приведет к незначительному повышению пенсии в денежном отношении, но никакого отношение к индексации пенсий оно отношения не имеет.

Военные пенсии будут проиндексированы только тогда, когда государство проиндексирует денежные оклады действующим военным исходя из общегосударственного официального показателя инфляции (в текущем году он составит чуть больше 6%).

Таким образом сделаем ввод:

2. Жизненный уровень военных пенсионеров в будущем предполагается повышать ежегодно на одну и ту же сумму (2% от размера пенсии 2035 года)


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин



Рассказать друзьям