Воспитание совести. Классические идеи В.А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Совесть. Что это такое? Откуда она берётся? Чем питается? Где находится в человеке?
Вот об этом захотелось побеседовать. Вот если это чувство, то как и любовь, как преданность, как любое чувство – оно идёт от сердца. Сердечность. Совесть – совестливость, стыдливость т. е.-
Это когда человеку стыдно, неловко за себя или за окружающих его.
Маленьким, в детском саду мне было стыдно за разные вещи. Неловко, а значит стыдно, когда нечаянно пустишь воздух в обществе родителей, взрослых или девочки. Очень стыдно было, когда проснёшься уписанным в постели детского сада. А уж если укаканным, то вообще очень стыдно, ещё и обзывать будут и не только дети, но и нянички. Детки всё ж друзья, быстро всё забывают, а воспитатели всегда перед сном ещё и напомнят не раз, мол сходи в туалет, а то будет как в прошлый раз. И все при этом совестят. Не смог догнать девочку- стыдобище, слабак. Ну и так далее.
И растёшь и познаёшь мир с двух точек зрения: не что хорошо и что плохо, а за что будет СТЫДНО, а за что нет. Делаешь что-то, совершаешь поступки необдуманные, что чаше всего в раннем возрасте и происходит, и не знаешь. пока тебе потом не выскажут своё твёрдое мнение окружающие
.Вот мой поступок в 2 годика где- то, нелепый и курьёзный – сосед по койке всегда уписывался и от него, от его кровати всегда пахло мочой. Как я, с какого перепугу. каким образом, но во время сна я шнурком перевязал ему его пиписку, да на самом конце. Наверное наивно полагая, что вся беда в его крантике. Проснулись все от ужасного крика этого мальца, который проснулся от боли в промежности. Няня прибежала, откинула одеяло и то что она увидела – не забыла небось до сих пор, как и я. Его членчик надулся до невероятных размеров, то был шар с мочой. Она в крике ужаса кинулась развязывать узелок, да не сразу получилось, кричала, что резать придётся, но в какой-то момент шнурок поддался и этот шар лопнул у неё р руках, обрызгав всех, кто стоял рядом. А нянечке так вообще досталось и в рот. Отплёвываясь, она начала выяснять, кто ж это додумался до этого. А надо сказать, что я был тихим мальчиком, не хулиганил и прозвали меня –тихоня. Так вот я – то тут же признался, а она как закричит:
- Ах ты засранец, тихоней тут прикинулся, а когда сам обсыкался.? Тебе ж не перевязывали?
Вообщем, сейчас мне очень смешно, а тогда было очень стыдно. Но вот этот парниша потом перестал ссаться. То ли это шоковая терапия, то ли ещё что. Так точно нас в Сов. Армии от храпа отучали. Сплю я и вдруг по башке подушка –хрясь сверху. И крик такой – не храпи! За два –три раза многие переставали храпеть и я в том числе.
Или вот ещё про стыдно: например, у вас корпоративная пьянка и вы встаёте, что б речь говорить, но вдруг страшно зачесался нос и вы чихаете, при этом из носа, из обеих ноздрей вырываются наружу две огромные сопли и тянутся до стола, до еды, а вы их ловите и не можете сразу поймать, тянетесь за салфеткой - одна сопля падает в общий салат, соседке напротив стало плохо и стошнило на парня слева от неё, - вам при этом стало смешно и вы прыскаете на стол всё то. что ещё не упало до того... Вот это стыдно, да так, что и краснеть некогда, не успеваешь. А это реальная история про моего соседа.Но продолжу свою теорию.
Вот эти ситуации, когда тебе стыдно, ударяют по самолюбию и следуя по графику синусоиды –шкала эмоций падает вниз, тем самым выдавливая кровь снизу вверх. Во т лицо и краснеет.А вот от страха все эмоции наоборот в мозг, вверх поднимаются, а кровь при этом в ноги, в пятки – и они тяжелеют.Но вот если человечка через час похвалить за что-то, то шкала эмоций поднимется по синусоиде кверху. И вот так взращиваются чувства у малышей: то ругаем-стыдим их, то хвалим.
Рассмотрим примеры иные:нулевой вариант – нет синусоиды. Ребёнка одели в памперсы!Уже не за что стыдиться- всё в тихую – это как минимум. Наняли нянечку в дом –её равнодушие к ребёнку всем известно, пришла, сделала всё за что уплочено и ушла. Ругать, хвалить, сострадать или ещё что-то- за это не платятРастёт ребёнок в тепличных условиях, ему не перед кем не стыдно, он добросовестно, в меру сил выполняет свои маленькие обязанности, его синусоиду эмоций никто не раскачивает, потом втырился в компьютер, где его вообще забывают и что такое нынешний подросток средней руки. Равнодушный, чёрствый пофигист, не способный чему-то удивиться, да и не желающий познавать, а вот наблюдать эмоции других людей ему порой до того удивительно, что он готов на многое, что б их понаблюдать. Вот откуда и маньяки и извращенцы. Без стыда и совести.
Второй вариант: чисто положительный. То есть по синусоиде не нолик, а всё выше. Такие холмики. Хвалят, не хвалят, снова хвалят- не хвалят. Эмоции только положительные. Ругать- ни,ни.Что ты, у ребёнка слабая психика, ему нельзя волноваться. Одели памперсы, наняли несколько гувернёров, им за всё платят, они расхваливают малыша, повышая его эго. Ну и эгоизм конечно.В школе тоже только пятёрки, высокомерие к окружающим, подарки от родителей (не дешёвка) ,ну и что вырастает?Любой стресс и всё –срыв. Капризные, несостоятельные по жизни, без цели ну и без стыда и совести.
Третий вариант: все эмоции вниз. Шкала синусоидная под нулём. Ямочки такие- я вот тут рисовать не могу, но все же в школу ходили. То е сть, когда ребёнком все недовольны. Это в бедных семьях. Денег нет. А тут ты ещё орёшь, есть просишь- надоел. И так с детства: в школе тоже всегда только ругают.И не только за невыученные уроки, но и за внешний вид, за отговорки, за слабость ума и т. д. А где ему что успеть, если отец пьяный приходит, побьёт мать и спать завалится. Или мать водит с улицы на ночь собутыльников.Я никак не предполагал, пока не узнал, что даже в наше время, в некоторых семьях дети друг от друга под матрац сухие, сырые макароны прячут. А потом втихую ими по ночам давятся. Что б не сдохнуть с голоду. А это сейчас в России процветает. И этим деткам уже так стыдно, неловко за свою жизнь, что дальше некуда, стыднее не бывает. Вот эти и есть совесть страны, эти сироты, которые сбегают из детских домов. Почему они оттуда убегают???Да именно потому, что им там стыдно ниже плинтуса, как говорится. Их там опускают так низко, что их души не выдерживают. Но убегают не все, конечно, а те - чьи чаши переполнены. Может я утрирую немного, но:
Детей надо воспитывать ровно. И ругать, и хвалить. Ругать проще, тем более в нашем обществе, и слов особо искать не надо: пообзывал да и всё, во т и повоспитывал. А вот похвалить – этож надо надо подметить за что и слова подобрать, и вектор подсказать, может и помочь чем.
Тогда нормальным людям не придётся краснеть:
За ДПС, за политиков, за правительство, за неработающие законы, за чиновников с их откатами, за генералов-взяточников, за судей –взяточников. Как это так –сама судья и сама нарушает закон? Как не стыдно? А ей и не стыдно!!! Она не знает, что это такое- стыдно.

Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или наоборот - «бессовестный». В характеристиках пишут «добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?

Господь дал нам Закон, Священное Писание, Божественное Откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть - это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.

Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

- Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?

Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

Есть еще одна функция - это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своей. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.

Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и набирает, впитывает в себя все, что его окружает и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо.

Бывает так, что, имея такой неписаный закон внутри себя, голос Божий, совесть, человек все-таки поступает против совести. Как происходит этот выбор между добром и злом?

Опять-таки здесь многое зависит от воспитания человека. Многое здесь может зависеть и от его предков, генов, среды, в какой человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков тоже. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не преступает, старается прислушаться к голосу совести.

- Батюшка, когда совесть молчит в человеке, совсем не откликается?

Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно, доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание.

А с другой стороны, часто можно слышать такое выражение - «жить со спокойной совестью», или человек говорит: «моя совесть чиста». Почему так важно это необличение?

Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные действия.

- На ваш взгляд, какой должна быть совесть в человеке?

Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из Промысла Божия и действий самого человека. Если человек живет молитвой, значит, он живет с помощью Божией, действует благодать Божия.

Здесь есть участие ангела-хранителя. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слушает ангела, то состояние души его таково, что он не слышит ангела, не видит его.

Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше: они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.

- Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести.

Дай Бог, чтобы человек действительно жил так, как требует и хочет от нас Господь: Он хочет нам добра, человек создан для благости и блаженства праведников. Поэтому мы должны стараться жить так, как требует от нас Господь, который любит человека и дал нам возможность жить благочестиво, жить во славу Божию.

Если мы сами хотим этого и стараемся, направляем свои усилия, то, конечно, мы получаем от Бога милость и избегаем страшных последствий. Например, здоровье для нас - драгоценный дар Божий. Он в нас живет, когда мы держимся, как требует Господь для нашей благочестивой жизни и спасения нашей души. Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.


"Так поступать нехорошо", - говорим мы ребенку. А ребенок возьми и спроси: "Почему?" Вопрос всегда читался в его глазах, а тут вдруг прозвучал. И это вызов: сможете ли вы толково и аргументированно объяснить, почему, собственно, плохо быть ябедой, почему надо делиться игрушками и что некрасиво было обманывать младшего братишку?

Обычно события развиваются по одному из двух сценариев. Первый - надавить. "Потому что я так сказала", "нельзя и все", "нехорошо", "так делают только плохие дети" и прочее. Аргументы слабоватые и совсем не убеждают.

Второй сценарий: объяснить ребенку, почему именно ВАМ кажется, что поступок плох. "Это больно", "Мне неприятно", "Я хочу, чтобы ты был добрее…".

Звучит веско, но, скорее всего, очень скоро ребенок усомнится, что должен во всем делать так, как нравится вам.

И как тогда воспитать в ребенке совесть?

Чтобы начать разбираться, слушаем вводную лекцию психолога Людмилы Петрановской для проекта FamilyTree. С каждой новой лекцией проблема совести и воспитания этических чувств будет раскрываться полнее, а пока - разбираемся с основными барьерами, которые не дают нам вырастить нравственных людей.

Пять барьеров, которые мешают нам воспитать совестливого человека

1. Мало кто из сегодняшних родителей хорошо понимает, что такое совесть

"Если сейчас мы начнем спрашивать взрослых людей на улице, что такое этичность, боюсь, мало кто нам сможет внятно и четко ответить." Людмила Петрановская

В нашем обществе на каждом шагу звучат пафосные морализаторские речи, а когда приходит пора объяснить, что есть мораль, этика и нравственность, - все тактично умолкают.

Когда в последний раз с вами толково говорили об этике? В лучшем случае на уроке литературы в старшей школе. Сегодня мы то и дело читаем в социальных сетях и прессе: "Это неэтично, аморально" - и это всего лишь "взрослая" версия фразы "нельзя, и все": громко, но неубедительно.

Довольно странно стараться воспитывать в ребенке совесть и нетвердо понимать, что это такое. Стоит разобраться вначале - что мы хотим от ребенка, когда вопрошаем, есть ли у него совесть.

2. Мы постоянно путаем этичность с другими явлениями

Этика - это специальное понятие, его нельзя заменить другими - вежливостью, законопослушностью, способностью быть удобным, бытовым альтруизмом и т. д.

Совесть - это внутренний моральный закон. То, чего мы не сделаем ни при каких обстоятельствах, потому что для нас это неприемлемо. А дальше - самое интересное: как сделать что-либо неприемлемым?

3. Этические нормы можно и нужно осмыслять

Как правило, все моральные предписания даются ребенку в качестве списка: ты должен, ты не должен. А ведь законы этики - это не застывшие каменные скрижали, а гибкие и живые идеи. О том, что такое хорошо и что такое плохо, можно размышлять, беседовать, спорить, задавать вопросы, рефлексировать. Только осмысленные предписания ребенок сможет хорошо усвоить.

4. Мы регулярно путаем совесть с послушанием

"Никто из нас не готов, чтобы ребенок сказал нам в лицо: "Я не буду делать то что ты хочешь, потому что это неэтично." Людмила Петрановская

Когда мы говорим ребенку: "Ты поступил плохо", транслируем ему мысль: "Будь послушным, будь удобным, делай так, как я хочу". Заставляем ребенка усвоить наши этические нормы. Однако внутренние этические нормы человека - предмет только личного пользования. Рано или поздно ребенок должен обзавестись собственной внутренней нормой.

5. Мы забываем, что без зла не бывает добра

В мире есть две вещи, которые можно изучать,

не уставая и не пресыщаясь: это звёздное небо

над нами и нравственный закон в нас.

И.Кант

Вниманию читателей предлагается разработка конкретных методик воспитания в человеке такого важнейшего нравственного качества как совесть. Все методики хорошо зарекомендовали себя как на протяжении нашей 28-летней практики, так и в практике наших коллег. Они предназначены для взрослых людей и подростков от 14 лет и старше.

Одновременно мы публикуем статью «Методики воспитания альтруизма и чуткости».

Насколько нам известно, наша разработка - это первое и пока единственное практическое пособие по формированию названных качеств личности.

ВВЕДЕНИЕ.

В словаре В.И.Даля СОВЕСТЬ определяется как "нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития". Ч.Дарвин, а вслед за ним П.А. Кропоткин убедительно доказали, что именно нравственное чувство (moral sens) отличает человека от животных и что именно оно, нравственное чувство, сыграло решающую роль в происхождении человека разумного как вида. (См. Ч.Дарвин, Собр. соч., т.5, "Происхождение человека…", гл. 4-5; Кропоткин П.А. "Взаимопомощь как фактор эволюции").

Есть много доказательств того, что СОВЕСТЬ как естественное и необходимое свойство человека сохраняет здоровье и удлиняет жизнь. Так, недавно финские и английские учёные провели совместное исследование, в котором приняли участие свыше 6,4 тысяч человек. Они выяснили, что добрые и честные отношения с людьми снижают риск сердечных заболеваний на 30%, а риск потерять здоровье в результате стресса – на 50%. Ещё раньше было установлено, что при совершении подлого, бессовестного, бесчестного поступка организм вырабатывает так называемые кардиодепрессоры – вещества, разрушающие сердце.

СОВЕСТЬ начинает активно формироваться у детей, начиная примерно с 6-летнего возраста. К сожалению, в дальнейшем очень многие либо совсем теряют совесть (а точнее - убивают её в себе), либо делают "гибкой", "условной", а значит, ущербной. Сегодня такие субъекты поступают нравственно и вызывают у Вас заслуженное доверие, а завтра способны подло предать, нанести удар в спину, оклеветать, бросить в беде и т.п. Пифагор в своё время делил всех людей на 3 типа: люди полулюди и нелюди, - именно в зависимости от их СОВЕСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

К сожалению, подавляющее большинство время от времени – кто чаще, кто реже – идёт на компромисс со своей совестью. При этом происходит странное явление: поступая бессовестно, субъект делает вид и перед другими людьми, и перед самим собой, что он поступает очень хорошо, честно, человечно. Для этого строятся целые бастионы лжи – так называемые "психологические защиты" против…СОВЕСТИ. Пример такой лживой "психологической защиты" - "благие намерения", которыми, как гласит древняя мудрость, "выстелен путь в ад". И чем хуже поступок, тем более "благими" намерениями его прикрывают, скрывая правду одновременно и от других людей, и от себя.

Это оправдание собственной бесчеловечности может начаться с малого и на первый взгляд пустякового случая. Например: Вам было лень поехать и навестить больного друга (который очень ждал Вас), и Вы придумали себе множество оправданий - правдоподобных, но лживых объяснений, почему Вы к нему не едете. Это может быть и плохая погода, и головная боль, и даже отсутствие денег на дорогу, а в более изощрённом варианте Вы выдумываете, чем этот друг перед Вами якобы виноват и почему Вы не должны (!!!) к нему ехать. В общем, чем больше Вашим сознанием завладели лень и подлый "шкурный" эгоизм, тем хитрее, изощрённее, подлее Вы будете находить "благородные" оправдания собственным недостойным поступкам. А допустив оправдание своего эгоизма даже в малом, Вы сдаётесь перед собственной бесчеловечностью, позволяете ей захватить власть над Вашим сознанием – и вот Вы уже начинаете подавлять естественные угрызения СОВЕСТИ, постоянно твердя себе: "Я хороший, я всё делаю правильно". Как только это произошло с Вами - один, два, три раза - всё! подлый механизм самообмана сработал и его жернова закрутились, загрохотали, заглушая уже еле слышный голос Вашей СОВЕСТИ. А через какое-то время Вы уже совсем не слышите свою СОВЕСТЬ, а только сладкий голос самообмана. Это входит в привычку, становится Вашим образом жизни, причём Вы действительно начинаете думать, что поступаете правильно, при этом не понимая, почему же окружающие Вас люди недовольны, ссорятся с Вами, а иногда и болеют, спиваются, преждевременно умирают. Вы ищете причины только в их эгоизме: мол, другие плохие, а я хороший.

Чаще всего людей мучит взаимный эгоизм, прикрытый взаимным обманом и самообманом. А иногда один бесчеловечный, безнравственный эгоист терзает окружающих и их же подло, лживо, клеветнически обвиняет, чтобы скрыть собственную бесчеловечность.

Единственное надёжное психологическое оружие против такой беспросветной лжи - ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ. ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ беспощадна ко всему эгоистическому, бесчеловечному в человеке.

МЕТОДИКИ СОВЕСТИ позволяют достаточно быстро и надёжно воспитать и укрепить это жизненно важное качество. Если применять эти методики добросовестно и часто, то совесть и основанная на ней нравственность становятся привычным и естественным качеством человека, его образом жизни, мышления и поведения. Они освещают его жизнь, делают её чистой и высокой, достойной звания Человека.

Все МЕТОДИКИ СОВЕСТИ основаны на взгляде на себя со стороны глазами других людей. Можно сказать, что СОВЕСТЬ – это и есть взгляд на себя со стороны глазами других людей. СОВЕСТЬ – не личное знание одного человека, а совместное знание с другими людьми моральных, нравственных норм, которые формируются в ходе развития человеческого общества. "Во всех европейских языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia , фр. conscience , итал. coscienza , англ. conscience , нем. Gewissen ) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки "с"; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия cовесть и сознание". (Из "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона).

Освоив эти методики, Вы сможете помочь другим людям воспитать в себе ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ. Но только после того, как сами воспитаете её в себе, ведь "воспитатель сам должен быть воспитан".

Вы можете удивиться: разве можно воспитать или перевоспитать взрослого человека. Можно! По-настоящему человечные люди воспитывают себя всю жизнь, руководствуются СОВЕСТЬЮ в каждом своём поступке. Такие люди, как бы трудно ни сложилась их жизнь, всегда крылаты, их СОВЕСТЬ чиста как небо в ясный солнечный день.

1. МЕТОДИКА ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА

Очень часто ссоры и конфликты людей возникают из-за мелочей, даже не заслуживающих внимания. Это могут быть разногласия по поводу цвета обоев, марки телевизора, очередности в мытье посуды, уборки по дому и т.д. Ссора может возникнуть на пустом месте и казаться незначительной, но такие «мелочи» накапливаются и убивают любовь, дружбу, ломают семьи и судьбы людей. Иногда люди даже не могут вспомнить, с чего начался конфликт. Каждая сторона обвиняет другую, каждый настаивает на своей «точке зрения», даже не слушая и не пытаясь понять точку зрения другого человека. Забывая о предмете спора, люди – часто самые близкие - переходят к взаимным оскорблениям и обвинениям в адрес друг друга. И вот любящие супруги, родители или дети превращаются во взаимных врагов и наносят друг другу глубокие, болезненные, долго не заживающие душевные раны.

МЕТОДИКА ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА способна предотвратить развитие конфликтной ситуации раньше, чем начнутся «боевые действия» людей, иногда самых близких и дорогих друг другу. Она может помочь и против конфликта, который уже возник, и даже против конфликта, тянущегося годами. МЕТОДИКА ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА - это способ преодоления своего эгоцентризма. Эгоцентризмом в психологии называют нежелание и неумение встать на точку зрения другого человека, понять его, поставить себя на его место, войти в его положение. Освоив эту методику, Вы сможете и других людей научить преодолевать их эгоцентризм – и вместо враждебности, ссор, вынашивания своих обид, вместо взаимного непонимания, которое доходит иногда до целой «войны» в семье или на работе – вместо всего этого люди начнут всё больше спрашивать с самих себя и идти навстречу друг другу.

Чтобы освоить МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА, нужно несколько раз на примере прошлых ситуаций мысленно выполнить следующую тренировку. Для начала вспомните напряжённую или конфликтную ситуацию, в которой Вы на 100 % считаете себя правым. ВАЖНО: для тренировки подходят только те ситуации, где противоположной стороной конфликта является НЕПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, чья позиция НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИНЦИПАМ НРАВСТВЕННОСТИ. Желательно выбрать для тренировки ситуацию конфликта с близким, дорогим для Вас человеком. Если это невозможно – то конфликт с человеком, которого есть за что уважать.

Начинаем тренировку. Она выполняется по шагам . Не выполнив предыдущего шага, не переходите к следующему.

Шаг 1 . Зрительно представьте того человека, с которым у Вас произошёл конфликт. Представьте его очень живо, наглядно – и удерживайте это мысленное представление при выполнении 2-го шага.

Шаг 2. Ясно представляя себе образ этого человека, ПОДУМАЙТЕ О НЕМ ЗАСЛУЖЕННО ХОРОШЕЕ. Вспомните что-то хорошее, что было в ваших с ним отношениях: например, какой-то его добрый поступок, который вызвал у вас чувство уважения, любви и благодарности, или положительные черты его характера. (Например: «Вот человек, который мне помог в беде» или «Вот человек, всей душой открытый людям»).

Шаг 3 . Теперь вспомните, ясно представьте себе образ ДРУГОГО СУБЪЕКТА (желательно одного с вами возраста и пола), к которому вы относитесь резко отрицательно. Это и есть ПОДСТАВНОЙ СУБЪЕКТ. Выбирайте в качестве подставного субъекта того, к кому Вы относитесь крайне отрицательно, кого ненавидите, презираете. Если при выполнении следующего шага Вы почувствуете, что этот подставной субъект не подходит, остановитесь и выберите другого. Можно попробовать использовать нескольких подставных субъектов – пока тренировка не даст наиболее сильные результаты. (В качестве подставного обязательно должен выступать реальный субъект, которого Вы знаете лично. Персонажи книг и фильмов для этой методики не подходят, как не подходят и исторические лица, политические деятели, актёры и т.д.)

Шаг 4 . Это самый трудный момент тренировки. Представьте, что не Вы, а именно этот ненавистный Вам ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ действует в той же самой ситуации, делает то же, что делали Вы, говорит те же слова, что говорили Вы, повторяет Ваши жесты, интонацию и т.д. Вам нужно зрительно представить ту же самую спорную или конфликтную ситуацию, но вместо Вас в ней действует подставной субъект, а Вы, словно со стороны (как в кино), наблюдаете этот спор или конфликт во всех деталях. Добейтесь хотя бы на момент совершенно ясного зрительного представления, где отрицательный подставной субъект делает то же, что делали Вы, по отношению к тому самому неплохому человеку, о котором шла речь в 1-ом и 2-ом шаге.

Шаг 5 . Почувствуйте заслуженное отношение к подставному субъекту в выбранной Вами ситуации. Осознайте, сформулируйте словами это отношение.

Шаг 6 . Твердо скажите себе: «А ВЕДЬ ЭТО Я ТАК ПОСТУПИЛ (ПОСТУПИЛА)!"

Эта методика помогает увидеть себя со стороны без прикрас, оценить своё поведение с позиций беспощадного судьи-совести, а не со своей субъективной, эгоцентрической точки зрения.

Примечание. Иногда неуспех в применении МЕТОДИКИ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА связан с тем, что люди выбирают для тренировки неподходящую ситуацию или неподходящего подставного субъекта. В таком случае нужно понять суть методики, - это поможет подобрать нужную ситуацию и нужный образ на роль подставного субъекта. Можно попытаться использовать несколько подставных субъектов - и выбрать самого подходящего для целей тренировки. Иногда для добросовестного выполнения первой тренировки требуется несколько дней подряд настойчиво «биться» над одной и той же ситуацией, но результат стоит потраченных усилий. Практика показывает, что в случаях самого упорного, запущенного, многолетнего эгоцентризма на первое выполнение этой методики уходит несколько дней, на второе – 10-20 минут, а в дальнейшем её выполнение получается сразу или почти сразу.

Когда Вы достаточно хорошо освоите МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА, Вы сможете применять её для самоконтроля не только в ситуациях конфликта с неплохим, уважаемым Вами человеком, но и в тех ситуациях, где противоположной стороной конфликта является недостойный субъект. Ведь в столкновении с ним Вы тоже могли оказаться, что называется, не на высоте: могли опуститься до базарной склоки или, наоборот, малодушно стушеваться и отступить там, где необходимо было проявить твёрдость духа. В таких случаях, чтобы критично взглянуть на себя и свою эгоцентрическую точку зрения со стороны, МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА следует применять без первых 2-х шагов, начиная сразу с 3-го шага. Но, повторяем, такое применение методики возможно лишь после того, как Вы хорошо освоили её полный, основной вариант.

При помощи МЕТОДИКИ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА людям удаётся, как уже было сказано выше, преодолеть затяжную конфликтную ситуацию. Подобные ситуации превращают жизнь тысяч семей в беспросветный мрак, доводят до тяжёлых неврозов, депрессии, пьянства, самоубийства. Применение МЕТОДИКИ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА даже одной из сторон конфликта помогает увидеть всю ситуацию от самых её истоков и самого себя в этой ситуации другими глазами, глазами противоположной стороны, глазами другого человека. Одного этого часто достаточно, чтобы весь конфликт представился нелепым, а его разрешение – простым и очевидным.

В дальнейшем МЕТОДИКУ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА рекомендуется применять не после эгоцентрических поступков, а перед ними - для их предотвращения. Тогда методика в полной мере становится орудием нашей совести: она не просто наказывает за уже совершённые – а значит, в той или иной мере непоправимые поступки, а руководит нами в нашем поведении и заставляет вовремя, заблаговременно подавлять свой эгоизм и эгоцентризм и поступать по-человечески.

Обычно люди, успешно освоившие эту методику, подбирают себе для регулярной работы одного или нескольких подставных субъектов, которые лучше других помогают им увидеть собственные пороки и недостойные поступки со стороны. Иногда возраст и пол подставных субъектов может быть иным, чем у человека, применяющего методику, - всё зависит от ситуации. Главное, чтобы взгляд на себя со стороны был уничтожающе-беспощадным, чтобы человеку открывалось без прикрас то плохое, что видят и чувствуют в нём другие люди.

Вот пример . 15-летняя девочка жила с бабушкой и дедушкой, родителями отца. Её отец, добрый и заботливый человек, умер, когда она была совсем маленькой. У девочки сохранились о нём самые хорошие воспоминания. Вскоре после его смерти мать, решив «устроить личную жизнь», вышла замуж за омерзительного субъекта, который хулиганил, избивал и жену, и падчерицу, из жадности держал их впроголодь. Бабушка и дедушка решили забрать внучку к себе, но, к сожалению, так баловали «бедную сиротку», что вырастили капризную, взбалмошную, эгоистичную девицу, привыкшую много получать и ничего не отдавать взамен, в грош не ставящую своих бабушку с дедушкой и их постоянную заботу. Даже подружки-одноклассницы делали ей замечания за грубость и бездушие по отношению к родителям отца. Как-то «за компанию» с одной из подружек эта девушка пришла на групповое занятие с психологом по МЕТОДИКАМ СОВЕСТИ. Она заинтересовалась МЕТОДИКОЙ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА, но ей никак не удавалось выполнить её. Девушке очень не хватало критичности к себе, умения взглянуть на себя со стороны. Она пыталась использовать в качестве подставного субъекта то соседку-скандалистку, то избалованных и капризных сверстниц. Но достаточно сильного возмущения самой собой, своим поведением добиться не удавалось. И тогда девушка попробовала в качестве подставного субъекта представить ненавистного ей отчима. Она представила, что это он кричит на её бабушку и дедушку, хлопает дверью, оскорбляет их, заботливых и любящих, - в общем, делает всё то, что делала до сих пор она сама. Приём сработал настолько сильно, что девушка была потрясена. Вот её слова, присланные руководителю занятий в виде SMS -сообщения: "Спасибо за методику. Сначала было очень больно и тяжело, потом, наоборот, стало легко и светло». Она стала активно вспоминать и прорабатывать по МЕТОДИКЕ ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА всё больше своих прошлых недостойных поступков. Её поведение дома в корне изменилось. Девочка стала вставать с утра раньше бабушки и готовить завтрак на всех, взяла на себя все трудоёмкие бытовые дела. Когда ей хотелось вспылить, поспорить со стариками, затеять ссору, она представляла ПОДСТАВНОГО СУБЪЕКТА – отчима и тут же поступала наоборот: шла навстречу бабушке и дедушке в большом и в малом, ласково успокаивала их, старалась сделать так, чтобы на душе у них стало легко и спокойно. Через некоторое время бабушка и дедушка сказали внучке, что в ней как бы ожил их сын - её отец.

2. МЕТОДИКА «СТРАШНОГО СУДА»

К несчастью, люди часто лгут друг другу и самим себе. Причём лгут самим себе, в первую очередь, для того, чтобы «понадёжнее» обмануть окружающих. Эту ложь самому себе, этот хитрый – иногда изощрённо хитрый - самообман не надо путать с естественной для человека надеждой: например, мать, получив с фронта похоронку, всю жизнь ждёт сына и не хочет верить, что он погиб, или же семья смертельно больного человека до последних минут его жизни ищет средства для его спасения и не желает смириться с безнадёжным «приговором» врачей. Здесь нет самообмана, человек не теряет реальности: известно немало случаев, когда те, кого считали погибшим, возвращались с войны и когда, казалось бы, безнадёжные больные выздоравливали.

Самообман – это совсем другое. Здесь человек трусливо прячется от правды о самом себе, заглушает голос собственной совести, - причём тратит иногда огромные усилия на возведение целых крепостных стен из лживых самооправданий, демагогии, клеветы на окружающих и т.д., - лишь бы «обелить» себя. И чем тяжелее те пороки, те бесчеловечные поступки, которые он скрывает от себя и от людей, тем упорнее он в своей лжи, тем изощрённее его способы скрывать правду, тем «искреннее» он бьёт себя в грудь, заверяя всех в своей правдивости. Заблуждаются те, кто думает, что на исповеди люди говорят правду. Там обычно говорят полуправду (самую коварную ложь, потому что её труднее всего разоблачить), и даже признаются в некоторых отвратительных, низменных поступках специально для того, чтобы утаить, прикрыть этой видимостью полной откровенности другие поступки, намного более низменные и отвратительные.

Лгут люди и при обращении за помощью к психологу, и совершенно бесполезно убеждать их в бессмысленности лжи тому, кто должен и хочет разобраться в их проблемах и оказать им помощь. На все уговоры и требования психолога прекратить лгать и начать говорить правду, они заверяют, что именно правду-то они и говорят, - и продолжают громоздить ложь на ложь, накручивать один виток лжи на другой, - так что, в конце концов, никакая помощь им становится практически невозможной. Некоторые из таких людей, загнанные в угол своей бедой, отчаявшиеся от проблем, умоляют психолога о помощи, но при этом заверяют: «Я убеждён в том, что говорю Вам только правду. А Вы говорите, что я лгу и не даю Вам мне помочь. Что же мне делать?».

Здесь и приходит не помощь методика «СТРАШНОГО СУДА».

Приведём пример из практики. За психологической помощью обратилась женщина 50 лет. Жаловалась на необъяснимое чувство душевной тяжести, беспокойство и раздражительность после недавней смерти матери, говорила, что боится сойти с ума и готова лечь в психиатрическую больницу, лишь бы избавиться от непонятного ей тягостного душевного состояния. Выяснилось, что последний год мать этой женщины находилась в доме престарелых. На вопрос психолога, почему мать там оказалась, женщина объяснила, что так было «необходимо для её же блага», так как ни у кого «не было возможности присматривать за больной старой матерью», которая «только в больнице могла получить нормальный уход». Она обсудила этот вопрос со своим братом, мужем, взрослыми детьми, – и все сошлись во мнении, что для матери «так будет лучше». Но последнее время, после смерти матери, женщину терзали мысли, что мать умерла одна, среди чужих людей - и они даже не поговорили перед ее уходом. Вспоминалось, как в детстве мать любила их с братом, как заботилась о них, отказывая себе во всём, как в дальнейшем помогала воспитывать их собственных детей, как скрывала свою усталость и свои болезни, как надёжно и тепло всю жизнь было от этой маминой любви и помощи. Женщина снова и снова убеждала саму себя, что «другого выхода не было», но от этого становилось не легче, а тяжелее. Ей было предложено поработать по МЕТОДИКЕ «СТРАШНОГО СУДА». Она применила методику, - и методика помогла ей осознать то, что мучило её - и в чем она сама себе боялась признаться. Она, наконец-то, взглянула правде в глаза: мать отдала им с братом всю жизнь, а они не смогли между собой договориться, кто будет за ней ухаживать, испугались трудностей, пожалели самих себя. Каждый подумал о себе, а не о матери, не о своём долге перед ней. У самой матери, конечно, никто её желания не спрашивал, а если и спросили бы, то она, как всегда, пошла бы на любые жертвы ради детей. Работая по МЕТОДИКЕ «СТРАШНОГО СУДА», женщина призналась самой себе, что, принимая решение, и она, и брат хорошо знали: в домах престарелых беспомощные лежачие больные долго не живут, - т.е. они заведомо отдали мать на скорую смерть, избавились от неё. Исправить этот поступок было уже невозможно, как бы ни хотелось. Применение МЕТОДИКИ «СТРАШНОГО СУДА» вернуло женщину от самообмана к реальности - в результате непонятное, болезненное, пугающее невротическое состояние прошло и сменилось естественными угрызениями совести. Угрызения совести способны быть очень тяжёлыми, но это не болезнь, а душевное здоровье. Поэтому женщина перестала чувствовать, что сходит с ума. Она переживала свою вину перед матерью, но ощущала себя при этом при этом психически здоровым человеком. Там, где самообман довёл человека до порога психиатрической больницы, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ восстановила душевное здоровье.

Человеку совсем не обязательно прибегать к помощи психолога, чтобы услышать голос своей совести. МЕТОДИКА «СТРАШНОГО СУДА» может быть успешно применена любым человеком к самому себе. Особая сила МЕТОДИКИ «СТРАШНОГО СУДА» в том, что она взламывает любые, сколь угодно изощрённые, застарелые, привычные, возводимые годами и десятилетиями «психологические защиты» от собственной совести.

Возможно, уже сейчас, ещё не зная самой методики, Вы успели подумать нечто вроде: "Ничего особенного. Я уже и так всё понял (поняла). Очень простая, и даже банальная методика" или "Я сам (сама) всё о себе знаю и всегда себя очень жёстко критикую". Это заговорило в Вас внутреннее сопротивление , это сопротивляется как раз то плохое, что Вы можете в себе разоблачить.

Постарайтесь преодолеть всю эту мутную стихию собственного малодушия, все эти увёртки от собственной совести и даже от самой возможности воспитать в себе ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ. Смелее глядите правде в глаза! Тем сильнее Вы станете как человек.

Как говорили древние, «благими намерениями выстелен путь в ад». Или, выражаясь словами выдающегося философа Нового времени Гегеля, «всё, что есть в мире испорченного, испорчено на хороших основаниях». «Мы хотели КАК ЛУЧШЕ…», «Всё это ТОЛЬКО РАДИ ТЕБЯ…», «У меня ПРОСТО НЕ БЫЛО ДРУГОГО ВЫХОДА…», «Я желаю тебе ТОЛЬКО ДОБРА…» и так далее, и так далее… К подобным самооправданиям и самообманам прибегают, к сожалению, большинство людей, когда хотят скрыть от окружающих и от самих себя собственный эгоизм, бездушие, жестокость, корыстный расчёт, измену, подлость, предательство. И, в конце концов, сживаются с собственной ложью.

Требуется специальная человечная методика - МЕТОДИКА «СТРАШНОГО СУДА» - чтобы человек взглянул на самого себя по-новому, не так, как он привык, – и стена лжи рушится. Как уже было сказано, ни одна «психологическая защита», ни один самообман не способен устоять против этого, казалось бы, необычного, но мощного приёма. Ваша Совесть при этом не даст Вам пощады - но, как известно, лучше горькая правда, чем сладкая ложь! Пусть суд Вашей Совести будет как можно более беспощадным - это в Ваших же интересах. По мере выполнения методики, Вы научитесь заранее, еще до совершения какого-либо поступка проверять себя с высоты ЧИСТОЙ СОВЕСТИ - и поступать соответственно. И тогда не придётся терзаться угрызениями совести, когда уже поздно: бесчеловечный поступок совершён и ничего нельзя исправить. Напротив, Ваши поступки будут поступками человека с чистой совестью, и вместо дутых самооправданий в Вашей душе будет жить и крепнуть заслуженное чувство собственного достоинства, которое Вы уже не захотите променять ни на какой самообман.

Как выполнять МЕТОДИКУ «СТРАШНОГО СУДА».

При работе психолога с человеком, запутавшемуся в самообмане, методика применяется в следующей формулировке: «Вам тяжело и Вам требуется помощь. Сейчас я применю один психологический приём. Он неприятный и даже болезненный, но он необходим, чтобы вам помочь. Представьте себе, что на приём пришли не Вы, а Ваш самый страшный недоброжелатель. Что бы он о Вас рассказал? Какую самую страшную ложь?»

Парадокс заключается в том, что на призывы говорить правду человек лгал, а на предложение рассказать о самом себе ложь, почти сразу же, безо всяких затруднений и увёрток, начинает говорить чистую правду. Причём в этом правдивом рассказе о себе ни разу не ссылается на «страшного клеветника». Напротив, часто люди подчёркивают правдивость своих слов.

В такой же формулировке, только без предисловия о болезненном психологическом приёме, любой человек может применить эту методику к самому себе.

Требуется немалое усилие воли, чтобы преодолеть внутренний протест, когда совесть начнёт открывать Вам правду о Вас самих. Ни в коем случае нельзя поддаваться на порождённый этим же внутренним протестом самый простой путь – ограничится привычной и безрезультатной самокритикой (вроде «Я ленив», «Я невнимательна») или слишком обобщёнными, и поэтому «пустыми», формулировками («Я плохая дочь», «Я эгоист» и т.д.). Бесполезно также заниматься ответами на вопрос: «Какой я плохой (плохая)?» Нельзя относиться к методике формально. Здесь нужно привлечь и настойчивость, и мужество. И только когда в Вашей душе появится совершенно неожиданное, новое для Вас и достаточно тяжёлое понимание тех или иных Ваших конкретных поступков, - и в ответ на внутренний протест: «Неправда!» - голос Вашей же совести ответит: «Правда», - вот тогда Вы узнаете мощь не только методики, но, прежде всего, самой ЧИСТОЙ СОВЕСТИ.

3. М ЕТОДИКА «ПОЯВЛЕНИЯ В ДВЕРЯХ»

Вы, наверное, помните как в детстве, подметая пол, заметали мусор под батарею или другую работу пытались сделать её лениво, кое-как. Но если в этот момент за Вашей спиной в дверях появлялся кто-то из взрослых, Вам становилось стыдно и Вы спешили выполнить работу на совесть. Во взрослой жизни бывает подобное: наедине с собой люди часто позволяют себе то, чего бы никогда не сделали на глазах у окружающих. А если на них в это время смотрит уважаемый ими человек, они действуют совсем иначе - по-человечески.

Принцип действия методики:

Если Вы собираетесь сделать или уже делаете нечто, что вызывает у Вас нравственные сомнение, представьте, что в этот момент в дверях появляется уважаемый Вами человек и видит Вас. Это может быть ваш отец, мать, супруг, товарищ, - любой человек, пользующийся у Вас заслуженным авторитетом. Когда Вы это представите, Вы невольно подумаете, как бы этот человек отнёсся к Вашему поступку, - и Вам станет стыдно, а затем и совестно за то, что вы собирались сделать или уже делаете.

Если Вы действительно уважаете этого человека, а возможно, берёте (или когда-то брали) с него пример, Вы сможете ясно почувствовать его отношение к Вашему поступку. В этот момент человек, которого Вы представили, как бы на мгновение становится Вашей СОВЕСТЬЮ, забытой Вами под влиянием сиюминутного безвольного состояния.

Эта методика очень проста в выполнении и обычно ни у кого не вызывает трудностей. О том, как она работает, большинство людей рассказывают с юмором по отношению к самим себе. Приведём пример. Молодая жена (не прошло и месяца после свадьбы) на кухне в присутствии мужа с особым старанием перетирала посуду. Как только муж вышел, она стала быстро рассовывать по шкафам не вытертые тарелки, ложки и т.д. Неожиданно выяснилось, что муж уже некоторое время стоит за её спиной в дверях и наблюдает за её поведением. Когда она обернулась, он спросил у неё, в чём причина такой перемены в поведении. По словам жены, она покраснела до корней волос, ничего не смогла сказать в ответ и только хотела провалиться сквозь землю от стыда. В дальнейшем она выработала в себе привычку, как только хочется что-то сделать небрежно, представлять себе, что в дверях за спиной появляется её муж и смотрит на неё. МЕТОДИКА "ПОЯВЛЕНИЯ В ДВЕРЯХ" работала безотказно, и в дальнейшем женщина распространила её не только на хозяйственные дела, но и на другие жизненные ситуации: как только ей хотелось сделать что-то не так, она представляла себе мужа, наблюдающего за её поведением – и тут же мучительный стыд и угрызения совести запрещали ей недостойное поведение и требовали вести себя по-человечески.

4. ДВЕ МЕТОДИКИ «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ»

Эти две простые и надёжные методики очень близки, поэтому излагаются вместе. С их помощью человек имеет возможность с высоты СОВЕСТИ проверить самого себя ПЕРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ПОСТУПКА. Как известно, после того, как поступок совершён, «исправить» его невозможно (жизнь – не школьное сочинение, её невозможно писать вначале начерно, а затем набело. Отсюда многочисленные пословицы и поговорки вроде: «Задним умом все крепки», «Знал бы, где падать, стелил бы солому», «Снявши голову, по волосам не плачут», «Сделанного не воротишь», «Слово - не воробей: вылетит – не поймаешь» и т.д.). Каждый знает по себе, что значит «кусать локти» в запоздалом раскаянии, когда человек многое готов отдать, чтобы вернуться в прошлое и поступить не так, как он уже поступил, а по-другому. Но, увы – это невозможно.

МЕТОДИКИ «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ» позволяют человеку ещё до совершения поступка наверняка узнать, что будет в результате с другими людьми (а как следствие, и с ним самим).

2.1. Первая МЕТОДИКА «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ» ("ОБМЕН МОТИВАМИ")

Формулировка методики.

Прежде, чем совершить какой-то поступок по отношению к другому человеку, представьте, что этот человек (или другие люди) собирается (собираются) совершить точно такой же поступок по отношению к Вам. В зависимости от того, хотели бы Вы или нет, чтобы с Вами так поступили, Вы сможете узнать, как будет от Вашего поступка другому человеку (другим людям).

Например, Вы собираетесь солгать, обмануть близкого человека. Представьте себе, что он собирается так же солгать Вам. Вы бы этого хотели?

Или Вы, опаздывая на встречу с человеком и заставляя его ждать, собираетесь ещё задержаться по дороге по своим делам и думаете при этом: «Ничего, подождёт». Вы хотели бы, чтобы так поступили по отношению к Вам?

Вам, возможно, представляется, что описанные примеры слишком просты и очевидны: здесь всё, как говорится, лежит на поверхности. Однако даже в таких ясных случаях очень часто люди поступают далеко не по-человечески, а как проще, как легче, как им удобнее, как больше хочется… А ведь бывают ситуации, где верное решение далеко не столь очевидно. Приведём пример из жизни.

Руководитель крупной стройки сдавал комиссии только что построенный объект в другом городе, а дома в это время серьёзно заболела его жена. Не желая «нервировать» мужа, родные скрыли от него болезнь жены. Жена скончалась ещё до его возвращения. Родственники долго обижались и не могли понять, почему этот убитый горем человек порвал с ними все отношения и не желает понять, что они «хотели, как лучше» и «старались только ради него». А ведь они с самого начала поступили бы иначе, если бы представили, что от них хотят «заботливо» скрыть опасную болезнь близкого человека. Каждый понял бы, что ему не нужна подобная «ложь во спасение».

2. Вторая МЕТОДИКА «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ» («ОТКРЫТОСТЬ МОТИВОВ»)

Формулировка методики.

Прежде, чем совершить какой-то поступок по отношению к другому человеку, представьте, что этот человек знает о Вашем намерении, что все Ваши мотивы как бы открыты для него. При этом Вам станет ясным, хотел бы человек или нет, чтобы Вы поступили с ним подобным образом.

Примеры из жизни. Один подросток (12 лет) получил в школе «двойку» в день рождения своей матери и решил спрятать дневник, чтобы «не портить маме праздник». Его старшая сестра в это время посещала занятия по МЕТОДИКАМ СОВЕСТИ и подробно рассказывала дома обо всех изучаемых методиках. Школьник вспомнил МЕТОДИКУ "ПРОВЕРЬ СЕБЯ" и решил с её помощью проверить своё намерение. Как только он представил, что его душа как бы прозрачна, открыта для матери и что она знает о его намерении спрятать дневник, он как бы услышал в душе её голос: «Сынок, не делай этого – мне будет очень больно». Он тут же пошёл и рассказал матери и сестре и о «двойке», и о применении МЕТОДИКИ "ПРОВЕРЬ СЕБЯ». К его удивлению, мать расплакалась не от огорчения, а от радости. Обняв сына и дочь, она сказала, что любую «двойку» можно исправить, а подлость – никогда, и что иметь честных детей – это для неё счастье.

Как уже было сказано, обе методики близки и зачастую люди, чувствуя это, применяют их обе – одну за другой. Приведём пример, где такое совместное их применение помогло человеку принять решение, спасшее другому жизнь.

На групповых занятиях по МЕТОДИКАМ СОВЕСТИ обучалась М. - женщина средних лет, по профессии врач. Она рассказала всем о своей непростой домашней ситуации, и многие, сочувствуя ей, помогали, чем могли (обстановка бескорыстной взаимопомощи вообще характерна и естественно для таких занятий). У неё было две маленькие дочери, старая больная мать и тётка, старшая сестра матери. 14-летней девочкой эта тётка была угнана фашистами в Германию и там, в неволе, на каторжных работах, заболела тяжёлым психическим заболеванием. После освобождения узников фашизма Советской Армией, она вернулась домой и прожила всю жизнь в семье своей младшей сестры – матери М. Её психическое заболевание к старости обострилось, - в результате М. ухаживала и за ней, и за своей матерью, причём мать сломала ногу и оказалась надолго прикованной к постели, а тётка всё чаще попадала в психиатрическую больницу. Товарищи по группе в помощь М. то навещали её тётку в больнице, то сидели с её детьми. На одном из занятий (на котором как раз изучались МЕТОДИКИ «ПРОВЕРКИ СВОИХ МОТИВОВ») М. сообщила, что тётка лежит при смерти. Товарищи засыпали её вопросами – и вдруг выяснилось, что уже неделю старый человек лежит дома в тяжёлом состоянии, но никто не вызвал ни врача из поликлиники, ни «скорую помощь». М. объяснила это тем, что «она всё равно умирает». Такое заявление из уст врача, а также раздражённый тон и выражение лица М. навели многих на мысль, что она заинтересована в скорейшей кончине тётки. «Да как Вы могли подумать обо мне такое?!» - возмутилась М. На все предложения преподавателя отпустить её с занятий, чтобы она вызвала тётке «скорую», а также на предложения товарищей срочно подвезти её до дома на машине и т.д. она отвечала упрямыми отказами. Неожиданно после изучения обеих методик она вскочила и попросила срочно отпустить её домой. На следующем занятии М, сильно волнуясь и плача, рассказала всем, что применила первую методику - "ОБМЕНА МОТИВАМИ" - и представила себе, что это она лежит при смерти, а её родные ожидают её смерти и умышленно оставляют её без помощи, так как им надоело с ней возиться. Она сказала, что на мгновение испытала ужас, что ей хотелось кричать и объяснять всем, как она хочет ещё пожить. Ей представлялось, рассказывала М., что при этом её дочери, уже взрослые, отмахиваются и говорят: «Она всё равно умирает». По словам М., она решила перепроверить себя ("Может, просто сдают нервы?") и применила вторую методику - "ОТКРЫТОСТИ МОТИВОВ!" : представила себе, что тётка, доверявшая ей и называвшая дочкой, завещавшая ей свою квартиру, узнаёт, что М. хочет от неё избавиться. Она как бы увидела душой добрые, всегда наполненные болью глаза тётки и услышала её мысли: «Дочка, не убивай меня! Не будь такой, как фашисты!» М. сказала, что бежала домой с занятия бегом, что сразу же отвезла тётю в больницу, где работала сама, что несколько суток помогала врачам реанимации выхаживать её. Тётя осталась жива. Более того, её психическое состояние настолько улучшилось, что вскоре М. смогла оставлять на неё своих дочек. Вскоре и мать М. встала на ноги, - причём сама М. была уверена, что все эти события связаны друг с другом и являются следствием её человечного поведения в результате применения МЕТОДИК СОВЕСТИ.

_________________________________________________________________

Изложенные методики отличаются той особенностью, что даже первые несколько случаев их успешного выполнения приводят у большинства людей к формированию стойкого, не исчезающего с годами навыка. Освоив на деле «технику применения» любой из методик совести, человек применяет её в дальнейшем безо всякого напоминания и контроля со стороны. Она прочно входит в его нравственный «арсенал». Тем не менее, педагогам и психологам, которые в своей воспитательной работе начнут обучать подростков и взрослых методикам совести, мы настоятельно рекомендуем в течение длительного времени поддерживать связь с этими людьми. Во-первых, это позволяет им с помощью специалиста усовершенствовать свои навыки в применении методик. А во-вторых, подобное человеческое внимание и помощь обычно служат хорошей поддержкой людям, взявшим на себя нелегкий труд воспитать в себе ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ.

И, разумеется, педагог и психолог, решивший применить эти методики в своей работе с людьми, должен в первую очередь сам освоить их, - ведь, как известно, «воспитатель сам должен быть воспитан».

Особо оговорим, что все приведенные методики рассчитаны не только на специалистов, но и на любого человека, решившего стать ЧЕЛОВЕКОМ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ.

Желаем Вам победы на этом достойном пути!

Ермаков В.А., практикующий психолог

Ермакова Е.Ю., кандидат психологических наук, практикующий психолог

Моб.тел. в Белоруссии: +375 29 963 61 56.

Симон Львович Соловейчик (1930 - 1996) - российский публицист, педагог и философ. После окончания МГУ работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер». В 1960-х гг. в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности. В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», инициировал новое научно-практическое педагогическое движение - педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на её страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

В 1994 году Симон Соловейчик написал манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, того, что такое свободный ребёнок, свободная школа и каков путь к воспитанию свободных людей.

Высшая ценность

Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта - но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.

Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный - мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания - у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.

И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности.

Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность.

По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, - свобода.

Спрашивают: кого же теперь воспитывать?

Мы отвечаем: человека свободного.

Что такое свобода?

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода - понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.

Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей - огромное множество. Как же это получается?

В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» - свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения - и есть «свобода-для» - внутренняя свобода человека для его самоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом - о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу - это спорный вопрос, - а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.

Человек свободный - это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне - от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей - они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления - способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое.

Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу - он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?

От совести.

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести - ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести - раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Обратите внимание на важное различие: тут не сказано - не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть - то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть - то, что соединяет людей.

Совесть - это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается - когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести - но только ее.

Учитель, цель которого - воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.

Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена - это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Свободный ребенок

Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве. Внутренняя свобода - это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить. Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, - но человек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием.

Цель - воспитание свободного - определяет все формы, способы и методы общения с детьми. Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания. На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.

Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны. Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно.

Тут проходит граница двух подходов в воспитании.

Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, - любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.

Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть. Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей. Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь - свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами.

Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один - воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях.

Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.

Быть может, он дает ребенку глоток свободы - и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

Свободная школа

Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе.

В свободной школе - свободные дети и свободные учителя.

Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим.

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю.

В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, - и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их.

Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу - свою и каждого человека.

Путь к воспитанию свободных

Свобода - это и цель, и дорога.

Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели.

Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то - ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине?

Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе.

Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных - возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя - и свобода сама собой приходит в класс.

Освобождение от страха - первый шаг на пути к свободе в школе.

Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей - это ли не мечта учителя?

Симон Соловейчик
1994



Рассказать друзьям