Возраст 13 лет советы психолога. лет - подростковый рассвет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители.

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители. Дети начинают активно (а то и агрессивно) демонстрировать свою взрослость, а родители видят лишь появившуюся неуправляемость. Подростковый кризис. Что это? Как с ним справиться?

Тело обгоняет голову

Известный отечественный психолог Лев Выготский, рассматривая возрастные кризисы у детей, назвал этот период «кризисом 13 лет». Российская психологическая школа также выделяет младший подростковый возраст (период от 10 до 12 лет) и старший - от 13 до 15 лет. Такую периодизацию психического развития школьников выдвинул психолог Даниил Эльконин.

Постепенное взросление у каждого ребенка происходит по-разному: у кого-то на это уходит несколько месяцев, у кого-то - несколько лет. Влияющих факторов много: это особенности семьи, окружения, социальной обстановки, культурные традиции. Но факт остается фактом: подростковый кризис неизбежен, это не болезнь, не напасть, это нормальное развитие личности, его важный этап, через который нужно пройти с наименьшими потерями для психики. Причем, пройти не только ребенку, но и его родителям.

Важно в этот период не забывать о периоде собственного взросления и понимать, что у подростка в определенном возрасте происходит гормональный скачок: биологически человек взрослеет и формируется быстро, тогда как мозг, психика «отстают от тела». И получается диссонанс: организм вроде как уже и не детский, а мировоззрение еще не сформировалось; потребности появились, а возможностей нет (мешает социум, собственные страхи, запреты взрослых). Между физической возможностью и психологической и психосоциальной готовностью нет знака равенства, следствием чего и становится конфликт подростка с обществом.

“Первый раз ребёнок обнаруживает себя отдельно от остального мира в 3 года. Второй раз – в 12-13 лет. Только теперь «обнаружение себя» знаменуется вопросами «Кто я?», «Для чего я живу?», «Зачем я здесь?», - говорит психолог Мария Зоря. - Подросток подводит первые итоги детства и делает шаг в сторону взрослости. Принципиальное осмысление данного этапа в жизни любого человека – подчеркну, именно любого, поскольку через это неизбежно проходит каждый – состоит в осуществлении выбора: Я для кого-то или Я во имя себя? Я должен всем вокруг – родителям, воспитателям, государству - или Я должен сам себе?”.

“О, дайте, дайте мне свободу!»

В психологии есть такой термин как “новообразование” - новые черты личности, возникающие на определенной стадии развития. Психологическое новообразование - это свидетельство нового этапа в жизни, следствие прожитого, вывод. Главным новообразованием подросткового возраста является ощущение себя взрослым и появление самосознания как высшей психологической функции. Взросление подразумевает свободу во многих сферах. Вот здесь и возникает камень преткновения между подростком и родителями: первый считает, что ничьи советы ему не нужны, со всем он может справиться сам, а вторые боятся слишком высокой цены возможных подростковых ошибок и стараются свободу ребенка ограничить (в каждой семье степень ограничения своя).

Как быть? Вроде бы и запрещать всего нельзя, но, с другой стороны, любое расширение зоны свободы исключает родительский контроль и, следовательно, чревато. Вроде бы и можно отпустить дочку в 13 лет погулять до десяти вечера, если все это - в своем районе (вспоминаешь ведь себя - как сильно хотелось подольше побыть на улице в этом возрасте), но криминальная хроника отбивает последние демократические аргументы… Да, сложно – и отпускать, и доверять, и адекватно оценивать возможности подростка. Здесь единственный выход - наладить с подростком диалог, стать ему другом, наставником. Демократия, а не тоталитаризм - залог успеха в период взросления. Но мало просто дать свободу подростку, важно, чтобы он сам понимал, что получил ее заслуженно.

Вспоминает Ирина Валентиновна, мама двоих дочерей: “Когда моей Лене было 12 лет, я никуда не отпускала ее на общественном транспорте. И вот как-то в августе отправила ее в магазин, расположенный в нашем районе. А она смоталась с подружкой в центральный универмаг и сама купила к школе тетради, дневник и прочую канцелярию. Пришла ко мне и говорит: вот видишь, я съездила в центр, и ничего не случилось; значит, теперь ты можешь отпускать меня на большие расстояния. Мне ничего не оставалось, как признать расширение некоторой ее географической самостоятельности”.

Другая сторона вопроса - засилье этой самой ответственности. “Когда подростка задавливают чувством ответственности, убеждают, что у него есть только право на вину, но нет права на подлинное самовыражение, он и продолжает жизнь под знаменем вины и ложного долга, стремясь доказать, что он достоин любви и понимания, что он хороший и замечательный, - продолжает психолог Мария Зоря. - Сверхзначимость оценок в школе, поступления в конкретный вуз (выбранный родителями), круга «приличных» друзей и так далее – это всё для кого делается, на самом-то деле? Вот о чем следует задуматься родителям”.

Возросшее самосознание позволяет ребенку исследовать свой внутренний мир, формировать осознанные интересы, проявлять себя в творчестве. А это значит, что подросток становится субъектом волевого действия. И уже к 17 годам он приобретает такое новообразование как самоопределение. А это уже новая, более зрелая форма самосознания. То есть, самостоятельная полноценная личность не появляется вдруг на первых курсах университета. Она либо формируется постепенно при грамотном, правильном прохождении через кризис подросткового возраста, либо не появляется вообще. А если у подростка нет возможности выбора, его поведение зачастую становится девиантным, то есть, отклоняющимся от общественных норм.

Играй, гормон, и игра в демократию

Одним из центральных интересов любого подростка в этом возрасте является половое развитие. Организм перестраивается, соответственно новая сфера требует исследования и понимания. Подросток озабочен своими физическими данными и презентацией себя как полноценного представителя мужского или женского пола. Критерии оценки себя и своих данных формируются из сравнения с окружающими, с идеалами, господствующими в данной среде (или, например, навязанными СМИ). Эмоциональный фон нестабилен, перепады настроения так же непредсказуемы, как погода в Петербурге. Родителям в этот период важно следить за ключевыми тенденциями в подростковом обществе, чтобы, например, вовремя объяснить дочери, что если в сериале девятиклассница свободно занимается сексом с половиной школы, то это вовсе не пример для подражания...

Постоянное сравнение себя с другими также обуславливает формирование молодежных субкультур. Подростки - народ чрезвычайно конформный, и если даже они декларируют абсолютную свободу от общественных норм, то все равно сбиваются в стайки и, как вариант, выбривают одинаковые ирокезы, носят одинаковые куртки-косухи, красят волосы в черный или выстригают затылок. Через эту не признаваемую им конформность подросток проявляет свою независимость. По этой же причине у него появляются кумиры, которым он стремится подражать.

Как результат – снижается и успеваемость, и сам интерес к устоявшимся формам обучения. Любимое времяпрепровождение - “тусовка” со сверстниками. Общение, причем, общение на равных, становится ключевым механизмом взаимодействия подростка с обществом. Если учитель в средней и старшей школе сможет заинтересовать подростка своим предметом через адекватное, двустороннее демократическое общение, то обучение в школе сохранит для подростка свою ценность. Если нет - то даже круглый отличник может скатиться в двоечники. На смену авторитетам власти приходит авторитет личности. Это касается и семейных отношений.

Лев Выготский отмечал, что подростку свойственна не слабость воли, а слабость целей. Энергию, которая в подростковом возрасте бьет через край, важно направить в правильное русло, тогда результат оправдает ожидания и подростка, и взрослых.

А родителям снова дает совет психолог Мария Зоря: “Всё, что подростку необходимо на этом жизненном этапе – это вера в него, в его силы, в его возможности, таланты. Понимание, принятие, доверие. Ему нужно, чтобы рядом находился человек, который его понимает. Кто выслушает и не осудит. Кто просто возьмёт за руку и помолчит, и не будет требовать выворачивать душу наизнанку”.

Ну, вспомнили свои 13 лет?

А вместе с ним и новый возрастной кризис .

Рамки его достаточно размыты, он может начаться и в 10 лет, и в 15. Длится в среднем от трёх до пяти лет. Является наиболее серьезным и протекает более остро, чем предыдущие кризисные периоды. На этом этапе ваш ребенок , у него появляются свои взгляды на жизнь.

Кризис подросткового возраста отчасти напоминает кризис трёх лет («Я сам»), только здесь «Я сам» трактуется в социальном смысле. Изменения в поведении ребенка начинают происходить под влиянием роста организма.

Начинается период полового созревания. Говоря проще, «начинают играть гормоны». Подчас подростку приходится сложно справиться с ситуацией. Чувства и эмоции с трудом поддаются его контролю.

Этим объясняются вспышки раздражительности и агрессии. Меняется тело подростка, начинают формироваться вторичные половые признаки.

Симптомы кризиса 13 лет

В этот период у подростка происходит не только гормональная, но и психологическая перестройка организма. Одним из кризиса подросткового возраста является появление чувства взрослости. Подросток уже ощущает себя взрослым и старается всем доказать, что он уже не ребенок.

Появляются атрибуты «взрослой жизни» - манера разговора, одежда, стремясь быть похожими на взрослых, подростки начинают пробовать курить, употреблять спиртные напитки. Им кажется, что таким образом они могут доказать окружающим, что они взрослые. Хотя до настоящего взросления, еще, конечно, далеко.

В этом возрасте подростки стремятся как можно быстрее вырваться из под родительской опеки и стать независимыми как в материальном, так и в моральном плане. Очень важно родителям наладить с подростком доверительные отношения. Нужно постараться стать своему ребенку другом, чтобы он не боялся обсуждать с вами свои проблемы. Будьте более терпимыми к своему ребенку.

В таком сложном периоде ему очень важно ваше участие и поддержка, хотя он изо всех сил пытается доказать вам обратное. В этом возрасте у подростков может появиться так называемый «второй негативизм», как в трёхлетнем возрасте ребенок стремился к независимости - «Я сам», и теперь подросток хочет автономии и обособленности от окружающих. Этот механизм срабатывает в ответ на происходящие изменения в организме подростка. Включаются так называемые «защитные механизмы личности».

В этом возрасте взрослеющие дети вновь стараются узнать себя, занимаются самоанализом . Это может проявляться в написании дневников, некоторые подростки начинают заниматься творчеством, например, писать стихи.

Подростковый возраст

Из-за того, что с началом полового созревания тело подростка сильно меняется, он очень критично начинает оценивать собственную внешность. Подросток в зеркале видит совсем не то, о чём мечтал, из-за этого у них часто снижается самооценка, могут появиться комплексы.

Некоторые девочки переживают, что их фигура далека от идеала, они начинают стесняться самих себя, могут стать замкнутыми. В такой ситуации нелишней будет мамина поддержка, нужно объяснить девочке, что её фигура только начала формироваться, что нужно немного подождать, набраться терпения. Чаще говорите своей дочке, что она красивая, подчеркивайте её достоинства .

Объясните ей, как важно полюбить себя, ухаживать за собой.

Из-за чрезмерного самоанализа у подростков возникают внутренние конфликты, они очень переживают, что они не такие, как им хотелось бы. Из-за этого возникает неуверенность в себ е . Подростки очень ранимы, но часто они пытаются скрыть подобную «слабость» за маской агрессивности.

Общение становится ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Частенько они собираются в определенные группы по интересам. Появляются новые увлечения, которые часто сменяют друг друга. Здесь очень важно, чтобы ваш ребенок не попал в компанию людей с дурными интересами.

Подростковый возраст – это возраст первой влюбленности и романтических отношений. Это очень яркое время, где всё переживается на пике эмоций. Этим объясняется резкая смена настроения. У подростков нет полутонов, у них либо всё хорошо и мир прекрасен, либо наоборот, может наступить вселенская тоска. Не стоит этого бояться, пройдёт время, и буря постепенно утихнет.

Пути решения

В этом непростом для ребенка возрасте очень важна поддержка родителей. Откажитесь от тотального контроля вашего ребенка, так как это может лишь усугубить ситуацию и испортить отношения с ребенком.

Старайтесь терпимее относиться к меняющемуся внутреннему миру вашего сына или дочери, общайтесь с ребенком на равных, без чувства превосходства, будьте ему больше другом, чем родителем, чтобы ребенок не боялся с вами обсуждать свои проблемы и сложности. Не нужно давить на ребенка чрезмерной опекой, поймите, что он взрослеет и вправе сам принимать решения. При необходимости вы можете ненавязчиво давать ему советы.

Безусловно, очень важно, чтобы ваш ребенок чувствовал психологическую поддержку со стороны родителей, чтобы не боялся прийти к вам за советом. Помогите вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он несколько отличается от ваших представлений. Помните, что ваш ребенок имеет право на собственный выбор жизненного пути, вы лишь можете мягко направлять его и помогать при необходимости.

Подростковый кризис является сложным периодом и для самого подростка, и для его родителей. Постарайтесь вместе пережить этот нелегкий период, ведь он является необходимым звеном для развития зрелой и гармоничной личности.

Продолжение следует.

Вопрос: Моему ребёнку 13 лет. Расскажите подробней о кризе этого возраста.

Говоря о подростковом возрасте, мы, чаще всего, имеем в виду проблемы физиологического характера, безусловно, оказывающие влияние на поведение подростка. Однако, целесообразнее учитывать целый комплекс физиологических, психологических, морально-нравственных проблем, которые, накладываясь, усугубляя друг друга, определяют жизнь подростка в определенном возрасте.

К числу наиболее острых таких кризисных периодов относится период, условно называемый «13 лет». Понятно, что в различных условиях этот возраст может быть иным. Проявления этого кризиса тоже могут быть различными в конкретных ситуациях. Однако, существует некая вполне конкретная, типичная, так сказать, данность которую и стоит учитывать.

Кризис «13 лет» — один из самых серьезных возрастных кризисов подростка. Он, к тому же имеет ряд выраженных проявлений, которые позволяют родителям отследить его наступление, чтобы адекватно отреагировать на возникшую проблему. Среди таких проявлений не только падение успеваемости, но и вполне заметное снижение общей работоспособности, некая дисгармония в структуре личности. Эти внешние проявления свидетельствуют о наступлении некоего внутреннего кризиса, отчасти, физиологического (в литературе описывается как негативная фаза полового созревания), но, в большей степени, социального. Никогда еще разрыв между «Я» и «общество» не был так силен, как в этот период, никогда еще ребенок не боролся так отчаянно за свой социальный статус, самостоятельность, «отдельность» социальной функции.

Разберемся подробнее в проявлениях этого периода, попытаемся разобраться в том, как помочь, не навредив.

Интенсивное самовосприятие, общее падение успеваемости имеет, как правило, достаточно четкое проявление в том, что ребенок, по-прежнему способен качественно выполнять механические задания. Однако, при получении творческого задания, например, сочинения, начинает испытывать серьезные затруднения. Это вызвано тем, что в этом возрасте ребенок переходим на новую систему мышления: от конкретной к абстрактной, аналитической. Мыслить в старых мерках он уже не может, а оперировать новыми понятийными системами еще не научился. Этот период считается одним из наиболее важных для развития человека. Это не просто количественное накопление знаний, а качественный переход на новый уровень интеллекта, новую модель поведения, новый способ мышления. Вы легко заметите начало этого периода: ребенок уже не верит вам на слово, он требует доказательств и оценивает их убедительность. В его вкусах происходят серьезные перемены: он перестает любить конкретное, например, — футбол, и начинает увлекаться абстрактным, например, музыкой. Подросток открывает для себя мир психологический, философский. С развитием мышления развивается познание мира собственных переживаний, подросток углубляется в исследование себя. Это приводит к некоторому отстранению от объективной действительности. Мир внутренних переживаний может стать ярче, чем эта реальность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Нужно понимать, что мышление в подростковом возрасте, это не одна из многочисленных функций, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Однако, наиболее ярким признаком этого кризиса является негативизм. Отрицание всего и вся. Ребенок словно противопоставляет себя всем, становится враждебен, неконтактен, склонен к конфликтам. Он стремится к одиночеству. Этот период одиночества подростку необходим, чтобы понять, что с ним происходит, как жить с этим новым пониманием жизни и себя. В случае спокойного, доверительного отношения в раннем детском периоде, и в этот сложный период подросток входит спокойнее. Случается, что негативизма можно вообще избежать.

В 13 лет подросток настолько разный, что порой родителям трудно понять его, трудно сохранить баланс во взаимоотношениях. Проще тем, кто знает об особенностях развития ребёнка и может сделать соответствующие выводы.

Физиологические особенности ребёнка в 13 лет

В среднем, рост ребёнка составляет 158 см, вес 40 кг.

Организм развивается стремительно . У девочек увеличиваются бёдра и грудь, у мальчиков яички и мышечная масса.

Умственное и психическое развитие

Основными характеристиками подростка в 13 лет являются:

  • эмоциональность;
  • повышенная возбудимость;
  • категоричность;
  • неумение прогнозировать последствия (наркотическая зависимость, беременность и прочее);
  • скрытность;
  • общительность.

Подросток делит мир на чёрное и белое. Тот, кто не согласен, — не друг. Он не воспринимает нотации, но прислушивается к авторитету и друзьям.

Родителям бесполезно кричать на подростка. Это приведёт к озлобленности, отдалённости или желанию сделать на зло. Важно суметь сохранить доверие , любовь и уважение, даже если ребёнок провоцирует несколько раз на день. Нужно относиться к нему, как к равному себе, как взрослому, считаться с его убеждениями. Однако не стоит пускать воспитание на самотёк. Обязанности по дому и семейные традиции никто не отменял.

Воспитание

В 13 лет ребёнок чувствует себя взрослым , хочет иметь свои деньги . Многие ребята устраиваются подработать. Другие начинают вести себя как невоспитанные малыши: нетерпеливо требуют вещи, не считаются с родителями, могут начать курить. С этим трудно мириться, но можно попробовать изменить ситуацию, найти ему полезное дело . Вдохновение и силы у подростка есть, нужно направить их в мирное русло (например, в спорт, технику, творчество).

Родителям следует

  • Не ругать, не орать на подростка, а попытаться объяснить спокойно и терпеливо.
  • Поощрять и поддерживать хорошие начинания ребёнка. Искренне радоваться его достижениям.
  • Контролировать питание.
  • Знать, с кем общается подросток, чем занимается в свободное от учёбы время.
  • Давать больше свободы .

Каким бы сложным характером не обладал ваш отпрыск, он остаётся вашим ребёнком, сыном или дочкой. Он должен знать, что вы поможете, а не осудите , что мама и папа не предадут, не оставят.

Когда девочка достигает пубертатного периода, родители начинают беспокоиться о том, как пережить переходный возраст дочери в 13 лет. В этот период ребенок может измениться до неузнаваемости.

Мамы и папы не всегда готовы к тем изменениям, которые ожидают их детей в подростковом возрасте. Тело и психика подростка очень быстро трансформируются. Родителям иногда кажется, что перед ними не тот ребенок, которого они растили и любили столько лет. Это уже посторонний, чужой человек.

Главная ошибка большинства мам и пап состоит в том, что они отказываются принимать повзрослевшую дочь такой, какой она стала. Особенно болезненно привыкают к «новому» человеку в семье матери. Родив дочь, женщина хочет, чтобы ее девочка всегда оставалась маленькой и беззащитной. Матери ревнуют к подругам, полагая, что только они сами могут быть для дочерей близкими людьми.

Если родители хотят сохранить хорошие отношения со своей дочерью-подростком, им следует отказаться от желания повернуть время вспять, заставить девочку вновь стать маленькой и зависимой. Недопустимо упрекать ребенка в том, что он перестал быть прежним. Не стоит обвинять в том, что он изменился.

Чего ожидать родителям?

Морально готовиться к пубертатному периоду своего ребенка следует заранее. Однажды родители могут заметить, что:

  • Мнение друзей для их тринадцатилетней дочери стало значить больше, чем мнение папы и мамы. Авторитет ровесников для подростка весьма велик. Дочь может проводить намного больше времени в кругу подруг, чем рядом с мамой, которая всегда обижается на такое «предательство».
  • У дочери появились новые вкусы. Некоторые новые увлечения подростков шокируют родителей. Ребенок может начать слушать музыку какого-либо альтернативного исполнителя, захотеть сделать пирсинг или татуировку.
  • Их девочка влюбилась. Подростковый период — пора первой любви. Объектом чувств нередко становятся одноклассники, с которыми подросток проводит большую часть времени. Влюбленная тринадцатилетняя девушка способна на самый отчаянный поступок. Наиболее опасны случаи неразделенной любви.

  • Дочь изменила стиль одежды и поведение. В подростковом возрасте девочки склонны к двум крайностям. Одни хотят как можно скорее стать взрослыми девушками, носят туфли на высоких каблуках и откровенные платья, делают маникюр, красят волосы. Другие девочки отличаются поведением, характерным для мальчиков: носят мужскую одежду, грубят, используют ненормативную лексику, при первой же возможности стараются принять участие в драке. За последние 2-3 десятилетия подростков все чаще увлекают молодежные субкультуры, такие как эмо или готика. В гардеробе девочки может появиться большое количество вещей черного цвета с символикой смерти.
  • Дочь увлекается социальными сетями. Чрезмерное наблюдается у всего современного человечества, вне зависимости от возраста и страны проживания. Однако у подростков времени и возможностей общаться через социальные сети значительно больше, чем у взрослого работающего человека.
  • У дочери появились кумиры. Идолами мальчиков-подростков обычно становятся спортсмены. Девочки находят кумиров среди представителей шоу-бизнеса. Идолом может стать и женщина, и мужчина, к которому девочки испытывают неразделенные чувства. Наличие кумира нередко влияет на выбор профессии. Мальчики хотят стать известными футболистами, боксерами, хоккеистами и т. д. Девочки мечтают о карьере певицы или актрисы. Выбор ребенка не всегда находит поддержку родителей.

Опасность для жизни

Курящая девушка в наши дни никого не удивит. Употребление алкоголя несовершеннолетними вообще не считается чем-то запрещенным. Все большее количество подростков пробует тяжелые наркотики.

Дочь села на диету и начала резко худеть. Уговоры родителей обычно не помогают. Многие девочки, зная о том, как к их решению отнесутся родные, проводят тайную диету. За столом они съедают обычное количество пищи, а после еды вызывают у себя рвоту в туалете. Мама и папа недоумевают: ребенок хорошо питается, но при этом тает на глазах.

Как уберечь от всего

Заметив изменения в своем ребенке, родители стремятся немедленно его переделать. Больше всего мамы и папы боятся за своих дочерей. Самый простой и доступный способ «уберечь» дочь от жестокого мира — это все запретить. Однако такой метод не только не решит проблему, но и приведет к ее росту. Известная пословица утверждает, что запретный плод сладок. В подростковом возрасте жесткие запреты не дают нужного результата. Ребенок уверен в том, что его родители отстали от жизни, слишком старомодны, ничего не понимают и т. д. Не стоит обижаться на подобное мнение о себе. Более того, папы и мамы должны быть рады тому, что их ребенок меняется. Настораживать должно отсутствие изменений. Это может свидетельствовать о задержке психического, а возможно, и психического развития.

Адекватная реакция

Реагировать на поведение дочери можно так:

  • Нет ничего плохого в том, что девочка проводит больше времени с подругами, чем с мамой. Взрослой женщине вряд ли будет интересно обсуждение парней, подростковых сериалов, популярной музыки или школьных событий. А ведь именно на эти темы чаще всего разговаривают девочки. В то же время дочери будет неинтересно обсуждать с матерью ее коллег по работе, рост цен на продукты и другие типично женские темы, которым часто посвящены беседы замужних дам. Родители должны проявлять ненавязчивый интерес к людям, с которыми общаются их дети, но при этом не стараться стать частью компании. Друзей и подруг можно пригласить домой на день рождения дочери. Это хороший повод узнать их ближе. Если родителям не нравится кто-то из компании их дочери, сказать об этом нужно как можно деликатнее. Необходимо привести убедительные доводы того, почему девочке не следует общаться с такой подругой. Наличие компании в любом случае намного лучше полного отсутствия контакта с ровесниками. Ребенок не должен становиться изгоем в подростковом возрасте.

  • К новым вкусам дочери нельзя относиться резко отрицательно. Конфликт вкусов двух поколений — явление вполне обыденное. Вероятно, сегодняшние мамы и папы когда-то тоже спорили со своими родителями из-за того, что они не разрешали им носить модную одежду или слушать популярную во времена их юности музыку. Однако если родители категорически против татуировки, пирсинга в носу и т. д., об этом следует сообщить дочери. Необходимо найти золотую середину: избегать вседозволенности и при этом не ставить запрет на все.
  • К первым чувствам подростка надо отнестись очень внимательно, особенно если дочь сама раскрыла родителям свою тайну. Ни в коем случае нельзя высмеивать или ругать ребенка, говорить, что он слишком мал для подобных вещей. Нельзя критиковать того, кого полюбила дочь. Подростковая любовь редко заканчивается чем-то серьезным и уж тем более свадьбой. Не пройдет и года, как дочь забудет парня, без которого она сегодня не представляет себе жизни. Современные подростки стремятся к «взрослой» любви, вступая в . Не все девочки хотят этого по-настоящему. Но желание не стать «синим чулком» и стремление удержать парня заставляют подростка идти против своих принципов. Дочери следует объяснить, что ранние половые связи вредны как для ее физического, так и для психического развития. Девочка должна понять, что она не обязана что-либо делать только ради того, чтобы кому-то угодить. В то же время дочери нужно рассказать о средствах предохранения от нежелательной беременности и половых инфекций. Надо предоставить выбор самому ребенку. Нередко подростки совершают недозволенные поступки исключительно наперекор родителям. Если запретный плод перестает быть таковым, интерес к нему быстро пропадает.
  • Смена стиля одежды и поведения не является прямым свидетельством деградации детей. Девочки более щепетильны в вопросах выбора одежды, чем мальчики. Они не хотят выглядеть старомодными и в чем-то отставать от сверстниц. Желание стать частью субкультуры вполне естественно. Готы и эмо в большинстве случаев ничем не отличаются от своих ровесников, не причисляющих себя ни к одной из субкультур. Бытует мнение, что странно одетые парни и девушки имеют суицидальные наклонности, употребляют наркотики и алкоголь в неконтролируемых количествах. На самом деле, речь идет об отдельно взятых случаях, а не о правиле. Подростком нередко движет тяга выделиться из толпы, стать не таким, как все, почувствовать свою исключительность.

  • Еще недавно опасность социальных сетей заключалась в том, что подростки забывали про учебу и портили зрение, сидя перед монитором часами. Сегодня сайты для общения стали представлять настоящую опасность. Подростки бездумно вступают в диалоги с незнакомыми людьми, которые нередко оказываются злоумышленниками. От детей обманом получают информацию о материальном положении семьи. В общении с подростками заинтересованы и педофилы. Преступник может попросить ребенка выслать ему свои фотографии в стиле ню, пообещав за это деньги. Обещанных денег подросток так и не получает, а снимок дает возможность педофилу шантажировать ребенка. Опасаться следует и вступления дочери в так называемые группы смерти, получившие в последнее время широкое распространение. В таких группах неизвестные злоумышленники предлагают подросткам покончить с собой. Родителям следует как можно чаще беседовать с дочерью о возможных опасностях, которые подстерегают ее в социальных сетях. Можно зарегистрироваться на том же сайте и общаться со своим ребенком, находясь далеко от дома. Дочь оценит «продвинутость» папы и мамы.
  • Наличие кумира также не должно пугать родителей. В подростковом возрасте детям нужны ориентиры. Вместо того, чтобы ругать ребенка за то, что он украсил свою комнату постерами с изображениями любимого музыканта или спортсмена, намного лучше ознакомиться с биографией знаменитости, понять, чем дочери понравился этот человек. Любовь к кумиру можно повернуть и в позитивное русло. Если девочке нравится какая-то актриса или певица, вероятно, стоит предложить ей пойти в актерскую или вокальную студию. Некоторые сегодняшние знаменитости прославились только потому, что в детстве подражали своим кумирам. Велика вероятность и того, что уже через 2-3 года дочь забудет о своем идеале.
  • Чтобы не пришлось лечить дочь от какой-либо зависимости, профилактикой вредных привычек нужно заниматься с самого раннего детства. В первую очередь родителям следует пересмотреть свое поведение. Мама с сигаретой в руках, рассказывающая дочери о вреде курения, выглядит неубедительно. Если в семье ни у кого нет вредных привычек, ребенок не будет считать нормой воскресные посиделки взрослых с алкоголем. Акцент следует делать именно на здоровом образе жизни, а не на слове «нельзя». Чем чаще подростку запрещают, тем большим будет его желание сделать что-то запретное. Причиной начать пить, курить или принимать наркотики может стать стремление не отставать от сверстников. Сигарета или бутылка пива становятся показателем взрослости или символизируют возможность переходить установленные границы. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить дочери: взрослый человек — это не тот, кто пьет и курит. Зрелую личность отличает умение брать на себя ответственность за свои поступки и серьезно относиться к своей жизни.

Родители часто критикуют своих детей. При этом папы и мамы склонны забывать, что будучи детьми, они причиняли своим родным не меньше беспокойства. Конструктивный диалог с ребенком должен начаться с самокритичного отношения к себе.



Рассказать друзьям