Возрастные кризисы у детей — как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис. Детские кризисы, на заметку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть. Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье). А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму. Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

Кризис новорожденности

При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Подробнее о кризисе 1 года у ребенка .

Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

Подробнее о кризисе 3-ёх лет у ребенка .

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте

Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет - так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 6 минут

А А

Под возрастным кризисом психологи подразумевают период перехода ребенка с одной ступени развития на другую. В это время поведение малыша кардинально меняется, и довольно часто не в лучшую сторону. О том, какие бывают возрастные кризисы у детей, и как с ними справиться, вы узнаете из нашей статьи. Читайте также:

Календарь кризисов ребенка

  • Самый первый психологический кризис ребенка. Проявляется в 6-8 месяцев . Малыш осваивается с новым условиям обитания. Он учится самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу. А вот общаться самостоятельно он еще не может, поэтому крайне нуждается в поддержке и помощи родителей.


    Чтобы облегчить этот период привыкания родителям нужно как можно больше внимания уделять малышу внимание : брать его на ручки, кормить грудью, обнимать и защищать от стрессов и тревог.

  • Этот переходный период психологи выявили самым первым, поскольку в это время малыш начинает самостоятельно познавать мир . Он начинает говорить и ходить. Ребенок начинает понимать, что мама, которая находится в центре его мировоззрения, имеет еще и другие интересы, собственную жизнь. Он начинает бояться быть брошенным или потерянным . Именно по этой причини, только научившись немного ходить, малыши ведут себя довольно странно: каждые 5 минут проверяют, где мама, или любыми способами пытаются добиться максимального внимания родителей.


    В возрасте 12-18 месяцев ребенок пытается сравнивать себя с другими и принимать первые волевые решения . Довольно часто это выливается в настоящие «протесты» против ранее установленных правил. Родителям важно понять, что ребенок уже не беспомощен и ему необходима определенная свобода для развития.

  • Кризис 3-х лет

    Это очень острый психологический кризис, который проявляется в 2-4 года . Ребенок становится практически неуправляемым, его поведение сложно поддается коррекции. На все ваши предложения он имеет один ответ: «не буду», «не хочу». При этом довольно часто слова подтверждаются действиями: вы говорите «пора домой», малыш убегает в противоположную сторону, вы говорите «складывай игрушки», а он нарочно их разбрасывает. Когда ребенку что-то запрещают, он громко кричит, топает ногами, а иногда даже пытается вас ударить. Не пугайтесь! Ваш малыш начинает осознавать себя, как личность . Это проявляется в виде самостоятельности, активности и настойчивости.


    В этот нелегкий период родители должны запастись особым терпением . , а тем более наказывать его за это. Такая ваша реакция может только ухудшить поведение малыша, а иногда становится причиной формирования негативных черт характера.
    Однако, четкие границы дозволенного определить необходимо, и отступать от них нельзя. Если вы поддадитесь жалости, ребенок моментально это почувствует и будет пробовать вами манипулировать. Многие психологи рекомендуют во время сильных истерик малыша оставить наедине с собой . Когда нет зрителей, капризничать становится не интересно.

  • Данный переходной период ребенок переживает в возрасте от 6 до 8 лет . В этот период дети активно растут, у них совершенствуется точная моторика рук, продолжает формироваться психика. Вдобавок ко всему этому, меняется его социальный статус, он становится школьником.


    У ребенка резко меняется поведение. Он становится агрессивным, начинает спорить с родителями, огрызаться и кривляться . Если раньше родители видели все эмоции своего чада на его лице, то теперь он начинает их прятать. У юных школьников повышается тревожность , они боятся опоздать на уроки или неправильно выполнить домашнее задание. В результате у него пропадает аппетит, а иногда даже появляется тошнота и рвота .
    Постарайтесь не перегружать ребенка дополнительными занятиями. Пускай он вначале . Попробуйте к нему относиться, как к взрослому, дайте больше самостоятельности. Назначьте ребенка ответственным за выполнение его личных дел. И даже ели у него что-то не получается, продолжайте поддерживать его веру в себя .

  • Подростковый кризис

    Один из самых сложных кризисов, поскольку их дитя становится взрослым. Этот период может начаться, как в 11, так и в 14 лет, и длятся он 3-4 года . У мальчиков он длится дольше.


    Подростки в этом возрасте становятся несдержанными, легко возбудимыми, а иногда даже агрессивными . Они очень эгоистичны, обидчивы, равнодушны к близким и окружающим . У них резко падает успеваемость, даже по тем предметам, которые раньше давались легко. На их мнение и поведение довольно сильно начинает влиять круг общения.
    К ребенку пора начинать относиться уже, как к вполне взрослому человеку, который может сам отвечать за свои поступки и принимать решения . Помните, что, несмотря на самостоятельность, ему все еще необходима поддержка родителей .

То есть некоторое время нет никаких изменений, а потом внезапно, в один момент, ребенок меняется на глазах и демонстрирует новые умения, прибавку в росте или весе - происходит скачок психического или физического развития. При этом скачки физического развития более многочисленны по сравнению со скачками психического развития. Распознать скачок психического развития у ребенка раннего возраста не очень сложно - в этот период ребенок становиться плаксивым, у него часто меняется настроение, он «липнет» к маме, в общем, ведет себя не так, как обычно. Такие сложные периоды в поведении длятся порой одну-две недели или немного дольше. Перед очередным скачком развития у ребенка происходит маленький регресс - он на некоторое время как будто забывает, что он уже знает и умеет больше, и начинает вести себя так, как будто предыдущего скачка в развитии не было. Например, может не садиться сам на горшок или не есть самостоятельно, хотя раньше он умел это делать.

Подобный регресс - явление временное и естественное, не стоит его пугаться.

Детский возраст в психологии развития принято делить на определенные периоды. Эту периодизацию необходимо знать, чтобы понимать закономерности развития и возрастные потребности, общие для всех детей. Древнегреческий мыслитель Аристотель делил детский возраст на три периода, каждый по семь лет, считая, что эта периодизация соответствует природе человека. Эта периодизация во многом актуальна и в наше время. До семи лет ребенок очень привязан к родителям и видит мир их глазами. В этом возрасте семья и все, что в ней происходит, оказывает на ребенка самое большое влияние и имеет для него самое большое значение. С семи лет на первое место для ребенка выходят отношения с окружающим миром, с друзьями и знакомыми, хотя и от родителей он все еще очень зависит. А с 14 лет до 21 года ребенок окончательно становится взрослым и готовым к самостоятельной жизни.

В современной психологии и педагогике используются разные варианты периодизации детского возраста, которые незначительно отличаются друг от друга, но есть и общепринятая периодизация, которую я привожу ниже.

Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисными возрастными периодами, и, собственно, благодаря кризису (переломному моменту в жизни ребенка) происходит переход в другой возраст. За все время своего развития человек переживает много возрастных кризисов. У ребенка раннего возраста различают три кризисных периода: кризис новорожденное, кризис первого года жизни и кризис трех лет. Границы кризиса первого года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса трех и семи лет - в пределах одного года, а кризиса переходного возраста - в пределах нескольких лет. Например, если у одного ребенка кризис трех лет начался в 2 года и 10 месяцев, то у другого он может начаться в 3 года и 3 месяца - и то, и другое в пределах нормы.

Скачки в развитии внешне похожи на возрастные кризисы, но все же это не они. Скачки являют собой своеобразные количественные изменения способностей ребенка - ребенок просто лучше начинает делать то, к чему уже имеет способность. Тогда как возрастные кризисы приносят с собой качественные изменения. В этот период в организме ребенка происходят морфофункциональные перестройки: сознание и мышление ребенка трансформируются, становятся более похожими на сознание и мышление взрослого человека.

Каждый возрастной кризис приносит с собой психические новообразования (способности, которых у ребенка раньше не было, например, прямохождение, владение речью, самоосознание, логическое мышление и т.п.), смену ведущей деятельности ребенка и изменение его статуса в семье и обществе. Девочки обычно немного опережают мальчиков в развитии.

Каждый кризис имеет свои особенности, свои цели и функции. Пока ребенок растет, каждый возрастной кризис - это всегда время перемен в лучшую сторону, ведь после кризиса ребенок становится умнее, сильнее, самостоятельнее, обретает новые способности и возможности. Поведение ребенка во время очередного возрастного кризиса сильно зависит от его темперамента, характера и других особенностей, а больше всего - от отношений с родителями, но для всех детей происходящие перемены - сложные и пугающие: меняется весь привычный мир.

После того как ребенок более-менее адаптируется в новых условиях существования и в своем новом доме, он с интересом и удовольствием начнет исследовать окружающий мир, если будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Новорожденный ребенок хорошо видит, правда, только на расстоянии до 20 см, хорошо слышит, хотя и реагирует на звук с опозданием в 5-7 секунд, - этого вначале вполне достаточно для маленького исследователя. Мой сын в три недели научил меня носить его по всей квартире, чтобы он ее рассматривал. До этого мы большую часть времени проводили в нашей комнате, он ее изучил и начал двигаться дальше. Однажды, когда я вернулась с ним из кухни, он стал плакать. Когда я снова вышла с ним из комнаты, он стал с интересом рассматривать стены коридора. Так я поняла, чего он хочет: новых впечатлений. Поскольку сам он ходить еше не мог, то нашел способ показать мне, что я должна ему в этом помогать.

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить (а в среднем это происходит в возрасте около года), у него происходит кризис, который называют кризисом первого года жизни. Этот кризис мировоззренческий - у ребенка полностью меняется восприятие мира. Он вдруг начинает осознавать, что он способен двигаться сам, без помощи взрослого, может самостоятельно что-то менять в окружающем мире по своему желанию. А главное - ребенок начинает осознавать, что мама отдельный человек, хотя он все еще считает ее своей частью и начинает протестовать, когда теряет ее из виду (боится, что она исчезнет навсегда). Все происходящее сначала очень пугает ребенка, он не знает, как ему с этими новыми способностями справляться и как их использовать.

До года ребенок пребывает в состоянии только «здесь и сейчас». Для него в этом возрасте всегда есть лишь настоящая минута, ни прошлое, ни будущее его не волнует. Желаний у ребенка появляется больше. Если раньше его можно было легко отвлечь от желаемого, но невозможного для него, переключить, то после года он может согласиться на альтернативу, но уже не забудет, чего хотел. Он начинает активнее добиваться того, чего хотел, но не получил, хотя общаться с помощью слов по-прежнему не умеет. Если ребенок чего-то хочет, а родители не понимают, чего именно, это расстраивает его еще сильнее. Он начинает злиться, плакать, так как ни воли, ни контроля над своими желаниями и поведением у ребенка еще нет. Кризис первого года может продолжаться несколько недель или даже месяцев.

Желательно, чтобы у ребенка было много свободы и мало ограничений. Пусть делает все, что хочет, если это безопасно и не принесет больших финансовых потерь для семьи. Также очень важно много разговаривать с ребенком, чтобы у него развивались речь, навыки общения, воображение, да и просто чтобы он чувствовал, что им интересуются, что он нужен и любим. Не важно, что родители говорят ребенку, - важно как, каким тоном. Слова ребенок понимает мало, хотя к году у него уже имеется определенный пассивный запас слов, но интонацию он чувствует очень хорошо. А главное для него то, что на него обращают внимание, - если внимания ему «мало», то он начинает его требовать, например, даже лицо мамино к себе поворачивает, словно говорит: посмотри, мама, на меня еще раз.

В этот период ребенок часто подходит к маме только для того, чтобы убедиться, что она всегда готова его принять и обратить на него внимание. Бывает, что маме сложно это сделать, так как она занята, но у нее нет другого выхода, кроме как отвлечься на минутку, уделить внимание ребенку и предложить ему принять участие в ее деле. Если мама варит суп - ей лучше дать ребенку мыть рядом картошку, если убирает - дать тряпку, если читает - дать потрогать книжку. Маме это не сложно, а для ребенка очень важно. Еще ребенок может ныть от банальной скуки, и тогда общее дело маму тоже выручит. Совместная деятельность поможет маме и ребенку легко пережить кризис одного года и лучше понять друг друга, сблизит их.

Еще раз напомню, что этот период сложен не только для родителей, которые заново учатся понимать ребенка, но и для самого ребенка, который не очень понимает, что с ним происходит. В это время ребенок нуждается в повышенном внимании и в постоянных проявлениях любви и заботы. Если у ребенка бывают истерики - его нужно успокаивать. Можно взять его на руки, обнять, покачать, сказать что-то ласково-успокаивающе, а лучше просто обнять и помолчать, поскольку в таком состоянии ребенку сложно пытаться еще и слушать, что говорят родители. Главное в такие моменты - сохранять спокойствие и душевное равновесие.

Чем спокойнее родители, тем легче им успокоить ребенка, так он очень чуток к их настроению и способен копировать его. Очень важно понять, что кризисы развития и даже детские истерики - это нормальные возрастные явления и со временем сами пройдут. А вообще нужно радоваться - ребенок растет!

Далее на очереди кризис трех лет - кризис межличностных отношений. Этот кризис может произойти в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Если родители до этого времени не знали, что такое детские истерики, скорее всего у них появится возможность это узнать. Дети вообще крайне эмоциональные существа, так как эмоции - центральная психическая функция ребенка до пятилетнего возраста. Именно эмоции оказывают главенствующее влияние на мышление и поведение детей, несмотря на то что у каждого ребенка свой темперамент и они внешне кажутся очень разными. До двух лет (иногда дольше) дети даже не умеют самостоятельно управлять эмоциями - для этого им нужна помощь родителей (обнять, успокоить)100. Способность управлять своими действиями и сознательно регулировать свое поведение (воля) у ребенка формируется в период 2,5-3,5 года, а полностью - до шести лет.

Во время кризиса трех лет с ребенком происходят глобальные изменения, а чем сильнее изменения - тем ярче кризис. В это время ребенок начинает осознавать свое Я и понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Это для него большое открытие. Ребенок начинает проверять себя, пытаться понять, на что он способен и на что он лично может повлиять, пытается определить предел своих возможностей, нарушая все запреты и правила. В это время поведение ребенка можно слегка корректировать, направлять, но нельзя пытаться его кардинально менять, чтобы не навредить развитию личности - у него в этот период и зарождается эта самая личность и формируется воля. Нельзя в сомнительных воспитательных целях их ломать, если вы хотите воспитать сильного человека. У ребенка нет другой возможности в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».

Периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет. В это время ребенок любит подчеркивать свою самостоятельность, отказываться от помощи, все чаще говорит «я сам», а также начинает требовать, чтобы все было так, как он хочет. Ему очень важно отстоять свою точку зрения, поэтому, если это никому не вредит и не мешает, нужно давать ему такую возможность - возможность быть правым и принимать маленькие с высоты родителей, но очень большие с точки зрения ребенка решения.

В тот период, когда ребенок на любой вопрос отвечает «нет», не стоит всегда задавать вопросы и спрашивать его мнения. Иногда нужно сделать то, что нужно, без вопрошания и препирания: одеть ребенка, убрать какую-то вещь, вымыть и т.п. Есть действительно необходимые для выполнения дела, когда ждать согласия ребенка нет возможности. Пример: если бы я быстренько не умывала ребенка, он бы несколько месяцев ходил неумытым. Было время, когда ему жутко не нравилось это делать, и, чтобы не растягивать во времени ожидание нежеланного для него действия, я не упрашивала его умываться, а просто быстро умывала.

Когда все делается быстро, ребенок не успевает понять, что происходит, и начать протестовать. Главное, чтобы мама или папа были уверены в правильности и необходимости того, что они делают в данный момент. Это общее правила ребенку всегда важно чувствовать уверенность родителей в себе, в своих действиях, это для него даже важнее, чем выразить протест при кризисе трех лет. Любую неуверенность родителей дети сразу чувствуют и тоже начинают чувствовать себя неуверенно, тревожно.

Детей нужно уважать, так же как и взрослых, но это не значит, что ребенок должен делать только то, что он хочет. Выстраивая с ребенком отношения, нужно всегда учитывать его возраст и зрелость. Например, когда я говорю, что не всегда нужно объяснять, прежде чем сделать что-то, то в этом родительском поведении нет неуважения к ребенку, в нем есть уважение к его возрасту, возрастным возможностям и особенностям (понимание возрастных возможностей). Действия родителей всегда должны быть действиями взрослых людей, но ожидать такого же поведения от детей не стоит.

В период возрастных кризисов (первого года, трех лет) дети часто становятся плаксивыми. Каждый кризисный период нужно просто переждать, эмоционально поддержать ребенка, но не давить на него и не запрещать ему выражать свои эмоции - он еще не умеет ими управлять. После того как кризис трех лет пройдет, начнется новый, долгий и стабильный период развития. Ребенок станет вести себя более разумно, сдержанно, у него появятся новые интересы и возможности, с ним всегда можно будет договориться о чем угодно, и отношения с родителями выйдут на новый уровень.

Многие мамы маленьких детей начинают волноваться, что ребенок в возрасте одного-двух лет не отпускает их от себя ни на шаг. Но повода для беспокойства нет - это нормальное поведение до тех пор, пока ребенок не осознает собственное Я (иногда до 3-3,5 лет). Привязанность к главному взрослому формируется с шести до девяти месяцев. До полугода ребенок знакомится со всем кругом своих близких, и по достижении этого возраста он привязывается в разной степени ко всем людям, с которыми познакомился раньше и с которыми сохраняется контакт. В это же время у ребенка появляется боязнь незнакомцев. Бояться незнакомцев (не хотеть с ними здороваться, общаться, прятаться за мамину юбку) - естественно для ребенка дошкольного возраста. Так было задумано природой для того, что обезопасить ребенка от влияния чужих, часто недружелюбно настроенных людей. Не стоит с этим бороться - это нормальное явление.

На развитие ребенка влияет все, что окружает его в первые годы жизни: кто и каким образом за ним ухаживает, как и чем его кормят, как он воспринимает ситуацию в семье, каковы семейные правила и бытовые условия. В первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. В этот период закладывается отношение ребенка к себе и к миру. Будет ли ребенок любить себя, зависит от того, чувствовал ли он любовь родителей к себе в этом возрасте, хватало ли ему заботы мамы. От года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. И только с четырех лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. У некоторых детей первая ролевая игра появляется в возрасте одного года, но это кратковременное явление. Поэтому родителям не следует волноваться по поводу того, что ребенок в 2-3 года не играет или плохо играет с другими детьми или игрушками. Это нормально.

Развитие ребенка и его личное понимание мироустройства отображаются в его творчестве, поэтому родителям не стоит вмешиваться в творческий процесс и учить ребенка рисовать (лепить, строить) так, как, по мнению взрослых, было бы правильно или красиво. Когда ребенок 2-3 лет строит, лепит, рисует - он выражает себя и отображает свое понимание мира, пытается упорядочить свои знания о мире103. Внешнее вмешательство в этот процесс излишне. В возрасте 2,5-3 лет рисование становится главной знаковой системой, через которую ребенок моделирует устройство мира. Между третьим и четвертым годами жизни рисование - это огромная интеллектуальная и духовная работа для ребенка, а не просто развлечение. Стоит давать ребенку возможность творить свободно. Свобода в творчестве - это лучшее, что родители могут сделать в этот период для развития ребенка.



Рассказать друзьям