Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные - Программа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

программ.

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад - дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства - в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее - дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Цель разработки примерных программ - реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования.

В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся традиций в воспитании детей. А также выстраивать логику содержания и последовательность реализации различных компонентов программного материала, не нарушая основных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования).

При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

Начало документа

Примерная основная образовательная программа вводит в нормативную базу, в понятийный аппарат еще одно понятие - . Это , хорошо знакомые педагогам дошкольных учреждений, в соответствии с которыми они работали и работают многие годы: «Успех», «Радуга», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и так далее. Они получили статус образовательных или дошкольного образования.

Вариативные образовательные программы дошкольного образования в работе педагога

Вначале предполагалось, что все эти вариативные образовательные программы дошкольного образования будут подаваться на экспертизу, в соответствии с которой им будет присвоен статус примерной.

Обращая внимание на обложки этих программ, можно заметить, что на всех прописано слово «примерная». Это есть и в «Радуге», и в «Успехе» и в «От рождения до школы», и «Детство», и «Истоки», и «Вдохновение», и «Березка», и «На крыльях детства» и во многих других вариативных образовательных программах дошкольного образования. Предполагалось, что действительно, так и будет. Но Министерством образования и науки РФ было принято однозначное решение, что на каждом уровне общего образования, включая дошкольное, будет только одна примерная образовательная программа дошкольного образования обще развивающей направленности.

Существует целый ряд вариативных образовательных программ дошкольного образования. Все они находятся на общедоступном портале navigator.firo.ru, навигаторе общих образовательных программ дошкольного образования. На этом сайте они переработаны в соответствии со стандартом дошкольного образования, педагогам их по-прежнему можно использовать в своей работе.

Педагогу, при оформлении образовательной программы, на титульном листе следует указать только одну программу - примерную, а далее, углубляясь в текст основной образовательной программы, в пояснительной записке, в содержательном и организационном разделе нужно указать те вариативные образовательные программы дошкольного образования, по которым работает воспитатель дошкольного учреждения.

В каком-то детском саду вариативной образовательной программой дошкольного образования будет «От рождения до школы», в другом - «Истоки», в третьем - «Детство», в другом это будет «Радуга», и так далее. Безусловно, то содержание, которое закладывается в основную образовательную программу дошкольного образования, должно будет найти отражение и в рабочей программе.

Программа развития дошкольной образовательной организации

Важный документ детского сада, разработка которого обусловлена законом «Об образовании в Российской Федерации», это программа развития дошкольной образовательной организации. Взаимосвязь образовательной программы и программы развития - очень проста: если первая определяет содержание образовательной деятельности, технологии реализации этого содержания, то программа развития дошкольной образовательной организации описывает те изменения в инфраструктуре, которые позволят обеспечить реализацию образовательной программы качественно и в полном объеме.

Таким образом, получается, что программа развития дошкольной образовательной организации является ресурсом для качественной реализации основной дошкольной образовательной программы. В этом и есть взаимосвязь.

Безусловно, при разработке программы развития дошкольной образовательной организации нужно учитывать все положения образовательной программы, но стоит внести в нее такие ресурсы, которые будут обеспечивать полную реализацию образовательной программы. Для этого она предназначается. В программе развития дошкольной образовательной организации, будут отражены и кадровые ресурсы, и финансовые, и материально-технические, и все остальные ресурсы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом, конкретно 3-ей частью стандарта, которая описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Схематически таким образом можно изобразить взаимосвязь двух программ. Основная образовательная программа является ключевой для разработки программы развития дошкольной образовательной организации, которая, в свою очередь, призвана создать те условия, которые позволят обеспечить качественную реализацию основной образовательной программы.

Предыдущая тема: "Рабочая программа дошкольного учреждения: разработка структуры, примеры."
Следующая тема: "Основная образовательная программа детского сада - выбор вариативной программы"

Елена Смелова
Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС до

«Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО »

Обозначенная тема важна не только для сферы дошкольного образования , но и для всей системы образования в целом . Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве , а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования . Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.

В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.

Ситуация изменилась после принятия закона об образовании , разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования . Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГТ, а вслед за ним и ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.

В то же время возникла опасность, что введение ФГОС приведет в конечном итоге к утверждению единой образовательной программы в ДОУ .

Нам нужно выработать практические шаги по тому, как сегодня выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . Мы не собираемся отказываться от того, что было наработано ранее. Мы должны посмотреть, как все это сегодня соответствует ФГОС и что нам нужно сделать, чтобы продолжить действовать в этом направлении.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России .

Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н. В. Немовой и Т. П. Афанасьевой, являются : наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для обучающихся вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов ) ; возможность выбора детьми одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта ) ; гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей обучающихся).

Говоря о системе дошкольного образования , мы можем выделить следующие показатели степени вариативности педагогической системы ДОУ :

Наличие оптимальной образовательной программы , которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;

Построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым» ;

Ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом образования »;

Учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования .

Таким образом , вариативный образовательный процесс –взаимосвязанная деятельность участников образовательных отношений по реализации целей образования , осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования .

Сегодня становится очевидно, что вариативность содержания , форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста , игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью . Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур , языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией . Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования .

Анализ существующих ныне программ дошкольного образования , обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям Стандарта) :

Краткое описание образовательных программ ,

воспитательно-образовательного процесса в детских садах.

Образовательные программы , используемые в детских садах.

Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам . Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребенка ; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьей. Отличаются программы друг от друга задачами и методологией реализации . Программы подразделяются на комплексные и порциальные.

Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка дошкольного возраста : физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое.

Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7 лет. В основу программы изложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году его жизни. Программа обеспечивает качественную подготовке к школе . Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.

2. Программа «Детство»

Цель - обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства : интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены фольклор, произведения устного народного творчества, прикладные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство росписи. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка.

3. Программа «Развитие»

Основной целью программы является развитие умственных и художественных способностей детей через овладение сенсорными эталонами, символами и знаками. Программа охватывает практически все направления работы с детьми с 3 до 7 лет : ознакомление с природой и пространственными отношениями, обучение грамоте и математике, логике, ознакомление с литературой и развитие речи. Основное внимание уделяется способом овладения знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.

Название технологии включает в себя глубокий смысл. Понятием "Дом" означает возможность каждого воспитанника, включая сотрудников детского сада и родителей, с учетом возраста и индивидуальности, прожить день своей жизни максимально активно. "Радость" - это понятие обозначает эмоционально, которая возникает в момент большого удовлетворения и удовольствия. Следовательно, жить в "Доме Радости" - это находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности. Воспитывать в "Доме Радости" - это содействовать обогащению развития неповторимой индивидуальности.

Основная задача - помочь ребенку раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах, воспитать самоуважение. М. Монтессори создала серию материалов и методику их использования, облегчающих ребенку постижение теоретических знаний (цвет, форма, количество, буквы, цифры, а также практических навыков (умение мыть, переливать жидкость, подметать) . Дети, воспитанные по системе М. Монтессори, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, делать выбор в сложных ситуациях, хорошо распоряжаться своим временем. Школы М. Монтессори появились в разных странах в начале XX века.

8. Программа «Одаренный ребенок»

Программа является вариантом программы "Развитие", предназначена для образовательной работы с детьми 6 – 7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Основная задача программы – обеспечить совершенствование умственных способностей детей, характерных для дошкольников : наглядно-образное мышление , воображение . Для этого наглядные модели (рисунок, аппликация, конструкции, сюжетно-ролевая игра и др.) становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В результате дети начинают использовать средства обучения «в уме» , они становятся средствами их собственного мышления : построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. Программа состоит из 10 разделов. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования.

Цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте до 7 лет, ее универсальных, в т. ч. творческих, способностей до уровня, соответсвующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. Программа обеспечена методическими и учебными пособиями.

Программа предназначена для воспитания детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) . В программе раскрываются особенности развития детей раннего возраста, даются рекомендации для родителей и воспитателей по организации работы дома и в детском саду. Программа проста в понимании и использовании.

11. Программа «Березка» технологии системы вальдорфского детсого сада, написана для российских детсадов.

Парциальные образовательные программы включают одно или несколько направлений развития дошкольника .

Актуальные тренды ДО

Поддержка игровой деятельности как ведущего вида деятельности дошкольников

Инклюзия

Поддержка детской инициативы во всех видах детской деятельности

Индивидуализация дошкольного образования

Внедрение современных высокоэффективных методик и технологий

-Реализация сетевых образовательных программ в системе дошкольного образования

-Реализация билингвальных образовательных практик в системе дошкольного образования

Комплексные образовательные модели с инновационными составляющими (управление, содержание, оценка качества )

Детский сад – игропарк

Образовательные приоритеты . Игровая деятельность как ведущий механизм реализации образовательной программы ОО . Разработка и апробация модели игропарк.

Сад детских инициатив

Образовательные приоритеты . Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Формирование навыка осознанного выбора. Реализация образовательных событий в режиме сотрудничества и сотворчества. Разработка и апробация технологии объединения детских инициатив.

Инклюзивный детский сад

Образовательные приоритеты . Создание эффективных моделей инклюзивного дошкольного образования . Организация Лекотек, реализующих услуги дошкольного образования . Организация деятельности «ресурсных групп» в ДОО. Создание высокоэффективных служб психолого-педагогического сопровождения.

Лего детский сад

Образовательные приоритеты . Разработка эффективных образовательных моделей , реализующих принципы Лего- образования . Создание трансформируемых функциональных пространств. Совместное моделирование образовательных событий и образовательной деятельности (Лего-тема, Лего-день, Лего-фесты)

Детский сад билингвальных пратик

Образовательные приоритеты . Модульный принцип конструирования режима дня. Реализация билингвального образовательного компонента . Поддержка детских видов деятельности на русском и английском языке. Педагоги и учебно-вспомогательный персонал-носители языка. Высокая включенность родителей.

Со-проекты : Консультационные пункты, Лекотека, Ресурсные группы, Стажировочные площадки.

Можем отметить, что усиление вариативности образования является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает его субъектность и способствует обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации .

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом - это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства.

Воробьева; Основная идея программы предполагает: всестороннее гармоничное развитие ребенка 2 7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной эмоциональной и нравственноволевой сфер личности; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.Крылова Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Список вариативных программ дошкольного образования с краткими аннотациями

«Гармония развития» (Д. И.Воробьева);

Основная идея программы предполагает:

Всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

Равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;

Создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Программа позволяет решать задачи:

Познания мира и себя в нем через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними;

Развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с живыми и неживыми объектами;

Восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно включаться в творческий процесс.

Программное содержание разделено на пять блоков.

1. Реальные объекты мира (живая — неживая природа, человек, животные, растения, здания, транспорт).

2. Вторая натура (художественные изображения — живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

3. Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор).

4. Спортивно-двигательная, пластическая и театрализованно-игровая деятельность (пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация).

5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

«Детский сад — дом радости» (Н. М.Крылова),

Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры.

Структурно-содержательная характеристика

Авторы предпочитают называть «Детский сад — дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть — «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья — то, что мы называем инноватикой, условиями, которые нужно обеспечить для освоения технологии воспитателями.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Авторы программы «Детский сад — дом радости» считают, что наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.

Метафорой «Лесенка успеха» обозначена деятельность воспитателя, содействующая обогащению развития ребенка. Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).

Учебно-методическое обеспечение

В программе «Детский сад — дом радости» был реализован замысел обеспечить воспитателя подробным вспомогательным материалом. Технология описана в 34 книгах и включает не только ежедневную, но и почасовую, и даже поминутную организацию всей жизни и деятельности в целом одновозрастной группы от 20—25 детей в течение 10—12-часового режима работы.

«Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.);

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).
В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

«Золотой ключик» (Г. Г. Кравцов и др.);

Программа «Золотой ключик» — комплексная программа развития детей от 3 до 10 лет, разработанная Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской и др. Цель П. — достижение органичного единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие. П. представляет собой модель непрерывного образования детей, которая предусматривает разновозрастной состав групп (2-4 года, 5-7 лет, 8-10 лет), преобладание индивидуальных форм работы с детьми, формирование системы отношений по типу семейных взаимоотношений, акцент на развитие игровой деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

«Истоки» (под ред. Л. Е. Курнешовой),

Программа «Истоки». В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Программа "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы : раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы: "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

«Кроха» (Г. Г. Григорьева, Е. Г. Кравцова и др.);

Цель программы — комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет.

Разработана программа в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.

Программы воспитания и развития ребенка представлены в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.

Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода, представлена четырьмя блоками: предродовая педагогика; характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до трех лет; развитие и воспитание детей первого года жизни; развитие и воспитание ребенка второго и третьего года жизни.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до трех лет, а также методические рекомендации. В нее включены подборка хрестоматийных материалов (литературных произведений) для чтения и рассказывания их детям, многофункциональные справочные материалы и перечень методической литературы. В приложениях даны таблицы уровней развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводится литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

«Развитие» (под ред. О. М.Дьяченко).

В основу программы легли идея А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.

Программа требует установления основанных на личностно ориентированной модели воспитания и обучения. Программа составлена для каждого возраста и содержит объяснительную записку и детальную характеристику работы с детьми.

Цели: развитие у детей умственных и художественных способностей детей, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности.

Кардинально изменены способы дошкольного обучения – перед детьми ставится система последовательно усложняющихся задач. Основной акцент программы сделан не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. При разработке программного материала первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

В младшей группе основными средствами являются сенсорные эталоны (так называемый «ударный» раздел – развитие сенсорной культуры); в средней – наглядные модели пространственных отношений типа плана или чертежа (формирование пространственных отношений); в старшем дошкольном возрасте центральное место занимают условно-символические наглядные модели, отражающие количественные отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь явлений природы, отношение между содержанием и объемом понятий (математика, грамота, экология, логика).

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»:

1. Развитие сенсорных способностей (мл .в озраст).

2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

3. Введение в грамоту (мл., ср .г руппы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы).

4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл .в озраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа).

6. Формирование элементарных экологических представлений.

7. Развитие элементов логического мышления (со ст .г руппы).

8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы).

9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы).

10. Конструктивная деятельность.

11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16572. Успех глазами слушателей программ бизнес-образования 15.09 KB
Бизнес-образование является для его участников одним из механизмов наращивания ресурсов и капиталов. Для структурирования слушателей по целям получения бизнес-образования была построена их типология на основе двух вопросов – о причинах получения бизнес-образования и о влиянии бизнес-образования на ряд параметров. В качестве причины получения бизнес-образования абсолютно все указали получение дополнительных знаний и навыков для профессионального роста. Для большинства важно также усвоение современных практик ведения бизнеса 88 и развития...
10572. Сотрудничества образовательных учреждений по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС 12.8 KB
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
8331. Интегрированные пакеты программ. Пакет офисных программ Microsoft Office 2003, 2007 и 2010. Средства автоматизации разработки документов в MSWord. Инструменты для создания комплексных документов. Вопросы компьютерной безопасности: вирусы и меры борьбы с н 26.36 KB
В состав комплектов Microsoft Office 2003 2010 входят приложения общего назначения: текстовый процессор MS Word; табличный процессор электронные таблицы MS Excel; система управления базами данных MS ccess; средство для подготовки презентаций MS PowerPoint; средство организации групповой работы MS Outlook. По сравнению с предыдущими версиями в нём как и в других приложениях общего назначения пакета MS Office добавлены следующие новые возможности: новый более привлекательный интерфейс; использование в окнах приложений...
2167. Линейный список 31.41 KB
Указатель может перемещаться по списку от начала к концу, в этом случае список называется однонаправленный. Если указателю разрешено перемещаться от начала к концу и от конца к началу списка, список называется двунаправленный.
5004. Особенности взаимодействия учителя иностранного языка с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 56.84 KB
Организация обучения иностранному языку в дошкольных образовательных учреждениях. Цели обучения иностранному языку. Принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Основные компоненты содержания обучения. Организационные формы обучения. Методы и приемы обучения и воспитания. Кроме того дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой...
16434. Большой двадцатки в Лондоне по результатам которого ОЭСР опубликовала список государств относящихся к бе. 15.6 KB
Под критериями оптимальности абсолютное большинство авторов и экспертов помимо выбора благоприятных условий налогообложения понимают также отсутствие признаков нарушения законодательства или иначе – правомерность действий . Особенно это характерно для России налоговое законодательство которой по некоторым вопросам продолжает содержать неясные и или противоречивые положения которые могут трактоваться налогоплательщиком и налоговыми органами по-разному. Подобные цели могут достигаться путем применения различных инструментов...
10528. Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Список лекарственных препаратов по клинической фармакологии 36.67 KB
Нитроглицерин – Nitroglycerin (Нитроминт – nitromint, Изокет - isoket) Изосорбида динитрат – Isosorbide dinitrat (Нитросорбид - nitrosorbid) Изосорбида мононитрат – Isosorbide mononitrat (Пектрол – pektrol, Моночинкве - monocinqe) Молсидомин - Molsidomin (Корватон - corvaton, Сиднофарм - sydnopharm) Пропранолол – Propranolol (Анаприлин - anaprilin, Обзидан - obsidan)...
16356. тема образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. 12.01 KB
ГУ-ВШЭ Санкт-Петербург ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕНЫ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ КАК ПРОГРЕССИВНЫЙ ИСТОЧНИК ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики но и общества в целом. Существующий механизм финансирования образования не соответствует требованиям современной экономики и требует реструктуризации. Наряду с опережающим повышением объема бюджетного финансирования этой сферы созданием условий...
16425. Список ключевых вопросов при этом включает в себя: Построение программы любого курса начинается с фор. 9.46 KB
Даже у студентов старших курсов излишне формализованный математизированный курс макроэкономики может вызвать определенное отторжение. В такой ситуации студенты пришедшие в экономическую магистратуру из других специальностей могут испытать определенные сложности с излишне формализованным курсом макроэкономики. Важный вопрос в какой степени курс макроэкономики любого уровня сложности должен строиться в соответствии с западными стандартами образования и современным состоянием западной макроэкономической теории и в какой степени курс...
11283. Особенности поликультурного образования как фактора гуманизации образования 5.39 KB
Особенности поликультурного образования как фактора гуманизации образования Поликультурность пространства жизнедеятельности человека стала неотъемлемой чертой современного индустриально развитого мира. Растущее осознание мировой общественностью нарастающего противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды в которой живет и трудится человек и его неподготовленностью к этим изменениям привело к тому что о поликультурности образования все чаще говорят в последнее время как о его интегральной характеристике...

Наименование Программы - «Истоки» Уровень / направленность ПООП - примерная образовательная программа дошкольного образования

Возраст воспитанников - от рождения до 7 лет

Заказчик ПООП - ООО «Творческий Центр Сфера»

Аннотация содержания ПООП - Программа «Истоки» переработана в соответствии с Фе деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом. Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллекту альных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного про цесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. В программе имеются 4 приложения: по обучению второ му языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

Структура Программы.

Программа состоит из двух частей и трех приложений.

Пер вая часть содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы.

В содержательном разделе Программы пред ставлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образова тельным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения обра зовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается пример ный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы.

Во второй части описываются необходимые условия реализации Программы: раскрываются психолого-педагогические условия, описывается развивающая предметно- пространственная среда, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе.

В приложениях представлены:

Приложение 1:

Обучение второму языку дошкольников (для образовательных органи заций, в которых существует необходимость проведения этой работы).

Приложение 2:

Примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста.

Приложение 4.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства.

Название программы - «Истоки» - отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ - «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Наименование Программы - «На крыльях детства»

Уровень / направленность ПООП - примерная о бразовательная программа дошкольного образования

Возраст воспитанников - от 1 года до 7 лет

Заказчик ПООП - «Издательский Дом Карапуз»

В качестве ос новных идей программы выступают концепции педагогической поддержки и комплексного сопро вождения, ориентированные на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и учитывающие видовое разнообразие групп в ходе реализации образовательной программы, и концепция формирования событийно организованного образовательного пространства на основе детской игры. Рассматривая детский сад как целостное и гибкое образовательное про странство, авторы программы описывают модели адаптации и социализации детей раннего и до школьного возраста, модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год и связанные с ними вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, а также культурных практик, предлагают проекты интеграции основного и дополнительного образования, образовательного и виртуального пространства дошко льной образовательной организации.

Цель программы - создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, педагогов и родителей и управление качеством образовательного процесса.

Программа «На крыльях детства» строится на следующих принципах:

Гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему как к части будущего личностного и интеллектуального потенциала государства;

Развивающего образования, цель которого - всестороннее развитие ребенка;

Научной обоснованности и практической применимости содержания программы; - комплексности воспитания и обучения, интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, ориентированностью на цело стное развитие ребенка и дошкольной группы;

Системности организации образовательного процесса, единства видов и форм образовательной деятельности, общеразвивающих услуг и услуг по уходу, присмотру и оздоровлению;

Построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах организованной об разовательной деятельности педагогов и обучающихся и самостоятельной деятельности детей;

Взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего взаимодействие, сотрудниче ство и сотворчество педагогов - детей - родителей.

Общеобразовательная программа «На крыльях детства» разработана с учетом международных принципов в области защиты прав ребенка на дошкольное детство: - поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека;

Уважения личности ребенка; - личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

Реализации программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Вариативная примерная основная образовательная про- грамма дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г.Кравцова. М.: Левъ, 2015.

Программа «Золотой ключик» является примерной основной обра зовательной программой дошкольного образования, определяющей со- держание и организацию образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для реализации максимально полноценного развития детей, в соответствии с их возрастом, и, одновременно, для их эмоционального благополучия и радостной жизни.

При достижении этой цели естественным обра зом обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием и, соответственно, решается задача психологи- ческой подготовки детей к обучению в школе. Теоретико-методологическую платформу программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

В соответствии с этим, образовательный процесс строится на основе организации содержательного, разностороннего и разноуровневого общения детей как между собой, так и с педагогами и родителями, а также с другими взрос лыми, имеющими отношение к их жизни. Поэтому группы в образова тельных учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», комплектуются из детей всех дошкольных возрастов.

В программе «Золотой ключик» особое внимание уделяется тради ционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода развития – игровой, а также продуктивной деятельности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Важнейшим принципом, лежащим в основе государственно го стандарта, и, одновременно, программы «Золотой ключик», является опора на специфически дошкольные, детские виды деятельности: игровую, продуктивную и предметно-манипуля тивную. При этом основой, на которой строится весь процесс, является полноценное, содержательное, разновозрастное и раз нопозиционное общение детей и взрослых, имеющих к ним отношение, как в детском учреждении, так и дома.

Еще одним фактором, общим для нового государственного стандарта ДО и программы «Золотой ключик», является их выстроенность на основе культурно-исторической, диалектической парадигмы. Такая методологическая основа диктует принцип, связанный с максимальным разворачиванием разнообразных видов деятельности, в которых дошкольник может реализоваться, как субъект. При этом ребенок ощущает себя источником собственной активности, носителем побуждений и инициатив, выливающихся в интересные для него дела и занятия, и все это реализуется в процессе совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

Кроме того, авторами данной программы разработаны пути и методы переподготовки педагогических кадров в рамках как разовых, так и постоянно действующих семинаров, а также сред ства психодиагностики для оценки качества работы учреждений и уровня психического развития детей различного возраста.

Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золо той ключик» является то, что реализация содержания обязатель ных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, речевого развития, социально-коммуникатив ного и художественно-эстетического развития) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживае мых детьми вместе с взрослыми.



Рассказать друзьям