Юбилейный вепсский праздник "древо жизни" пройдет в шелтозеро. Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям ленинградской области Праздник вепсов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Традиционное торжество состоялось в день Казанской иконы Божией Матери в деревне Сидорово Бокситогорского района, где издавна проживает финно-угорский народ. По легенде, именно святыня спасла жителей южных деревень вепсов от падежа скота.

ЦЕЛЕБНОЕ ОЗЕРО

Праздник начался с водосвятного молебна в часовне. Затем сидоровцы прошли крестным ходом к жемчужине вепсского края - Сорвозеру, где икону «искупали». По преданию, после этого обряда водоем становится целебным. Поэтому вслед за святыней в озеро окунулись жители деревни. Холодно, конечно, но оно того стоит. Местные старожилы даже говорят, что раньше, когда здесь держали скот, больных коров тоже заводили в воду и они сразу поправлялись.

Оказалось, вепсы - мастера на все руки. На пригорке у сцены растянулись лавки с местным хэнд мэйдом (вещами ручной работы): платками, глиняными фигурками и даже магическими вепсскими куклами.

У каждой из них своя сила. «Неразлучников», например, дарят на свадьбу, чтобы супруги жили душа в душу. А «успешница» приносит удачу. Правда, за это нужно платить - класть монетку ей в мешочек, - рассказала рукодельница Марина Колосова .

ВЕПССКИЙ «ДРЕСС-КОД»

Жители и гости деревни Сидорово собрались на праздничный концерт, где делились впечатлениями:

Это самый душевный и теплый праздник. Отрадно видеть, что с каждым годом здесь все больше детишек. Мы передаем им традиции, историю нашего народа и любовь к малой родине.

В это время на сцену выходили народные ансамбли в традиционных нарядах. Пели сразу на трех языках: русском, карельском и вепсском. Кстати, «дресс-код» у национальных костюмов серьезнее, чем на деловых встречах. Там накинул пиджак - и готово. А тут даже платок нужно надевать по-особому. Карелы, например, завязывают его только сзади.

Завершился Сырный день вепсскими обрядами.

Раньше в начале сенокоса из травы связывали пояса. Их надевали, чтобы погода была хорошей и сенокос удался, - поделилась уроженка Сидорово Татьяна Петрова .

КСТАТИ

Свое название праздник получил не случайно. 21 июля принято освящать молочные продукты, поэтому в этот день нет лучше подарка вепсу, чем кусочек ароматного сыра.

СОБЛЮДАЯ ТРАДИЦИИ

Сырный день - традиционный праздник бокситогорских вепсов с многовековой историей. Однако в СССР он был практически забыт. Вернуться к истокам удалось лишь в 1993 году.

25-й день вепсской культуры прошел при поддержке комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области в рамках программы поддержки этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов.

СПРАВКА «КП»

Вепсы - финно-угорский народ, проживающий в Карелии , Вологодской и Ленинградской областях. По данным переписи 2010 года, в России осталось всего около шести тысяч вепсов.

В апреле 2006-го народность включили в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. А вепсский язык с 2009 года входит в Атлас исчезающих языков мира ЮНЕСКО .

15 июля в селе Шелтозеро пройдет традиционный вепсский праздник «Древо жизни». В этом году он посвящен сразу трем юбилейным датам: 80-летию Вепсского народного хора, 50-летию Шелтозерского вепсского этнографического музея имени Рюрика Лонина и 30-летию самого праздника «Древо жизни».

«Древо жизни» – праздник вепсской культуры, направленный на сохранение народных традиций и языка вепсов – коренного малочисленного народа Республики Карелия. Впервые он был проведен в Шелтозеро в 1987 году.

– В этом году празднование пройдет под девизом «Живая нить истории». Недавно Вепсский народный хор, основанный в 1936 году в Шелтозеро, отметил свое 80-летие. На празднике он передаст юбилейную эстафету Шелтозерскому музею. Хор и музей на протяжении многих лет сохраняют историю вепсского народа каждый по-своему. С этой же целью несколько десятилетий назад появился и праздник «Древо жизни». Дело подвижников Василия Кононова и Рюрика Лонина сегодня продолжают жители села, – рассказала художественный руководитель Вепсского народного хора заслуженный работник культуры России и Карелии, лауреат премии «Душа России» Людмила Мелентьева.

Глава Шелтозерского вепсского поселения Ирина Сафонова приглашает жителей Карелии и соседних областей на юбилейное «Древо жизни». Праздник начнется в 12.00. Гости увидят выступления творческих коллективов из Петрозаводска и Шелтозеро, посетят этнографический музей, попробуют блюда национальной кухни, примут участие в различных конкурсах, приобретут на память изделия местных мастеров, узнают много о традициях и занятиях одного из коренных народов Карелии – вепсов. Гвоздем программы станут «Вепсские игрища», в которых будут состязаться команды вепсских поселений Карелии и Ленинградской области.

Организаторы проекта – Министерство культуры Республики Карелия, Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия, Молодежный информационно-правовой центр коренных народов «Невонд» и администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения. Партнеры – Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации, Национальный музей Республики Карелия, Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина, Карельская региональная общественная организация «Союз вепсской молодежи Карелии «Vepsan vezad». Проект финансируется за счет средств федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Попасть на мероприятие лучше через эти ворота, потому что именно ворота у вепсского народа считаются добрым символом. Ну? и в знак удачи? войти и выйти лучше всего три раза.


- Праздник «Древо жизни» встречает гостей» - вот что написано на растяжке, которая приглашает всех желающих на мероприятие. В этом году праздник посвящён Винницам, поэтому огромное количество прилавков заняли участники из Винницких сельских поселений. Чего здесь только нет! И полотенца, и панно, и игрушки, а запах от национальной выпечки - просто потрясающий.

«Я из деревни Ярославичи. До этого нас - вепсов - как-то не очень-то…стыдились. Лично я вот когда училась в школе, все говорили: «ой, вепсы, вепсы». А мы, я родом из Ладвы деревня, вот мы всегда говорили по-вепсски»

На праздник приехали мастера из разных уголков страны: Новгород, Тихвин, республика Карелия и Коми. Не перевелись ремесленники на земле русской.

Марина Еремеева, участник праздника:
- Куклы, лоскутное шитьё - моё любимое дело, которым я и сама занимаюсь, и вот моих родных к этому привлекаю. Моя маленькая дочка учится делать вот такие маленькие куколки - обережки. А наш папа - он тоже на все руки мастер. Он помогает нам мастерить какие-то такие вот изделия деревянные.

Виктор занимается резьбой по дереву больше 10 лет и каждый год радует гостей праздника своими работами. Всему научился сам и навыками делиться готов - было бы желание у молодёжи.

Виктор Фалин, участник праздника:
- Доски, они склеенные. Если целую доску взять, не клееную, ей выгибает. Вот сначала склеишь и потом, ну, постепенно: сначала большие вот эти выемки берешь, а потом уже на мелочевку переходишь

Евгения Агафонова, корреспондент:
- Нельзя побывать на по сути национальном празднике ремёсел и не попробовать сделать что-нибудь своими руками. Я, например, решила поучаствовать в мастер-классе и испечь калитку своими руками. Я их, если что, предварительно помыла.

Вера Васильева, участник праздника:
- Вепсские калитки. Готовятся из ржаной муки вперемешку с пшеничной. Тесто делается из кефира, тоже масло добавляется подсолнечное немножко, ну и начинка. Это, например, пшено. Сейчас посыплю мукой, и раскатывай и крутите одновременно, чтоб круглая получилась. Теперь начинку. Немножко, ободочек оставить. Потом этот ободочек вот так. Получается калиточка

Евгения Агафонова, корреспондент:
- На главном символе мероприятия - 29 фотографий. С каждого праздника - по фотографии. В следующем году их будет уже 30. Вепсы надеются, что когда-нибудь из таких «деревьев жизни» на площади можно будет выстроить целый лес.

Евгения Агафонова, Кирилл Титов, Вадим Корнеенков, Последние известия, село Винницы

Областной вепсский праздник «Древо жизни - 2017. Vingl, Vidl, Винницы - 880» прошел в тридцатый раз в селе Винницы Подпорожского района.

В этом году праздник был посвящен 880-летию первого упоминания села Винницы в исторических летописях.

«Возрождение вепсского праздника «Древо жизни» стало символичным для сохранения и развития культуры этого малого народа. Внимание к традициям, восстановление ремёсел, кухни, издание букварей и создание мультфильмов на национальном языке - первые шаги к новой странице истории Вепсского края. В ближайших планах - завершение ремонта дороги на Винницы, строительство Вепсского культурного центра, детского сада с бассейном», - отметил на открытии праздника губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Вместе с главой региона поздравить с праздником столицу Вепсарии приехали почетные гости: епископ Тихвинской и Лодейнопольской Мстислав, вице-губернатор Ленинградской области по внутренней политике Сергей Перминов, председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Лира Бурак.

«Древо жизни» проводится в рамках реализации программы поддержки малых коренных народов, которую реализует комитет.

Приветственный адрес участникам «Древа жизни» направила заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева.

Руководителю Вепсского центра фольклора Надежде Ковальской, которая стояла у истоков зарождения праздника и в целом изучения и сохранения вепсских традиций, вручен памятный знак за заслуги перед Подпорожским районом.

Зрителей и гостей праздника порадовали выступлениями коллективов художественной самодеятельности - вепсского народного фольклорного ансамбля «Армас» и детского ансамбля «Чомашти», образцового ансамбля народной песни «Забава» из города Подпорожье, национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», солистов Пяжелского дома культуры из Вологодской области, нганасанской этнофольклорной группы «Хендир» с полуострова Таймыр; самодеятельного песенно-фольклорного коллектива «Дзоридз» при Коми землячестве «Неватас», ансамбля «Онежские зори» из поселка Вознесенье. Состоялось театрализованное представление «Сказания и легенды о земле Винницкой».

На Винницкую ярмарку привезли свою продукцию мастера декоративно-прикладного творчества из соседних областей, республики Карелия, и конечно, из Ленинградской области - городов Лодейное Поле, Подпорожье, сёл Алёховщина, Важины, близлежащих деревень. Вепсские подворья предлагали традиционные блюда (выпечку, уху, олудь) и сувенирную продукцию.

На мастер-классах можно было научиться вязать веники, печь калитки (открытые пирожки из ржаного теста с начинкой), ткать пояса, изготавливать обереги и получить навыки гончарного дела.

В юбилейный праздник было развернуто много выставок: выставка панно «Сказки приоятского края» («Sarnad Ojat"randal»), выставка старинных предметов быта «В доме старом, в доме чудном» («Pertiš kulus, pertiš čudakahaz»), выставка вышитых полотенец. Гости из финно-угорского культурного центра Российской Федерации из Сыктывкара (Республика Коми) привезли фотовыставки «Мы есть и будем», «Завещание предков», «Республика Коми - жемчужина экологического туризма», «В стране прозрачных вод».

Для самых маленьких гостей праздника работала детская площадка с народными играми, аттракционы «Игрушки от Петрушки».

Вепсы - малый финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России.

История вепсского праздника «Древо жизни» началась с 1987 года. Созданный еще в советское время, он стал успешным социально-культурным проектом. Сценарии праздника разнообразны и неповторимы, удивляют своей самобытностью, пропитаны вепсской культурой.

Год за годом «Древо жизни» набирает популярность, всё больше коллективов принимают в нем участие, а зрители собираются в селе Винницы на главном празднике вепсов в начале июня.

Межрегиональная выставка финно-угорских фотожурналистов и фотолюбителей «Мы есть и будем». На выставке размещены работы 19-ти профессионалов и любителей из Республик Коми, Карелии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Мурманской области и Санкт-Петербурга.

В фотоработах запечатлены портреты представителей финно-угорских народов, в том числе - водь, ижоры (ижорцы), вепсы, сето, которые внесены в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Сюжеты демонстрируют традиционные обряды и праздники, особенности этнической одежды и музыкальных инструментов, повседневной жизни и быта.



Рассказать друзьям