Закаливание в домашних условиях. Как начать закаливание взрослому в домашних условиях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

От 1 до 3 месяцев

* Температура воздуха в комнате ребенка 23ºС. Проветривание – 4-5 раз в день по 10–15 минут.

* Обязательный сон на воздухе при температуре воздуха от -5 до 30ºС. Длительность сна постепенно увеличивать с 10 минут до 2,5 часов.

* Воздушные ванны во время пеленания и массажа от 2-3 до 5-6 минут. Температура воздуха от 22 до 18ºС.

* Умывание. Температуру воды постепенно снижать от 28 до 20ºС.

* Общая ванна (температура воды 36-37ºС) продолжительностью 5-6 минут с последующим обливанием водой с температурой 34-36ºС ежедневно.

* Влажное обтирание рукавичкой, смоченной водой (33-35ºС). Обтирать в течение 2-х минут ручки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижать на 1ºС и довести до 28ºС. Каждую часть тела насухо вытирать до легкого покраснения сразу же после влажного обтирания!

От 3 до 6 месяцев

  • Температура воздуха в комнате ребенка 20-22ºС. Проветривать 4-5 раз в день по 10-15 минут.
  • Обязательный сон на воздухе при температуре от -10 до 30ºС. Длительность сна – около трех часов.
  • Воздушные ванны во время переодевания, массажа и гимнастики от 6-8 до 15 минут.
  • Умывание. Температура воды – 23-20ºС.
  • Влажные обтирания рукавичкой, смоченной водой (33-30ºС). Обтирать руки и ноги целиком, затем грудь и спину. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижать на 1ºС и довести до 26ºС. Каждую часть тела насухо вытирать до легкого покраснения сразу же после влажного обтирания.
  • Общая ванна (температура воды 35-37ºС) продолжительностью 5-10 минут с последующим обливанием водой (33-35ºС) ежедневно.
  • Летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-7 минут.

От 6 месяцев до 1 года

* Температура воздуха в комнате ребенка 18-20ºС. Проветривать 4-5 раз в день по 10-15 минут.

* Обязательный сон (или прогулки) на воздухе при температуре от -12 до 30ºС. Длительность – около трех-четырех часов.

* Воздушные ванны во время переодевания, массажа, гимнастики и в отдельные отрезки бодрствования до 10-12 минут.

* Умывание. Температура воды – 22-20ºС.

* Общее обливание. Ребенок может стоять или сидеть. Сначала обливать спину, затем грудь, живот и, в последнюю очередь, руки. Температуры воды вначале должна быть 35-37ºС. Затем каждые пять дней ее снижать на 1ºС и довести до 28ºС. После обливания малыша насухо растереть до легкого покраснения.

* Общая ванна (температура воды 35-36ºС) продолжительностью 5-10 минут с последующим обливанием водой (32-34ºС) ежедневно.

* Летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 8-10 минут.

Если вы будете регулярно проводить хотя бы некоторые из вышеперечисленных процедур, это уже существенно укрепит состояние здоровья вашего малыша. Но не стоит ждать чудес: все программы закаливания рассчитаны на длительный срок и первых результатов вы дождетесь не ранее, чем через полгода. Ваш малыш станет менее подвержен болезням.

Удачи вам и, самое главное в данном случае, терпения!

Шипулина Е. В. инструктор грудничкового плавания, врач-педиатр

Закаливание – один из самых лучших и проверенных способов оздоровить собственный организм, укрепить иммунитет и приучить тело быстрее адаптироваться к изменению температур. Эта процедура уже через несколько недель дает хорошие результаты, но только при условии правильного выполнения, поэтому новичкам в этом деле необходимо разобраться во многом. Закаливание для начинающих обязательно должно происходить системно. Существует три этапа, которые постепенно подготавливают и адаптируют организм. С чего начать закаливание, как часто и при какой температуре его проводить, какой способ выбрать?

Способы закаливания

Закаливание – термические водные процедуры, направленные на ускорение адаптации организма к переохлаждению и перегреванию. Из-за сильного холода или жары организм часто «выключает» иммунитет, чтобы больше энергии направить на регулирование температуры тела. А в это время вирусы или бактерии прорывают ослабленные защитные бастионы, человек заболевает.

Но после регулярного закаливания организм не так резко реагирует на показатели внешней среды, поэтому иммунная функция работает нормально. Проводить подобные процедуры можно не только взрослому, но и детям, перед этим обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром.

Прежде чем давать советы по закаливанию, необходимо разобраться в его видах и выбрать подходящий. Существуют различные способы повысить иммунитет:

  • растирание влажным полотенцем;
  • обливание;
  • контрастный душ;
  • хождение по мокрой траве;
  • купание;
  • моржевание.

С чего же начать новичкам в вопросе закаливания? Если никогда раньше не сталкивались с различными водными процедурами, с прохладной водой, то лучше начать с теплых обтираний на свежем воздухе.

Помните главное правило для начинающих укреплять свой иммунитет подобными процедурами: температуру можно понижать только постепенно! Начинать необходимо с теплой воды (28-30 градусов), каждые два-три дня снижая температуру на 1-2 градуса. Также всегда по окончании процедур вытирайтесь насухо, одевайтесь, не забывайте про носки.

Противопоказания

  1. Для него достаточно взять небольшое полотенце и тазик с водой.
  2. Встаньте, окуните полотенце в воду, отожмите его и начинайте обтирать ноги, постепенно поднимаясь к бедрам.
  3. После этого еще раз смочите полотенце в тазике, отожмите и начните обтирать шею, спускаясь к бедрам.
  4. Сделайте 3 повтора в каждом направлении.
  5. После этого можно сделать несколько простых упражнения: 20 приседаний, 50 прыжков, 30 наклонов. Это поможет запустить процесс выработки тепла.

Контрастный душ – быстрый и простой способ научить тело лучше регулировать собственную температуру. Выполняйте эту процедуру после обычного утреннего или вечернего купания. Сначала включите теплую воду, облейте все тело, а потом отрегулируйте теплоту воды так, чтобы она была на 10-15 градусов ниже, снова облейтесь. Сделайте так 3-4 раза, заканчивать контрастный душ всегда необходимо прохладной водой.

Выполнять этот этап необходимо в течение 2 недель, процедуры должны быть ежедневными. Обтирание можно проводить дважды в день, а контрастный душ – один раз. Обязательно вытирайтесь насухо после контакта с водой. Спустя 30-40 минут можно выпить теплый чай с медом или подогретое молоко, а до приема пищи желательно подождать час.

Второй этап

На втором этапе к обливанию и контрастному душу можно подключить хождение по мокрой траве и плавание. Ходить босиком по влажной травке можно с утра, когда на ней лежит роса. Сначала будут возникать неприятные ощущения и желание встать на цыпочки, но его необходимо побороть.

Длительность такой прогулки сначала должна быть не более минуты. Каждый день увеличивайте время на 10-15 секунд. Интересный факт, что такая процедура не только закаляет, но и улучшает настроение, поскольку тактильные ощущения от травы стимулируют нервную систему к выработке эндорфина – гормона счастья.

Плавание – отличный способ не только закаливания, но и оздоровление, ведь оно улучшает состояние сердечно-сосудистой системы, приводит в тонус мышцы и укрепляет позвоночник. Если позволяют погодные условия, плавать можно в речке или на озере, но никто не запрещает посещать бассейн, когда закаливание начато в холодную пору.

Плавать достаточно в течение часа, после этого необходимо тщательно вытереться, одеться и обязательно высушить волосы или укутать их в полотенце.

Поскольку на втором этапе присутствует уже 4 процедуры, необходимо правильно их комбинировать. Ходить по влажной траве необходимо каждый день утром, обтирание можно проводить днем, контрастный душ – вечером, а плавать достаточно 2-3 раза в неделю.

Третий этап

Третий этап не сильно отличается от второго, ведь в него входят все те же процедуры, кроме обтирания, которое необходимо заменить холодным обливанием.

Холодное обливание также проводится на свежем воздухе.

  1. Для него необходимо взять с собой 2-3 ведра воды температурой 20 градусов.
  2. Сначала необходимо зачерпнуть немного жидкости, обтереть ее тело.
  3. После этого можно взять ведро и вылить половину его объема в области шеи.
  4. Оставшейся водой поливают ноги.
  5. После первого ведра приседайте или прыгайте в течение минуты. Так организм получит дополнительный стимул к выработке тепла.
  6. После этого по той же методике вылейте второе и третье (если оно есть) ведро.
  7. Обязательно вытритесь насухо и оденьтесь.

Периодичность процедур на этом этапе остается той же, только вместо обтирания теперь будет обливание.

Почему же не вспомнили про моржевание? Моржевание – купание в ледяной воде зимой. Этот способ закаливания вызывает множество споров, потому что многие врачи считают его вредным и опасным, поэтому выполнять его или не выполнять – личный выбор каждого.

Закаливание для начинающих обязательно необходимо проводить системно в три этапа, придерживаясь методик и основных рекомендаций. Тогда процедуры принесут только пользу, помогут научить организм быстрее адаптироваться к изменению температур и повысят иммунитет.

Во время летней оздоровительной кампании

Особенности методики проведения

Воздушное закаливание

  • Осмотр участка перед каждой прогулкой.
  • При необходимости поливается участок и песочница.
  • Обязательное наличие головного убора.
  • Соблюдение питьевого режима.
  • Обеспечение достаточной двигательной активности (60% от всей прогулки отводится на двигательную активность детей)
  • В утреннюю прогулку, когда нет физкультурных и музыкальных занятий, включается оздоровительный бег.

См. Методичку

  • Пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха: ясли – 22-23гр. сад – 20-21гр. Состав одежды детей см. в приложении.
  • Воспитатели должны следить за изменениями температуры воздуха и, в зависимости от этого, одеть или раздеть ребёнка (см. приложение) .
  • Температура в группе должна быть не ниже 14гр.: 17-19гр. – легкая пижама, одеяло, выше 25гр. – трусики для сна, пододеяльник.
  • Перед сном детям одевается чистая пара трусов.
  • Следить, чтобы близко лежащие к окну дети не подвергались охлаждению.
  • Обеспечить спокойную обстановку перед и во время сна.
  • Увеличить длительность сна детям «гр. риска» (укладывание первыми, подъём последними)
  • Здоровые дети могут одеваться и раздеваться во время подъёма и укладывания при постепенном снижении температуры воздуха с 20-21гр. до16-18гр.
  • См. методичку
  • Сквозное проветривание помещения в отсутствии детей.
  • Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.
  • В теплое время года рекомендуется непрерывная аэрация помещения.
  • Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Водное закаливание

  • Рекомендуется специальная методика проведения (см. приложение)
  • Ноги мыть проточной водой с мылом и мочалкой на деревянной решетке с помощью душа или лейки.
  • Вытирать ноги насухо только индивидуальным полотенцем.
  • Полотенца сушить и хранить в комнате гигиены.
  • Игры с водой проводятся в плескательных бассейнах, тазиках (см. приложение)
  • Необходимо иметь картотеку игр с водой.

Босохождение

  • Рекомендуется осмотр участка на наличие травмоопасных предметов.
  • При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта, дети могут играть в п/и босиком.
  • Начинать следует с пробежки.

Длительность до 1-3 мин. Движения должны быть непрерывными. После процедуры обуться в сухую обувь и походить ещё 5-10 мин.

  • в раздевалке дети снимают обувь, носочки
  • по массажным дорожкам идут от раздевалки до туалетной комнаты
  • приступают к мытью ног

Воздушное закаливание

  • Общие световоздушные ванны начинают в кружевной тени деревьев при Т 19-20гр. для детей ст. возраста и 20-21гр. для детей мл. возраста.
  • В дождливые дни и при Т воздухи на улице ниже 18гр. проводятся в помещении.

Показания: Могут принимать практически все дети. Детям с задержкой роста и развития приём показан особо.

Противопоказания: острые инфекционные заболевания. Не принимать с 16-17 часов – опасные для здоровья лучи.

Солнечное закаливание

  • Требуется спец. методика (см. приложение)
  • Проводятся только после предварительного недельного курса световоздушных ванн.
  • Не ранее чем через 1,5 часа после еды и не позднее чем за 30 мин. до еды.

Питьевой режим

  • Чашки для питья выносятся в п/ пакете с маркировкой «Чистая посуда» , после использования складываются в др. пакет с маркировкой «Грязная посуда»
  • Кол-во чашек соответствует кол-ву детей.
  • Кипяченая вода заранее охлаждается

Местное закаливание рук

Методика проведения

Ручные ванны проводятся во время игры с водой (малышу предлагают искупать куклу, постирать белье, вымыть посуду и т.п.) . Начальная температура воды равняется 28°С и постепенно снижается до комнатной температуры (20-22°С) . Продолжительность ванны от 3 до 5 мин. Следите за тем, чтобы перед началом проведения процедуры руки детей были теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. Рекомендуется проводить ребенку после ночного или дневного сна.

Солнечные ванны

Методика проведения процедуры

Солнечные ванны рекомендуется начинать постепенно. Сначала дети находятся в кружевной тени деревьев или кратковременно (по 5-6 минут в день) на освещенном солнцем участке. В это время хорошо поиграть с детьми в хороводные игры.

Вначале проведения солнечной ванны у детей обнажены только руки и ноги, постепенно обнажается все большая поверхность тела, и через несколько дней (в зависимости от погоды и общего состояния ребенка) можно раздеть ребенка до трусиков. На голове у ребенка обязательно должен быть надет светлый головной убор.

По мере появления загара продолжительность одномоментного пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить суммарно 40-50 минут.

Начинать при температуре воздуха не ниже 20-22 градусов в тени, в безветренные дни. Лучшее время для проведения солнечных ванн –

9-11. 00 часов.

Воспитателям внимательно следить за самочувствием ребенка – и во время солнечной ванны (не потеет ли он слишком сильно, не жалуется ли на головную боль, тошноту) и после – как он ест, спит и т.д.

После проведения солнечных ванн ребенка отправить в затененное место и дать напиться воды.

Воздушные ванны

Методика проведения процедуры

Проводить воздушные ванны лучше в сочетании с движениями.

Раздевают ребенка не сразу, вначале снимают верхний слой одежды и дают ребенку задание: добежать до определенного места, прокатить обруч, поиграть с мячом и т.д. С группой детей целесообразно провести подвижную или хороводную игру, пение с движением.

По истечении времени ребенок одевается так, как был одет до воздушной ванны. Постепенно одежда ребенка облегчается все больше и больше и, наконец, воздушная ванна проводится лишь в коротких трусиках.

Начальная температура воздуха 22-23 градуса, конечная – сад 19-20 градусов, ясли 20-21. Продолжительность – ясли – с 3-5 минут до 10-15 минут, сад – от 5 до 20-25 минут.

Место для проведения воздушных ванн выбирается в зависимости от погоды: в более прохладные дни на солнечной площадке, в жаркие дни – в тени. В случае дождя переносится в группу с открытым окном. После дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнастикой, упражнениями. Проводить систематически, не реже, чем через день.

Температура воздуха:

В группе: 20 – 22

Под одеялом: 36 – 38

В спальне: 16 – 18

Таким образом достигается тренинг терморегуляционного аппарата с помощью контраста температур.

Противопоказания: во время острых заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, при истощении, резко ослабленные дети.

Литература: В.Г. Алямовская «Ясли – это серьезно» Москва Линка-ПРЕСС 1999г.

Контрастное закаливание ног

Методика проведения процедуры

Для проведения этой процедуры необходимо иметь три пластмассовых тазика.

Здоровые дети начинают и заканчивают процедуру в тазиках с холодной водой.

Дети ослабленные и часто болеющие, а также имеющие ограничения в закаливании со стороны врача, начинают и заканчивают процедуру в тазиках с теплой водой.

Начинают закаливание с температуры холодной воды +31 - +30 градусов, а теплой + 37 - + 38 градусов.

Через месяц контраст теплой и холодной воды доводят до 15 - 18 градусов (например, 38 и 23 градуса) .

Дети переходят из тазика в тазик, задерживаясь в газу с теплой водой около одной минуты, а в тазу с холодной водой - 5 - 10 секунд.

Схема закаливания для здоровых детей: холодная вода -теплая вода - холодная вода.

Схема закаливания для ослабленных и часто болеющих детей: теплая вода - холодная вода - теплая вода.

По завершении процедуры ноги вытереть полотенцем насухо до легкого покраснения.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Босохождение

Методика проведения процедуры

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-6 дней, затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной.

Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми. С детьми средних и старших групп можно проводить босиком утреннюю зарядку (в помещении) , физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.

Главный смысл хождения босиком - закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом - пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других компонентов в научной литературе нет.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Дыхательная гимнастика

Методика проведения процедуры

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учите ребенка дышать только через нос. Глубокий медленный выдох поможет ему расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Чтобы ребенок дышал правильно, научите его представлять вдыхаемый воздух в ни ю голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу.

Выдох должен быть длиннее, чем вдох, и по возможности полным.

Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.

Дыхательные упражнения проводятся только в хорошо проветренном помещении и:? н на свежем воздухе.

Прежде чем приступить к дыхательным упражнениям, потянитесь всем кмом. выполняйте упражнения не напрягаясь.

Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха.

Ребенок должен овладеть определенной техникой дыхания:

Дыхание животом.

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки лежат ладонями на животе с двух сторон.

После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом не поднимается и не расширяется. Медленно сделать выдох через нос, с легким втягиванием живота. Повторить 5-6 раз.

I рудное дыхание «гармошка»

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на ребрах с боков.

После выдоха сделать медленный вдох, расширяя грудную клетку. Затем выдох.

во время которого ребра сжимаются и грудная клетка сужается. Повторись 5-6

Ключичное дыхание

И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, пальцы рук положить на ключицы, локти выдвинуть вперед.

После выдоха сделать медленный вдох, одновременно локти развести в стороны и приподнять вверх вместе с плечами. Это способствует наполнению кислородом верхнего отдела легких. Выдыхая, вернуться в исходное положение. При лом дыхании живот и средняя часть груди остаются почти неподвижными. Повторить 5-6 раз.

В дальнейшем эти три упражнения надо научиться делать сидя и стоя.

Полное дыхание

Разучивается после освоения предыдущих типов дыхания.

И.П.: лежа на спине, левую руку положить на живот, правую на ребра Сделать полный выдох, затем медленно выполнить вдох животом. При этом живот слегка выпячивается. Вдохнуть глубже наполнить грудную клетку, еще глубже - верхнюю часть (в конце вдоха поднимаются плечи и ключицы) . Плавно выдохнуть, втягивая живот, сжимая грудную клетку, опуская ключицы. 1 {повторять от 3 до 6 раз (начинать с 3-х, постепенно увеличивая) .

]. «Цветок распускается» .

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон) .

Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны и дох

(Цветок раскрывается) , вернуться в и.п. - выдох.

Медленно, 4-6 раз.

Г «Поднимаем выше груз» .

И.п.: руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки - вдох, вернуться в и.п. - выдох. 6-8 раз.

3. «Лес шумит» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.. Наклон вправо - вдох, вернуться в и.п. выдох. То же - влево. 5-6 раз. Усложнение - руки при выполнении вытянуты вверх.

4 «Травушка колышется» .

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями - вдох, опустит руки вниз выдох. 4-6 раз.

5. «Травушка растет»

И.п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно влево и вправо - вдох, опустить руки на плечи - выдох. 3-5- раз.

6. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький) . Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, и немного отводя голову назад - вдох (грибок вырос) , вернуться в и.п. 6-8-раз.

9. «Насос»

И.п.: ноги на ширине плеч. Руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая - вверх до уровня груди) . На выдохе вернуться в и.п.; то же влево 4-5 раз в каждую сторону.

8. «Вертолет» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо - выдохнуть, вернуться в и.п, - вдохнуть; то же - влево. 4-5- раз в каждую сторону.

с>. «Хлопушка» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Глубоко вдохну ты наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям - выдох, вернуться в и.п. - вдох. 4-5- раз.

10. »3дравствуй, солнышко»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной опущены вниз. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки шире плеч, голову поднять вверх вдох, медленно вернуться в и.п. - выдох.

11 «Лотос» .

И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой, (плечи не поднимаются) , представить струю воздуха, пронизывающую до *У макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами) . 4-5- раз.

12 «Погреемся» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, максимально отведены назад, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы растопырены.. Вдохнуть, движением вперед молниеносно скрестить руки перед грудью гак: чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно до боли хлестнули по лопаткам - громкий, мощный выдох; плавно и медленно вернуться в и.п. Вдох диафрагмой. 4-5- раз.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Оздоровительный бег

Методика проведения процедуры

Оздоровительный бег – это длительный бег в медленном темпе.

Исходная длительность бега определяется врачом ДОУ.

Длина беговой дорожки должна быть вымерена в метрах и по времени, которое затрачивается на пробегание одного круга в медленном темпе и по количеству пробегаемых кругов.

Дистанция: 40 - 50 м - для детей 2- 3 лет

60 - 70 м - для детей 3-4 лет

80 - 100 м - для детей 4-5 лет

150 - 200 м - для детей 5-6 лет

500 м -для детей 6-7 лет

В летнее время длительность бега не увеличивается. На период адаптации и карантина нагрузки не увеличиваются. По решению врача, ориентируясь на состояние здоровья детей и температуру воздуха, возможны другие изменения режима бега.

После болезни: вместо бега предлагается пройти несколько кругов; пробежать меньшую дистанцию; просто погулять.

В старшем дошкольном возрасте дети ежедневно бегают от 7 до 12 минут.

Методика:

1. Разминка

Цель: разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, выбрать нужный темп для бега, психологический настрой ребенка.

Упражнения: от крыльца на ходу выполняются упражнения для различных групп мышц. Включаются приседания и разного рода ходьба. Закончить разминку бегом на месте.

2. Бег «стайкой» по дистанции. Индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой, поэтому не следует выстраивать детей друг за другом. Взрослый бежит вместе с ними, находится то сбоку, то спереди, то сзади; следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей.

3. Постепенное выравнивание детей, бег в цепочку.

4. Заканчивается бег с большим замедлением темпа.

5. Переход на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания.

6. Выполнение упражнений на расслабление.

7. Отдых. Приведение пульса в норму. Восстановление сил. Время на восстановление сил определяет врач.

Принуждение к бегу недопустимо!

Одежда: подбор одежды осуществляется как при проведении физкультурных занятий на свежем воздухе.

Литература: В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» Москва Линка-ПРЕСС 1993г.

Обширное умывание

Методика проведения процедуры

Возрастная специфика:

Младшая группа: до локтя.

Средняя группа: сентябрь-апрель – до локтя, май-август – до плеч.

Старшая и подготовительная группы: сентябрь-апрель – до подмышек, апрель-август – грудь.

Процедура обучения приемам обширного умывания занимает 2-3 месяца. Обучение проходит в индивидуальной форме с теми детьми, которые не знакомы с процедурой.

Температура воды: 18-22

Методика:

  1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя руки. То же - наоборот.
  2. Намочить обе ладошки, положить их сзади на плечо и провести ими одновременно к подбородку.
  3. Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.
  4. Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  5. Ополоснуть, “отжать” руки, вытереть насухо.
  • Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и.приучает к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
  • Площадь воздействия воды расширяется постепенно:
  • Необходимо учитывать состояние здоровья детей и степень тренированности организма ребенка (т. е. умение адекватно реагировать на температуру воды) .

Литература: В.Г. Алямовская «Ясли – это серьезно» Москва Линка-ПРЕСС 1999г.

Гимнастика для глаз

Методика проведения

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-6.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

В, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите,

упражнение повторить 4-5 раз.

На специальной подставке- доске укреплены маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 3-4. В это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети должны увидеть произошедшие изменения.

Упражнения повторить 4-5 раз.

Далеко -- близко

Дети смотрят в окно, ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2- 3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называют ведущий.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Поймай зайку

Ведущий включает фонарик и запускает "солнечного зайчика" на прогулку. Дети, поймав глазами "зайчика", сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

Игра длится 45 секунд.

Литература: Кузнецова М.Н. "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ" 2002г.

Закаливание — это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Закаливание укрепляет организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, а главное — укрепляет иммунитет и снижает частоту простудных заболеваний. Закаливание — это тренировка всего организма и прежде всего — терморегуляционного аппарата.

Начинать закаляться можно практически в любом возрасте. Предварительно лучше посоветоваться с врачом. Он проверит состояние здоровья и исключит возможные противопоказания. Если речь идет о закаливании ребенка, то начинать его можно только тогда, когда ребенок полностью здоров.

Основные принципы закаливания:

Систематичность,
постепенность,
учёт индивидуальных особенностей,
самоконтроль.

Принцип систематичности требует обязательного ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или утрате приобретённых защитных реакций.

Другое обязательное условие правильного закаливания — постепенное увеличение дозировки процедур.

При закаливании, как и при проведении любых других процедур, следует учитывать индивидуальные особенности организма. Ваши собственные ощущения подскажут вам, какие способы закаливания вам лучше подходят.

Эффективность закаливания значительно увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями, особенно на свежем воздухе, в т.ч. с плаванием, лыжным и конькобежным спортом, лёгкой атлетикой.

Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности, бодрое настроение отсутствие гриппов и простуд и др. Соответственно появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности и симптомы простуды указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур (возможно, временно их прервать) и обратиться к врачу за консультацией.

Воздух и вода

Закаливание воздухом — воздушные ванны — наиболее мягкая и безопасная закаливающая процедура. Именно с воздушных ванн рекомендуется начинать систематическое закаливание.

Закаливающее действие воздуха зависит в основном от его температуры. Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению делятся на тепловатые (температура воздуха +30…+20° С), прохладные (+20…+14° С) и холодные (+14° С и ниже).

Начинать приём воздушных ванн лучше в хорошо проветренном помещении. Делайте зарядку в комнате с открытым окном. Затем, по мере закаливания, перенесите занятия на открытый воздух. Принимать воздушные ванны лучше всего в движении: легкая пробежка, зарядка или игра. При дожде, тумане и сильном ветре провести закаливание можно дома в комнате с открытым окном. Начинать прием воздушных ванн следует с 20 минут при температуре воздуха +16…+20° С. Постепенно по мере адаптаци организма увеличивайте время пребывания на воздухе и снижайте температуру.

Водные процедуры — более интенсивная закаливающая процедура. Главным фактором закаливания служит температура воды. Систематическое применение водных процедур — надёжная профилактика простуд и недомоганий.

Самое благоприятное время для начала закаливания водой — лето и осень. Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки.

Приступая к закаливанию водой, вначале принимают лёгкие водные процедуры с температурой воды +33…+34° С. Затем снижают каждые 3- 4 дня температуру воды на 1°, и постепенно, за 1,5-2 месяца, доводят её в зависимости от самочувствия и состояния здоровья до +10…+15° С. В летнюю жару температура может быть еще ниже. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время процедуры.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней производят обтирание полотенцем или губкой, смоченной водой. Сначала эту процедуру делают лишь по пояс, а затем переходят к обтиранию всего тела. Обтирание осуществляется последовательно, начиная с верхней половины туловища: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. После этого так же обтирают бедра и ноги. Вся процедура, включая растирание, не должна превышать 5 минут.

Обливание — следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое давление струи воды. При обливаниях вода выливается из ведра, тазика или шланга. Для первых обливаний лучше брать воду с температурой около +30°, в дальнейшем температура снижается до +10°С, а в сильную жару на улице — можно и ниже. После обливания производится энергичное растирание тела полотенцем. Длительность всей процедуры не более 3-4 минут.

Душ — ещё одна эффективная водная процедура. В начале закаливания вода в душе должна быть +30…+35°С, а продолжительность процедуры — не более одной минуты. Затем температура воды постепенно снижается, а время приёма душа увеличивается до 2 минут. Процедура заканчивается энергичным растиранием тела полотенцем.

Одна из ведущих мер борьбы с респираторными инфекциями - закаливание, о чём все родители, конечно, слышали и читали не раз. Однако к закаливанию многие относятся с скептически, потому что закалять ребёнка пробовали - и ничего не получалось.

Основные принципы закаливания - это систематичность, постепенность, методичность, сочетание со строгим и точным соблюдением режима дня. Достижимо ли это в домашних условиях? Несомненно! И первое, что должны сделать родители, - пересмотреть домашний быт и уклад, свои привычки, даже стиль взаимоотношений в семье.

Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респираторными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Удар по здоровью ребёнка наносят и вредные привычки родителей. Доказано, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребёнка.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, кК которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Всё это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым их защитные механизмы.

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима в детском учреждении, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Родители часто задают вопрос: если то, что принято было называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли защититься от неё закаливанием? И если это инфекция, то почему всё-таки ребёнок заболевает после того, как простынет, промочит ноги, побудет на сквозняке?

Почему же не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается главным образом тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабляющих факторов, оно снижает и общий, и местный иммунитет.

Установлено, что слизистая оболочка носа в обычном состоянии малопроницаема для болезнетворных микроорганизмов, но при охлаждении ребёнка её проницаемость увеличивается. Снижаются и защитные функции слизистой всей носоглотки, нижних дыхательных путей. В таких условиях не только «чужие» возбудители, попавшие в организм, но и свои собственные, которые до этого мирно жили в дыхательных путях, могут приобрести агрессивные свойства.

Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями - увеличение выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.

Закаливание частоболеющего ребёнка требует, конечно, большой осторожности и большего терпения, потому что стойкий эффект достигается, как правило, не сразу.

Важно так же иметь ввиду, что дело не только в закаливающих процедурах, надо буквально круглые сутки создавать ребёнку такие условия, которые способствовали бы тренировке теплорегулирующих механизмов его организма. Надо не сразу, не резко, но перестать кутать ребёнка. Часто болеющим детям свойственно чрезмерная потливость и вы, не раз замечали раздевая своего малыша после прогулки, что ручки у него вроде бы озябли, а спина потная. Влажная кожа очень быстро охлаждается, и вследствие перегрева ребёнок тоже может заболеть.

Старайтесь, чтобы он и в комнате не был одет слишком тепло, не ходил постоянно в шерстяных носках, валенках, войлочных ботинках.

Не бойтесь открытых форточек - прохладный свежий воздух не враг, а друг часто болеющего ребёнка.

Приучите е го правильно умываться, сначала чуть тёплой, а потом и более прохладной водой.

Помните, что день без прогулки - потерянный день! И старайтесь, чтобы ребёнок, особенно летом, как можно больше проводил времени на воздухе.

Из закаливающих процедур для часто болеющего ребёнка больше всего подходят воздушные ванны и контрастное обливание ног. Кроме того, ему необходима специальная дыхательная гимнастика - она улучшает крово-и лимфообращние в лёгких и бронхах, обеспечивает лучшую вентиляцию в лёгких, улучшает функцию дыхания.

В летнее время к закаливающим процедурам можно добавить хождение босиком - сначала совсем не долго и только по тёплому песку или земле, потом по дольше, а затем и по прохладной траве.

Гимнастика и закаливание должны нравиться ребёнку. Постарайтесь, чтобы он воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребёнком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

Правильное физическое воспитание - главный барьер против ОРВИ. Но надо всегда помнить и о мерах защиты от инфекции. Оберегайте ребёнка от контакта с больными. Старайтесь не ездить с ним в городском транспорте, особенно период вспышек этих заболеваний, избегайте людных мест. Если заболел кто-либо из членов семьи, изолируйте его. Даже такая простая мера, как ширма, занавеска у постели больного, более чем вдвое снижает риск заражения окружающих.

Если ребёнок заболеет, важно наладить правильный уход за ним, это способствует не только скорейшему выздоровлению, но и снижает риск нового заболевания.

Примерная схема закаливания детей от 2х до 7и лет.

Температура воздуха в помещении, где находится ребёнок, +20 0 С - +18 0 С.

1. Воздушная ванна - 10-15 минут. Ребёнок двигается, бегает, одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. 6-7 минут отводится на гимнастические упражнения.

2. Умывание водой температура с +28 о С снижается к концу года закаливания летом до +18 о С, зимой до +20 о С. Дети старше 2х лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше 3х - верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше 3х лет +28 о С, а минимальная летом +16 о С, а зимой +18 о С.

3. Дневной сон летом на свежем воздухе, зимой - в хорошо проветренной комнате при температуре +16 о С - +15 о С.

4. Прогулка 2 раза в день при температуре до -15 о С продолжительностью от 1-1,5 часа до 2х-3х часов.

5. В летнее время солнечные ванны от 5и до 10и минут 2-3 раза в день, пребывание на свежем воздухе в тени не ограничены.

6. Контрастное обливание ног - стоп и нижней 3ей голени водой, температура +38 о С, затем +28 о С и снова +38 о С (перед дневным сном). Летом можно заменить эту процедуру обливанием ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 о С) снижением температуры воды с +28 о С до +18 о С, детям старше 3х лет до +16 о С.

7. Полоскание рта (дети 2х - 4х лет), горло (дети старше 4х лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.



Рассказать друзьям