Занятие по ознакомлению с окружающим миром.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нетрадиционное занятие по ознакомлению

с окружающим на тему «Пробуждение земли»

в старшей группе

Образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Творчество»

Программные задачи:

Закрепить представление детей о весенних явлениях в природе, в зависимости от движения солнца по небосводу.

Учить детей свободно пользоваться основными грамматическими формами речи, используя разнообразные конструкции предложений.

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять представления о семи цветах радуги, понятия о теплых и холодных тонах, о звучании каждого цвета.

Умение выполнять аппликацию, передавая красоту весенней природы.

Словарная работа:

Пробуждение, небосвод, ноты скрипичного ключа, Джайляу.

Материал к занятию:

1. Предметные, сюжетные картинки,

2. Сказка «Пробуждение Земли»,

3. Цветная бумага, ножницы, простые карандаши, два листа ватмана.

Ход занятия .

Ребята, какие времена года вы знаете? Назовите их. (зима, весна, лето, осень)

Давайте отправимся в путешествие в одно из них. А в какое, отгадайте:

Чтение стихотворения: Я распускаю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня…… (весна)

Правильно. Молодцы, узнали, о каком времени года я загадала загадку.

Весной земля и вся природа пробуждается от зимнего сна.

Весна, ребята бывает разная.

В марте - это весна света и воды. Небо с каждым днем становится голубое, солнце по небосводу поднимается выше, светит ярче, горячей, снег тает, бегут веселые, звонкие ручейки.

А в апреле, мае - это весна зеленой травы и душистых цветов.

Ребята, подумайте, по каким признакам можно узнать о наступлении весны?

А сейчас обратите внимание на картинки на ваших партах. Посмотрите их и расскажите, какие признаки весны вы видите на них:

Дима: - У меня на картинке ветка сирени. Она цветет весной.

Серик: - У меня - зеленая травка, она появляется весной.

Ира: - У меня - дети сажают деревья. Это бывает весной.

Молодцы, вы хорошо знаете по каким признакам можно узнать весну. Узнать о том, что земля проснулась от зимнего сна.

А вы любите сказки? Садитесь поудобней, я расскажу вам сказку о пробуждении земли.

(звучит тихая мелодия, педагог рассказывает сказку)

«Пробуждение земли»

Однажды в воздухе послышалась звонкая песенка. Это пел жаворонок. И от его песенки проснулся ветер, наполненным теплым, ласковым воздухом, и полетел над землей. Взошло на небе ясное, лучистое, жаркое солнце. Земля пригрелась, потянулась, весело улыбнулась солнцу и ветру. Сразу же на Земле запели звонкие говорливые ручейки, запели и побежали в разные стороны. И капельки-снежинки растаяли и вместе с ручейками стали вливаться в голубые речки, синие моря и океаны.

Где они пробегали, Земля становилась влажной, наполнялась живительной силой и энергией. Дала вода жизнь зеленым травам, душистым цветам, могучим деревьям.

И тогда Земля широко улыбнулась, протянула ладони к солнцу, и оно подарило ей разноцветную радужную дугу. Засверкал волшебный мост - дуга красным, оранжевым и желтыми цветами, в которых были тепло огня и сила солнца.

Прохладой лесов, запахом полевых цветов, нежностью шелковых трав повеяло от зеленого цвета. Тишину и спокойствие принесла голубая и синяя дуги. Вера в чудо и сказку зажглась от фиолетовой.

Вы, наверное немного устали. Поэтому давайте все вместе представим, как земля пробуждается после долгого зимнего сна.

(проводится физ.минутка «Пробуждение земли»)

- Зима. Спит земля, находится в покое. (дети сидят на корточках, глаза закрытые, тело

расслабленное)

Земля застывшая.

Весна. Земля просыпается. (дети поднимаются, потягиваются, руки сжаты в

кулаки, расправляются)

Подул легкий ветерок-деревья

качаются, появляется зеленая

травка - колышется, бегут весенние

ручейки, расцветают цветы.

Земля проснулась.

(дети садятся)

- Скажите, мне после чего появляется радуга? (ответы)

Вспомните, сколько цветов у радуги? Назовите их.

У себя на партах вы видите разноцветные полоски и кружки. Кружки - это земля.

Вам нужно сейчас быстро выложить радугу над землей. Разложите цвета последовательно.

(пока дети работают, читаю стихотворение «Семицветное чудо» и помогаю

в раскладывании радуги)

Ах, надо же было такому случится

Семь перьев в пути обронила жар-птица,

А ветер нашел их, присвистнул «откуда?»

И кто потерял семицветное чудо?

Собрал, разложил в вышине полукругом

И радуга вспыхнула ярко над лугом.

Посмотрите и у вас на партах тоже вспыхнула радуга.

Назовите, какие теплые тона у радуги.

(красный, оранжевый, желтый)

Назовите холодные тона…

(зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Ребята, а вы знаете, что каждый цвет радуги имеет свое звучание.

Красный - ДО

Оранжевый - РЕ

Желтый - МИ

Зеленый - ФА

Голубой - СОЛЬ

Синий - ЛЯ

Фиолетовый - СИ

(звучит все вместе)

Все эти звуки складываются в ноты скрипичного ключа.

А для чего нужны ноты? (ответы)

На основе этих нот композиторы пишут музыку.

Звучит песня «Весенняя капель»

Задачи: , о полезных и вредных продуктах, правилах здорового питания; продолжать знакомить с лекарственными растениями и способами их применения при лечении простудных заболеваний; развивать речь, творческое мышление, внимание, память, фантазию; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Материал и оборудование: плакаты с изображением продуктов питания, лекарственные травы, мёд; знаки «+», «-» для игры «Согласие», картинки с продуктами питания, карточки-символы к лестнице «Шаги здоровья», кукла, магнитофон.

Предварительная работа: индивидуальная работа по темам «Фрукты», «Овощи», беседы о пользе фруктов и овощей для здоровья; рассматривание карточек-символов для лестницы «Шаги здоровья», лекарственных трав, просмотр кукольного театра «Вредные привычки».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы отправимся в Страну Здоровья. Я приглашаю вас. Хорошенько подумайте обо всём, что увидите и услышите. А сейчас вспомним законы нашей группы.

В нашей группе есть закон:

Вход неряхам… (запрещён).

Платье, обувь и жилище

Быть должно как можно… (чище).

Помогают нам всегда

Солнце… (воздух и вода).

Крепкой, чтоб была

мускулатура,

Занимайся… (физкультурой).

Работа с карточками-символами.

В. Мы с вами уже много говорили о том, как нужно сохранять здоровье и договорились, что будем строить лестницу, которая называется «Шаги к здоровью» при помощи карточек-символов (разложены на столе, дети стоят вокруг стола). Давайте посмотрим и вспомним, что значит картинка перечёркнутая линией? (Это обозначает запрет.)

Предложить детям выбрать карточку-символ и сказать, что она обозначает. После каждого правильного ответа дети выкладывают лесенку при помощи символов (получится лесенка, лесенка выкладывается на ковре).

Карточки-символы:

  1. Знаю сигнал тревоги.
  2. Не играю с огнём, не беру спички.
  3. Умею отличать опасные места.
  4. Не включаю сам электроприборы.
  5. Никогда не нюхаю, не трогаю руками неизвестные вещества.
  6. Играю там, где нет острых предметов.
  7. Умею оказывать первую помощь при травмах.
  8. Знаю и соблюдаю правила сбора грибов и ягод.
  9. Играю и разговариваю спокойно. Не шумлю.
  10. Не разговариваю с незнакомыми людьми, ничего у них не беру.
  11. Выбираю здоровый образ жизни.
  12. Курение вредит здоровью.

В. Если мы будем следовать этим правилам, то никогда не окажемся в ситуациях, опасных для жизни и здоровья. А чтобы вырасти здоровым человеком, нужно питаться здоровой пищей. Поэтому приглашаю вас на тропинку здоровья, которая ведёт в кафе «Здоровая пища» (Дети проходят по узкой дорожке, перешагивают через пеньки, подлезают под веточку.)

Загадки-приглашения (вход в кафе по загадкам, отгадки - картинки).

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста).

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь.)

Летом в огороде –

Свежие, зелёные,

А зимой в банке –

Крепкие, солёные (Огурцы.)

Весной повисло,

Всё лето кисло,

А сладкое стало -

На землю упало. (Яблоко.)

Не печено, не варено -

А завтрак на столе. (Молоко.)

Беседа « Полезные вредные продукты ».

Воспитатель предлагает сесть за столы в кафе.

В. Давайте посмотрим, что же нам предлагают в кафе? (Обратить внимание детей на два стенда.)

Посмотрите вот на этот стенд и назовите, какие продукты изображены на первом стенде? (Молочные продукты, фрукты, овощи, рыба.)

Как вы думаете, полезны ли эти продукты для здоровья? Почему?

Чем полезны овощи и фрукты? (С помощью воспитателя дети делают вывод.)

А кто знает, почему полезна рыба? (В ней нет жиров, она способствует улучшению зрения, укреплению костей.)

Любите ли вы молоко? Чем оно полезно? Какие вы знаете молочные продукты? (Кефир, сметана, йогурт, творог, сыр и др.)

Ребята, посмотрите на этот стенд. (Воспитатель указывает на другой стенд.) Какие продукты вы видите здесь? А что из них больше всего любите? Как вы думаете, можно ли эти продукты есть каждый день? Почему? (Ответы детей.) Что может случиться, если каждый день есть конфеты, шоколад, мороженое, чипсы, жевательную резинку и т.д.?

Давайте вспомним правила правильного питания. (Перечисляют вместе с воспитателем.)

Вывод: если мы будем придерживаться правил правильного питания, то у нас будут нормальный вес, здоровые зубы и хорошо работать сердце.

Физкультминутка.

Игра « Я выбираю здоровую пищу ».

В. Сейчас мы поиграем в игру «Я выбираю здоровую пищу». Будьте внимательны. Подумайте и закончите предложение, какая едаболее полезна для здоровья.

  1. Если мне предложат варенье или свежие яблоки, я выберу…
  2. Если мне предложат торт или грушу, я выберу…
  3. Если мне предложат мороженое или банан, я выберу…
  4. Если мне предложат печенье или овощной салат, я выберу…
  5. Если мне предложат орехи или конфеты, я выберу…
  6. Если мне предложат молоко или лимонад, я выберу…

Молодцы! Пока мы играли, в детский сад пришла телеграмма, в которой говорится, что в конце осени нас ожидает эпидемия гриппа. Что это такое? (Дети отвечают.)

Игра « Хорошо - плохо »

В . Как вы думаете, болеть - это хорошо или плохо? Почему? (Обосновать ответ).

Рассказ- беседа о лекарственных травах.

В. Ребята, вы, наверное, знаете, что лечиться можно не только при помощи лекарств. Издавна в Древней Руси были люди, которые заготавливали травы и лечили ими разные болезни. Этих людей называли травниками. Сегодня я вам расскажу, как можно лечить простудные заболевания при помощи лекарственных растений. (Перед детьми ставятся тарелочки с засушенными лекарственными травами).

Вспомните, какие лекарственные растения вы знаете. (Дети называют.) Далее воспитатель рассказывает и показывает: «Малина, липа, лимон - используются при температуре. Ромашка, календула - для полоскания горла. Подорожник лечит раны, нарывы, останавливает кровотечения. Крапива богата витамином С, из неё варят щи, ею моют волосы. Сосна выделяет фитонциды, убивающие микробы. Тысячелистник помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. Чабрец используется при кашле, бронхите, радикулите. Мята - при кашле, ларингите, спазмах желудка» (Закрепляются названия и назначение растений.)

В. А ещё были в Древней Руси целители, они готовили народные лекарства на основе мёда. Мёд - это продукт жизнедеятельности пчёл и цветковых растений. В нём не развиваются бактерии, попадающие из воздуха. Для профилактики простудных заболеваний и в случае недомогания нужно принимать тёплое молоко с мёдом, лимоном.

Игровая ситуация.

В . Ребята, кто это все время чихает? (Воспитатель обращает внимание на куклу, которая сидит «больная» на стульчике с перевязанным горлом.) Посмотрите, что случилось с нашей куклой? (У Маши появился насморк, заболело горло, она стала чихать и поднялась температура.)

Как нам вылечить куклу Машу без таблеток? Что дадим ей от температуры? (Чай с липовым цветом или малиной.)

Как ещё можно её лечить до прихода врача? Вспомните, как вас лечит мама? (Сделаем компресс из отварной картошки, попарим ноги, в носки положим сухую горчицу, уложим в постель.)

Но вы должны помнить, что прежде чем начать лечение, нужно посоветоваться с врачом.

Игра « Согласие ».

В. А сейчас мы поиграем в игру с использованием знаков «+» и «-». (Детям даются знаки «+» и «-». При положительном ответе дети показывают «+», при отрицательном«-»).

  1. Используют ли ваши мамы и папы рецепты народной медицины? (+).
  2. Можно ли без разрешения врача заниматься лечением, используя народные способы? (-).
  3. Можно ли детям без взрослых готовить себе чай из лекарственных растений? (-).
  4. Приобрели ли вы новые знания о способах лечения простуды? (+).

Релаксация.

В. А теперь, ребята, чтобы расслабиться и успокоиться, я приглашаю вас подышать запахом сжигаемых высушенных растений. Это тоже способствует укреплению нашего здоровья.

Итог занятия - игра « Круг ».

Предварительная работа: провести занятия на тему: «Внешнее строение человека», ознакомить детей с произведением « ».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, к нам в сад прилетел заморский гость! Вот так новость! Может, и в нашу группу зайдёт (раздаётся стук).

В группу входит взрослый в костюме волшебника.

Волшебник Негорюй. Здравствуйте, ребята! Меня зовут волшебник Негорюй. Я прилетел к вам из далёкой страны за помощью. У нас случилась беда. В нашей стране живут люди, которые всегда чёрные и чумазые. Поэтому там всегда бывают только чёрные дни. И страна наша называется Черноландия. Все жители в ней ходят грустные и часто болеют.

В. Наверное, про мыло, мочалку, мягкое полотенце, расчёску, зубную пасту и щётку там никто не знает. А как вы думаете, ребята, почему они грустные и болеют? (Не моются, не чистят зубы и т.д.) А как можно им помочь? (Послать им мыло, мочалку, зубную пасту и щётку, шампунь, расчёску). Я уже собрала для них посылку. Давайте проверим, всё ли я положила. А помогут нам в этом наши помощники. Назовите их, дети. (Нос, язык, кожа, глаза, уши.)

(Воспитатель поочерёдно вынимает предметы из посылки и предлагает каждый обследовать и описать, уточняя, какие анализаторы помогли это сделать.)

В. Закройте глаза и не открывайте их пока я не скажу. Ответьте, что я достала? (Достаёт мыло.) Откройте глаза. (Ответы детей.) С помощью чего вы смогли определить, что у меня в руках мыло? (Глаз.) Что ещё увидели ваши глаза? Какое мыло (цвет, форма, размер)? (Розовое, овальное, маленькое.) Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть.) Что может помощник «Глаза»? (Видеть цвет, форму, размер.) А сейчас возьмите мыло в руки и понюхайте. Что вы почувствовали? (Запах.) А какой помощник помог вам это определить? (Нос.) Правильно, нос умеет различать запахи. Попробуйте зажать его. (Воспитатель наблюдает за попытками детей не вдохнуть. Вскоре все делают вдох.) Для чего ещё нужен помощник «Нос»? (Чтобы дышать.) А какое мыло на ощупь - шершавое или гладкое? (Гладкое.) Как вы догадались? Какой помощник вам помог? (Руки.) Да, руки. Чем они покрыты сверху? (Кожей.) Для чего нужно мыло? (Чтобы мыться, быть чистыми.) А теперь давайте намочим мыло под струёй воды. Что вы почувствовали? Какая вода? (Тёплая, холодная.) Что случилось с мылом? (Стало мокрым, пенится.) Как мы узнали, что оно мокрое и пенится? Какие помощники нам помогли? (Кожа, глаза.) Что можно почувствовать кожей? (Тепло, холод, боль, прикосновение.)

Точно так же исследуются и остальные предметы посылки.

В. Ну вот мы и собрали посылку. Теперь жители страны Черноландии узнают, что такое мыло, щётка, полотенце и станут мыться, чистить зубы, расчёсываться, будут чистыми и весёлыми.

Воспитатель передаёт посылку волшебнику Негорюю и предлагает остаться и узнать ещё много полезного, чтобы жители его страны стали такими же весёлыми и здоровыми, как наши дети.

Центр физкультуры и спорта «Крепыш».

В. Чтобы быть здоровыми и весёлыми, нужно не только чистить зубы, мыться, расчёсываться, а что ещё? (Делать зарядку.)

Дети вместе с воспитателем делают зарядку и массаж.

Массаж ушных раковин.

Сидя по-турецки, «лепим» ушки для доброго слона: поглаживаем ушные раковины, тихонько оттягиваем их вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждом направлении). Нажимаем на мочки, «надеваем» на них красивые клипсы. «Лепим» уши внутри раковины: делаем 7-8 вращательных движений по часовой стрелке, затем - против.

Массаж живота.

Лёжа на спине, поглаживаем живот по часовой стрелке, похлопываем ребром ладони, кулачком, снова поглаживаем, пощипываем, опять поглаживаем.

Массаж рук.

«Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения тепла. Вытягиваем каждый пальчик. Фалангами пальцев одной руки трём «мочалкой» руку до плеча (сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья), «смываем водой мыло» (ведём одной рукой вверх, затем ладонью вниз) и «стряхиваем воду».

Массаж ног.

Сидя по-турецки, подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы ног, поглаживаем между пальцами, раздвигаем их; сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, щиплем, похлопываем по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делаем стопой вращательные движения, вытягиваем вперёд носок, пятку, затем похлопываем ладонью по всей стопе, приговаривая: «Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!» То же проделываем с правой ногой: поглаживаем, пощипываем, сильно растираем голени и бёдра.

Игра «Покачай малышку».

Прижимаем к груди стопу ноги, покачиваемся, касаемся лбом колена, стопы ноги, поднимаем выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица.

Дыхательная гимнастика. Упражнения «Задувание свечи», «Одуванчик», «Понюхай цветок».

В. Какие вы молодцы! Сразу стали бодрыми, весёлыми, задышали свободнее!

Центр драматизации.

Игра «Прочитай стихотворение руками».

В. Давайте узнаем, что умеют делать наши помощники «Руки» и «Ноги». (Воспитатель предлагает ребёнку убрать за спину руки и взять со стола книгу. Ребёнок, конечно же, просьбы не выполняет.)

В. Зачем вам руки? (Чтобы брать предметы, рисовать, складывать конструктор и т.д.)

А теперь попробуйте походить без ног. (Дети предпринимают безуспешные попытки.) Зачем нам ноги? (Чтобы ходить.) Что общего между руками и ногами? (Они покрыты кожей, имеют пальцы, ногти, двигаются и т.д.). Чем отличаются ноги и руки? (Ноги умеют ходить, а руки - брать предметы, у них есть кисть, локоть, у ног есть стопа, колено.)

А ещё наши руки умеют рассказывать стихотворение. Я вас сейчас научу.

Что такое чистым быть

(разводят руки в стороны, поднимая плечи)?

Руки чаще с мылом мыть

(потирают ладонь о ладонь),

Грязь убрать из-под ногтей

(имитируют движение щётки)

Да постричь их поскорей

(показывают указательный и средний палец правой руки, а остальные подбирают и имитируют движения ножницами).

Умываюсь по утрам

И ещё по вечерам

(гладят ладонями по щёкам).

Чисто вымою я уши -

Будут уши лучше слушать

(потирают уши).

Отчего блестят глаза

(моргают)?

С мылом умывался я (указательными пальцами поглаживают закрытые глаза)!

Мне ещё нужна сноровка

(указательными пальцами имитируют движения зубной щётки),

Чтобы зубы чистить ловко,

Дружат волосы с расчёской (кивки головой вправо и влево поочерёдно),

Хороша моя расчёска (хлопки справа и слева).

Центр грамотности.

Воспитатель предлагает рассмотреть большой портрет ребёнка или взрослого.

В. Сейчас мы превратимся в волшебников. Представьте себе, что вы - любой предмет на этой картине. Попробуйте рассказать о ней с точки зрения этого предмета.

«Я - образ» - составление рассказа.

В. Первой я превращаюсь в помощника «Нос».

«Я - нос. У меня есть дырочки и крылья, которые их защищают. Я умею дышать. Вдыхаю холодный воздух, а выдыхаю горячий. Я чувствую все запахи. Запахи есть сильные и слабые, приятные и неприятные, понятные и непонятные. Приятно пахнет суп, каша, а неприятно - испорченные продукты, мусор. А ещё, когда человек простуживается, я чихаю и меня закапывают лекарством из пипетки, а потом вытирают мягким носовым платком.» Ну а теперь, ребята, вы будете рассказывать о других помощниках. (Ответы детей.)

Волшебник Негорюй переходит из центра в центр, и дети рассказывают, что они делают.

олеся булавко
Занятие по ознакомлению с окружающем миром

Тема занятия : История и достопримечательности деревни Слобода.

Цель : Формировать представления о достопримечательностях деревни Слобода.

Задачи :

П :Продолжать знакомить с достопримечательностями деревни. Закрепить знания о детском саде, школе, музеи, библиотеке, клубе, фапе, почте, памятниках ВОВ.

Р : Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Х – Э : Закреплять умение лепить из соленого теста.

С – К : Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

Ф : Учить сохранять правильную осанку в положении стоя. Воспитывать у детей умение согласовывать движение со словами.

Этапы работы Методы и приемы Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности Письмо от Незнайки

Проблемная ситуация :

Ребята, сегодня придя в детский сад у себя на столе я нашла вот этот конверт.

Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Правильно это письмо. Оно написано Незнайкой для вас.

Хотите узнать, что пишет Незнайка?

Давайте прочитаем : «Дорогие друзья, я очень люблю путешествовать. У меня уже большая коллекция фотографий из разных уголков нашей необъятной Родины. Пришлите мне пожалуйста фотографии ваше деревни, чтобы я мог насладиться красотой вашей малой Родины и показать фотографии своим друзьям. Письмо от Незнайки.

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Проблемный диалог :

Что нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке?

Но чтобы рассказать Незнайке о своей деревне нужно хорошо знать ее достопримечательности нужно знать места, которые можно сфотографировать.

Ребята, а вы хорошо знаете достопримечательности своей деревни?

А чтобы лучше узнать наиболее интересные места деревни нам нужно отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать?

На чем мы отправимся в путешествие? И нужно не забыть фотоаппарат.

Хорошо занимаем свои посадочные места.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Ребята, как называется страна, где мы с вас живем?

Россия – это огромная страна, где много красивых мест. Но каждому дорого, то место где он родился, вырос, живет. А кто мне скажет, где мы живем?

Слобода – эта наша малая Родина.

А вы любите место, где вы живете?

Чтение стихотворения воспитателем.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Итак отправляемся в путешествие.

«Интерактивная презентация»

«Въездные ворота»

Первое место, в которое мы совершили путешествие, это «Слободские въездные ворота» , так называемая визитная карточка деревни, установленные еще в прошлом веке. Деревня Слобода одно из старейших поселений Омской области, основанная казаками Фирсовым и Горбуновым. Название «слобода» произошло от искаженного слова «свобода» . Раньше название звучало «Аёвская слобода»

«Яр»

Место, для постройки деревни было выбрано неспроста возле реки Аёв. Как вы думаете почему

В нашей деревне родился и вырос поэт Федор Васильевич Лютиков. Родная деревня, свой родной край навсегда заняли место в сердце поэта. И сейчас проживая в большом городе он не забывает о своей малой Родине.

Высокий яр, от глины рыжий,

Глубокий омут, светлый пляж.

Мне всех равнин на свете ближе,

Окрестный Слободской пейзаж.

Вдоль большака полоской узкой,

Для побуждений добрых чувств

На полдеревни растянулся

На хлебном поле Долгий куст.

Пологие и с грозной кручей,

С песком и илом берега

Реки Аёва, где за Лучкой

Белова следует лука.

Сфотографировали.

Я сейчас мы отдохнем

По ровненькой дорожке,

Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

прыгают на двух ногах,

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух!

приседают на корточки

Обелиск в память солдатам, не пришедшим с войны.

У этого обелиска мы встречаемся каждый год в праздник День Победы, чтобы почтить память солдат, которые отдали свои жизни за мирное небо над нашей головой.

Сфотографировали.

Не первый год в нашей деревни проходит акция «Бессмертный полк» , которая начинает от музея и заканчивается у памятного знака на кладбище у памятного знака войнам прошедшим ВОВ и похороненным на этом кладбище. Акция всегда проходим с участием многих жителей нашей деревни, которые в руках держат портреты с изображение воинов, участников ВОВ.

А в вашей семье есть такие воины?

Давайте сфотографирует этот памятный знак.

Следующая остановка у памятного знака установленном на участке Московско-Сибирского тракта.

наша деревня в давние времена была крупным населенным пунктом. И вышло так, что деревня стояла по прокладке тракта, так раньше называлась дорога.

Сфотографировали.

Наша остановка у Придорожного креста, который был установлен этой осенью для того, чтобы верующие люди, люди, которые верят в Господа Бога, могли прийти и поклониться к кресту и попросить Господа о нужных человеку вещах.

А эта остановка вам всем знакома, ведь сюда вы приходите каждый день, это знание детского сада.

Сфотографировали.

Что здесь мы делаем?

Давайте немножко разомнемся.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Здание у нас большое и поэтому на втором этаже у нас имеются соседи.

Это клуб. Зачем он нам нужен? Тут работает – Наталья Михайловна Севрикова.

Это Фап, или как мы его называем больница. Зачем мы сюда ходим? Здесь вас ждет каждый день Тамара Анатольевна.

Это почта. Кто ходил на почту и для чего? Наш почтальон – Татьяна Николаевна.

Это библиотека, где хранятся книжки, которые вы сможете взять почитать, когда научитесь это делать. В библиотеке работает Татьяна Евгеньевна.

Не забываем фотографировать.

А это здание куда вы будите ходить каждый день, когда закончите посещать детский сад.

Это школа. Для чего она нужна?

Жизнь в школе разнообразна, она начинается с первых ступеней, много в школе учителей, с которыми вы познакомитесь со временем . Учебные кабинеты в школе просторные, здесь есть парты и стулья за которыми вы будите получать знания. Чтобы не переутомиться и получить энергию нужно посещать столовую. Захотели почитать пришли в школьную библиотеку. А захотели поиграть нужно идти в школу в спортзал.

Сфотографировали.

И последняя наша остановка это музей.

Богата история деревни, богат и музей экспонатами. Эти экспонаты собираются не один год.

Сфотографировали.

На этом наша экскурсия подходит к завершению. Какие достопримечательности вы запомнили?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Ребята смотрите, какие замечательные фотографии у нас получились.

Но я хочу вас предложить для этих фотографий сделать красивые рамочки, чтобы Незнайка мог поставить эти фотографии к себе на стол или повесить на стену и любоваться нашими достопримечательностями.

Задание детям : изготовление рамки из соленого теста разного цвета. Соленое тесто разных цветов.

Дощечки, форма для рамки

Подведение итогов обсуждение результатов

Итог творческой деятельности.

Вопросы детям :

В чем испытывали затруднение?

Как вы думаете Незнайке понравятся ваши рамки с фотографиями?

Хотите ему показать свои работы?

Давайте вышлем посылку Незнайке с нашими работами и будем ждать ответа.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)



Рассказать друзьям