Занятие в средней группе по социализации. Занятие в средней группе « Дружба-это здорово!» Социально-коммуникативное развитие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анна Шабаева
Конспект НОД по социализации в средней группе «Как хорошо, что есть друзья»

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по социализации в средней группе .

Тема : «Как хорошо , что есть друзья »

Приоритетная : «Социальное - коммуникативное развитие»

В интеграции образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Безопасность» .

Цель :

Формирование эмоционального – положительного отношения к близким друзьям .

Программное содержание :

Образовательные :

Выявить знания детей о профессиях : продавец, врач, шофер, кондуктор, почтальон; из какого материала сделаны предметы; о деятельности взрослых; о нормах и правилах поведения в общественных местах; дифференцированные представления о транспорте как средство передвижения , об овощах и фруктах.

Развивающие :

Развивать умение рассуждать, сопоставлять делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

Воспитательные :

Воспитывать у детей правила этикета в общественных местах; способствовать проявлению внимания и заботы по отношению к другим людям.

Словарная работа : активизировать словарь детей в словах приветствия и прощания.

Предварительная работа : Разучивание стихотворений, песен о дружбе, с- р игра «Магазин» , «Больница» , «Автобус» , «Семья» .

Материалы и оборудование : стульчики по количеству детей с наклеенными рисунками, карточки – рисунки- билеты; «Магазин» игрушек и овощей, фруктов; игрушка; письмо, светофор, пешеходный переход.

Организационный момент.

(Дети входят под музыку «Дружба крепкая…» , встают полукругом.)

Воспитатель :

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель : Дети подойдите к столу, здесь письмо. Как вы думаете. Кто его к нам доставил? () Правильно почтальон. Давайте прочитаем, что там написано. (воспитатель читает письмо)

Воспитатель : Дети, наш знакомый Мишутка заболел и лежит в больнице. Дети, что нужно сделать, чтобы ему не было скучно? (высказывания детей) .

Воспитатель : А давайте его навестим. Больница далеко. На чем мы туда доберемся?

Дети : на транспорте.

В : На каком? (дети называют виды транспорта)

В : Дети, так как больница находиться в нашем городе, я предлагаю отправиться туда на автобусе. Кто водит автобусы? (шофер)

Дети, нам надо занять свое место, для этого надо получить билет у кондуктора.

(дети занимают свои места) .

В : Поехали. Дети, нам надо купить гостинце для нашего Мишутки, а где мы их возьмем? (в магазине) .

В : Остановка «Магазин» . Дети кто работает в магазине? (продавец) Давайте выйдем и купим гостинца для Мишутки.

Только у нас необычный магазин, продавец нам продаст, что мы захотим купить, если мы опишем предмет. Я буду продавцом, а вы покупатели.

Дети, как вы должны себя вести в магазине. () Правильно надо встать в очередь, и по очереди покупать. Дети подходят к прилавку, рассказывают о том предмете, что они хотят купить.

Я хочу купить огурец, это овощ, он овальный. зеленого цвета.

Я хочу купить игрушку, матрешку, она одета в пестрое платье, сделана она из дерева.

В : Дети, вы купили гостинцы для Мишутки, а вы не забыли поблагодарить продавца?

В : Дети, больница не далеко, давайте дальше пойдем пешком.

Физкультминутка

Пока мы шагаем, и немножко отдыхаем.

Будем весело шагать.

От друзей не отставать .

Мы руками хлоп- хлоп.

Мы ногами топ- топ.

Раз сюда, два туда,

Молодцы, вы детвора.

Нам надо перейти через дорогу, как ее перейти, чтобы не попасть под машину? (высказывания детей)

В : Правильно, надо ее перейти по пешеходному переходу на зеленый свет.

В : Дети, мы подходим к больнице, давайте вспомним как надо себя вести в больнице. (высказывание детей)

В : Кто работает в больнице? (врач)

В : Молодцы. Сейчас мы у него спросим в какой палате лежит наш мишутка.

Дети спрашивают у врача в какой палате, лежит Мишутка.

Дети подходят к Мишутке, здороваются с ним, спрашивают как он себя чувствует? Дарят ему гостинца. Мишутка их благодарит. Он так рад, что друзья навестили его и он обязательно быстро поправиться. И мишутка в знак благодарности дарит детям книжку- раскраску. Чтобы они о нем не забывали.

Дети его благодарят.

Публикации по теме:

«Как хорошо, что есть на свете мама!» Спортивное развлечение Развлечение ко «Дню Матери», совместно с родителями «Как хорошо, что есть на свете мама!» Вед. : маму любят все на свете, Мама – первый.

Мама какое короткое, но ёмкое слово, на всех языках мира оно звучит одинаково нежно и ласково. Как много интересных идей можно встреть при.

«Хорошо, что есть на свете взрослые и дети!» День знаний в первом классе День Знаний “Хорошо, что есть на свете взрослые и дети!” в 1 классе ЦЕЛИ: 1. Воспитание любви и уважения к близким: папе, маме, бабушке,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы «Как хорошо что есть семья …» Галина Филатова Цель: Образовательные: дать детям элементарные представления о семье её роли в жизни человека, расширять и систематизировать.

Конспект НОД «Что есть в доме моём?» по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей средней группы Тема: «Что есть в доме моём» (посуда, мебель.) Цель: Познакомить с историей посуды (ложки, кувшина, мебели (кресла, называть внешние.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Программное содержание:

— способствовать психологическому развитию и социализации детей;

— уточнить и расширить представление детей о дружбе, товариществе, дружеских взаимоотношениях между людьми;

— развивать коммуникативно – речевые способности;

— умение легко и непринужденно общаться, договариваться со взрослыми и сверстниками, находить выход из различных ситуаций;

— развивать умение высказывать собственное моральное суждение;

— развивать внимание, воображение, память, мышление, умение различать и называть эмоциональное состояние;

— вызвать положительные эмоции, используя элементы игровых упражнений;

— воспитывать доброту, чуткость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми посредством произведения В. А. Сухомлинского.

Материал: «волшебная» шкатулка для приветствия (сюрпризный момент), клубок ниток, рассказы для детей о дружбе, иллюстрации к произведениям, кукла, цветок «Дружбы», дидактическая игра «Правила поведения в детском саду».

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Что такое дружба», дидактическая игра «Кто с кем дружит?», хороводно – подвижная игра «В этом доме мы семья», рассмотрение иллюстраций на развитие эмоций и эмпатии.

Ход занятия в средней группе детского сада

Сюрпризный момент

Воспитатель: Доброе утро, дети! Вы такие сегодня красивые, красивые, веселые. Я хочу, чтобы ваше хорошее настроение сопровождало вас на протяжении всего дня и поэтому приготовила для вас сюрприз. Взгляните — это волшебная шкатулка, она нам сегодня поможет. Вам интересно узнать что там? Тогда давайте сядем все в круг и с помощью волшебного клубочка сплетем паутинку комплиментов.

Приветствие «Клубок комплиментов»

А начну первой я: «Ксюша, у тебя очень красивая улыбка…»

(дети по очереди передают клубок и говорят комплименты друг другу).

Воспитатель: Вот, посмотрите, какая красивая получилась у нас паутинка. Мы сложим ее в нашу волшебную шкатулку и она будет нас согревать вашими замечательными комплиментами, приятными словами в течение всего дня.

Воспитатель. — Дети, а знаете ли вы что такое дружба? А как нужно вести себя с друзьями и вообще с людьми? Я приглашаю вас послушать историю про 2 девочек…

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

— В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(Воспитатель задает вопросы, а дети дают ответы и выбирают соответствующие картинки-изображения к произведению)

Вопросы детям по произведению.

— Молодцы, ребята, все правильно ответили.

— Ой, кто стучится, слышите?

(Заходит воспитатель с куклой-персоной)

Воспитатель: Добрый день, дети! Я к вам не одна пришла. Помните эту девочку? Да, это Светочка. Она мне рассказала на ушко, что ее привела в наш садик мама. В прошлый раз Светлане так понравилось в нашей группе, что она снова попросилась к нам.

Дети, и не кажется ли вам, что Света какая-то грустная? Давайте спросим у нее что случилось?

(Дети задают вопросы кукле, а она через воспитателя-переводчика дает ответ на них)

Дети, Светочка сказала, что дети из группы в которой она ходит постоянно ссорятся и совсем не умеют дружить. Светочка просит, чтобы вы рассказали ей правила поведения в детском саду. И тогда она сможет научить пользоваться ими детей в своей группе. (Дети рассказывают правила поведения в детском саду).

Молодцы! Теперь Света все запомнила и научит этим правилам других детей.

– Дети, а вам интересно узнать еще о чем-то у Светы?

(Дети обмениваются вопросами с куклой-персоной)

Малыши, сразу видно, что вы дружные, умеете дружить и знаете как надо вести себя в садике. Давайте вместе поиграем игру.

Хороводная игра «В этом доме мы семья»

Дети с воспитателем становятся в кругу, поют, выполняют соответствующие движения.

В этом доме мы семья (идут по кругу).

В этом доме мы семья, Мы и вы, и ты, и я! (останавливаются, руки в стороны, вперед к груди).

Руку дай тому, кто слева (левую руку в сторону – вниз).

Руку дай тому, кто справа (правую руку в сторону –вниз)

Мы – одна семья! (берутся за руки, поднимают их).

В этом доме мы семья, (идут по кругу)

В этом доме мы семья. Мы и вы, и ты, и я!

(останавливаются, руки в стороны, вперед, к груди).

Улыбнись тому, кто слева, (поворачивают голову влево, улыбаются соседу).

Улыбнись тому, кто справа (поворачивают голову вправо, улыбаются соседу).

Мы — одна семья! (Берутся за руки, поднимают их).

Вот, как хорошо быть дружными, мы действительно с вами стали как одна семья. И нашей Свете пора возвращаться в свою группу. Я провожу ее. До свидания, дети! Дети, как же хорошо, когда вы все такие дружные! Я надеюсь, не забудете правила дружбы и правила поведения в садике. Я предлагаю вам на память сложить цветок «Дружбы»

Дидактическая игра «Цветок Дружбы»

Дети называют правила и выкладывают их на лепесточки цветка.

Итог. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодня занятие?

Что больше всего запомнилось вам сегодня?

Мне тоже было очень приятно и интересно вместе с вами, потому что вы настоящие друзья!

Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»


Автор работы: Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск.
Описание: данный конспект разработан для проведения организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в основу занятия взята русская народная сказка «Репка».
Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи: закреплять знания о своей семье; формировать представление об элементарных родственных связях; развивать мышление, логику, умение рассуждать; воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка;
Обогащение словаря: родственники;
Материалы и оборудование: ЭОР: презентация;
ИКТ: ]проектор, экран;
Раздаточный материал: домики, картинки – члены семьи.
Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов Н. Носов «Бабушка Дина», Л. Толстой «Дедушка и внучек», Е. Благина «Стихи о маме». Чтение сказки «Три медведя», драматизация по сказке; рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»;
1.Организационный момент:
(воспитатель и дети стоят в кругу)
воспитатель:
- ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному…
дети:
-привет!
воспитатель:
- небу ясному…
дети:
- привет!
воспитатель:
- люди взрослые и малыши…
дети:
- вам привет от всей души!
- а чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
дети садятся
воспитатель:
- ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости герои одной сказки. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Всей семьей дружно
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
Уцепившись в хвостик крепко
Тащат с грядки... (репку)

ответы детей
воспитатель:
- правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.

Назовите членов этой семьи.
(дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
воспитатель:
- репка предлагает нам вспомнить в месте с ней сказки про семью.

(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
воспитатель: ребята скажите, как вы думаете, что такое семья?

Беседа о понятие «Семья».


(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)
- правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
И сейчас Репка хочет, чтобы вы вспомнили сказку и встретились с семьёй, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.


Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Позвал тогда дед на помощь бабку.


- а бабка говорит: «я обязательно помогу тянуть репку, но сначала мне хочется узнать у ребят, какие бывают семьи?»
(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные….)
- ребята бабка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? И хочет с вами поиграть в игру:

Игра «Добрые дела»

Бабка отправила вам корзинку для добрых дел.


- Кому на ладони поставлю корзинку, тот должен положить в нее доброе дело, которое выполняет в своей семье.
(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
воспитатель: бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел,
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку


- а внучка говорит: « С удовольствием помогу вам, но сначала я приглашаю ребят на веселую разминку


А теперь внучка предлагает вам поиграть с ней в игру:

«Кто лишний»


Задание такое:
- нужно найти, кто на картинках не является членом семьи? Для ответа поднять руку
*Бабушка, лунтик, дедушка.
* бабушка, Вини-пух, папа, дедушка, мама.
*мама, бабушка. Сын, чебурашка, дедушка.
* сын, бабушка, папа, Буратино, дочь.

воспитатель: молодцы правильно ответили, порадовали внучку за это вам еще один смайлик.
- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку…»


Жучка поможет вытащить репку, но сначала хочет узнать, как еще можно назвать, тех кто живет в семье.
(ответы детей)
- Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, мы называем семьей. А можно назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие по родству люди.
- давайте вместе повторим новое для вас слово – родственники (хоровые и индивидуальные ответы детей).
- запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
- получите смайлик от жучки.
воспитатель: сказка продолжается и репку надо тянуть дальше:
позвала Жучка кошку.


Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят:
-где живет каждая семья. Ответы детей (в доме, в квартире)
- кошка принесла вам ребята домики, сейчас мы подойдем к столам и поиграем в игру:

Речевая игра « Назови, кто живёт в домике ».


- ребята посмотрите, в домиках закрыты окна, а уже утро. Что бы узнать, кто в домиках живет, нужно их открыть, открывать будете те окна, которые я назову, Слушайте внимательно:
- откройте окно, в правом верхнем углу.(дети выполняют, открывают окно в нем - папа)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
-это папа или мама
(ответы детей)
- откройте окно в левом верхнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – мама)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- откройте окно в левом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем - сын)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- это сын или дочь?
(ответы детей)
- откройте окно в правом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – дочь)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- кто находиться в верхних окнах? (ответы детей - папа, мама)
(ответы детей - родители)
- кто находиться в нижних окнах? (ответы сын – дочь)
- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - дети)
- кем они друг другу являются (ответы детей - брат и сестра)
- откройте окно, в центре домика (дети выполняют, открывают пустое окно)
- ребята кого мы еще можем поселить в ваших домиках (ответы детей - бабушку, дедушку)
- выберите из картинок кого вы хотите поселить и вставите в пустое окно.
- молодцы в ваших домиках поселилась кто? (ответы детей)
- дружная семья
- молодцы, получите смайлик от кошки.
воспитатель: дальше кошка позвала мышку.


А мышка и говорит: «Я обязательно помогу, но сначала я хочу узнать у ребята умеют ли они быть ласковыми и поиграть с ними в игру, которая называется:

Игра:«Скажи ласково»

Нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково:
Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек;
Сестра – сестрёнка;
Брат – братишка;
Бабушка – бабуля бабулечка;
Дед – дедушка, дедуля»
- мышке очень понравились ваши ласковые слова, и она дарит вам вот такой веселый смайлик
воспитатель: будем сказку продолжать, мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут, потянут и вытянули репку.


- ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьей).
воспитатель: а теперь давайте посчитаем смайлики, которые вы получили от героев сказки.
(дети считают) Конспект НОД «Социализация». Средняя группа.

Образовательная область "Социализация"

"Профессии наших мам"

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями ; воспитывать уважение и доброе отношение к матери , чувство гордости за родного человека; развивать речь детей, логическое мышление; активизация глагольного словаря по теме «Профессии».

Материал: иллюстрации альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», мяч.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ваших мамах. Мама – самый доро-гой , самый любимый человек на земле. Она подарила вам жизнь. Скажите, а вы любите своих мам? (ответы детей) Давайте почитаем стихи о мамах.

1. Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете МАМА.

2. Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это МАМОЧКА моя.

3. Книжки вечером читает

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня МАМА.

4. Никогда не унывает,

Что мне надо, точно знает.

Если, вдруг, случится драма,

Кто поможет? Моя МАМА.

Но устали мои ножки.

Перепрыгнуть через яму

Кто поможет? Знаю – мама.

Молодцы. Хорошие стихи вы знаете про мам. А кто знает профессию своей мамы? (ответы детей). А сейчас я буду загадывать вам загадки о профессиях, а вы должны будете их отгадать. Дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к данным загадкам.

1. Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Я бываю сытый самый. (Повар)

4. В школе я учёный самый –

Повезло мне очень с мамой

От неё узнают дети

На уроке всё на свете.

Станут лучше и умней,

Справедливей и добрей. (учитель)

5. Нужно маме для работы

На рояль поставить ноты.

Маму только попроси –

И сыграет: «Ми, соль, си»

Я скажу ребятам гордо:

«Мама знает все аккорды! » (музыкант)

Мазать ссадины и ранки.

Мама делает уколы

Всем ребятам нашей школы.

Мама лаской, добрым словом

Помогает стать здоровым! (медсестра)

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра с мячом «Что делает? »

Дети строятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди детям и называет профессию. Ребёнок ловить мяч и говорит что делает представитель этой профессии и бросает мяч воспитателю (учитель – учит, врач – лечит, прода-

вец – продаёт, строитель – строит, повар – готовит, парикмахер – стрижёт и т. д.)

Вот сколько профессий вы сегодня назвали. Теперь вы знаете, кем могут

работать мамы. И не только. Есть много других нужных и важных профессий. Кем бы ни была мама , знайте, что все работы хороши. Мамы разные нужны, мамы всякие важны!

Каталог: dou
dou -> Образовательная программа дошкольного образования
dou -> Семья в психологической консультации
dou -> Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Социализация» средняя группа «Моя дружная семья»
Цель: Знакомство детей с понятием «семья». Оказание помощи в определении родственных отношений в семье.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей о семье, об их отношений в ней, кто в ней проживает, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Учить правильно, называть членов своей семьи.
Развивающие: развивать умение общаться друг с другом: развивать умение проявлять доброжелательность, дружелюбие по отношению к окружающим. Развивать умение отвечать на вопросы. Закреплять умение координировать речь с движением.
Воспитательные: воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, добрые чувства по отношению к своим близким, вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Скачать конспект
^ Интеграция образовательных областей: социализация, познания, коммуникация, физическая культура, здоровье.
Предварительная работа:
Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Чтение художественной литературы о семье. Составления фото альбома «Моя семья». Оформление фото выставки «Моя дружная семья».
^ Активизация словаря: Ввести в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок), стимулировать детей рассказывать о своей семье; обогатить словарный запас: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; дать родственные понятия. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал:
Демонстрационный: силуэт ладошки, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка;
Силуэт домика; картинки — мама, папа, бабушка, дедушка. Силуэты домиков
На всех детей, клей.
^ Ход игровой деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Дети посмотрите. Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
^ Дети: Здравствуйте! С добрым утром.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть. Послушайте загадку.
Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку —
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
(Дети отгадывают загадку).
Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики? Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Присаживайтесь на стульчики. Хотите научиться еще одной игре? Покажите ручки, погреем их, посчитаем, спрятали в кулачек.
Воспитатель: (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — Я —

Вот и вся моя семья.

(Дети подражают воспитателю).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем же эта игра? Правильно, о семье. У меня, что — то есть в сундучке. А что там отгадайте. (Дети отгадывают).

Посмотрите, а эта ладошка. Найдем на ней самый маленький пальчик – мизинчик. А где у вас мизинчик, покажите. Как ласково называют вас дома? (Ответы детей).

Воспитатель. В сундучке есть еще шапочки, посмотрите. Как вы думаете, какую шапочку можно одеть на мизинчик? (Ответы детей) А почему?

^ Дети. Мизинчик маленький и шапочка маленькая.

Воспитатель. Поля, найди шапочку и надень на мизинчик.

Воспитатель: Юля расскажи нам стих.

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!

О ком Юля прочитала? Почему девочке хорошо с мамой? Расскажите о своей маме. (Дети рассказывают)

Воспитатель. Юля найди шапочку, на которую наденем маме, наденем на какой пальчик? Покажите где у вас пальчик мама.

Дети. На безымянный пальчик. (Показывают)

Воспитатель. Как чем вы ей помогаете? (Дети высказываются).

Покажем, как вы ей помогаете.

Физпауза.

(Дети встают)

Помогаем маме

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Воспитатель: Дети, о ком следующее стихотворение? Рома расскажи нам свое стихотворение.

Не терпит мой папа безделья и скуки

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь. (Е. Серова)

Какой у тебя папа? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать о своем папе? (Дети произносят ласковые слова)

Воспитатель. Покажите пальчик – папу. Это средний пальчик. Какая шапочка папе подойдет. Наденем на средний пальчик шапочку.

Воспитатель. Поиграем с нашими ладошками.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

(хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны

(показывают руки ладонями вверх),

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые

(поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони

Долгими годами

(постукивают кулачком о ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами

(подносят ладони к лицу)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони

(имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони

(складывают ладони, подносят к лицу, дуют)

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки

(хлопают в ладоши)

Воспитатель: Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой (ответы детей). Похвалите свою бабушку. «Моя бабушка самая…!

^ Дети произносят слова

Воспитатель. Соня, надень шапочку бабушке. На какой пальчик? На указательный.

Воспитатель. Ребята, у нас остался один пальчик — большой. Кто же это? Правильно, дедушка.

У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет!

Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас?

Наденем шапочку дедушке.

Воспитатель. Ребята! Посмотрите, у нас с вами получилась большая, дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу и делают все вместе дружно.

^ Дети идут за воспитателем.

Физ. минутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).

Папа бодро приседает (приседания).

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Воспитатель. В семье все друг друга называют ласково нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети: доченька, дочурка.

Игра «Скажи ласково»

Таким образом, дети изменяют слова.

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Мама — мамочка, мамулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Воспитатель: (показывает детям домик) Ребята, что это?

^ Дети. Домики.

Воспитатель: Послушайте как тихо. А как вы думаете, почему так тихо? (Выслушать ответы детей) Кто же живет в домике, давайте посмотрим. (Открывает ставни на окошках, они пустые.) В домике никого нет, поэтому так тихо, и ему грустно. Мы можем ему помочь? Как? (Выслушать ответы детей). Кто будет жить в домике?

Дети. Семья.

Воспитатель. В каждой семье есть свой дом, в котором тепло и уютно.

Сейчас мы заселим домик. Я приготовила вам домики, но они пустые, заселим в них свою дружную семью, на клеем родителей и всех членов семьи.

^ Совместная продуктивная деятельность детей.

Дети за столами наклеивают силуэты родителей в домик. Воспитатель вместе с детьми наклеивает свой домик.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько человек живёт у вас в квартире.

Физкультминутка

Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я — (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

^ Дети показывают свои домики.

Воспитатель. Посмотрите, какая у нас с вами получилась дружная семья. Где все друг друга любят, взрослые заботятся о маленьких, помогают друг другу. А дети должны быть послушными, не капризными, должны радовать маму, папу, дедушку, бабушку.

И если все в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.



Рассказать друзьям