Занятие в старшей гр по конструированию. Конструирование из бумаги в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Робототехника - наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Цели

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Конструирование для ребёнка - это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

  • Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
  • Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

Видео: художественное конструирование из бумаги

https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM Video can’t be loaded: Художественное конструирование из бумаги в детском саду (https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM)

Формы конструирования

  • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
  • Конструирование по модели - это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
  • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
  • Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
  • Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
  • Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
  • Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

    Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

  • Задания на дом. Не стоит требовать от детей самостоятельно подготовить материалы или принести их из дома. Уровень благополучия и степень занятости родителей различны в разных семьях, и то, что кажется воспитателю быстро и легко доступным и недорогим, может быть серьёзной проблемой для семьи, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка сильные негативные эмоции.
  • Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже). Цвета рекомендуется использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).
  • Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. Постепенно можно вводить в употребление детьми безопасные инструменты и красители, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Некоторые виды работ детям проводить категорически нельзя (травление, термическая обработка, рубка, сверление или протыкание шилом и др.).
  • Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка. Даже в группе одного возраста (и тем более в разновозрастной группе) дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы. В качестве одного из вариантов организации такой схемы работы можно привести распределение детей по подгруппам с разными по сложности задачами.
    Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок гиперактивный (с синдромом дефицита внимания) - все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если воспитатель не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого.

    Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе - художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

    Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

  • Игра и трудовое воспитание. Не упускайте возможность обыграть поделки, делайте их не просто так, не для графы в методическом отчёте и календарно-тематическом плане, а именно для игры и, играючи, поддерживайте в детях использование поделок в игре. Игра - основное занятие любого ребёнка, это его аналог труда взрослого человека, полноценная игра необходима для нормального развития и социализации. Поделки, созданные для игры (игрушки, сделанные своими руками), дают ребёнку раннюю установку на труд, приучают его к производительной деятельности и бережному отношению к труду других, в том числе и воспитателя.

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

  1. Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок», проводится просмотр одноимённого мультфильма. Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать из бумаги небольшой домик). Можно раздать по маленькой фигурке каждому ребёнку или группе детей, в таком случае они будут делать домик для конкретного героя (конструируют индивидуально или совместно).
  2. Тема художественного конструирования «Осенний пейзаж». Показываются картинки осенней природы для формирования у детей образа изменений природы в это время года. Обсуждаются изменения в природе и различные элементы осеннего пейзажа. Демонстрируются элементы конструкции (шишки, семена, листья и стебли растений), обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать.
  3. Тема художественного конструирования «Мост». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть препятствие - реку или глубокий овраг. Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие (овраг или речка) может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Ширина преграды не позволяет её перепрыгнуть. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение.

    Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

  4. Тема конструирования «Платье принцессы» или вариант для мальчиков «Доспехи рыцаря». В начале занятия разыгрывается небольшая сказка с ручными куклами или куклами-марионетками, повествующая о принцессе и её храбром рыцаре. Проводится обсуждение сказки и нарядов. Выполняется демонстрация элементов одежды и доспехов, демонстрация материалов (обрезки тканей для платья принцессы, скорлупа орехов и проволочные кольца - верёвки - для доспехов рыцаря). Дополнительная мотивация для мальчиков (девочкам она обычно не нужна): доспехи очень нужны рыцарю для схватки с драконом. Желательно показать и этого страшного дракона.

Видео: пример мотивирующего начала занятия по конструированию в первой младшей группе

https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24 Video can’t be loaded: Занятие по конструированию «Домик для Машиных игрушек» группа «Капитошки» (2-3 года) (https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24)

Занятие по конструированию в детском саду

При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.

Технологические карты и схемы

Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:

  1. Тема конструирования.
  2. Цель образовательной деятельности.
  3. Задачи образовательной деятельности.
  4. Предварительная работа.
  5. Организация развивающей среды.
  6. Материалы и оборудование.
  7. Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них.

Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции. Если вы пользуетесь готовыми конструкторами наподобие «Лего», то подобные схемы можно легко найти на сайте производителя.

Самостоятельно изготавливая схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и интуитивно понятна ребёнку, вместе с тем подсказывать ему внешний вид готового изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.

Таблица: пример технологической карты занятия по конструированию

Тема технического конструирования «Мост»
Цель образовательной деятельности Развитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором
Задачи образовательной деятельности
  • Образовательная: познакомить детей с понятиями «мост», «переправа», «вес», «прочность», «устойчивость», «узкое место».
  • Развивающие:
    • решение проблемной задачи переправы героя игры,
    • понимание понятий «прочность» и «устойчивость»,
    • развитие умения работать по схеме.
  • Воспитательная:
    • формирование мотивации к коллективному сотрудничеству,
    • формирование навыков коллективного обсуждения и решения задач,
    • воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
Предварительная работа
  • Беседа с детьми о природном рельефе, неровностях и возвышенностях.
  • Мотивирующая сказка-игра (преодоление героем препятствия - водного потока).
Организация развивающей среды Имитация реки, широкого ручья (преграды, для преодоления которой необходим мост) из полиэтиленовой плёнки.
Материалы и оборудование
  • Аудиозапись шума речного потока.
  • Макеты мостов из строительного конструктора.
  • Строительный конструктор (деревянные кубики и другие элементы).
  • Рисунки мостов.
  • Схема-подсказка, помогающая построить мост.
Описание этапов проведения с указанием продолжительности
  1. Подготовительный этап (приветствие, мотивационная сказка-игра) - 5–7 минут.
  2. Основной этап (постановка цели, практическая деятельность, небольшая разминка в процессе) - 10–12 минут.
  3. Заключительный этап (подведение итогов, обсуждение результата) - 3–5 минут.

Фотогалерея: примеры схем конструирования из конструктора «Лего» или аналогичного ему

Конструирование из блоков помогает детям изучать новые геометрические фигуры Можно собрать модель по стандартной инструкции, а затем самостоятельно модифицировать её по заданию воспитателя Моделирование из конструктора может стать любимым занятием и для детей, и для взрослых Мальчиков заинтересует возможность самостоятельно сконструировать автомобиль Элементы для конструирования могут быть разных размеров, для младших детей лучше выбирать более крупные детали Из конструктора можно собрать не только дом или самолёт, но и сказочных персонажей Схемы для конструирования должны быть наглядными и понятными ребёнку

Фотогалерея: примеры схем для занятий по конструированию из различных материалов

Схемы для конструирования могут быть как цветными, так и монохромными Выполнять аппликации можно из разных материалов Схемы необходимо готовить с учётом типа строительных материалов, которыми располагает ДОУ Дети могут собрать мост и модифицировать его впоследствии по заданию воспитателя Эта схема позволяет понять, как выглядит готовое изделие Глядя на схему, ребята могут сконструировать животных из подготовленных фрагментов бумаги, картона или фетра Дети могут наклеивать заранее подготовленные фрагменты бумаги, картона или других материалов на готовую схему

Фотогалерея: готовые поделки, выполненные в разных техниках

Поделки маленького размера требуют от ребёнка большой концентрации внимания и помощи взрослых В процессе занятий дети могут работать все вместе как над одним объектом, так и над целыми инсталляциями Дети могут заниматься конструированием и дома вместе с родителями
Аппликация «Космос» выполнена с использованием легко доступных материалов (цветная бумага, одноразовая посуда, клей, фломастеры) В инсталляции можно включать как поделки, так и готовые фабричные объекты Детям очень нравится, когда с выполненными поделками можно играть после окончания работы Инсталляции можно выполнять с использованием любых подручных материалов, в зависимости от цели занятия Изделия, выполненные на занятиях по конструированию, хорошо интегрировать в другие виды деятельности ДОУ

Временной план занятия

  1. Вступление, организационный момент - 1 минута.
  2. Мотивирующее начало - 3–5 минут.
  3. Показ и объяснение приёмов работы - 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей - 6–8 минут.
  5. Обсуждение работ - 2 минуты.
  6. Заключение - 1 минута.

Таблица: материалы для вводного этапа занятия

Тема занятия Мотивирующее начало
«Неваляшка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку:
В гости к нам пришла, друзья,
Кукла необычная.
Не сидит, не лежит,
Только знай себе, стоит.
Знают Сашки и Наташки,
Куклы эти… (неваляшки).
Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д.
Проводится игра «Найди, где спряталась».
Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена.
«Игрушки-зверюшки» В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны, их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть 3 раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята.
«Красавица-снежинка» Воспитателем создаётся сюрпризный момент: на столе стоит почтовая коробка, он сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада - город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег, и путём наводящих и подсказок подводит ребят к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку.

Таблица: пример конспекта занятия по конструированию

Автор Суворова Л.А.
Название «Будка для собачки»
Цель Создание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования - складывания бумаги пополам.
Задачи
  • Обучение анализу бумажной поделки (выделение частей поделки, их расположения на плоскости и относительно друг друга);
  • обучение приёму складывания листа бумаги;
  • обучения создания овала путём закругления углов квадрата;
  • воспитание аккуратности.
Материалы
  • Лист бумаги белого цвета,
  • полоска бумаги коричневого цвета,
  • квадратный лист бумаги чёрного цвета,
  • клей,
  • кисточка,
  • ножницы,
  • фигурки собачек,
  • клеёнка,
  • тряпочка.
Ход занятия
  1. Игра с мячом «Кто в каком домике живёт».
    Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Воспитатель бросает мяч одному из воспитанников, называя животное или птицу. Задача ребёнка - сказать, где это животное обитает. Затем ребёнок бросает мяч следующему воспитаннику, называя другое животное и т. д.
  2. Воспитатель демонстрирует ребятам готовую будку из бумаги, учит при помощи наводящих вопросов анализировать постройку из бумаги.
  3. Прямой показ действий для создания бумажной будки.
  4. Физкультминутка.
    Раз - подняться, потянуться (потянулись).
    Два - согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе).
    Три - в ладоши три хлопка (хлопки в ладоши).
    Головою три кивка (движения головой).
    На четыре - руки шире (руки в стороны).
    Пять - руками помахать (махи руками).
    Шесть - на место сесть опять (присели).
  5. Самостоятельное выполнение воспитанниками действий по конструированию будки из бумаги.
  6. Демонстрация и обсуждение готовых работ. Игра с бумажными поделками и фигурками собачек.

Видео: занятие по конструированию из строительного материала в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4 Video can’t be loaded: Конструирование в младшей группе, 2011г (https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4)

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk Video can’t be loaded: Занятие по легоконструированию «Сказочный лес» в д/с Маленькая страна (https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk)

Видео: занятие по конструированию из бумаги в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ Video can’t be loaded: Конспект НОД по конструированию из бумаги (https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ)

Программа кружка по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:

  1. Цель рабочей программы кружка по конструированию.
  2. Задачи рабочей программы.
  3. Описание категорий слушателей кружка.
  4. Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
  5. Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
  6. Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
  7. Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
  8. Планируемые результаты работы.

Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.

Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).

Картотека тем для кружковой деятельности

Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.

В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам

Выглядеть перечень тем может так:

  • Конструирование зверей по рисунку.
  • Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
  • Подарок для папы (23 Февраля).
  • Подарок для мамы (8 Марта).
  • Конструирование одноэтажного дома.
  • Конструирование многоэтажного дома.
  • Конструирование улицы.
  • Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
  • Конструирование «Мой любимый город».
  • Конструирование спортивной машины.
  • Конструирование грузовой машины.

Диагностика занятия по конструированию

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач.

Дети в группе наверняка будут иметь разный уровень готовности к работе по конструированию. Точно определить и уточнить этот уровень для каждого воспитанника, чтобы отдельное внимание уделить ребёнку с особенностями, важно для успешности работы воспитателя.

При диагностике желательно не торопиться «наклеивать ярлык» на ребёнка, рекомендуется понаблюдать его действия в течение 1–2 занятий, поработать с ним индивидуально и выяснить причины его поведения (ребёнок болен, не выспался и рассеян, ребёнок из билингвальной семьи и имеет языковой барьер в понимании педагога, боится шумной компании в группе и стесняется и т. д.).

Оценка навыков конструирования ребёнка требует внимательного наблюдения за ним в течение двух–трёх занятий

При необходимости стоит проконсультироваться с другими педагогами, психологом, тактично поговорить с родителями и узнать, как малыш ведёт себя дома, как проводит досуг, кто с ним занимается и играет, во что именно. Обладая терпением и доброжелательным вниманием к ребёнку, учитывая его особенности, воспитатель сможет улучшить выявленные показатели в процессе дальнейших занятий.

Таблица: диагностика занятия с конкретными примерами

Исследуемые навыки Примеры
Умение узнать, определить и выделить объект конструирования среди иных объектов (умение видеть существенное и понимать связанные с этим понятия) Ребёнок опознал или не опознал на показываемой картинке и в предлагаемой объёмной модели понятия «машина», «автомобиль», затруднился дать объекту описание своими словами или без труда справился с поставленной задачей.
Умение работать по шаблону, осознанно повторять предлагаемые действия Ребёнок смог или не смог собрать простой объект (пешеходный переход) из нескольких деталей, несмотря на предварительный показ и понимание объекта.
Умение собрать объект из предложенных частей (синтез от частного к общему) или построить объект при помощи рисунка, схемы Ребёнок смог или не смог собрать светофор из кубиков, несмотря на наличие простого понятного рисунка, небольшое число деталей и посильность операций для других детей его возраста.
Умение расчленять объект на составные части, выделять основные части и второстепенные (умение анализировать) Ребёнок опознал или не опознал в объектах «паровоз» и «машинка» использование схожего элемента, одинакового в предлагаемом конструкторе (колесо), выделил или не выделил колесо как нечто общее в двух объектах, определил или не определил общие свойства этих объектов (у них есть колёса, они едут, они транспортные средства).
Умение видоизменить и преобразовать объект или его компоненты по заданным параметрам В работе с оригами ребёнок затруднился выполнить простую инструкцию–подсказку: «сверни лист пополам, отогни уголок налево» или без труда справился с задачей.
Умение из преобразованного или видоизменённого объекта (или его отдельных частей) собрать новый Ребёнок смог или не смог собрать здание свободной конструкции из имеющихся деталей строительного конструктора, ранее использовавшихся для объекта «забор».

Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе.

Конспект занятия по конструированию Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».

Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».

Программное содержание:
1. Учить последовательно анализировать контурную схему:
1) узнавать изображенный предмет;
2) определять местоположения его основных частей;
3) «примерять» (т.е. соотносить с пространством схемы и друг с другом) строительные детали, предложенные для воспроизведения постройки;
4) Расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.
2. Учить выполнять постройку по готовой графической модели.
3. Продолжать учить самостоятельно достраивать объект, используя знакомые приёмы строительства.
4. Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя детали строительного материала и их пространственное расположение.
5. Закреплять правильное употребление в речи таких слов, как фасад, задняя, передняя, боковая и т.д.
6. Развивать внимание, память, воображение.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать товарищам.

Методы и приемы:
Игровой, обследование, вопросы, сравнение, поощрения, музыкальное сопровождение.

Материал:
Демонстрационный:
Контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы детей, расчлененные схемы тех же объектов;
Раздаточный:
Строительный набор на каждого ребенка, контурные схемы, мелкие игрушки, 2 карандаша (простой и цветной).

Дифференцированный подход:
1 подгруппа – дается нерасчлененная схема объекта.
2 подгруппа - дается частично расчлененная схема объекта.

Индивидуальная работа:
Помочь Никите Ш., Алёне С., Тане П. при возведении постройки; помочь Ксюше, Кате, Вадиму при анализе схемы.

Предварительная работа:
Чтение «Строители» С.Я.Маршака, рассматривание фотографий различных домов, экскурсии по улицам микрорайона с целью рассматривания зданий, строительство домов из строительного материала, знакомство с незаконченными схемами.

Связь с другими видами деятельности:
Развитие речи: введение в активный словарь названий строительных деталей, игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Стройка».

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.
Раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто-то к нам идет. Да это Почтальон принес нам письмо. Наверно, что-то случилось.
Читаю письмо.
- Ребята, это письмо пришло от Смешариков. Нюша и Бараш пишут, что они хотели построить новые дома, но прошел дождь и на чертежах размылись некоторые линии. Смешарики очень просят помочь им разобраться с чертежами и построить новые дома. Поможем, ребята?
- Ребята, посмотрите внимательно на схемы и подумайте, что это?
- Какая часть дома изображена на схеме?
Провожу обследование схемы.
- Это дом (Обвожу рукой схему целиком).
- Из каких частей может состоять изображенный дом? (Показываю на нижнюю часть).
- Правильно. Молодцы! Что идет за фундаментом?
- Что располагается на стенах?
- Хорошо. А что еще есть у дома?
- Ребята, на наших схемах, как вы уже сказали, изображены только фасады домов, т.е. вид спереди, а что еще есть у дома, что мы не видим на этой схеме?
- А на боковых стенах могут быть окна?
- А что может быть на задней стенке?

Правильно, ребята.
- Ребята, давайте вспомним, из каких деталей конструктора мы строили с вами дома на занятиях.
- Подумайте, из каких деталей может состоять дом изображенный на схеме:
Из каких деталей можно построить фундамент?
- Из каких деталей можно построить стены дома?
- Хорошо. Из чего может быть сделано перекрытие?
- Молодцы! Какая деталь нужна для построения крыши?
- Ребята, а теперь я предлагаю вам дорисовать на своих схемах простым карандашом детали, из которых состоит дом.
Проверяю и помогаю детям, которые затрудняются в выполнении задания. Цветным карандашом в схему вносятся уточнения.
Предлагаю одному ребенку выйти и рассказать, из чего состоит изображенный на схеме дом и дорисовать схему(ребенок 2-ой подгруппы).

Никита, расскажи нам, из чего состоит дом изображенный на твоей схеме?

Молодец, ты подробно все рассказал, дорисовал схему, а все ребята проверили, правильно ли они выполнили задание.

Физкультминутка.
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился новый дом.
- Ну вот, теперь у нас есть законченные схемы и можно начинать строительство. Только не забывайте, что на наших схемах изображены только фасады домов, а мы будем строить дома целиком.

Давайте приступим к строительству домов.
- Ребята, если все дома у вас будут одинаковыми, то Смешарикам будет скучно здесь жить. Придумайте украшение для своего дома.
Во время строительства помогаю вопросами, советами. Обращаю внимание на качество выполненной постройки.
- Какие замечательные дома у нас получились. Все разные.
Вот мы строили, строили
Наконец, построили.
Посмотрите, какой дом
Всем уютно будет в нем.
Приходите, приходите,
В нашем доме поживите.
- Молодцы, ребята, вы очень постарались и помогли Смешарикам. Посмотрите, как они радуются (показываю игрушки). А теперь давайте расселять жителей города по домам, устроим новоселье. А еще Смешарики раздадут вам разноцветные кружочки. У кого все получилось, тот положит около своего домика красный кружок, желтый кружок – постройка не совсем удалась, синий кружок – совсем не справились с заданием.
Воспитатель берет в руки Смешарика.
- Я пойду посмотрю, какой дом построил Никита. Никита, сколько этажей в твоем доме? А как можно подняться на второй этаж? Кого ты поселишь в своем доме? А почему ты положил около своего домика красный кружок?
- А у кого из вас самый длинный дом, ребята? С помощью каких деталей ты построил длинный дом? Для чего ты сделал такой длинный дом? Какой кружок положил ты около своего домика? Почему?
- А еще я хочу сходить в гости к Лере. Как вы думаете, что интересного в доме Леры?
С помощью Смешариков воспитатель помогает детям обыграть постройки.
- Да, поможем. Нужно всем помогать. Особенно тем, у кого произошло несчастье.
- Это схемы домов.
- На схеме изображен фасад.
- Нижняя часть дома - это фундамент.
- Это стены.
- На стенах располагаются окна.
- У дома сверху есть крыша.
- У дома еще есть боковые стены и задняя стена.
- Да.
- На задней стенке может быть дверь.
- Из кубиков, пластин, кирпичиков, треугольных призм, брусков, полукубов.
- Фундамент можно построить из пластин.
- Стены дома можно построить из кубиков или кирпичиков.
- Перекрытие может быть сделано из пластин.
- Для построения крыши нужна треугольная призма.
Дети дорисовывают детали на своих схемах.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из пластины. На фундаменте стоят стены. Они сделаны также из пластин. На стенах располагается перекрытие из пластины. На перекрытие ставится крыша – прямоугольная призма.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из кирпичика. На фундаменте стоит стена. Стена сделана из двух кирпичиков и кубика. На стене располагается перекрытие из кирпичика. Крыша – прямоугольная призма. От дома идет дорожка к почтовому ящику. Она сделана также из кирпичика. Около дома стоит почтовый ящик. Он сделан из кирпичика и кубика.

Рывки руками вверх.
Рывки руками в стороны.
Наклоны вперед, руки на поясе.
Ходьба на месте.
Приседания.
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.

Дети выполняют задание.

Дети разбирают кружочки нужного цвета.
- Два этажа. На второй этаж можно подняться на лифте. В моем доме есть лифт.
- Потому что у меня все получилось.
- Я удлинил свой дом с помощью кирпичиков и кубиков. В моем доме уместиться много гостей.
- Этот дом интересно украшен.

Давайте вместе повторим, с чего мы начнем строительство.
- С чего мы начнем строить свой - Начнем строить с фундамента.
- Фундамент будем строить из длинной
дом?
- Из чего будем строить фундамент?
- Как мы будем ставить пластины?
- Что мы будем строить дальше?
- Что располагается на перекрытии?
- Ребята, а из чего можно построить боковые и заднюю стены дома?
- Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем.
пластины. Положу ее на широкую длинную сторону. Затем будем строить стены из пластин.
- Две пластины поставим по краям на короткие узкие стороны и одну пластину поставим посередине также на короткую узкую сторону.

Дальше мы построим перекрытие из длинной пластины. Положим ее на стены – пластины широкой длинной стороной.
- На перекрытие мы поставим крышу. Сделаем ее из треугольной призмы.
- Из кубиков, из пластин.

Конспект разработала воспитатель Клявлина В. А., МДОБУ детский сад №8.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Собачка» в средней группе.

Программное содержание:

Научить детей приемам изготовления собачки по типу оригами.

Развивать мелкую моторику рук;

Прививать любовь к ручному труду;

Воспитывать внимание, усидчивость, стремление создать полезную и красивую игрушку своими руками, доводить начатое дело до конца;

Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Методические приёмы:

Сюрпризный момент

Художественное слово (фрагмент стихотворения Александра Мецгер «Щенок»);

Беседа;

Вопросы;

Показ выполнения работы;

Анализ детских работ воспитателем и детьми.

Материал:

Демонстрационный: готовая фигура собачки; технологическая карта по изготовлению собаки из бумаги по типу оригами;

Раздаточный: по 2 квадрата цветной бумаги 20*20, клей, кисточка, клеёнка, тряпочка, фломастер.

Организация детей:

1 часть – полукругом на стульях.

2 часть – за столами.

3 часть – стоя в кругу.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Дети, сейчас я вам прочту небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и постарайтесь догадаться о ком здесь говорится:

Щенок по кличке Шарик,
Веселый, беззаботный,
За бабочкой гонялся
У дома в подворотне.

А бабочка как будто
Щенка дразнить решила:
Она над ним порхала
И за собой манила.

(Собака).

Правильно, это собака. Собаки живут рядом с человеком. Собака – верный помощник человека с древних времён.

Как называется дом, в котором живёт собака? (Будка, конура). Верно.

Ребята, а какую пользу приносят собаки людям? (Сторожит дом). Правильно, собака сторожит дом. А ещё она может защитить, если на человека кто-нибудь нападёт, другие собаки помогают людям в полиции. Есть собаки, которые служат поводырём для слепых людей.

Посмотрите, кто к нам пришёл? (Щенок). Да, это щенок. Он услышал, что мы говорим о собаках и решил заглянуть к нам в гости. Наш щенок хочет познакомиться с другими собачками.

Сегодня мы с вами будем делать вот такую собачку из бумаги по типу оригами.

Для этого нам понадобятся 2 квадрата цветной бумаги одинакового размера оранжевого и желтого цветов, клей, клеёнка, кисточка, тряпочка и фломастер.

Показ работы с объяснением.

  1. Голову собаки складываем следующим образом: лист бумаги сгибаем пополам по диагонали.
  2. Не разворачивая, складываем лист еще раз вдвое, для того чтобы наметить серединную линию. Разворачиваем этот сгиб, возвращаемся к предыдущей заготовке.
  3. Кладем треугольник вершиной(= острым концом) к себе. Боковые уголки загибаем, формируя ушки. Можете сделать их больше или меньше на свое усмотрение.
  4. В конце загибаем оставшийся уголок по направлению от себя и мордочка собаки готова.

Сейчас мы возьмём фломастеры и немного пофантазируем и по-разному оформим нашу собачку. Можно нарисовать ей глазки, носик, пятно на голове или ухе.

К мордочке сделаем и туловище собаки.

  1. Берём второй квадрат. Сгибаем его пополам по диагонали.
  2. Нижний угол немного загибаем вверх, чтобы получился хвостик.

Затем верхний угол туловища смазываем клеем и приклеиваем голову нашего щенка.

Физминутка:

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

А теперь берём стульчики и садимся за столы.

II. Основная часть.

Напоминаю детям о правилах работы.

Аккуратно приклеиваем детали друг к другу. Клей берём кисточкой и проводим по контуру, как бы «обрисовывая» форму, намазываем пользуясь клеёнкой, прижимаем тряпочкой.

Лист сгибаем по диагонали, совмещая углы друг с другом.

Выполнение работы.

Подсказываю, напоминаю и помогаю, если дети что-то забыли или сомневаются.

У вас на столах лежат листы оранжевого и желтого цветов. Я буду показывать порядок выполнения работы, а вы будете повторять все действия за мной.

Возьмите лист оранжевого цвета.

1 – 4 этапы (смотрите в Вводной части).

А теперь голову собаки уберите в сторону и положите перед собой лист желтого цвета.

5 – 6 этапы (смотрите в Вводной части).

Ребята, клеёнка для намазывания лежит у вас на столах слева, подставка для кисточек – справа.

Теперь верхний угол туловища смазываем клеем и приклеиваем голову нашего щенка.

Клей набираем на кисточку немножко, намазываем пользуясь клеёнкой; кисточку кладем на подставку. Клей намазываем по контуру, как бы «обрисовывая кисточкой с клееем края.

III. Заключительная часть.

Ребята, давайте встанем в круг и покажем нашему щенку какие собачки у нас получились.

Какие клички вы дадите своим собачкам? (…)

Дамир, расскажи, что ты сделал? Настя, а как ты делала своего щенка? Молодцы!

Кому какая работа понравилась больше? Почему?

Вы все справились с заданием. Молодцы!

А посмотрите, какой наш гость стал радостный! Как вы думаете почему? (Потому что он познакомился с новыми друзьями). Наш щенок очень рад, ему все собачки очень понравились. Он говорит вам большое спасибо за то, что познакомили его со своими собачками, но щенку пора идти домой.

До свидания, ребята!


Цель . Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.

Материал. Цветные карандаши, строительный материал, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).

Ход работы

Работа с иллюстрациями "Зверюшки и фигуры". Предложите детям помочь зверюшкам обвести фигуры. Рассмотрите с ребятами изображения на каждой картинке (рис. 12, 13, 14, 15, 16). Предложите обвести геометрические фигуры в рамочках, изображенные пунктиром, сначала пальчиком, потом карандашом, а затем раскрасить.

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Работа с иллюстрациями. Прочитайте детям стихотворение:

Ранним утром, на заре,

Вырос терем на горе.

С куполами золотыми

И стенами расписными.

Подберите иллюстрации, на которых изображены разнообразные терема. Рассмотрите с детьми картинки, побеседуйте по содержанию. Напомните ребятам сказку "Теремок" и предложите построить теремки для зверюшек.

Постройте терем из строительного материала. Обратите на него внимание детей: рассмотрите, проанализируйте, уточните, какой формы у него фундамент, сколько этажей, сколько надстроек, как они украшены.

Предложите детям бумажные модели (разные фундаменты) – пусть они выбирают любые. Побуждайте ребят отбирать по несколько моделей для фундамента и объединять их, чтобы получились необычные по форме терема. Например, можно положить на стол прямоугольник, а перед ним вплотную на некотором расстоянии друг от друга два круга и т. д. Пусть дети назовут отобранные фигуры.

Сначала дети обстраивают бумажные модели, устанавливая кирпичики плотно друг к другу, вертикально и оставляя между ними расстояние для окошек и дверей. Потом делают перекрытия, используя разные по форме пластины (фанерные, картонные и пр.). Предложите им соорудить на образовавшихся перекрытиях различные надстройки и завершить строительство оформлением построек, сооружением сопутствующих конструкций.

В процессе работы оказывайте ребятам помощь. По окончании строительства обратите их внимание на то, что получился целый сказочный городок из красивых и разных теремков. Рассмотрите с детьми теремки, заселите их жителями (игрушками, человечками) и предложите ребятам поиграть.

Организуйте конструирование сказочного городка из конструктора "Лего-Дупло" (добавьте платы). Заселите его жителями (игрушками, человечками). Поиграйте вместе с ребятами, объединяя их деятельность общим сюжетом игры.

Советы воспитателю Создавайте условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества; побуждайте детей к речевому и игровому общению; учите бережно относиться к своим постройкам и к конструкциям своих товарищей. Предлагайте убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая сооружения.

Игровые задания. Строительство теремов, домиков для сказочных героев (из строительного материала и конструкторов). Предложите детям построить домики для деда, бабы и курочки Рябы; трех медведей, всех героев сказки "Репка". Показывайте варианты сооружения двух-, трехэтажных домиков; варианты наращивания сооружений в высоту (накладывая, устанавливая детали друг на друга или соединяя их). Предложите строить по условиям: "Построй высокий теремок, чтобы в нем мог жить этот зайчик".

Учите детей анализировать постройки (выделять основные части, различать их по форме, величине, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга). Знакомьте с доступными им закономерностями (зависимость устойчивости сооружения от прочности основания, конструктивных возможностей деталей от их формы; взаимозаменяемость деталей в результате их комбинирования и т. д.).

Работа с иллюстрацией "Бусы и флажки". Предложите ребятам задание, которое подготовил для них Кубик: закончить рисование и раскрашивание бус и флажков (рис. 17). Поупражняйте их в различении и назывании фигур и цветов, в чередовании предметов в заданном порядке.

Рис. 17

Поупражняйте детей в умении находить одинаковые геометрические фигуры способами сравнения и выделения (рис. 18). Предложите отыскать в ряду фигур в рамке такую же фигуру, как та, что нарисована слева, и раскрасить ее в любой цвет. По окончании работы проверьте вместе с детьми правильность выполнения задания.

Рис. 18

Ключевые слова

Овал, пунктирная линия, перекрытие, надстройка.

Тема 4. Лесной детский сад

Цель. Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Материал. Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы.

Ход работы

Работа с иллюстрацией "Геометрические фигуры". Предложите детям задание, которое подготовил для них Кубик: найти лист, на котором изображена полоска с пятью геометрическими фигурами (рис. 19), отрезать ее и вырезать геометрические фигуры; затем найти оставленное для фигур свободное место на картинках (рис. 12 – 16) и наклеить их (например, рядом с зайчиком нужно приклеить шарик (кружок)).

Номинация: конструирование из бумаги в средней группе

Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе
Грузовики для тигренка и его друзей

Цель — развитие умения детей строить по выбранной схеме.

Задачи:

1) учить детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой;

2) познакомить с планом анализа, как самого предмета, так и его схематического изображения (т.е. графической модели);

3) развивать активность, самостоятельность детей, желание помогать другим.

Оборудование: ноутбук с установленной программой SMART Notebook, интерактивная доска, колонки, разнообразные строительные детали (кирпичики, бруски, цилиндры, полуцилиндры, кубики, полукубики, треугольные призмы, пластины разного размера), разные схемы грузовых машин (на каждого ребёнка), подносы, маленькие игрушки в форме животных,

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в кружочек и поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и отгадайте, что на них изображено? (Воспитатель показывает поочередно схемы-развертки конуса, бруска, цилиндра.)

Неожиданно раздается звук звонка (при прикосновении к телефону на интерактивной доске -см. Приложение 1, стр.1).

Воспитатель: Ребята, к нам поступил интернет-звонок. Давайте посмотрим, кто это к нам звонит. (При прикосновенни к центру стр. 1 на интерактивной доске появляется тигрёнок.) Посмотрите, это тигрёнок. Послушаем, что же он нам скажет.

Тигрёнок (звук включается при прикосновении к букету цветов на стр.1): Здравствуйте, ребята! Меня зовут Амур. Сегодня в наш цирк на представление должны приехать мои друзья. Только вот беда: ни в одном автопарке города сегодня не осталось свободных грузовиков. А без грузовиков им не добраться до цирка! Ребята, может, вы сможете нам чем-то помочь?

Дети ищут пути решения проблемной ситуации и приходят к выводу, что грузовики можно построить из строительных деталей.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы поможете тигрёнку Амуру? И тогда его друзья смогут попасть на представление!

Тигрёнок: Вот здорово! Я знал, что вы непременно что-нибудь придумаете!!!

Воспитатель: Ребята, прежде чем строить давайте посмотрим, из каких частей состоит грузовик. (Анализ схематического изображения грузовика — см. Примечание 1, стр. 2) Колеса -для чего они нужны? Из каких строительных деталей они построены? Платформа — для чего нужна? Из какой строительной детали построена? Еще из каких деталей можно её построить? Кабина — для чего нужна? Из каких строительных деталей построена? Кузов — для чего нужен? Из каких строительных деталей построен? Грузовая машина может иметь открытый кузов, а может иметь фургон. Чем фургон отличается от кузова? Из каких деталей можно его построить?

Воспитатель: Ребята, а каким должен быть мастер, чтобы его работа была надёжной, ровной, красивой. (Трудолюбивым, старательным, внимательным, умелым…) А еще, чтобы постройка была ровной, надёжной и никогда не разрушилась, мастеру нужно иметь хорошее зрение. И чтобы наши глаза были здоровыми и не уставали, мы сделаем гимнастику для глаз.

«Чудеса»

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза.)

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву «О»,

Получается легко! (Глазами рисуют букву «О».)

Вверх поднимем,

Глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

И опять играть пойдём.

Воспитатель: Повторим ещё раз, из каких частей состоит грузовик. (Колёса, платформа, кабина, кузов.) Но эти части можно построить из разных строительных материалов, и тогда грузовики получатся разными. На этих картинках изображены разные грузовики. (На магнитной доске расположены разные схемы грузовиков.) Ребята, выберите, какой грузовик вам нравится и постройте его по картине. Нужно, чтобы грузовики получились точно такими же, как на вашей картинке.

Воспитатель: У нас на складе имеются все необходимые строительные детали. Возьмите всё, что вам нужно и располагайтесь там, где вам будет удобно: сидя или стоя за столиками, на коврике и т.д. (Дети самостоятельно отбирают необходимый материал и складывают его на свои подносы. Воспитатель включает тихую спокойную музыку без слов, прикасаясь к музыкальной ноте на интерактивной доске- см. Приложение 1, стр.2, под звуки которой дети самостоятельно строят грузовики по своим индивидуальным схемам.)

Воспитатель подходя индивидуально к детям, проводить работу на соответствие строительных деталей, напр.: …, посмотри, из каких деталей построена платформа грузовика на твоей картинке? А у твоего грузовика? и т.д.

Воспитатель (когда работа по постройке завершена): Ребята, проверьте работы у своих соседей. Получились ли у них точно такие же грузовики, как на их картинках. Если у них все правильно, похвалите. Если, что-то не получилось, помогите им.

Воспитатель (извлекая маленькие игрушки в форме животных): А вот и друзья тигрёнка Амура. Выберите, кто поедет на вашем грузовике. Расположите вашего нового друга где-нибудь на своей постройке или рядом с ней и покажите на нашей картинке, в какой части или рядом с какой частью грузовика он находится. (Дети перемещают медвежонка на интерактивной доске — см. Приложение 1, стр.3)

Воспитатель: Ребята, наши новые друзья отправляются в цирк. А может мы отправим с ними подарки для тигренка? Ребята, если вам было легко строить грузовики, подарите Амуру красный воздушный шарик, если было трудно — синий. (Дети «берут» шары от двух заготовок шаров, которым задана функция «Утилита множественного клонирования» и прикрепляют их к верёвочкам см. Примечание 1, стр.4)

Тигрёнок (звук включается при прикосновении к тигрёнку на стр.4) : Какие же вы молодцы, ребята!!! Вы такие замечательные грузовики построили! Такие разные, красивые и надежные! Теперь мои друзья точно не пропустят представление!!! Спасибо вам, ребята! Приходите и вы в наш цирк! До свидания!!!

Номинация: конспект занятия по конструированию в средней группе из строительного материала

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 12 г. Йошкар-Олы «Ромашка»
Месторасположение: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл



Рассказать друзьям