Западной европы и сша в хiх веке. Эксплуатация детского труда: мировая практика или мировое преступление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Около 250 миллионов детей во всем мире до сих пор лишены нормального детства. Их удел – тяжелая работа и часто, в невыносимых условиях. Мировое сообщество много делает для того, чтобы обеспечить детям доступ к образованию и здравоохранению, но детский труд, несомненно, остается одной из основных проблем современного мира.

По оценкам Международной организации труда, около 250 миллионов детей в мире работают вместо того, чтобы учиться.

Финансовый кризис только усугубил эту ситуацию, поэтому преодолеть проблему вряд ли удастся до 2016 года, как это планировалось ранее международными детскими организациями. Что же делать?

Бенин. Учиться, учиться и учиться

Рынок в городе Котону, точка транзита и пункт назначения для тысяч эксплуатируемых детей в Западной Африке. Это самый большой рынок детского труда в регионе, здесь мы можем найти почти все, в том числе самые страшные примеры детской эксплуатации.

Около 200 тысяч детей, по последним оценкам, ежегодно становятся жертвами торговли людьми в Западной Африке. Они работают по дому, на фермах, в шахтах или на таких рынках, как этот. Бенин, одно из беднейших государств в мире, стал ключевым игроком в этом бизнесе. Почти 800 километров границы с Нигерией плохо контролируются с обеих сторон.

Многие местные НПО, такие, как “Ассоциация Дон Боско”, борются с этой проблемой в течение многих лет. Каждый день двери организации открыты для “ детей с улицы”. Работа педагогов здесь заключается не только в обучении чтению или письму.

В 2011 году НПО помогла более чем двум с половиной тысячам беспризорников на рынках Котону, Портонова и Сема, (последние два, всего в нескольких метрах от нигерийской границы). Благодаря Ассоциации, дети сделали первые шаги в образовании и овладели профессиональными навыками. Теперь им проще интегрироваться в общество.

Женева: международная программа по ликвидации детского труда

По данным Международной организации труда, несмотря на все усилия мирового сообщества и многочисленные проекты, число работающих детей растет. В Женеве программа “Мир знаний” встретилась со специалистам в области детского труда. Итоги разговора – в нашем следующем сюжете.

Наш собеседник – Патрик Куинн, старший специалист международной программы МОТ по борьбе с детским трудом. Он знакомит нас с общими данными и объясняет, как лучше действовать, чтобы целиком искоренить худшие формы детского труда к 2016 году:

“250 миллионов детей по всему миру вынуждены трудиться. И более половины из этого числа трудятся в условиях, которые мы называем наихудшими формами детского труда. Это работа, опасная для здоровья и развития детей.

Почти 70 миллионов детей в мире не ходят в школу. Это глобальная проблема, требующая решения. Более 60% детей трудятся в таких опасных сферах, как добыча природных ископаемых и сельское хозяйство.

В Африке в целом и в Бенине, в частности, в течение последних четырех лет мы наблюдаем наиболее тревожную тенденцию, когда число детей, занятых тяжелым трудом, только растет. Так что это серьезная проблема.

В Юго-восточной Азии, мы наблюдаем некоторый прогресс в борьбе с детским трудом. Но на фоне огромной перенаселенности, концетрация детского труда здесь по-прежнему самая высокая в мире.

Бедность – вот коренная причина детского труда.

Необходимо улучшать систему социальной защиты, чтобы бедным семьям не приходилось искать средства на то, чтобы отправить ребенка в школу. Необходимо обеспечить работой взрослых.

Например, дети работают на рудниках, в сельском хозяйстве с пестицидами, на строительстве. Все это очень опасно. Во-первых, мы должны сделать все возможное, чтобы дети учились. Мы должны развивать программы социальной защиты, чтобы бедные семьи в случае кризиса не были вынуждены забирать детей из школы и отправлять их работать. Во-вторых, должна быть правовая основа для обязательного образования и для того, чтобы работодатели не могли использовать детский труд. И наконец, у взрослых должна быть достойная работа, чтобы они могли прокормить свои семьи, тогда и дети будут ходить в школу.”

Индия: “Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира”

Наш следующий герой живет в Южной Азии, в Индии, которая всегда считалась черной дырой на рынке труда, где не соблюдаются никакие законы. Его зовут Сузай. Ему пришлось многое преодолеть, чтобы не сломаться. Сегодня он работает в благотворительной организации, которая помогает детям, подвергшимся насилию.

Спасаясь от кровопролития в Бирме, где он родился, Суза оказался в Индии. Нужно было начинать новую жизнь.

Суза – из многодетной семьи. Четверо из его братьев и сестер умерли. Он был вынужден работать, чтобы кормить тех, кто выжил.

Суза сблизился с христианской благотворительной организацией, и под ее влиянием начал бороться за права работающих детей. Но жизнь приготовила новый удар. Утонул его 15-летний сын.

В 1994 Суза создал благотворительную организацию в память сына. За последние 18 лет его организация помогла тысячам детей. Сейчас здесь нашли приют многие “дети с улицы”, а также те, кто работает на рисовом комбинате и на кирпичной фабрике, где трудился в детстве сам Суза. Организация также выступает за права рабочих вообще, помогает бороться с несправедливыми условиями труда и плохими условиями жизни.

Когда особенно тяжело, Суза молится:” Господи, помоги мне выстоять, стать солью земли и светочем мира.”

С 1995 года организация, которую создал Суза, помогла получить начальное образование почти 5 тысячам детей. Три четверти из них потом попали в школы.

уже много чего писала про ужасы викторианской жизни: про трубочистов и швей .
Продолжим всеми любимую тему "как тогда было плохо".

Детский и женский труд на фабриках.

Из книги Э. Фукса "История нравов".

О колоссальных размерах применения детского труда, в особенности на ткацких мастерских, свидетельствует тот факт, что в 1788 г. Наряду с 26 тыс. мужчин и 31. тыс женщин работало не менее 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе 10 лет. И в других отраслях промышленности детским трудом пользовались не меньше, особенно в вышивании и производстве галантерейных товаров. Дети должны были даже исполнять тяжелую работу взрослых мужчин. В 1865 году в металлургической промышленности Бирмингема и окрестностей работали 30тыс. детей, молодых людей и 10 тыс. женщин, исполняя большей частью очень тяжелую работу.
Дети страдали не только от чрезмерно длинного рабочего дня (часто от 5 утра до 10 вечера), но и от самых ужасных условий жизни. В докладе 1864 года говорится: «В Ноттингеме часто от 14 до 20 детей втиснуто в маленькую комнату не более 20 кв. футов, причем из 24 часов в сутки 15 уходило на работу, изнурительную вследствие однообразия и отвращения к ней, на работу, протекающую среди самых антигигиенических условий. Даже самые маленькие дети работают с напряженным вниманием и с удивительной быстротой, и почти никогда не замедляют движений своих пальцев, почти никогда не дают им отдыха. Когда к ним обращаются с вопросом, они не отрывают глаз от работы из боязни потерять хоть одну минуту. Чем более удлиняется рабочее время, тем чаще пускают надсмотрщицы в дело длинную трость».

В производстве спичек работали вообще почти только дети, и притом в самом нежном возрасте.
Подобное массовое использование детского труда, да еще при подобных условиях жизни, походило на настоящее «избиение младенцев», даже во второй половине 19 века применение детского труда было систематическим убийством детей – не многие доживали до взрослого возраста, умирая прямо на своих фабриках.

Наряду с рабочей силой детей особым спросом пользовался женский труд. Она считалась более покладистым работником, нежели мужчина. Женщина всегда находилась в особо подчиненном положении. Сотни женщин отправлялись ежедневно на фабрику (порой тратя на ходьбу несколько часов), только для того, чтобы доставить хлеб детям, у которых не было отца, или заработок которого был недостаточен, чтобы прокормить семью.

Особенно известно о тяжелой судьбе женщин, занятых в модных мастерских.
В большинстве магазинов рабочее время не было установлено, так что часто девушка не имела для сна и отдыха более 6 часов (а иногда и 2-3). Единственным пределом, положенным для их работы, является физическая невозможность держать в руке иголку. Были случаи, когда работницы в продолжении 9 дней ни разу не раздевались, растягиваясь для отдыха на несколько минут на матрасе, куда им приносили еду, нарезанную мелкими кусочками, чтобы они могли ее как можно скорее проглотить.
Работающим девушкам было в среднем 14-20 лет (смертность, смертность…).

В других отраслях производства, в которых заняты женщины, положение их было не лучше. Везде они были подавлены самыми ужасными, убийственными для здоровья условиями труда: бесконечным рабочим днем, низкой зарплатой, унизительным обращением, антисанитарией. Чахотка, тифозная лихорадка, в особенности женские болезни убивали миллионы работниц.

Дети таких женщин, если не работали сами, то вынуждены были оставаться дома. Грудные дети вынуждены голодать, когда матери на фабрике истекали молоком. «М. Г., двадцати лет, имеет двоих детей, младший еще грудной младенец, за которым ухаживает старший. Утром в пять часов она отправляется на фабрику, откуда возвращается в восемь часов. Днем молоко вытекает из ее грудей так, что платье ее насквозь мокро».

Датский романист Андерсен-Нексе описывает виденное им в Андалузии: рядом со многими женщинами стоит колыбель, где спит или играет ребенок. Бедная испанская работница не состоянии отдать свое дитя кому-нибудь на попечение и потому берет

Детство – это время, которое должно быть посвящено учебе и воспитанию, играм и прогулкам. К сожалению, во многих странах мира, в том числе и в России, многим детям приходится в раннем возрасте работать.

Трудовая деятельность для подростков строго ограничена возрастными рамками. Дети растут, они не могут переносить тяжелые физические нагрузки. Все это может негативным образом сказаться на их здоровье в будущем.

Незаконный детский труд имеет название – эксплуатация детского труда. Ст. УК РФ, регламентирующая подобного вида нарушения, вовсе отсутствует, что осложняет осуществление контроля за эксплуататорами.

В данной статье мы расскажем, что такое эксплуатация детского труда, и какие в нашей стране есть ограничения на труд подростков.

Дети – особо защищаемый объект правоотношений в любой стране . Грань между принудительной эксплуатацией и добровольной помощью ребенка очень тонкая.

Многие семьи считают в порядке вещей ситуацию, когда их ребенок наравне со взрослыми копает поля картошки или месит бетон для строительства семейного коттеджа.

У нас в стране нет законных оснований для привлечения к ответственности таких родителей . А ведь после такого детства у детей появляются то межпозвоночные грыжи, то сердечно-сосудистые отклонения.

Эксплуатация детского труда – проблема мирового масштаба. Именно поэтому ее регулирует большое число международных правовых актов и конвенций.

Борьба, прежде всего, развернута в рамках освобождения от рабства детей в бедных странах. Там дети часто трудятся на сексуальном поприще или вообще распродаются на органы.

Итак, эксплуатация детского труда недопустима на основании следующих документов:

  • Международная Конвенция по правам ребенка 1989 года. Наша страна, наряду с сотней других стран, ратифицировала данный документ. Согласно ему, страны обязаны защищать детей от эксплуатации, обеспечивать их реабилитацию.
  • Конституция РФ. Ст. 37 закона гарантирует свободу труда и право на его достойную оплату.
  • ФЗ №273 «Об образовании» запрещает привлечение ребенка к труду вне системы образования в школе.
  • Трудовой Кодекс строго регламентирует правила приема на работу несовершеннолетнего.

Среди правоведов и общественности давно говорят о необходимости закрепления эксплуатации детского труда в УК РФ.

Сейчас на 2019 год в кодексе есть только ст. 127.1 и ст. 127.2, которые регулируют процессы торговли людьми и принуждение их к рабству.

Фактически наказаниям за эксплуатацию детского труда подвергаются только недобросовестные работодатели, которые должным образом не оформляют трудовые отношения с ребенком или вовсе не удосуживаются осведомиться о его возрасте.

Ни родители, ни школы не привлекаются за такие нарушения. Их в принципе никто не контролирует.

Итак, все основные правила официального трудоустройства подростков прописаны в ТК РФ. В частности, ст. 63 ТК РФ устанавливает минимальный возраст для старта трудовой деятельности.

В России подростки могут работать с 16 лет. Это общее правило, которое имеет свои частные случаи и исключения.

Так, например, если ребенок уже закончил школу в 9 классов или продолжает дальнейшее обучение заочно или на вечерних курсах, он имеет право начать работать с 15 лет.

Право на заключение трудового договора подросток имеет с 14 лет. Но для работы в таком возрасте установлены строгие требования. Труд не должен мешать учебе, причинять вред ребенку и происходить только в свободное время в легкой форме.

Продолжительность рабочего дня также имеет свои ограничения:

  • До 16 лет – не более 24 часов в неделю;
  • С 16 до 17 лет – не более 35 часов в неделю.

Во время учебного процесса нормы продолжительности рабочего дня подростка уменьшаются ровно вдвое.

Для того, чтобы официально оформить трудовые отношения с работодателем, ребенку потребуется лишь паспорт и медицинская справка, подтверждающая его хорошее здоровье.

Подписывать договор ребенок будет самостоятельно, если ему больше 15 лет . Если же ему только 14 лет – подпись в договоре будет ответственности родителей.

В принципе, и до 14 лет ребенок может начать работать . Но для этого установлены определенные трудовые сферы и области.

Такое трудоустройство возможно только с согласия родителей или опекунов и с разрешения органов опеки.

Сам ребенок, который стремился к быстрейшему трудоустройству, не будет нести никакой ответственности, равно как и его родители, допустившие незаконный труд. Нести ответственности в такой ситуации будет только работодатель.

Итак, если работодатель официально не регистрирует трудовые отношения с подростков или допускает ошибки в это регистрации к нему может быть применена штрафная санкция.

А именно:

  • Штраф от 1000 до 5000 рублей – на должностных лиц;
  • На ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Такие меры прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ и наступают за нарушения законодательства о труде и его охране.

За каждое отдельное нарушение правил ТК РФ предусмотрено наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ.

Работодатели часто не боятся нарушать нормы ТК РФ, и эксплуатируют детский труд, обманывая подростков и не выдавая им заработную плату. Мало кто из них пойдет жаловаться на поведение компании, в которой они трудились.

Нередко дети становятся объектами сексуальной эксплуатации или рабства . Их принуждают вести половую жизнь, участвовать в съемках порнографических фильмов или заниматься проституцией.

Все это те же вариации трудовой эксплуатации, только с наличием отягчающих обстоятельств в виде насилия. Дети доверчиво вступают в непонятные им сексуальные отношения, стыдясь рассказать об этом родителям или другим людям.

Подростки дают отклик на сексуальное рабство из меркантильных интересов, ведь преступники обещают им высокий доход и тайну участия.

С такими преступлениями в нашей стране намного жестче. В УК РФ есть несколько статей, регламентирующих такую эксплуатацию.

В частности, возможны следующие варианты ответственности:

  • Торговля людьми в отношении несовершеннолетних наказывается в соответствии со ст. 127.1 УК РФ лишением свободы от 3 до 10 лет.
  • Принуждение к занятию проституцией в соответствии со ст. 240 УК РФ наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  • Создание порнофильмов с участием детей в соответствии со ст. 242.1 УК РФ наказывается лишением свободы до 10 лет.

В Международной Конвенции по правам ребенка вопросам сексуальной эксплуатации отведены ст. 34 и ст. 35.

Особо остро проблема эксплуатации детского труда стоит в странах развивающихся или в странах третьего мира.

Особенно это развито в странах Африки и Азии . Там дети с малого возраста вынуждены торговать наркотиками или круглосуточно работать, чтобы не умереть с голоду.

Эксплуатация детского труда в России – это проблема, которая полностью не решена и требует детальной проработки в законодательстве РФ.

Необходимо не только жестко регламентировать в УК РФ наказание на незаконный труд несовершеннолетних, но и проводить информационно-воспитательные беседы в российских семьях, пропагандируя свободное и счастливое детство.

Итак, сегодня я выкладываю материал, который уже давно у меня лежал. Он касается трудового вопроса, т.е. положения рабочего в Российской империи. Особое место здесь уделяется также женскому и детскому труду. Будете читать - обязательно обратите на это внимание.

Есть много интересных и показательных сравнений, так что сами все увидите.

Так что, читайте и делайте выводы...

Нижеприведенная таблица позволяет наглядно видеть, как распределяются мужской, женский и детский труд по некоторым производствам. Таблица эта относится к 1900 году и охватывает собой более полутора миллиона рабочих, из которых 80 тыс. работало на стороне:

Из каждой тысячи рабочих:

1. Обработка металлов: мужчин - 972, женщин - 28, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 11 детей.

2. Обработка питательных веществ: мужчин - 904, женщин - 96, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 14 детей.

3. Обработка дерева: мужчин - 898, женщин - 102, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 12 детей.

4. Обработка минеральных веществ (особенно стеклянное производство): мужчин - 873, женщин - 127, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 63 ребят.

5. Обработка животных продуктов: мужчин - 839, женщин - 161, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 17 детей.

6. Обработка химических веществ: мужчин - 804, женщин - 196, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 2 детей.

7. Обработка бумаги: мужчин - 743, женщин - 257, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 58 детей.

8. Обработка волокнистых веществ: мужчин - 554, женщин - 446, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 27 детей.

9. Нефтеперерабатывающие заводы: мужчин - 995, женщин - 5, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 4 детей.

10. Винокуренные: мужчин - 986, женщин - 14, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 4 детей.

11. Фруктовые, виноградные, водочные: мужчин - 937, женщин - 63, в т.ч. малолетних
обоего пола (12-15 л.) - 40 детей.

12. Пивоваренные: мужчин - 914, женщин - 86, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 15 детей.

13. Свеклосахарные: мужчин - 876, женщин - 124, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 17 детей.

14. Водочные: мужчин - 570, женщин - 430, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 23 детей.

15. Спичечные фабрики: мужчин - 518, женщин - 482, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 141 ребенок.

16. Табачные: мужчин - 322, женщин - 678, в т.ч. малолетних обоего пола (12-15 л.) - 69 детей.

«Вряд ли нужно доказывать, что собственники промышленных предприятий всячески стараются, где только можно, заменить мужской труд женским и детским, как более дешевым, и всякие экономические бедствия, обрушивающиеся на страну, несомненно, увеличивают предложение женского и детского труда, а значит ведут и к падению заработной платы. Тому же явлению способствует и политика, чрезмерно благосклонная к собственникам. С каждым годом женский и детский труд находят себе все большее и большее применение, что иначе и быть не может при той поддержке, какую находят в правительстве собственники заводов и фабрик. Это нарастание женского труда и детского, и все большая и большая замена ими труда мужского, видна из следующей таблицы:

Из каждой 1000 рабочих было:

Женщин:
На табачных фабриках: в 1895г. - 647 чел., в 1904г. - 678 чел.
На спичечных фабриках: в 1895г. - 451 чел., в 1904г. - 482 чел.
На пивоваренных заводах: в 1895г. - 24 чел., в 1904г. - 86 чел.

Детей:
На табачных фабриках: в 1895г. - 91 чел., в 1904г. - 69 чел.
На спичечных фабриках: в 1895г. - 105 чел., в 1904г. - 141 чел.
На пивоваренных заводах: в 1895г. - 4 чел., в 1904г. - 14 чел.

Из этого видно, что применение женского труда возросло во всех трех производствах, указанных выше, а труд детей - на спичечных фабриках и пивоваренных заводах. Интересно, что даже среди малолетних, девочки по немногу вытесняют мальчиков, т.к. и здесь их труд оплачивается дешевле, чем труд этих последних. Например, в 1895г. на спичечных фабриках на каждую тысячу малолетних рабочих приходилось 426 девочек и 574 мальчика, а в 1904г. уже 449 девочек и 551 мальчик. Еще больше возросло число работниц-девочек на табачных фабриках за этот же промежуток времени (с 511 до 648 в каждой тысяче). Появились работницы-девочки и на сахарных заводах, где их раньше вовсе не было (с 0 до 26 на каждую тысячу). Цифры эти говорят сами за себя»

А теперь давайте оценим, как же в Российской империи оплачивался труд рабочего вообще и детский труд в частности. Возьмем обычного чернорабочего. По данным Вашингтонского бюро труда 1904 г., средний заработок чернорабочего в месяц равнялся:

В Соединенных Штатах - 71руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
В Англии - 41руб. (при 52,5 рабочих часах в неделю);
В Германии - 31руб. (при 56 рабочих часах в неделю);
Во Франции - 43 руб. (при 60 рабочих часах в неделю);
В России - от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 рабочих часах в неделю).

Еще яснее видна громадная разница в размере средней заработной платы в России и за границей из следующей таблицы д-ра Е.Дементьева, который сопоставляет в ней средние месячные заработки в Московской губернии, в Англии и в Америке в рублях (для всех без исключения производств):

a) Московская губ.: мужч. - 14,16 руб., женщ. - 10,35 руб., подросток - 7,27 руб., малолетка - 5,08 руб.

б) Англия: мужч. - 21,12 руб., женщ. - 18,59 руб., подросток - 13,32 руб., малолетка - 4,33 руб.

б) Массачузетс: мужч. - 65,46 руб., женщ. - 33,62 руб., подросток - 28,15 руб., малолетка - 21,04 руб.

Сведения эти относятся к 80-м годам, но от этого их сравнительное значение не уменьшается, т.к. заработная плата повысилась, и в Англии, и в Америке, и в России с 1880 по 1912 гг., к тому же в пропорции, еще менее благоприятной для русского рабочего. Как известно, под давлением экономических и иных неурядиц, заставляющих население работать и за скудное вознаграждение, заработная плата русских рабочих, лишенных почти всякой возможности бороться мирными средствами за ее повышение, проявляет относительно малую склонность к повышению. Цены же на рабочие руки в Англии и Америке растут из года в год. Таким образом, и без того значительная разница в заработке, отмеченная Е. Дементьевым, в настоящее время стала еще значительнее.

«Заработная плата, констатировал в свое время Е. Дементьев, как по отдельным производствам, так и в средних величинах для всех, без различия, производств, в Англии, а в особенности в Америке, превосходит русскую вдвое, втрое, даже впятеро». Месячная выработка каждого рабочего без различия пола и возраста, в среднем, выше чем у нас: в Англии - в 2,25 раза, в Америке же в 4,8 раза. Выражая ее в рублях находим:

Месячный заработок в:
Московской губ. - 11 руб. 89 коп.
Англии - 26 руб. 64 коп.,
Массачузетс - 56 руб. 97 коп.

В Англии мужчины получают в 2,8 раза больше, чем у нас, женщины в 1,1 раза, подростки - в 1,2 раза. В Массачузетсе мужчины получают в 4 раза больше, чем у нас, женщины в 2,5 раза, подростки - в 3,2 раза.

Новейшие данные дают следующую сравнительную таблицу средних заработков для рабочих трех категорий механического производства, если принять за 100 заработную плату английских рабочих:

Слесаря и токаря:
Англия - 100, Германия - 90,6, Бельгия - 67,3, С-Петербург - 61,5
Чернорабочего:
Англия - 100, Германия - 100, Бельгия - 73,0, С-Петербург - 50,2
Средний бюджет рабочей семьи у нас и за границей (в рублях):
Англия - 936 грн.;
Соединенные Штаты - 1300 грн.;
Германия - 707 грн.;
Европейская Россия - 350 грн.;
С.-Петербург - 440 грн.
(продолжение следует...)

Но сравнение заработной платы по ее абсолютным размерам еще мало говорит о положении русского рабочего. Для большей ясности картины необходимо сравнить заработную плату и ее изменения, с течением времени, с ценами на главные предметы потребления и с колебаниями этих цен.

Фабричными инспекторами собраны данные, охватывающие около 1.200.000 рабочих. По этим данным годовой заработок рабочих изменялся за 1900-1909 г.г. следующим образом:

1900 г. - 194 руб.;
1901 г. - 202,9 руб.;
1902 г. - 202,4 руб.;
1903 г. - 217 руб.;
1904 г. - 213,9 руб.;
1905 г. - 205,5 руб.;
1906 г. - 231,68 руб.;
1907 г. - 241,4 руб.;
1908 г. - 244,7 руб.;
1909 г. - 238,6 руб.

Заработная плата за 1990-1909 гг. выросла на 23%. Как будто бы выходит, что положение изменилось за это время для рабочих в значительно лучшую сторону. Но это не совсем так.

Обратим внимание, прежде всего, на те группы товаров, в которые входят предметы продовольствия. В таком случае оказывается, что:

Хлебные продукты возросли за 1900-1909 гг. на 36,1%;
- животные продукты возросли за 1900-1909 гг. на 30%;
- масличные продукты возросли за 1900-1909 гг. на 21,2%.

За эти же годы группа бакалейных товаров возросла на 1,5%, а прядильных (предметы одежды) - на 11,3%.

Вышеприведенные данные показывают возрастание цен ОПТОВЫХ! Розничные цены выросли еще больше!

Для сравнения:

В Англии розничные (!) цены на 23 съестных продукта за 1900-1908 гг. возросли на
8,4%;
- в С.-Штатах оптовые цены на съестные припасы за 1900-1908 гг. возросли на 19%;
- в Германии цены возросли за 1900-1908 гг. на 11%.

(Финн-Енотаевский, Цит. Соч. стр. 380-381)

Вышеприведенная таблица по зарплате русских рабочих 1900-1909 г.г. констатирует один очень интересный факт. Дело в том, что повышение расценок заработной платы происходило главным образом в 1905-1907 гг. Таблица показывает, что годовая заработная плата в 1905 году ниже, чем в 1904 г. и 1903 г. Почему так? Объясняется это тем, что именно в 1905 г. вследствие одних только стачек рабочими было потеряно 23 млн. 600 тыс. рабочих дней.

Кроме того, вследствие закрытия многих фабрик, происходили массовые увольнения рабочих. Действовал также и общий промышленный кризис.

В 1906 г. число стачек сократилось, но рабочие все же потеряли и в этом году 5 млн. 500 тыс. рабочих дней. В 1907 г. было потеряно дней еще меньше, - всего лишь 2 млн. 400 тыс. Благодаря этому, в 1906-1907 гг. средний годовой заработок показывает повышение. Но в эти 2 года уже пошли сильно в ход локауты, и за забастовочные дни уже не платили, особенно в 1907 г. Кроме того, со второй половины 1907 г. начался поворот, и чаша весов склонилась на сторону предпринимателей. Результат был тот, что в то время, как заработная плата за 1904-1907 гг. возросла на 12,9%, все товары возросли на 18,7%, хлебные продукты - на 37,2%, животные на 21,9%, прядильные на 9,2%, а только бакалейные сократились на 1,4%...

На самый ужас пролетарского существования особенно ярко иллюстрируется той безработицей, при которой человек работоспособный, бодрый, крепкий и сильный, оказывается и чувствует себя ненужным никому и ничему и словно теряет свое право на существование, превращается, помимо его собственной воли и желания, в непроизводительного дармоеда.

Вряд ли нужно доказывать, да и вряд ли можно доказать общими цифрами, что где-то тут же, около нас, каждый день, каждую секунду многие тысячи, если не сотни тысяч людей находятся в таком «безработном состоянии», и каждый кризис, общий или частный, увеличивает их число, иной раз, до громадных размеров.

Такие кризисы были, например, в 1900-1902 гг, в 1903 г. они несколько сгладились, в 1904 г. обострились снова. Рядом с кризисами надо поставить локауты, закрытие фабрик, поголовные увольнения, о размерах которых можно судить, например, по тому, что в 1905 г. в одних только столицах было уволено и переведено в состояние безработных и ненужных более 170 тыс. человек. Особенно увеличилась безработица в 1906 г. после
московского восстания, когда во всех больших городах безработных насчитывалось десятками тысяч:

В Одессе - 12 тыс. 375 чел;
- в Лодзи - 18 тыс. чел.;
- в Туле - 10 тыс. чел.;
- в Полтаве - 1 тыс. чел.;
- в Ростове на Дону - 5 тыс. чел.;
- в Москве на одном Хитровом рынке - 10 тыс. чел.;
- в Петербурге - 55 тыс. чел.

В 1907-1911 гг. число их было не меньше, а даже больше во многих местах. В настоящее время, при наплыве обезземеленных и голодающих крестьян в города, число безработных неизмеримо больше. Наиболее яркое свое выражение безработица находит, несомненно, в статистике самоубийств среди рабочего населения. Так, например, в одном только Петербурге в 1904 г. Городская Управа констатировала 115 случаев самоубийств от безработицы, в 1905 г. - 94, в 1906 г. - 190, в 1907 г. - 310.

С 1907 г. по 1911 г. эта цифра, с небольшими колебаниями, все шла и идет в гору, как бы доказывая, что настоящему пролетарию, отбившемуся от земли, нет другого выхода при современном укладе жизни, кроме могилы…

Источник - Н.А. Рубакин «Россия в цифрах» (С-Петербург, издание 1912 года)

Гуманитарный университет профсоюзов

Факультет конфликтологии

Реферат
по дисциплине «Профсоюзное движение»

«Детский труд»

Выполнила: Студентка 1 курса
Факультета конфликтологии
1 группа
Андреева Дарья Андреевна(1)

Преподаватель: Лобок. Д. В.

Санкт-Петербург
2013 г.
Введение

Детский труд остается серьезной проблемой в сегодняшнем мире. По данным Международной Организации Труда (МОТ) 215 млн. работающих детей в мире заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни.
Проблема детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психо- социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.
Детский труд встречается практически во всех производственных и непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки».
Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование, продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков).

1. Что такое детский труд
Понятие
Детский труд - любая работа, которая по своим условиям или обстоятельствам ее выполнения наносит вред здоровью, физическому, умственному или нравственному развитию ребенка, или препятствует получению образования.
Понятие «детский труд» включает в себя как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу и деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью или причинением вреда.
Под детским трудом понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка и запрещено международным и национальным законодательствами. Это такой труд, который лишает детей возможности учиться в школе, либо заставляет их, помимо школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, которая закрепощает их и отрывает от семьи.
Необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:
- в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
- лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
- они не имеют возможности ходить в школу;
- они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.
В своих экстремальных формах детский труд – это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.
«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.
Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут

Наихудшие формы детского труда (НФДТ)

Все формы рабства или практика, сходная с рабством:
- продажа детей и торговля ими;
- долговая кабала и крепостная зависимость;
- принудительный или обязательный труд;
- принудительная или обязательная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий проституцией;
- производство порнографических снимков;
- участие в порнографических представлениях;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий противоправной деятельностью
- для производства и продажи наркотиков.

Работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

В ПОНЯТИЕ НФДТ НЕ ВХОДИТ:
- выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования;
- помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле;
- зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул способами и методами, которые:
- не нанесут вред физическому или психическому здоровью;
- не связанными с противоправными действиями;
- не занимающие продолжительное время в течение дня;
- не связанные с опасностью для жизни и здоровья, нравственными устоями;
- профессиональная ориентация и трудовое обучение в школе, лицее и колледже, училище, практика на предприятии или в организации с целью получения профессиональных навыков - все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Причины детского труда

Дети работают потому, что от этого зависит их собственное выживание и выживание их семей, а зачастую еще и потому, что беспринципные взрослые пользуются их слабостью и незащищенностью в своих целях. Детский труд также связан со слабой развитостью государственных систем образования, и имеет корни в культурных и социальных представлениях и традициях.
Нищета безусловно является основной причиной, заставляющей детей работать. Доход, полученный от работы ребенка оказывается важнейшим фактором выживания самого ребенка или его семьи.
Широко распространенные мнения, а также местные традиции и обычаи (даже если они имеют в своей основе благие намерения) также играют важную роль. Например:
мнение о том, что труд благоприятно сказывается на формировании характера и развитии навыков детей;
традиция преемственности, то есть наследования детьми профессии их родителей, причем в таких случаях детей еще в раннем возрасте заставляют обучаться данной профессии и применять на практике полученные знания и навыке;
традиции, толкающие неимущие семьи занимать крупные денежные суммы для организации праздников и религиозных обрядов и полагаться на труд своих детей для возврата таких долгов. Явление крепостного труда, признаваемого одним из видов наихудших форм детского труда, по-прежнему широко распространен, в основном, в связи с незащищенностью бедных семей от подобного социального давления;
широко распространенное убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, что приводит к тому, что их забирают из школы в раннем возрасте и заставляют выполнять работу по дому или продают в услужение или в заведения сферы сексуальных услуг.
детский труд может настолько глубоко корениться в местных традициях и обычаях, что ни родители, ни сами дети не сознают, что детский труд противоречит интересам самих детей и является незаконным;
дети из больших семей имеют больше шансов оказаться на работе, чем дети из семей малочисленных, так как доходов родителей недостаточно для содержания большой семьи.
Доступность и качество школьного образования входит в число наиболее важных факторов:
во многих сообществах отсутствуют необходимые условия для обеспечения школьного образования;
даже там, где школы существуют, образование зачастую не рассматривается ни детьми, ни их родителями в качестве достойной альтернативы работе. Многие семьи просто не могут позволить себе отдать ребенка в школу. Даже если занятия в школе бесплатны, семья несет издержки в виде потерянного заработка, так как ребенок ходит в школу, а не на работу;
образование, обеспечиваемое в школах, зачастую не является качественным и/или рассматривается родителями и самими детьми как не соответствующее местным потребностям и условиям;
не удивительно, таким образом, что посещение детьми школы зачастую просто считается бесполезным;
преобладает мнение, что девочка лучше подготовится ко взрослой жизни, если она будет работать, а не учиться;
в результате вышеописанных факторов огромное число детей рано попадают на рынок неквалифицированной рабочей силы. Зачастую они неграмотны и остаются таковыми на протяжении всей своей жизни; у них также нет базового образования, которое могло бы помочь им развить необходимые навыки и дать возможность достойно жить и работать в будущем.
Крайне важным фактором также являются сами семьи. Огромное число детей бесплатно работают на семейных предприятиях (на фермах, на предприятиях частного сектора и т.д.), которые полностью зависят от труда членов семьи. Множество национальных законов и нормативных актов, а также такие международные нормы, как Конвенция МОТ № 138 допускают исключения в таких случаях. Однако, даже работая на семейных предприятиях, дети здоровье и безопасность детей может подвергаться серьезному риску.
При этом определение проблемы следует начать с того, что признать ее сложность и многогранность. Законодательные органы и власти должны избегать упрощенных объяснений причин детского труда.
Например:
существует распространенное мнение о том, что для борьбы с детским трудом ничего нельзя сделать – детский труд является результатом и проявлением бедности и может быть искоренен только после искоренения самой бедности;
в соответствии с другим сложившимся убеждением, детский труд существует только из-за беспринципных взрослых, эксплуатирующих детей ради получения быстрой прибыли и бесчестным путем заработанного преимущест ва перед конкурентами. Единственное, что необходимо сделать, согласно данному убеждению, это привлечь нарушителей к ответственности и отправить детей обратно в школу, где им и место.
В основе скорейшего искоренения наихудших форм детского труда в должно лежать законодательство, провозглашающее полное искоренение детского труда в качестве конечной цели политики государства, а также недвусмысленно определяет и запрещает наихудшие формы детского труда в приоритетном порядке. Такое законодательство должно также предусматривать адекватные санкции в отношении нарушителей и соответствующую компенсацию жертвам нарушений, и такое законодательство должно неукоснительно и беспристрастно применяться.
Совокупность этих причин ведет к тому, что даже там, где детский труд объявлен незаконным, он продолжает существовать и воспринимается как естественное явление, причем обычно он незаметен для стороннего наблюдателя. Часто детский труд окружен стеной молчания, безразличия и социальной апатии. Но эта стена уже начинает рушиться. Процесс глобализации и развитие современных средств коммуникации сделали страдания работающих детей одним из основных вопросов на повестке дня мирового сообщества.
Постоянно растущая обеспокоенность международного сообщества проблемой детского труда, выразившаяся в тех или иных событиях, явилась результатом следующего:
Тенденции либерализации течения торговли и капитала. Все громче стали высказываться требования о запрещении использования детского труда в борьбе за место на мировом рынке.
Большей прозрачности в мировой экономике и упразднении объединений государств после окончания Холодной войны.
Отказа потребителей покупать товары, если при их производстве, в частности, использовался детский труд; и
Придания гласности фактов коммерческой сексуальной эксплуатации детей, и особенно вовлечения детей в проституцию, порнографию и секс-туризм.
В свою очередь это привело к более полному пониманию причин детского труда; осознанию того, что основными причинами являются бедность, отсутствие образования или его низкий уровень, а также социально-культурное устройство и традиции. Детский труд нельзя искоренить посредством принятия какого-то закона. Это цель, достижение которой потребует времени. Однако существуют такие виды детского труда, с которыми необходимо покончить немедленно.
Таким образом, в 1990-х годах было принято решение, что приоритетным направлением искоренения детского труда является искоренение его наихудших форм, что с ними необходимо покончить как можно скорее, для чего следует разработать и осуществ ить согласованные программы действий на национальном и международном уровнях.

Работодатели, использующие детский труд.

Наиболее часто данный факт объясняется тем, что, по сравнению со взрослым, детский труд гораздо дешевле и, кроме того, как часто утверждается, дети физически могут выполнять некоторые виды работ лучше, чем взрослые. Некоторые отрасли промышленности, как говорят работодатели, полностью зависят именно от детского труда. Такие аргументы вызывают особое беспокойство, потому что процесс глобализации, а также повышенная конкуренция на мировом рынке в области определенных товаров еще более расширят масштабы детского труда и ухудшат ситуацию в данной области. В то же время, если согласиться с этими доводами, глобализация приведет к повышению риска эксплуатации детей, поскольку их работодатели будут стремиться достичь конкурентного преимущества на мировых рынках. Насколько данным аргументам можно доверять?
Результаты серьезных исследований доказывают, что детский труд не является незаменимым для развития и жизнеспособности ни одной из существующих отраслей промышленности.
Исследования, проведенные на отдельных предприятиях, использующих труд большого количества детей, породили большие сомнения в достоверности аргумента о том, что дети физически лучше приспособлены для выполнения некоторых видов работ. Практически все виды работ, осуществляемые детьми, также успешно выполняются и взрослыми. Даже в ручном плетении ковров – занятии, в котором детский труд считается незаменимым – было выявлено, что дети не более умелы, чем взрослые, а самые искусно выполненные ковры были сплетены взрослыми женщинами.
В ходе исследований, проводившихся на предприятиях по производству ковров и украшений в Индии, также было выяснено, что, в качестве составляющей конечной цены экспортируемых заказчику ковров или украшений, экономия затрат на рабочей силе, достигнутая за счет использования труда детей, крайне мала. Производители могли либо отнести дополнительные издержки, понесенные за счет найма на работу только взрослых, в разряд операционных, либо компенсировать их путем повышения цены изделий, не подвергая риску жизнеспособность своих предприятий.
Если вышеупомянутый аргумент не оправдывается на производствах, традиционно во многом полагавшихся на детский труд, таких как производство ковров, какое экономическое оправдание можно найти для использования детского труда на любом другом производстве?
Таким образом, оказывается, что главная причина использования детского труда, вовсе не связана с экономической эффективностью. Детьми проще управлять, чем взрослыми – хотя они и обладают меньшими навыками, они в меньшей степени осознают свои права, доставляют меньше хлопот, меньше жалуются и более приспосабливаемы – и, в конечном итоге, ими легче всего пожертвовать в случае возникновения каких-либо сложностей.
Для многих работодателей дети представляют собой резерв нерегулярной рабочей силы, которую можно нанимать и увольнять по своему желанию. Если труд детей нелегален, ни они сами, ни их родители, скорее всего, не пожалуются властям из-за страха потерять даже тот скудный заработок, который дети приносят своим семьям. Кроме того, некоторые работодатели искренне считают, что они оказывают услугу нанятым ими детям, предоставляя им возможность работать и получать зарплату. Таким образом, объявление детского труда незаконным может в некоторых случаях привести к обратному эффекту – лишению работающих детей большой части защиты, которая обеспечивается взрослым посредством трудового законодательства. Это еще раз подчеркивает идею о том, что простое запрещение детского труда не принесет позитивного результата. Простые запреты в отношении детского труда не приводят к успеху, если они не сопровождаются целым рядом иных мер.

Анализ ситуации в Москве.
Главным аргументом по мнению некоторых работодателей в пользу детского труда, является тот факт, что дети начинают ценить деньги, поскольку добывают они их своим трудом. Дети получают собственный доход не за счет попрошайничества или воровства, а за свою работу, и это главное – так считают более двух третей опрошенных работодателей (69,1%). Тем самым, говорят работодатели, прививается трудолюбие, дети приучаются работать, а не бездельничать (45,7%). К тому же они постоянно находятся под присмотром взрослых, что тоже немаловажно. Последний аргумент приводит треть опрошенных работодателей (34,6%).
Таким образом, в отдельных случаях одной из причин существования детского труда является совпадение интересов, как работающих детей, так и работодателей. Дети получают необходимые им средства к существованию, а работодатель – дешевую рабочую силу, а в дополнение к этому еще и моральное удовлетворение от того, что им была оказана помощь нуждающимся детям.

2. Рабство и эксплуатация детей в мире.

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития.
С помощью детского и рабского труда в мире производится около 120 видов товаров. Жертвы этой индустрии - минимум 12 млн человек из 59 стран. Около 352 млн детей в мире в возрасте от 5 до 17 лет работают. Такие данные содержатся в докладе Международной организации труда (МОТ) «Будущее без детского труда». По данным МОТ, около 246 млн детей заняты трудовой деятельностью, которая должна быть исключена. Из них около 179 млн вовлечено в наихудшие формы детского труда, среди которых - рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве. По оценкам правительства РФ, в России работает до 1 млн детей. Из них, по данным МОТ, 50 тысяч - в Москве, 16 тыс. - в Санкт-Петербурге. Детская проституция в Москве достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находятся более 50 тысяч детей, возраст которых колеблется от 3 (!!!) до 14 лет. По данным на 2008 год в Дагестане процветает детская проституция.
В Украине процветает детская проституция, а торговля детьми является гигантской проблемой и суровой реальностью. Такие выводы обнародовал в своем докладе согласно резальтатам экскурсии Украины в последних числах октября 2006 года специальный докладчик ООН по вопросу о торговле детьми.
В Киргизии IWPR в 2004 году нашли сеть борделей и детскую проституцию на улицах.
Чешские органы власти в 2001 году заявили, что в Чехии существует детская проституция.
Детский рабский труд в Китае. Выявлен в 2007 году на нелегальных угольных шахтах и кирпичных заводах в провинции Шаньси. Дети попадают туда разными путями: их похищают, продают, заманивают обманом. Их заставляют работать по 18-19 часов в сутки. Возраст детей 8-13 лет.
Кот-д’Ивуар является основным производителем какао-бобов в мире. По заявлению ряда международных правозащитных групп, на плантациях там используется рабский труд детей. В частности компания Cargill Inc. В «Каргилле» запрещена эксплуатация детского труда - официальный рабочий возраст 18 лет. Однако этот закон игнорируют. Шоколадная индустрия, правительства и организации по защите гражданских прав создали международную кампанию, направленную на решение проблемы, однако детский труд по-прежнему эксплуатируют. Крупные компании вроде «Каргилла» не владеют плантациями, так что официально они не нанимают работников. Они просто скупают бобы какао у рабочих. И всё же борцы за права человека говорят, что ответственность за улучшение условий труда лежит как раз на подобных компаниях. Шоколад с этикеткой fair trade производится без применения рабского труда.
Корпорация Nike используют детский рабский труд.
По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), компания Monsanto использует детский труд. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тыс. детей. Многие дети умерли или получили серьёзные заболевания в результате воздействия пестицидов. Ежегодная прибыль Monsanto составляет $5,4 миллиарда.
Nestle - компания обвиняется в использовании детского труда, нарушении прав рабочих, агрессивном продвижении вредных для здоровья продуктов, нарушение законов в области здравоохранения и охраны окружающей среды. Именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. Более 40 % какао бобов произрастают в Береге Слоновой Кости (Африка), по оценкам Госдепартамента США, в этой стране на какао плантациях в жутких условиях работают около 109 тысяч детей. Какао фермы были признаны самой худшей в мире формой детского труда. В 2001 г. канадское отделение организации «Save the Children» сообщило о том, что 15 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет (многие из которых - голодающие дети из Мали) были обманным путем доставлены или проданы в рабство всего за $30 какао фермам Западной Африки. Прошлым летом Международный фонд прав трудящихся подали иск против Nestle и нескольких её поставщиков от имени бывших детей-рабов, работавших на эти компании.
Детский труд в Узбекистане. Каждую осень дети в Узбекистане вынуждены работать по сбору хлопкового урожая за небольшую плату. Немецкие компании входят в число тех, которые получают прибыль от такого рода нарушений прав человека. Stadtlander оказывает пособничество и подстрекает к нарушениям прав человека. Хорошие отношения Stadtlander с Узбекистаном полностью соответствуют политике немецкого правительства. «Новое партнёрство» соединяет Германию с президентом Каримовым, и немецкие солдаты направляются в Афганистан из немецкой военной базы в Узбекистане. Немецкие банки также получают прибыль от хлопковой торговли. Одним из них является частично принадлежащий государству Commerzbank, у которого есть офис в Ташкенте. Банк был вовлечен в финансирование хлопковых сделок для европейских клиентов в Узбекистане «в течение многих лет». Deutsche Bank также финансирует соглашения с Узбекистаном. Дистрибьюторы, наподобие C&A и Wal-Mart в настоящее время пытаются не иметь дело с одеждой, которая содержит хлопок из Узбекистана. Но трудно проследить путь узбекского хлопка, который дилеры смешивают с хлопком из других стран. В 2010 году Британский Фонд экологической справедливости (Environmental Justice Foundation, EJF) выпустил доклад, посвященный практике масштабного использования в Узбекистане принудительного детского труда под названием «Рабская нация». Хлопковая индустрия Узбекистана по мнению эксперта EJF, является современной формой рабства, масштабы которого нельзя сравнить даже с тем, что происходит в других похожих на Узбекистан закрытых и репрессивных странах мира.
В Казахстане школьников вместо учёбы незаконно заставляют собирать хлопок. За детский труд взрослые платят копейки, абсолютно не заботясь об их безопасности.

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены:

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных ценностей);
Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за посещаемостью школьников, снижение доступности образования);
Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия, скаутское движение);
Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;
Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд.
Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда.
Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за выживание.
Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с социально- экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того, специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда – делает возможным использование труда детей.
Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную рабочую силу.

3. Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК)

Международная Программа по искоренению детского труда - ИПЕК (IPEC, International Programme on the Elimination of Child Labour) основана в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом. Правительство Германии стало первым спонсором этой программы, в которой сначала участвовали шесть государств. Сегодня ИПЕК оказывает поддержку по осуществлению программы в более чем 80 странах, и работает в нескольких направлениях, а именно:
внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда;
проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ;
проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводящихся в данной сфере на региональном и международном уровнях.
Политическая воля
и т.д.................



Рассказать друзьям