Номинация «Детский проект в начальной школе»
На конкурс представлен проект на тему «Сказка своими руками». Актуальность проекта определяется повышением самостоятельности младших школьников в учебной и повседневной деятельности, развития их фантазии и творчества.
Предпринята попытка самостоятельно изготовить макет по сюжету любимой сказки и разработать технологическую карту изготовления макета для дальнейшего использования в работе другими учащимися. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.
Тип проекта - творческий.В процессе работы автор продумывает композицию макета, находит в литературе и интернет-источниках технологию изготовления необходимых атрибутов. В результате исследования автор доказывает, что благодаря своему упорству и старанию можно не только изготовить новый атрибут для игры, но и повысить уровень своего мастерства в любимом деле.
Работа может быть интересна учителям технологии, начальных классов, детей и их родителей.
Я очень люблю сказку «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка. В книге по этой сказке яркие и красивые иллюстрации. Рассматривая в очередной раз книгу, мне захотелось проиграть эту сказку. Подходящих игрушек у меня нет. И тут мне пришла в голову замечательная мысль. А что если я сделаю сказку своими руками? Но как?
Прежде надо подумать, что я умею делать. Я хожу в кружок «Конструирование» и дома в свободное время делаю фигурки из бисера. Значит, бисер и будет основным материалом моей работы.
Проблема: можно ли сделать атрибуты для игры по книге самому?
Цель проекта: создание макета - иллюстрации по сказке «Серая шейка».
Объект исследования: макет сказки.
Предмет исследования: фигурки из бисера.
Гипотеза: если приложить максимум упорства и трудолюбия, можно создать красивый атрибут для игры.
Перед собой я поставил следующие задачи:
- Внимательно перечитать сказку.
- Выбрать сюжет, по которому я буду делать макет.
- Разработать композицию макета.
- Создать макет.
Этапы проектной деятельности:
- Чтение сказки «Серая шейка» и придумывание композиции макета.
- Творческая работа по созданию элементов макета.
- Оформление результатов в виде макета.
Мои вы-воды:
- Иллюстрировать сказку самому не сложно, если знаешь, что будешь делать, из чего делать и как делать.
- Я могу играть в свою любимую сказку.
- Таких атрибутов для игры нет ни у кого, кроме меня.
Приложение. Творческий проект «Сказка своими руками».
Темлянцев Владимир, 8 лет, ученик 2 «А» класса МБОУ «СОШ №5», г. Усинск, Республика Коми. Интересы: конструирование, вокал, английский язык. Участник конкурса «Золотое рукоделие – 2013». Работу прислал мама: Темлянцева Эльмира Ханифовна воспитатель 1 категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад», г. Усинск, Республика Коми.
Вид проекта: краткосрочный для детей 2 младшей группы.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: отсутствие интереса у детей к художественной литературе.
Обоснование проблемы:
- недостаточно времени уделяется чтению детской литературы в домашних условиях
- непонимание родителями значения чтения народных сказок в воспитании ребенка
- интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
Цель проекта:
Развитие речи детей. Закрепление и систематизация знаний детей о сказках. Повышение интереса родителей к чтению художественной литературы.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
создать необходимые условия для знакомства со сказками;
развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;
работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей;
формировать умение пересказывать сказки.
2. Развивающие:
развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
3. Воспитательные:
воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям;
пробуждать интерес к сказкам.
Предполагаемый результат:
- получение дополнительных знаний о сказках;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- организация выставки рисунков «В гостях у сказки» ;
- изготовление книжек своими руками;
- развитие детского художественного творчества.
Выполнение проекта.
В работе с детьми:
- обыгрывание сказки «Теремок» , используя маски.
- подбор художественной литературы
- чтение разных сказок
- беседы о сказках
- пересказ прочитанных сказок и их инсценировка
- рассматривание иллюстраций художников к сказкам
- загадки о сказках и их героях
- выставка «Моя любимая книга»
- слушание художественных произведений в аудиозаписи
- разучивание присказок, стихов о сказочных героях
- подбор дидактических игр: «Собери сказку из частей» , «Выложи по порядку» , «Какого отрывка не хватает?» , «Кто тут лишний?» , «Из какой сказки?»
- сюжетно-ролевые и подвижные игры
- показ настольного театра
- инсценирование сказки в музыкальном сопровождении
- музыкальная игра
- составление из геометрической мозаики героев сказки
- лепка: «Угощение для героев сказки» .
- рисование: раскрашивание раскрасок по сказке.
В работе с родителями:
- помощь в оформлении группы
- выставка рисунков «По страницам сказки «Теремок»
- консультации для родителей: «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» , «Театр дома»
- анкеты для родителей: «Сказка, в жизни Вашего ребенка»
- консультирование родителей по организации домашней библиотеки
- помощь в определении круга детского чтения
- индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения.
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
- привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра по сказке
- создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.
Результат проекта:
Проект «В гостях у сказки «Теремок» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи:
- Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности
- У детей появился интерес к играм, драматизациям
- Обогатился театрализованный опыт детей
- Воспитали в детях доброту, положительные эмоции, чувство взаимопомощи, дружеское отношение друг к другу
- у детей возрос интерес к чтению художественной литературы
- дети познакомились со сказкой
- дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям
- малыши научились отображать прочитанное в творческих работах
- увеличилось число родителей, читающих детям вслух
- чтение художественной литературы занимает одно из первых мест в семейном досуге.
Ляпина Марина Анатольевна
Воспитатель, МБДОУ № 1 д/с "Солнышко", Сахалинская обл., г. Холмск
Ляпина М.А. Проект "Как мы играли в сказку "Теремок" // Совушка. 2017. N3(9)..07.2019).
Заказ № 34909
«Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем -
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!»
Сказка - это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях. Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке открывается мир человеческих чувств и взаимоотношений, сказка утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Основная задача развития речи детей - овладение нормами и правилами родного для них языка. Сказки таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.
Сказка «Теремок». У этой сказки много вариантов. Вместо теремка может быть и варежка, и кувшин, и грибок. Герои этих сказок тоже разные. Но суть во всех сказках одинакова и учат они одному.
«Теремок - это сказка, в которой оказались все вместе в одном домике самые разные звери: как безобидный заяц, так и хитрая лиса и алчный волк, которые во многих сказках как раз-то гоняются за зайчиком, чтобы полакомиться им. Все звери в этой сказке добрые и отзывчивые. Они никому не отказали в крыше над головой. И о чудо! Маленький теремок оказался вдруг очень вместительным!» Детям вообще полезно читать так называемые сказки-цепочки. В таких сказках надо внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой. А учит сказка простым житейским мудростям. Надо быть гостеприимным и дружелюбным. Чтобы лучше это понять был разработан проект «Как мы играли в сказку «Теремок».
Участники проекта:
- Дети старшей логопедической группы «Капельки»: участвуют в разных видах деятельности (коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора, игровой, изобразительной, музыкальной, двигательной).
- Педагоги: организуют деятельность детей.
- Родители: участвуют в совместной деятельности.
Тип проекта: Информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: Краткосрочный, 1 неделя.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная).
Цель проекта:
- Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей в процессе знакомства с русской народной сказкой «Теремок».
- Расширение знаний детей о жизни диких животных в природе.
Задачи проекта:
Дети:
- Способствовать формированию интереса к сказке «Теремок»;
- Развивать у детей творческие способности, изобразительные навыки и умения;
- Сформировать интерес к живой природе, воспитывать бережное отношение к живой природе, желание узнать о жизни диких животных;
- Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;
- Развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, речевую активность, обогащать словарный запас;
- Сформировать желание быть похожими на положительных героев сказки.
Родители:
- Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через консультации, информацию на сайте МБДОУ;
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую работу;
- Заинтересовать родителей жизнью группы.
Педагоги:
- Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
- Чему учит сказка «Теремок»?
- Откуда у персонажей сказки такие разные прозвища?
- Где и как живут дикие животные? (мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; их внешний вид, повадки, место обитания).
Планируемый результат:
- Развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
- Развитие интереса к сказке «Теремок»;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- Совершенствование связной речи детей.
Для поисков ответов надо:
- Прочитать сказку «Теремок» в разных вариантах: «Кувшин», «Рукавичка», «Грибок» и др.
- Подобрать пословицы к русской народной сказке «Теремок».
- Найти ответ на вопрос «Чему же учит сказка «Теремок»?
- Собрать материалы о диких животных, о месте их обитания.
Этапы проекта.
- Этап - Подготовительный (разработка проекта):
- Определение проблемы.
- Постановка цели и задач.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Чтение разных вариантов сказки «Теремок».
- Пересказ прочитанных сказок.
- Подбор и разучивание пословиц к сказке «Теремок».
- Рассматривание иллюстраций художников к сказке «Теремок».
- Раскрашивание, вырезание фигурок персонажей сказки, создание коллажа.
- Беседы о диких животных.
- Театрализация сказки «Теремок».
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
- Совместное творчество родителей и детей (рисование иллюстраций к сказке).
- Чтение сказок с детьми.
- Этап - Практический (организация познавательной деятельности детей)
- Провести цикл познавательных мероприятий.
- Работа со сказкой «Теремок».
- НОД с использованием ИКТ.
- Чтение художественной литературы о животных; просмотр мультфильмов; рисование фигурок героев сказки; дидактические игры, игры-драматизации, игры с фигурками пальчикового и магнитного театра.
- Совместная деятельность дома.
- Консультации для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Сказкотерапия».
- Этап - подведение итогов
- Презентация результатов.
- Создание Коллажа «Стоит в поле Теремок».
- Драматизация сказки «Теремок».
Мероприятия |
|
1 этап: подготовительный |
|
2 этап: практический |
Познавательное развитие НОД «Дикие животные» - формировать представление о жизни животных в лесу, воспитывать любовь к животным. Беседа с детьми «Откуда у персонажей сказки такие прозвища» (мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка, волчок - серый бочок и т.д.) Просмотр презентаций: - «Лесные домики» - «Как звери к зиме готовятся»; «Дикие животные весной» Речевое развитие НОД «Пересказ русской народной сказки «Теремок» - развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантомимическую выразительность, закрепить знание содержание сказки; познакомить с пословицами о дружбе. Художественно-эстетическое развитие Рассматривание детьми иллюстраций к сказке «Теремок». Лепка «Мой любимый сказочный герой» Рисование «Разукрась героя сказки» - Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, в одном направлении; развивать творчество. Коллективная аппликация: Коллаж «Стоит в поле Теремок». Музыка - Разучивание песен и движений к игре - драматизации «Теремок». Физическое развитие Подвижные игры «Теремок», «Найди зверят по следам», пальчиковая гимнастика «Теремок». |
Организованная деятельность в центрах творчества Речевые игры
Литературный центр
Центр настольных игр
Центр строительства
Центр театрализации
|
|
3 этап: итоги реализации проекта |
|
Работа с родителями
- Консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Сказкотерапия».
- Участие родителей в проектной деятельности: совместное сотворчество родители - дети; подборка пословиц к сказке «Теремок».
Заключение.
Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь. Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм - драматизациям.
В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о русской народной сказке, ее героях, (почему у каждого зверя есть прозвище), научились понимать смысл сказки (сказка «Теремок» учит нас доброте, дружбе и взаимовыручке). Познакомились с пословицами: «В тесноте, да не в обиде»; «Не бравши топор, жилья не срубишь»; «Легко взято, легко потеряно».