Ольга Ермакова
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях
Если человек воспринимает
свое здоровье как «долг» перед кем-то,
если смысл своего здоровья он видит
в возможности осуществить какое- то
важное дело, он сможет стать значительно
здоровее , чем тот, для кого здоровье
Его «личное дело» .
Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать , сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым - содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ , и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : (детей , педагогов, родителей) .
По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников . Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий.
Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.
Педтехнология будет оптимальной, если :
Ее применение способствует достижению каждым ребенком уровня здоровья , развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;
Ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени воспитателя и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом ДОУ.
Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия педагога и воспитанников, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)
Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую (образовательного учреждения ) . Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно - развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы .
Здоровьесберегающая среда представляется как трехкомпонентная структура :
1. Предметная среда - хозяйственная ифраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и и оздоровительной деятельности .
2. Коммуникативная среда - межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей , качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни .
3. Кррекционно - развивающая среда, оздоровительная среда - формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности .
Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье , организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это и направлен процесс здоровьесбережения . Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно - развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно- нравственному здоровью ребенка .
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одно из основных задач детского сада.
В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение . Общая картина такова : дети испытывают «двигательный дефицит» , т. е. Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются : возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения , процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей .
Наиболее эффективными формами оздоровления являются :
Строгое соблюдение режима дня;
утренняя гимнастика :
Динамические паузы (физкультминутки) ;
Обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;
Физкультурные занятия;
Прогулки;
Спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;
Сбалансированное питание;
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей , напротив, приводит к к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции , управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям :
*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;
*Упражнения на расслабление мышц лица;
*Упражнения на расслабление мышц шеи;
*Упражнения на расслабление мышц рук;
*Упражнения на расслабление мышц ног;
*Упражнения на расслабление всего организма.
Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов : познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье .
Игротерапия (вид коррекционных технологий, часто применяемый воспитателями ДОУ) - это игра, в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно, развиваются его мыслительные, организаторские способности, воображение, фантазия и обеспечивается полноценное психическое развитие.
Вывод : Основное направление здоровьесбережения в ДОУ - движение вперед на пути личносто- ориентированного отношения к ребенку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей . Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить детям радость детства, радость, а не обременительный труд познания мира, радость общения и жизни.
Аннотация: В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.
Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада .
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи :
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
- формировать основы безопасности жизнедеятельности;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Основные принципы работы
- принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
- принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
- принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей
Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя следующие мероприятия:
Физкультурно-оздоровительные:
НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.
- развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.
- Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;
- Развивать способности к поисковой деятельности;
- Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;
- Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;
- Повышать уровень произвольности действий детей;
- Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;
- Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;
- Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.
Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта «Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)
Этапы проекта
Этапы проекта. Деятельность педагога. Деятельность детей.
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
- прогулка с использованием подвижных игр
- утренняя гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- гимнастика для глаз
- гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)
- дыхательная гимнастика
- точечный массаж (упрощённый вариант)
- физкультминутки (или динамические паузы)
- музыкотерапия (муз. сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)
- спортивные праздники и развлечения
- тренажёры
- плавание
- коррекционная гимнастика
- дополнительное образование (кружки)
Закаливающие:
- прогулки на свежем воздухе
- облегчённая одежда на занятиях
- босохождение
- ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми.)
- световоздушные ванны (проветривание помещений;
- прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам: «Чистота – залог здоровья» «Полезные советы Айболита» «Изучаем свой организм» «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: «Хочу всё знать» «Советы доктора Воды» «Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: «Путешествие Капельки» «Мир бабочек» «Солнце, воздух и вода»)
- умывание холодной водой
- полоскание рта водой
Социально-психологическое благополучие ребенка:
- сказкотерапия
- игротерапия
- релаксация
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования:
- рефлексотерапия
- тренинги
- Валеологическое просвещение родителей.
- оказание консультативной помощи;
- информационные стенды;
- выпуск тематических листовок.
Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.
(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)
Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.
Битюкова И.В.,
учитель-логопед
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Здоровьесбережение в детском саду»
Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.
г. Покачи 2014 г.
Здоровьесбережение в детском саду
Актуальность.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Цель:
– сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
– формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
– прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
– повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
– формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.
Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:
1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.
2. Физкультминутки и динамические паузы.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
3. Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
4. Дыхательная гимнастика.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
«Солнышко»
«В небе солнце катится –
Словно жёлтый мячик.
То за тучку спрячется,
То по ёлкам скачет.
Погуляло, покружилось
И за тучку закатилось».
6. Закаливание.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
7. Гимнастика после сна.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например, музыка)
- зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
- импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
8. Самомассаж.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
10.Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Чаще используйте минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
11. Аромотерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Анастасия Миргородская
Здоровьесбережение в детском саду и дома
Цель : Познакомить родителей воспитанников с основными факторами,
способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в
домашних условиях и условиях детского сада .
Задачи : Создать условия для осознания родителями необходимости
совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления
здоровья дошкольников .
План проведения собрания :
1. Вступление.
2. Компоненты укрепления здоровья .
3. Игровой самомассаж «Доброе утро» .
4. Игра «Найди правильный ответ» .
5. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята» .
6. Раздача памяток.
7. Заключение.
Ход собрания:
1. Воспитатель : Здравствуйте, уважаемые родители. Наша встреча
сегодня посвящена важной проблеме - воспитанию у наших детей
положительного отношения к здоровому образу жизни .
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и
дошкольного учреждения. Народная мудрость гласит : «Деньги потерял -
ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял - все
потерял". «Что же такое здоровье ?» Какого человека можно назвать
здоровым ? А приходилось ли вам слышать такое понятие, как
здоровьесбережение ? (Ответы родителей)
Воспитатель : Вырастить ребёнка здоровым , успешным, сильным – это
желание каждого родителя. Что же можно сделать для приобщения детей к
здоровому образу жизни ?
2. Необходимо использовать целебные природные факторы окружающей
среды : солнце, воздух, вода, фитонцидные свойства растений, так как
естественные силы природы представляют собой привычные
компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности
организма.
Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический
климат. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение
воспитываются в семье. Здесь важно умение правильно и рационально
относится к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же
улыбаться и дарить радость друг другу!
Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных
влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению
защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь
является правильно организованный режим дня.
Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей
в течение суток.
Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Прогулка
должна проводиться в любую погоду, за исключением особо
неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать
погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее
двух раз в день по два часа, летом - неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является Сон, который
особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы дети ежедневно (и
днём, и ночью) засыпали в одно и то же время. Таким образом, домашний
режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду , и
особенно в выходные дни.
Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых
витаминами А, В, С, Д, минеральными солями, а также белком. Чаще
включайте в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное
значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определённых
интервалов между приёмами пищи.
Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин,
для ослабленного ребёнка имеет большее значение, чем для здорового . У нас
в детском саду проводятся следующие закаливающие мероприятия :
Проветривание помещения;
Ежедневные прогулки;
Облегчённая одежда в группе;
Хождение босиком по дорожкам здоровья ;
Просыпательная гимнастика после сна;
Обширное умывание после сна;
Утренняя гимнастика;
НОД Физическая культура.
Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст,
его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется
проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний,
например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к
невротическим расстройствам.
Если мы хотим видеть своих детей здоровыми - надо ежедневно проводить
закаливающие процедуры. Минимальное закаливание-это воздушные и
водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Помните : здоровье ребёнка в ваших руках!
3. Игровой самомассаж "Доброе утро. "
Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки .
Мы ладошки разотрем смелее, смелее,
А потом похлопаем дружнее, дружнее.
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем .
Улыбнемся снова - будьте все здоровы !
Воспитатель : Сейчас я предлагаю немного поиграть и в ходе игры мы
постараемся выяснить, что же взрослые могут сделать для того, чтобы
воспитать у детей потребность к сохранению и укреплению своего здоровья ,
а так же получить информацию о выше сказанных технологиях.
4. Игра «Найди правильный ответ» .
(Воспитатель читает вопрос, родители выбирают правильный ответ из
трёх вариантов, и поднимают табличку с буквой, соответствующей
правильному ответу. Правильные варианты ответов отмечены *).
1. Здоровый образ жизни – это :
А) свободный режим
*Б) жизнь по режиму, занятия спортом, сбалансированное питание,
полноценный сон
В) профилактика заболеваний с применением народных средств
2. Правильная осанка – это :
А) опущенные плечи, согнутые в коленях ноги
*Б) прямое положение туловища и головы, развёрнутая грудная клетка
В) запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская грудь, отстающие
лопатки, плоская спина
3. Для формирования правильной осанки надо :
А) заниматься только лечебной гимнастикой
*Б) выполнять комплексы утренней гимнастики, заниматься плаванием,
массажем, подвижными играми
В) достаточно спать на жёсткой кровати без подушки
4. Вид закаливания, основанный на ходьбе по разным поверхностям :
*А) босохождение
Б) обтирание
В) обливание
5. Спортивное устройство для тренировки отдельной группы мышц :
А) скакалка
*Б) тренажёр
6. Вид гимнастики, направленный на развитие мелкой моторики :
А) дыхательная
Б) утренняя
*В) пальчиковая
7. Игры, способствующие развитию движений детей :
А) компьютерные
Б) настольные
*В) подвижные
8. Что менее всего защитит от простуды и гриппа :
*А) частое мытьё рук
Б) противогриппозная прививка
В) отказ от прогулок в холодное время года
9. Как правильно дышать :
В) ни один вариант, ни лучше и не хуже другого
10. Самый любимый детьми атрибут, используемый во многих спортивных
играх :
А) скакалка
11. В выходной день лучше всего :
А) поваляться в постели
Б) отправиться в гости, там много развивающих мультиков, и дети смогут
пообщаться друг с другом
*В) совершить прогулку всей семьёй, поиграть в подвижные игры на улице,
заняться спортом
12. Фактор, который в большей степени влияет на здоровье ребёнка :
А) экология
Б) наследственность
*В) образ жизни
Воспитатель : Еще одна составляющая часть для укрепления здоровья детей –
пальчиковая гимнастика. Для чего же нужна пальчиковая гимнастика? В чём
необходимость проводить её дома с детьми ?
Развивается речь ребёнка, так как идёт активизация речевых центров
головного мозга;
Ребёнок учится нам подражать, вслушиваясь в нашу речь;
Концентрируется внимание у детей;
Речь ребёнка становится более чёткой, яркой, ритмичной;
Развивается память, фантазия, воображение у детей;
Кисти, пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими.
5. Пальчиковая гимнастика "Дружные ребята".
Воспитатель : Вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что
всё то, о чём мы сегодня говорили было полезным.
6. Раздача памяток для родителей по укреплению физического
здоровья ребенка .
7. Решение собрания :
Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью
- Домашний режим ребенка должен быть продолжением режимного дня
детского сада
Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи
В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку
Больше двигаться, ходить на лыжах и кататься на коньках.
Воспитатель : Искренне желаем вам и детям здоровья , счастья и семейного
благополучия.
ЛЮДМИЛА Пискова
Здоровьесбережение дошкольников
"Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой" Платон, древнегреческий мыслитель
Идея здоровьесбережения в рамках педагогической теории и практики была впервые выдвинута Платоном многие столетия назад. Последующие поколения философов и учёных развили и дополнили её.
Сейчас под здоровьем подразумевается , согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» , по определению же кандидата медицинских наук, профессора Н. К. Смирнова, – “это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни” .
В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и укрепление здоровья , активное формирование здорового образа жизни у воспитанников.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :
Медико-профилактические;
Физкультурно-оздоровительные ;
здоровьесберегающие образовательные технологии;
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;
Валеологического просвещения родителей.
Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ; организация и контроль сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста ; организация выполнения требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ .
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на становление физической культуры дошкольников и развитие их физических качеств : их силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы : дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, закаливание, правильный двигательный режим, проведение гимнастических упражнений, соблюдение динамических пауз (физминуток, организация подвижных и спортивных игр, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры (культуры здоровья ) дошкольников . Цель таких технологий – формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умений сохранять, оберегать и укреплять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи безопасного поведения и вести здоровый образ жизни . Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников . Ведущий принцип таких технологий – учет личностных физических и психологических особенностей ребенка, учет интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. К ним относятся : профилактические беседы, дидактические игры,
чтение детской художественной литературы.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения детского развития в педагогическом процессе ДОУ.
Эти технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника . Эти технологии направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся : индивидуальные и групповые тренинги, релаксации, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и другие.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни . Они могут реализовываться через участие в педагогических и валеологических конференциях, посещение практических семинаров по здоровьесбережению , специальных курсов валеологической грамотности.
Технологии валеологического просвещения родителей – технологии, обеспечивающие формирование валеологической образованности у родителей воспитанников ДОУ : формирование у них чётких представлений о здоровом образе жизни , факторах риска, способах поддержания и укрепления взрослого и детского здоровья . К ним относятся : информационные стенды и буклеты для родителей, консультационная поддержка родителей педагогическим и медицинским персоналом ДОУ, проведение тематических родительских собраний и “Дней здоровья” .
Здоровьесбережение – это одна из базовых составляющих воспитательного и образовательного процесса. Только применяя комплекс здоровьесберегательных технологий , можно воспитать здоровую , гармонично развитую личность.
Публикации по теме:
Фитнес для дошкольников "Фитнес для дошкольников». Перспективное планирование составлено на основании программы автора Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные.
В рамках подготовки к городскому конкурсу дошкольных образовательных учреждений на лучший социальный видеоролик по профилактике детского.
Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.
Семинар-практикум для родителей «Здоровьесбережение как залог успешности ребёнка в социуме» Цель: формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у всех участников образовательных отношений. Задача: Повысить компетентность.