Значение экологического воспитания для всестороннего развития личности дошкольника. Значение экологического воспитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

От воспитания людей во многом зависит, как будет понят закон, дойдет ли он до сознания, вызовет ли внутреннюю потребность актив­ного содействия. Основы экологического воспитания человека закладываются с раннего возраста, если ребенку в семье рассказывают об окружающем мире с позиции любви и бережного отношения.

Основная задача экологического воспитания – необходимость закрепить в обществе осознание того, что природные богатства не беспредельны. Современное общество не вправе жить за счет будущих поколений. Оно обязано сохранить и оставить природу потомкам не только не оскудевшей, но и обогащенной. Такая “экологизация” общественного сознания средствами воспитания и образова­ния создает благоприятные предпосылки для успешной реализации программы устойчивого развития человечества.

Экологическое воспитание – совокупность культурных, социальных и воспитательных мер, воздействующих на чувства, сознание и взгляды людей и направлен­ных на повышение уровня экологических знаний и куль­туры у школьников, студентов, руководящих работников и населения с целью преодоления у них потребительского отношения к природе, раз­вития к ней чувства бережного отношения и осознания обществом опасности приближающейся глобальной экологической катастрофы.

29. Понятие «Устойчивое развитие». Условия практической реализации концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие – форма развития общества, которая удов­летворяет потребности ныне живущих и не ограничивает будущие поколения в обеспечении своего существования, что предпола­гает наряду с рациональным природопользованием уменьшение лич­ных и социальных нужд до жизненно необходимого уровня.

Если говорить о России как части мирового сообщества, то для нее в контексте стратегии устойчивого развития наиболее актуальными являются следующие направления деятельности:

– разработка общих принципов природоохранного законодатель­ства, экологической этики;

– согласование общих подходов к оценке хозяйственных воздей­ствий на природную среду и к экологическому нормированию хозяйственной деятельности;

– сохранение общей системы экологического мониторинга;

– экологическое прогнозирование для всех субъектов Федерации;

– резервирование территорий для развития заповедной сети;

– разработка интегрированной системы мер для сохранения и рационального использования биоразнообразия;

– экологический контроль внешнеэкономической деятельности, включая экологическую экспертизу импортируемых товаров и ли­цензирование экспорта биологических ресурсов;

– выполнение обязательств по международным договорам в об­ласти охраны окружающей среды.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время понятие устойчиво­го развития включает взаимосвязь экономических, социальных и эко­логических компонентов развития, а также потребность в сотрудничестве на разных уровнях. Экологическая политика государств, в том числе и России, преимущественно строится на принципах устой­чивого развития. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если наибольшее внимание будет уделяться предметно-развивающей среде в детском саду.

Объект - экологическое образование детей среднего дошкольного возраста.

Предмет - предметно-развивающая среда как средство экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методические основы проблемы экологического образования дошкольников.

2. Рассмотреть основы экологической культуры как результата экологического образования дошкольников.

3. Проанализировать роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть методику использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы о дошкольном образовании.

Экологическое образование детей

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни .

Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и скверов. Ухудшилось качество воды в реках: появились нефтяные разводы на поверхности воды, многие реки и озера «зацвели» и даже купание в них стало невозможным, в воде появились соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества, ядохимикаты. Уменьшилась площадь лесов, а сами леса, особенно вблизи населенных пунктов потеряли свою привлекательность: стали исчезать сосновые и дубовые рощи, липы, клены. Их вытеснили другие, менее привлекательные породы - ольха, кустарники. Резко обеднели флора и фауна.

Разумеется, люди стали бить тревогу. Наиболее активная часть стала называть себя «зелеными», экология стала популярной. Неизбежно расширились границы экологии. Говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии» (появилось множество факультетов и кафедр с таким названием), «политической экологии», «экологии культуры» и даже «экологии семьи».

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. .

Экологическое образование это:

Непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

Формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления и связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира: они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей все интересует, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать своё, иногда очень нестандартное интересное объяснение. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь.

По мнению ряда ученых, в настоящее время ежечасно вымирает один вид растений или животных. Подобное положение возможно лишь потому, что большинство людей не осознают непосредственной и прямой связи между существованием нескольких миллионов живых существ и благополучием существования человека.

Сформировать у широких слоев населения понимание такой связи, а следовательно, познать проблему сохранения генофонда биосферы - задача и ученых, и педагогов. Опасность обеднения генофонда еще не получила достаточного научного и экономического обоснования, поэтому проблема сохранения видов животных и растений является междисциплинарной. Для ее решения требуется объединение усилий специалистов различных дисциплин.

«Многообразие видов в природе, их взаимосвязи обеспечивают динамическое равновесие- устойчивость экосистем; непрерывность круговорота веществ; создание органического вещества; его потребление и разложение. Каждое из названных положений реально проявляется в форме фактов и явлений, главное из них – самоочищение».

Нельзя забывать и чисто экологические аспекты сохранения всех видов. Чем больше разнообразие видов животных и растений, свойственных той или иной экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям; чем больше генофонд экосистемы, то есть больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью и надежностью она обладает.

Богатство природного окружения является естественной основой духовного и физического здоровья человека. Разнообразный и эстетически привлекательный природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Так, известно стимулирующее, успокаивающее и полезно-тормозящее воздействие ландшафта на состояние человека, благотворное влияние зеленых насаждений на его здоровье: повышение работоспособности, уменьшение утомляемости зрения вследствие восприятия эстетически привлекательных пейзажей, улучшение самочувствия вследствие вдыхания воздуха оптимального ионного состава, восприятия комфортного микроклимата, ароматов и запахов.

Наибольшего внимания в сфере решения экологических проблем требует развитие ценностных ориентаций, особенно у младших школьников. Все живое связано с бытием человека и потому приобрело ценностные свойства, не только практические, утилитарные, что обозначается словом «польза», но и эстетические «красота», познавательные «истина», экономические «стоимость». Живые существа с давних пор являются объектами религиозного, эстетического и нравственного отношения. На этом фоне формируется и познавательное отношение к живому.

В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение.

«Экологическим образованием называют непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» .

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • значение экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере - восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры.

Основная воспитательная цель педагогов начальных классов - развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать локальные экологические проблемы. В процессе учебной деятельности учителя должны обеспечивать определенный уровень экологических знаний, получаемых учащимися, как на основных предметах, так и на факультативных курсах. Интеграция – основной принцип построения уроков.

«Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации урока в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в группах или в парах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.» .

Принцип целостности в организации учебно-воспитательного процесса переносится и на самого ученика. Известно, что наибольший отклик в душе ребенка находит то, что кажется ему красивым и гармоничным. В связи с этим учителя практикуют уроки на лоне природы, проводят экскурсии в лес, на луг для накопления и систематизации представлений о предметах и явлениях, наблюдаемых в природе. Так в соприкосновении с природой формируется любовь к родному краю, получают развитие познавательные интересы детей, их нравственные чувства.

Среди других форм работы можно назвать экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работу в школьном экосаду, проведение наблюдений, постановку опытов, изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Использованная литература

  1. Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников //Начальная школа.-№6.-2003,- с.24.
  2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В. И.Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 1999.- с.23.
  3. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М., 1995.-с.28.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Платежи за вредные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду

Заключение

экологический атмосфера выброс загрязняющий

Введение

Что такое экология? Экология - это наука о взаимодействиях организмов друг с другом и с окружающей средой. Я считаю, что экология - это очень серьезное и многозначащее понятие.

В наше время это понятие стало на одну ступень с понятием "жизнь". Мы сейчас живем в ХХЙ веке. Что он нам несет? Что можно от него ожидать? Вернемся в недавнее прошлое. Вспомним экологическую историю ХХ века. Какие же экологические проблемы сопровождали эти сто лет. Во-первых вспомним Первую Мировую войну. Это была очень жестокая война со всеми выходящими от сюда последствиями. Как и любая война, она сопровождалась негативными экологическими последствиями. Был нанесен огромный ущерб мировой природе. Пострадали миллионы гектаров зеленых насаждений, сильно пострадал видовой состав животных. Вторым огромным испытанием для нашей планеты стала Вторая Мировая война. Кроме того, что была уничтожена огромная часть фауны, были огромные демографические проблемы, загрязнение атмосферного воздуха. Однако о загрязнении атмосферного воздуха, литосферы, а также и гидросферы говорит и другой факт - катастрофа. Этой мировой экологической катастрофой стала авария на Чернобыльской АЭС.

Окружающий нас мир как никогда находится в экологической опасности. Основными экологическими проблемами сейчас являются:

1. Загрязнение атмосферного воздуха.

2. Изменение климата.

3. Поднятия уровня мирового океана.

4. Истощение озонового слоя.

5. Опустынивание.

6. Проблема пресной воды.

7. Гибель плодородных земель.

8. Загрязнение продуктов питания.

9. Проблема кислотных осадков

10. Загрязнение Мирового океана.

11. Сокращение видового состава.

12. Демографические проблемы.

1. Значение экологического образования

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание").

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

Необходимостью повышения экологической культуры человека;

Необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

Необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

Необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем) ; экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин, 1996).

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский, Локк 1989).

2. Круговороты веществ и их нарушение человеком

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

В природе, относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе. До создания В. И. Вернадским биогеохимии и учения о биосфере в науке бытовало представление о замкнутых круговоротах вещества и энергии, обеспечивающих "равновесие в природе". В дальнейшем была доказана разомкнутость круговоротов отдельных химических элементов и соединений и отсутствие "круговоротов энергии" (правильнее говорить о направленных потоках энергии, её трансформации, концентрировании и рассеивании в биосфере).

Круговорот веществ и превращение энергии, многократно ("бесконечно") повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного превращения и перемещения веществ в природе, носящий более или менее циклический (круговой) характер. Вещества, участвующие в круговороте, циркулируют между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами, являющимися основным звеном круговорота.

Круговорот веществ происходит в биогеоценозе со времени зарождения на Земле жизни и является непременным условием её существования. Он осуществляется на всех уровнях - от молекулярного до биосферного. Складывается из отдельных процессов круговорота неорганических (вода, углерод, азот, сера, фосфор и др.) и органических (углеводы, белки и др.) веществ. В процессе круговорота происходит потеря веществ и их видоизменение.

БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Термин "Б. п." введён в 10-х гг. 20 в. В. И. Вернадским, разработавшим теоретические основы биогеохимической цикличности в учении о биосфере и трудах по биогеохимии. Все биогеохимические циклы в природе взаимосвязаны, составляют динамичную основу существования жизни, а некоторые из них (циклы С, О, Н, N, S, Р, Са, К. Si и др. т. н. биогенных элементов) являются ключевыми для понимания эволюции и современного состояния биосферы. Движущими силами Биогеохимического цикла служат потоки энергии Солнца (более широко -- космоса) и деятельность живого вещества (совокупности всех живых организмов), приводящие к перемещению огромных масс химических элементов, концентрированию и перераспределению аккумулированной в процессе фотосинтеза энергии. Благодаря фотосинтезу и непрерывно дейстнующим циклическим круговоротам биогенных элементов создаётся устойчивая организованность биосферы Земли, осуществляется её нормальное функционирование. Нормальные (ненарушенные) Биогеохимические циклы в биосфере не являются замкнутыми, хотя степень обратимости годичных циклов важнейших биогенных элементов достигает 95--98%. Неполная обратимость (незамкнутость) -- одно из важнейших свойств Б. ц., имеющее планетарное значение. За всю историю развития биосферы (3,5--3.8 млрд. лет) доля вещества, выходящая из биосферного цикла (длительностью от десятков и сотен до неск. тыс. лет) в геол. цикл (длительностью в млн. лет), обусловила биогенное накопление кислорода и азота в атмосфере, различных химических элементов и соединений в земной коре. Особенно показателен Биогеохимический цикл углерода. Ежегодно биосферного Б. ц. наземных экосистем выходит ("сбрасывается") в геол. цикл ок. 130 т углерода, что составляет всего 10 -- 18% от запасов углерода, находящихся в обращении в совр. биосфере. В течение фанерозоя (ок. 600 млн. лет) за счёт неполной обратимости цикла углерода в ископаемых осадках накопились огромные запасы углеродистых отложений (известняков, битумов, углей, нефтей и др.), оцениваемые в 1016 --1017 т. Сложившаяся в ходе развития биосферы направленность планетарных и региональных Б. ц. привела к созданию устойчивого биогеохимич. (т. н. нормального) фона, характерного для той или иной местности. Этот фон различается для определённых регионов биосферы, в пределах которых по недостатку или избытку определённых химических элементов выделяются естественные геохимические аномалии -- биогеохимической провинции. С вариациями исторически сложившегося общего геохимического фона территории и естественными биогеохимическими аномалиями, отражающими реально существующую неоднородность химического состава биосферы, связаны многие эндемичные болезни животных и человека. Глобальный характер хозяйственной деятельности человека приводит к качественным изменениям в естественной биогеохимической цикличности природных процессов биосферы. По ряду параметров масштабы антропогенных воздействий сопоставимы с кол-вом веществ, вовлечённых в нормальные Б. ц. Техногенные продукты, поступающие в биосферу, перегружают нормальное её функционирование и выпадают частично или полностью из системы устойчивых Б. ц. Возникает новый тип техногенных геохимич. аномалий, наз. "неоаномалиями" или "антропоаномалиями". Они формируются на нормальном биогеохимич. фоне в чрезвычайно короткие сроки и охватывают не только живое вещество, но и биокосные тела биосферы (атмосферу, почвы, природные воды), проникают в глубокие горизонты земной коры. Происходит нарушение отлаженных во времени природных Б. ц. биосферы. Для ряда элементов и соединений Б. ц. становятся природно-антропогенными (циклы тяжёлых металлов, азота, серы, фосфора, калия и др.). Некоторые создаваемые человеком материалы (пластмассы, детергенты и др. продукты хим. синтеза -- г. н. ксенобиотики) не включаются в природные и природно-антропогенные циклы и не перерабатываются в биосфере. Меры борьбы с нарушением Б. ц. связаны с природоохранной деятельностью, созданием малоотходных технологий, широкой реутилизацией продуктов пром. и с.-х. произ-ва, с поисками путей оптимизации осн. характеристик Б. ц. и возможностью разумного управления ими.

3. Платежи за вредные выбросы и сбросы загрезняющих веществ окружающую природную среду

Плата за загрязнение окружающей природной среды - это форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и добровольного либо по решению суда возмещения вреда окружающей среде в полном объеме.

Порядок платы за загрязнение окружающий природной среды определен в постановлении правительства от 28. 08. 92, № 632 "ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ И ЕЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВИДЫ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ". Постановление предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Размещение отходов;

Другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов

(временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Средства, полученные за пользование и загрязнение водных объектов распределяется следующим образом:

Федеральный бюджет 10%

Бюджет субъекта РФ 30%

Местный бюджет 60%

Кроме платы в пределах установленных лимитов, штрафных санкций на руководителей предприятий и должностных лиц, ст. 84 Закона "Об охране окружающей природной среды" предусматривает наложение штрафа в административном порядке на предприятие в суммах от 50 до 500 руб.

Заключение

"Вплоть до XX века Земля не знала экологических катастроф. С каждым годом усиливается воздействие человека на окружающего его природную среду, расширяется использование естественных ресурсов, включается в орбиту хозяйственных усилий людей новые виды энергии. Эти явления повлекли за собой глубокие, в большинстве своем крайне нежелательные изменения в природных условиях - загрязнение атмосферы, водоемов и наземных пространств производственными, транспортными и бытовыми отходами, а также ядохимикатами, нарушение ландшафтов в следствие добычи полезных ископаемых, разрушение и снижение продуктивности на значительных территориях в результате эрозии и других процессов почвенного покрова Земли, сокращение по мере развития промышленности и сельского хозяйства площадей занятых лесом, пойменными, суходольными и горными лугами, уменьшение численности диких животных. Влияние человека начало все более отражаться на состоянии и функционировании экологических систем в целом.

Несмотря на то, что экобаланс на планете уже нарушен, экологическая обстановка ухудшается в арифметической прогрессии."

В Российской Федерации, созданы хорошие предпосылки для охраны и поддержания здоровой экологической обстановки. Однако на практике нормы об Экологии далеко не всегда выполняются и потребуется еще не мало времени и усилий, как государства, так и человека на их реализацию.

Список используемой литературы

1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 352с.

2. Конституция Российской Федерации

3. Воронов Н.А. Основы общей экологии/ Н.А. Воронов.-М.:Агор, 1999.-96с.

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающй среды в России/В.Ф. Протасов.-М.:Финансы и статистика, 2001.-672с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Защита климата и озонового слоя атмосферы как одна из наиболее острых глобальных экологических проблем современности. Суть и причины возникновения парникового эффекта. Состояние озонового слоя над Россией, уменьшение содержания озона ("озоновая дыра").

    реферат , добавлен 31.10.2013

    Всемирные изменения окружающей среды под воздействием человека. Проблемы загрязнения атмосферы, почвы и вод Мирового океана, истощения озонового слоя, кислотных дождей, парникового эффекта. Основные условия сохранения равновесия и гармонии с природой.

    презентация , добавлен 22.10.2015

    Воздействие человека на окружающую среду. Основы экологических проблем. Парниковый эффект (глобальное потепление климата): история, признаки, возможные экологические последствия и пути решения проблемы. Кислотные осадки. Разрушение озонового слоя.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2009

    Основные проблемы загрязнения атмосферы: парниковый эффект, обеднение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей. Загрязнение мирового океана. Основные загрязнители почвы. Засорение космического пространства. Пути решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Принцип ценностного равноправия всего живого как основа экологической этики. Описания производственных и транспортных катастроф, которые ведут к массовой гибели живых организмов. Обзор проблем озонового слоя, загрязнения мирового океана, атмосферы, почвы.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Основные причины возникновения экологических проблем в мире. Воздействие общества на окружающую среду. Разрушение озонового слоя. Кислотные осадки и обезлесение. Деградация земель и их опустынивание. Загрязнение мирового океана и дефицит пресной воды.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы. Расчет масс загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятия. Характеристика газоочистного оборудования. Нормирование сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2016

    Последствия загрязнения приземной атмосферы. Отрицательное влияние загрязненной атмосферы на почвенно-растительный покров. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ. Трансграничное загрязнение, озоновый слой Земли. Кислотность атмосферных осадков.

    реферат , добавлен 12.01.2013

    Количество загрязняющих веществ в океане. Опасности нефтяного загрязнения для обитателей моря. Цикл воды в биосфере. Значение воды для жизнедеятельности человека и всего живого на планете. Основные пути загрязнения гидросферы. Охрана Мирового океана.

    презентация , добавлен 09.11.2011

    Негативные изменения атмосферы Земли. Воздушная экологическая проблема истощения озонового слоя. Антропогенное загрязнение. Расчет выбросов угольной пыли, загрязняющих веществ топлива в котлоагрегатах, диоксида серы, оксида углерода, твердых частиц.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и пожалуй всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче развивает способность к образному, будет в нем лучшие чувства, мышлению, наблюдательность, внимание.

Усугубления экологической проблемы в стране обостряет необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экономического создания, культуры природопользования, люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход, долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природы охранительного, гуманного отношения к флоре и фауне. От людей во многом зависит разнообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решить эту проблему человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Природа всегда и везде окружает детей – это естественная среда, в которой они живут и действуют.

Введение детей в мир родной природы и расширения круга представлений и элементарный понятий путем непосредственного восприятия природы – одна из главных задач д/сада. Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидания (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном же возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы:

1) о самом мире фауны, его разнообразных представительных (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде).

2) о возможных формах воздействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ними, его защите). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное – живое существо, оно дышит, питается, передвигается, растет. Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства.

Познакомить детей с природой поможет уголок природы, где собираются комнатный растения и некоторые животные. Следует отметить, что непосредственный контакт ребенка с объектами природы помогает воспитать такие чувства, как бережное отношение к ним, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

В действительном общении детей с природой – на экскурсиях у детей появляется интерес к окружающему, наблюдательность, любознательность, пытливость. Благодаря этому, внимание детей делается более устойчивым, у них возникает много вопросов, которые показывают, что дети не только воспринимают факты, но и пытаются осмысливать их. Таким образом в процессе ознакомления детей с природой, у детей развивается речь и мышление.

Важным направлением экологического воспитания является развитие навыков и умений в области природоохранного труда. Большая роль здесь отводится семье. Немаловажную роль играет работа с природным материалом, поделки из которых дают возможность «продлить жизнь» растениям, познать их красоту.

Благодаря ознакомлению детей с природой путем непосредственного общения с ней на экскурсиях, прогулках, в играх и труде, рассматривании картин, бесед, рассказывания, рисования и лепке некоторых предметов, представление у детей об одном и том же предмете обогащается, уточняется. В связи с этим у детей растет интерес к природе, любознательность, наблюдательность.

Дети понимают, что в природе все взаимосвязано: растения, животные, окружающая среда. Ведь экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания.

Так дети впервые познали связь между субъектами природы. На примере растений дети узнали, что растениям нужны свет, влага, тепло.

Без живых объектов невозможно воспитать в детях чувство доброты, чувство жалости, заботы, трудолюбия. У нас в группе попугайчики. Казалось, что дети должны были любить их, заботиться о них, а кормить и убирать клетку, желающих было мало. В основном дети проявляли чувство брезгливости. Стала детям читать книги о животных: Чарушина, Житкова, Бианки, поставила эти книги в книжный уголок. Параллельно с этим в присутствии детей ухаживала за птицами, показывая им приемы уборки и любовь к попугайчикам, называя их ласковыми именами. Показывала их беззащитность перед детьми, их зависимость от нас от ухода за ними. Постоянная работа наблюдения за повадками постепенно привлекала внимание детей. В беседе с детьми я рассказывала им о Родине, где живут попугаи, об их повадках, о том, что они любят, рассказывала что это декоративные птицы, то есть живут у нас только в клетках, на улице жить не могут, погибнут. Поэтому нужно следить за ними, чтобы они не улетели. Мы выпускали Кешку с Тиной полетать, размять крылышки, птицы пользовались полной свободой, даже кормились с детьми из одной тарелки. Мы с детьми много беседовали на темы: «Мой четвероногий друг», «Они не могут жить без нас», «Человек защитник всего живого», «Любовь и добро всегда побеждают». Я часто рассказывала детям истории из жизни птиц, почему они боятся человека и когда я предлагала детям подумать и рассказать, а как бы они поступили, чтобы птицы тебя не боялись и любили? Объяснила детям, что птиц, живущих на улице надо кормить, для этого за окном в группе повесили кормушки, а дети наблюдали – сколько и какие птицы прилетают. Мы отмечали в календаре (сколько птиц было, чем питались). Дети насыпали в кормушки зерна, остатки хлеба, синичкам клали кусочки сала.

Забота о пернатых формирует чувство гуманности и сострадания. Дети приобрели все больше и больше навыков по уходу за животными. И скоро у нас в группе появился еще один жилец. Это была черепаха – Машка. Вместе с детьми подготовили террариум (насыпали песок, положили камешки, посадили растения). Мы читали с детьми, что любят черепахи, когда кормить ее, как создать хорошие условия для жизни. Какая же была радость, когда в группе появилась черепаха. Дети наблюдали за Машкой, за ее повадками. С радостью убирали у нее и кормили. Приносили ей капусту, морковку, яблоки. Они наблюдали как черепашка ест. Интересовались для чего ей нужен панцирь. Сначала черепаха побаивалась детей и постоянно пряталась. Но вскоре стала более спокойно относиться к прикосновениям детей, и уже спокойно гуляла по группе и не боялась детей.

Я считаю, что в моих детях мне удалось воспитать положительное отношение к животным, к природе, так как оно основывалось на знаниях и практической деятельности детей. Это чувство развивалось постепенно от положительного эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость. Сформированное уже более или менее устойчивое поведение превращается при благоприятных условиях в привычку.



Рассказать друзьям