Обувной шов. Как научиться прошивать крючком – Ремонт обуви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подробный рассказ о том, как самому справляться с ремонтом обуви не наспех, а со знанием дела, печатался более чем в десяти номерах журнала. Вместе с детальным изложением ремонтных работ приводились различные практические сведения: как ведет себя тот или иной материал, как с ним обращаться, будь то металл, кожа, резина, дерево или клей. В "сапожных" публикациях можно было найти советы, как заточить шило или нож, как увеличить прочность ниток, короче говоря, "маленькие хитрости" по самым разным поводам. Наконец, публикация материалов "Холодный" сапожник сегодня..." преследовала и такую цель - показать увлекательность и важность рукотворчества, с которым люди не расстаются при всех научно-технических достижениях. На этот раз материал преподносится как короткие советы по наиболее важным и ответственным операциям. Советы, которые пригодятся домашнему мастеру в "нестандартных" ситуациях, помогут избежать ошибок и улучшить качество работы. Имеются и попутные сведения, ими наверняка воспользуются те, кто любит что-то мастерить своими руками.

Удобен клей "Момент"

В мастерских по ремонту обуви пользуются специальными клеями, выпускаемыми промышленностью. В некоторых случаях они действуют лучше "Момента" и способны надежно склеить даже капроновые или полиуретановые детали. Однако они, как правило, расфасованы в крупные емкости и рассчитаны на быстрое использование, что и бывает при большом объеме ремонта в мастерских. Дома же заниматься починкой обуви приходится не каждый день, и клей, приобретенный в мастерской и перелитый в маленькую емкость, через некоторое время загустеет и станет непригодным для работы. Потому дома лучше использовать клей в тюбиках, причем универсальный, так как приходится иметь дело с кожей, с резиной, с тканью.

Именно таким "универсалом" и оказывается "Момент". Фактический срок его годности может быть в 1,5-2 раза больше указанного на упаковке, если хранить клей в прохладном месте и правильно пользоваться тюбиком во время нанесения клея на деталь. Не следует сильно сжимать тюбик пальцами в средней части. "Момент" обладает хорошей текучестью, и вполне достаточно удерживать тюбик в наклонном положении. По мере расходования клея уменьшайте внутреннюю полость тюбика, чтобы замедлить испарение летучей фракции. С целью экономии клея делайте это аккуратно. Сперва отвинтите колпачок и, удерживая тюбик вертикально, сжимайте его до тех пор, пока из носика не появится капля клея (рис. 1а). Затем завинтите колпачок и "смотайте" незаполненную часть (рис. 1б). К неоспоримым достоинствам "Момента" относится то, что он быстро высыхает и детали сразу же слипаются одна с другой. Поэтому можно отказаться от струбцин, которые иногда деформируют изделие, не обеспечивая должного контакта (рис. 2). Некоторые сапожные работы вообще невозможно качественно выполнить без "Момента", например, заменить подошвы или застежки "молнии", установить заплатку, сузить или расширить голенища.

"Момент" обладает отличной клеющей способностью: вспомните, как трудно удалить этот клей с пальцев. Кстати, чтобы защитить руки, смажьте те места, на которые может попасть "Момент", клеем "ПВА", который за 5-10 минут образует довольно прочную пленку. Закончив работу, намыльте руки, подденьте край пленки и снимите двойной слой клеев.

Шило, лопатка и кусочек стали

Большим граненым шилом, о котором уже говорилось, можно делать отверстия в мягком войлоке, в упругой резине, в толстой твердой коже. Стоит изготовить еще одно большое шило с коническим острием (рис. 3). Оно, в частности, пригодится для прокалывания отверстий в подошве, для ее отделения от верха, "вталкивания" наружной нитки в надрез и при других операциях, где не нужно граненое острие.

Не лишней окажется также лопатка для нанесения клея в труднодоступных местах, для отделения кожи верха от подошвы; лопатка нужна и в тех случаях, когда шило оказывается слишком тонким и острым. Изготовить лопатку можно из небольшой отвертки, притупив надфилем острые ребра (рис. 4).

Выполняя надрез для защиты наружной нитки, обычно нелегко добиться постоянной его глубины. Здесь может выручить кусочек бумаги, временно наклеенный на одну из граней лезвия (см. "Наука и жизнь" № 1, 1997 г.). Если заниматься ремонтом довольно часто, лучше изготовить простое приспособление из листовой стали (рис. 5), которое закрепляется на лезвии с помощью винта (рис. 6).

Не забывайте перед надрезом проверять остроту ножа. Если она недостаточна (что видно невооружен ным глазом с расстояния 15-20 см), "поправьте" нож на кусочке мелкозернистой наждачной бумаги или на абразивном бруске.

Как защитить наружную нитку

Когда делают обувной шов, то наружную нитку стараются защитить, например, закладывая ее в специально сделанный надрез на подошве. Но в некоторых случаях он не нужен, потому что есть готовая канавка (или уступ) либо подошва настолько эластична, что наружную нитку можно глубоко "погрузить" и без надреза.

И все же если прочность и толщина материала подошвы позволяют, то надрез стоит сделать (рис. 7 и 8). Тогда можно сделать шов менее заметным, а стежки расположить строго "в одну линию", чего (не имея достаточного опыта) трудно добиться на торце подошвы, особенно если она жесткая.

Как пришить подошву без предварительного склеивания

Обычно подошву перед пришиванием обязательно приклеивают к обувному верху. Но если обувь с отклеившейся подошвой долго "эксплуатируют", особенно в сырую погоду, верх сильно деформируется (рис. 9). Тогда приклеить подошву на свое место не всегда удается: усилия может оказаться недостаточно, чтобы придать верху прежнюю форму. Для фиксации подошвы можно воспользоваться шпагатом, струбциной, тяжелым предметом, но это не всегда приведет к достижению цели.

Лучше сперва разметьте линии шва на подошве. Затем, если нужно, сделайте надрез или канавку и разметьте центры отверстий. После этого приступайте к верху. Нанося линию с будущими отверстиями, проколотыми в коже, ориентируйтесь на "границу" - линию, отделяющую участок, скрытый под краем подошвы, от участка, который находился на виду. Обычно граница заметна по следам фабричного клея (рис. 10). Чтобы определить расстояние от "границы" до линии разметки, проколите пробное отверстие у края поврежденного участка, где кожа меньше всего сместилась со своего прежнего положения (рис. 11). Линию разметки проведите на 2-3 мм выше полученного отверстия (рис. 12). Это нужно, чтобы "подтянуть" подошву и верх ближе друг к другу и совместить верхний край подошвы с "границей".

Когда линия разметки проведена, наметьте центры отверстий. Затем проколите их - отдельно в коже и отдельно в подошве. Постарайтесь наклонять шило одинаково для всех отверстий, как при пробном отверстии (рис. 13). При прокалывании отверстий в коже основную стельку обойдите стороной. Это позволит коже и другим склеенным с нею деталям занять нужное положение (рис. 14).

Поверхности, которые будут контактировать, зачистите и обезжирьте перед наложением шва. Если верх из натуральной кожи, то перед наложением шва хорошенько смочите ее водой. Влажная кожа, как правило, мягче и при затягивании стежков можно прикладывать меньше усилий. Для пришивания подошвы понадобится капроновая или полиамидная нить толщиной 0,9-1 мм. И еще одно. Перед тем, как затянуть стежок, обязательно сблизьте детали руками, иначе обрыв нитки неминуем. Кроме того, могут сильно растянуться отверстия в подошве. А при обрыве нитки понадобится распарывать уже прошитый участок и накладывать шов заново.

Вводя крючок в отверстие, следите, чтобы подкладка не отделялась от кожи (рис. 15). Для этого при входе головки крючка поддерживайте подкладку пальцами левой руки. В противном случае отверстия могут сместиться и при затягивании стежков размеры обуви внутри уменьшатся (рис. 16).

После наложения шва изделие хорошо просушите. Щель между подошвой и кожей заполните клеем "Момент". Лишний клей удалите кусочком ткани и ластиком.

Если у вас проходилась обувь, отстала подошва, то не обязательно обращаться в ремонтную мастерскую. Мелкий ремонт можно сделать самому, для этого не требуется особое умение. Можно, к примеру, без труда с помощью шила и крючка прошить подошву.

Инструменты и материалы, которые нам потребуются: смола или мыло, ножницы, шило, тоненький крючок. Если у вас нету шила, можно заточить спицу и воспользоваться ею. Крючок лучше всего подойдет вязальный. Можно изготовить его с помощью надфиля из вязальной спицы или применить стальную тонкую проволоку с аккуратно загнутым концом. Кроме того, приготовим нити, или как говорили раньше – дратву. Подойдет капроновая нить толщиной 0,5-1 мм. Чтобы нить не ворсинилась и не пушилась, ее натирают мылом или лучше смолой. Намечать линию следует там, где пройдет шов, отступив снизу подошвы миллиметров пять. Если меньше – нитка разорвется от трения об асфальт. Линию для точности рисуем маркером или тонким кусочком мыла. Необходимо также не забыть вынуть стельку. Шилом проткнем подметку там, где будем делать начальный стежок. Прокалывать подошву шилом требуется снаружи внутрь, соблюдая угол наклона приблизительно в сорок пять градусов. Приготовленную прошивочную нитку складываем вдвое. Петлю от сложенной пополам нитки прикладываем к внутреннему отверстию, которое мы только сейчас проделали шилом. Крючок вводим в отверстие снаружи и накидаем на него петлю. Вытаскиваем крючок с нитью наружу и распрямляем нить, потянувши ее за один из ее концов. Делаем второе отверстие через пять-шесть миллиметров точно таким же способом. Шилом прокалываем отверстие, вводим крючок, на него накидываем нить, которая находится внутри башмака, и вытягиваем петлю наружу. В образовавшуюся петлю продеваем конец нити, который у нас остался снаружи, и крепко затягиваем петлю.


Аналогичным способом делаем третий, четвертый стежок. И так до самого конца, пока обойдете весь башмак по кругу. После окончания прошивки завязываем концы ниток на узел и обрезаем лишнее, оставив короткие кончики.

Используя такой нехитрый способ, можно подшить любую обувь. А это хоть и маленькая, но экономия.

Если у вас порвалась обувь, то не обязательно сразу же бежать к сапожнику. Мелкий ремонт можно сделать и своими руками. Научившись делать это один раз, вы впоследствии сами сможете зашить свою сумку, палатку, а также футбольный мяч или портфель для своего ребенка. Согласитесь, это очень полезное дело, а все, что вам понадобится — это сапожное шило с крючком, капроновые нитки и немного тренировки. Давайте разберемся, как прошить обувь своими руками.

Если вы ни разу не пробовали свои силы в сапожном деле, то ознакомьтесь с советами профессионалов:

  • Если есть возможность, сшиваемые материалы лучше всего склеить.
  • Если материалы очень плотные, например, жесткая подошва, постарайтесь расширить дырочку от прокола. Для этого проткните материал крючком и несколько раз вытащите сам крючок без нитки, пока он не будет выходить плавно.
  • Чем толще крючок, тем больше отверстие, так что подбирайте крючок по размеру, чтобы ваш шов не выглядел очень грубо.
  • Если у обуви мягкая или пористая подошва, то не затягивайте нитку очень сильно. Она может прорезать материал.
  • Бывает, что нитка рвется или скручивается. Такое случается даже у опытных сапожников. Чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия. Имейте терпение, и у вас все получится.
  • Для начала потренируйтесь на куске картона. Определите, где у него лицевая сторона, а где — изнаночная, и вперед. Когда набьете немного руку, можно приступать к работе. Вместо картона можно взять старый ненужный тапок.

Итак, как прошить ботинки своими руками?

Выбираем инструменты:

  • Самое главное в таком деле — подобрать хорошие нитки. Для таких целей используют капроновую нить толщиной 0,5-1 мм.
  • Для работы вам понадобится шило, с помощью которого проделывают отверстия. Главное — подобрать нужный диаметр. Вместо шила можно использовать наточенную отвертку.
  • Еще один инструмент, который необходим для протягивания нитки, — это крючок. Его размеры зависят от типа обуви. Для толстой обуви потребуются крючки большого размера.

Начинаем шить:

  • Перед тем, как начать процесс, хорошо почистите обувь, вытащите стельки и проведите мелом или маркером линию будущего шва.
  • От края изделия необходимо отступить на 5 мм. Если расстояние будет меньше, то нитка быстро порвется, так как будет тереться об асфальт.
  • Отрежьте 2 куска капроновой нитки по размеру больших, чем подошва, на 15-20 см. Чтобы нить не пушилась, ее лучше натереть мелом или смолой.

Важно! Начинать прошивку лучше с внутренней стороны обуви — там нагрузка меньше и нить не расплетется.

  • Проделайте отверстие шилом в том месте, где должен начинаться шов. Загонять шило нужно под углом в 45 градусов. Выходное отверстие должно быть на подошве.

Важно! Во время прокалывайте убирайте руку с линии хода шила, чтобы избежать травм.

  • Проделав отверстие, вытяните шило и просуньте по той же траектории крючок.
  • Два куска нити свяжите узлом. Через отверстие крючком протащите один конец нити. Вытяните нить на 1 см и отцепите крючок.
  • Отступаем от первого отверстия на 8-9 мм, делаем еще одно. Опять нить цепляем крючком, но на этот раз вытягиваем не полностью, а в виде небольшой петли.
  • Свободный конец пропускаем в петлю и протаскиваем до конца. Затягиваем покрепче.
  • Отступаем еще на 8-9 мм, делаем еще одно отверстие, цепляем нить и оставляем петлю. Пропускаем изнаночный конец нити в петлю, вытягиваем нить, с обеих сторон утягиваем второй стежок.
  • Таким образом делаем стежок за стежком. Получается ровный шов.
  • На заключительном этапе сделайте несколько стежков в обратном направлении, чтобы зафиксировать шов и предотвратить его распускание.
  • На последнем стежке завяжите нити на узел и прижгите концы спичками.

Видеоматериал

Если вы освоите эти несложные действия, то вопрос, как прошить кроссовки в домашних условиях, будет решаться очень просто.

Если вы захотели самостоятельно отремонтировать обувь в домашних условиях, а именно прошить её, то вам понадобится несколько материалов и инструментов. Для этого вам не понадобятся особые навыки, прошить подошву на обуви можно и с помощью подручных средств.

Вам понадобится

  • капроновая нить;
  • гудрон или мыло;
  • шило;
  • тонкий крючок;
  • ножницы.

Шаги ремонта

1. Чтобы качественно прошить подметки в обуви, рекомендуется использовать капрон, толщина которого должна быть около 5 мм. Чтобы он в процессе не распушился, примените мыло или гудрон, после чего натрите его выбранным средством.

2. Если у вас дома нет шила, то можно взять остро заточенную спицу. Крючок рекомендуется брать тонкий вязальный, если такого не имеется, то возьмите другой или используйте небольшой загнутый кусок проволоки.

3. Наметьте линию нового шва. Она должна задаваться от края подошвы внутрь не меньше чем на 0,5 см, так как нить через время сможет истончиться из-за трения об дорогу. Для точности прорисовки можно использовать портновский мел или кусочек мыла.

4. Теперь нужно воткнуть шило в подошву там, где будет находиться первый стежок. Шило должно проходить сквозь подошву снаружи внутрь под углом, примерно 40-50 градусов. Входное отверстие должно находиться на внешней поверхности подметки, а выходное — на внутренней.

5. Пополам сложите нить, которой будете прошивать обувь. Полученную петлю от сгиба нужно приложить к отверстию внутри, которое вы проделали шилом. Затем через наружное отверстие протяните крючок и наденьте на него петлю. Потяните её наружу, после чего вытяните другой конец так, чтобы нить расправилась.

6. Второе отверстие можно делать через 5-6 мм таким же самым методом. Повторяйте данные действия и уже в конце, чтобы закрепить шов сделайте несколько обратных стежков. Капрон завяжите и удалите лишнюю нить, чтобы конец вышел коротким.

Что делать если на подошве оборвались нитки, не выдержал клей и она отстала от верха? Эта тема актуальна для любого сезона. Прошить подошву обуви дело не сложное, с этим справится даже ребенок. И если вы решили заняться ремонтом своей обуви самостоятельно, не обращаясь в сапожные мастерские, тогда эта статья для вас. Прочитав ее внимательно один раз и посмотрев видео - получите определенный багаж знаний, и возможно воспользоваться ими, вам придется еще не один раз.

С чего все начинается? На современной обуви, из-за низкого качества резины, часто бывает так, что просто прошить подошву – мало, в некоторых случаях требуется ее полная замена. Для начала, нужно лишь определить степень ее износа, возможно – дело не стоит потраченного времени. Разрывы на краях, в том месте где будет ложиться нитка, верный признак того, что продержится она не долго. Но если вы видите что, подошва целая и обычной прошивки вполне достаточно для дальнейшего ношения обуви, тогда начнем.

Для того, что-бы прошить подошву;

Нам понадобится - резиновый клей, нитки и сапожный крючок. По поводу резинового клея, говорить особо нечего, в продаже его полно различных марок и модификаций. Капроновые нитки нужно подбирать по цвету подошвы, они не должны быть тонкими – иначе прорежут, но и сильно толстые будут выглядеть на обуви, как опутанные канатом. Поэтому нитки нужно подбирать ближе к средней толщине. Сапожный крючок купить тоже не проблема, а если вы решите сделать его своими руками, . После того как все приготовлено начнем. Начинать прошивать нужно с самой удобной стороны, недалеко от пятки. Поскольку прошить следует по всей ее окружности, то и заканчивать шов, вы будете на том месте, откуда его начали. Отсюда следует – выбирайте такое место внутри обуви, где вам легче всего будет делать узлы. Да и пока доберетесь в область носка, как раз набьете руку, а носок это самая неудобная часть.

Теперь сам процесс; катушка с нитками закладывается внутрь прошиваемой обуви.

На боках подошвы обычно идет углубленная полоса, вот по ней мы и будем пускать нитку, если же такой полосы нет, нужно визуально определить одну треть высоты бока подошвы – но это определяется в самом высоком ее месте. В тех местах где подошва низкая, шов должен идти чуть выше половины высоты. Помните – если у вас платформа подошвы идет изгибом, значит и шов тоже должен идти изгибом. Если вы не уверены, начертите тонкую полоску мелом, вдоль всей окружности подошвы, так как планируете повести шов, посмотрите как это будет выглядеть и если все нормально, смело можете приступать.

С наружной стороны обуви, по полоске, правой рукой – прокалываете крючком подошву, делать это нужно с небольшими поворотами вправо, влево и под небольшим углом – просто иначе вы сломаете крючок. Стоит добавить, если подошва сделана из плотного материала, тогда вам придется прокалывать отверстие в подошве сначала шилом, а затем заводить туда крючок, что значительно замедлит работу. Но такая вероятность очень мала, лично мне уже много лет такой обуви не попадалось.

Начало шва происходит так: проткнув шилом подошву, вы указательным пальцем левой руки, направляете нитку в желобок крючка и поддерживаете ее чтобы она не спала. А правой рукой тем временем вытягиваете крючок. Вытянув немного петлю, откладываете крючок в сторону и пальцами вытягиваете нитку. Напомню что катушка у нас внутри обуви, значит нужно вытянуть свободный край нитки. Вытягивать ее нужно настолько, чтобы можно было обмотать по окружности подошву и плюс сантиметров 30 сверху этой длинны. Затем прокалываете крючком следующее отверстие, вытягиваете небольшую петельку, продеваете внутрь этой петли свободный конец нитки, вытягиваете его полностью до упора, а левой рукой в это время другую сторону и тоже до полного натяжения. И вот таким образом прошиваем весь ботинок.

Немного объясню – та часть нитки что идет с наружной стороны обуви, никогда не входит во внутрь, так же и внутренняя часть нитки с катушкой, остается всегда внутри. Процесс прошивки обуви совсем отличается от шитья иголкой. Получается вся система прошивки держится на петельках. Для наглядности, я специально показал на белой бумаге.

Конец шва на прошивке делаем так: Прошив подошву до того места, где начинается начало, завязываем два обычных узелка именно на той нитке (из двух на петле), которая не тянется. Завязывать узлы нужно как можно ближе к подошве. Натянув с силой второй край петли, мы втягиваем узлы как- бы вовнутрь. Точно так же, делаем еще один шов, завязываем еще два узелка, втягиваем их вовнутрь и обрезаем концы нитей с двух сторон. У нас получится двойной перевязанный шов. С наружной стороны кончик капроновой нити можно слегка подплавить пламенем зажигалки или спички, и придавить пальцем. И будьте уверены что держаться она будет крепко и надежно, насколько позволит качество самой нити.

Я думаю что с тем как прошить подошву, мы разобрались, если что не понятно посмотрите видео. Оно хоть получилось длинное и нудное, но по другому никак, старался сокращать как мог.



Рассказать друзьям