Проекты нравственно патриотическое воспитание в старшей группе. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность темы:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Из национальной доктрины образования в РФ

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
  8. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  9. Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы,
  2. подбор произведений русского народного творчества,
  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. подготовка разного вида бросового материала
  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  6. дидактические игры,
  7. выставки книг, рисунков, поделок,
  8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Славгород – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Алтайского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы Алтайского края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Разучивание стихов песен о Славгороде, Алтае.

Оформление музыкального уголка в русских традициях

Оформление стенда «К 70-летию Алтайского края»

Изготовление макета Алтайского края.

Изготовление мини – музея «Русский дом на Алтае»

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие “Моя Родина – Алтайский край! ”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

  1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

  1. Наблюдение,
  2. совместные игры,
  3. анкетирование,
  4. познавательные игровые занятия,
  5. беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МДОУ «Детский сад» № 9 в 2007 – 2008 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
  • анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей,
  • высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
  • повышение активности родителей в делах группы.

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»
  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»
  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!
  • 4 блок «Россия – Родина моя»

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Проект «Мы – россияне!»

1. Паспорт проекта………………………………………………………….3

    Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного проекта…………………………………………………………………………………

    Цели и задачи проекта………………………………………………………..

    Принципы реализации проекта……………………………………………..

    Этапы реализации проекта………………………………………………….

    Участники проекта и формы взаимодействия…………………………….

    Направления деятельности…………………………………………………..

    Оценка эффективности работы……………………………………………

    Полученные результаты…………………………………………………….

    Проект «Моя семья – мое богатство»……………………………………..

    Проект «Мой любимый детский сад»……………………………………..

    Проект «Мой город»………………………………………………………..

    Проект «Мой Урал»…………………………………………………………

    Проект «Моя Россия»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта

Образовательный, творческий.

Продолжительность

краткосрочный, 5 месяцев.

Участники проекта :

Воспитанники ДОУ. Родители воспитанников.

Педагоги детского сада.

Общая

характеристика

проекта

Проект имеет общеобразовательную и воспитательную направленность.

Проект состоит из 6 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов, включающих в себя темы:

«Моя семья – мое богатство», «Мой любимый детский сад», «Мой город» , «Мой Урал», «Моя Россия».

Планирование образовательной деятельности носит календарно-тематический характер. В проектах представлено распределение образовательного материала по всем образовательным областям. Тематическое планирование проектов год представлено в приложении

Актуальность и концептуальная обоснованность образовательного

проекта

Сегодня очевидно: развитие цивилизации изменило и изменяет картину мира, страны. Развивающаяся научно-техническая революция, приумножая возможности человека в освоении планеты и космоса, в создании материальных благ, несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением технократизма и бездуховности, с нестабильностью жизни, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, у детей формируются антисемейные установки. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное, духовное развитие маленького человека, патриотическое воспитание, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость, нравственная бездуховность и равнодушие.Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного образования.

С учетом того, что процесс формирования личностных качеств ребёнка, имея сензитивный период развития в раннем детстве, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, то для получения полноценных личностных результатов, должна быть обеспечена преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие личности представлено в определенных направлениях развития и образования детей (образовательные области).

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства отношения и чувства принадлежности к семье и к сообществу детей и в взрослых в Организации и др.

Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социально-культурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках, и др.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Для достижения положительного результата в данном направлении необходимо использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.

Данный проект помогает решать проблемы нравственно-патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Гипотеза. Если планировать воспитательную деятельность й с задачами данного проекта, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум Сотрудничества семьи и ДОУ поможет воспитать личность, стремящуюся к физическому и духовному росту, доброте, способную противостоять насилию.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей нравственности и патриотизма. Предполагается, что реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня сформированности нравственно -патриотических качеств у старших дошкольников.

Цель: Создание условий для приобщения воспитанников к духовным, нравственным и гражданским ценностям, воспитание готовности следовать им.

Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина». Воспитывать любовь к малой Родине, патриотические чувства.

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Воспитывать любовь к природе, животному миру России. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. к русским праздникам, сказкам, потешкам.

Дать знания о профессиях людей в родном городе, месте их работы. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.

Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.

Формировать представление о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину.

Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарны­ми знаниями по истории и географии, культуре России. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Способствовать повышению значения семейных ценностей, повышению общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственно ­патриотическом воспитании.

Принципы реализации проекта

Принцип интеграции: сочетание обучения, духовно-нравственного и патриотического воспитания, эстетического, интеллектуального, физического развития и трудового воспитания.

Тематический принцип планирования, содержания и реализации задач.

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно - нравственной культурой России.

Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.

Краеведческий принцип: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы (с родителями) для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества.

Принцип средообразования : создание необходимой предметно-развивающей среды для осуществления совместной образовательной деятельности.

Этап

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей и педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности.

Разработка модели проекта.

Август 2017г

Реализация проектов.

«Моя семья -мое богатство» - 2 группы раннего возраста

«Мой детский сад « - группа №2 (с 2-3 лет)

«Мой город» - группа №4 (с 3-4 лет0

«Мой Урал» - группа №5 (с 5-6 лет)

«Моя Россия» - группа «6 (с 6-7 лет).

Коррекция задач и содержания с учетом возраста.

Сентябрь-Декабрь

Анализ деятельности по реализации проекта; диагностика эффективности образовательной работы.

Презентация результатов деятельности.(педагогический совет, родительские собрания в группах)

Декабрь-январь

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участники реализации проекта

Педагоги.

Родители.

Формы взаимодействия с детьми

    непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность детей и педагогов; экскурсии и целевые прогулки;

    рассказы о православных праздниках, великих людях России;

    чтение художественной литературы;

    беседы, ситуативные разговоры;

    слушание музыки;

    праздники и развлечения;

    игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)

    создание альбомов и лэпбуков.

Формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания; совместные праздники и досуги; совместные экскурсии и целевые прогулки; консультации по проблемам воспитания детей;

стендовая информация «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах», «Пошли мне чтения доброго...», « Воспитываем патриота» и др.

Основное содержание проекта.

Проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников является целенаправленной воспитательной деятельностью и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно - творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Оценка эффективности работы

Эффективность работы по реализации проекта можно оценить по качественным изменениям в личностной и познавательной сферах воспитанников и изменениям в межличностных отношениях.

Диагностика личностной сферы

Диагностика направлена на исследование особенностей проявления личностных механизмов поведения и социальных эмоций в старшем дошкольном возрасте под воздействием русской культурной традиции:

выявление особенностей ценностных ориентации, способностей выходить из конфликтных ситуаций и умения объяснить правила игр.

определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»).

Диагностика познавательной сферы направлена на изучение уровня знаний, освоенных в ходе реализации проекта:

О родословной, о малой родине, о государственной символике, выдающихся личностях, о православных традициях, о правах и обязанностях детей, о достижениях и праздниках, о героических профессиях (оценивается методом анкетирования, беседы).

Планируемые результаты.

Воспитанники имеют представления:

О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

О духовных и нравственных ценностях;

О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру; Знакомы с историей и культурой своего города, страны;

Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

Стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

Сотрудничают в тесном контакте с детским садом по формированию нравственно-патриотических ценностей у воспитанников.

Воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

Являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

Понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Полученные результаты.

По итогам проведенной работы по реализации проекта:

Получена положительная динамика сформированности представлений у дошкольников по всем образовательным областям.

Родители определили высокий уровень сформированности познавательного интереса к профессии военного.

Методы оценки эффективности проекта

Опрос детей и родителей. Анкетирование родителей и педагогов.

Оценка рисков

Риски проекта: Пассивность и отсутствие поддержки со стороны

родителей. Отсутствие необходимого материала, информации.

Меры для их минимизации:

Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.

Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек..

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по формированию нравственно-патриотических качеств воспитанников в рамках реализации личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Название проекта: «Мы наследники Победы».

Тип проекта: информационно - исследовательский

Продолжительность проекта: Краткосрочный.

Сроки реализации проекта: Март - май.

Участники проекта: музыкальный руководитель, родители воспитанников, воспитатели, дети.

Актуальность:

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Мы наследники Победы»

Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 гг.

Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

    Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

    Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

    Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

Новизна : мультимедийные презентации посвященные патриотическому воспитанию и ВОВ.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта заключается в создании презентаций, посвященные патриотическому воспитанию и ВОВ, которую могут использовать в своей работе воспитатели ДОУ.

Краткое описание (аннотация):

Данный проект посвящен подвигу советского народа в ВОВ. Проект «Мы наследники Победы» содержит работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Приобщение детей к истории и памяти народа, выступает важным средством формирования самосознания и гражданской ответственности подрастающего поколения.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

Принцип игрового обучения;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей;

Принцип непрерывности и системности образования.

Ожидаемый результат:

    Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

    Привлечение к совместной работе родителей.

    Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

    Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

    Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

    Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

    Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

    Музыкальный праздник «День Победы».

Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, консультации для родителей.

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

Подготовка методических и дидактических материалов.

Проведение интересных занятий, организация выставок.

Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.

Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.

Слушание песен военно- патриотической тематики.

Тематическое содержание книжного уголка.

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», В.Агапкин "Прощание славянки".

2. Деятельность детей.

Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".

3. Деятельность родителей.

Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.

Рисование с детьми сюжетов на военную тему.

Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

Оформление уголка «Боевой славы».

Дидактические игры с патриотическим содержанием.

Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.

Подборка песен военных лет.

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.

Механизм достижения результатов проекта – перечень видов деятельности:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта,

Формулирование целей и задач проекта,

Подбор необходимого материала.

2 этап Основной (реализация проекта)

НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.

Основной этап

Число, месяц

Виды детской деятельности

Образовательная область

17.03 – 20.03

    Беседа «Наша армия родная»

Познавательное развитие

    Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии

Познавательное развитие

    Ознакомление с художественной литературой Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

Речевое развитие

    Спортивное развлечение «Полоса препятствий»

Физическое развитие

Организация выставки книг о войне

Познавательное развитие

Изготовление открыток к празднику

23.03 – 27.03

Рассказ-беседа "Женщины на защите отечества"

Познавательное развитие

Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».

Художественно – эстетическое развитие

Чтение стихотворений: «Братские могилы», «Мой брат уехал на границу» В. Высоцкий

Речевое развитие

Беседа «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

Познавательное развитие

Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники"

Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»

Речевое развитие

30.03 – 3.04

Чтение художественной литературы: Л.Кассиль "Твои защитники".

Речевое развитие

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др.

Познавательное развитие

Коллективная работа по лепке «Военная техника»

Художественно – эстетическое развитие

Исполнение сюжетно-ролевых игр "Моряки".

Социально- коммуникативное развитие

6.04 – 10.04

Познавательная беседа: «Сталинградсая блокада».

Познавательное развитие

Создание выставки военной техники

Познавательное развитие

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск.

Познавательное развитие

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» (К. Юон), «Победа» (П. Кривоногов)

Художественно – эстетическое развитие

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Речевое развитие

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева, «Шинель» Е. Благинина

Речевое развитие

Изготовление макета «Детям о войне»

Художественно – эстетическое развитие

13.04 – 17.04

Беседа с детьми «Подвиг на войне»

Познавательное развитие

Рассматривание фотографий «Могила Неизвестного солдата».

Познавательное развитие

Чтение рассказа Митяева А. «Дедушкин орден»

Речевое развитие

Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Салют победы» Ю. Непринцева

Художественно – эстетическое развитие

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.

Речевое развитие

Оформление альбома «Боевые машины»

Познавательное развитие

20.04 – 24.04

Рассказ-беседа "Четвероногие помощники на фронте"

Художественно – эстетическое развитие

Чтение рассказов: «Почему Армия родная» А. Митяев.

Речевое развитие

Изготовление плаката «Мы за мир».

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением памятников воинам, обелисков

Познавательное развитие

Прослушивание музыкальных произведений: марши – Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

Художественно – эстетическое развитие

Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»

Социально- коммуникативное развитие

27.04 – 30.04

Познавательная беседа: «День Победы»

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву"; С.Михалков "День Победы",

Речевое развитие

Разучивание стихотворения: Т.Белозеров «Майский праздник - День Победы»

Речевое развитие

Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривание фотографий «Дети- герои Великой Отечественной войны.

Познавательное развитие

Рассказ-беседа "Дети и война"

Познавательное развитие

Сюжетно –ролевая игра «Мы – солдаты»

Социально- коммуникативное развитие

Подвижная игра «Полоса препятствий»

Физическое развитие

4.05 – 8.05

Беседа о празднике «День Победы».

Познавательное развитие

Музыкальный праздник посвященный «Дню Победы»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»

Художественно – эстетическое развитие

Возложение цветов к памятнику погибшим солдатам

Социально- коммуникативное развитие

Оформление выставки детских работ «Салют Победа»

Художественно – эстетическое развитие

Итоговый этап:

Проведение праздника посвященному Дню Победы,

Презентация проекта,

Оформление выставки.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества»

Воспитатель 1 категории:

Карнаухова Л.Ю.

МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев

Тип проекта: тематический

Возраст детей: Старший дошкольный возраст.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: Долгосрочный, с сентября по май

Актуальность:

Родина, Отечество. … В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы: матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ни чего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, тогда когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма, включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Так с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Для того, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым необходимо научить его любить своих родителей, а им в свою очередь окружить заботой, любовью и вниманием.

Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок

Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Проект «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества» включает в себя 18 тематических блоков. Каждый блок рассчитан на 2 недели итогом, которого

является сплочённая деятельность с родителями, в результате которой проходят совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии, а также выполнения домашнего задания: беседы с детьми, участие в мини – проектах праздниках, выставках, изготовления стенгазет и и т. д.

Завершающим звеном данного проекта является проведение праздника для детей и родителей: «Наша Родина – Россия». На итоговом мероприятии активными участниками будут не только дети, но и родители, взявшие на себя роль «Творческой группы»

Идея проекта:

Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по формированию патриотических качеств личности ребёнка в разных видах деятельности.

Активизировать и обогатить воспитательные умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Цель проекта:

1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

2. Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.

Задачи:

Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта.

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности: любовь к своей семье, родному дому.

Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возрождать нравственные традиции в современной семье.

Формы работы:

С детьми:

Беседы;

Занятия;

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

Выставки детских работ;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

Творческая речевая активность;

Утренники, развлечения, конкурсы;

проведение подвижных игр; игр – драматизаций;

проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;

чтение художественной литературы;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов совместно с родителями.

С родителями:

Анкетирование;

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

Дни открытых дверей;

Экскурсии, посещение музея, выставок

Фотоконкурсы

Праздники;

Семейные мини – проекты

Подготовка к внедрению проекта.

1. Изучить методическую, художественную и детскую литературу;

2. Подобрать иллюстративный материал;

3. Провести подборку музыкальных композиций по теме проекта;

4. Организовать ООД по теме проекта;

5. Анкетирование родителей. Опрос детей.

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества»

Система и последовательность работы по проекту:

1. «Имя - великое сокровище»; «Именины – праздник каждый год»

2. «Дом, в котором я живу»; «Семейный круг»

3. «Мой любимый детский сад»; «День матери»

4. «Мы помощники»; «Все профессии нужны – все профессии важны»

5. «Новый годсемейный праздник »; «Папа, мама, я – спортивная семья»

6. «Зимние забавы»; «Мой папа Защитник Отечества»;

7. «Мама – первое слово» ; «Встреча с прошлым»

8. «Наша Родина – Россия»; «Мой город Набережные Челны – Великий Автоград»

9. «Великий День Победы»; «Без труда ни куда»

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по разделам проекта.

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Заключение

В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций могут возникнуть проблема не желание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Используемая литература:

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

6. «Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

8. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»

Интернет-ресурс:

1.http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко». 2. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников

Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проект по нравственно-патриотическому направлению работы с детьми логопедической группы

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. А.Твардовский

Пояснительная записка

Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.

Актуальность проекта:

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2015г.
Участники проекта: Дети логопедической группы 95-6 лет), воспитатели, педагоги ДОУ и родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Формы работы над проектом:

Занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Слава нашим ветеранам!»
- «День Победы», слайдовая презентация на память.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
- фоторепортаж «Уроки Великой Отечественной войны»;
Для ветеранов:
- открытки и письма ветеранам, сделанные ребятами для торжественного поздравления.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:

НОД на темы:

-«Наша родная Армия»;
- «Воин-солдат»
-«Военная техника»
-«Дети войны»
-«Награды»
-«День Победы».

Беседы с детьми на темы:

-«Великая Отечественная Война »;
-«Герои Великой Отечественной войны»;
-«Герои, которые ковали победу в тылу»;
-«Беседы о военных профессиях».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
-Выставка военной техники, собранной детьми;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
-Лепка из папьемаше«Военная каска»;
-Оригами «Знамя победы», «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»;
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен «Увечного огня», «Парад на красной площади»,»Мы хотим чтоб птицы пели»
-Изучение танца «Калинка», «Гляжу в озера синие».

Речевое развитие:

Чтение детям художественных произведений:
-Е.Благинина «Шинель»
-Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
-А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
-Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
-М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
-А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
-Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем
-Разучивание стихотворений о ВОВ.
Физическое развитие:
- Спортивное соревнование детей дошкольной группы
-Начальная строевая подготовка мальчиков старшей подгруппы.

Социально-коммуникативное развитие:

Посещение выставки-музея в МОУСОШ №13«Поклонимся великим тем годам»;
-Целевая прогулка к мемориальному постаменту с родителями в выходной.
-Выступление на торжественном празднике посвященном празднованию 70-летия Победы «История одного письма»
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-Выпуск «Уголка Славы» в родительском уголке с именами дедушек и прадедушек-участников ВОВ воспитанников.

План реализации проекта.

I Этап - Подготовительный этап. Погружение в проект.

1.Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2.Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель)
Мероприятия:
1. «Дети войны» - Подбор тематического материала (книг, статей, презентация) .
2. Оформление книжной выставки и информационного уголка.

3. Чтение детям художественные произведения:
Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога».
4. Беседа «Наша армия родная».
5. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.


II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям.

1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, разработать план реализации проекта.
2.Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3.Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину»
4.Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.




5.Подбор музыкальных произведений военной тематики

6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)




Мероприятия:
1. Выставка детских рисунков «Краски Победы», посвящённых 70-летию Победы.


2. Разучивание стихотворений на военную тематику.
3. Экскурсия в музей школы№13. Небольшой рассказ о войне и чтение отрывков стихотворений.
4. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек».
5. Изготовление фронтовых писем (техника оригами).
5. Просмотр мультфильмов на военную тематику.
6. Ручной труд «Подарки ветеранам»



7 Изготовление макета в память о погибших воинах. «Обелиск»

Рассказать друзьям