Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию: «В гости к елочке».


Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала : Каждый педагог, работающий в разновозрастной группе, сталкивается с трудностями при проведении организованной образовательной деятельности, и особенно в области «физическое развитие». Хочу познакомить вас с конспектом организованной образовательной деятельности по физическому развитию «В гости к елочке». Данный конспект будет полезен как воспитателям, работающим на разновозрастной группе, так и воспитателям одновозрастных групп, для детей с 4 -7 лет.

Конспект организованной образовательной деятельности: «В гости к елочке».

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, Художественно-эстетическое, Познавательное.
Цель: Развитие физических и нравственно-волевых качеств.
Задачи:
Младшая подгруппа: Продолжать учить детей средней подгруппы ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; совершенствовать навык метания в горизонтальную цель с расстояния 2 метра.
Старшая подгруппа: Добиваться энергичного подтягивания руками при ползании на гимнастической скамейке, сохранять равновесие в стойке на коленях; совершенствовать навыки метания в горизонтальную цель, снизу левой и правой рукой, с расстояния 3 метра.
Развивать физические и нравственно – волевые качества, быстроту реакции.
Упражнять в двигательной деятельности;
Воспитывать справедливость, дружелюбие, самостоятельность.
Оборудование: кукла – перчатка Сорока, гимнастические палки для детей старшего дошкольного возраста, для бросания в горизонтальную цель две корзины или два обруча, маленькие мячи по количеству детей, две дуги высотой – 40 сантиметров и 50 сантиметров, две гимнастические скамейки, поролоновые бруски – 6 штук, ребристая доска, счеты – гимнастический массаж ер; искусственная елка; плоскостные изображения для елки – игрушки; маски – шапочки (красная и синяя), белая салфетка (чтобы спрятать елочку).
1 часть. Вводная.
«Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.»
-Отгадайте, о чем эта загадка?


Прилетела к нам сорока,
Принесла с собою весть,
Что в лесу, здесь, не далеко,
Елочка чудная есть!
- Ребята, вы хотите отправиться в лес, к загадочной елке? Чтобы туда попасть нужно, преодолеть много препятствий, вы готовы?
(Все движения выполняются под музыку, подобранную воспитателем.)

«Лыжи быстрые возьмем …….Ходьба широким шагом (шаг лыжника)
и по снегу мы пойдем».

«А высокие сугробы, мы перешагнем»…..Ходьба, высоко поднимая колени.

«Вот, на речке лед застыл
Скользко, осторожно»……………….Ходьба обычная.

«Чтоб нам в снег не провалиться,
Очень, очень быстро мчимся»………….Легкий бег.

«Кусты и деревья,
Мы змейкой обойдем»………………Ходьба змейкой.

« И к прекрасной елочке,
Скоро мы придем»………………Ходьба обычная. Построение в круг.
-Устали, давайте немножко отдохнем!
Дыхательная гимнастика «Прогулка в лес»
(Дети стоят в кругу, воспитатель показывает картинку с изображением дерева на мольберте, каждое движение выполняют по 3 раза)
1.«Вот сосна высокая стоит……………….И.п.-о. стойка, 1- вдох – руки в
И ветвями шевелит».............. стороны, 2 – выдох- наклон туловища вправо,
............................... 3- вдох – вернуться в и.п.,
................................ 4 – выдох- наклон туловища влево,вернуться в и. п.

2.«Вот нагнулась елочка, ……………………..И.п. – ноги врозь, руки опущены.
Зеленые иголочки»............... 1- вдох, 2 – выдох- наклон туловища вперед;
................................. 3-4 – вдох,
вернуться в и. п.-выдох
3.«Стоит Алена, тонкий стан………………… И. п. – ноги врозь, руки опущены
Белый сарафан».................... 1- вдох- руки через стороны вверх, подняться на носки,
................................. 2 – выдох - руки вперед-вниз. Опуститься на всю стопу,
.................................. 3-4 повторить, вернуться в и. п.

«Отдохнули, в путь пора, ждет нас елка детвора!»
Ходьба по кругу с перестроением: «За направляющим, парами, через центр».

Старшие берут гимнастические палки по пути следования. В центре, елка с игрушками.


2часть. Основная. ОРУ
(дети старшей подгруппы выполняют упражнения с гимнастическими палками)
1.«Вот какая елочка, ……………И.п. – основная стойка, подняться на носки,
Прекрасная стоит и............. 1 – руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п.
Огнями яркими.................. (6 - 8 раз)
Весело блестит».

2. « С неба подают зимою………….И.п. – стоя на коленях, руки вперед-вниз,
И кружатся над землею...............1 – руки вверх, 2 – вернуться в и. п.
Мягкие пушинки, ...................... (6 - 8 раз)
Белые…..»
Снежинки

3. «Растет она вниз головой,…………И.п. – сед на пятках, руки вниз,
Не летом растет, а зимой. ............. 1 – встать на колени, руки вверх, в
Но солнце ее припечет, ................. стороны, 2 – вернуться в и. п.
Заплачет она и умрет» .................. (6 - 8 раз)
Сосулька

4. «Кто зимой холодной………………..И.п. – опора на кисти рук и носки ног.
Ходит злой, голодный?». .......... 1 – опора на предплечья и колени,
Волк ............................2 – вернуться в и. п. (6 - 8 раз)

5. «В берлоге большой, ………….И. п. – лежа на спине, обхватить руками,
Спит житель лесной,.....................согнутые колени. 1 – ноги прямо,
Весна приближается.....................руки вдоль туловища. 2 – вернуться в и.п
Житель, просыпается»...................... (6 - 8 раз)
Медведь

6. « На горку – бегом………….И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.
Ну, а с горки – кувырком». ........ 1 – повернуться на правый бок, 2 – на живот,
Заяц ..................... 3 – повернуться на левый бок, 4 – на спину,
...............................то же в обратную сторону.
(по 3-4 раза в каждую сторону)

7. «С ветки на ветку,………………..Прыжки на двух ногах, руки на поясе -
Быстрый, как мяч,.............. младшие, старшие – палка за головой,
Прыгает ловко...................прыжки на левой и правой ноге,
Рыжий циркач». .................. поочередная смена левой и правой ноги.
Белка ..................(прыжки в чередовании с ходьбой 2-3 раза)

Основные виды движений.


-А хотите поиграть на полянке у елочки?
(«За направляющим в две колонки становись!» перестраиваются в две колонки: старшие и младшие .)
«Гнуться ветви еловые,………………….Подлезание под дугу.
Вниз, к головкам детей,
И снежинки блестят на них,
Переливом огней».

«Не видать уже дороги,……………………..Прыжки на двух ногах,
Не видать уже следов. ............. с продвижением вперед (младшие, 4 бруска),
Мы ребята шустрые, .................прыжки боком (старшие. 6 брусков)
Перепрыгнем, через сугроб».

«Очень весело зимой,…………….. Ползание по гимнастической скамейке на
Мчатся с горки ледяной! ............животе, подтягиваясь руками (младшие)
Оттолкнулись и вперед, ..............ползание по гимнастической скамейке,
никто не отстает!» ................стоя на коленях, подтягиваясь руками (старшие.)

«Очень нравится зимой……………Бросание в горизонтальную цель.
Нам в снежки играть. ............ Для старших расстояние – 3 метра,
Самое главное, .................Для младших - 2 метра.
В цель попасть!»

Подвижная игра «Два Мороза»

В какую игру еще можно поиграть на полянке у елочки?
(основное движение – бег с увертыванием)


«Мы два брата молодые,……………………… .Выбираем два ведущих
Два Мороза удалые, ................из детей старшей подгруппы:
Я – Мороз – Красный нос, ...........2 Мороза (шапочки синяя и красная).
Я – Мороз - Синий нос.
Кто из вас решиться,
В путь – дороженьку пуститься.

Не боимся мы угроз,…………………….. После слов, дети бегут
И не страшен нам Мороз!» ............. на противоположную сторону.
Считаем (замороженных) пойманных детей.
Игра малой подвижности «Что висит на елке?»
-Ребята, а я знаю еще одну игру, хотите поиграть? Давайте встанем в круг, если я называю предметы, которые висят на елке, вы поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх, если то, чего нет на елке – не двигаетесь.
«Очень весело играли,
И немножечко устали,
Пора с елочкой прощаться
И в группу возвращаться!»
-На чем мы поедем обратно? (включаем музыку, ходьба обычная, ходьба широким шагом (шаг лыжника))

Несмотря на то, что разновозрастные группы являются самыми многочисленными в обществе, опыт разновозрастного общения детей долгое время в основном ограничивается семьей. Традиционно в большинстве детских садов дошкольников разделяют строго по возрастам. И для этого находится достаточно оснований: это, прежде всего, удобнее педагогам, т.к. облегчается процесс обучения, упрощается режим, требования выполнения программ также наиболее полно и легко может осуществиться в одновозрастной группе детей. Ушли в прошлое большие разновозрастные компании детей во дворе, зачастую в отношениях старших и младших наблюдается или игнорирование, или жесткий авторитаризм, можно сказать, «ранняя дедовщина» . Ни для кого не секрет, что во многих семьях растет один или два ребенка. Большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Дети и родители видятся урывками, совместный досуг ограничен или заботами, или собственными интересами родителей.

Таким образом, большую часть времени ребенок проводит со своими сверстниками. Но не лучше может обстоять дело и в семье, имеющей более одного ребенка. Разновозрастное общение детей в семейном контексте приобретает особое значение. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры – социальная группа сиблингов. Не зря рождение второго ребенка считается одним из стрессовых факторов для первенца, как и наличие старшего для младшего тоже становится жизненным испытанием. Независимо от разницы по ряду качеств отношения между ними дают опыт, совершенно отличный от опыта общения как со взрослым, так и с ровесниками, нередко этот опыт оборачивается психологическими проблемами, которые приходится решать уже во взрослой жизни. Не случайно практика создания разновозрастных групп рассматривается и зарубежной, и отечественной педагогикой как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а при этом признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка, а во многих странах у педагогов формируют профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Для старших детей такая группа своей целью имеет развитие эмпатии, понимание возрастных особенностей и возможностей человека, умение договариваться и находит конструктивное решения. От младших требуется не только активное участие в играх, позволяющее развивать свои возможности, очень важно формировать у них позитивное отношение к взаимодействию со старшими, желание научиться новому, радоваться победам и не бояться проигрыша.

В целом отношение к разновозрастным группам неоднозначное, но меня как педагога, ведущего клубню работу, заинтересовало мнение о целесообразности формирования такой группы при проведении нетрадиционных форм занятий, где отсутствуют жесткие рамки учебного процесса. Опыт совместных детско-родительских физкультурных занятий дал положительные результаты и сам по себе как одна из форм детско-родительского сотрудничества, общения, и в плане удачной наполняемости игровым содержанием, которое как нельзя лучше отвечало одной из главных целей – улучшение детско-родительских отношений. Я решила попробовать организовать игровые занятия детей младшего и старшего возраста по принципу клубной работы «Навстречу друг другу» . Принимая решение о занятиях, я надеялась использовать следующие особенности взаимодействия в разновозрастной группе:

  • Ролевое участие ребенка, особенно старшего постоянно меняется, поэтому постоянно подключаются различные механизмы, активизирующие поведение личности: если он выступает, как младший, срабатывает механизм подражания, ка старший – включается механизм «социального взросления» . Для развития ребенка очень важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях.
  • Выполняя некоторые педагогические функции – контроль, научение – старший ребенок получает дополнительную возможность утвердить себя, получить признание, осознать свою полезность, востребованность как союзник или помощник педагога – особенно это важно для тех, кто по каким-либо причинам не может реализовать себя в группе сверстников.
  • Компенсаторская функция занятия – удовлетворение потребностей детей предшкольного возраста, связанных с их стремлением к взрослости: почувствовать ответственность, помочь, поддержать. Кроме того, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, ответственности, причастности к работе другого.
  • При этом пользу получают не только старшие дети, но и младшие; сокращение возрастной дистанции позволяет им расти своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым, часто лишне довлеющим и опекающим.
  • Стимулирующая функция: благодаря совместной деятельности активизируются и проявляются индивидуальные качества, например заботливость, ответственность, которые в условиях своей группы дети могут и не проявлять.

Таким образом, характерная особенность разновозрастной группы – это расширение ролевого репертуара детей. Старшим детям предстояло заменить в играх и упражнениях взрослых. В некоторых играх и упражнениях они выполняли контролирующую функцию, например, проследить, чтобы младший ребенок забрался вверх по шведской лестнице и не упал. Это простое, на первый взгляд, упражнение многому учит: зрительный контроль требует, сосредоточенного внимания, хорошего глазомера, младший при этом получает больше свободы, чем с большим взрослым и в тоже время чувствует себя в безопасности. Старший ребенок вовлечен в свой первый педагогический и человеческий опыт ответственности. Часть игр предполагала сотрудничество, при этом старшему отводилась позиция сильного, а младшему необходимо проявлять ловкость и координацию: младший ребенок сидит у старшего на коленях и таким образом им надо передвигаться. Упражнение требует приложения достаточных усилий и стимулирует телесные контакты – чтобы не упасть младшему ребенку нужно очень крепко держаться за старшего.

Как и в детско-родительской программе, я ориентировалась не только на физическое оздоровление детей, но и на решение проблем психологического плана, как общих, так семейных и индивидуальных. Соответственно подбирались игры и упражнения. Общая особенность всех упражнений – присутствии в разной степени телесного контакта. Например, большие дети становятся в ряд и образуют своеобразный тоннель, или мост. Под мостом «едут» машинки – младшие дети. В какой-то момент мост «рушится» - падает. Нужно выбираться из-под завалов: младшему приходиться и вывертываться, и выкручиваться, проявляя силу, и ловкость, и волевые усилия. Происходит работа со страхами – темноты, прикосновения. А где еще можно безнаказанно организовать кучу малу? В игре «Бревнышки» телесный контакт сочетается с применением силового усилия. Это интересно еще и тем, что ведущую роль здесь играют младшие. Игра дает им прекрасную возможность поменяться ролями и почувствовать себя силачом. Очень важной, особенно для маленьких детей, является метафорическая составляющая игр, когда даже простое упражнение имеет волшебную историю: ребенок не просто перекатывается по полу – это бревнышко для постройки дома. На опыте первых же занятий я убедилась, что упражнение, ставшее частью игры, усваивается намного быстрее и лучше. В игре «Мостик» телесный контакт связан и со снятием эмоционального напряжения: младшему ребенку нужно проявить немало ловкости и координации, чтобы пройти по спинам больших ребят, лежащих на полу. А что делают в этот момент большие – всегда хохочут. Сою лепту вносит нестандартность упражнений, непривычность их для детей, которые уже привыкли к жесткой регламентации. Вообще, элемент забавности очень важен в играх – он прекрасно помогает снять эмоциональное напряжение. Есть игры, в которых и телесный, и эмоциональный контакт играют главную роль, отодвигая остальное на задний план: в игре «Хозяин и щенок» происходит смена роли для младшего ребенка. Он играет роль большого хозяина для своего щенка. Как большой и добрый хозяин обращается со своим маленьким питомцем – играет с ним, ласкает, успокаивает – проигрывая это, дети получают бесценный опыт эмпатии и доброжелательности.

Конечно, большое беспокойство вызвало первое занятие – как дети пойдут на сотрудничество друг с другом: не напугаются ли маленькие, не разочаруются большие. Ритуал встречи и прощания обязателен для каждой игры. Наши встречи начались с того, что младшие выбирали себе «дружков» , а старшие приглашали их играть. Никто из старших не остался без пары, каждый пережил счастливые мгновения быть выбранным. На втором занятии младшие уже смело бежали к своим избранникам. А вскоре на прогулках дети стали «узнавать» друг друга, пропало равнодушие, они вспоминают, как играли вместе, радуются друг другу. Большую роль играет и ритуал прощания – дети говорят друг другу ласковые слова, дарят ласковые прикосновения. Иногда мы организуем танец под веселую музыку. Все это создает позитивно эмоциональный настрой. Чтобы сохранить атмосферу взаимной доброжелательности, принятия друг друга, я отказалась от соревновательных игр. И, конечно, не обошлось без коллективных «догонялок» разного вида. После нескольких занятий стали поступать отзывы от родителей: мама старшей девочки, которая занималась с младшей сестрой отметила, что драки и споры дома пошли на спад, девочки и дома играют в игры с занятий, у старшей закрепилась модель поведения старшей, меньше стало инфантильных реакций. Мама мальчика, часто плачущего, склонного к капризам, рассказывает, что он стал гораздо спокойнее и увереннее и пытается «воспитывать» теперь уже старшего брата.

В заключении хочу отметить, что занятия не терпят схематичности, часто приходится менять игры и упражнения в зависимости от реакций детей и ситуации, но я удовлетворена результатами и считаю такую работу важной и полезной для формирования у ребенка способности жить и работать в группе или коллективе, умения конструктивно сотрудничать и брать на себя ответственность.

Закреплять у детей навыки ходьбы и бега: на носках, высоко поднимая колени, бег с захлестываем голени назад.

Совершенствовать технику выполнения подлезания под дугу (мальчики), пролезание в обруч (девочки); ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки), пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), перебрасывания мяча от груди из исходного положения в стойке баскетболиста (девочки), на коленях (мальчики);

Развивать зрительной и слуховое внимание, ловкость, умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной плоскости, глазомер.

Воспитывать организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе, положительный эмоциональный настрой, желание быть здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«МКДОУ Детский сад № 8 г. Киренска»

Конспект физкультурного занятия

в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

Тема: «Быть здоровыми хотим»

Подготовила:

Кириллова Т.П.

Инструктор по физической культуре

МКДОУ «Детский сад № 8 г Киренска»

Киренск, 2012 г.

Конспект физкультурного занятия разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Тема: «Быть здоровыми хотим»

Цель : Закреплять у детей навыки ходьбы и бега: на носках, высоко поднимая колени, бег с захлестываем голени назад.

Совершенствовать технику выполнения подлезания под дугу (мальчики), пролезание в обруч (девочки); ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки), пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), перебрасывания мяча от груди из исходного положения в стойке баскетболиста (девочки), на коленях (мальчики);

Развивать зрительной и слуховое внимание, ловкость, умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной плоскости, глазомер.

Воспитывать организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе, положительный эмоциональный настрой, желание быть здоровыми.

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей:

Познание: закрепить знания о составляющих здорового образа жизни;

Музыка : умение выполнять движения под музыку, чувствовать смену темпа музыкального сопровождения, эмоциональный настрой;

Коммуникация : умение соотносить движения с речью;

Социализация : умение действовать в парах, соблюдать разницу между девочками и мальчиками.

Оборудования: пластмассовые ведерки (2) по количеству детей: мальчики (вес 50 гр), девочки (пустые ведра); 1 скамейка, 6 мячей, 6 колец, бубен, мешочки с солью для девочек, обруч со стойкой, дуга, магнитофон, аудиозапись, карточки для ОРУ, карточки для п/и «Будь здоров», карточки для ОВД.

Ход занятия:

  1. Водная часть.

Дети входят в зал строятся в шеренгу.

Равняйсь! Смирно!

а) Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой.

Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх и машут ею.

Здравствуйте, мальчики! Педагог также приветствует мальчиков.

Здравствуйте! Мальчики машут рукой.

Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх.

Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой.

День такой прекрасный! Протягивают прямые руки вперёд.

Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши .

Хорошо под солнышком Поднимают руки вверх, встают на носочки

Мы растём, и тянутся как можно выше.

Здоровей становимся Сжимают пальцы в кулаки,

С каждым днём! прижимают руки к плечами разводят в стороны.

Все собрались!? Все здоровы!? Бегать, играть, заниматься готовы? Ну, тогда подтянись, не зевай и не ленись, на разминку становись! Направо, раз, два! В обход по залу шагом марш. (Выполняются разные виды ходьбы)

Ходьба обычная в колонне по одному,

Ходьба на носках руки к плечам, вверх;

Ходьба на пятках руки за головой;

Ходьба, высоко поднимая колени, ударяя о ладошки.

Ходьба на внешней стороне стопы змейкой между пластмассовых ведер;

Ходьба обычная.

Бег обычный;

Бег змейкой между пластмассовых ведер;

Бег с высоким подниманием коленей, ударяя о ладошки.

Бег с захлёстыванием голени назад;

Ходьба обычная;

Упражнения на восстановления дыхания.

Через центр зала парами шагом марш. На месте стой раз, два. На вытянутые руки вперед, назад разомкнись. Кругом, раз, два! "Чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься!

  1. Ору с двумя пластмассовыми ведрами
  1. «Мы силачи»

И.п.: о. с., руки с ведрами выпрямлены в стороны.

1-согнуть руки в локтях, ведра к груди;

2-и.п. (7-8 раз)

  1. «Мельница»

И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч, правая рука с ведром вверх, левая рука с ведром вниз.

1-8 – круговые вращения руками с ведрами вперед.

То же назад. (по 4-5 раз вперед и назад)

  1. «Прогнись»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни. Руки с ведрами в стороны.

1-2 – прогнувшись, отвести руки назад; соединив ведра, одновременно отвести

Правую ногу назад на носок;

3-4 – и.п.

То же, отводя левую ногу. (7-8 раз)

  1. «Сядь прямо»

И.п.: стоя, ноги скрестно, руки с ведрами впереди.

1-2 – сесть по –турецки без помощи рук;

3-4 – встать. (5-6 раз)

  1. «Подними ведерко»

И.п.: сидя, руки в упор сзади. Ноги вместе, ведра надеты на ступни.

1-поднять ноги вверх;

2- развести в стороны;

3-свести вместе;

4-и.п. (6-7 раз)

  1. «Мостик»

И.п.: лежа на животе, ноги прямые, кисти согнуты в локтях рук у плеч. Ведра у правого бока.

1-4 – подняв туловище с опорой на кисти и стопы, приставными шагами перенести туловище на другую сторону от ведер.

То же в другую сторону. (по 5-6 раз в каждую сторону)

  1. Прыжки «Восьмерка»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе. Ведра поставлены на полу на расстоянии 50 см одно от другого.

Прыжки «восьмеркой» на обеих ногах вокруг ведер. (по 3-4 раза в каждую сторону)

Упражнение на восстановления дыхания .

1) И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью. На раз - руки разгибаем в стороны, делая вдох через нос «тик», на два медленный выдох через рот «так» (мальчики).

2) И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз – руки медленно поднять вверх со словами «тик», одновременно делая вдох через рот, на два – выдох. Опуская руки вниз говоря «так» (девочки).

Кругом раз, два, сомкнись. В обход по залу шагом марш. Направляющий на месте. Стой, раз два. Налево раз, два.

Расстановка спортивного оборудования дежурными для основных видов движений: мальчики – (скамейку, стойку с обручем, дугу), девочки - (кольца, мешочки с солью).

Основные виды движений.

- Ходьба по гимнастической скамейке, пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки);

Пролезание в обруч (девочки), подлезание под дугу (мальчики);

Перебрасывание мяча от груди исходное положение стоя на коленях(мальчики), стойка баскетболиста (девочки).

Дежурные убирают спортивное оборудование на свои места.

Подвижная игра «Будь здоров»

Во время передвижения детей по залу инструктор по физической культуре зачитывает стихи, после окончания стихотворения дети останавливаются, смотрят на картинку и выполняют движения, которые изображены на картинке (5 раз). Закончили. Молодцы!

Встали врассыпную, на свободные места, выполним оздоровительный массаж «Пальчики - наши лекари»
3.Заключительная часть

Оздоровительный момент

Профилактика простудных заболеваний. Самомассаж:
"Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку ставим козырьком.
Вилку пальчиками делай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да-да-да,
Нам простуда не нужна!"

В одну шеренгу становись. Равняйсь, смирно! Занятие окончено. Направо раз, два. В обход по залу в группу шагом марш.


Тема: «Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада» Левина С. В. воспитатель по физической культуре. ГБОУ СОШ № 629.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают семейные детские сады, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2 -х возрастов: - 1 подгруппа вторая младшая и средняя группы; - 2 подгруппа старшая и подготовительная группа. Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут. . Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме: I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений). II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2 -4); подвижные игры (1 -2). III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец

Пространственная ориентировка несовершенна. малышей у очень Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки. . . " - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками. . . " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т. п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок? " - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях: - используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия); - используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия); - для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения.

Подвижные игры с бегом: «Мороз Красный нос» , «Гуси лебеди» Подвижные игры с лазанием: «Пожарные на учениях» , «Медведь и пчелы» Подвижные игры для разновозрастной группы ДС Подвижные игры с метанием: «Сбей булаву» , «Мяч через сетку» Подвижные игры с прыжками: «Удочка» , «Зайцы и волк»

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игре для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов: - Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми); - Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.); - Учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить); - Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Роль воспитателя очень важна. . . Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал. . где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты. И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких

Уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть, этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, разместить игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо-. рот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого возраста.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Физическое воспитание детей, помимо детского сада, осуществляется в общественных организациях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в семье.

Детские спортивные школы организуются при добровольных спортивных обществах. В этих школах дети занимаются фигурным катанием, плаванием, гимнастикой, настольным теннисом. Ранняя спортивная специализация имеет

важное значение в тех видах спорта, где для достижения высоких результатов необходимо овладение умениями и навыками многообразных форм движений, сложных по координации, а также требуется развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость, глазомер, равновесие, гибкость,

ритмичность. В детских спортивных школах складываются основы для дальнейших занятий спортом.

Обучение избранным видам спорта в детских спортивных школах строится на основе общей физической подготовки, с учетом особенностей возраста и при постоянном врачебно-педагогическом контроле. Например, в группах фигурного катания общая физическая подготовка детей обеспечивается занятиями хореографией, гимнастикой, плаванием и другими физическими упражнениями.

В детских спортивных школах занимаются по специально разработанной программе. При этом используются многие методы и приемы обучения, применяемые в детских садах.

На занятиях физическими упражнениями в детском саду воспитатели привлекают детей, посещающих детские спортивные школы, к показу движений, к руководству подгруппой (при групповом методе организации детей). Кроме того, воспитатель может поручить таким детям позаниматься с детьми, которые не усвоили то или иное упражнение.

Большая работа с дошкольниками проводится в детских городках при парках культуры и отдыха, стадионах, а также в детских парках. Детям предоставляется возможность пользоваться на площадках оборудованием, физкультурным инвентарем (санки, лыжи, коньки, велосипеды, мячи, скакалки и др.).

Кроме того, с детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия по обучению различным видам физических упражнений (катание.на коньках, передвижение на лыжах и др.), организуются подвижные игры, аттракционы. Методисты-тренеры дают консультации родителям по подбору упражнений и методике их проведения с детьми разных возрастных групп.

В бассейнах организуются группы для занятий с детьми, задача которых

- улучшение общей физической подготовки, а также обучение детей способам плавания.

Создаются также группы детей, с которыми используют упражнения в воде как эффективное средство лечения различных заболеваний (сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем), а также исправления дефектов в осанке и формировании стопы.

В скверах, во дворах домов для детей дошкольного возраста оборудуются физкультурные площадки, где устанавливаются стремянки, заборчики, лесенки для лазанья, качалки, качели, карусели, бревна, горки для скольжения на ногах, скатывания на санках; отводится место для подвижных игр, катания на велосипеде, самокатах, спортроллерах, передвижения на лыжах, заливаются катки.

К работе с детьми привлекают тренеров спортивных обществ, родителей, старших школьников, занимающихся в спортивных школах.

В кабинетах лечебной физкультуры при детских поликлиниках прово-

дится работа с детьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

На основании обследования ребенка врач назначает физиче- . ские упражнения и массаж. Дети занимаются физическими упражнениями вначале под руководством методиста, а в дальнейшем (после инструктажа родителей) в домашних условиях.

В случае необходимости врач передает назначение в детский сад, и с детьми проводят занятия медсестра или воспитатель.

В детских больницах наряду с различными средствами лечения также используются физические упражнения и массаж. Физические упражнения назначаются с учетом характера заболевания (или операции), а также возраста, состояния здоровья, физической подготовленности детей. После операции физические упражнения и массаж используются с целью предупреждения различных осложнений (воспаление легких, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника).

В детских садах санаторного типа находятся «дети, имеющие те или иные отклонения, в состоянии здоровья, поэтому особое внимание уделяется физическому воспитанию. На участке создаются все условия, чтобы дети больше времени находились на воздухе, чтобы для каждого ребенка нашлось интересное занятие. Зимой заливаются ледяные дорожки, каток, сооружаются снеж-

велосипедах, самокатах, спортроллерах, роликовых коньках и т. д.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия, как правило, проводятся на участке. Кроме того, воспитатель поощряет использование физических упражнений в самостоятельных занятиях. Внимательно наблюдая за детьми и учитывая состояние здоровья, он регулирует физическую нагрузку каждому ребенку.

Дети с нарушениями слуха, речи, зрения и др. воспитываются в специальных дошкольных учреждениях или особых группах при обычных детских садах. Специфика обучения физическим упражнениям в этих учреждениях заключается в особом сочетании методов и приемов обучения. Например, при обучении физическим упражнениям детей с недостатками слуха большое место занимают наглядные методы, в частности показ, зрительные ориентиры, которые помогают правильно понять и выполнять упражнения.

В работе со слабо видящими детьми ведущая роль принадлежит слову в сочетании с физической помощью, звуковыми ориентирами. Следует также учитывать, что у детей с недостатками зрения мышечные ощущения заменяют зрительные представления, поэтому ребенок может, например, подойти к цели для метания, ощупать ее, запомнить, на какой высоте она расположена и на ка-

ком расстоянии от начальной черты находится. Затем, отойдя к начальной черте, ребенок прицеливается и бросает мяч или мешочек с песком. Воспитатель сообщает о результате попадания и делает указания о силе замаха и направлении броска.

Правильно выполнять физические упражнения помогают звуковые ориентиры. Например, если при подпрыгивании вверх с целью достать предмет (погремушку, колокольчик) ребенок слышит звук колокольчика, он знает, что высота преодолена. Во время подлеза-ния под веревку, к которой привязана погремушка или колокольчик, звук их указывает ребенку, что следует наклониться ниже.

В логопедических группах большое внимание уделяют упражнениям для пальцев кисти, ритмическим упражнениям, содействующим развитию речи. Кроме того, подбирают игры и упражнения, в которых дети должны сочетать движения со звуками, словами.

В детских домах (домах ребенка) воспитываются дети, не имеющие родителей, поэтому задачи физического воспитания должны осуществляться полностью в детском учреждении. Помимо тех форм работы физического воспитания, которые применяются в обычном детском саду, большое место отводится организации подвижных игр и самостоятельных занятий физическими упражнениями в вечернее время. В выходные и праздничные дни рекомендуется проводить прогулки в лес, посещение"катка, организовывать физкультурные праздники и.т. д.

При проведении занятий важно, учитывая индивидуальные особенности детей, вызывать как можно больше положительных эмоций, создавать бодрое, радостное настроение.

Воспитателям, работающим в этих учреждениях, необходимо быть особенно внимательными к детям, стремиться восполнить потребность ребенка в родительской ласке.

Физическое воспитание в семье

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и государственных учреждениях едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников детского сада.

С укорочением рабочей недели родители имеют возможность уделять больше времени воспитанию детей. В семье можно с более раннего возраста формировать умения и навыки в сложных видах движений (лыжи, коньки, велосипед, плавание и др.). Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. И поэтому организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую на-

грузку в течение дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные и праздничные дни.

Дошкольные учреждения могут оказать большую помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании детей: организуются уголки для родителей, проводятся консультации, беседы, лекции, открытые занятия.

Различные формы организации физического воспитания могут быть заимствованы родителями из опыта дошкольных учреждений. В связи с этим следует знакомить их со специальной литературой по физическому воспитанию, а также рекомендовать литературу, предназначенную для родителей.

Родители, дети которых не посещают дошкольное учреждение, обязаны сами обеспечить им полноценное физическое воспитание. .

В семье, так же как и в детских садах, важно комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), разнообразные физические упражнения; следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.). Особого внимания требует осанка детей.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т. д.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокаты, спортроллеры, роликовые коньки, -бадминтон, настольный теннис, городки, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь, привлечь к этому детей.

Положительное влияние на дошкольников оказывает пример родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, городки, плавают. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Рекомендуется 2-3 раза в год проводить учет состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности. Эти данные помогут проанализировать проведенную работу по физическому воспитанию и наметить план на дальнейший период времени.

Таким образом, государственные учреждения, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьей, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, детей.



Рассказать друзьям