Ребенок пытается поднять голову лежа на спине. Почему ребенок не лежит спокойно на спинке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иногда родители замечают странное поведение – малыш начинает выгибать спинку, пытаться даже встать на мостик и плакать при этом. Возможно, таким образом, организм маленького реагирует на происходящие изменения в нервной системе. Рассмотрим, как это отражается на группе мышц спины и почему такое происходит.

Когда ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком, прежде всего, необходимо оперативно диагностировать причину такого поведения.

Повышенное внутричерепное давление, как причина того, что ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком

Вряд ли попытки встать «на мостик» у ребенка в 3 месяца обусловлены ранней тягой к спортивным упражнениям. Малыш еще плохо владеет своим телом, мышцы не укрепились как следует, поэтому такие «пируэты» для него настоящий подвиг, вызванный серьезной причиной.

Точный диагноз может поставить лишь невролог после тщательного обследования.

  • Если причина кроется в кишечных проблемах, поможет раствор укропной воды или прогретая пеленка. Ее кладут на животик как компресс.
  • Иногда дети ведут себя таким образом из-за тяжелого дыхания. Прислушайтесь, проверьте нос. Если он заложен, промойте водой со слабым раствором соли или отваром с ромашкой. Капните в каждую ноздрю средства от насморка для детей. Когда дыхание наладится, малыш перестанет себя странно вести.
  • Ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком и плачет во время кормления. Он не может толком взять грудь или соску от прикорма, рискует повредить себе спину. Возможно, малыш дает понять, что не наелся или переел. Возможно, даже сыт, но не хочет покидать мамины руки. Иногда причина кроется во вкусе маминого молока при ГВ – малыш голоден, но вкус еды ему не нравится. Тогда маме следует пересмотреть свою диету.
  • Даже подозревая обычный каприз, родителям следует устранить его причину как можно быстрее. Продолжающиеся «упражнения» с прогибанием могут принести малышу серьезный вред. Возможно, пустяковая на вид проблема для него достаточно серьезна, чтобы привлекать к ней внимание таким образом.

Симптомы при внутричерепном давлении

Подозревая у малыша проблемы с давлением, нужно следить за другими сопровождающими признаками:

  • при выгнутой спине малыш нервно напряжен, запрокидывает голову вверх;
  • плачет громко, переходя в крик, демонстрируя болевые ощущения;
  • его иногда тошнит, рвет, потом на время успокаивается.

Для врача важно знать все симптомы, поэтому родители внимательно следят за поведением ребенка. Если проблема в мышечном тонусе:

  • прогнутое тело, напряженные мышцы – все напоминает позу для тренировки;
  • кроха кряхтит, словно пытается поднять тяжесть;
  • массаж с поглаживанием расслабляют мышцы и на время тело возвращается в нормальное положение.

Невролог при осмотре поможет выявить точную причину и подсказать способы лечения. Наблюдения родителей за поведением малыша ему помогут составить полную картину происходящего. Конечно, в 3 месяца ребенок должен посещать этого врача в качестве профилактики, осмотр помогает определить, как развивается малыш, на что реагирует.

Любая причина, когда ребенок в 3 месяца выгибает спинку мостиком, достаточно серьезна. Ведь такие физические упражнения для него нетипичны и даже приносят дискомфорт, боль. Часто выгибаясь, малыш плачет, постепенно начинает краснеть, привлекая к себе внимание. Если дело не в заложенности носа, непривычной еде или простом капризе, родителям нужно не медлить с визитом к врачу. Выявленная вовремя проблема будет быстро решена.

Новорожденный малыш – повод бесконечной радости для его родителей. Однако, он маленький и беззащитный, поэтому мама и папа очень сильно переживают, если младенец начинает вести себя странно, особенно, если грудничок выгибает спину и запрокидывает голову без видимой причины.

Опасно ли данное явление и стоит ли предпринимать какие-то действия? Сначала нужно вспомнить, когда ребенок начал делать подобные вещи, и при каких обстоятельствах грудничок выгибается дугой. Необходимо понаблюдать за крохой, зафиксировать странности в поведении, чтобы в случае обращения к специалисту мама смогла ответить на вопросы врача, проводящего осмотр.

Почему грудничок выгибает спину и запрокидывает голову

Обстоятельства, при которых ребенок принимает нетипичную позу, очень важны. Именно они помогут понять, чем вызваны подобные действия малыша, и предотвратить их дальнейшее появление.

Во время кормления

Если грудной ребенок запрокидывает голову при кормлении, то, скорее всего ему не нравиться вкус материнского молока. Возможно, в рационе женщины присутствуют продукты, которые придают основной пище ребенка неприятный привкус. Стоит вспомнить, вводились ли новые блюда в меню. А может мама просто проявила минутную слабость и попробовала кусочек запретного кушанья? Исключение еды, повлиявшей на вкусовые качества молока, может помочь: ребенок перестанет пугать родителей неестественной позой при кормлении.

Другой причиной, почему ребенок пытается встать на мостик при принятии пищи, может являться обыкновенный каприз: ребенок наелся, но не хочет расставаться с грудью. В данном случае необходимо отвлечь его – показать любимую игрушку или включить музыку.

Во время сна

Если выгибание спины и откидывание головы во время сна наблюдается у ребенка, которому не исполнилось 4 месяцев, это является, по утверждению врачей, вариантом нормы. Ребенок пока что не привык, что в его распоряжении имеется огромное пространства и не до конца научился управлять собственным телом.

Огромное влияние имеет и наследственность. Понаблюдайте за тем, в какой позе спит отец новорожденного, расспросите близких о позиции, которую чаще всего принимаете во сне. Возможно, младенец принимает странное на первый взгляд положение на рефлекторном уровне.

Если подобную позу, когда спит, принимает ребенок старшего возраста, стоит показать кроху врачу. На первый взгляд безобидная привычка может оказаться симптомом опасного заболевания и спровоцировать различные проблемы в будущем, среди которых могут быть остеохондроз, вегетососудистая дистания и даже эпилепсия.

Когда плачет

Если во время очередного приступа плача, возникшего по причине болезни, голода или дискомфорта, младенец пытается стать на мостик, причиной этому скорее всего является незрелость нервной системы, свойственная всем грудным детям. Со временем данная привычка проходит.

Но запрокидывание головы в то время, когда новорожденный плачет, может также являться признаком гипертонуса мышц. Лучше всего перестраховаться и показать кроху неврологу.

Лежа на спине

Каждый малыш пытается познать огромный мир. В первые месяцы, когда мышцы спины ослаблены, чтобы посмотреть, что происходит за спиной малышу проще запрокинуть голову назад и прогнуться, чем повернуть корпус. Если младенец выгибает спину лежа на спине, возможно, он просто пытается рассмотреть что-то, находящееся вне поля его зрения.

Совет! Чтобы избежать подобных трюков, необходимо убрать все источники звуков, находящиеся за кроваткой, где спит кроха, и не разговаривать возле изголовья.

Выгибание спины у грудничка – признак патологии?

Каждый родитель должен помнить – выгибание ребенка может быть признаком какого-либо нарушения:

  1. Кривошея. Данная патология диагностируется в основном у новорожденных, появившихся на свет посредством кесарева сечения или в случае возникновения осложнений при родах. Подобное нарушение чаще всего выявляется еще в роддоме;
  2. Высокое внутричерепное давление. Опасное заболевание, которое может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Кроме закидывания головы, симптомами гипертензии являются сильно выдающиеся вперед глазные яблоки, прикрытые нижним веком глаза, раздражительность и дрожание подбородка при плаче. Однако известный педиатр Комаровский утверждает, что при плаче давление повышается у всех новорожденных, и кратковременные проявления подобного состояния не являются опасными;
  3. Гипертонус. Самая распространенная причина, по которой младенец прогибается дугой. В первые три месяца жизни подобный диагноз ставиться практически всем грудным детям. Если он сохраняется после, необходимо показать кроху специалисту. Игнорирование подобного заболевания может привести к серьезным последствиям – нарушению осанки, дефектам речи, косолапию и неправильной ходьбе;
  4. Колики. Если ребенок плачет и выгибается, не успокаивается, когда берешь на руки – скорее всего у грудничка начались колики. В данном случае необходимо мягко массажировать животик крохи, а также дать лекарственное средство, помогающее избавиться от подобного неприятного явления. Когда ребенок станет постарше, данная проблема перестанет его беспокоить.

Вот как раз стоит паниковать и бежать к хорошему неврологу,это чистой воды неврология,дай Бог,чтобы это было повышенное внутричерепное давление, а не судороги,а лечение обязательно,и когда говорят,что ребёнок «просто хочет перевернуться»-это полная глупость,и то,что подобное состояние нормально-ещё большая глупость.Лечите своих детей,особенно на первом году жизни, т.к здоровых детей последние лет ~15 нет

Ответить

Новорожденный малыш умеет совсем немного: дышать, сосать, спать, плакать – все это жизненно необходимые процессы. Движения крохи пока хаотичны, он еще помнит утробу матери – лежит, прижав руки и ноги, словно экономя место. Когда ребенок начинает держать голову, для него открывается путь в мир интересного и нового, это первое важное достижение грудничка.

Во сколько дети начинают держать голову: 1 месяц

Ребенок не держит голову, пока не окрепнут его шейные и плечевые мышцы. Новорожденный откидывает головку назад, когда взрослые приподнимают его за руки. Тем не менее, он уже способен позаботиться о себе: лежа на животе, он не утыкается лицом в матрац, а кладет ее набок, чтобы удобнее было дышать.

Во сколько ребенок начинает держать голову? – здоровые младенцы делают первые попытки в 2-3 недели. В конце месяца, при выкладывании на живот, у малыша получается удерживать голову несколько минут горизонтально. Но это еще не тот решающий период, когда ребенок начинает держать головку по-настоящему осознанно и уверенно.

Новорожденный грудничок совсем слабенький, и родителям еще рано задумываться, во сколько ребенок начинает держать голову. Наоборот, нужно быть очень осторожными, и научиться носить кроху правильно поддерживая голову, чтобы не нарушить шейные позвонки.

Как лежать на животе?

Перед едой начинайте выкладывать ребеночка на живот, это поможет Вам приблизить тот период, когда грудничок начинает держать голову подолгу.

Вот несколько советов, которые помогут малышу полюбить это упражнение.

  1. Приготовьте валик из полотенца толщиной с Вашу руку. Подкладываем его под грудь так, чтобы разместить в области подмышек. Теперь кроха не сможет лениться, положив голову на матрац. Если дитя будет упорно отводить руки назад, за валик, жгут можно связать концами за его спиной.
  2. Носите кроху на одной руке лицом вниз – голова на Вашем предплечье, придерживаете за отдаленное бедро, слегка завалив на себя. Второй рукой поглаживаете спинку, шею и попу. Равномерно меняете левую и правую руки.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову: 2 месяц

В возрасте 6-8 недель сильные детки приподнимают голову, когда лежат на спине и несколько минут удерживают ее. Когда Вы носите кроху «столбиком» на плече, он приподнимает личико, чтобы пару секунд оглядеться. Оставлять головку без страховки еще рано – придерживайте ее рукой, чтобы она не завалилась набок. Во сколько месяцев ребенок начинает держать головку, зависит от «продвинутости» мамы: домашний массаж, гимнастика и настойчивость родителей играют большую роль.

В полтора месяца любопытный кроха рассматривает мир, подняв головку на 45◦. Еще ваш карапуз научился поворачивать голову в обе стороны. Это время, когда малыш начинает держать головку вертикально на протяжении нескольких минут.

Когда новорожденные начинают держать голову: 3 месяц

Малыша можно поздравить с первым серьезным достижением: теперь, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, долго и уверенно, он может увидеть много интересно. Отныне он активно тренирует мышцы шеи и спины, готовясь к более сложным движениям.

Хотя малыш стал более самостоятельным, оставлять его без страховки нельзя – ребенок не держит голову настолько хорошо, чтобы полностью ему доверять. Резкие толчки или поворот могут сильно качнуть головку малыша, а он не сможет ее удержать. И все-таки прогресс налицо: приподняв грудничка за руки, Вы видите, что линия голова-шея-позвоночник стала прямой, то есть – мышцы шеи, верхней части спины и пресса крепнут.

Когда новорожденный начинает держать головку: 4 месяц

Сейчас он уже научился опираться на предплечья – все чаще Вы видите любопытное личико, изучающее комнату из положения, приподнявшись на руках лежа на животе.

Теперь мама знает, во сколько месяцев ребенок держит голову и понимает, что волновалась напрасно. Развитие ребенка индивидуально. Значительное отставание или опережение может говорить о проблемах со здоровьем. Например, если месячный малыш уже держит голову – стоит посетить невролога, ведь такое раннее достижение является симптомом внутричерепного давления.

Когда ребенок сам держит голову и плечи: 6 месяц

Карапуз теперь настоящий силач: упираясь на обе вытянутые руки или открытые ладони, он возвышается в кровати и выискивает глазами маму. Он крутит головой влево и вправо, подолгу гулит, выражая свое мнение о происходящем. Вопрос «В каком возрасте ребенок начинает держать голову?» уже потерял для Вас свою актуальность. Сейчас Ваша задача – воспитание познавательных интересов и развитие других двигательных навыком сына или дочери.

Оставляйте чадо поиграть самостоятельно, но не спускайте с него глаз. Используйте различные развивающие коврики, пирамиды, книги, куклы – неваляшки.

Как научить ребенка держать голову: общие упражнения

  1. Исходное положение грудничка — на животе. Впереди его дожидается игрушка. Приложите ладонь к детскому лбу и приподнимите голову, чтобы малыш заметил предмет. Если карапуз пытается удерживать голову сам – уберите руку, но при этом подстрахуйте от удара. Повторить 5 раз.
  2. Выкладывание на живот как можно чаще.
  3. Хороша зарядка на гимнастическом фитболе – положите грудничка на живот и, придерживая под руками, покачните мяч вперед, чтобы голова и плечи оказались свободными – на весу. Длительность – 2-3 секунды, по 10 раз. Отдыхаем прямо на мяче.

Если ребенок не поднимает голову лежа на спине:

  1. Положите кроху на спину, под голову и плечи – общую подушку. Приподнимите его под спину и удерживайте несколько секунд, чтобы он сам приподнял голову. Повторить 5 или 7 раз, давая отдых на подушке.
  2. Когда ребенок может подтягиваться, сгибая руки в локтях, пробуйте поднимать его не под спину, а за руки. Цель – та же. Повторить 5 раз.
  3. Если малыш не может поднять голову, то помогайте ему, приподнимая его головку своей рукой под затылком на 5 секунд. Упражнение повторите 7 раз.

Итак, мы с вами обсудили, во сколько месяцев ребенок начинает держать головку. Но бывают частные случаи запоздалого развития. Появились подозрения? — обратитесь к врачу. Курс массажа, ЛФК или медикаментов помогут откорректировать двигательную активность ребенка, догнать и даже перегнать сверстников. Не нужно паниковать, если невролог поставил диагноз – мозг ребенка очень пластичен. Чем раньше начнется лечение, тем больше шанс обойтись без последствий.

Если Вашему крохе исполнилось пять месяцев, то не лишним будет ознакомиться со свойственными данному периоду возрастными нормами.

Общая подвижность малыша пяти месяцев

Лежа на спине

В пятимесячном возрасте малыш уже должен умело поворачиваться с бока на бок. Отдельные умельцы уже поворачиваются со спины на живот.

Малыш схватывает ножки и подтягивает их ко рту. Лежа в кроватке, он обследует собственное тело, прикасаясь уже раскрытыми ручками.

Периодически ребенок максимально распрямляет позвоночник, упираясь головкой и ступнями о днище кровати, при этом, поднимая ягодичную часть, как будто пробует сделать «мостик».

Временами ребенок может одновременно поднимать голову и вытягивать туловище. Еще не ловко у малыша получается ухватить, протянутый ему предмет, но ухватившись за игрушку, он держит ее крепко всеми пальцами, трясет ею, ударяет о кроватку, тянет в рот. Роняет ее произвольно.

Ребенок с удовольствием хватает одеяльце и подтягивает его ко рту, чтоб пососать. По отношению к голове положение туловища — симметричное.

Лежа на животе

Грудничок, опираясь на предплечья, без затруднений поднимается. Положение лежания – симметричное, голова приподнята под углом 90˚ градусов. Ребенок делает попытки ползти, но у него не получается всем телом продвинуться вперед.

Ноги

В положении лежа, ножки слегка расставлены и развернуты наружу. Большую часть времени малыш поочередно сучит каждой ножкой, часто может вытягивать и сгибать одновременно две ноги, у него хорошо получается вытягивать колени, а лодыжный сустав ног обладает хорошей подвижностью. Движения выглядят вполне координированными.

Положение сидя

Ребенок пытается сидеть, если его поддерживают за плечи: голову удерживает твердо, однако еще туловище полностью не окрепло, из-за чего наклоняется вперед, малыш выставляет ручки впереди себя, чтобы опереться, однако без окончательного переноса тяжести. Колени, как и бедренные суставы, согнуты, ножки поворачиваются и клонятся в сторону, а лодыжки могут свободно двигаться.

Если малыша поддерживать под мышки, то он попытается встать на ножки. Протягивая ножки к основанию кроватки, он пытается встать. Пока ему не удается опираться на ноги.

Реакция положения

При каждом положении голова удерживается ребенком правильно. Дети, высокоразвитые с нейромоторной точки зрения, отлично реагируют на всякое положение головы в соотношение с телом. Такая реакция называется педиатрами реакцией Ландау. Окончательно данная реакция должна отчетливо проявляться к шести месячному возрасту и необходимо проследить за тем, как у ребенка она происходит.

Тонкая подвижность малыша пяти месяцев

Ребенок, находясь в устойчивом положении, он может всей ладонью ухватиться за предмет обеими руками. Малыш может самостоятельно дотянуться к яркой, разноцветной игрушке и взять ее; завладев ею, он будет сопротивляться, если кто-то захочет ее отобрать.

Речевое развитие малыша пяти месяцев

Звуки, которые издает малыш, пока продолжают быть гортанными, без задействование губ и языка. Кроха лепечет и вокализирует, объединяет звуки в прерывистый напев, умолкает и вновь начинает «петь». Временами он четко выговаривает звуки «е», «а» замолкает на пару секунд и вновь повторяет их, вслушиваясь в собственные произведения.

Малыш как бы разговаривает сам с собой, у него иногда получаются слоги. Когда же мать начинает воспроизводить такие звуки, малыш оживляется и с удовольствием вступает в такой своеобразный «разговор». На протяжении такого диалога, малыш смеется, протягивает ручки к маме, поворачивается к ней. Услышав музыку, малыш затихает, перестает плакать.

Рот — аппарат познания

Пятимесячный малыш уже ощущает потребность засовывать все, попадающее ему в руки, в рот. Это своеобразный и надо сказать довольно познавательный метод получать новую информацию о предметах.

Губы и язык — отличные органы осязания, необходимо позаботиться о том, чтобы все предметы, которые попадают в руки малышу, были чистыми и безопасными, и он мог беспрепятственно брать их в рот (к примеру, резиновые кольца, пластмассовые предметы). Кроме этого, предметы должны быть достаточно крупными, чтобы кроха не проглотил их, а формы игрушек не должны иметь острых, ранящих краев.

Родители должны насторожиться, если к завершению 5-го месяца малыш:

  • не может дотянуться ручкой к игрушке;
  • тяжело сам поворачивается с животика на спинку;
  • нетвердо держит голову, в особенности тогда, когда его подымают за руки из позы «лежа на спине»;
  • не перестает плакать, когда неожиданно включается музыка или мать начинает петь ему;
  • не выговаривает слоги или отдельные звуки (к примеру, «ба-ба-ба»), не старается, находясь на руках, глазами разыскивать те предметы или людей, которые ему называют (к примеру, «Где папа?»);
  • не может различать доброжелательную речь или недовольство в тоне или выражении лица.

На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевре-менной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.

В первый месяц жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.

Двухмесячный ребенок еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачи-вать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.

К началу третьего месяца конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.

В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.

Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.

В четыре месяца ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.

В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.

К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и

быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.

В шесть месяцев ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.

Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.

К концу седьмого месяца малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.

Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассма-тривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.

В 7—8 месяцев ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.

Восьмимесячный ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.

В девять месяцев ребенок из положения си-дя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.

Десятимесячный ребенок способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.

В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.

В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при под-держке за одну руку или самостоятельно.

Возможные отклонения в двигательном развитии

Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.

Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.

Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.

Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.

Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».

Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.

Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.

Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.

Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.



Рассказать друзьям