Рождественские игры и конкурсы для взрослых. Рождественская игровая программа для детей “Рождественские потешки”

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Участники по очереди подходят к ведущему и достают из мешка записку. ней указан один из признаков зимы или зимних праздников. К примеру, снег, лыжи, санки, елка, Снегурочка, снеговик и так далее. Без слов, только жестами участник должен объяснить остальным, что написано в его записке. Побеждает тот, чью загадку отгадали быстрее.

Загадай желание

Всем игрокам предлагают написать на одном листочке свое имя, а на другом - желание. Имена складывают в одну шляпу, шуточные желания - в другую. Затем ведущий по очереди достает листочек из первой и из второй шляпы и зачитывает вслух предсказание для участника. Побеждает тот, кому попадется собственное желание.

Весёлые Солохи

Вспомним старую добрую рождественскую сказку и устроим конкурс Солох. Участвуют по два конкурсанта одновременно. Понадобится компьютерный стул на колёсиках и метла. По команде «старт» наши Солохи только с помощью метлы должны добраться до цели быстрее остальных. Для красоты и веселья Солохам можно повязать платки на голову. Самой быстрой и ловкой ведьме вручают приз, но только не черта в мешке.

В поисках рождественской вкусняшки

Рождество - это чудесный праздник, когда все близкие собираются вместе и каждый из них заслуживает особого внимания, подарка. Для этого конкурса ответственный за проведение праздника должен подготовить вкусняшку для каждого гостя, к примеру, рождественские пряники или печенье с именем каждого гостя из глазури. Вкусняшки прячутся по комнате, в разных её уголках. В начале конкурса объявляется, что нужно найти рождественскую вкусняшку со своим именем, и, кто первый справится с заданием, тот победит. Также существует правило: если нашёл вкусняшку не свою, говорить о ней ничего никому не надо, просто пусть лежит на том же месте. Кто первым найдёт свой пряник или печенье, тот ещё и приз получит.

Здесь был ангел

Для этого конкурса нужно запастись перьями (с подушки или купить в любом магазине декоративных украшений для рукоделия). Перья раскладывают в различных уголках комнаты. По команде «старт» все участники приступают собирать перья «ангела». Кто из участников сможет собрать больше остальных перьев за одну минуту, тот победит и получит приз, например, брелок с ангелком на счастье.

На Рождество должен быть снег

Рождество - праздник чуда и добра, и так радостно, когда в этот день за окошком идёт снег, так красиво, когда кружатся в воздухе искристые снежинки. Но, чтобы снега стало больше, каждый участник должен нарисовать ровную и красивую снежинку, но не просто это будет сделать, ведь, прежде чем приступить к рисованию, участники закружатся в своём танце. Итак, участники становятся в круг и по команде ведущего начинают вращаться вокруг себя до тех пор, пока ведущий их не остановит. Как только ведущий скажет: всё! - участники бегут к своим листикам, берут карандаши и рисуют снежинки (на весь лист). Участник, который быстрее и ровнее нарисует снежинку (4 скрещенные палочки), победит и получи приз.

Рождественский паровоз

Гости делятся на две равные команды. Участники команд становятся в ряды. Каждый из участников получает ложку, а первым участникам вручают по миске с кутьёй (в одинаковом количестве). По команде «старт» первые участники набирают ложку кутьи и кушают, после чего передают миску вторым участникам, вторые также набирают полные ложки и кушают, а потом передают третьим и так до последних участников. Последним участникам предстоит доесть всё до конца и быстро оббежать свою команду, став перед первыми участниками и показав ведущему пустую миску. Команда, которая справится первой, победит и будет признана самым быстрым и ловким рождественским паровозиком.

Собери в сугроб снежинки

Каждому участнику дают пластиковую бутылку и одинаковое количество вырезанных заранее снежинок. По команде ведущего участники начинают по одной снежинке засовывать в бутылку. Кто из гостей быстрее остальных соберёт все снежинки в сугроб, то есть засунет в пластиковую бутылку, тот и победил.

А кто ещё родился в этот день?

Ведущий по очереди зачитывает варианты знаменитостей из различных областей и сфер деятельности, среди которых есть человек, которому посчастливилось родиться в этот светлый и радостный день - 7 января, например: Кто родился в этот день?
А) Кристиан Диор
Б) Джанни Версаче
В) Кристиан Лубутен (верный ответ - в) или
А) Джон Траволта
Б) Джимм Керри
В) Николас Кейдж (верный ответ - в).
Гость, который первый поднимает руку и правильно отвечает - получает балл, а за самое большое количество баллов полагается приз.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Навряд ли на эти и подобные вопросы смогут ответить все. Большинство, наверное, скажет, что так, мол принято, такова традиция.

Верно. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие.

Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. В единое целое слились языческие праздники и христианские, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – это от слова "святой".

Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скоромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шёлкова борода!

Ты подай пирожка,

Ради праздника Христова

Пирожка-то хоть пресного

Хоть кисленького,

Да пшеничненького!

Отрежь потолще,

Подай побольше!

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова "овсень". Это слово связано с древним названием у русских людей января – "просинец", что значит "светлеющий".

Мы ходили, подходили по проулочкам,

Эй, Овсеня, эй, овсень!

Мы искали, уж искали

И Сергевнин двор.

Мы нашли её двор посередь Москвы,

Посередь Москвы – ворота красны.

На Новый год были специальные поздравления.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевица,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

Черти, лешие,

Бесы, дьяволы,

Приходите ворожить!

Суженый, ряженый,

Приди меня разувать,

Умой меня, причеши меня.

Гадали и взрослые, но вопросы духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…

Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.

Крещение – третий праздник Святок.

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".

Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникло споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.

Считалки

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйдет вон!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Сговорки

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Сено косить

Или хомут золотой?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Игра - "Баба Яга"

Водящий - Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра - "Краской"

Играющие выбирают "мамку", "ангела" и "чёрта". Сами становятся в ряд, в конце ряда "мамка".

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. "Ангел" ходит с одной стороны, "чёрт" – с другой.

"Ангел" произносит:

Стук, стук под окном.

"Мама" спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

За краской.

За какой?

За белой.

Названный выходит и становится на сторону "ангела". "Чёрт" со своей стороны также стучит под окном и на вопрос "Кто тут?", отвечает: "Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами". Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне "ангела" или "чёрта".

Игра - "Салки"

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "Раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка". Игра повторяется.

Правила игры:

  1. Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Все ближе и ближе праздник Рождества Христова.

Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все, и подготовить к утреннику игры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.

Метелица

Начнем с сюжетной малоподвижной игры “Метелица”. Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. До праздника ее еще можно разучить с ребятами.

По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята – кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.

К ней подходит Морозец и спрашивает:

– Метелица, красавица,

Ты что невесела?

Метелица отвечает:

– Погода мне не нравится –

Морозна и светла.

– А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.

Метелица, повеселев, отвечает:

– Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –

В это время из круга выходит Тучка.

– А вон и Тучка стелется!..

И Тучка нежно, как будто издали ей говорит:

– Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!

Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.

Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.

Все поют:

– Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!

Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к Кустикам, приговаривая:

– Посмотрите, кустики!
Кустики!

Возвращаются (пятятся) назад, говоря:

– В самом деле кустики,
Кустики!

Опять идут стеной:

– Тут их раньше не было,
Не было!

Снова пятятся:

– Право слово, не было,
Не было!

Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:

– Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!

Теперь снова начинают двигаться Снежинки:

– Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?

Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:

– Чтоб Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!

Кто первым выскользнет из круга, тот – Метелица в новой игре!

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая: когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко: кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться:

Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку). Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры. После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры. Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем: “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

Отгадай пословицу

В отсутствие водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.

Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы – в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.

Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).

Примечание. Ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать.

Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок...” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Почта

Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:

– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.

Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.

– Хорошо, – отвечает Рим, – теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.

Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальона штрафуют, когда он перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).

Екатерина Шутова
Рождественские игры для дошкольников

Цель : поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.

Задачи :

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны. Активизировать речь через устное народное творчество.

Воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом, любовь к ближнему, создание позитивного настроения.

Сделать праздник незабываемым и веселым для детей помогут рождественские игры . В старину играм уделяли много времени, многие из которых, к сожалению, забыты нашим поколением. Вспомним некоторые из них.

Добрый день, веселый час!

Рады снова видеть вас!

Всех поздравить с торжеством –

С новым Годом, с Рождеством !

Пришли веселые деньки,

Горят на елке огоньки,

Повсюду слышно звонкий смех –

Настало время для потех!

Для шуток и веселья,

Крутого настроения,

Для забавных колядок,

Таков рождественский порядок !

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Игра «Ты катись, катись снежок» .

Ребята становятся по кругу, предают снежок друг другу со словами :

Встанем вместе мы в кружок,

Будем мы катить снежок,

У кого снежок замрет

Тот для нас плясать пойдет.

У кого оказывается снежок, тот выходит и танцует.

«Тpынцы-бpынцы, бубенцы».

Одному участнику завязываем глаза. Встаем вокруг него. Произносим :

Тpынцы-бpынцы, бубенцы.

Раззвонились удальцы :

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой» , а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая : когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать : “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко : кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться :

Вот и праздник наступает,

Каждый елку наряжает.

Кто, ребята, подтвердит :

На ветвях ее висит :

Мягкая игрушка,

Звонкая хлопушка,

Петенька-петрушка,

Старая кадушка,

Белые снежинки,

Яркие картинки,

Рваные ботинки,

Плитки-шоколадки,

Кони и лошадки,

Зайчики из ватки,

Зимние палатки,

Красные фонарики,

Хлебные сухарики,

Яркие флажки,

Шапки и платки,

Яблоки и шишки,

Колины штанишки,

Вкусные конфеты,

Свежие газеты?.

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку) . Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры . После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры . Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание : в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать : “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят : какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз, как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно : в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары , вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем : “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

(Из народных игр, записанных В. И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу :

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок : “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок. ” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще) .

По окончании разыгрываются залоги : вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Эстафета «Собери снеговика» с родителями

В эстафете участвуют две команды «СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА» , строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда , которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.

Молодцы-озорники,

В глазах сияют огоньки.

Чтобы год прошел на славу,

Вспомним зимние забавы!

(говорит и показывает движения и просит детей повторять)

Тихо падают снежинки (Дети тихо хлопают в ладошки )

Дед Мороз морозит льдинки (Хлопают громко)

Намело большой сугроб.

В него – прыг-да-скок! (Прыгают)

Приготовили коньки,

Сделать «ласточку» смогли… (Показывают)

А теперь встаем на лыжи.

Можем мчаться до Парижа. (Двигаются к елке и обратно)

Продолжаем веселиться,

Нужно с горки прокатиться. (Встали паровозиком и побежали)

У кого замерзли ножки?

Разомните их немножко! (Прыжки на месте)

«Золотые ворота»

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики» . Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят :

Все вместе :

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками» . Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами» .

Называется забава –

«Раньше мы пойдем направо…»

Встанем дружно в хоровод,

Повторяй за мной, народ!

Все встают в хоровод и повторяют движения за словами.

Все вместе :

Раньше мы пойдем направо. Раз, два, три!

А потом пойдем налево. Раз, два, три!

Все в кружочек соберемся. Раз, два, три!

А потом мы разойдемся. Раз, два, три!

Все тихонечко присядем. Раз, два, три!

И немножечко приляжем. Раз, два, три!

Все похлопаем в ладошки . Раз, два, три!

Попляшите наши ножки. Раз, два, три!

(Здесь звучит любая веселая музыка и все пляшут.)

Свет рождественской звезды

Дарит праздник снова,

Поздравляем от души

С Рождеством Христовым !

Воссоздать атмосферу праздника помогут рождественские игры, конкурсы и многое другое. Устроить их не так сложно, как кажется на первых взгляд. Далее перечислим наиболее популярные игры для людей любого возраста. Игра – презент Участники должны придумать презент, который он бы изготовил для соседа. После чего с использованием жестов и знаков, каждый из участников поочередно демонстрирует презент. После угадывания соседом презента, он начинает придумывать свой подарок другому. При этом не допускается говорить слова вслух.

Игра «Настоящий ток»

Вся участники должны сесть за стол и держаться за руки. После чего осуществляется выбор тамады и участника, с которого начнется конкурс. Самый первый участник берет руку человека рядом, а тот передает это пожатие другому. После команды ведущего остановиться игра прекращается. В этот момент, ведущий должен определить на ком прекратилось пожатие. Если ему это удалось, то игроки меняются местами. А если нет, то все остается без изменений.

Игра «Передача апельсина»

Все участники должны встать в единую шеренгу. Задача игры передать по кругу апельсин и ни в коем случае ни дотрагиваться до него руками. Другими словами, делать передачу при помощи локтей или головы. Если фрукт попадает на пол, то игру необходимо начать сначала.
Игра «Утка и гусь»
Игроки встают в кружок и кладут руки на плечи друг другу. Ведущий всем из игроков в отдельности произносит на ушко, кто он будет. В дальнейшем рассказывают правила игры – те, кто играют в роли гусей, должны поджимать ногу, а утки – усаживаются на пол и подбирают ноги.
Игра «Елка»
Ведущий должен выбрать одного участника, завязать ему глаза и поставить посередине круга. Другие участники держаться за руки и водят около него хоровод, исполняя песню про елочку. Как только звучит команда остановиться, то все участники замирают. Цель игрока, находящегося посередине, угадать, кто из участников стоит около него. Если он угадал, то ребята роли меняются и продолжают играть.

Игры для малышей

«Не дай снежинке упасть»

Благодаря данной игре у детей развивается реакция и терпеливость. Воспитатель выдает игрокам небольшой кусочек ваты, называемый снежинкой. Дети должны вспушить шарики, и по команде бросать их наверх и дуть, чтобы снежинки максимально долго удерживались в воздухе. Выигрывает тот, кто смог дольше не упустить снежинку.

«Собери снеговичка»

Благодаря этой игре у ребенка развивается воображение и смекалку. Чтобы сыграть, важно предварительно приготовить составляющие: морковку, шапку, метлу и кружки различные по размеру. В игру играют парами. По команде ведущего каждый из участников приступает к изготовлению собственного снеговика. Побеждает тот, кто сделает это первый.
Игры для всей семьи

Конкурс «Бывают елки»

В главной роли выступает Дед Мороз и объясняет участникам правила игры. Те, кто выше остальных по росту, поднимают руки вверх, а пониже опустить руки и сесть на корточки. Далее начинается игра. Главная цель ведущего – запутать ребятишек.

Конкурс «Ищем наиболее быстрого»

Конкурс «Воздушный шар»

Все участники берут по воздушному шарику. Ребятишки бросают шарик в воздух и пытаются не позволить его падения на пол. Кроме того не допускается прикасаться к нему руками.

Игра «Варежки»

Необходимо предварительно приготовить мешочек с игрушками и варежки. Ребенку вручают не тонкие варежки, который необходимо одеть, а после опустить их в мешок с игрушками. Главная цель на ощупь угадать то, что он взял. Кроме того к забавным рождественским играм относятся:

Игра «Примерзли»

Игра является универсальной, поскольку играть в нее могут не только дети, но и взрослые. Перед началом игры нужно написать на меленьких листах части тела. Все листочки складываются в мешок. Игроки поочередно достают листочки и примерзают друг к другу написанными на листочках частями тела. В итоге выходит прикольная цепочка.
Как вариант провести конкурс с загадками. Заранее пишется список с загадками, которые относятся к зимней тематике.

Игра «Сметанка»

Берется маленькая тарелка, в которую добавляют немного сметаны. После детям с задней стороны завязывают руки и на время предлагают съесть сметану, не используя руки. Победителем оказывается тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Меткость»

Игру необходимо проводить вне дома. Ее задача в том, чтобы поделить участников на две команды. На некоторое расстояние от них ставятся ведра. На время нужно сделать снежок и бросить его в ведро. Победителями становится та команда, которая оказывается наиболее меткой. Дома тоже есть возможность поиграть в этот конкурс, необходимо только заменить снежки бумажными шариками.

Игра «Гадание»

Предварительно приобретается разное количество брелоков, на которых изображены животные, машины или деньги. Все убирается в пакет. Игроки поочередно достают один из сувениров и стараются растолковать презент. К примеру, если кто-то достал машинку, следовательно, в будущем году он приобретет автомобиль. Если это, например, обезьяна, то будет поездка в теплые страны, деньги – неожиданное богатство.
При этом важно помнить, что каждый ребенок нуждается в поощрении, не зависимо выиграл он или нет. Ведь игры должны приносить положительные эмоции, а не искать победителя. По устоявшимся традициям можно выучить с ребятами небольшие колядки. Игра принесет радость детям, а к тому же их старания будут поощрены лакомством или сувениром.

Можно устроить грандиозный праздник и колядовать в гостях. Необходимо заранее приобрести все для торжества. В старину колядки проводились в определенных костюмах, например, зайца, медведя, волка и тому подобным. Приготовление станет своего рода настоящим весельем, поможет развить у детей фантазию и творческое начало. Людям, к которым планируется прийти в гости, важно предварительно сообщить о приходе. Дети же об этом знать не должны, нужно чтобы они думали, что все сделано спонтанно. Все продумывается тщательным образом и не стоит определять лидера. К тому же необходимо, что планируемые гости приготовили разные угощения для детей, это могут быть леденцы, конфетки и небольшие шоколадки. Костюмы для детей можно взять на прокат, если позволяют средства, то приобрести вместе в магазине или же сделать собственными руками.

Когда в доме еще стоит новогодняя елка, то без труда ее можно сделать новой. Остается только повесить другие игрушки, открывая тайну древней истории про Иисуса. Ведь именно он начал украшать деревья. Вначале он наделил яблоню яблочками, рябину красными ягодами, а сливу – сливами. Деревья поочередно приходили к нему, и он украшал каждое деревце, но одно стояло в стороне и стеснялось к нему подойти. Когда он его увидел, то сказал, что скромность всегда вознаграждается и это дерево будет красивее всех остальных. Именно поэтому каждый год елочка украшается самыми красивыми новогодними игрушками. После рассказа можно заняться изготовлением ярких поделок на елочку собственными руками. Сегодня в магазинах можно встретить огромное множество различных украшений, которые без труда можно разукрасить или склеить самому. В комплект входит все необходимое, а стоят они не дорого. Но можно и приобрести краски, бумагу, клей и все остальное. Посмотреть в интернете возможные варианты изготовления и вместе с детьми начать выполнение.

Кроме всего перечисленного, можно придумать свою игру. Например, устроить игру – ручеек. Все делятся на пары, берутся за руки и поднимают их вверх. Та пара, которая проходит через поднятые руки, выбирает себе новую пару. И меняются местами. Играть можно до бесконечности. Также возможно пригласить в гости тамаду, который предварительно обозначит необходимые составляющие для игр. Чаще всего приобретаются сувениры, которые вручаются как победителю, так и в качестве презента проигравшему.
Игр существует огромное множество, остается только проявить фантазию или почитать возможные варианты во «всемирной паутине».

***

Поздравления с праздником: Рождество



Рассказать друзьям