С какого времени года начинается новый год. Этот любимый Старый Новый год

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В разных странах его празднуют в соответствии с местными, национальными традициями, но главными символами практически везде остаются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и конечно же веселое настроение и надежда на что-то новое и хорошее в наступающем году.

Люди издревле отмечают этот светлый и красочный праздник, но мало кто знает историю его происхождения.

Самый древний праздник

Новый год — самый древний праздник, и в разных странах его отмечали и продолжают отмечать в разное время. Самые ранние документальные свидетельства восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Обычай праздновать Новый год впервые появился в Древней Месопотамии. В Вавилоне его праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинала пробуждаться от зимнего сна. Его установили в честь верховного бога Мардука-покровителя города.

Эта традиция была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Это событие праздновали в течение 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.

Эту праздничную традицию со временем переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

© REUTERS / Omar Sanadiki

Новый год в Древней Греции наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, его посвятили богу виноделия Дионису. Свое летоисчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

В Древнем Египте на протяжении веков праздновали разлив реки Нил (в период с июля по сентябрь), который знаменовал собой начало нового посевного сезона и был жизненно важным событием. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства.

При праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды "святой водой" из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной.

Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки. Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Еврейский новый год — Рош Ха-Шана (глава года) отмечают спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперед.

Солнечное летоисчисление

Древнеперсидский праздник Навруз, который означал начало весны и посевного периода, отмечали на весеннее равноденствие 20 или 21 марта. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

Празднование Навруза связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Слово "навруз" переводится с персидского как "новый день". Это первый день месяца "фарвадин" по иранскому календарю.

За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Китайский или же восточный Новый год — это грандиозное событие, длящееся в старину целый месяц. Дата наступления Нового года рассчитывается в соответствии с лунным календарем и обычно выпадает в промежутке от 17 января до 19 февраля. В 2017 году жители Китая отметят пришествие 4715 Нового года — Огненного Петуха 28 января.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая в новогоднюю ночь, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. В отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, китайцы предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. До этого в Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта.

Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени — в соответствии с сельскохозяйственными циклами.

Первый месяц года "январь" свое название получил в честь римского бога двуликого Януса. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, в честь которого был назван первый месяц года, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным.

В Древнем Риме также была традиция дарить новогодние подарки. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году.

Славянский Новый год

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше.

Кроме того, он связывался с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год — год Крадущейся Лисицы.

Но в 1699 году царь Петр I своим указом перенес начало года на 1 января и повелел отмечать этот праздник елкой и фейерверками.

Традиции

Новый год — поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат.

На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года — это время новогодних поцелуев.

© REUTERS / Ints Kalnins

В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола, а лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли — чтобы загребать счастье.

Очень интересная новогодняя традиция существует в Мьянме. В этот день каждый встречный поливает другого холодной водой. Это связано с тем, что Новый Год в Мьянме приходится на наиболее жаркое время года. На местном языке этот день называется "фестивалем воды".

В Бразилии принято в новогоднюю ночь отгонять злых духов. Для этого все облачаются в белую одежду. Некоторые совершают прыжки в океанские волны на пляже и бросают цветы в море.

© AFP / Michal Cizek

В Дании, чтобы пожелать любви и процветания себе или своим друзьям принято бить посуду под их окнами.

В полночь чилийцы съедают ложку чечевицы и кладут деньги в обувь. Считается, что это принесет процветание и богатство в течении года. Более смелые могут провести новогоднюю ночь на кладбище с умершими близкими людьми.

В традиции стран постсоветского пространства была следующая традиция — записать свое желание на листке бумаги, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Всю эту процедуру следовало проделать за промежуток времени, пока часы двенадцать бьют.

© AFP / VINCENZO PINTO

В Испании существует традиция — в полночь быстро съесть 12 виноградин, причем каждая виноградинка съедется с каждым новым боем часов. Каждая из виноградинок должна принести удачу в каждом месяце наступающего года. Жители страны собираются на площадях Барселоны и Мадрида, чтобы успеть съесть виноградины. Традиции съедать виноград уже более ста лет.

В Шотландии, перед наступлением Нового года, члены всей семьи садятся около зажженного камина, а с первым боем часов глава семьи должен открыть входную дверь, причем молча. Такой ритуал призван проводить старый год и впустить Новый Год в свое жилище. Шотландцы верят, что войдет ли в дом удача или неудача, зависит от того, кто в новом году первым переступит их порог.

© AFP / Niklas HALLE"N

В Новогоднюю ночь жители Греции, как и жители многих других стран, ходят в гости друг к другу с подарками. Однако есть некоторая особенность — помимо подарков они несут хозяевам камень, причем, чем больше, тем лучше. В Греции считают, что чем тяжелее камень, тем более тяжелым будет кошелек у одариваемых в наступающем году.

По другой греческой традиции, старший член семьи должен разбить во дворе своего дома плод граната. Если гранатовые зернышки рассыпались по двору, то его семью в наступающем году ожидает счастливая жизнь.

Очень необычная новогодняя традиция есть в Панаме. Здесь принято сжигать чучела политиков, спортсменов и других известных людей. Однако зла жители Панамы никому не желают, просто все эти чучела символизируют все неприятности уходящего года.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Причем чучело должна сжечь каждая семья. Видимо с этим связана еще одна панамская традиция. В полночь на улицах панамских городов начинают звонить колокола всех пожарных вышек. Кроме того, сигналят клаксоны автомобилей, все кричат. Подобный шум призван угрожать наступающему году.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Эти звуки для россиян, как шампанское и салат оливье, - давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года. Только вот в главном вопросе, когда именно он наступает, до сих пор нет полной ясности - с колокольным перезвоном, с первым или последним ударом курантов. Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам. Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат - 6. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32 - килограммовый маятник - итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.
Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки - это все уже потом». Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны. А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот: Момент наступления нового года - понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад - восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.
Итак: Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток. А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. То есть начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон. Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це­лые часы.
Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль - рези­денцией великих князей. Кремлевские часы были одни­ми из первых в Европе и считались чудом своего вре­мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит­ростью, преизмечтано и преухищрено». Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже­ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос­лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают. На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя­вились вторые часы. Их собрали под руководством анг­лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой­ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили. Новые куранты по приказу Петра Первого были до­ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от­бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло­колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра. Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро­вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон­чательно. В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско­го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль­ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело­дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец­кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой­ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи­тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн. В революционном 1917 году в циферблат курантов уго­дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас­тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра­ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби­вали четверти и целые часы. В 1974 году куранты были остановлены на сто дней. В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон­струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был. В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво­ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно. Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки. В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его - около 2 метров, ширина- более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов. После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера - от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола - 500 килограммов. При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук. В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.
И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча­ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Гол­ландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола. И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в ис­полнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

December 31st, 2013

Эти звуки для россиян, как шампанское и салат оливье, — давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года. Только вот в главном вопросе, когда именно он наступает, до сих пор нет полной ясности — с колокольным перезвоном, с первым или последним ударом курантов.

Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам.

Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат — 6. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32- килограммовый маятник — итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.

Здесь в астрономической службе времени Института имени Штернберга знают о них все, наблюдают за звездами, изучают вращение Земли и непрерывно получают сигналы со спутников, чтобы куранты постоянно получали сводки о самом точном московском времени. Здесь знают и ответ на главный вопрос.

Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки — это все уже потом».

Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.

А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:

Момент наступления нового года — понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад — восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ (!) будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.

Итак:

Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток . А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. Точнее, конечно, наоборот: начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон . Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це­лые часы.

Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль - рези­денцией великих князей. Кремлевские часы были одни­ми из первых в Европе и считались чудом своего вре­мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит­ростью, преизмечтано и преухищрено».

О мастере часов записано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по име­ни Лазарь». За установку часов заплатили 150 рублей- большую по тому времени сумму.

Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже­ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В архив­ных материалах только под 1585 г. встречается упоми­нание о часовщиках Фроловских (Спасских), Троицких и Тайницких ворот. Сохранились документы, по кото­рым видно, что часовщики получали за свою работу по 4 рубля и 2 гривны в год жалования да по 4 аршина сукна на одежду.

В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос­лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.

На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя­вились вторые часы. Их собрали под руководством анг­лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой­ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.

Новые куранты по приказу Петра Первого были до­ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от­бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло­колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.

Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро­вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон­чательно.

В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско­го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль­ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Чтобы звонница могла исполнить эти мелодии, ее дополнили 24 колоко­лами. 16 из них сняли с Троицкой башни и 8 - с Боро­вицкой. После этого количество колоколов в звоннице достигло 58, причем 13 из них были отлиты еще для ку­рантов Головея.

В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело­дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец­кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой­ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи­тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.

В революционном 1917 году в циферблат курантов уго­дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас­тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра­ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби­вали четверти и целые часы.

В 1974 году куранты были остановлены на сто дней . В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон­струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво­ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно .

Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.

В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его - около 2 метров, ширина- более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.

После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Штифтами занято

30 дорожек для одной пьесы и 30 - для другой. Каждая дорожка предназначена для одного колокола. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера - от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола - 500 килограммов.

При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.

В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.

И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча­ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Гол­ландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.

И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в ис­полнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

Поздравляю всех читателей моего бложика с наступающим 2014 годом, желаю Вам всех благ в личной жизни и трудовой деятельности. Берегите себя и своих близких!

Напомню вам ответы еще на некоторые неоднозначные вопросы: например или может быть вы до сих пор думатете, что или Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ «о праздновании нового года». Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере «Отечественных записок» за 1848 год: «На днях я видел свадьбу… но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей «безусловно выполнить план хлебозаготовок». Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 – 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 — 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней — Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)



Рассказать друзьям