Станция утешения. «Женщины для утешения» на войне: что корейцы и китайцы никогда не простят японцам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Женщина для утешения - это термин, который применяют для обозначения женщин, в годы и предшествующее ей время, принуждённых работать в японских военных борделях - так называемых "Станциях утешения".
Японцы яростно открещиваются от факта принуждения, утверждая, что все женщины работали в сфере "утешения" добровольно, а было их, якобы, всего около 20 тысяч. Японские данные опровергаются Китаем, Кореей, Тайванем и другими странами, пострадавшими от имперских амбиций Японии. В одном только Китае более 410 тысяч женщин было принуждено к сексуальному рабству.
Добровольно в японских борделях никто из жительниц оккупированных стран не работал - солдаты похищали и принуждали к проституции молодых девушек и девочек - многие из похищенных не были совершеннолетними.
Первый военный бордель японцы открыли в 1932 году в Шанхае, после того как начали массово поступать сообщения об изнасилованиях и домогательствах со стороны японских солдат к местным женщинам. В начале на первой станции работали проститутки-добровольцы из Японии, а также принуждённые к этой работе японки, несогласные с проводимой государственной политикой. После открытия новых борделей, японских проституток стало не хватать для удовлетворения оккупантов. Началось принуждение к работе на станциях утешения жительниц оккупированных японцами стран...
Количество изнасилований местных жительниц японскими солдатами не уменьшилось - поход в бордель был платным и не все солдаты-оккупанты могли себе это позволить. Несмотря на очевидный провал изначальной задумки, японское военное командование продолжало открывать новые станции-бордели, дабы зарабатывать на своих солдатах.
Всего действовало 400 станций утешения: 280 в Китае и 120 в других странах. Женщины в этих борделях работали в тяжёлых условиях, вынужденные каждый день обслуживать по несколько десятков японских солдат.
Еженедельно проводился медицинский осмотр работниц на наличие беременности и венерических заболеваний, при обнаружении искомого, женщине вкалывали сальварсан (препарат 606) - лекарство от сифилиса, также провоцирующее выкидыш и обладающее широким спектром негативных побочных явлений, особенно губительных для женской репродуктивной системы. Японские врачи не стеснялись насиловать, на своём рабочем месте, приведённых к ним для осмотра женщин для утешения.
Многие японцы демонстрировали на женщинах для утешения свою тягу к садизму - как физиологическому, так и психологическому. Многие жертвы не выдерживали такой жизни и пытались покончить с собой - как правило, эти попытки жесточайшим образом пресекались.
Наиболее сильно страдали китаянки, воспитанные по конфуцианской философии, гласящей, что изнасилование и проституция - страшнейший позор для женщины. Именно женщины чаще всего совершали самоубийства в оккупированном японцами Китае, а выжившие всеми силами стремились скрыть этот тяжёлый период времени своей жизни.
Лишь 28 декабря 2015 года японское правительство признало (но не перестало занижать цифры) ответственность за сексуальную эксплуатацию жительниц оккупированных стран и согласилось выплачивать финансовые компенсации жертвам насилия. Почему не раньше? Ждали, когда большая часть женщин для утешения умрёт, чтобы заплатить поменьше.


У меня вызывает недоумение мнение людей, вещающих с экрана телевизора или по радио о тысячах, изнасилованных советскими солдатами, немках. Признаю, отдельные случаи имели место быть, ибо такая многомиллионная масса здоровых мужчин не могла вовсе не реагировать на женский пол. Но характера массовости это явление не носило, более того - за него полагался трибунал. Другое дело - Квантунская Армия, для которой на оккупированных территориях специально строили бордели, куда силой сгоняли местных девушек. Токио долгое время не признавал этого факта, но 26 декабря 2015 г. Япония почувствовала «глубокую ответственность». Да-да, именно это заявил глава МИД Японии Фумио Кисида.

Все началось в 1932 году, когда в руки заместителя начальника штаба Шанхайской экспедиционной армии Ясудзи Окамура попали материалы военных преступлений японских военнослужащих. Среди них были материалы, свидетельствующие о 232 случаях изнасилований солдатами китаянок и маньчжурок. На самом деле эту цифру можно было смело умножать на десять.

Судьба населения оккупированных территорий не волновала японского генерала, однако он прекрасно знал, что сексуальное насилие, убийства и мародерство морально разлагает армию, делает ее менее боеспособной. Кроме того, венерические болезни, которыми жертвы иногда «награждали» своих «освободителей» вносили существенную лепту в число «не боевых потерь». Имея аналитический склад ума, Окамура понял, что обозначенная проблема может превратиться в мощный стимул антияпонского сопротивления. Кроме того, японский генерал понимал, что одну и ту же жертву насилуют, как правило, группой, что может обернуться вспышкой венерических заболеваний в частях.

Все эти доводы Окамура изложил в рапорте на имя командующего для обоснования предложения по созданию борделей для солдат и офицеров. Причем, сам генерал назвал их в стиле поэзии хокку - «станциями утешения». Женщин для работы на станциях планировалось набирать в самой Японии, чтобы военные в борделе могли полностью расслабиться, воображая себя самураем в гостях у гейши. Командование одобрило проект Окамуры, и в том же 1932 году в префектуре Нагасаки была завербована первая партия женщин для работы на «станции утешения» в Шанхае.

Устройство подобных заведений сами военнослужащие восприняли на «ура». Вот только количество проституток было несоизмеримо меньше количества желающих «отдохнуть». Потому клиентами первых «станций утешения» стали, в основном, офицеры. Солдаты же были вынуждены довольствоваться редкими визитами, а то и вовсе оказывались «вне игры». Потому случаи сексуального насилия местных женщин продолжались.

Катализатором стремительного роста борделей для нужд Квантунской Армии стали массовые изнасилования, произведенные солдатами после захвата Шанхая и Нанкина в 1937 году. Командование осознало, что существующее количество борделей не снимает напряжения у их подчиненных, и в 1938 году их число стало быстро увеличиваться.

Но официально японское правительство и военное министерство старались дистанцироваться от порочной практики. Потому полномочия по создания борделей были переданы в частные руки. Но что-то и осталось под военным ведомством. Таким образом, «станции утешения» были разделены на три категории. В первую входили бордели под прямым управлением японского военного командования. Это были элитные учреждения, где работали смазливые молодые японки, клиентами которых были лишь старшие офицеры.

Вторая – самая многочисленная категория, это бордели, де-юре принадлежавшие частным лицам. Ими владели, приближенные к старшим офицерам, лица. Поставку «живого товара» в них осуществляли, как они сами, так и военные. А вот проведение еженедельного медицинского осмотра проституток целиком контролировали армейские врачи. Потому как эти станции предназначались исключительно для военных. В случае выявления сифилиса – самого опасного на тот момент венерического заболевания, девушек лечили мышьякосодержащим лекарством Сальварсаном, именуемым как «препарат 606». Этим же лекарством, но в повышенных дозах, медики избавляли девушек и от беременности. Плод просто не выдерживал агрессивного химиката и умирал в утробе. После чего забеременеть вновь не представлялось возможным. В случае, если матка женщины не отторгала плод, женщина могла умереть от сепсиса.

И все равно потребность в «станциях утешения» была настолько велика, что их число продолжало увеличиваться. Женщины из Японии, даже из сельской местности, не очень жаждали ехать в Китай или Корею для работы проституткой. Кроме того, они могли потребовать от работодателя каких-то элементарных условий труда и отстаивать свои интересы. Потому уже довольно скоро, основными работницами «станций утешения» стали девушки с оккупированных территорий.

Женщин часто привозили из лагерей для интернированных. Также на оккупированных территориях публиковались объявления о приёме на работу молодых женщин. Вербовщиками практиковался метод покупки дочерей у бедных родителей для работы «санитаркой особого типа на фронте». Какую на самом деле они должны были делать работу никто не объявлял. Уже на месте девушку ставили перед фактом, давая пару дней на обучение профессии. После чего она должна была выполнять план - «обслуживать» 30 солдат и офицеров в сутки.

Наконец, третья категория «станций утешения» - сугубо частные заведения, в которых при наличии денег и желания могли «обслужить», как военного, так и гражданского клиента. По разным оценкам всего через «станции утешения» прошли от 50 до 300 тысяч молодых женщин. Хотя оценки количества сексуальных рабынь варьируются от 20 тысяч (Япония) до 410 тысяч (КНР).

15-летняя уроженка города Моджогеданг с острова Ява Ваинем Моахи была увезена из дома для работы на ткацкой фабрике. Но кроме этой работы она была обязана не сопротивляться «желаниям», приходивших прямо в мастерские, солдат. Иногда Ваинем и ее подруг насиловали прямо на рабочем месте, но в большинстве случаев солдаты уводили их к себе в казармы.

Другая девушка Явы Мардия Кхетай на момент прихода японцев уже была замужем. Но это не спасло ее от позорной участи. Японский капрал забрал женщину из поселка под предлогом стирки одежды. Он выделил Мардие небольшую лачугу, где она и делала свою работу. Помимо которой капрал или его приятели заставляли ее заниматься с ними сексом. Вскоре она забеременела. Чтобы не рожать японского ребенка, девушка стала таскать корзину с камнями: «Когда я увидела кровотечение, то почувствовала облегчение. Судьба пощадила меня и спасла от позора, поскольку мне уже не нужно было рожать японского ребенка». В конце войны Мардие удалось бежать при перевозке. Своего мужа она больше не видела.

С началом отступлений японцев в 1943-45 годах, они предпочитали расстреливать сексуальных рабынь, дабы не оставлять улик преступлений. Потому после войны в Японии прошел показательный процесс только над 11 офицерами, которых обвинили в нарушении циркуляра содержать в борделях лишь вольнонаемных женщин.

В послевоенной Японии факт принудительной проституции, нехотя признавали (доказательства уж были железные), но предпочитали о нем не вспоминать. Впрочем, в 2011 году мэр Осаки и видный японский политик Тору Хасимото, возглавляющий "Партию реставрации Японии", однозначно оправдывал такое явление: "Массовое принуждение к проституции во время Второй мировой войны было необходимой мерой... Для солдат, которые рисковали своей жизнью в ситуации, когда пули вокруг были как дождь и ветер, был необходим отдых. Система женщин для утешения была необходимостью. Это понятно любому". Хотя другие официальные лица поспешили уверить, что это частное мнение, в самой Японии многие одобрительно восприняли слова Хасимото.

И вот, в ноябре 2015 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая в Сеуле на пресс-конференции, заявил: "В нынешнем году исполнилось 50 лет с момента нормализации южнокорейско-японских отношений. Учитывая это, мы договорились ускорить переговоры, направленные на скорейшее решение проблемы "женщин для утешения". Однако, переговоры шли тяжело. Японцы с трудом признавали собственные грехи. Две встречи - в ноябре и декабре 2015 г., посвященные этому вопросу, завершились провалом. Сеул настаивал на принесении ему извинений от имени правительства Японии и выплате компенсаций. Токио полагал, что все вопросы между двумя странами были улажены договором от 1965 года о нормализации отношений и компенсации уже выплачены.

Однако, обе страны были вынуждены сесть за стол переговоров в третий раз под нажимом их "лучшего друга" - США. В эпоху роста напряженности между КНР и США, последние стремятся исключить разногласия в стане своих азиатских союзников. И, надо отметить, что у американцев это получилось. 26 декабря 2015 г. Япония признала ответственность за сексуальную эксплуатацию корейских женщин в годы войны. Вот только формулировка заявления по-восточному неопределенна. Хотя ранее премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что «еще раз выражает свои сердечные извинения и сожаления тем, кто в качестве «женщин утешения», пострадал психологически и физически», то по результатам последних переговоров глава МИД Японии Фумио Кисида сказал, что чувствует «глубокую ответственность» за сексуальную эксплуатацию корейских женщин в годы Второй мировой войны. Хорошо, что японцы согласились на создание специального фонда помощи бывшим секс-рабыням. Предполагается, что размер ежегодного финансирования фонда компенсации для жертв принудительной проституции составит около 8,3 миллиона долларов. Правда, в живых бывших "женщин утешения" осталось всего ничего - 47 человек, а их средний возраст - 90 лет. Но лучше поздно - чем никогда

«Я больше не хочу жить», – сказала маленькая женщина хриплым голосом. Она подошла к концу своей жизни, страдая от нескольких тяжелых болезней и сохранив страшные воспоминания из юности. Чжан Сяньту – одна из бывших «женщин для утешения»: таким эвфемизмом обозначают женщин, которых вынуждали работать в японских борделях во время Второй мировой войны.

Когда я встретился с Чжан в ее темном и обветшалом доме, она вспомнила тот день, когда японские солдаты ворвались в ее дом и насильно увели ее. Ей было 15 лет.

Накануне 70-й годовщины окончания Второй мировой войны я посетил бывших «женщин для утешения» из Китая и Южной Кореи, которые еще остались в живых. Время не смогло залечить их раны, ни моральные, ни физические.

Ученые продолжают спорить на тему количества эксплуатировавшихся женщин. По мнению некоторых активистов, пострадали не меньше 200 тысяч кореянок, но немногие из них говорят о случившемся с ними. Данные о китайских женщинах еще более расплывчаты: число женщин оттуда также может доходить до 200 тысяч, но историкам удалось идентифицировать лишь 200 жертв.

Когда я навестил еще одну прошедшую через «станции утешения» китаянку, Хао Юэлянь, ей делали внутривенные уколы на иссохших ногах. Женщина сидела в своей комнате, украшенной большими плакатами с младенцами.

Они казались неуместными в этом пустом доме. Приемная дочь Юэлянь объяснила, что самым страшным шрамом на жизни женщины осталась ее неспособность родить ребенка. В семье уверены, что это связано с тем, что случилось с Хао во время Второй мировой войны.

После войны прошло много лет, и наглядных свидетельств страшного опыта, пережитого этими женщинами, не осталось. Вместо этого я увидел женщин, которые страдают физически и социально и вынуждены жить в трудных финансовых обстоятельствах. Некоторых поддерживают семьи, другим не помогает никто, и кажется, что эти женщины медленно исчезают в ходе истории.

Китайские исследователи рассказали мне, что в Китае им удалось обнаружить меньше двадцати бывших «женщин для утешения». Почти все живут в ужасных условиях.

После встречи с китаянками я полетел в Южную Корею, чтобы увидеть еще четырех выживших женщин. Я обнаружил, что, несмотря на схожее прошлое, условия, в которых сейчас живут эти женщины, сильно различаются.

На фото: японские солдаты похитили Цзюйсян Хао, когда ей было 15 или 16 лет, и принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней.

Кореянку Ким Бок Дон похитили, когда ей было 15. По ее словам, по будням на «станции утешения» ее принуждали удовлетворять около 15 японских солдат. По выходным солдат было больше пятидесяти.

Сейчас женщина публично рассказывает о том, что с ней случилось, не пытаясь спрятаться из-за чувства стыда.

На фото: Ким Бок Дон с копией своей картины «День, когда украли 14-летнюю девочку».

Каждую среду она ходит на митинг рядом с японским посольством в Сеуле, участники которого требуют от Японии извинений. На митинге Ким Бок Дон поддерживают сотни людей. Я увидел не безучастную жертву, но страстного борца за мир, стремящегося не только восстановить чувство собственного достоинства, но и помочь другим жертвам.

В Южной Корее 238 женщин сделали публичные заявления и поделились историями о жестокостях, которые они пережили во время войны. Все они получают финансовую помощь от правительства. Сейчас в живых осталось лишь 47 кореянок, прошедших через «станции терпимости».

12 из них живут в специальных приютах для бывших «женщин для утешения», спонсируемых неправительственными организациями. В этих учреждениях о женщинах заботятся социальные работники и врачи, проводится специальная терапия, чтобы помочь им справиться с травмами.

Посмотрев на то, как бывшие «женщины для утешения» живут в двух странах, замечаешь очевидную разницу в качестве их жизни.

На фото: Кир Вон Окх родилась в 1927 году на территории нынешней Северной Кореи, в 1940 году ее забрали в японский военный бордель в Китае. Она заразилась сифилисом, в результате образовалась опухоль. Японский военный врач удалил женщине матку, из-за чего она стала неспособна иметь детей.

«Китайское правительство пересмотрело вопрос «женщин для утешения» в своей попытке нормализовать отношения с Японией», – говорит Су Чжилян, директор Китайского исследовательского центра по вопросу женщин для утешения.

Несмотря на различия, у всех стареющих женщин осталось мало времени на то, чтобы получить извинения и компенсацию от Японии.

Ким Бок Дон рассказала, что многие «женщины для утешения» уже умерли. Больно осознавать, что перед смертью они не получили даже извинения от Японии, сказала она.

На фото: Жэнь Ланэ на фоне портрета Мао Цзэдуна в своем доме в городе Гучэн, провинция Шаньси.

Представители японской стороны заявляли, что соглашения 1965 года, устанавливающие дипломатические отношения с Южной Кореей, предусматривали компенсацию для женщин, которых принуждали работать в борделях. В 1995 году Япония также создала фонд, который выплачивал женщинам помощь из частных пожертвований, но Южная Корея признала этот фонд неофициальным и потому недостаточно хорошим.

В 2007 году Верховный суд Японии постановил, что китайские граждане потеряли право на требование выплат за военные преступления от Японии и ее компаний в соответствии с совместным коммюнике 1972 года японского и китайского правительств.

На фото: мемориальная доска в музее прав женщин в Сеуле.

В этом году в Южной Корее умерли восемь бывших «женщин для утешения», пять из них – с начала июня. На прошлой неделе президент Южной Кореи Пак Кын Хе заявила, что 15 августа, 70-я годовщина окончания войны, может стать последним шансом для японского лидера принести извинения.

Пока я работал над этим репортажем, одна из южнокорейских жертв, Пак Ю Нён, которой было уже больше 90 лет, умерла в доме своего приемного сына в США.

На фото: заброшенная крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин.

Чжан Сяньту демонстрирует свои забинтованные ноги. Когда японские солдаты ворвались в дом, чтобы отобрать продуктовые запасы ее семьи, 15-летней Чжан Сяньту не удалось убежать из-за того, что ее ноги были забинтованы. Этот обычай прекратил существование лишь в начале XX cтолетия.

Чжан – единственная оставшаяся в живых из 16 бывших «женщин для утешения», подавших в суд на японское правительство в 1995 году. Чжан похитили, когда ей было 16 лет, 20 дней ее вынуждали работать «женщиной для утешения». Каждый день несколько японских солдат насиловали ее и издевались над ней.

Жэнь Ланэ и ее семья ждут финансовой помощи от китайского правительства, но, по их словам, представитель правительства никогда к ним не приезжал.

Жэнь похитили в пятнадцатилетнем возрасте, ее принуждали быть «женщиной для утешения» в течение 20 дней. Матери удалось спасти девушку, заплатив за нее выкуп из риса и муки. Позже Жэнь вышла замуж, у нее есть три сына и дочь.

Жэнь у чемодана, где лежит саван, который она приготовила к своей смерти.

Хао Цзюйсян держит за руку сына. Второй сын Хао – единственный, кто о ней заботится. Обычно он уходит работать на весь день, и Хао остается одна в маленьком старом фермерском домике.

Хао была похищена японскими солдатами, когда ей было 15 или 16 лет, ее принуждали работать в сексуальном рабстве около 20 дней. Она живет в маленькой деревне, и многие соседи знают о ее прошлом «женщины для утешения».

Женщина хочет получить извинения и компенсацию от японского правительства, но считает, что едва ли доживет до этого.

Чжан Шуанбин, независимый исследователь проблемы «женщин для утешения», у могилы Лю Мяньхуань. Лю умерла три года назад. Японские солдаты похитили ее, когда ей было 15 лет, и 40 дней принуждали работать «женщиной для утешения».

На могиле Лю Чжан Шуанбин сказал вслух: «Это снова я. Пока у нас не хватает силы выиграть дело. Я приду снова рассказать тебе, когда нам это удастся».

Сейчас крепость в деревне Сипань, где во время Второй мировой японские солдаты содержали женщин, заброшена.

Участники митинга, проходящего каждую среду у японского посольства в Сеуле, приносят цветы к скульптуре «женщины для утешения». Митингующие требуют от правительства Японии извинений и компенсации.

Волонтеры помогают Кир Вон Окх добраться до еженедельного митинга у скульптуры «женщины для утешения».

На одежде Кир Вон Окх приколота брошь в форме бабочки – символ фонда Butterfly Fund, который помогает женщинам, ставшим жертвами сексуального насилия в военное время.

Ли Ок Сен родилась в южнокорейском Пусане в 1927 году. В 1942 девушку забрали на аэродром в Китае, где ее регулярно насиловали. Позже ее Ли содержали в нескольких японских военных борделях.

Ли в своей комнате в приюте «Общий дом», где живут бывшие «женщины для утешения».

Ли показывает свою фотографию, сделанную в 1947 году, через два года после капитуляции Японии. Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.

Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.

По различным оценкам, до 200 тысяч корейских женщин содержались в качестве «женщин для утех» в японских военных борделях. С 1910 по 1945 годы Корея была японской колонией, и ее жителей вынуждали учить японский язык, а это означало, что корейских женщин было легче использовать – и общаться с ними – по сравнению с женщинами других национальностей.

Учебники по истории в Японии ничего не рассказывают об этих эпизодах, и есть немало японских политиков, которые продолжают утверждать, что женщины работали в публичных домах добровольно. Один националистически настроенный мэр в Японии недавно заявил, что использование женщин для утех в годы войны было «необходимостью».

Как рассказывается в статье, опубликованной Люси Уильямсон на Би-би-си, в Южной Корее пожилые женщины, когда-то вынужденные работать в военных борделях японской армии, доживают свои дни в доме престарелых рядом с необычным музеем, в котором рассказано об их страданиях.

Самой младшей жительнице дома сейчас 84 года, но все они говорят, что во время Второй мировой войны были сексуальными рабынями в публичных домах японской армии.

Двадцать лет назад правительство Японии публично извинилось за действия японской армии в Корее. В том заявлении говорилось, что «японская армия прямо и косвенно участвовала в учреждении и эксплуатации публичных домов и поставкой в них корейских женщин, часто против их воли».

200 тысяч кореянок, угнанных японцами в «походные бордели» – это девушки и молодые женщины, способные рожать детей. Вначале правительство и военщина Японии заманивали их добровольно под предлогом получения работы, но в дальнейшем их стали похищать и насильно угонять в бордели.

Приводятся показания бывшего члена Общества чернорабочих «Ямагути», японца Иосима Сеити о жестокости охоты за кореянками: «Я был охотником за кореянками в походные бордели для полового развлечения японской солдатни. Туда под моим командованием угнали более 1000 корейских женщин. Под надзором вооруженных полицейских мы пинали ногами сопротивлявшихся женщин, отбирая у них грудных детей. Отбрасывая двух-трехлетних детей, бегущих за матерями, мы насильно толкали кореянок в кузов грузовика, и в селах поднимался переполох. Мы посылали их как груз в товарняках и на судах в командование войсками западной части. Бесспорно, мы не набирали их, а угоняли насильно. Мы только в Корее насильственно угоняли женщин в походные бордели.

«Одну кореянку в сутки насиловали в среднем 20-30, даже более 40 японских офицеров и солдат, а в мобильных борделях – более 100. Многие кореянки трагически погибли из-за полового насилия и жестокого притеснения японскими садистами. Раздев наголо непослушных кореянок, они катали их по доскам с большими гвоздями, вбитыми вверх острием, и отрубали мечом их головы. Они душили женщин, отрезали конечности, вырезали глаза и груди, распарывали живот беременных. Их чудовищные злодеяния превышали все человеческие представления».

Сложно сказать, насколько правдивы эти цифры, физиологически женщина не может выдержать 100 насилий, а мертвых, надо полагать, японские солдаты все же не насиловали. Если правда скрыта, простор домыслам не ограничен!

Об этих сексуальных зверствах стало кое-что известно только в 80-е годы прошлого столетия. Корейские женщины, прошедшие этот ад, либо сошли с ума, либо скончались, а выжившие хранят упорное молчание.
виа

Другой частью этой "стратегии" было превращение женщин из оккупированных стран в сексуальных рабынь для японской солдатни. Это были тоже не единичные случаи, а государственная программа, осуществляемая японскими военными в оккупированных странах. И сегодня японские власти имеют наглость отрицать, что эта позорная практика имела место. Несмотря на то, что множество эпизодов было задокументировано, а некоторые ее жертвы выжили и смогли обвинить своих мучителей.

Пак Ён Сим – одна из корейских женщин, похищенная в «походные бордели» для японских солдат, что уже широко известно всему миру. Ей была навязана участь сексуальной рабыни до поражения Японии в войне. Вот ее свидетельство:

«В 14 лет я была продана в ателье одежды в квартале Хупхо портового города Нампхо (у Корейского Западного моря) и работала там кухаркой, а к марту 1938 г. попала на японскую «реквизицию девушек».

Японский рядовой полицейский насильственно конвоировал меня и 22-летнюю девушку в Пхеньян. В Пхеньянском вокзале, вижу, уже были 15 корейских женщин. Сначала в закрытом вагоне, а потом на машине увезли нас в китайский город Нанкин. Там было много японских казарм, а на улице Цзиньсюи – походный бордель, расположенный в трехэтажном доме. Здесь началась моя позорная жизнь сексуальной рабыни. Каждая комната была в размере 2×2,5 м, вокруг дома – заграждение из колючей проволоки". В первый же день прибытия несчастная была жестоко изнасилована, а в дальнейшем "клиентов" в сутки в среднем 30 солдат. То есть, сексуальных рабынь насиловали практически непрерывно. "Японские солдаты все, как один, бросились на меня, как злые звери. Если кто-то пытался сопротивляться, то немедленно следовало наказание: били ногами, кололи ножом. Или, если "проступок" был велик - рубили мечом голову...

Истощенных и заболевших, убивали и бросали в реку.

Походный бордель был кромешный ад. Через года три меня перевезли в Шанхай, а оттуда – в Рашу под Рангуном в Бирме. Там под именем «Вакахару» мне пришлось обслуживать японских пехотинцев и танкистов. Через два года опять перевезли практически на линию фронта – на границу Бирмы и Китая. Каждый день под грохот снарядов и бомб я была вынуждена удовлетворить сексуальную прихоть десятков японских солдафонов. Почти все женщины, угнанные сюда в походные бордели, погибли от заболеваний, избиения и бомбежки.

Потом едва уцелевшие корейские женщины вместе с солдатами разбитой японской армии были направлены в лагерь для военнопленных в Куньмине Китая.

Позже я вернулась на родину, но калекой – из-за болезни сердца и расстройства нервной системы по ночам мечусь в бреду. Каждый раз, когда поневоле вспоминаются те страшные дни, все тело дрожит от жгучей ненавистью к японцам.

Я жила, не зная ни семейного счастья, ни радости матери-роженицы. Думая о своем злосчастном прошлом, в моей памяти воскрешает множество соотечественниц, которые на чужбине подвергались всяким мучениям и стали неприкаянными душами. Тем более, что японское правительство бесстыдно устраивает всякие интриги, пытаясь скрыть свои преступления в тени истории.

Я призываю совесть мира оказать давление на японское правительство, чтобы оно признало преступления прошлого, взяло ответственность за них, и постаралось компенсировать понесенные страдания невинных людей».

Следует отметить, что есть свидетельства не только жертв, но и палачей - то есть японских граждан. Так, Сэйдзи Ёсида раньше служил в "обществе трудового служения государству", что было вспомогательной организацией японской полиции. В своих воспоминаниях на тему «Я так ловил корейцев», «Японцы и корейские женщины в «походных борделях» он свидетельствовал, как оккупанты угоняли корейских женщин в «походные бордели» для своих солдат (как впрочем, и женщин из всех других захваченных ими стран).

В интервью с корреспондентом японской газеты «Хоккайдо симбун» он признался:
«Я был непосредственно причастен к захвату корейских женщин для походных борделей, был охотником за рабами в буквальном смысле этого слова. По моей команде свыше 1000 корейских женщин были угнаны в бордели.
Происходило это так: мы прибывали в очередную деревню, и выгоняли всех женщин на улицу под контролем вооруженных полицейских. Если кто-нибудь пыталась бежать или сопротивляться, то ее сбивали с ног деревянным мечом. Не обращая внимания на слезы и крики, загоняли их палками в машины. Девушка это, или замужняя женщина, мать семейства, это никого не интересовало. Помнится, какую-то женщину забрали от грудного ребенка. А когда один 2- или 3-летний ребенок со слезами следовал за своей мамой, его подняли и с силой и бросили наземь. По правде говоря, речь шла не о "вербовке", а насильственном захвате женщин...»

Немало подтверждений позорной практики японской военщины имеется и среди документов союзников. Госархив США рассекречивает и публикует все новые доказательства захвата женщин в походные бордели для японских солдат.

Недавно была оглашена документация штаба генерала Макартура от 1945 г., подтверждающая эти преступления.

Документ «Учреждение аппаратов для развлечения японских солдат» был составлен 15 ноября 1945 г. от имени главного командующего объединенными войсками Макартура. В нем написано, что японские торговцы в Корее по предложению командования японских войск угнали корейских женщин в походные бордели для солдат в Бирме и других местах. При этом они действовали с разрешения и по прямому указанию японской армии…

Однако в Токио в упор не видят эти доказательства, и продолжают отрицать очевидные факты.

Отметим, что в силу ряда причин, Японии удалось уйти от ответственности за ряд преступлений, и избежать процедуры, подобной "денацификации" в Германии.

«Станции утешения» военные бордели, существовавшие на территории Японии и оккупированных ею территорий с 1932–1945 год. Изначально в них работали женщины-добровольцы из Японии, однако, вскоре с увеличением спроса завоеватели стали принуждать к « обслуживанию» женщин из местного населения . За свой недолгий период существования через станции утешения прошли 410 тысяч девушек и девочек самых разных возрастов из Китая, Кореи, Тайваня . До конца войны дожила лишь четверть. О страшных 13 годах, которые пережили женщины под Японской оккупацией, о том, откуда взялось неофициальное название « 22 к 1» и какую ответственность за эти военные преступления понесло японское правительство рассказывает Екатерина Молчанова.

Несмотря на полемику между японской стороной и другими странами Азии, уже давно известно о насильственном характере работы в подобных борделях. «Женщинами для утешения» обычно становились китаянки, кореянки, тайваньки и в достаточно скромном количестве японки. В самых редких случаях на станциях утешения встречались русские девушки или представительницы других наций, в том числе жительницы Европы, случайным образом оказавшиеся на востоке. Всех девушек либо просто крали, либо ложью и обещанием достойной работы заманивали в военные бордели. Большинство их обитательниц надеялись на работу швеями, санитарками или еще какое-нибудь более благородное дело, нежели проституция, а оказывались едва ли не сексуальными рабынями. Другие попадались на еще более изощренное вранье – обещание отпустить сестер, дочерей или близких подруг в случае обмена. В итоге работать на станциях утешения оставались и ранее плененные девушки, и бросившиеся их вызволять героини. Вербовщики работали неустанно, в процесс привлечения новых работниц вовлекались серьезные деньги – некоторых девушек просто выкупали из их семей, после чего проданные становились собственностью государства, вовлеченного во все этапы вербовки. Насилие, угрозы, обманы и деньги служили действенным оружием в руках находчивых японцев, желающих устроить для своих солдат качественный «отдых».

Когда на оккупированных территориях уже почти не оставалось девушек, которых можно было вовлечь в проституцию, а ряды обитательниц станций утешения редели, пополняли их перевозкой пленниц из концлагерей. Местным жителям представлялась как официальная версия создания своеобразных «работных домов», так и неофициальная, заключавшиеся как в защите солдат от болезней, так и в контроле за изнасилованиями в захваченных городах. Конечно, подобных объяснений не хватало для оправдания похищения женщин, девушек и девочек, но запуганные азиаты разных наций предпочитали не задавать лишних вопросов, поскольку в обратном случае возникали проблемы и с армией, и с японским правительством.

Так в одном только Китае, после открытия самой первой известной истории станции утешения в Шанхае, всего существовало около 280 борделей для японских солдат и офицеров. Такие подсчеты сделали на момент военного заседания в 1942 году сами японцы. Точных данных по поводу других стран не существует, что, может быть, и к лучшему – знание о еще нескольких десятках или даже сотнях подобных мест вряд ли можно назвать приятным, но приблизительные подсчеты говорят о существовании примерно 400 борделей, часть из которых занимала Юго-Восток Азии, Сахалин и Южные моря. Началось все с более чем двух сотен заявлений об изнасилованиях женщин, на оккупированных японцами территориях. Заявления эти попали в руки генерал-лейтенанта по имени Ясудзи Окамура, а тот уже предложил своему командованию организовать военные бордели для изменения антияпонских настроений, вызванных недостойным поведением солдат армии, а также для предотвращения снижения их же боеспособности, к которому могло привести появление самых разных венерических заболеваний.

Идею одобрили, и по всей Азии стали появляться станции утешения, которые условно делились на три группы. Первая находилась в полном подчинении военных, контроль за ней осуществлялся куда более жесткий, чем за остальными двумя. Еще одна группа контролировалась частными лицами, но, по факту, все так же была в подчинении и личном пользовании у военных. Третья группа, достаточно малочисленная, но также существующая, была более «народной» – ею могли пользоваться как военные, так и обычные японцы, а в некоторых, пусть и очень редких случаях, даже представители других наций.

Казалось бы, проблема была решена достаточно радикальным способом и вопрос о ней больше не должен был возникнуть, но изнасилования женщин все же не прекратились. Дело в том, что станции утешения не были благотворительными организациями, да и не стремились ими стать, а указанная стоимость услуг для некоторых солдат была слишком высока. Они предпочитали искать развлечение все так же на стороне и экономить, а не тратить деньги на такое же сомнительное удовольствие в официальных учреждениях.

Рядовой оплачивал входной билет, который стоил 5 йен, для офицеров и капралов развлечение обходилось дешевле – за билет просили всего 2 йены. Девушки существовали в нечеловеческих условиях – им приходилось обслуживать по 20-30 солдат в день, число которых в итоге, после развития и популяризации борделей достигло 50-60 человек в день. Время работы борделей строго регламентировалось, так же указывалось максимально возможное время нахождения солдата с девушкой – сначала оно составляло 30 минут, потом было уменьшено до 10-15. Так, по истечении четверти часа, одного мужчину в комнате сменял другой, и девушке приходилось повторять процесс заново, зачастую против воли. В такой ситуации говорить о комфорте и наличии уютной обстановки не приходилось, жизнь девушек превращалась в простое существование и попытку выжить, которую многие женщины для утешения оставляли достаточно быстро.

Со всеми обитательницами станций постоянно работали врачи, которые должны были контролировать их здоровье, но нельзя сказать, что они отличались профессионализмом. Многие доктора сами насиловали самых здоровых из своих подопечных, кроме того, весь период существования «станций утешения» сохранялся высокий уровень смертности, обусловленный, как ни странно, отсутствием психологов. Самоубийства стали таким же повседневным событием, каким было обслуживание клиентов. Девушки пытались остановить своих «коллег» от подобных поступков, но все прекрасно понимали, насколько бесполезны любые попытки помочь. Кто-то воровал у солдат опиум, кто-то – лекарства у врачей, третьи же просто вешались на собственной одежде – желанной смерти добивались все, кто задумывал самоубийство.

Среди работниц борделей были и взрослые женщины, и девочки 11-12 лет. Все они жили в примерно одинаковых условиях – в полуразвалившихся деревянных бараках, где каждая комната была рассчитана на 9-10 человек. Помимо необходимого количества кушеток, убранство обычно дополняла циновка и раковина, на этом элементы интерьера заканчивались. Неудивительно, что многие срывались в таких условиях, что приводило или к полному безразличию, или к истерикам, а те, в свою очередь, – к самоубийствам. «Батальоны комфорта» вполне можно было бы назвать «батальонами смерти», поскольку из всех похищенных и завлеченных девушек после Второй мировой войны выжила лишь небольшая часть.

Китайские и малайские девочки, насильно вывезенные японцами из Пенанга для «обслуживания» солдат в качестве «женщин для утешения». Фотография сделана в период освобождения союзниками Андаманских островов от Японии (1945) / Imperial War Museums

Росту высокого уровня смертности способствовало не только подавленное настроение среди женщин для утешения. Набравшись опыта от немецких нацистов, японцы стали использовать некоторые медицинские приемы для контроля за, например, рождаемостью в рамках станций. В обиход вошел так называемый «препарат 606», содержащий в своем составе огромное количество мышьяка, и, хотя в военных борделях очень внимательно следили за контрацепцией, его приходилось применять для прерывания нежелательной беременности у работниц станций. Среди эффектов этого препарата значилось провоцирование выкидышей, возможность развития бесплодия или, как минимум, мутаций у будущих детей, а также в отдельных случаях – смерть пациенток.

О подобных подробностях существования азиатских женщин мало кто знал, но сам факт создания станций утешения всколыхнул общественность еще после появления информации о Нанкинской резне. В декабре 1937 года Японцы жестоко убили огромное количество жителей Нанкина, который в то время был китайской столицей. Там же появились станции утешения, а над выжившими жителями издевались долго и методично. Фотографии, попавшие в газеты США, с изображением зверских убийств и девушек, использовавшихся для плотских утех японских солдат, вызвали волну возмущения – американцы уже тогда, за 4 года до нападения на Перл Харбор, требовали вступить в войну с Японией. Впрочем, эти призывы были проигнорированы осторожным правительством под управлением Франклина Рузвельта.

Удивительно, что Япония до сих пор отрицает подобные факты, подтверждающее участие ее жителей во Второй мировой и их нечеловеческое отношение к противникам. Многие японцы не знают о жестоких нападениях на соседние азиатские государства, а уж о существовании «батальонов комфорта», которые неофициально назывались еще и 22 к 1, по изначально запланированному количеству клиентов на одну девушку, даже не догадываются.

В 90-е японское правительство официально принесло извинения выжившим женщинам для утешения и семьям погибших работниц станций, но уже в 2007 году эти слова забрали назад – в начале марта премьер-министр Японии сообщил, что насильственный характер событий не доказан. После общественного осуждения 26 числа того же месяца он уже объявил о явном нарушении прав человека на станциях утешения, хотя и отказал в финансовой поддержке выжившим в тех событиях. Тогда же разразился мировой скандал, поскольку ни китайцы, ни корейцы, ни представители других стран не согласились с подобным заявлением японского правительства. США, Канада и Европарламент – все крупные страны и союзы приняли резолюцию, призывающую Японию принять на себя полную ответственность за кровавые исторические события.

Тоже в марте, но уже 2015 года, совсем недавно, встрече лидеров Японии и Южной Кореи помешал именно вопрос, связанный со станциями утешения. На тот момент по данным корейского правительства в этой стране оставалось около 50 бывших женщин для утешения, поддержки для которых и требовали от Японии. Попытка японского правительства откупиться от проблемы не устроила корейцев, и те отказались проводить какие-либо встречи с соседним государством без предварительного урегулирования проблемы.

Но проблема существования станций утешений до сих пор прослеживается не только в японско-корейских переговорах и даже не в политических отношениях Японии и Китая. Этот вопрос до сих пор беспокоит многих жителей азиатских стран – акции в поддержку бывших женщин для утешения проходят как минимум раз в год в самых разных городах и собирают на улицах людей разных возрастов, которые требуют от Японии признания вины, а от собственного правительства –полную поддержку для пострадавших.

Цель токийского правительства на сегодняшний момент совершенно ясна – все его представители хотят снять с Японии всякую ответственность за исторические преступления и избавиться от их шлейфа, но давление со стороны других стран не позволяет этого сделать. За несколько десятков лет, уже прошедших со времен Второй мировой, вопрос принудительного вовлечения азиатских девушек в проституцию остается все таким же острым и, возможно, является одной из самых актуальных проблем прошлого на сегодняшний день.

«Японские военные власти стремились иметь, по крайней мере, одну сексуальную рабыню на каждые 29-30 солдат и офицеров; японские женщины предназначались, главным образом, для офицеров, а кореянки и китаянки- солдатам. Стремясь скрыть от союзников свои преступления, японская армия во многих случаях уничтожала при отступлениях в 1943-45 гг. своих сексуальных рабынь, что является одной из причин того, что выжило среди них немного - в 1990-е годы было зарегистрировано около 200 бывших сексуальных рабынь в Южной Корее и 218 - в Северной », - так описывается конец существования станций утешения в Истории Кореи, которая не так давно была издана в двух томах. Едва ли не ежегодно всплывают уточнения и новые данные о зверствах японцев, на которые современное общество уже не хочет закрывать глаза, публикуя статьи, очерки, фотографии и целые книги, устраивая митинги и акции на улицах. Остается только ждать окончательного признания Японией вины за уничтожение огромного числа женского населения Азии и надеяться, что действительно пострадавшие в годы существования «батальонов комфорта» женщины успеют услышать полноценные извинения.



Рассказать друзьям