Вульф на маяк краткое содержание. Вирджиния Вулф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Так кто ж ты, наконец?» (урок развития устной и письменной речи, аналитическая беседа)

План урока:

    Темы и образы в романе.

    Подготовка к домашнему сочинению по роману.

Цели:

Познавательная – познакомить ребят с темами и образами романа.

Образовательная – научить ребят анализировать с правильной точки зрения художественное произведение.

Воспитательная– сформировать адекватное восприятие героев романа, подготовить к написанию сочинения.

Задачи:

Познавательная – через слово учителя, аналитическую беседу ознакомить ребят с образами, какую роль они играют в романе.

Образовательная – через аналитическую беседу, вопросно-ответную форму научить ребят анализировать, делать выводы по заданному материалу

Воспитательная – через комментированное чтение, написание сочинения сформировать эмоциональное отношение к персонажам.

Ход урока:

    Слово учителя (аналитическая беседа).

Как вы думаете, к какому читателю адресован этот роман?

Роман «Мастери иМаргарита» многослойный и допускает различные толкования.

Какие темы поднимаются в этом романе? (тема творчества, тема любви, тема власти)

Скажите, какой образ больше раскрывает тему творчества? (Мастер)

Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объединяет и чисто внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то время же образ этот – широкое обобщение, так как судьба Мастера – участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.

Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой покой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрел уют, верную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к вечному царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу о себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.

По мнению писателя, все счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Чья любовь спасает Мастера?

Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное начало. Маргарита полностью отдается любви и ради спасения Мастера продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает ее самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зеркально перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.

Кто, по-вашему, является олицетворением власти? (прокуратор)

Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром правит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей – только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное существо, к которому он привязан – собака. Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Это показано через образ Понтия Пилата. Он струсил, побоявшись быть обвиненным в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием – «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле.

Какие вы еще образы вы еще знаете? Приведите примеры. (Иешуа, Воланд).

В романе Иешуа – прообраз Христа, но он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть истина, и несет ее людям. Иешуа – обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не оказывается от своих убеждений, идет на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.

Ну сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые во имя справедливости совершает добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости», то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предает людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд – связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его – свет тьмы, лунный свет. Искореняя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность и честность и наказывала зло. Воланд пронесся над Москвой грозой, карая неправду.

Присутствуют ли в романесквозныеобразы? (тьма, образы-двойники)

Тьма – это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского народонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога, Воланд, прибыв в Москву, узнает, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что потерли нравственные ориентиры. В таком мире все дозволено, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший дом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей – люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздается по вере его.

Присутствуют ли в романе образы-двойники? Чью традицию продолжает Булгаков?

Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своем творчестве разрабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.

    Подготовка к написанию сочинения.

    Тренировочный текст (можно выбрать работы учащихся).

Например, автор приведенного ниже сочинения на тему «Добро и зло в романе М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» не подтвердил свои мысли примерами из текста. Исправьте эту ошибку. Если вы в чем-то не согласны с автором сочинения, внесите в текст необходимые, на ваш взгляд, исправления и дополнения (раздаточный материал).

    Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова:

    Почему роман назван «Мастер и Маргарита».

    Образ Воланда и его место в художественной системе романа «Мастер и Маргарита».

    Личность и толпа в романе «Мастер и Маргарита».

    Почему Мастер не заслужил, а заслужил покой.

    Двоемирие в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Линия философская – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

    «Мастер и Маргарита» - роман в романе.

    Домашнее задание.

Написать сочинение по заданным темам.

Разделиться на группы, поставить инсценировку по любой главе романа.


В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен.

В роли яркой личности выступает Мастер, отважившийся во времена интенсивной антирелигиозной пропаганды написать роман на библейскую тему о Понтии Пилате.

Мастер отличается от прочих своих современников тем, что не пытается заигрывать с толпой и не пишет в угоду публике низкопробных произведений. Мастер действует по велению сердца. Он пишет о том, что волнует его уже многие годы, пытаясь разобраться в движущих мотивах Понтия Пилата и Иешуа, в котором каждый читатель узнает Иисуса. Маргарита не случайно называет главного героя Мастером. Именно такой человек может писать не как все и не то, что выгодно правительству.

Напротив деятели пера МАССОЛИТа действуют по указке свыше. Они не свободны в своем творчестве, так как исполняют заказы вышестоящих органов, как обычные ремесленники.

Не зря в самом начале романа председатель МАССОЛИТа Берлиоз одобрительно обсуждает антирелигиозную направленность поэмы Ивана Бездомного. Эти заказные писатели вовсе не пекутся о высшем призвании литературы будить лучшие душевные качества человека. Напротив, они погрязли в зарабатывании своими недалекими произведениями и в пустом времяпрепровождении в ресторанах и бильярдных. Ведь написать на скорую руку заказной роман не стоит труда и времени. Тут нечего думать и размышлять над каждыми словами и фразами.

Истинный талант зачастую вызывает непонимание, зависть и раздражение у тех, кто таковым не обладает. Поэтому произведение на «такую странную тему» не выдерживает критики со стороны недалеких литераторов. Настоящая травля Мастера организованная критиком Латунским, доводит его до ужасного состояния. Настоящее произведение, заслуживающее внимания, Мастер сжигает и, не выдержав эмоционального давления, попадает в больницу.

На примере Мастера и его незаурядного произведения, автор показывает, как толпа может унизить и растоптать великого человека, как порой трудно и невозможно ей противостоять даже в современном жестоком мире.

Обновлено: 2017-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Булгаков м. а. - Концепция личности в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них - роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах.
Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.
М. Булгаков рисует образ Маргариты как личность, богатую эмоциями, душевными переживаниями, с непредсказуемым поведением.
Маргарита Николаевна - красивая, умная тридцатилетняя женщина, жена крупного специалиста. Муж ее был молод, добр, честен и очень любил свою жену. Они занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита не была счастлива. Ей необходимо было заполнить духовную пустоту, но она не находила чем. Героиня была одинока - вот что увидел Мастер в ее глазах. Спасением для героини стала неожиданная любовь к Мастеру, любовь с первого взгляда.
Маргарита до встречи с Воландом была верующей. После исчезновения Мастера она каждый день молилась о том, чтобы он вернулся, либо чтобы она его забыла. Например, в тот памятный для нее день встречи с Азазелло Маргарита “просыпается с предчувствием, что... что-то произойдет”. И это ощущение рождает веру. “Я верую!- шептала Маргарита торжественно, - я верую!” Шепот создает впечатление исповеди. Маргарита думает, что жизнь ее - “пожизненная мука”, что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за “тайную жизнь, скрытую от людей”. Перед нами открывается душа Маргариты, в которой было лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь.
После встречи с Воландом Маргарита понимала умом, что она теперь относится к темным силам, и поверила в могущество мессира, но подсознательно обращалась к Богу в тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: “Боже!”
Маргарита милосердна. Это проявляется во многих эпизодах, например, когда Маргарита просит снять с Фриды заклятье.
По своей сути Маргарита добра, но то, что она “приближается” к темным силам, а также обида за совершенное с Мастером, толкает ее на месть (разгром квартиры Латунского). Люди же “света”, такие как Иешуа, умеют прощать, считают, что все люди добрые.
Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасла часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.
Маргарита не дорожила своей жизнью. Она хотела быть вместе с Мастером, неважно где - на земле или на небесах, ведь только в этом и заключается для Маргариты смысл ее существования. Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор сознательно: Маргарита готова была продать душу дьяволу ради любви.
Героиня романа “Мастер и Маргарита” предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма - стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор этих трех миров.
Свидетельствует о важности образа Маргариты и ее имя, так как Маргарита значит “жемчужина”. Кроме того, в героине просматриваются черты самого дорогого для М. А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Сергеевны Булгаковой.
На протяжении всего романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор.
В романе хотелось бы отметить бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь, по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
По-моему, за то, что Маргарита принесла в жизнь такие драгоценности, как любовь и созидание, она заслуживает не “покоя”, а “света”.
Давая своей героине возможность открыть истинные ценности бытия, автор не просто говорит о своем отношении к женщине, а предлагает миру свою концепцию личности.

Семья Рэмзи: отец - мистер Рэмзи, мать - миссис Рэмзи (50 лет, но ещё довольно привлекательна), дети - Нэнси, Джеймс, Кэм, Пру, Роза, Эндрю, Джеспер, Роджер. Живут на острове Скай. Вдалеке виден маяк. Сначала в повествовании присутствует очень много мыслей матери, она дает оценку всему происходящему. События показаны с её точки зрения. Дети очень сильно хотят поехать на маяк, на протяжении всей книги просятся туда съездить, мать их воодушевляет, говоря, что завтра будет хорошая погода, и они поедут, но отец вечно разочаровывает, утверждая, что погода будет плохая. Поэтому дети озлоблены на отца, а Джеймсу даже хочется его убить.

Чарльз Тэнсли, из бедной семьи, приехал к ним погостить. Дети дали ему прозвище «Атеист», они его невзлюбили. Минта Дойл и Пол Рэйли - друзья семьи. В середине книги женятся, но супружеская жизнь у них не заладилась. Август Кармайкл - старый поэт. Принимает опиум. Каждый год приезжает к ним. Лили Бриско - художница Уильям Бэнкс - квартировал вместе с ЛБ, пытался ухаживать за ней, хотя годился ей в отцы. Все были уверены, что они поженятся. Но этого не произошло.

Как-то раз Нэнси, Минта и Пол пошли прогуляться и обещали придти до ужина, но Минта потеряла бабушкину брошку, а в это время начался прилив, и им пришлось вернуться домой. Пол решил, что он встанет ни свет ни заря, чтобы найти эту брошку, но Минте ничего не скажет. Миссис Рэмзи была недовольна их опозданием.

Появляются мысли Пру и Лили, а под конец Лили становится главной героиней. Проходит время. Война. Мать внезапно умирает ночью. Пру, выданная замуж, умирает от первых родов. Эндрю погибает во Франции от взрыва гранаты. А.Кармайкл выпустил сборник стихов, который имел неожиданный успех.

Дом был брошен, сад зарос. Как-то раз отец, Кэм и Джеймс все-таки отправились на маяк. Отец вытащил детей рано утром из постели, чтобы осуществить их детскую мечту. Но дети совсем не рады. Маяк больше не привлекает их так, как прежде. Они ненавидят отца за то, что он всегда делает все так, как хочется ему. Они решили устроить заговор против тиранства отца и молчаливо переглядываются, когда тот сделает или скажет что-нибудь подтверждающее их теорию: мистер Рэмзи - невыносимый эгоист, попирающий чужое достоинство.

Лили вспоминает миссис Рэмзи: «некоторые её просто не выносили, считали слишком резкой, самоуверенной. Даже её красота кой-кого раздражала. Однообразная, говорили, всегда одинаковая. И с мужем поставить себя не умела и скрытная чересчур» Однако, когда они уже подъезжали к маяку, отец внезапно похвалил Джеймса за то, что тот хорошо правил лодкой, чего Джеймс совсем не ожидал. Дети были приятно поражены. Приехав на маяк, они высадились на берег и выгрузили свертки для смотрителей маяка.

Семья Рэмзи: отец - мистер Рэмзи, мать - миссис Рэмзи (50 лет, но ещё довольнопривлекательна), дети - Нэнси, Джеймс, Кэм, Пру, Роза, Эндрю, Джеспер, Роджер. Живут на островеСкай. Вдалеке виден маяк. Сначала в повествовании присутствует очень много мыслей матери, онадает оценку всему происходящему. События показаны с её точки зрения. Дети очень сильно хотятпоехать на маяк, на протяжении всей книги просятся туда съездить, мать их воодушевляет, говоря, что завтра будет хорошая погода, и они поедут, но отец вечно разочаровывает, утверждая, что погода будет плохая. Поэтому дети озлоблены на отца, а Джеймсу даже хочетсяего убить.Чарльз Тэнсли, из бедной семьи, приехал к ним погостить. Дети дали ему прозвище «Атеист», они его невзлюбили. Минта Дойл и Пол Рэйли - друзья семьи. В середине книги женятся, но супружеская жизнь у них не заладилась. Август Кармайкл - старый поэт. Принимаетопиум. Каждый год приезжает к ним. Лили Бриско - художница Уильям Бэнкс - квартировалвместе с ЛБ, пытался ухаживать за ней, хотя годился ей в отцы. Все были уверены, что онипоженятся. Но этого не произошло.Как-то раз Нэнси, Минта и Пол пошли прогуляться и обещали придти до ужина, но Минтапотеряла бабушкину брошку, а в это время начался прилив, и им пришлось вернуться домой.
Пол решил, что он встанет ни свет ни заря, чтобы найти эту брошку, но Минте ничегоне скажет. Миссис Рэмзи была недовольна их опозданием. Появляются мысли Пру и Лили, а под конец Лили становится главной героиней. Проходит время.
Война. Мать внезапно умирает ночью. Пру, выданная замуж, умирает от первых родов. Эндрю погибаетво Франции от взрыва гранаты. А.Кармайкл выпустил сборник стихов, который имелнеожиданный успех.Дом был брошен, сад зарос. Как-то раз отец, Кэм и Джеймс все-таки отправились на маяк. Отецвытащил детей рано утром из постели, чтобы осуществить их детскую мечту. Но дети совсемне рады. Маяк больше не привлекает их так, как прежде. Они ненавидят отца за то, чтоон всегда делает все так, как хочется ему. Они решили устроить заговор против тиранства отцаи молчаливо переглядываются, когда тот сделает или скажет что-нибудь подтверждающееих теорию: мистер Рэмзи - невыносимый эгоист, попирающий чужое достоинство. Лили вспоминает миссис Рэмзи: «некоторые её просто не выносили, считали слишком резкой, самоуверенной. Даже её красота кой-кого раздражала. Однообразная, говорили, всегда одинаковая.
И с мужем поставить себя не умела и скрытная чересчур» Однако, когда они уже подъезжалик маяку, отец внезапно похвалил Джеймса за то, что тот хорошо правил лодкой, чего Джеймссовсем не ожидал. Дети были приятно поражены. Приехав на маяк, они высадились на береги выгрузили свертки для смотрителей маяка.


Рассказать друзьям