Что даёт крещение. Нужно и по-другому сказать о том же самом, и даже более верно. Кто такие крестные

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждая молодая мама знает, что на сороковой день жизни пора крестить малыша, ведь эта традиция передается из поколения в поколение. Принято крестить детей, чтобы защитить от сглаза. На деле мало кто знает, что значит это таинство и с какой целью проводится крещение.

В православной церкви обряд крещения – один из самых важных, ведь он знаменует принятие Бога, то есть принятие христианства. Само таинство приобщает человека к Богу, и крещеный человек теперь зовется не иначе как дочь или сын Божьи. Православные священники придерживаются мнения, что крещение новорожденных обязательно, потому что только таким образом можно снять с младенца первородный грех.

В Деяниях 8 Самаритянам не удалось получить Святого Духа, пока Апостол Петр не прошел через них, так как он тоже держал ключи для них. Это становится еще более явным, когда он все еще Пьер встречает Корнея язычника. Поэтому Петр является источником спасения для евреев, самаритян и язычников. Вот почему эти самаритяне еще не получили Духа, когда они уверовали в Иисуса.

Другой текст, который иногда может ввести в заблуждение, - это поступок Деяний. В этом отрывке некоторые из учеников Иоанна не были крещены Духом. Но какова была их вера, их вера? Они были только еврейскими прозелитами, которые следовали за Иоанном Крестителем, который был крещен им и который ждал Царя, Мессию. Павел, увидев их недостаток в отношении Иисуса Христа, которого они действительно не знали, крестили их во имя Господа Иисуса. Итак, они получили Святого Духа. Мы можем быть уверены, что Апостол Павел не руководил тем, кто не понимал, что значит крестить во имя Господа Иисуса.

Таинство крещения напоминает перерождение, ведь оно буквально символизирует перерождение человека и принятие любви Бога. Для крещения нужно трижды погрузить ребенка в воду, что символизирует смерть во грехе и жизнь во Христе. Крещение открывает для крещенных новую вечную жизнь с Богом. В древние времена детей крестили на восьмой день жизни, но сегодня это принято проводить гораздо позже, ведь матери нельзя появляться в церкви 40 дней после родов.

Мы можем заключить, что именно здесь они действительно понимали Евангелие и верили в него. Вот почему они крестились Святым Духом в то время. Доказательство крещения Святым Духом не является даром говорения на языках. В книге Деяний мы видим, что апостолы часто признавали обращение кого-то из-за того, что он говорил на языках. Это было для них доказательством того, что человек был крещен Духом Иисуса, так как внезапно она восхваляла Бога на языках, которые она никогда не узнавала. Из этих фактов из книги Деяний рождается учение о том, что речь на языках - это доказательство крещения Духа.

Вместе с крещением священники также совершают таинство миропомазания. Цель его – отметить ребенка печатью Святого Духа. Для этого батюшка наносит на тело младенца святое миро в виде креста. Сразу после миропомазания крестные мать и отец одевают на ребенка нательный крест и белую рубашку. В завершение батюшка совершает обряд пострига, что является символом жертвы Господу, и ребенка трижды обносят вокруг купели.

Именно по этой причине христиане настаивают и оказывают давление на новообращенных, говорящих на языках. Но дар говорения на языках не был дан Богом как средство признания верующих, крещенных Духом. Хотя это имело место и в период действия. Как доказательство, просто прочитайте 1-е Коринфянам 29 Все ли апостолы? Ответ «Нет», конечно. Бог хочет, чтобы все люди были спасены, и все были наполнены Его Духом. Но он никогда не хотел, чтобы у каждого был дар речи на языках!

Все верующие в Иисуса крещены Святым Духом. В заключение следует сделать важное замечание. И мы видим здесь, что это не крещение, предназначенное для некоторых верующих, в то время как другие должны ждать этого второго опыта. Как только мы верим в благую весть об Иисусе Христе, мы включаемся в тело Христа, и поэтому мы становимся участниками этого крещения, которое Бог дал своей церкви в Пятидесятницу. Это единственный стих, объясняющий, что такое крещение Святым Духом. С другой стороны, мы находим несколько стихов в посланиях, рассказывающих нам о полноте Святого Духа.

Вероисповедание

Многие мамы и папы, заботясь о благополучии детей, хотят предоставить ему возможность самостоятельно прийти к религии и не креститься в младенчестве, пока дети не в состоянии принять такое решение. Это, конечно, хороший план, но не безупречный. Такой подход, который ошибочно считается прогрессивным, принесет, скорее, больше вреда, чем пользы. Понятно, что младенцы еще не имеют своей веры, веру имеют его родители, которые будут растить ребенка.

И если крещение является уникальным моментом в обращении, полнота Святого Духа - это опыт, который мы должны жить и переживать всю нашу жизнь. Мы можем прочитать, на этот раз в книге актов апостолов, переживания, которые апостолы и ученики сделали из этой полноты.

Полнота Святого Духа не является вторым опытом в христианской жизни, но это опыт христианской жизни. Для инструкторов: используйте вопросы в начале игры, чтобы начать обсуждение, и отправьте учащимся или членам семьи текст для получения дополнительной информации. Используйте вопросы в конце игры, чтобы помочь учащимся или членам семьи размышлять о значении того, что они прочитали, обсудили и применили.

Религиозные родители, конечно же, растят детей по закону Божьему. Если же родители нерелигиозные, то они чаще всего и размышляют над тем, стоит ли крестить. Исторически сложилось так, что какое-то время церковь не была в почете, и даже преследовалась. Это и послужило причиной современному положению дел. Существует несколько причин, почему нужно крестить детей:

В наше время, как во времена Иисуса, есть определенные принципы и таинства Евангелия, которые мы должны изучать и которым мы должны подчиняться. Принцип Евангелия - истинное убеждение или учение. Постановление - это обряд или церемония. Первые два принципа Евангелия - это вера в Господа Иисуса Христа и покаяние. Крещение - первое постановление Евангелия.

Мы должны креститься для прощения наших грехов

Если мы веруем в Иисуса Христа, покаемся и крестимся, наши грехи прощаются через Его искупление. Священные Писания учат нас, что Иоанн Креститель крестился в пустыне и проповедовал «крещение покаяния за прощение грехов». Апостол Петр учил: «Покайтесь, и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов». После того, как Павел был обращен, Анания сказал ему: «Встань, креститься и смыть свои грехи».

  1. В момент крещения крестные отец и мать перед лицом Господа берут на себя ответственность за воспитание ребенка. Крестными родителями могут быть близкие или друзья семьи. Фактически они могут выступать как опекуны ребенка. Ведь все ответственные родители хотят, чтобы об их чаде было кому позаботиться.
  2. Крещение может символически ввести малыша в новую жизнь, придать этому событию духовности.

Многие обращаются к религии в случае каких-либо трудностей, болезней или других неприятностей, как к последнему средству. Известно множество случаев, когда после крещения больному сразу становилось лучше, и он в скором времени выздоравливал. Сложно сказать, был ли это промысел Господний или же проявления эффекта плацебо, но любом случае это сработало. Так почему же сразу говорить крещению «нет»?

Мы должны креститься, чтобы стать членами Церкви Иисуса Христа

Мы должны креститься, прежде чем мы сможем получить дар Святого Духа

Мы должны креститься, чтобы показать наше послушание. Иисус Христос был без греха, но крестился. Он говорит, что его крещение было необходимо для достижения «всего, что правильно». Мы должны креститься, чтобы войти в небесное царство. Крещение - это дверь, через которую мы входим на путь к небесному царству.

Существует только один правильный способ крестить. Апостол Павел учил, что погружение в воду и из воды - символ смерти, погребения и воскресения. После крещения мы начинаем новую жизнь. Разве вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, были крещены в его смерти?

Кто такие крестные?

В первую очередь для крещения выбирают крестных родителей. Чтобы понять, кого позвать, нужно понимать, для чего нужны крестные родители. Перед Богом крестные становятся вторыми родителями для детей. Приверженцы иной веры, нравственно неустойчивые или нездоровые психически люди сразу не подойдут.

Крещение в эпоху ответственности

«Действительно, если мы станем одним и тем же растением с ним по согласии с его смертью, мы будем едины по его воскресению». Единственным приемлемым способом крещения является погружение крещения человеком с хорошим авторитетом.

  • Почему власть крестить важна?
  • Как погружное крещение напоминает похороны и воскресение Спасителя?
Любой, достигший восьмилетнего возраста и ответственный за свои действия, должен креститься. Некоторые церкви учат, что маленькие дети должны креститься. Это не соответствует учению Спасителя.

Не обязательно приглашать сразу обоих; распространено для крещения девочки приглашать только крестную мать, а для мальчика – только отца. Это должны быть близкие люди, но не родители ребенка. Крестные родители не могут быть детьми, лучше всего, чтобы они приходились ровесниками родителям.

Говоря о маленьких детях, Иисус сказал: «Царство Небесное для них, подобных им». Пророк Мормона сказал, что это издевательство над Богом, чтобы крестить маленьких детей, потому что они не могут грешить. Точно так же крещение не требуется людям, у которых нет умственных способностей различать право от неправильного.

Мы заключаем заветы во время крещения

Все другие люди должны креститься. Мы должны принять постановление о крещении и оставаться верными заключенным в то время заветам. Что вы могли сказать другу, который считает, что новорожденные должны креститься? Многие писания касаются крещения. В одном из них пророк Алма учит, что вера и покаяние - это шаги, которые готовят нас к крещению. Он объясняет, что, когда мы крещены, мы заключим завет с Господом. Мы обещаем сделать определенные вещи, и, в свою очередь, Бог обещает благословить нас.

Чтобы не ошибиться с выбором крестных, следует помнить, зачем крестить ребенка нужно вообще. Крестные родители в глазах церкви настолько же весомые люди в жизни ребенка, как и биологические родители. Решающий критерий в выборе кандидатов на крестных родителей – это безоговорочное обещание любить и заботиться о крестнике.

Подготовка к обряду крещения?

К обряду крещения нужно тщательно подготовиться. Кроме приглашения крестных родителей, необходимо еще позаботиться и об организации самой церемонии. Кроме этого, следует обзавестись белой рубашкой для ребеночка, в которой его и будут крестить. Заранее можно приобрести нательный крестик, который должен быть на цепочке или на шелковой нити. Для малыша рекомендуют взять смену одежду и пару полотенец. И еще лучше заранее позаботиться о том, чтобы было достаточно свечей.

Алма добавляет, что у нас должно быть желание называться народом Божьим. Мы должны быть готовы помочь и утешить друг друга. Мы должны быть свидетелями Бога во все времена, во всем и во всех местах. Если мы сделаем это, и мы крестимся, он простит нам наши грехи. Алма рассказал людям, которые верили в его учение о Евангелии.

Люди радостно хлопали в ладоши и заявляли, что хотят креститься. Алма крестил их в водах Мормона. Алма учил, что, когда мы крестимся, мы делаем следующие заветы с Господом.

  • Войдите в овчарню Бога.
  • Носите бремя друг друга.
  • Быть свидетелями Бога во все времена и во всех местах.
  • Служите Богу и соблюдайте Его заповеди.
Когда мы крестимся и чтим крещальные заветы, Господь обещает.

Чтобы избежать заминок во время проведения таинства, лучше нужные атрибуты подготовить заранее. По традиции крестная мама дарит крестнику крестильную рубаху, а крестный папа – нательный крестик. Но часто эти заботы берут на себя родители и все приобретают самостоятельно.

В храмах часто дают свидетельство о крещении. В этом свидетельстве указаны фамилия и имя крещенного, имена крестных родителей, имя священника, проводившего таинство, а также день ангела и имя покровителя.

Крещение - это новое начало

Как вы думаете, что значит нести бремя друг друга? быть свидетелями Бога во все времена и во всех местах?

  • Вылейте Свой Дух более обильно на нас.
  • Направляйте нас ежедневно и дайте нам помощь Святого Духа.
  • Мы поднимаемся на первое воскресение.
С крещением мы принимаем новый образ жизни. Вот почему мы называем это перерождением. Иисус сказал, что если мы рождаемся от воды и Духа, мы не можем войти в Царство Божье. Этот принцип был ясно объяснен Адаму.

Крещение - что мы можем сделать для нашего ребенка?

Пастырская практика, в отличие от теории, преподаваемой на семинаре, имеет разные стороны. Жизнь также несет ситуации, которые не соответствуют теоретическим предположениям. Вы должны маневрировать между правильными теологическими принципами и ожиданиями людей, которые обычно не имеют большого понимания или понимания богословия. Аргументы священника не убеждают их, потому что часто они хотят взять ребенка на прогулку, что, как известно, можно безопасно делать только после крещения или «то, что люди будут думать».

Прав или не прав священник, убеждающий людей не креститься? Зачем он это делает? Ответы на этот вопрос – в материале молодёжной православной газеты “Логос” .

Экономика спасения и имплантации в Церкви в этих ситуациях сходит к сожалению, с другой стороны. Начну с противоречивым и еще очень жизненно важным вопросом: является ли священник или, в более широком смысле - Церковь имеет обязанность крестить каждый ребенок, что родители приносят на крещение? Возможно, мы столкнулись с самим собой в такой ситуации, или мы слышали о ней от друзей, и мы возмущались поведением священника. Итак, давайте попытаемся понять точку зрения Церкви.

Разумеется, в таких обстоятельствах никто не хочет причинить вред ребенку и отказаться от причастности к гневу, чтобы играть своих родителей или шантажировать их. Единственной причиной отрицания является достоинство, природа и природа самого причастия. Это таинство к его плодам требует, чтобы оно давалось в атмосфере веры. Крещение требует определенного конверта, среды, в которой плоды могут расти и созревать. Крещение не может сводиться только к формальности: вход в приходские книги, проверка страниц исповеди и участие в ритуалах.

После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься. Он спрашивал: «Зачем вы хотите креститься? Для чего?» Люди отвечали разное. Кто-то говорил, что для здоровья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помощью, кто-то надеялся защититься от сглаза и порчи, кто-то хотел совершенствоваться. Но ни один ответ нашего учителя не удовлетворил. Он принялся доказывать, что с такими мыслями креститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не принимать крещение. И всё же червь сомнения в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю правильного ответа на вопрос: «Зачем креститься?» Нам не смогли объяснить этого на беседах. Может, попытаетесь вы?

Это важный элемент таинства, но его действие не является исчерпывающим. С самого начала крещение неразрывно связано с верой. Когда это было впервые дано взрослым в первые столетия, проблем не было: во-первых, кандидат на крещение должен был пройти год тщательной подготовки, катехизации, осмотра или специальных экзаменов, в ходе которых проверялась его мотивация и внутренняя зрелость. Были также рассмотрены мнения и рекомендации церковного сообщества. И только, когда катехум успешно прошел все испытания, он мог торжественно креститься на литургии пасхального бдения на всей общине местной Церкви.

Раиса.

Дорогая Раиса, получив Ваше письмо, я сразу вспомнила «любимый список крещёных людей» замечательного священника Дмитрия Смирнова: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия…

Отец Дмитрий говорит: «Если Вы веруете в Пресвятую Троицу и хотите стать членом Церкви, то надо креститься, потому что это реализуется только через таинство Крещения». Крещение означает новую жизнь, потому что Дух Святой нисходит на человека, – растолковывает священник и очень жёстко формулирует: «Крестить человека, который этого не понимает, всё равно, что крестить неразумное животное. Если крестим малыша, то взрослые должны понимать и воспитывать ребёнка соответствующим образом. Ведь крёстный от лица ребёнка обещает Богу, что этот маленький человечек вырастет христианином».

Вера и ответственность родителей

Это был акт, который касался большого чувства ответственности: как личного, так и общинного. Позже изменилась ситуация с крещением: крещеные маленькие дети стали креститься. Разумеется, в этой ситуации сознательное решение и зрелость веры ребенка были недостижимы, но потом от имени ребенка решение было принято родителями, и они взяли на себя обязательство перед всем церковным сообществом, что они вернут ребенка в веру и приведут его к христианской зрелости. Это формирование веры является необходимым дополнением к сакраментальной благодати и условию ее плодотворности.

Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься.

Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше » (Ин. 3, 5-7).

Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА.

Толпы солгали Богу!

Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…

– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.

Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.

Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.

Правильный ответ

– А каков он? Скажите!

– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.

Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка. Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.

То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.

Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.

– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».

Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.

Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?

– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.

Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.

Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?

В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего

– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?

– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.

Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.

Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.

Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.

Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.

А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?

– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.

В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.

Беседу вела Ирина ДМИТРИЕВА



Рассказать друзьям