Как заинтересовать ребенка лепкой из пластилина. Важный вопрос: выбор пластилина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лепка – популярный и распространенный вид творчества, который активно применяют для развития ребенка. Здесь детки задействуют чувство осязания, развивают моторику, учатся различать цвета и формы. Занятия лепкой формируют пространственное мышление, участвуют в физическом, умственном и психическом развитии малыша. В статье мы узнаем, как научить ребенка лепить из пластилина. И рассмотрим, с какого возраста начинать занятия.

Полезные функции лепки

  • Тренировка моторики рук, координации движений, логики, памяти и внимательности;
  • Положительное воздействие на нервные клетки и эмоциональное состояние, умственное и психическое развитие малыша;
  • Формирование абстрактного, пространственного и образного мышления;
  • Малыш учится различать цвета и формы, воспринимать фактуру и вес, оценить окружающие объекты и обстановку;
  • Повышение чувствительности и развитие воображения;
  • Развитие усидчивости, терпения и аккуратности;
  • Дети учатся сосредотачиваться, планировать и выполнять план, сопоставлять запланированное и полученный результат, вносить изменения;
  • Формирование и развитие эстетического вкуса;
  • Способность для ребенка выразить эмоции и чувства;
  • При занятиях с родителями укрепляется взаимосвязь и контакт друг с другом, формирует здоровую атмосферу в семье;
  • Спокойные занятия нормализуют сон и успокаивают гиперактивных детей, снижают возбудимость. Кроха становится менее раздражительным.


С какого возраста начинать

Занятия по лепке выполняют уже с годовалым малышом, если тот уже готов воспринимать информацию и имеет достаточную силу в пальчиках. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не сможет слепить рыбок, зверюшек и сложные композиции. Детки в 1-2 года лепят классические колбаски, змейки и шарики, которые можно соединить в браслеты, бусы, гусеницу и так далее.

Сложные фигуры малыши начинают выполнять примерно в 3 года. Детские движения становятся увереннее и точнее. А для малышей в возрасте одного-двух лет можно устраивать развивающие игры, которые научат кроху отщипывать и резать пластилин, скатывать шарики и так далее.

Для первых занятий лучше брать тесто для лепки, которое можно купить или . Оно мягче и легче поддается обработке. Более того, оно абсолютно безопасно. Даже если малыш откусить и проглотить такой материал, ничего страшного не будет. Кстати, так как тесто невкусное и соленое, ребенку через несколько проб уже больше не захочется его кусать.

Со второго-третьего года, когда кроха освоиться с тестом, можно переходить на пластилин. Выбирайте наиболее мягкие виды. Кстати, пластилин лепиться к бумаге гораздо крепче и легче, чем тесто. Поэтому с таким материалом можно расширить горизонты творчества и делать новые поделки.

Занятия с детьми в первое время не должны длиться дольше десяти минут. Не стоит удерживать или заставлять малыша заниматься, если он не хочет. Крики, ругань и насилие отобьет желание у ребенка лепить и творить. Если кроха отказывается лепить, отложите занятие и через несколько дней, недель или даже через месяц снова предложите.

Для лепки можно применять традиционный пластилин, тесто или глину, современные материалы и наборы для творчества. Подберите изделия, которые удобны и практичны, которые нравятся и интересны ребенку.

Какой материал для лепки выбрать

  • Детский пластилин – классический материал лепки для детей. Он должен быть в меру мягким и эластичным, чтобы ребенок легко мог мять изделие, при этом оно не разваливалось и не липло ко всему подряд. Не берите пластилин с приятным вкусным ароматом, иначе кроха захочет попробовать материал;
  • Восковой пластилин – современный материал, который подойдет для еще неокрепших пальчиков и ручек. Материал изготовлен на основе воска, что делает данный вид пластилина безопасным. Он пластичный и мягкий. А кусочки воскового пластилина хорошо липнут друг к другу;
  • Глина – традиционный материал для лепки, который используется с давних времен. Такое сырье разводят водой либо покупают в уже готовом варианте. Оно отлично подходит, чтобы вылепить целый замок, мост и даже город, что, безусловно, понравится деткам. При этом материал доступен и стоит недорого. Кроме того, глину можно применять для рисования или обжигать для получения посуды и прочих поделок. Сегодня вы найдете целые наборы для творчества с этим материалом;
  • Паста для моделирования – современный материал, который совмещает свойства глины и пластилина. Такую пасту легко, удобно и комфортно разминать в руках. А чтобы надолго сохранить поделку, материал не нужно запекать или обжигать, как глину. Он твердеет самостоятельно. Сегодня пасту выпускают в двух цветах, поэтому готовые изделия можно раскрасить;
  • Тесто для лепки рекомендуют применять для первых занятия, так как с таким материалом комфортно и просто работать. При использовании неокрашенного теста поделки в дальнейшем можно покрасить в любые цвета. После занятия можно оставить изделие, оно само высохнет и затвердеет.


Как приготовить тесто для лепки

Вы можете купить готовый материал либо приготовить собственными руками. Для самостоятельного изготовления потребуется стакан белой муки, по половине стакана воды и мелкой соли, столовая ложка растительного масла и две чайной ложки лимонной кислоты. Если вы хотите, чтобы тесто сразу было цветным, используйте пищевые красители.

Сухие компоненты высыпаем в емкость и перемешиваем, заливаем растительное масло и ставим на огонь. Берем воду, при желании добавляем красители, и медленно вливаем в смесь. Постоянно помешивайте, чтобы масса стала однородной, отстала от стенок и превратилась в один комок.

Получившийся шарик обваливаем в муке, заворачиваем в пищевую пленку и убираем в холодильник. Перед работой просто разомните массу руками. Подобное тесто получается мягким, эластичным и пластичным, приятным на ощупь.

Если вы выбрали цветные материалы, которые не нужно в последующем раскрашивать, берите для малышей не более четырех разных цветов. Среди большего количества ребенок просто растеряется и будет постоянно отвлекаться в процессе. Для детей одного-двух лет задания должны быть максимально легкими и понятными.

В первый раз дайте малышу отщипнуть от пластилина, глины либо теста кусочек. Покажите, как оторвать и раскатать кусочек, расплющить слепить лепешку, как прилепить кусочек обратно. Важно, научить ребенка использовать подобные материалы по назначению. Следите, чтобы он не кусал изделия и не глотал.

Постепенно учитесь скатывать между ладонями шарики и колбаски. Старайтесь задействовать обе руки, а не катать о твердую поверхность. Такая процедура промассирует ладошки, что полезно для моторики. Из шарика можно слепить разные образы. Используйте зубочистки, листики и другие подручные предметы, чтобы сделать фрукт, овощ, колобка и пр.

Первые занятия проводите по пять-десять минут. Затем постепенно увеличивайте продолжительность. Если кроха устанет или малышу надоест, прекращайте занятия, не заставляйте ничего выполнять насильно.

Не забывайте хвалить малыша за проделанную работу, подбадриваете и поощряйте кроху. Не ругайте детей, если что-то не получается, если они не хотят заниматься. Общайтесь ласково и спокойно, не повышайте голос. Старайтесь доступно объяснить ребенку, что нужно делать.

Занятия по лепке

Первыми поделками станут шарики и колбаски, которые лягут в основу изготовления фруктов и овощей, снеговика, животных. Шарики можно сплющивать, а на самих материалах оставлять отпечатки. Предварительно расплющите глину, тесто или пластилин, после чего малыш может приложить туда свою ручку или можно походить ножками игрушечного животного.

Соберите и высушите листья с крупными прожилками. Расплющите и раскатайте материал, подложите под низ листок и снова раскатайте скалкой. На тесте, глине или пластилине останется отпечаток листка, что удивит малыша.

Покажите крохе, как можно облепить пластилином, глиной или тестом другой предмет. Сверху можно вдавить бусинки или стразы. Получится оригинальная ваза. Можно из картона вырезать фигурки животных, а сверху облепить материалом. В процессе смешивайте разные цвета, чтобы получить новые оттенки.

Теория. Может ли вообще лепить и рисовать такая кроха.

Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию.

Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности.

А материалы для лепки - это то, что официально разрешено размазывать.

У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками.

Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо . И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже.

Главное практическое препятствие для начала лепки простое - малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития.

Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот - это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот.

То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту.И этот факт не препятствие для начала лепки.

Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет - это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным.

Более того, существует закон в психологии развития.

Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена - она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды - то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого.

Приведем примеры:

Если ребенка очень строго и настойчиво станет приучать к чистоте авторитарная бабушка или няня, и делать она это станет эмоционально, ругая и сетуя на малейшее пятнышко каши на столе и одежде - у малыша может возникнуть панический страх любых пятен (не только тех, которые сотворил он сам) и грязи.

Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать.

Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте.

Большая строгость - меньшая спонтанность и способность к творчеству.

Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже - между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы - и эту в частности - что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все.

В общем - «каждому овощу свое время».В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен.Хотите - верьте, хотите - нет.

Условия занятий и настрой мамы:

А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы - то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку.

Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня - сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше - вреда или пользы.

1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня.

2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.

3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент - половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы - то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку - то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете.

4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим - мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением.

Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша.

Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ.

Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного.

Именно родительским восторгом движутся детские начинания.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить - постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось.

Если какая-то из техник понравится маме - дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит.

Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе - это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками - и чем, на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития.

Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой - значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали.

Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето - попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится - лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному.

Для маленького ребенка без грязи нет творчества , и более всего годовалые дети уважают боди-арт.

Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном - ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна.

Есть замечательный автор - Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать.

Спокойное отношение к грязи

Удобное место для занятий

Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш

Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы

Живая заинтересованность в «продуктах творчества»

Бережное отношение к поделкам

Внимание со стороны других взрослых в семье.

Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики.

Настрой мамы.

Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное - ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней.

Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты - не расстраивайтесь - ваше занятие состоялось.

Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом.Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15 , а то и 20 минут.Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов.

Крайне важно не удерживать ребенка силой.

Помните - убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концетрировать внимание.И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная.Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин, самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама.

Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти - когда нервная система малыша дозреет.

Основные принципы:

Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь.

Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте - развивающее.

Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения.

Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию.

Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики.

Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого.

Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х):

Долго фиксировать внимание.

Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание)

Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу.

Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно.

Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу.

Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком:

Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними.

Есть разные материалы для лепки.

Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины).

Перечислим их : пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика.

У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика.

На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком - соленое тесто.

Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот.

Кроме того, тесто - самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать.

Соленое тесто:

Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода.

Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло.

Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость - после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить.

Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить.

После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка.

Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить - на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше - фруктовыми или овощными соками.

Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок - буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) - красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы - это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт.

А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку.

Пластилин :

Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций:

Первое: пластилин должен быть максимально мягким

Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно).

Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить.

Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе.

Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин:

Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином.

Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус.

Мягкий пластилин нельзя использовать повторно - поделки, полежав на открытом воздухе. быстро засыхают.

Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом.

Глина:

Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая.

Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина.

По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная.

В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать.

Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет.

Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много - не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком.

Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов - веточек, камней, шишек, листочков.

Если руки, испачканные глиной тревожат малыша - присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте.

Нужно спокойно объяснять, что глина - это не кака.

Воск:

Воск для лепки - интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно.

С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития.

Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.

Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь.

Самое первое - это знакомство с материалом.

Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках.

Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества.

Первый прием: мять и отрывать большие куски.

Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия.

Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой

В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.

  • Отщипывать от большого кусочка маленькие:

Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка - согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка.

Обязательно каждому действию ребенка в лепке надо давать названиие, звуковую опору. Причем слово это должно быть короткое и достаточно легко произносимое. Для данного действия лучше всего подходит словечко «щип»

  • Отрывать маленькие комочки, сплющивать их ладошками.
  • Катать палочки (конфетки)
  • Сильно хлопать ладошкой по большому куску теста или пластилина: это называется «хлоп»
  • Стучать кулачком по большому куску пластилина: это называется «шлеп»
  • Расплющивание маленьких кусочков: «плющим-плющим-плющим»
  • Размазывать по твердой основе: «мажь»
  • Отверстия в большом куске теста или пластилина: «Тык»
  • Втыкание «инородных тел» в тесто: начало смешанной техники: это тоже называется «тык».

Возможна ли лепка по замыслу и в каком возрасте:

Замысел сам по себе появляется, не раньше, чем у малыша созревает функция предвидения и планирования. Средний возраст появления такой возможности - 3 года.
А до 2 лет, до появления фразовой речи, ребенок вообще целиком находится под влиянием текущего момента.
Даже в речи будущее время появляется позже настоящего и прошедшего времени
Так что лепить по замыслу наш малыш сможет еще не скоро.
Итак, лепка по замыслу невозможна, до сюжетной лепки тоже еще далековато… Так что же все-таки можно делать?
А можно научить ребенка самой, может быть, важной вещи в творчестве: получать удовольствие от процесса, а не от результата.
Ребенок сам. Стихийно, может получить огромное удовольствие - и не разовое, а каждодневное - от процесса лепки. Ему нужно только дать подходящий материал и посадить рядом маму, которой бы все это было не только что не противно - а интересно.
Как правило, все дети в возрасте до 3 лет проходят через несколько периодов «запойной» лепки. И если плоды в виде поделок остаются далеко не у всех - так как дели не меньше любят ломать слепленное, чем его создавать, то навыки, приобретенные при занятиях с тестом и пластилином, очень пригодятся ребенку в дальнейшем.

Варианты сюжетных заданий для лепки (годятся для детей, старше 2,5 лет):

  • Палочки (конфетки): отщипывать небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями, класть готовое на доску. Возможно, каждую конфетку заворачивать в фольгу или кусочки гофрированной бумаги.
  • Разные цветные мелки (тут вообще основная идея, что реальные предметы можно слепить и с ними играть).
  • Бублики: свертывать палочку в кольцо, соединять концы, плотно прижимая.
  • Баранки (потоньше).
  • Крендельки (с перекрещенными концами).
  • Шарики: катать между ладонями круговыми движениями.
  • Орешки (разные).
  • Печенье: сплющивать шарик.
  • Лепешки большие и маленькие.
  • Мандарины и апельсины.
Возможные варианты заданий для детей, старше 2,5 лет:
  • Пирамидка: располагать лепешки в порядке убывания величины. Предмет составляется из частей.
  • Пряники.
  • Маленькая куколка, состоящая из головы и тела разной величины.
  • Самолет: из двух частей неодинаковой формы.
  • Неваляшка: из двух шаров + украшения.
  • Угощение для игрушек: лепить то, что нужно для игры.
  • Мишка-неваляшка (с ушами).
  • Кролик: длинные уши.
  • Птичка: хвост, клювик.
  • Миски для трех медведей: сплющивать, оттягивать края вверх.
  • Утенок и др. звери: передавать характерные признаки животного, прищипывание, соединение частей.
  • Яблоки и ягоды, большие и маленькие морковки.
  • Огурец и свекла: разная форма овощей.

Потом можно побеседовать.

Для детей, старше 2,5-3 лет, которые уже говорят и хорошо понимают сказки очень хорошо, если занятия лепкой вписаны в игровой сюжет:

Сюжет может быть, например, такой:

  • Разговор по телефону "Здравствуйте, игрушки, я вас слушаю" появились цветные палочки, они не знают, что с этими палочками делать.
  • Трава для зайчат. Как можно больше травки. Ровная трава вкуснее. Трава и кусты: медведь пожаловал, всю траву вытоптал, весь двор разорил.
  • Пририсовывать ворс к щетке - основа изображена.(зайчатам понравились щетки, надо каждому нарисовать).
  • Пластилин пришел: я не хочу быть просто пищащим комочком!
  • Колбаски на тарелочках, а то собака утащит.

Перспективы

То, чего вы сможете достигнуть через несколько недель каждодневных занятий - это возникновение у вашего малыша устойчивого интереса к лепке.Малыш поймет, в каком месте квартиры вы с ним занимаетесь, как это происходит, и то, что результат его работы вечером обязательно показывают папе или бабушке.Кроме того, ребенок сообразит, что маме тоже интересно возиться с глиной или тестом. Что маме тоже это нравится. А для маленького ребенка крайне важно то, что нравится маме.

Психологи говорят, что нужно довести до сознания ребенка социальную значимость того или иного занятия. Социальная значимость - это важность и нужность, серьезность занятия для самых главных людей - родителей.Хорошо бы еще хотя бы раз в неделю приводить ребенка на занятия в творческие студии - чтобы он видел, что и другие дети тоже лепят и рисуют. Что вообще это у людей принято.Но занятия в студиях и клубах не заменяют занятий дома с мамой.Во-первых, потому, что недельный перерыв между занятиями - это слишком большое для малыша время, а во-вторых - потому что именно мамины уроки усваиваются надежнее всего.

И вообще, если вы хотите насыщенных отношений со своим подросшим, выросшим и совсем взрослым ребенком - будьте от него поблизости (не только физически, но и психологически) все раннее и дошкольное детство. Будьте рядом и живо участвуйте в том, что ему интересно.Для того, чтобы лепка малышу не наскучила, техники и варианты занятий должны быть разнообразны.

Лепка из пластилина развивает и улучшает мелкую моторику рук, что положительно сказывается на развитии малышей и их речевых способностях. Начинать можно уже к двум годам, когда ребенок попрощается с периодом «ротового» знакомства с предметами. К этому возрасту можно не бояться, что кроха съест кусочек яркого материала. Как научить ребенка лепить из пластилина в 2-3-4 года? С чего начать и как правильно организовать занятия?

Перед тем, как приступить к лепке, необходимо подготовиться. Пластилин должен быть мягким и податливым. Его может предварительно разогреть и размять родитель. Есть еще один простой способ – куски материала, которые будут использованы, выкладываются на картон или ткань и помещаются на горячую батарею. Через несколько минут пластилин будет готов к работе. В магазинах продается материал для самых маленьких – он яркий, мягкий, не прилипает к рукам и не обладает ярко выраженным запахом.

Подготовка рабочего места. На стол следует постелить клеенку или использовать специальную доску для лепки. Эти меры позволят сохранить время и силы, потраченные на уборку. Одевать кроху желательно в одежду, которую не жалко запачкать и испортить – некоторые виды пластилина удаляются с огромным трудом.

Занятия с малышами не должны быть утомительными, поэтому стоит ограничиться 5-7 минутами в день.

  • Кроха может размазывать пластилин по картону или доске.
  • Вставлять в материал бусины, крупы, макароны, семечки, пуговицы и другие мелочи.
  • «Кормить» игрушек слепленными мамой зернышками.
  • Давить пластилин, превращая шарики в блинчики.

Что лепить с трехлетним ребенком?

По мере взросления и развития дитя следует постепенно осложнять программу.

  • Такой кроха может оставлять отпечатки на пластилине, «переводить» картинки (монетки, например).
  • Лепить между ладошками шарики и колбаски.
  • Ролевые игры переходят на новый уровень. Теперь кроха сам «изготавливает» еду для своих плюшевых подопечных.
  • Малыш способен собирать из готовых деталей целостный предмет – снеговика, цветочек, машинку.

Занятия с четырехлетним ребенком

Моторика рук дошкольника в этом возрасте развивается быстро и легко. Дети с удовольствием лепят животных, рисуют пластилином на бумаге, размазывая и придавая ему форму. Большинство малышей уже не хотят подражать родителю, а стремятся к самостоятельности и воплощению собственных идеи, фантазий. Поэтому взрослому можно принять сторону наблюдателя и гордиться успехами своего чада.

Возможно вам также понравится:


Как научить ребенка убирать игрушки за собой и с какого возраста это делать?
С какого возраста можно сажать ребенка в ходунки и стоит ли это делать?
Новорожденный ребенок 1 месяца что должен уметь
Ребенок боится ветра и дождя — что делать?
Ребенок боится уколов и вид человека в белом халате
Ребенок боится засыпать из-за страшного сна – как его успокоить?

Существует великое множество: один из них - работа с пластилином. Это универсальное средство поможет малышам освоить простейшие элементы, из которых позднее они научатся делать разнообразные фигурки.

Большой ассортимент пластилина позволит выбрать тот, который подойдет для творчества маленьким детям. Обратите внимание на такие особенности:

  • пластилин должен быть мягким и пластичным;
  • без ароматизаторов;
  • не оставлять следов на руках;
  • не расслаиваться при лепке.

Если вы выбрали именно такой, то пора приступать к творчеству! Подготовьте пластиковую доску для работы: раскатывать пластилин на нем будет удобно и ребенку, и вам.

Шаг №1: выберите тот цвет пластилина, который ребенку нравится больше всего

Даже в нежном возрасте у детей уже есть любимые цвета. Предложите крохе выбрать тот оттенок пластилина, с которым он начнет работать.

Шаг №2: учите разминать пластилин в руке

Предварительно нагрейте массу в своих руках, чтобы она была более податливой. Когда пластилин станет послушным, ребенку будет проще его разминать.

Шаг №3: покажите, как правильно отщипывать пластилин

Научите ребенка отщипывать от пластилина небольшие кусочки. Малыши норовят делать ногтями. Демонстрируйте своим примером до тех пор, пока кроха не поймет, как правильно это делать.

Шаг №4: скатывайте шарики

Детям эта задача поначалу может показаться сложной. Поэтому вам нужно показать несколько вариантов скатывания шариков:

  • между указательным и большим пальцами - если кусочек пластилина небольшой;
  • между ладонями - если кусочек побольше.

Шаг №5: как расплющить шарики в «блинчики»

Готовые пластилиновые шарики - это полуфабрикат «блинчиков». Покажите ребенку то легкое движение, которым он превратит шарик в лепешку - простым нажатием указательным пальцем.

Шаг №6: растягивайте пластилин по листу бумаги

Помимо пластиковой доски вам понадобится еще и лист бумаги. Нагрейте в своих ладонях пластилин. Вместе с ребенком оторвите кусочки разной величины и разложите их на листе. А затем указательным пальцем растягивайте в разные стороны - размазывайте по бумаге.

Шаг №7: учите делать жгутики

Это довольно сложный процесс, который дети могут освоить не сразу. Поэтому запасайтесь терпением! Здесь пригодятся уже ранее приобретенные навыки. Вместе с ребенком отщипните кусочек пластилина, затем скатайте из него шарик. После этого зажмите шарик между указательным и большим пальцами и начинайте раскатывать. Это процесс можно выполнить и на доске. И на глазах ребенка шар превратится в жгутик. Чем дольше раскатывать, тем дольше и длиннее получится.

А что умеет лепить из пластилина ваш ребенок?

Еще

Как известно, польза игр с пластилином не ограничивается только развитием мелкой моторики и воображения. Это также прекрасный толчок для формирования первых представлений о форме и цвете, улучшение координации движений и развитие усидчивости.
Для того чтобы узнать, как научить ребенка лепить из пластилина, прежде всего, стоит ознакомиться с простейшими правилами, которые помогут заинтересовать малыша и увлечь его в прекрасную страну детского творчества!
Чем раньше, тем лучше
Учить ребенка лепить из пластилина простейшие фигурки можно начинать уже с самого раннего возраста - после года. Само собой, что здесь все занятия должны проходить под пристальным вниманием взрослых, чтобы избежать проглатывания материала и тому подобных неприятностей.
Прежде всего, маме нужно увлеченно начать лепить из пластилина самой. Это заинтересует малыша, и он непременно протянет ручки к такому интересному разноцветному материалу! Но учтите, что первое занятие не должно длиться больше 10 минут.


Важный вопрос: выбор пластилина

При выборе пластилина следует ориентироваться на возраст ребенка. Для самых первых занятий желательно выбирать мягкий пластилин иностранного производства. Он имеет очень соленый вкус, поэтому малыш точно не станет его кушать, несмотря на приятный запах.

Часто этот пластилин продается в комплекте с множеством цветных формочек в виде зверушек, различных геометрических фигур или продуктов, а также с инструкцией, объясняющей, как научить ребенка лепить из пластилина. После игры такой материал можно оставить на открытом воздухе и все поделки подсохнут, сохраняя форму, которую придумал маленький скульптор. Для деток постарше можно купить обычный отечественный пластилин, который не засыхает и пригоден для многократного использования.

Легкость и непринужденность занятий

Начинать учить ребенка лепить из пластилина следует с создания самых простейших фигурок. Скатайте цветной шарик и покажите, как он превращается в жгут или кубик, ненавязчиво объясняя различие между фигурами и называя цвета.

Все следует делать увлеченно и вдохновенно, избегая монотонности и повторений. Если малыш устал или отвлекается, сделайте перерыв, не нужно навязывать занятия. Лучше приступите позже, а пока можно поиграть во что-нибудь другое. Вполне вероятно, что малыш вскоре сам предложит вам лепить из пластилина, показав на заветную коробочку!

Увлекаем малыша

Когда ваш ребенок научится самостоятельно скатывать шарики и раскатывать колбаски, можно приступать к следующему этапу! Здесь на помощь придут персонажи любимых сказок, которых малыш будет воспроизводить в скульптуре. Начинать следует с простейших игрушек - слепите колобка, обыграйте в действии, как он катится по лесу (тут же и елочку можно поставить) и далее по усложнению действующих лиц.

Немалую роль в обучении ребенка лепить из пластилина играет воображение мамы. Обязательно используйте подручные материалы, такие как шишки, бисер (для деток постарше), спички, разнообразные ткани, крупы и так далее. Но не следует ограничивать и фантазию ребенка. Позвольте ему лепить то, что хочет он - не нужно навязывать свое авторитетное мнение. Пускай слон будет оранжевым, а елка - фиолетовой, главное, чтобы процесс лепки из пластилина доставлял ребенку удовольствие!

Непременно хвалите своего малыша за успехи в творчестве и обязательно организуйте показ лучших работ на домашней выставке. И, конечно, расскажите другим мамам, как научить ребенка лепить из пластилина, ведь вместе всегда веселей!



Рассказать друзьям