Загадки про школьные принадлежности. II

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Загадки про канцелярские товары:

для дошкольников 5-6 лет и детей младшего школьного возраста.

Т. Лаврова

Друг мой, хоть и небольшой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка,
Уберёт в один присест.
Даже кляксы тоже «ест»!
До чего хорош, жевастик -
Мягкий светлый школьный...(ластик )

Натюрморт, пейзаж, портрет
Я рисую сотни лет.
Очень с красками дружу
И художникам служу.
Мягкая, как кисочка
Тоненькая...(кисточка )

Я с предметами дружу,
Всё о них вам расскажу.
Измеряю рост, длину,
Ширину и глубину.
Хоть цена - пустяк, копейка,
Я - отличная...(линейка )

Что за странная коробка?
В ней линейка, ручки, пробка.
Карандаш простой, ириска,
Прошлогодняя записка.
Ну, ребята, отгадали?
Всё лежит в моём..(пенале )

Л. Кустурова

Открываю двери в дом.
Проверяю, есть ли в нем:
ручка, ластик, карандаш.
Я теперь хозяин ваш. (Пенал)

Н. Афромеева

У меня в пенале кубик
розового цвета.
Но совсем это не жвачка,
это не конфета.
Карандаш вдруг вывел букву,
словно головастик.
Вот когда мне пригодится
мой помощник...(ластик )


Г. Пунтусова

Всем знакомая вещица -
Просто чудо-танцовщица!
Выполняя пируэт,
Оставляет синий след:
Буква, буква, закорючка…
«Всем приветы! Ваша....(Ручка ).

С. Неверский

По бумаге не напрасно
ты слова выводишь пастой.
Раньше же привычней было
закачать в неё чернила.
Дети, это что за штучка?!
Ну-ка, дружно... (Авторучка)

Он как палочка у мага,
только обрати свой взор,
на картоне и бумаге
свой изобразишь узор.
Этот Друг в пенале наш.
Дети, скажем… (Карандаш)

Цвета разного он, гибкий,
не страшны для нас ошибки.
Всё исправить в его власти.
Дети, скажем- это… (Ластик)

Мы достанем краски наши-
"масло", акварель, гуаши.
Стал зелёным сразу листик.
А его раскрасят… (Кисти)

Сделает она быстрее
карандаш любой острее.
Разноцветная подружка,
из неё выходит стружка.
Говорим мы:" Что ты, что ты,
ведь устанешь от работы!"
У неё в ответ ухмылка!
Дети, это же… (Точилка)

Н. Губская

Без неё, скажу я,
Линию прямую
Не прочертишь ни одну,
Не измеришь и длину.
Мне ответь ты поскорей-ка!
Называется …(линейка )

Пишем ей в тетрадку
Буквы по порядку.
Очень нужная нам штучка,
А зовётся просто …(ручка )

Н. Кечатова

Карандаш пыхтел-чертил,
Дли-и-инной линию творил...
Вдруг черкнул не там он - здрасьте!
Ну-ка, где наш шустрый...(ластик )

Не терялись чтобы, кучкой
Ластик, карандаш и ручку,
Кнопки, циркуль - всё собрал
Порядок любящий...(пенал )!

Чтобы ровным вышел круг,
Нам поможет верный друг,
Правда, ма-аленькую дырку
На листке оставит...(циркуль )!

В. Тунников

Домик для ручек и карандашей.
Закрыт на замочек он для малышей.
Его дети-школьники в школу берут
И вместе с тетрадками в ранец кладут.
(Пенал)

М. Блинникова

Ровно линии чертить
не умеем. Как же быть?
Линия, как змейка?
Тут нужна...(линейка )

Можно пальцем в краски влезть,
только лучше способ есть.
Краски очень заждались,
ну когда возьмёшь ты...(кисть )

А. Чугунников

Книг совсем я не читаю
И без них я много знаю,
Никогда не говорю
И без голоса творю,
Стоит только в руку взять
И слова мной написать.
Я пера гусыни внучка
И зовусь я? (Авторучка ).

Д. Логинов

Два листа между собой
Скрепит он, колпак открой.
Можешь мазать, не жалей.
А зовут его все …?(клей )

Загнут из проволоки крючок
Соединит листы в замок
И скрепит листик очень цепко.
Ее мы называем… ?(скрепка ).

С. Подгорская

Карандаш мне лучший друг,
Лишнее сотру вокруг.
(Ластик )

Т. Ефимова

По бумаге проползёт,
Всё подчистит, всё слизнёт,
Будто маленький зубастик!
Ну конечно, это?!
(Ластик)

Ваза вдруг разбилась! Ой!
Как тут справиться с бедой?!
Не горюй и поскорей
Вновь скрепи на супер
(Клей)

Угадайте, что за чудо?!
Плёнкой этой клеить буду!
Может запросто помочь
Даже книжку склеить!?
(Скоч)

Программное содержание:

Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с детьми с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.

Предварительная работа:

Знакомство с бумагой, рассматривание предметов из бумаги, делать опыты с бумагой. Рисование на бумаге карандашами, красками, фломастерами, конструирование из бумаги. Письмо на дощечках из глины. Знакомство со словами папирус, береста, пергамент, глина, рассказать о рецепте бумаги.

Использовать загадки, стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”, пословицы, песню о бумажном кораблике, танец с бумажными поделками.

“История бумаги”
(Путешествие в прошлое)

Вход детей с бумажными изделиями.

Танец “Бумажная страна” (муз. “Маленькая страна”)

(положили игрушки на стол и сели)

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.

“Я белая, как снег, дружу с карандашом, Где он пройдет, там заметку кладет”

Ребята: Бумага!

Воспитатель: Правильно. Люди очень любят бумагу, даже сочинили о ней стихотворение. С. Михалков “Лист бумаги”

1 ребенок:

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.

2 ребенок:

Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?

3 ребенок:

Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его, заполнив пустоту.

4 ребенок:

И синим, будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым.

Воспитатель:

Давайте на нашей бумаге
Нарисуем рисунок по стихотворению

Звучит музыка

(под музыку заходит Буратино) (муз. Буратино)

Буратино: (плачет)

Воспитатель: Ты что Буратино плачет?

Буратино: Я спокойно шел в школу, меня какой-то мальчик толкнул прямо в грязь, я упал и испачкал свою курточку и испортил книгу, которую мне купил папа Карло!

Ребята, помогите мне их постирать.

1 ребенок: Буратино, ты что, тебе нельзя стирать курточку и книгу.

2 ребенок: Они сделаны из бумаги.

3 ребенок: Если постирать, курточка и книга испортится

4 ребенок: Они намокнут, помнутся и порвутся.

Буратино: Что такое бумага? Какая она?

Игра “Покажи и назови бумагу”

Дети: Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Бумага вообще-то, она непрочная. Давайте вспомним свойства бумаги.

Дети: Мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, горит...

Воспитатель: Бумага-материал универсальный. Из нее делают не только книгу и твою курточку, Буратино.

Дети: Газеты, журналы, тетради, книги, открытки, коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду... Ее используют в строительстве и обувной промышленности.

Воспитатель: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Буратино: Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего его делают?

Воспитатель: Интересный вопрос ты задал Буратино. Не побывав там, где придумали бумагу, ты не поймешь, как она к нам пришла. Я придумала! Тебе и нашим ребятам будет очень интересно попасть в прошлое и увидеть все своими глазами.

Буратино: В прошлое можно попасть только в сказках.

Воспитатель: Действительно, в сказках. Сказка нам и поможет. В прошлое мы полетим на ковре-самолете, который мне подарил знакомый Джин. (Садится на.ковер)

Воспитатель: Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течении многих лет наши предки искали материал для письма. Сейчас мы приземлимся в Египте.

(Появляется Египтяночка под музыку)

Египтяночка: Здравствуйте, дети! Я знаю, зачем вы пришли в прошлое. Идемте! Раньше в Греции писали на сырых глиняных плитках, на дощечках, залитых воском, выдавливая буквы острой палочкой, (дает дощечки) Напишите на таких дощечках свое имя, мне на память.

(Дети пишут свое имя на плитах)

Затем на берегах Нила-реки, мы нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезаем на тонкие полоски и укладываем их друг на друга, смазываем клеем, проглаживаем деревянной гладилкой, сушим на солнце и свертываем в трубку. Длина такой книги 100 шагов.

(Показывает папирус)

В Пергами придумали материал, который назвали пергамент в честь города. Из чего его делали?

(Показывает картину телят и овец)

Дети: Из шкур телят и овец.

Египтяночка: Стоил пергамент дороже папируса, т.к. приходилось истреблять целые стада телят и овец. Были даже целые книги, написанные на пергаменте. Иногда такая книга стоила дороже дома. На что она была похожа?

Дети: Книга напоминала сундук.

Воспитатель: Спасибо вам большое за интересный рассказ, до свидания. Летим дальше.

(Дети садятся на ковер)

Воспитатель: Наши русские предки в то время писали на бересте. Это чисто русское изобретение. Береста березовая кора. Сначала на них писали грамоты, а потом и книги. Как вы думаете, чем писали?

Дети: Процарапывали костяным или железным писалом.

Воспитатель: Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем очень было просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу нам необходимо отправиться на бумажную фабрику в Китай.

(Под музыку выходит китаец)

Китаец: Здравствуйте! На бумажную фабрику привозят бревна. А вы знаете, какие деревья используются для бумаги?

Дети: Сосна, ель, пихта, сейчас береза, осина.

Китаец: (картинки) На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков.

Дети: Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.

Китаец: Правильно! Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Что добавляют, чтобы бумага была белой, гладкой, плотной?

Дети: Серу, соду, известь, каолин, тальк, а чтобы была цветной – красители.

Китаец: Из чего состоит бумага?

Дети: Из мелких растительных волокон, которые связаны между собой.

Китаец: Давайте сейчас возьмем и порвем лист бумаги.

Если порвать бумагу вдоль волокон, то лист рвется ровно, а теперь поперек волокон – рвется не ровно.

(Дети делают опыт)

Воспитатель: Спасибо! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания! Сели на ковер самолет, полетели в свое время.

Буратино: Смотрите, там внизу корабль потерпел крушение.

Воспитатель: Давайте мы им поможем. Сделаем из бумаги лодочку и им бросим, тогда капитан и его команда спасутся

(Дети делают лодочку)

Песня “Бумажные кораблики”

Воспитатель: Вот и прилетели в детский сад, садитесь на стульчики. Спасибо тебе Буратино, что ты пришел к нам. Вот тебе новая курточка и новая книга. Учись хорошо.

Буратино: Спасибо ребята! До свидания!

Воспитатель: Ну, а мы ребята подарим нашим гостям поделки, которые принесли. Они сделаны из бумаги.

Марина Воронова
«Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы.

«Что мы знаем о бумаге

Конспект НОД по развитию познания

Цель : Дать первоначальные знания об изобретении бумаги . Научить отличать вещи, сделанные из бумаги , определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги . Учить детей анализировать , делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность , внимание. Активизировать в речи детей слова , обозначающие свойства бумаги . Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги , воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

Беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги ;

Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги .

Материал : Камни, деревянные дощечки, гуашь, бумага , карандаши, острые палочки, миска с водой, разные виды бумаги , книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги , нитки, иголки. (весь материал разложен на отдельных столах. Количество материала соответствует количеству детей ).

Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку :

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная.

(бумага )

Да, ребята, сегодня мы поговорим о бумаге .

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги . Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге . Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае . - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу . А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги . Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную . В наше современное время бумагу делают машины .

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага . Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага , открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру : Представьте себе, что бумага исчезла . Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу ? (ответы детей ) .

Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные . Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке) . Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги .

Ребята мы с вами знаем , что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни , что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге . Экономнее использовать ее в нашем быту : прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

А сейчас мы с вами узнаем , какой же бывает бумага . Возьмите в руки разную бумагу . Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь , определяют ее на ощупь и описывают свойства).Прочна ли бумага ? Мы сейчас узнаем .

Опыт 1 :

Возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску. (Дети выбирают сами правильный ответ) .

Оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги . Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги : она размягчает её.

Мы с вами узнали, что бумага непрочная . Может ли бумага стать прочней ? Для этого мы проведём следующий опыт.

Опыт 2 :

Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску , накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски , чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей ) . Догадались сделать из полоски «гармошку» »? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы.

Дети, кто из вас знает как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную ? (ответы детей ) Для этого нам понадобится масло.

Опыт 3 :

Возьмите небольшие квадратики бумаги . Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать посмотрев через промасленный квадрат бумаги ? (ответы детей ) .

Физминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики »

(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром» . Игра повторяется 2-3 раза).

Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем , как быстро приземляется бумага .

Опыт 4 :

Возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку . Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно . Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка ? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге . Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг.

Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению» ) Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск : воздушно-десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило.

А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради . Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом.

Ребята, что вы нового узнали о бумаге ? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге . Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Все дети молодцы.

Воспитатель МДОУ д/с «Черемушки»

г. Балашова Саратовской области

Жижина Ирина Владимировна

Конспект НОД «Удивительная бумага»

Цель. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги.

Программные задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы. Формировать умение работать индивидуально, в малых подгруппах. Развивать свободного общения со взрослыми и детьми. Продолжать развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие. Активизировать словарь: лаборатория, научный руководитель, вдоль, поперек и др. Развивать мелкую моторику рук. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

Образовательная область: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Оборудование: разные виды бумаги: бумажные салфетки, туалетная бумага, деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатаются на бумаге, старые газеты, небольшой тазик, кувшин с водой, поднос с матовой и глянцевой бумагой, цветные карандаши или фломастеры, совместно выполненный рисунок, бумажные поделки, урна.

Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги, ножницы – (на каждого ребёнка); емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и песком для безопасности, свеча, лупа, растительное масло, лимон, ватные палочки, схемы- карточки, дидактическая игра «На что это похоже?»,карточки с геометрическими фигурами.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, знакомство с историей история возникновения бумаги, чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге, дидактическая игра «На что это похоже?», изготовление снежинок, поделок из бумаги (из картонного конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток, самолёты и т.д.).

Ход НОД:

    Игровой момент.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадайте загадки, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

Я бела, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Вы правильно отгадали загадки. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно, о бумаге.

Давайте с вами вспомним стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”.

1 ребенок .

Простой бумаги свежий лист
Ты бел как мел. Не смят и чист
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

2 ребенок .

Я предлагаю вам поиграть в дид. игру.

    Дидактическая игра «На что это похоже?», карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши или фломастеры для каждого ребёнка.

Раздать и рассмотреть карточки с изображением геометрических фигур(у всех детей разные карточки), выяснить на что похоже изображение на карточке,

Дорисуйте изображение на карточке, так, чтобы было всем понятно что это.

Дети показывают свои выполненные работы.

Как вы нарисовали! Молодцы! Ребята, какой вывод можно сделать, что на бумаге можно рисовать.

3. Беседа с детьми, просмотр мультфильма

А для каких целей используется бумага?

Вы правильно ответили, что деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены квартир . (Слайд № 2)

Вывод: С бумагой встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журнал, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки или собираем макулатуру. (Слад № 3)

А как вы думаете, из чего делают бумагу?

Правильно, из древесины.

- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике, целлюлозно-бумажном комбинате.

Давайте посмотрим, как бумагу делают на производстве.

Просмотр отрывка мультфильма “Фиксики” под названием “Бумага” (изготовление бумаги на производстве).

- А из чего еще можно изготовить бумагу?

Также бумагу можно изготовлять из соломы, из лоскутов ткани, из льна, риса, хлопка. (Слад № 4)

Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь в лабораторию успели.

4. Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории. Что такое лаборатория? Правильно, это место, где проводятся исследования, наблюдения.

Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной. (Слайд № 7)

Я буду научным руководителем, который будет ответственным за эксперименты с бумагой, а вы, ребята – научные сотрудники. Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, проводя обследовательские действия и опыты с бумагой, рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы?

Посмотрите, перед вами лежит бумага. Давайте вспомним и назовем некоторые свойства бумаги. (Какая она? Рассмотрите ее. Что вы можете сказать? (Слад № 5)

Да, бумага может быть разной не только по цвету, но и по качеству. Чтобы в этом убедиться, проведите пальчиком по листу бумаги и найдите гладкую бумагу, а теперь шероховатую.

Проведите пальчиком по этому листу бумаги. Какая она на ощупь? Как бархат. Как можно назвать эту бумагу? Правильно, бархатная.

Вот так выглядит современная бумага. (Слайд № 6)

А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

    «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Ребята, давайте узнаем режется бумага или нет. С ножницами мы работаем аккуратно, так как они острые, можно порезаться.

Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко.

При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется по лёгкости в зависимости от толщины.

    «Бумага мнётся» (схема «мятая бумага»)

Сначала смять бумагу потом картон.

Вывод: Чем толще бумага тем она труднее мнётся.

    «Бумага рвётся» (схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага рвётся по лёгкости в зависимости от толщины.

    «Бумага намокает» (схема «капля воды»)

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги.

Что произошло, как скоро вода просочится через бумагу. Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрей и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

    «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло»)

Намочить ватку в масле и оставить след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

    «Бумага издаёт звук» (схема «нота»)

Предложить взять разноцветную бумагу и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии трении бумага издаёт звук.

    «Бумага летает» (схема «ветер»)

Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером (дети делают веер) (Слайд № 9)

    «Можно делать поделки» (схема «оригами») , чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень лёгкие, поэтому, когда дует, ветер они разлетаются.

9.«Бумага горит» (схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги. Вывод: Бумага горит.

А теперь возьмите лист бумаги и попробуйте разорвать его вдоль.

10. Опыт “Вдоль и поперек” (Слайд № 8)

Как рвется бумага? А теперь поперек? Где легче рвется бумага вдоль или поперек? Вы правильно заметили, что бумагу легче порвать с одной стороны, чем с другой стороны.

Вывод : порвать бумагу поперек волокон труднее, чем вдоль них.

Возьмите лупы и рассмотрите место, где вы порвали бумагу. Что вы видите?

Вы правильно заметили, виднеются тончайшие, как волос, волокна. Это говорит о том, что бумагу делала машина.

На некоторых заводах, перерабатывая старую бумагу, которая называется макулатурой, люди сберегают леса от вырубки.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети: Чтобы меньше пришлось рубить деревьев

Итак, немножко отдохнём и закрепим свойства и качества бумаги.

5.Физкультминутка

Мы бумагой машем, машем,

Мы бумагу мнём, мнём, мнём,

Мы бумагу трём, трём, трём,

А сейчас её разгладим

А потом её порвём.

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

6. Игра найди предметы из бумаги (дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее. Спасибо вам огромное заранее, надеюсь Вы спасёте мою коллекцию! »

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

У нас в группе есть что – нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете сделано из бумаги и вернуться в круг. (Дети рассказывают, почему считают что данный предмет сделан из бумаги).

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).

Давайте я сейчас назову вид бумаги, а вы мне показывайте образец.

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (Салфетка, газета, открытка, фотография, картонная коробка, глянцевая, копировальная, ватман, обойная, тетрадная, журнальная, альбом, календарь цветок из гофрированной бумаги и т. д)

Таким образом, воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

7. Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила».

1. Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды лист бумаги.

2.Обмакнём спичку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и напишем (нарисуем) что – нибудь на бумаге этой спичкой.

3. Когда чернила высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова (или рисунок).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям.

    Выводы исследований (опираясь на схемы):

Подводим итоги НОД. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Ответы детей (Слайд № 10)

1.Бумага бывает по своему строению толстая и тонкая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4.Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Из бумаги можно сделать поделки.

6. При смятии бумага издаёт звук.

7. Бумага разлетается при ветре.

8.Бумага впитывает масло.

9.Бумага горит.

Все сегодня работали дружно и быстро. В следующий раз мы изготовим из бумаги различные поделки.

Собрать портфель, используя будет очень увлекательно для вас и ваших будущих первоклассников. На развивающих занятиях при подготовке к школе детям понравятся такие школьные загадки.

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)

Сидят за ней ученики
Лежат на ней учебники,
Тетради, ручки, карта-
Не просто стол, а (парта)

Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)

По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чиста страница.
(Школьная доска)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)

Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток.
(Тетрадь)

Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку…
(Карандаш)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Цветные карандаши)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
(Счеты)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?…
(Мел)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Пишут им ученики,
Отвечая у доски.
(Мел)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

***
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится…
(Ластик)

Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть…(Пластилин)

Я большой, я ученик!
В ранце у меня…
(Дневник)

Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за…
(Парту)

Углы рисую и квадратики
Я на уроке…
(Математики)

И понимает каждый школьник,
Что очень нужен мне…
(Угольник)

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

По алфавиту
В строгом порядке -
Сорок фамилий
В толстой тетрадке.
Справа от них
Разлинованы клетки,
Чтоб не сбежали
Ваши отметки. (Классный журнал)



Рассказать друзьям