Занятия по этикету в доу. Конспект занятия «Этикет в гостях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект внеклассного занятия в начальной школе. Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета.

Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных классов.
Цель: Формирование навыков поведения в общественных местах.
Задачи:
Познакомить с понятиями «поведенческая норма» и «этикет». Дать представление об истории возникновения этикета и его использовании в разнообразных формах.
Расширять кругозор и словарный запас посредством словарной работы и диалога.
Воспитывать чувство доброжелательности, чуткости и уважения к окружающим.
Оборудование: презентация
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, предлагаю наше занятие начать с упражнения «Импульс». Оно поможет нам восстановить силу, мысли, рабочее состояние. Встаём в круг. Возьмёмся за руки. Мы будем друг другу передавать «импульсы». «Импульсы» передаются сжатием руки. Я вам их буду отправлять. Первым я передаю вам «импульс» тепла.
Дети поочерёдно сжимают любой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс тепла». Когда импульс вернётся к воспитателю, он вновь отправляет, но уже «импульс хорошего настроения и т.д.».
Воспитатель. Вот так с помощью импульсов мы с вами приготовились к занятию. Тема нашего занятия «Понятие поведенческой нормы и этикета». Скажите, что по-вашему означают эти понятия?
Дети дают свои толкования данным понятиям.
Воспитатель. Слайд - Слово « этикет », от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время слово обрело новый смысл и теперь оно означает правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия. Итак, что же такое этикет?
Дети. Этикет – это нормы, правила поведения человека в обществе.
Воспитатель. Ребята, все мы находимся среди людей и, конечно, общаемся друг с другом. Общаемся с близкими, общаемся с друзьями на улице и в школе. Общаемся с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И первое правило этикета - нужно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Нужно уметь выслушать собеседника до конца. Эти правила действуют во всех странах мира. Так, каким же должен быть человек, знающий этикет?
Дети. Человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.
Воспитатель. Верно, ребята! А скажите мне, с чего начинается общение?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель. Конечно, ребята, общение начинается, прежде всего, с приветствия. Приветствие – это знак признания достоинства человека. Скажите мне, как вы приветствуете друг друга, родных, знакомых?
Дети отвечают.

Воспитатель. Формы приветствия разнообразны. Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п., но все они говорят о том, насколько человек вежлив, культурен, как разнообразен его речевой этикет. В разных странах люди приветствуют другу друга согласно своим традициям и обычаям. Так, например, жители Тибета, снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Народы манси в древности при встрече обнюхивали друг друга, а в Англии женщина по правилам этикета первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Во многих странах при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев для приветствия существуют поклоны.
С течением времени правила этикета меняются. Так, например, ещё 100 лет назад жёны купцов обращались к мужьям на «вы», слыша ответное «ты». На «вы» обращались к высшему чину. На «ты» обращались либо к низшему чину, либо в семье. А как в наше время используют обращение «ты» и «вы»?
Дети отвечают.
Воспитатель. В наше время обращение на «ты» принято между родными и близкими людьми. К детям взрослые тоже обращаются на «ты». Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить «вы».
Физминутка «Дорогою добра»
Воспитатель. Молодцы. Ну а сейчас вернёмся к нормам этикета. С самого раннего возраста, мы с вами приобретаем определенную культуру поведения. Все наши поступки могут быть красивыми или не очень. Мы можем говорить грубо или вежливо, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры - уважительными или грубыми, отношение к другим - достойным или недостойным. Скажите, а с какими людьми вам приятнее все общаться?
Дети. Приятно общаться с людьми, умеющими вести себя красиво.
Воспитатель. А с какими людьми не всегда хочется общаться?
Дети. Неприятно общение с грубыми, невежливыми людьми.
Воспитатель. Верно, ребята, я тоже люблю больше всего общаться с внимательными, вежливыми, культурными людьми и очень расстраиваюсь, если слышу грубость, сквернословие. Сейчас я хочу вам предложить несколько вопросов, посвященных правилам этикета. Хочется узнать ваше мнение и найти правильный ответ. (Слайды) Готовы?
Дети. Да.
Воспитатель. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость?
Дети отвечают.
Воспитатель. Я внимательно выслушала ваши ответы. Хочу посоветовать: Не следует толкнувшему вас или сказавшему грубость делать замечание или пытаться выяснять с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, который не знает, что это такое.
Вопрос второй: Ко всем ли возможно обращение «дядя» или «тетя» к человеку?
Дети отвечают.
Воспитатель. Слова «дядя» и «тётя» обозначают родство или близкое знакомство. Этими словами не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники или не близкие знакомые, соседи.
Воспитатель. Следующий вопрос для обсуждения: Прилично ли есть или пить на улице?
Дети обсуждают.
Воспитатель. Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны. А сейчас представьте себе, что вы находитесь за столом в столовой и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите?
Дети отвечают.
Воспитатель. Правильнее всего, выйти из - за стола и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в столовой, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.
Воспитатель. А что вы будете делать в такой ситуации? Вы идёте по школе, и вам навстречу идут незнакомые люди. Надо ли вам здороваться?
Дети отвечают.
Воспитатель. Обязательно нужно поздороваться, ведь эти люди пришли к нам в гости. А гостей принято встречать вежливо. Вот и подошло к концу наше первое занятие об этикете и его нормах. Скажите, о чём мы сегодня говорили?
Дети отвечают.
Воспитатель. Какой вывод сделали?
Дети. Этикет нам необходим.
Воспитатель. Хорошие манеры, ребята, это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения. И если хотите быть культурными и приятными людьми надо следовать правилам этикета всегда и везде. Ну а сегодняшнее занятие мне бы хотелось закончить стихами.
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Люди приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет людей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату люди в калошах
Не будут входить никогда.
Пусть грубость исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых людей.

МБДОУ детский сад № 125

К о н с п е к т з а н я т и я

« Ч т о т а к о е э т и к е т?»

(старший возраст)

Подготовила воспитатель

Морозова Г.И.


-1-

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием «этикет»;

Учить находить правильные решения в различных проблемных

ситуациях;

Совершенствовать культуру диалогической речи;

Формировать навыки культурного поведения и общения у детей.

Предварительная работа:

заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

Материал:

расчёска, зеркало, заколка для волос, цветок ромашки, круги крас-

ного и зелёного цвета (по количеству детей), «волшебная» палочка.

Ход занятия.

Воспитатель:

Первые слова, которыми мы начинаем день-это «Доброе утро ». А что мы

говорим этими словами?

Дети отвечают по очереди :(желаем здоровья, счастья, хорошего настроения,

чтобы весь день был счастливым, добрым).

Ребёнок.

Здравствуйте!- ты скажешь человеку. -Здравствуйте,-улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт в аптеку. И здоровым будет много лет.

Воспитатель.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим счи-

талось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие это одно из самых важных правил этикета.

А что такое « этикет »? нам расскажут дети:

1 ребёнок:

Что такое «этикет» ?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

2 ребёнок:

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3 ребёнок:

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Воспитатель:


  1. ребёнок :
В садик не бери конфетки

Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.


  1. ребёнок :
Одевайся побыстрей,

Не задерживай детей.

Игрушку ты не отнимай

Возьми другую, поиграй.

С незнакомым не ходи,

Воспитателя зови.

Маму радостно встречай,

По подружкам не скучай.

Воспитатель : ребята, давайте поиграем. Я буду называть поступки, а вы, сидя на своих местах, молча будете поднимать красный или зелёный кружок. Если поступок хороший, поднимите зелёный кружок, а если плохой-то красный.


  1. Забирать игрушки у друзей.

  2. Помогать взрослым.

  3. Кричи, громко разговаривай.

  4. Не ссорься с друзьями .

  5. Здороваться при встрече.

  6. Садиться за стол грязными, неумытыми.

  7. Следить за своим внешним видом.
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и Медведь».
Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?

Ответы детей(взяла спички, не давала спать Мишке).

Воспитатель : А как бы вы поступили на её месте? (ответы детей).

Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведёт. . Дети : Потому, что она не знает правил поведения, она невоспитанная.

Воспитатель :

Сотни правил в этикете

Все не выучите враз.

Но, пожалуйста, уж, дети

Вы не огорчайте нас!

Изучайте этикет

Изучая, подрастайте,

И живите много лет!

В жизни ваше воспитание

Занятие по этикету.

«Вежливая просьба»

Воспитатель ГПД МБОУ Виткуловская СОШ

Коткова Нина Николаевна

2012г

Занятие по этикету на тему «Вежливая просьба»

Характеристика аудитории : воспитанники ГПД и учителя.

Цель: развитие речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.

Задачи:

Научить ребёнка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику,жесты, интонацию.

Активизировать чувства самого ребёнка, настроить его на преодоление жизненных трудностей;

Воспитывать у детей дисциплину, сдержанность, самоконтроль и умение слушать товарища и учителя;

Применяемые методики и, технологии, оборудование:

Плакаты: «Доброта лучше красоты», «Прежде чем сделать, -подумай!»;выставка рисунков учащихся на тему «Я рисую вежливость»;презентация к занятию; инсценировка сказки « Репка»

«Вы живёте среди людей.

Каждый ваш поступок, каждое ваше

желание отражается на людях.

Знайте,что существует граница между тем,

что вам хочется и тем, что можно».

(В.А.Сухомлинский).

Ход занятия:

1. Приветствие:

Здравствуйте, дорогие дети.Я рада вас видеть такими нарядными и красивыми. К нам сегодня в гости пришли гости. Они хотят смотреть, как вы занимаетесь и какие вы вежливые.

Мне кажется, что нам необходимо поприветствовать друг друга и наших гостей.

Я предлагаю сделать это с улыбкой, открыть ладони и постараться с помощью мимики и жестов, без слов, выразить радость, доброе отношение и уважение друг к другу и к нашим гостям.

(звучит музыка И.Шаинского «Улыбка».)

(Дети выходят на середину класса и без слов приветствуют всех находящихся в классе.)

Спасибо вам за вашу доброту и старание. У вас прекрасно получилось. Я думаю, наши гости тоже поняли вас и они тоже приветствуют вас.

2. Мотивация.

Мы с вами уже довольно давно проводим занятия по этикету. Что вы ждёте от этих занятий? Чему бы вы хотели научиться на этих занятиях?

(знаки вопросов)

(Ответы детей записываются на карточках со знаками вопросов и вывешиваются на магнитную доску.)

Это ваши вопросы и пожелания. Чуть позже мы к ним ещё вернёмся.

3. Постановка темы:

А тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать.

У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.

(два стула)

А вам нужно угадать, что они будут делать?

(Двое детей садятся на стулья и с помощью мимики и жестов просят друг друга поменяться местами.)

Что хотели сказать дети?

Что они делали? (они просили о чём-то)

Да, тема нашего занятия “Просьба”.

А какая это была просьба (вежливая).А что же такое вежливость? Как вы понимаете это слово?

4. Беседа:

Как была выражена эта просьба? (с помощью мимики и жестов)

Какие должны быть жесты, чтобы человек согласился выполнить твою просьбу?

Чего не хватало в это сценке?

С помощью чего можно выражать просьбу? (слова)

Какие это могут быть слова?

Но ведь разные слова можно сказать по-разному.

А как нужно их произносить?

Что ещё важно для осуществления просьбы? (интонация)

(В процессе беседы появляются слайды слов: мимика, жесты, слово, интонация и символы этих слов)

5. Психологическая игра:

Итак, мы с вами выяснили, что для исполнения просьбы необходимо учитывать мимику, жесты, слова и интонацию. Но ведь теория сама по себе всегда требует практики, и сейчас мы с вами займёмся практикой.

Я предлагаю вам в качестве практики игру. Называется она “Репка”.

Давайте вспомним сказку “Репка”:

Выросла репка большая-пребольшая.

Стал дедушка тянуть,но вытянуть не смог.

Позвал дед бабку на помощь. По сказке мы помним, что все герои с удовольствием помогли дедушке. (Просмотр слайдов). А давайте представим, что бабушка и все остальные герои отказалась помочь. Почему? Что же неправильно сделал дед? Что ему сделать,чтобы помогли?

А вот здесь сказочные правила меняются на правила нашей игры.

И вам надо постараться уговорить бабку и других героев, чтобы они помогли дедушке…(инсценировка сказки учениками).

. . . . .

Как же нам с вами удалось уговорить их?

Какие средства для достижения цели мы использовали?

6. Релаксация:

Какие же из поставленных в начале занятия вопросов нам удалось разрешить?

Что было важно для вас на этом занятии?

Какое у вас настроение? Выберите и нарисуйте такое лицо человечку, какое у вас настроение.

Теперь вы знаете, в каких случаях и как нужно употреблять вежливые слова, жесты и мимику. Я думаю, вы с сегодняшнего дня станете более вежливыми и внимательными друг другу.

* * *

Ожидаемый результат:

На данном занятии ожидается высокая активность учащихся, так как эта тема ведется систематически. Дети должны усвоить, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. Вежливость и воспитанность, красота человека проявляется не только в словах, но и в его движениях.Они должны быть естественными.


Приучать детей быть вежливыми необходимо с самого раннего возраста. От этого зависит то, насколько хорошо ребенок впишется в современное общество, насколько быстро освоит которая ему потребуется в будущем. Правила этикета для детей проработаны многими психологами, однако преподносить их приходится именно родителям.

Что такое этикет?

Данное понятие представляет собой определенную между людьми, благодаря чему между ними завязывают отношения (дружеские, романтические, семейные и прочие). Этикет для детей школьного возраста в некоторых учебных заведения преподают с младших классах, а некоторых вообще не имеют и малейшего представления о таком важном предмете. Именно для того, чтобы мальчики и девочки в будущем могли нормально существовать в обществе, родители должны научить их этой технике общения.

Не изжил ли он себя?

Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоя о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен. Правила этикета для детей можно условно разделить на несколько групп:

  • столовый (как вести себя за столом);
  • гостевой (как вести себя в гостях и с гостями);
  • речевой (как разговаривать с ровесниками, со взрослыми, незнакомыми людьми);
  • в общественных местах (как себя вести в общественном транспорте, парке, магазине, театре, цирке, кинотеатре и прочих).

Все это родители должны прививать с раннего возраста, пока мозгом наиболее быстро усваивается информация и манеры поведения. Примечательно, что этикет для детей включает все вышеописанные пункты, просто с учетом возрастных особенностей.

2-3 года

В этот период малыши еще только начинают свое активное общение посредством речи с окружающим миром. И именно в это время необходимо начинать объяснять им простейшие правила этикета для детей. Прежде всего столового. Что он собой представляет? Свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям.

Столовый этикет

Прежде всего, малыши не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки. Это самое основное правило. для детей 2-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

Культура речи

Детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако это не повод отказываться от них. Малышам с раннего возраста нужно говорить "волшебные" слова, которые в будущем им пригодятся. А именно:

  • спасибо;
  • пожалуйста;
  • здравствуйте (привет);
  • до свидания (пока);
  • приятного аппетита;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро.

В этом же возрасте стоит приучить ребенка по пустякам, не жаловаться на других. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе). Уроки этикета для детей 2-3 лет можно проводить в игровой форме, чтобы малышам было интереснее и проще воспринимать новую информацию. Например, обыграть любимыми игрушками ту или иную ситуацию (зайчик сказал мишке "спасибо" за конфетку).

4-5 лет

В этом возрасте дети становятся уже более восприимчивыми к новым знаниям, а также больше открыты для речевого общения, ведь их словарных запас уже довольно обширен. А потребность в разговорах и коммуникациях существенно возрастает. Именно в 4-5 лет можно начинать изучать "этикет в гостях" для детей.

Гостевые правила общения

Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение. Поскольку дети такого возраста редко ходят в гости самостоятельно, родители должны проследить за тем, насколько их ребенку хочется куда-то идти в принципе. Если дошкольник будет расстроен или удручен, то ничего хорошего в общении у него может и не выйти.

Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Родители должны объяснить ребенку, что в гостях ничего трогать без разрешения не разрешается. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома. Этикет для детей дошкольного возраста подразумевает, что ребенок сможет наладить контакт мирным путем.

В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны. Стоит сразу (еще до похода в гости) объяснить ребенку, что хозяину нужно вовремя покушать, помыться и лечь спать, независимо от вашего посещения, а значит, уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

Если же к вашему малышу пришел друг, то ваш хозяин должен знать о том, как себя нужно вести:

  1. Делиться своими игрушками и вещами.
  2. Не обижать и не задирать гостя.
  3. Угощадь сладостями и лакомствами.
  4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

Правила этикета для детей не такие уж и сложные, однако если пропустить хотя бы одно из них, есть риск получить эгоиста и бирюка вместо ласкового и приветливого малыша.

Школьники младших классов

После того как детский сад уже остался позади, ребенок испытывает некоторый стресс, попав в младшую школу. Однако правила этикета остаются неизменными для него. Более того, они только прибавляются. Так, например, в этом возрасте становится актуален расширенный столовый, речевой и общественный этикет.

Как быть за столом?

В нагрузку к тому, что уже было известно ребенку, прибавляется несколько новых правил:

  • не класть локти на стол;
  • начинать прием пищи вместе с остальными, а не раньше и не позже их;
  • заканчивать трапезу словами благодарности, даже если не было вкусно;
  • хвалить предложенную еду;
  • вставать из-за стола вместе с остальными или по разрешению взрослых.

Конечно, многие из вышеописанных пунктов не выполняются даже самими родителями. В этом случае нужно начинать с себя, а потом уже учить детей. Кроме того, важно не приучать малышей есть в комнате или перед телевизором, поскольку для этого есть специально отведенное место (кухонный стол).

Что делать в

Этикет для детей школьного возраста предписывает следующие правила поведения:

  1. Уступать места старшим в транспорте.
  2. Пропускать женщин вперед (актуально мальчикам).
  3. Открывать двери дамам (актуально мальчикам).
  4. Пропускать выходящих из двери людей, затем только заходить самому.
  5. Не тыкать ни в кого пальцем.
  6. Не ковырять в носу, не отрыгивать, не пукать, не зевать у всех навиду (можно в платок или кулак).
  7. При чихании или кашле прикрывать ладонью или платком рот.
  8. Не мусорить на улице и в общественных местах.

Это минимальные знания, которые должны быть разъяснены малышу родителями. От того, насколько он будет соблюдать эти правила, зависит то, насколько культурным он вырастет, насколько хорошо приживется в современном обществе. Правила этикета для детей помогают стать несколько добрее и открытее к внешнему миру. Учеными отмечено, что проще устроиться на работу, завести семью, добиться успехов, нежели асоциальным и некультурным.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛИ:

Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у воспитанников понимания необходимости выполнения правил этичного поведения;

Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем этикету.

- Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Это занятие я хочу начать со стихотворения Григория Остера «Вредные советы».

Потерявшийся ребенок должен помнить, что его

Надо действовать умнее, говорите: «Я живу

Возле пальмы с обезьяной на Гавайских островах».

Потерявшийся ребенок, если он не дурачок,

Не упустит верный способ в дальних странах побывать…

Какие вредные советы дает нам Г. Остер.Следует ли так поступать. Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Правила поведения на уроке

На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

Повеселились? Предлагаю всем отправится в путешествие по стране Этикет, и первая остановка - город «Знакомск».

Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляют друг друга )

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Из последнего правила могут быть исключения, например если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

- Следующий город «Приветск».

- О чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, какв племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей. Давайте по японскому обычаю поприветствует нашего директора.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

- Следующая остановка - «Гостийск»

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

    Есть руками.

    Глотать большие куски.

    Не чавкать.

    Ковырять в зубах пальцами.

    Класть в рот небольшие кусочки.

    Чавкать.

    Говорить во время еды.

    Вытирать рот рукавом.

    Спешить.

    Пить залпом.

    Выплевывать косточки на стол.

    Хорошо пережевывать пищу.

    Объедаться.

    Не говорить с полным ртом.

    Чистить зубы зубочисткой.

    Пользоваться салфеткой.

    Сильно дуть на суп.

    Бросать салфетку на стол.

Теперь задачи на уважение! Если команда не может ответить, то ей могут помочь болельщики.

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос : Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос : Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ : косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос : Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ : никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Следующая станция называется… («Город Жестов»)

Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики - язык программирования.)
- Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, - это язык мимики, жестов, телодвижений человека "body language". На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
Жест - движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
Дети показывают жест "большой палец вверх".
- Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции - это знак - "Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!".

Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев "большой палец" обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
- У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец - 5. Вопрос - нужно ли человеку знать язык жестов и почему?
Перечислите жесты, которые вам знакомы.
Дети перечисляют:
- приятные (поклоны, рукопожатия);
- добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);
- вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);
- обидные (пальцем у виска);
- решительные (зазывание);
- профессиональные (отдача чести у военных);
- определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

Игра "Угадай Жест".

Сейчас мы проведём игру "Угадай жест".
Выходят дети и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие дети пытаются разгадать значение жеста
. (Приветствие, прощание, одобрение, неодобрение, замолчите, пойдём со мной, позвоню по телефону).


- Остановка «РЕЧЕВАЯ»

Сценка
Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя. В третьем "Бы".
Доктор. В третьем "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор. Порядочек. Железно. (Берёт у Пети градусник.)
Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка - учебник "Русский язык"). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

- Остановка «Телефонный звонок» разыграть между детьми разговор по телефону.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

Игра «ШАРИК- эстафета комплиментов»

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Послушайте пословицу "Умение вести себя украшает и ничего не стоит". Объясните смысл.
- Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.
Дети все показывают жест "большой палец вверх".



Рассказать друзьям