1 что такое счастье. Глубина познания счастливой жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. ??????????, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – эвдемония стала означать способность к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм, Эпикуреизм). С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть покой и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, игра жизненных сил – функционированием, внутр. волевой импульс – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот. Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное существование характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский мир растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это метафора, означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в удовольствие и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое выражение в концепциях гедонизма и утилитаризма. С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само общение, отдача себя, т.е. любовь, поэтому предмет, с к-рым связано С., никогда не вещь, но всегда лицо. Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как установка на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна беда..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108). В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. идея личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания. Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. этика марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492). Лит. см. при ст. Эвдемонизм. Т. Маринина. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам,
подарите ей сначала свое хорошее настроение

Что такое счастье? У каждого человека свой ответ на этот вопрос. Абсолютным счастьем для одних является спокойная семейная жизнь, другие ищут свое счастье в творчестве, в увлечениях, работе. Возможность реализовывать свои способности – вот что для многих является счастьем.

Счастье – это волшебное чувство, которое возникает в человеке, которого в этот момент переполняет чувство радости и искреннего восторга, он словно светится изнутри. В состоянии счастья человек думает позитивно, он не накапливает вокруг себя негатив, не чувствует его.

Что же дает нам ощущение этого самого счастья? Многие думают, что счастье в материальном благосостоянии. Люди стремятся заработать больше, накопить определенную сумму денег, дойти до нужной им ступени карьеры. И каково же их разочарование, когда при достижении всех намеченных целей ощущение счастья они так и не почувствовали. Ведь счастье не материально, его нельзя подержать в руках. Это чувство, зарождающееся глубоко в сердце.

Некоторые могут быть абсолютно счастливы, живя вместе в однокомнатной съемной квартире, пусть у них даже невысокие зарплаты. А вот некоторые более обеспеченные люди могут быть глубоко несчастны, лежа на пляже шикарного отеля. Даже в хоромах могут жить несчастные люди, которые не понимают друг друга и постоянно ругаются. О каком ощущении счастья может в таком случае идти речь.

Люди часто не знают сами, что им нужно для счастья. Они зарабатывают огромный капитал, надеясь что после достижения определенной черты они станут счастливыми от своего состояния, но в итоге у них остается лишь разочарование. Счастье нужно искать в глубинках своей души, нужно разобраться, для чего именно вы все делаете, какова ваша конечная цель. Возможно, у вас есть все, чтобы быть счастливыми именно здесь и сейчас.

Что не является счастьем?

  • - Деньги, квартиры, автомобили - все это не счастье. Сами по себе вещи не могут быть счастьем. Если бы большинство людей это понимали, то не тратили бы большую часть своей жизни, оставаясь в конце с глубоким разочарованием.
  • - Чувственные удовольствия тоже не являются истинным счастьем. Например, секс, удовольствие от вкусной еды или алкоголя, радость от покупок - это сиюминутная радость, но никак не ощущение настоящего счастья.
  • - Читать море книг, пролистывать модные журналы, наполняя свой мозг информацией. Именно так и поступают некоторые люди, желающие знать как можно больше, чтобы стать счастливыми. Никто из них таковым еще не стал, проверено годами. Чем больше человек перенасыщает себя ненужной информацией, тем более несчастным он становится. Уровень интеллекта человека не влияет на то, будет ли он счастливым или нет. В мире существует множество умных и эрудированных людей, которые ощущают себя глубоко несчастными. В поисках счастья не нужно зацикливаться на своем профессионализме и эрудиции.
  • - Что касается талантов, то творческие и талантливые люди тоже бывают несчастными. Некоторым людям кажется что обладать талантом - это настоящее счастье, но многие известные и талантливые люди, несмотря на свои качества, зачастую глубоко несчастны.

Еще несколько столетий назад мудрецы утверждали, что человека счастливым делает согласие с самими собой и ощущение полной гармонии. Нужно учиться слушать свое тело и свой разум. Понять, что нужно для ощущения счастья именно тебе - вот истинный смысл жизни. Не нужно жить с напрасными надеждами и мечтаниями, не стоит допускать возникновение страхов. Счастливый человек всегда спокоен, он может здраво оценивать свои проблемы и неприятности, не зацикливается на них. Заботы и все страхи для счастливого человека - это не проблема, он ценит каждую прожитую минуту, наслаждается красотой окружающего мира.

Если жизнь для вас - это черно-белый фильм, а во всех событиях вы видите только негатив, то не стоит надеяться, что после приобретения какой-то материальной вещи вы станете счастливым человеком. Окружать себя роскошью - это не выход из ситуации. Выход - это понять, что же делает вас несчастным.

Человек, который внутренне спокоен, выходит легко из самых сложных ситуаций, его не пугают проблемы. Нужно понять, что деньги часто решают многие проблемы, но вот ваше ощущение счастья не зависит от этих самых проблемы. Вспомните, ведь вокруг вас, наверняка, есть люди, которые часто улыбаются, радуются даже мелочам. А еще есть люди, огорчающиеся из-за маленьких неприятностей, у них частые депрессии. А самое страшное случается тогда, когда человек, который не ощущает себя счастливым, ищет утешение в алкоголе или наркотиках.

Что является источником счастья?

Если рассмотреть все радости, которые человек может испытать, то их можно условно разделить на четыре группы:

  • . Низменные радости. Это такие источники радости, которое считаются мелкими и недостойными. Например, можно взять чужую вещь и порадоваться, что она досталась тебе просто так. Подставить кого-то на работе, получив от этого собственную выгоду. Вот это и есть низменные источники радости. Это нельзя считать чистой радостью и душа человека не будет спокойной, он все равно знает, что поступает нехорошо.
  • . Сиюминутные источники радости. Это короткое счастье. Например, получение премии, подарок без повода, небольшой выигрыш в лотерею. Такое счастье длится недолго, да и счастьем его едва ли можно назвать.
  • . Долговременные источники радости. К таким источникам можно отнести крепкие семейные отношения, наличие хороших друзей и возможности с ними общаться, наличие любимой работы. Когда родные и близкие люди живы и здоровы - это уже огромное счастье и повод для ежедневной радости. Счастлив тот человек, кто тратит свое время на любимое занятие, например, на любимую работу, родных и близких, интересное хобби. Не нужно заниматься делами, которые убивают человека, то есть не нравятся ему.
  • . Вечные источники радости. К таковым можно отнести уважение к себе, чувство любви и дружбы. Тот человек, который способен искренне и по-настоящему любить, обязательно будет счастливым по жизни. Такой человек будет бескорыстно делиться с окружающими своим счастьем и любовью. Он удовлетворен собой и окружающими, он спокоен и уравновешен, он не злится по пустякам. У него ощущение абсолютной гармонии с собой и окружающим миром.

Подведем итоги

Здоровый человек, имеющий близких людей - это уже счастливый человек. Ему нужно лишь это понять. Не нужно искать счастье где-то, стоит лишь посмотреть на свою жизнь, в ней обязательно есть то, чего достаточно для ощущения счастья.

Быть добрым, отзывчивым, чутким - это счастье.

Люди, относящиеся к категории оптимистов, тоже не могут быть несчастными. Они все находят в каждой ситуации положительную сторону, не зацикливаются на временных проблемах и трудностях. Беспокойтесь только о том, что вам под силу изменить. Например, отношения со своим супругом вы можете сделать лучше, об этом можно беспокоиться. А вот повлиять на погоду или политическую обстановку в стране вы вряд ли сможете, поэтому и не нужно об этом думать.

Ищите радости в ежедневных занятиях. Вы проснулись, у вас есть кров над головой, имеется возможность питаться вкусно и досыта - это уже счастье. Только подумайте, что не все имеют и такое счастье. Есть любимый, пусть проблемный и ворчливый, но не у всех есть такое счастье.

Думайте о том, что у вас есть, а не о том, чего вам не хватает. Поверьте, при таком подходе к жизни, скоро у вас появится все, чтобы быть счастливым.

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

Сегодня в России восьмой раз отмечают День семьи, любви и верности. В прошлый раз мы отметили праздник , иллюстрирующей насколько жители Сочи любят друг друга. В этом году пойдем совсем другой дорогой и попробуем выяснить, что является основополагающим фактором семьи, любви и верности.

Счастье. Эфемерное понятие, которое объяснить так же сложно, как и , но мы снова попытаемся. Теперь без метафизики, только биохимия.

Ингредиенты

счастья

С научной точки зрения, счастье - это цепочка химических процессов в организме, в результате которых человек насыщается «гормонами счастья». Последние исследования ученых доказали, что в химическом механизме счастья задействован ген 5-HTTLPR (проводник серотонина) и вещества, которые называют нейромедиаторы и нейромодуляторы. Первые передают импульсы в нужные участки мозга, провоцируя человека на эмоции, а вторые регулируют активность этих сигналов, снижая или увеличивая дозу. Поэтому именно от нейромодуляторов зависит насколько человек будет счастлив.

SCAPP рассказывает про самые важные вещества, без которых невозможен единственно легитимный допинг в жизни.

Нейромедиаторы:

Нейромодуляторы:

Дофамин

Нейромедиатор, отвечающий за удовлетворение потребностей и стимулирующий к новым достижениям. При взятии новой высоты, вызывает чувство удовлетворенности и уверенности в себе. То же самое с потребностями: получили/съели/сделали желаемое - ответной реакцией будет ощущение удовольствия и эйфории. Несмотря на распространенное мнение, что главный «гормон радости» - это эндорфин, учеными доказано, что дофамин играет более существенную роль в эмоциональном состоянии человека.

Серотонин

Настроение зависит от уровня серотонина: чем его больше, тем жизнерадостнее кажется человек окружающим. Неудивительно, что многие антидепрессанты работают по этому принципу, стараясь увеличить количество столь важного нейромедиатора.

Транспортер серотонина - ген 5-HTTLPR регулирует передачу нервного импульса в мозг, тем самым влияя на настроение, сексуальное влечение, аппетит, сон и память. Недавние исследования показали, что люди с «длинным» геном 5-HTTLPR получают больше серотонина, чем люди с «коротким». Недостаток серотонина окутывает человека в одеяло пессимизма и зачастую приводит к депрессиям, алкоголизму и суицидальным настроениям.

Окситоцин

Влияет на спокойствие. Чем меньше окситоцина, тем больше человек подвержен страхам, тревоге и общему эмоциональному напряжению. Вырабатывается в результате физических контактов (объятия, массаж, секс), с помощью которых тревожное состояние легко снимается. Кроме того, окситоцин стимулирует выработку эндорфинов, влияющих на уровень счастья.

Эндорфин

Быстрые эмоции в виде кратковременной эйфории и радости вызывают эндорфины. Эндорфины с помощью нейромедиаторов ускоряют и усиливают нервные импульсы, поступающие в центр удовольствия, тем самым оказывая влияние на эмоциональное состояние человека. В других случаях: при стрессах и болевых ощущениях, играют роль «внутреннего морфина» - успокаивая и снимая боль. Количество вырабатываемых эндорфинов напрямую влияет на уровень и продолжительность счастья.

Вазопрессин

В структуре счастья является наименее изученным. Однако, как нейромодулятор отвечает за положительное восприятие собственного тела. При выделении вазопрессина, человек ощущает удовлетворение от своего внешнего вида, что добавляет определенный процент к уровню счастья. Также отмечено, гормон вазопрессин отвечает за заботливость и привязанность к родным, что в свою очередь влияет на количество эндорфинов в организме.

Про счастье написано столько статей и книг! Казалось бы, раз так много информации по этой теме, то люди, изучив ее, должны, нет, просто обязаны быть счастливы. И все-таки, многие люди чувствуют себя несчастными. Почему?

Как вы считаете, что такое счастье? Ответьте себе на этот вопрос.

Вот некоторые ответы, которые я нашла в интернете:

«Это когда ты любишь, и тебя любят. Еще когда любовь и доверие взаимосвязано».
«Счастье - когда ты всем нужен».
«Счастье - это гармония!»
«Счастье - это когда не надо врать, что тебе хорошо…»
«Состояние души. А уж каждый создает своё «состояние» из отдельных удовлетворений своих стремлений и желаний, люди разные и у каждого свои приоритеты для счастья».

Ответы абсолютно разные. Нельзя сказать, что чей-то ответ правильный, а чей-то нет. У каждого человека свое понимание счастья.

Можно лишь выделить основные критерии для определения счастья:
- любовь
- семья
- успех
- внутренняя гармония
- самореализация
- финансовое благополучие

Вообще счастье – это философская категория. Первым исследователем счастья был Аристотель. Древнегреческий философ утверждал, что счастье – это «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

Восточная философия утверждала, что счастье недостижимо в материальном мире. Далай-Лама говорил: «К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь - внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду , более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь - это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях».

В психологии счастье – это когда человек полностью удовлетворен своей жизнью. В позитивной психологии есть формула счастья:

Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций.

Но как достичь счастья? Этот вопрос для каждого человека является главным.

Каждый человек сам несет ответственность за себя и свою жизнь, в том числе и за решение быть счастливым или нет. Существует парадокс. Каждый человек хочет быть счастливым, но в то же время считает, что поиск счастья – это стремление к эгоизму. Это не так. Именно счастливый человек способен больше заботиться об окружающих его людях, больше проявлять любви.

Можно ли научиться быть счастливым? Да, несомненно. Насколько легко научиться быть счастливым? А это зависит от многих факторов.

Как говорят результаты современных исследований, уровень счастья человека предопределен генетически примерно на 50 %. Еще около 10 % составляет влияние жизненных обстоятельств (возраст, пол, национальность, семейное положение, состояние здоровья, профессия и др.). И 40 % счастья – это следствие наших мыслей и действий.

Каждый человек имеет с детства сложившиеся стереотипы поведения и реакций, определяющие его восприятие мира и происходящих событий. Чаще всего в восприятии действительности преобладают отрицательные эмоции. Чтобы перестроить личность и психику на положительное восприятие мира, необходима упорная и регулярная работа.

Первые шаги для работы над собой:

  1. Научитесь определять, что является причиной плохого настроения: какая-то возникшая проблема или усталость и переутомление.
  2. Разрешайте себе отдыхать.
  3. Помните, что понимание проблемы – это первый шаг на пути ее преодоления.
  4. Обращайте внимание на моменты, когда вы находитесь в хорошем настроении, старайтесь как можно дольше наслаждаться им, запоминайте их.

Таким образом, можно сделать вывод.

Счастье не зарабатывается и не заслуживается трудом. Счастье – это настроение , при котором человек испытывает приятные эмоции и чувства, а также при котором долгое время им владеют приятные мысли.

Мы привыкли жить, откладывая счастье, ожидая его когда-то в будущем. Если мы живем все время в ожидании счастья, то не радуемся жизни сейчас. Мы ждем, когда же купим квартиру, когда найдем хорошую работу, когда вступим в брак, когда выполним определенную задачу и одержим очередную победу. Но как ни странно, мы счастливыми себя не чувствуем, купив квартиру, найдя хорошую работу…Наоборот, чувствуем разочарование.

Ощущение счастья – это состояние психики, склад ума, который стал привычкой. Если такую привычку не выработаем, то можем счастья и не испытать. Поэтому будьте счастливы просто так.



Рассказать друзьям