Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!
— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.
— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:
— Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.
— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!
— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у нас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет-величается!
“Эге!” — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!
Введение
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Что такое сказка? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Вспомним пословицу “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
В сказках герои, и злые, и добрые, превращают или превращаются в разных зверей, птиц, насекомых. Меня заинтересовало, то почему они перевоплощаются. С какой целью? Поэтому я буду исследовать в сказках русского, якутского народов чудесные превращения.
Цель исследования : выяснить, какие чудесные превращения происходят в сказках, кто их совершает, почему это происходит; сравнить превращения в русских и якутских сказках.
Задачи:
Обратить внимание на характеры персонажей;
Выбрать из текста отрывки о волшебных превращениях и способах снятия заклятия;
Проанализировать превращения и сделать выводы.
Объект исследования: чудесные превращения
Предмет исследования: русские и якутские сказки.
Гипотеза. Превращения в сказках происходят неспроста, это поощрение за добрые дела сказочных героев или наказание за зло
Методы исследования: Размышления, чтение книг, анализ результатов.
Чудесные превращения в сказках
В своем докладе я попыталась c группировать разновидности превращений. Схематично их можно показать так:
1 группа
Превращения, которые совершил злодей
2 группа
Превращения в благодарность, которые совершает волшебник
3 группа
наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки
4 группа
Герои превращаются в кого-то или во что-то для достижения своих целей
5 группа
Превращения неодушевленных предметов в детей
6 группа
сказки, в которых персонажи имели возможность совершать волшебные превращения, но делали это необдуманно
Превращения, которые совершил злодей.
«Царевна-лягушка»
«Семеро братьев»
«Белая утка»
«Смелая девушка и двенадцатирогий олень»
А.Н.Толстой «Иван да Марья»
В русских народных сказках злодеем является Кощей Бессмертный. В сказке «Царевна лягушка» он превращает Василису Премудрую в лягушку.
«Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой…» . Но смелый и добрый Иван-царевич сумел освободить Василису. На помощь Иван царевичу пришли звери, в благодарность за то, что он их когда-то пожалел.
Злая ведьма позавидовала счастью княгини и превратила ее в белую уточку в одноименной сказке «Белая уточка».
« Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
– Плыви ты, – говорит, – белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.»
Оборотилась ведьма в молодую княгиню и стала жить поживать да добра наживать. Но счастье ее длилось недолго, узнал царь в утке свою молодую княгиню и спас ее. А ведьму прогнал.
В сказке Алексея Толстого «Иван да Марья» Марья ослушалась брата и была превращена водяным в голую липку. «Я, братец; царь водяной взял меня в жены, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду…». Иван, чтобы спасти сестрицу, пошел по свету искать Полынь-траву. Нашел и бросил травку в липку и освободил сестрицу Марью.
У тойона из сказки «Семеро братьев» была украдена любимая дочь, он не знал, кто ее украл. К нему на помощь приходят братья, каждый из которых был одарен некими способностями. Старший брат Василий имел способность видеть все насквозь и увидел, что «посреди озера растет огромный дуб, а на вершине дуба – гнездо орла. Орел превратил дочь в золотой яйцо и сидит на нем». Братья с помощью своих сил спасли дочь тойона. Обрадовавшись спасению дочери, тойон выдал ее за младшего из братьев и зажили они все счастливо.
В сказке «Смелая девушка и двенадцатирогий олень» девушка встречает оленя, который ей рассказывает, что «…черный олень врагом моим был. Спрятал он счастье людей в синюю гору, а меня оленем сделал…». Одолев все свои страхи, смелая девушка освободила счастье, и спасла белого оленя, который превратился в красивого юношу. В благодарность юноша взял девушку в жены.
Анализируя эти сказки, я пришла к выводу, что, как бы ни старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Потому что доброта, любовь, верность, самоотверженность, взаимовыручка оказались сильнее злых чар. Добро всегда побеждает зло!
Превращение в благодарность за добрые поступки
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
«Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо – прекрасный мотылек»
«Сивка-Бурка»
Резвый бегун Медвежий Глаз.
«Баба-Яга»
В "Сказке о царе Салтане" Пушкина Царевна –Лебедь в благодарность за спасение от смерти помогла Гвидону. Князь Гвидон превращался в разных насекомых, чтобы летать за море к своему отцу. Для первого полета превратила его Царевна-Лебедь в комара, для второго - в муху. В третий раз полетел князь Гвидон в образе шмеля.
"Грусть– тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца".
Лебедь князю: "Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
В конце сказки Царевна-Лебедь выходит замуж за своего спасителя.
Добрым молодцем стал добрый герой Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Сивка Бурка»:
«- Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай! Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!»
Сивка Бурка в благодарность за то, что Иванушка отпустил его на волю превратил своего спасителя в доброго молодца.
В русской народной сказке «Баба-Яга», мачеха невзлюбила свою падчерицу, все думала, как бы от нее избавиться. И, наконец, додумалась, отправила девочку к своей сестре Бабе-Яге. Так как девочка была доброй, она сумела спастись. В благодарность за ее доброту кошка Бабы-Яги дает ей полотенце и гребешок со словами «брось гребешок - вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню - брось полотенце: разольется широкая да глубокая река».
В волшебной сказке «Сказка про старика Оборуоччуна и дочку его Юрюмеччи Куо-Прекрасный мотылек» в семье Юрюмеччи Куо была волшебная корова, которая давала вместо молока еду. Жили бы не тужили, но произошло несчастье, у них умерла мама. Отец во второй раз женился на женщине, которая невзлюбила корову и захотела ее съесть. Зная,что смерть близка, корова захотела спасти сиротинушку Юрюмеччи Куо и поэтому превращала ее в серебряную пташку, тем самым облегчая ей жизнь.
В сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» богатырь Медвежий Глаз из среднего мира сразился с волшебным стариком из нижнего мира. В неравной битве наш богатырь одолел старика. Старик стал просить пощаду и взамен за свою жизнь, он подарил дом из черного золота с красавицей. Этот дом Медвежий Глаз превратил в табакерку и унес собой в средний мир.
Прочитав эти сказки, я поняла, что волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром
Наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Харах симирики»
С.Маршак «Двенадцать месяцев»
«Девять сестер»
В третьей группе сказок нет злых волшебников, но, тем не менее, волшебные превращения происходят. И виноваты в этом сами сказочные персонажи, так как они непослушны или совершают плохие поступки.
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец не послушался сестрицу и превратился в козленочка.
«Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козленочком…»
Некоторые сказочные персонажи ухитряются совершить не один, а несколько скверных поступков. Таковы мачеха и ее дочка в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Они не только обидели падчерицу и двенадцать месяцев, но и ухитрились перессориться друг с другом. За что и поплатились.
Старуха: Так я и отдала, держи карман шире!
(Обе быстро одеваются, переругиваясь)
Поторопилась! Собачью шубу выпросила!
Дочка: Вам собачья как раз к лицу! Лаетесь, как собака!
Старуха: Сама ты собака!
Обе героини превратились за свое зло в собачек.
В сказке «Харах симирики» Юлесит кыыс заблудилась и забрела в дом хозяина тайги, который за доброту и трудолюбие награждает ее ценными подарками. Юлесит-Кыыс становится хозяйкой своего просторного дома, а ее ленивая сестра стала кукушкой «Она хотела сказать: «Куда? Куда я лечу?- но забыла все слова и только твердила: «Ку-ку, ку-ку!». Стала ленивая и злая Сюряга-Суох кукушкой… » , а злая мачеха кошкой «….и стала она кошкой. Сколько кошке ни дай, она все кричит: «Ма-а-а-ло, ма-а-ло!»
В сказке «Девять сестер» все сестры не умели и не желали работать. И все пожелали одно «-Да лучше бы мы зверями или птицами родились, жили бы себе беззаботно, безбедно…». Впоследствии восемь сестер превратились в разных животных, кроме младшей сестры Туллук.
Я сделала такой вывод – все персонажи в этой группе сказок поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным. Добро побеждает зло.
Герои сами себя превращают в кого-то или во что-то для достижения своих целей
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо»
«Учугэй Уедуйээн»
«Финист Ясный сокол»
«Резвый бегун Медвежий Глаз»
«Чудесная рубашка»
Я обратила внимание на сказки, где герои сами обладают волшебными силами превращения.
В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» чудо-юдовы жены хотят отомстить Ивану и замышляют сговор: «- А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие кусочки!...» Три жены превращаются в три разных предмета:первая в колодца, вторая в яблоню, третья в ковер. Но в конце сказки Иван узанет про их сговор и не дает убить себя и своих братьев.
Перышко из сказки «Финист Ясный сокол» превращается в доброго молодца.
«- Любезный Финист - ясный сокол, явись ко мне, жданный мой жених! И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался соколом. Отворила ему Марьюшка окно, и улетел сокол к синему небу….». Прекрасная Марьюшка спасает своего жениха и выходит за него замуж.
В русской народной сказке «Чудесная рубашка» Иван забрел в дом, где живут добрые молодцы, да совсем непростые. Каждый из них умел превращаться в разных птиц.
«Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей - ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами…»
Учугэй Уедуйээн в одноименной сказке, чтобы узнать почему его брат дома не работает, оборотился в блоху и спрятался в дверную щель «Тахсыбыта буолан баран, былахы буолан, дьиэ ааныгар сыстан турбут».
Чтобы вернуть свою жену Учугэй Уедуйээн превращается в горностая . «Учугэй Уедуйээн кырынаас буолан о5отун би4игэр киирбит..».
Чтобы спастись от богатыря среднего мира в сказке «Резвый бегун Медвежий Глаз» старик превратился в синий дым. « На ходу синим дымом обернувшись, нырнул в черный зев и исчез…»
Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно. В этих сказках в основном превращаются в зверей и птиц.
Превращения неодушевленных предметов в детей.
«Баба-Яга и Заморышек»
«Бэйбэрикээн эмээхсин»
«Снегурочка»
«Тесто богатырь»
«Удьур5ай Боотур»
У старика со старухою из сказки «Баба-Яга и Заморышек» не было детей. Но однажды старик встретил доброго деда, который помог им иметь детей. Для исполнения желания он посоветовал : « Я знаю, что у тебя в мыслях, ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку, что будет сам увидишь.»
Через какое-то время у старика со старухою появляются 41 детей.
В сказке «Снегурочка» у Ивана да Марьи не было детей.Поэтому они слепили из снега снежную бабу, которая превратилась в Снегурочку, живую девочку.
К этой группе можно отнести якутскую сказку «Бэйбэрикээн эмээхсин». В этой сказке старушка Бэйбэрикээн до старости лет жила одна. Однажды из поля принесла домой траву хвощ, завернула в сверток и положила под подушку. Вскоре трава превратилась в красавицу дочку « Керде5унэ - дьиэтин ханас еттугэр хандьытаал таас харахтаах, укулаат таас уостаах, икки киис атахта4ан сыппытын курдук хаастаах «…» учугэйкээн бэйэлээх кыыс о5о олорор. Били бэрдьигэс ото маннык буолан хаалбыт».
У старика со старухою в сказке «Тесто богатырь» из теста появляется ребенок. « Однажды, размешивая тесто для хлеба старуха нашла в нем маленького, словно бы игрушечного ребенка…»
В сказке «Удьур5ай Боотур »состарились старик со старухой, но Бог им не дал ребенка. Однажды, возвращаясь из работы, старик нашел большой удьур5ай. Удьур5ай был похож на ребенка, который вскоре превратился в настоящего мальчика. «Положила она однажды куклу рядом с собой и уснула. Вдруг сквозь сон услышала она плач. Просыпается старуха и видит – превратился деревянный человечек в живого ребенка…».
И в якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору, защиту.
Выводы.
Проделанная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
как бы не старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Добро всегда побеждает зло.
волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром
некоторые персонажи в сказках поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным.
Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, они превращаются во что угодно.
Волшебником быть не просто, надо сначала как следует подумать о последствиях.
В якутских и русских сказках у бездетных людей с помощью волшебства появляются из неодушевленных предметов дети. Я заметила, что вот эти предметы превращаются в детей как награда за их доброту, терпение, чтобы они имели в старости лет свою опору.
Все превращения неспроста. Превращения помогают нам лучше понять смысл сказки, посмотреть себя со стороны, и подумать, а все ли я и мои друзья правильно делаем.
Сравнив якутские и русские сказки, я пришла к выводу, что все сказки имеют одинаковую идейную направленность. Но наряду со многими сходствами каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом.
Литература:
Золотая книга лучших сказок мира: «Царевна-лягушка» - русская народная сказка; М.: ТЕРРА, 1993;
А. С. Пушкин «Сказки»: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - М.: ООО «СТРЕКОЗА», 2008 г;
«Народные русские сказки»: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - М.: Детская литература, 1983;
С. Маршак: Собрание сочинений (пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»): Т. 2. - М.: Художественная литература, 1968;
Пропп В.Я.
«Якутские сказки» -Якутск, 1990
Толстой А.Н. «Сказки»-М.:Детская литература»,1991
«Иван-крестьянский сын»-М.:Детская литература, 1986
«Саха остуоруйалара» - Я.: Бичик,2011
«Сказки о животных»-М.:Планета детства, 2012
Очень часто, заводя котенка, люди не задумываются о том, что котенок требует воспитания. Однако это необходимо, чтобы в дальнейшем из котенка не вырос «страшный зверь».
Начнем!
Бытует мнение, что нет необходимости заниматься воспитанием котенка, что котенок есть котенок – ему должно быть дозволено все. Увы и ах, это не так! Если вы вовремя не займетесь данным вопросом, то в будущем поведение подросшего котенка будет оставлять желать лучшего…
Чтобы не было сильно больно потом, давайте подумаем об это сейчас! Кто такой котенок? Маленький комок позитива, но уже умеющий соображать))) И если вы упустите его поведение в один момент, то потом сбудет сложно Вам его перевоспитать!
Котенок в новом доме
Ваша задача создать максимально комфортные условия для малыша, помочь найти лоток на новом месте, даже если квартира не больших размеров – это для вас она не большая, а для малыша – она огромная! Лоток ставим на видное место, лучше приучать с наполнителем – удобно Вам (не будет запаха), да и котеныш быстрее сориентируется, т.к. по своей природе они очень любят копаться до и после «туалетных дел». Примечание: древесный наполнитель лучше не использовать, пока котенок маленький, т.к. они его любят есть, а он им совсем не полезен. Не знаю почему, но малыши начинают хорошо ходить в катсан или какой-нибудь минеральный наполнитель.
В первую ночь на новом месте лучше на брать мелкого с собой в постель, т.к. уснув крепко и не сориентировавшись среди ночи где он находится – может нафурить в постель… Этого допускать нельзя, т.к. потом Ваша постель будет объектом повышенного внимания для котенка.
Питание котенка
Необходимо Вам определиться, чем Ваш котенок будет питаться, если сухой корм – то корм премиум/супер премиум класса; если натуралка, то правильная, т.е. еды со стола в рационе малыша быть НЕ должно! Кошки, и тем более котята, не свиньи, чтоб доедать за Вами еду со стола. Не приучайте его попрошайничать, котенка кормят 3-5 раз в день (в зависимости от возраста), т.е. малыша необходимо «привязать» к определенному времени кормления.
Воспитание котят
Малыши хорошие шантажисты, поэтому Вы для себя должны четко понимать – кто в доме хозяин!Если быть точнее: прыганье по шторам, хождение по столам, прыганье котенка в лицо, игры с когтями и т.д. – это должно пресекаться. Котенка ни в коем случае нельзя бить! Для того чтобы малыш понял, что какой-либо его поступок неверный необходимо приготовить пульверизатор с обычной водой. Пульверизатором необходимо брызгать в мордочку котенку тогда, когда малыш натворил, так можно и корректировать поведение взрослой кошки. Брызгать если только котенок сделал что-либо неправильно в вашем присутствии! Наказание по прошествии времени не имеет никакого смысла.
Так же кошки, в том числе и котята, воспринимают интонацию. Приучайте с детства котенка к тому, чтобы общаться интонацией с ним. Опять-таки, если что-то котенок натворил – разговариваете с ним на пониженном тоне; если хвалите, то мягко, и обязательно с поглаживанием и хвальбой! Таким образом, котенок будет понимать вас с полуслова!
Ни в коем случае не кричите на малыша, и не применяйте силовое воздействие, т.к. кошки запоминают момент, когда котенок вырастет – это выйдет боком Вам! Кошка может начать кидаться, когда вы ссоритесь дома или расценить общение в громкой форме – как угрозу и применить свои боевые качества!
Кошачьи коготки
Чтобы Ваше имущество осталось целее приучайте с детства малыша к когтеточке, обстригайте по мере необходимости коготочки, тогда у Вас не будет проблем с затяжками на мебели, дырок в ненужных местах и целые обои! Не забывайте, что котята гипер активные создания! Что у них заложены бега и скачки, им необходим выплеск энергии, и Вы ему должны в этом помогать – у котенка обязательно должны быть игрушки, если их нет, то игрушками становятся ваши руки/ноги и все, что сможет заменить им игрушки!
Котенок и ребенок - воспитание двух малышей
Если в Вашей семье есть маленькие дети, и Вы заводите котенка, то должны четко понимать, что Вам необходимо воспитывать обоих малышей. И котенка и ребенка необходимо учить общаться и играть друг с другом! Не должно происходить тисканье котенка, тем более за хвост. Когда котенок вырастет, могут возникнуть проблемы того, что кошка не будет любить детей и ее нелюбовь может выражаться в пакостях с туалетными делами, что не самое страшное, а так же может выражаться в нелюбви уже выросшей кошке к Вашему или чужому ребенку, тут последствия могут быть в разы хуже!Так же не забывайте, что у каждого котенка свой характер! Естественно изменить характер Вашего домашнего любимца у Вас не получится, но скорректировать поведение всегда возможно! Если котенок для Вас проблемно и затруднительно – заводите взрослую кошку!
Любите своих домашних любимцев, но не забывайте их воспитывать!