Что делать с подростковой ленью. «Подростковая лень: причины, способы борьбы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Переход от младшего школьного возраста к подростковому может даться вашему ребенку нелегко. Ваш подросток, скорее всего, уже столкнулся с гормональной бурей, возросшей ответственностью и поиском своего места в среде старшеклассников. Но это вовсе не значит, что вашему подростку теперь можно слоняться по дому, пренебрегать своими домашними обязанностями и откладывать выполнение домашних заданий. Справиться с подростковой ленью можно с помощью создания базовых правил и требования их выполнения, мотивации ребенка на выполнение домашней работы и прочих обязательств, а также за счет общения с подростком на разные темы, в том числе по поводу проблем, с которыми он может столкнуться в школе или дома.

Шаги

Общайтесь со своим подростком

    • Выстраивайте диалог. Демонстрируя своему подростку внимание к тому, о чем он говорит, и уважение к его мнению, вы придадите ему уверенности, чтобы общаться с вами честно и открыто. Давайте возможность задавать вопросы и проявлять самостоятельность.
    • Пример того, как можно начать такой разговор: "Как дела в школе?" "Какие успехи в секции?" "Тебе понравилась вечеринка в воскресенье?"
    • Дайте своему подростку понять, что вы заботитесь о том, что происходит в его жизни, и что вы всегда рядом и готовы его выслушать. "Ты знаешь, что всегда можешь поговорить со мной, если у тебя проблемы в школе или что-то тебя расстроило". "Я здесь, чтобы выслушать тебя, если тебе когда-нибудь будет нужно поговорить". "Не забывай, ты можешь просто выговориться, а я буду просто слушать".
  1. Поинтересуйтесь у своего подростка, как он спит . Большинство подростков могут казаться ленивыми или несобранными, хотя, на самом деле, они просто страдают от недостатка сна. В отличие от взрослых, дети в переходном возрасте биологически больше предрасположены засыпать позднее и просыпаться поздним утром, а не ранним. Поэтому в тот момент, когда вы поднимаете своего подростка в 7 или 8 утра и отправляете в школу, его естественный цикл сна нарушается, и он может производить впечатление ленивого, невнимательного и незаинтересованного человека, хотя все это лишь симптомы недостатка сна. Именно поэтому так важно, чтобы ваш ребенок ложился спать вовремя и каждую ночь мог спать полных восемь часов. Только так вы предупредите лень с его стороны и обеспечите ему достаточное количество энергии на весь день.

    • Обсудите со своим подростком привычки, связанные со сном и режим сна. Постоянство режима сна, даже по выходным, позволит установить естественный цикл сна и обеспечить организм достаточным количеством отдыха. Например, если в течение пяти дней недели подростку необходимо просыпаться в 7 часов утра, необходимо ложиться спать не позднее 22:30, чтобы обеспечить полноценный восьмичасовой сон. Далее стоит попробовать придерживаться того же режима и в выходные дни, чтобы не нарушать естественный цикл сна.
  2. Объясните своему ребенку ценность обязательств и выполнения своих обязанностей. Многие подростки готовы на что угодно, лишь бы не делать работу по дому, поскольку они не видят в ней никакой ценности. Им кажется: "Подумаешь, я не вынесу мусор или не уберу в своей комнате. Какое это имеет значение?" Вам как родителю важно объяснить, что, на самом деле, вам тоже не всегда хочется заниматься домашними делами, и вы могли бы посвятить это время чему-то другому. Но выполнение работы по дому и прочие жизненные обязанности – часть ответственности каждого члена семьи.

    • Обратите внимание на важность командной работы и сотрудничества всех членов семьи, чтобы домашние дела и обязанности были равномерно распределены между всеми. Следует объяснять подростку, что вам тоже часто не нравится выполнять домашние обязанности, но вы все равно это делаете рада блага всей семьи – этим вы научите его видеть истинную причину выполнения любых неприятных обязанностей и заданий. А понимание причины станет мотивацией на то, чтобы в качестве члена семьи взять на себя часть таких обязанностей.
  3. Проверьте, нет ли у ребенка каких-либо проблем дома или в школе. Лень зачастую может быть симптомом других проблем – недостатка сна, депрессии, стресса и прочих внутренних переживаний. Если ваш ребенок выглядит более ленивым, чем обычно, и проявляет другие признаки депрессии или тревоги, сядьте и поговорите с ним.

    • Если вы переживаете по поводу того, что у ребенка депрессия или тревожность, обратитесь к врачу-профессионалу или психологу-консультанту, чтобы посоветоваться относительно того, какие действия следует предпринять.

    Установите для подростка базовые правила

    1. Составьте расписание домашних обязанностей. Возложив часть домашних обязанностей на ребенка, вы научите его ответственности и поможете ему воспитать в себе способность следовать договоренностям. Домашняя работа станет предлогом для того, чтобы подросток встал с дивана и занялся делом. Составьте расписание, согласно которому разные обязанности будут выполняться в разное время дня, и распишите, кто несет ответственность за ту или иную работу среди ваших домашних, включив в этот список и своего подростка. Обязанности включают в себя следующее:

      • Уборка постели
      • Уборка ванной комнаты
      • Стирка
      • Влажная уборка в основных помещениях
      • Подметание или мытье полов
    2. Ограничьте время, которое подросток проводит за компьютером или видеоиграми. Большинство подростков легко увлекаются и впадают в летаргию за своим компьютером, смартфоном или свежей игрой. Вместо того, чтобы запрещать ребенку эти развлечения полностью и вступать с ним в конфликт, определите конкретное время, которое он сможет посвящать этим занятиям. Можно установить такие правила: никаких смартфонов за обеденным столом или игры на компьютере только до 22:00. Так вы поможете своему подростку сконцентрироваться на школьных заданиях и домашних обязанностях. Кроме того, подобные правила оградят ребенка от риска провести за играми полночи и потом страдать от недостатка энергии.

      • Если вы устанавливаете подобные правила, важно, чтобы вы сами были примером следования этим правилам. Не берите с собой телефон, когда садитесь обедать, если подростку не позволено в это время пользоваться своим телефоном, и постарайтесь ограничить время просмотра телевизора или игр десятью часами вечера. Так вы продемонстрируете своему ребенку, что способны следовать тем же правилам, которые установлены теперь для него.
    3. Сталкиваясь с негативным поведением, проявляйте последовательность. Если подросток оспаривает свои домашние обязанности и не следует установленным ограничениям, проявите твердость и ясность в отношении ожидающих его последствий. Наказание может быть от менее значительного, например, запрета на вечернюю прогулку, до более серьезного, например, лишения карманных денег, запрета на просмотр телевизора или компьютерные игры на неделю или даже домашний арест на определенный период времени.

      • Вы взрослый, и вам нужно добиться выполнения установленных вами правил и быть последовательным в наказании, в случае если эти правила не выполняются. Ваш подросток может расстраиваться или злиться, но он поймет последствия своих действий и, скорее всего, в следующий раз дважды подумает, прежде чем нарушит правило снова.
      • Старайтесь не проявлять слишком сильной эмоциональной реакции и не налагать самых строгих наказаний за мелкие споры или конфликты. Соотносите масштаб непослушания вашего ребенка с уровнем применяемого вами наказания.
    4. Не выходите из себя и не произносите высказываний в адрес ребенка в сердцах. Скорее всего, ваш подросток будет сопротивляться первым вашим попыткам установить правила и предписать ему выполнение конкретных домашних обязанностей, так что приготовьтесь к некоторым спорам. Старайтесь не раздражаться и не выходить из себя, а тем более, не кричать на ребенка. Лучше сконцентрируйтесь на том, чтобы отвечать спокойно и позитивно. Ваш ребенок гораздо лучше усвоит то, что ему скажет спокойный родитель, нежели родитель в гневе.

    Мотивируйте своего подростка

      Проанализируйте, как ваш подросток проводит свое время. Понаблюдайте, как именно ленится и тратит свое время ваш ребенок. Он проводит весь день за компьютером? Он стремится посидеть за книгой вместо того, чтобы выполнять домашние обязанности? Может быть, большую часть времени ваша дочь проводит, болтая с подругами по телефону и пренебрегая всеми прочими домашними делами. Прежде чем понять, как замотивировать своего подростка, необходимо выяснить, как именно он ленится. Это поможет вам осознать текущий ход его мыслей и определить тенденции, связанные с его ленью.

    1. Используйте систему поощрений. Понаблюдав за поведением своего подростка, вы сможете использовать выявленные шаблоны лени, чтобы создать систему поощрений. Например, ваша дочь проводит много времени, переписываясь по смс. Можно сказать ей, что теперь она сможет писать смс только после того, как выполнит все свои домашние обязанности. Тогда для нее подобная переписка станет некоторой привилегией и частью вознаграждения за домашние дела. Если ваш подросток проводит большую часть дня за компьютерными играми, ограничьте время использования компьютера и не разрешайте приступать к игре до тех пор, пока он не наведет порядок в комнате или не поможет накрыть на стол.

      • Определите конкретные занятия в качестве поощрения – конкретика производит более сильное впечатление и лучше мотивирует на выполнение заданий. Привяжите вознаграждение к предпочтениям своего подростка, поскольку только в таком случае оно будет действительно ощущаться как награда.
      • Побуждайте подростка заниматься дополнительно спортом или чем-то еще. Поразмышляйте над тем, какие у вашего подростка таланты и склонности, например, интерес к актерскому мастерству, увлечение баскетболом или любознательность в области информатики. Побудите ребенка записаться в театральный кружок, баскетбольную команду или вступить в клуб любителей информатики. Таким образом, вы поспособствуете тому, чтобы ребенок проводил время за деятельностью, которая ему интересна, и развивал свои таланты и способности.

    2. Займитесь вместе со своим ребенком волонтерской деятельностью. Еще один хороший способ показать пример того, как стоит проводить время, - заняться вместе с ребенком волонтерской деятельностью. Подумайте, что бы вы могли делать вместе, чтобы принести пользу обществу и преодолеть лень.

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.

Больше всего лень у подростков распространяется на учёбу. Делать уроки совсем не хочется, если хочется, то не можется не заставить себя никак. Успеваемость резко падает вниз. В школе обычное дело, когда ребёнок до 5-6 класса был отличником, а теперь в его дневнике одни тройки и двойки.
Следующий плацдарм для разгула подростковой лени
домашние обязанности, особенно уборка квартиры, вынос мусора, мытьё посуды. Подростка , который бы ежедневно надраивал свою комнату свою личную территорию - увидишь крайне редко.
Каковы же причины лени подростка ? Конечно же, гормональная перестройка, приводящая к вялости, рассеиванию внимания, к усилению сексуальных интересов, по сравнению с которыми школьная рутина
пытка. Конечно же, снижение учебной мотивации . Мотивация это двигатель любой бурной деятельности. В подростковости этот двигатель учёбы абсолютно не исправен. Ценность учёбы рушиться под натиском желания общаться со сверстниками, поскольку взаимодействие с ровесниками в этом возрасте является основной потребностью тинэйджера.
Подросток живёт здесь и сейчас, ему крайне трудно представлять далёкие жизненные перспективы, и то, что необходимо, упорно трудиться
учиться ради счастливого будущего. А сейчас ему хочется общаться.

Ещё одна причина подростковой лени бурная эмоциональная жизнь, характерная для этого возраста. Эмоции захватывают, дестабилизируют, сильно снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становиться почти невозможно, внимание постоянно непроизвольно переключается на то, что наиболее значимо для тинэйджера и приносит ему удовольствие: отношения, любовь, секс, увлечения.
Как же вырвать своего любимого ребёнка из лап всепоглощающей лени ? Борьба с ленью должна основываться на следующих трёх китах:
- повышение учебной мотивации ,
- развитие воли или произвольности (делать произвольно означает делать то, что надо, а не то, что хочу),
- гармонизация эмоционального состояния подростка .
В развитии учебной мотивации колоссальную роль играет учитель. Нудные лекции и санкции низкими оценками для такого возраста не допустимы. Уроки такого учителя будут прогуливаться, предмет станет ненавистным на всю жизнь. Вот если методами преподавания станут дискуссия, диалог с учащимися, написание работ, сочинений на темы, которые им близки с вкраплениями в них тем уроков, этот учебный предмет обязательно полюбится тинэйджерами. Например, если проанализировать с помощью классной дискуссии рассказ А.П.Чехова и дать задание ученикам написать свой рассказ о современной жизни с подобным сюжетом, русский язык и литература перестанут восприниматься как бесполезные предметы, а учитель будет рассматриваться подростками как интересная личность, его уроки станут любимыми. Главное, занятия должны вызывать интерес у школьников и понимание своей нужности и необходимости для жизни. Конечно, такие передовые учителя большая редкость, хотя талантливый преподаватель первоочередной своей задачей ставит заинтересовать своим предметом учеников, повысить ценность этого предмета в их глазах и обязательно вселить уверенность, что они на практике в своей жизни применят полученные навыки. Однако если Вашего ребёнка обучают в школе совсем другие преподаватели, что делать? Выполнить эту часть работы за них. Если трудности вызывает физика, например, пойти в интерактивный музей занимательных наук или лунариум (в планетарии). На практике рассмотреть те или иные физические явления. Если Вашему ребёнку никак не удаётся прочесть заданный в школе роман, сходите на спектакль по этому произведению.
Школьники, запустившие уроки, могут очень сильно отставать от класса и освоить новую тему вместе со всеми им порой невозможно, даже если они сильно этого захотят. Помогите Вашему ребёнку, уделите ему своё время (дарить своё время в наши дни близкому
это, прежде всего, дарить свою любовь), объясните на пальцах пропущенный материал, если он Вам не понятен, разберите вместе с Вашим ребёнком трудный материал. Такое совместное творчество принесёт в разы больше положительных результатов, чем занятия с репетиторами. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Поддерживайте подростка своей верой в его силы и успех. Никогда не говорите при ребёнке, что Вам не интересна Ваша работа или, что она каторжная. Плохое отношение к своей работе у родителей убивает любую учебную мотивацию их ребёнка. Кто захочет повторять мученический путь своих предков, которые учились, учились, а теперь страдают на работе? Запугивать, что станешь дворником тоже не стоит, ведь в жизни полно примеров, когда отъявленные неучи богатели, а те, кто в детстве учились на отлично, потом нищенствовали.
Резюмируя, можно сказать, что развить учебную мотивацию можно только заинтересовав подростка процессом учёбы (давая творческие задания, которые ему по силам), связав знания , получаемые в школе с жизненной практикой именно этого тинэйджера в его жизни сейчас, а не в далёкой перспективе, и добиваясь, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия Вашего ребёнка. Если этого не делать, учебная мотивация не повыситься.
Следующее направление борьбы с ленью у подростка
развитие воли и произвольности. Каковы качества волевого человека? Инициативность, активность, целеустремлённость, ответственность, умение принимать решения, решительность. Юнец обязательно должен участвовать в ПРИНЯТИИ семейных РЕШЕНИЙ за большим круглым столом. Например, куда поехать отдыхать в отпуске, выбора школы или съёмной квартиры, по поводу крупных покупок и т.д. Необходимо выслушать все точки зрения в семье, в том числе и детей подростков, а потом совместно принимать решения. Так ваш ребёнок на практике узнает, как нужно принимать решения, и как они важны в жизни. У ребёнка, а тем более тинэйджера, всегда нужно поощрять стремление проявить ИНИЦИАТИВУ. Если у Вашего чада в голове созрел проект, то поддержите его. В реальности родители принимают важнейшие решения в жизни своего ребёнка, не советуясь с ним, а инициатива подавляется. Инициатива вырастает из интереса, а родители, увы, часто не осведомлены об интересах своего ребёнка и полагают, что лучше, чем их ребёнок знают, что должно быть ему интересно. Чем больше в этом мире интересов у Вашего ребёнка, тем меньше места для лени в его жизни. Интерес стимулирует активность и инициативу. АКТИВНОСТЬ умение действовать для того, чтобы достичь поставленной цели. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ великое качество. Подростку обязательно нужно научиться ставить перед собой цели и достигать их. Допустим, у него появилось желание научиться играть на гитаре. Пусть поставит и сформулирует цель « Научиться играть на гитаре ». Цель всегда формулируется с участием глагола, ведь она связана с действиями. Чтобы действовать - нужно ПЛАНИРОВАТЬ. И даже, если в Вашей семье принято действовать спонтанно, для того, чтобы подросток был активным и волевым, необходимо научить его планировать. Планировать обучение игры на гитаре, планировать свой день завести тетрадку и писать там план на каждый день, планировать повышение успеваемости. Анализировать полученный результат, что удалось, а что нет. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ так же необходимо развивать для того, чтоб не быть ленивым. « Лучше что-то сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть ». Когда одолевают сомнения, неуверенность в себе, когда кажется, что всё напрасно и закончиться неуспехом, нужно быть решительным и переломить себя, действовать, веря в свои силы и достижение успеха.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Важно, чтобытинейджер отвечал за свои поступки, за свои обязанности по дому, за свою учёбу. Если на данном фронте у него полный штиль, то давайте ему мелкие поручения, за которые он бы нёс ответственность. Потом можно перейти на более крупные участки деятельности.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Эмоциональное состояние, так же как безволие и отсутствие учебной и трудовой мотивации может уводить тинэйджера от деятельности. Тяжёлые переживания по поводу отношений с одноклассниками, страдания от неразделённой любви, мучения от изменений своего тела, муки от школьной неуспеваемости, вина из-за развода родителей – всё это может привести к отказу от учебных занятий, к протесту, в том числе и тихому против семьи и как следствие невыполнению семейных дел. Так что задача родителей проявить чуткость, приглядываться к своему взрослеющему чаду и, заметив сильные изменения в его настроении, поговорить с ним по душам, быть в курсе его дел и оказывать поддержку в личных делах и трудностях.
Итак, лень
это мощный враг, но одолеть его можно. Нужно учитывать, что дракон этот дышит огнём временно. К моменту вступления во взрослость его сила значительно уменьшиться. Тем не менее, родителям важно не быть ленивыми и действовать, опираясь на 3-х китов: развитие учебной мотивации, укрепление воли произвольности и гармонизируя эмоциональное состояние недорослем.

Найти истинные причины лени именно Вашего ребёнка и получить конкретные рекомендации по улучшению ситуации, Вы можете, обратившись ко мне за психологической помощью со своим подростком на 2-х часовую очную консультацию в приёмной психолога или у Вас на дому или по скайпу. Также Вы можете получить очную , телефонную консультацию или по скайпу лично. Записаться можно Такая работа очень доступна и по цене, и по организации.

Постоянно сталкиваюсь с тем, что родители обвиняют подростков в лени: "Он такой ленивый. Ему ничего не надо, сделайте что-нибудь". То есть, расписываются в собственном бессилии и пытаются найти ответственного. Под ленью обычно подразумеваются две вещи: не хочет учиться и ничего не делает по дому; чаще первое все-таки. То есть, чадо совсем не заинтересовано в школьных предметах, кое-как выполняет домашние задания, прогуливает школу. Дома тоже ничего не делает: посуду не моет, собаку не выгуливает, в комнате - бардак. Нужно много раз напоминать сварить картошку - все равно забудет.

Про школу ответ простой. Ему неинтересно. И, в отличие от взрослого человека, делать что-либо из чувства долга подросток, скорее всего, не будет. Да и гиблый это путь - долг должен быть уравновешен с удовольствиями, а это удел сбалансированных взрослых людей.

К учебе нужен интерес, удовлетворение которого дает мгновенное вознаграждение, то есть положительные эмоции. Или же побуждением к учебе может быть отложенный результат и отложенные эмоции. Сейчас школе сложно конкурировать с интернетом и компьютерными играми. Интерес и мотивация должны быть колоссальными. Но чем труднее задача, тем больше пользы нам приносят попытки её решения.

Для того, чтобы подросток получал удовольствие от умственной деятельности для начала можно попробовать сконцентрироваться на нескольких предметах, к которым есть хотя бы минимальный интерес, попробовать показать любопытные моменты этого предмета (гравитацию в физике, например), своими словами объяснить исторические процессы. Можно попробовать заинтересовать чем-то помимо школьной программы - существуют прекрасные документальные фильмы BBC о животных, космосе, истории; на каналах National Geographic и Discovery тоже транслируются познавательные фильмы. Самое главное - разбудить любопытство, которое захочется удовлетворить.

Если говорить об "отложенных коврижках", то встает вопрос, как донести до подростка, что ему надо поступать в ВУЗ, что работники умственного труда зарабатывают больше работников физического труда, а в ВУЗ можно попасть только по результатам экзаменов? И если угрозы "дворником будешь", "в продавщицы пойдешь" не работают? Сказать пару раз об этом можно (только спокойно), привести примеры из своей жизни или жизни знакомых тоже полезно. Никакого эффекта? Ну так предложите подростку пойти поработать в каникулы или даже после школы. По закону это можно сделать с четырнадцати лет. Пусть попробует, рисков здесь никаких нет. Не хочет сдавать ЕГЭ - пусть идет в колледж; в 16-17 лет почти все процессы обратимы - захочет учиться дальше, вернется в школу, можно пойти в экстернат. Вне школы подготовится к ЕГЭ нет никаких проблем - курсы, преподаватели.

Что касается работы по дому, то вполне приемлемо разрешить не убирать в своей комнате, если она отдельная, и если это не приводит к эпидемиям. Это личное пространство, достойное невмешательства! А вот требовать порядка в общественных местах необходимо - не нотациями и криком, а твердо огласить что надо сделать. Далеко не факт, что подросток сразу бросится совершать подвиги во имя уборки кухонного пространства. Однако терпение, юмор, и процесс, возможно, сдвинется. Маловероятно, что ребенок будет все делать идеально - не все люди перфекционисты домашнего хозяйства, да оно и не представляет для подростков большой ценности. Но нет никакого смысла ссориться и обвинять ребенка в паре оставленных крошек. Лучше в отношениях (и чище на кухне) точно не станет.

Возраст 12-14 лет в племенах и древних религиях - это возраст инициации, то есть, перехода из детства во взрослую жизнь. С этого момента родители в не несли ответственности за детей! И именно в этом возрасте начинает работать интеллектуальное мышление - формирование логических связей, выявление общего от частного и наоборот.

Чтобы проснулась потребность достигать цели - цель, прежде всего, должна быть собственная, а не родительская. Лучшее, что можно сделать, чтобы подросток начал ставить свои собственные цели (а цели происходят от желаний, хотя и не только) - это отойти, не душить его собой, дать ему пространство. Это не подвиг или жертва, а проявление уважения к его личным, уже взрослым границам.

"А ему ничего не надо", - слышу я от родителей. Потому что то, что ему когда-то надо было в более раннем возрасте, родители обесценили и\или заменили это тем, что нужно им самим. Если прислушаться и присмотреться, то часто оказывается, что все таки подростку что-то надо: научиться рисовать, играть на гитаре, говорить на не очень популярном языке, программировать. Просто им надо то, что родители считают блажью и бесполезным занятием. Но это же его желания и цели, и если их поощрить или хотя бы не мешать, появится опыт в удовлетворении желаний и достижении целей. Хочет учиться петь - пусть поет, в шахматы играть - пусть играет. Подобные интересы не в меньшей степени, чем школьные предметы, приносят пользу в интеллектуальном развитии, да и их роль в эмоциональном развитии неоценима. И дело здесь может быть не в разряде по шахматам, а в процессе.

Родителей особенно раздражает многочасовое лежание подростков на диване. Это нам, в нашей суматошной жизни, полной беготни, временами бессмысленной и неэффективной, подобное бездействие кажется преступлением. В подростковом возрасте эта, так называемая лень, часто является переходным "вакуумным" периодом между выходом из семейной истории, родовых клише и взрослой жизнью, СВОЕЙ взрослой жизнью.

Без определенного, дозированного воздействия на подростков трудно обойтись, но действовать нужно не угрозами, а конкретными мерами - предложить подростку работать (ничего страшного с чадом не случится), отключить интернет, если требования не выполняются, закрыть ноутбук на ключ (в крайних случаях). Последовательность родителей, искренний интерес, уважение личного пространства и собственных целей подростка, право на самостоятельность, иногда в жестких условиях, - вот ингредиенты, с помощью которых подросток сможет стать самостоятельным взрослым.

«Труд создал человека» - эта фраза Энгельса с детства впечаталась в ваше сознание.

Вы всю жизнь работаете. Вы способны получать удовольствие от работы. Поэтому вам очень тревожно видеть, как ребенок, несмотря на ваш благой пример, постоянно уклоняется от работы. Как же он впоследствии сможет построить карьеру, семью? И как помочь - ведь ему самому будет тяжело в жизни?

Кто виноват, вопрос, вроде, риторический. Первое, что приходит на ум, когда замечаешь, что ребенок регулярно уклоняется от дел, - виноваты родители. Не научили, не приучили, разбаловали. Многое брали на себя, старались все сделать сами, считали, что ребенку еще рано, - вот он и привык. Так ли это во всех случаях?

Лень как результат

Недаром говорят: привычка - вторая натура. Очень часто ленивыми вырастают именно дети тех родителей, которые защищали их от раннего взросления. В этом случае у ребенка формируется сознание, что делать-то совсем необязательно - всегда найдутся люди, которые это сделают за него. Зачем же напрягаться? Зачем тратить на «пустое» время, которое можно использовать на удовольствия?

Правда, лень может быть и результатом элементарной боязни, воспитанной родителями же, которые ранее отстраняли ребенка от дел: «И все-то ты делаешь не так». Причиной нежелания что-то делать может также выступить тотальный контроль родителей. Как-будто, благие намерения: ведь надо же научить все делать правильно! Но обучение затягивается.

Не так, как надо!

Ира не любит заниматься домашними делами. Она придумывает разные отговорки, лишь бы не мыть посуду или не пылесосить в квартире. Ей уже 15, и фразы «Когда я была в твоем возрасте, вся домашняя работа была на мне», «Посмотри на других девочек» она слышит постоянно. Чтобы избежать ссор, она нашла лазейку «потом»: «Я это обязательно сделаю - через полчасика», «Завтра я обязательно вымою ванну»...

Через полчасика уборка не начинается, а санузел назавтра не сияет чистотой. «Но я не могу объяснить родителям, почему я не хочу этого делать, - говорит Ира. - Они постоянно вмешиваются! Не туда положила тряпку, не так подмела, плохо полила цветы, сдвинула коврик. Мне не хочется убирать, чтобы этого не слышать!

А может, это вовсе и не лень?

Часто подросток отказывается что-то делать, считая, что это не нужно. Но вы считаете наоборот! Сколько споров, ссор и обид возникает в этом случае!

Когда Саше исполнилось 16 лет, он отказался ездить на дачу. Там надо было обрабатывать большой участок земли, и это, разумеется, отнимало все выходные. Саша сказал, что не собирается тратить время «непонятно на что». Да, действительно, урожай всегда был мизерным - наездами много не вырастишь. Родители понимали, что работа неэффективна, но что можно было поделать? И почему сын должен отдыхать, если они работают? Упрекам в лени не было конца, отношения стали напряженными.

Саше пришлось доказывать свою правоту с карандашом в руке. Он подсчитал, сколько денег они втроем тратят на дорогу, сколько на посадочный материал, сколько на удобрения. И что получают в итоге? Оказалось, что за те деньги можно купить вдвое больше овощей! Проблема «А ведь от соседей стыдно за сорняки», была решена: на участке посадили сад, посеяли газонную траву и даже устроили альпийскую горку! Кстати, Саша принимал самое активное участие в облагораживании участка. А соседи теперь восхищаются внешним видом их участка и даже взяли кое-что себе на вооружение.

Что делать, если ребенок лениться?

  1. Как всегда «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому, прежде всего, профилактика. Еще в «нежном» возрасте следует определить для ребенка его обязанности, а потом только расширять - по мере того, как будут расти его возможности.
  2. Если лень уже укоренилась, не стоит пытаться «вырвать ее с корнем одним движением руки». Придется делать все то, что надо было делать в детстве: определять обязанности, постепенно расширяя их круг. И ждать, ждать, ждать - когда привычка превратится во «вторую натуру».

Надо ли хвалить за то, что ребенок делать будто бы и обязан? Например, подросток помыл за собой тарелку, но это его тарелка! Если проблема лени «имеет место быть», то хвалить нужно за любое действие. Правда, надо четко знать меру, чтобы ребенок не стал рассматривать свои действия как благотворительность. Кстати, очень действенна косвенная похвала. Не «Спасибо, что ты вымыл пол», а «Ой, как чисто!

И обязательно - восторг в родительских глазах! Дети ждут этого восторга. И возможно, ваше чадо сдвинет с места именно ощущение: «А мама! Радуется, ну, как ребенок!"

Жизнь не стоит на месте, и не всегда вы будете на первых ролях. Да, ребенок будет любить и уважать вас, но активная деятельность когда-нибудь станет его прерогативой. Но позиции нужно сдавать постепенно. Пусть ребенок узнает и почувствует, что вы - не «железная леди», способная нести на себе три ноши, а просто человек, которому нужна помощь.

Ольга Мариуц



Рассказать друзьям