Фразы 409 2 платонические любовники. Платоническая любовь: что значить иметь платонические отношения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

2.2. Платоническая любовь и ее виды

Это чувство носит имя древнегреческого философа Платона (427–348 до н. э.). В сочинении «Пир» он вложил в уста своего героя Павсания рассуждения о высоких отношениях. Изначально отношения подобного рода допускались между мудрецом и его учеником. Платон подразумевал любовь к своим ученикам, ищущим мудрости у учителя. Любовь между учеником и учителем философ называет духовной.

Тема идеальной, духовной любви, когда людям не нужен сексуальный контакт, была впервые поднята Платоном в известном диалоге на ужине у Агафона. Платон в этом диалоге раскрывает свою мысль о поиске способа выражения любви человеческой. Платон говорил, что любовь скрывается за масками земного, низшего, Эрота и Эрота небесного, духовного. Земной ищет удовольствия в сексе, он основан на животных инстинктах, тогда как духовный ищет любимую душу, которая когда-то составляла с ним единое целое.

Платон признавал два рода любви - любовь небесную и любовь плотскую. Венера-Урания относится к душе, а не к телу, она ищет не личного наслаждения, но счастья любимого человека. Ее задача совершенствовать его в знании и добродетели. Вместо плотского, мимолетного соединения любовь небесная создает гармонию душ. Любовь плотская, наоборот, чувственна и возбуждает только низменные действия, она исходит из тела, а не из души и владычествует над грубыми людьми, рабами материи. В «Пире» Платона пышные восхваления любви со стороны Федра и Агатона Сократ охлаждает трезвым исследованием этого явления. Мудрец находит, что любовь нельзя назвать божеством (вопреки ходячим понятиям того времени), так как она не обладает ни красотою, ни благом (иначе она к ним не стремилась бы). Не обладая же этими свойствами, она не может быть блаженной, т. е. не имеет основного свойства божественности.

Меньшиков М. О. 1994

Со временем платонической любовью стали именовать любые духовные отношения между людьми без чувственного и сексуального контакта. Главное отличие любви платонической состоит в отношении к понятию «близость». Словосочетание «интимная близость», обычно описывающее сексуальные отношения, здесь приобретает совершенно иной смысл. Интимный - значит глубоко личный. Отношения платонической любви также подразумевают глубоко личный контакт, однако если в обычном понимании в проявлениях любви есть как духовные, так и телесные стороны, то в платонической существует исключительно духовная, эмоциональная сторона.

Надо сказать, что одни люди считают, что истинной любовью может называться лишь платоническая, потому что в ее основе лежат духовная близость и интеллект, а не гормоны и инстинкты. Другие полагают, что любовь двух душ, без телесного влечения, - сказка времен рыцарей и прекрасных дам. Например, известный русский философ Вл. Соловьев писал: «Любовь (платоническую) нельзя признать “истинной”, так как она не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно - телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения».

Другую позицию высказывал философ П. Сорокин, приводя в пример идеальной (платонической) любви поэзию Блока - поэзию «вечной женственности», «прекрасной и незнакомой Дамы».

Нельзя не отметить идеализацию П. Сорокиным платонической любви и ее противопоставление любви эротической. Так, он писал: «Вполне очевидное положение, что эстетическое чувство развивается лишь с ростом культуры, что поэтому и в любви, чем ближе к первобытности - тем больше физиологических переживаний и чем выше культура - тем больше “психических элементов”. А раз это так, то, значит, в наше время их должно быть всего больше; иными словами, потребность любви-обожания, потребность Беатриче - должна быть теперь более сильной, чем когда бы то ни было. Из сказанного видно, что она теперь настолько сильна, что уже вполне отделилась от физиологической любви и даже стала враждебна ей <…>

Я отлично понимаю, что высказываю этим положение, которое многие сочтут парадоксом. В самом деле, разве не в наше именно время кричат всюду о “монизме” в любви, по которому союз душ должен влечь и союз телес; разве не теперь бросают громы и молнии “односторонней” любви, чисто ли духовной или плотской. Разве не называют их ненормальными? И однако этот “монизм” не существует или, вернее, существует теперь менее, чем когда бы то ни было. Как это ни странно, но именно в наше время соединимость в одно целое физиологической и эстетической любви почти невозможна.

В самом деле, если в прошлом эстетика с физиологией уживались, то теперь нельзя в одно и то же время созерцать Венеру и обнимать ее или целовать по-земному. Венера, которую можно целовать и любить физиологически, перестает, по крайней мере в эти моменты, быть Венерой живой, чистой красотой или кантовским “незаинтересованным удовольствием”.

Еще Толстой в “Крейцеровой сонате” указал на эту несовместимость Беатриче и жены, любви физиологической и эстетической <…>

Эстетическое чувство, любовь-обожание - чувство весьма хрупкое, и привилось оно человеку гораздо позже, чем половой инстинкт. Поэтому, как только наступает последний - первый исчезает. Эта любовь не может соединяться и существовать со спазмами сладострастия <…>

Как только страсть удовлетворена - любимый на время становится чужим, ненужным, даже противным. Но мало того, что в половом акте нет эстетических эмоций, само “обладание другим существом” непроизвольно снимает с него вуаль чистоты и очарования, делает его как бы пустым выпитым сосудом <…> На месте Беатриче оказывается простая женщина, “пол”, “физиология”. А потому - нетленная, полутаинственная женская красота при половой близости превращается в “жену” <…>

И как роза с опавшими листьями, она уже не в состоянии восстановить эту старую декорацию. Переход из Венеры в жену прост и легок, но обратный труден и почти невозможен <…>

Итак, говоря коротко, любовь-биология и любовь-красота - несоединимы теперь и враждебны друг другу. Беатриче нельзя целовать, она должна быть неприкосновенной. Только при этом условии она и может быть Беатриче. И обратно, “жена”, т. е. женщина, которую любят физиологически, не есть Беатриче и не может ею быть. “Жена есть жена” и “муж есть муж”. Между ними возможно что угодно, но не эстетическая любовь» (с. 261–262).

А отсюда: «Раз человеку нужна теперь не только “жена” и друг, но и Мадонна, а “жена” в силу того, что она “жена”, Мадонной быть не может, - то человек принужден искать Мадонну в других женщинах, а не в жене» (с. 264), т. е. изменять ей.

Платоническая любовь полезна, ее можно считать нормой для детей и подростков. Мы наблюдали ее у учеников младших и средних классов. У них она может продолжаться достаточно долго - до 12–14 лет. Объектами такой любви становятся опытные учителя, тренеры, наставники. Ее проявление в таких случаях весьма полезно, и желательно, чтобы это чувство продолжалось достаточно долго, ибо оно способствует личностному росту ребенка, который старается соответствовать объекту платонической любви и, следовательно, хорошо учится <…>

Я бы даже сказал, что квалификацию педагога можно определять его способностью вызвать у учеников такую платоническую любовь к себе. К сожалению, вызывают ее только педагоги, тренеры, воспитатели и все остальные наставники, работающие с детьми и подростками, которые имеют большой опыт и очень высокую профессиональную квалификацию. Кроме того, у них должны быть решены собственные сексуальные проблемы. Тогда горящий взгляд подопечного, если наставник вдруг заметит его, не вызовет у него вожделения, и через короткое время возникшее вдруг сексуальное содержание исчезнет как следствие спокойной реакции сексуально удовлетворенного человека, с интересом занимающегося своим делом. Практически в 100 % случаев развитие такой влюбленности значительно повышает успеваемость учащихся.

Литвак М. Е. 2008

Однако время внесло коррективы в понимание платонической любви. В ней теперь не отрицается и наличие сексуального желания, которое при этом виде любви сублимировано или подавлено. Об этом писал еще М. О. Меньщиков (1899): «Не называйте святой любовью так называемую платоническую любовь, вроде той, которою пылал рыцарь Тогенбург. Ведь такая “идеальная” любовь есть все же половая страсть, только неудовлетворенная». Это несколько размывает понятие «платоническая любовь», и хотя многие ее отрицают, говоря, что это просто дружба между мужчиной и женщиной, но все-таки она возможна. Друзьями могут быть коллеги по работе или люди, связанные общими интересами, однокурсники и т. п. Однако дружба - это еще не платоническая любовь, потому что любовь - это не просто общность интересов и схожесть взглядов, это обожание другого, это духовная близость, когда, даже живя своей жизнью, люди тесно связаны друг с другом эмоционально (о дифференциации любви и дружбы см. далее).

Исторические легенды платонической любви

О великой любви Франческо Петрарки, великого поэта Средневековья, и Лауры де Новее сложены легенды. Франческо было двадцать три года в 1327 г., когда он впервые увидел возлюбленную всей своей жизни, замужнюю двадцатишестилетнюю Лауру в небольшой церквушке Св. Клары в предместьях Авиньона. У его музы к тому времени было уже несколько детей, но для романтичного поэта она была настоящим ангелом, воплощением душевной чистоты и неземной красоты.

Шли годы, Лаура от частых родов (всего у нее было одиннадцать детей) быстро старела и теряла стройность, однако для Петрарки это было не важно - он любил ее всей душой. Поэт наделял ее высокой нравственностью и чистотой помыслов, эта платоническая любовь вдохновляла великого классика на творчество. За все долгие годы своей любви он ни разу с ней не заговорил, но всякий раз, заметив нежный взгляд Лауры, Петрарка, вдохновленный и окрыленный, писал новые шедевры всю ночь.

Его муза скончалась в возрасте сорока семи лет во время эпидемии чумы. Поэт долго и мучительно страдал, воспевая свою возлюбленную в великолепных сонетах .

Другая история великой любви также осталась в веках - любовь русского писателя Ивана Тургенева и французской певицы Полины Виардо. Тургенев, зная, что его возлюбленная замужем, добровольно согласился на роль преданного обожателя.

По легенде, эта любовь была платонической, однако сегодня историки, изучая переписку влюбленных, сходятся во мнении, что отношения были не только духовными. Они никогда не были вместе, и Тургенев так и не женился. Его внебрачную дочь от крепостной крестьянки воспитывала Полина Виардо, Тургенев даже переименовал девочку из Пелагеи в Полинет в честь своей любимой женщины.

Умирал писатель на руках своей возлюбленной в Париже, диктуя ей последние рассказы и письма. Уходя из жизни, он был счастлив - любимая была рядом, сорок лет обожания смогла прервать только смерть.

Пятерикова Ж. Платоническая любовь // По материалам Интернета

М. Е. Литвак тоже приводит пример «большой, настоящей» романтической любви.

Александр Блок, когда шел свататься к Любе Менделеевой, нес в кармане пистолет, а дома на столе он оставил предсмертную записку, так как планировал застрелиться в случае отказа. Его предложение было принято, так что стреляться не пришлось.

В первую брачную ночь он страстно объясняет Любе: «Я хочу не объятий: потому что объятия - вонючее чудище. Я хочу сверх слов и сверх объятий». Он мечтал о неземной любви, а ей нужны были вовсе не стихи, а жизнь, какой обычно ожидает девушка: общие заботы, дети, тихие вечера и разговоры о том, о сем.

«…Я стремилась устроить свою жизнь, как нужно, как удобней… Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви», - писала в воспоминаниях о том времени уже состарившаяся Любовь Дмитриевна. Хорошо быть возлюбленной поэта, но быть его женой!

Она хотела иметь детей, но это не входило в планы А. Блока, и она была вынуждена завести любовника, забеременела от него. Родившийся ребенок прожил совсем недолго.

А Блок скоро разочаровался в жене, и началась большая череда любовниц, но своего идеала Прекрасной Дамы он так и не нашел.

При других вариантах платоническая любовь - это безответная любовь, любовь на расстоянии, любовь, когда один из партнеров или оба несвободны и не хотят изменять, когда сексуальные отношения невозможны по состоянию здоровья, по причине возрастной разницы или при отсутствии потребности. Это и отношения между молодыми людьми до брака при соблюдении культурных и религиозных традиций. Платоническую любовь можно испытывать к актеру кино, певцу, любой знаменитой личности.

Платоническую любовь иногда обвиняют в абстрактности, называя ее любовью-фантазией. Возможно, в какой-то степени это и так. Именно такую любовь часто испытывают подростки, наделяя объект самыми прекрасными качествами, воплощая в нем мечту о прекрасном. Но именно у них платоническая любовь способствует формированию бесценного опыта и часто становится переходным этапом в отношениях, при которых возникает и физическая близость.

Рыцарская любовь

Карл Вайнхольд в своем основополагающем произведении о жизни женщин в Средние века «Die deutschen Frauen in dem Mittelalter» («Германские женщины в Средние века», Вена, 1882) пишет следующее:

«Эпоха рыцарства создала институт службы женщине (Frauendienst). Жизнь рыцарского ордена регулировали особые правила, отличные от правил гражданской жизни. Существовало специальное понятие “честь ордена” и существовали его специальные традиции. Цель жизни для рыцаря заключалась в том, чтобы дерзкими подвигами доказать свое мужество и отвагу. Эта цель порождала и жажду приключений, а один из главнейших законов в поиске приключений - защищать слабых, особенно женщин. Стремление защищать слабых, служить женщинам позже привело к тому, что рыцарь посвящал свое служение одной-единственной женщине <…> Эта рыцарская служба превращалась в конвенциональную привычку, очень часто обходилась без действительных страстей и проявлялась как чисто внешняя, хотя и накладывающая отпечаток на всю жизнь привычка <…> Рыцари посвящали свою службу замужним женщинам, ибо те фигурировали в первых рядах благородного общества. Целью была всего лишь игра ума и любовных чувств. Рыцарь выбирал одну даму (frouwe) и предлагал ей свою верную службу. Для него жизненной необходимостью было найти даму, рыцарем (frouwenritter) которой он себя объявит. Если дама принимала его предложение, рыцарь в дальнейшем все свои поступки совершал от ее имени. По неписаным правилам дама после этого не имела права принимать услуги другого рыцаря и в знак состоявшейся договоренности одаривала своего рыцаря лентой, косынкой или венком, которые тот носил на своем шлеме или на наконечнике копья, чтобы во время свершения рыцарских подвигов память о даме постоянно сопутствовала ему, стимулируя на героические деяния» <…>

«Все, что ни делал рыцарь, будь то просто рыцарский турнир или же участие в крестовом походе, он делал это с именем своей дамы или по ее приказу. Когда Хартманн фон Ауэ шел в поход на сарацинов, он пел: “Пусть никто не спрашивает у меня, зачем я иду на войну. Я скажу сам, что делаю это по приказу любви. И изменить тут ничего нельзя, нельзя нарушать клятву или слово. Многие хвалятся, что ради любви они сделают то-то и то-то, но это лишь слова. А где дела? Ради настоящей любви мужчина способен оставить свой дом и отправиться в чужие края. Видите, как изгнала меня из собственного дома любовь, хотя даже полчища султана Саладина не смогли бы выманить меня из Франконии”».

Все свои поступки рыцарь совершал в надежде на награду. Наградой считали уже то, что посредством службы женщине рыцарь поднимался над буднями и достигал определенного возвышенного духовного состояния.

Бывали случаи, когда госпожа с поистине садистской жестокостью сама определяла тяжелейшие условия, а мечтательный фанатик без возражений принимал их. Здесь уже флирт охлаждался до уровня самого бессердечного кокетства. «Брантом приводит один случай из собственной практики, когда дама потребовала от рыцаря, чтобы тот в доказательство своей любви пронзил кинжалом собственную руку. Кавалер готов был пойти на это, и Брантому пришлось применить силу, чтобы помешать безумному поступку. Вспоминает он и случай с кавалером Жэнле, который безмятежно прогуливался с дамой; они были как раз на мосту через Сену, когда в даму вселился дьявол садистского флирта, она бросила в реку свой дорогой кружевной платочек и попросила рыцаря прыгнуть за ним и достать его из воды. Напрасно кавалер объяснял, что он не умеет плавать, дама обозвала его трусом, после чего тот в отчаянии бросился в воду. К счастью, поблизости была лодка и влюбленного безумца успели своевременно вытащить на берег».

Козлов Н. И. // По материалам Интернета

Любовь родителей к детям. Э. Фромм (1986) указывает на различия материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая - ее можно заслужить, но ее можно и лишиться.

При этом Э. Фромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе - матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Э. Фромм (1990) пишет, что «материнская любовь имеет два аспекта: один - это идеализация, знание и уважение, абсолютно необходимые для сохранения здоровья ребенка и его биологического роста; другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни, это установка, внушающая ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле <…> Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым человеческим существом. Сама суть материнской любви - забота о росте ребенка - предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были обособлены, становятся едины. В материнской же любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто смириться, а именно хотеть и поощрять отделение ребенка. Именно на этой стадии материнская любовь возлагает на себя столь трудную миссию, требующую бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека» (с. 34).

Тезис, надо сказать, весьма спорный. Может быть, не мать является инициатором отделения ребенка, а ребенок, взрослея и приобретая самостоятельность, стремится отделиться от матери? Может быть, поэтому многие матери оказываются не способными к «настоящей любви» и не переходят на вторую стадию, на что сетует сам Э. Фромм? Иначе не было бы такого эмоционального явления, как «опустевшее гнездо», после того как дети покидают родительский дом.

Любовь детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. А. Фрейд (Freud, 1946) связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную - «оральную» или «анальную» сексуальность. Д. Амброс (Ambrose, 1961) полагает, что поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы (Condon, Sandler, 1974) ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной (1986), считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.

Любовь к Богу. Как пишет Э. Фромм (1990), религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Основу религиозной формы любви, любви к Богу, составляют переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.

Вера в Бога для большинства людей - это вера в помогающего отца. Однако истинно религиозный человек, если он следует сущности монотеистической идеи, не молится ради чего-то, не требует чего-либо от Бога; он любит Бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать; он достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о Боге. Бог становится для него символом, в котором человек на ранней стадии своей эволюции выразил полноту всего того, к чему стремится сам, реальность духовного мира, любви, истины и справедливости. Он верит в принципы, которые представляет Бог, он думает истинно, живет в любви и справедливости, считает свою жизнь ценной только в той мере, в какой она дает ему возможность более полного раскрытия его человеческих сил, как единственной реальности, которую он принимает в расчет. Любить Бога означает стремление. Несмотря на то что это понимание религии было преодолено некоторыми великими учителями рода человеческого и меньшинством людей, оно все еще остается преобладающей формой религии.

В преобладающей на Западе религиозной системе любовь к Богу это в сущности то же, что и вера в Бога, в божественное существование, божественную справедливость, божественную любовь. В восточных религиях и в мистицизме любовь к Богу - это напряженное чувственное переживание единства, нераздельно соединенное с выражением этой любви в каждом жизненном действии.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон Джон

Закон 1. ОТДАННАЯ ЛЮБОВЬ - ЭТО ЛЮБОВЬ ОБРЕТЁННАЯ У любви есть одна странность. Люди её ищут, стремятся к ней, стараются её заслужить, получить - схватить и удержать то, что принадлежит им так же естественно, как воздух, которым они дышат! И какие только умственные и

Из книги Любовь и другие человеческие отношения автора Петрушин Сергей

Любовь и виды аттракции Как уже отмечалось, понятие «любовь» имеет широкое толкование, что делает его малоподходящим для научного исследования. Чтобы избежать этого, в последние годы в отечествен ной и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Два вида любви Любовь безусловная и любовь озабоченная Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким, какой он есть. И принимает его незнание, и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ. Безусловная

Из книги Любовь глазами мужчины автора Самыгин Сергей Иванович

Глава 9. Любовь с первого взгляда, или романтическая

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Из книги Мужчины, подруги и прочие стихийные бедствия автора Лузина Лада

Два вида любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. Выбор за вами Безусловная любовь не считает ребёнка ни слишком мудрым, ни слишком наивным. Она видит его таким. Каков он есть. И принимает его незнание и несовершенство, и его внутреннюю гармонию. Она учит ЗАРАНЕЕ.

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

Платоническая любовь Платоническая любовь, освященная рыцарским культом Прекрасной Дамы, именами Петрарки и Лауры, вышла из моды. Нынче мужчину, готового посвятить жизнь служению (спонсорству, безвозмездной помощи) даме сердца, не помышляя о сексе с ней, сочтут голубым,

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

5.1. Настоящая любовь - это любовь с первого взгляда Это мнение отражает красивый миф о половинках, которые ищут друг друга по свету, а когда находят, между ними вспыхивает настоящая любовь. «Любовь дана нам свыше, браки заключаются на небесах!» - провозглашают сторонники

Из книги 1000 мужских секретов, которые должна знать настоящая женщина, или Путешествие по замку Синей Бороды автора Лифшиц Галина Марковна

6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ - ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ Слово «любовь» необычное, в нем слышатся отзвуки теп­ла, красоты и даже героизма. Если любовь приносит горе, а не радость, то по крайней мере это горе, окрашенное вели­чием. Любовь почитает любящего и может иногда просла­вить его.

Из книги 4 вида любви автора Литвак Михаил Ефимович

Платоническая любовь В некоторых обществах, иных, чем наше, дружба на са­мом деле соперничала по значению даже с любовью муж­чины и женщины. Так было во времена рыцарства в Евро­пе, в золотые дни арабской культуры, в великие годы Древ­ней Греции. Именно о дружбе писал

Из книги автора

Любовь и ее виды Мы все мечтаем о любви. Она – основной двигатель и побудитель нашей жизни. Любовь и голод правят миром. Какая она, любовь? И как понять, настоящая или нет? Мы так часто говорим: «Я тебя люблю», что слово уже почти ни к чему не обязывает. Мы говорим его, когда

Из книги автора

Виды любви: материнская и отцовская любовь Когда ребенок только рождается, он нуждается в материнской и отцовской любви. Подчеркиваю: ребенку не мама и папа нужны, а и важны нужны материнская и отцовская любовь. И если он в детстве их не получит, то вся жизнь его пойдет

Мы стремимся узнать о любви всё, рассмотреть ее со всех сторон, понять ее глубину и смысл. Ведь, находя любовь, мы обретаем счастье. Не так ли? Не зря люди во все времена искали панацею от всех злоключений, некий волшебный ключ, который откроет все двери и разрешит все проблемы. А если любовь неделимо связана со счастьем, то значит, люди всегда искали любовь.

""Когда - то наша природа не была такой как теперь. Тело у всех было одинаковое и круглое, спина не отличалась от груди, рук и ног было по четыре и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых, голова же была общая. Страшные своей славой и мощью эти люди пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.

И вот боги стали совещаться, что им делать. Наконец Зевс-Громовержец, насилу кое-что придумав, говорит: ""Я нашёл способ и сохранить людей и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, тогда они станут слабее и полезнее для нас, потому что число их увеличится.

А если они и после этого не угомонятся, я разрежу их пополам снова и они запрыгают у меня на одной ножке!""

Вот почему люди всю жизнь ищут свою вторую половинку по мнению Платона в его известном сочинении под названием «Пир».

Так получилось, что и мне пришлось подумать немного о любви. Оказалось, что любить – это нелегкая задача. В какой момент возникает любовь? Как появляется любовь к совершенно не родному человеку? Почему порой любовь может возникнуть и без контакта, а порой даже после физического контакта о любви и речи идти не может? Но одно для себя я точно определила: любовь делает нас лучше во всех отношениях!

Но больше всего меня заинтересовал вопрос о любви платонической. Что это за диковинная птица?

В наше время такой вид любви считают старомодным, глупым и «ненужным». Но она есть. И не верить в нее невозможно. Когда я задумалась над этой темой, то первое, что пришло мне в голову это: я и Дима, 1 класс, кленовая аллея, мы гуляем вместе, обязательно держась за ручку, а вокруг завистливые возгласы одноклассников: «ха-ха, жених и невеста!».

Платоническая любовь – это одно из самых бескорыстных и романтических проявлений наших чувств. Такой вид мудрой любви необходим человеку, а того, кто ни разу не испытывал такое чувство, я бы назвала обделенным.

Из истории возникновения определения.

Любовь назвали платонической по имени древнегреческого философа Платона. В своей книге «Пир», о которой упоминала я ранее, он впервые поднял вопрос об идеальной любви, для которой не нужен телесный контакт, это духовная любовь без каких-либо сексуальных желаний. В своем сочинении Платон говорил о поиске способа выразить любовь, именно человеческий способ. О способе найти свое счастье, не счастье камня или животного, а конкретно человеческого счастья. Платон говорил, что люди находятся в более высшем состоянии, чем животные, основным признаком которых являются инстинкты. А значит мы, люди, имеем нечто большее, высшее, свойственное только нам.

Замечательными примерами платонической любви могут стать: любовь к Родине, ученика и старца, матери и ребенка.

Порой встречаются достаточно веские причины для проявления такого вида отношений: заболевание, которое не позволяет вести нормальный образ жизни, религия или отношения, возникшие в достаточно преклонном возрасте.

Но чаще такой вид отношений, это всего лишь первая ступенька на горе восхождения к прекрасному чувству любви.

Обычный набор наших с вами розовых мечтаний: мужественный рыцарь, который непременно способен на самый безумный поступок ради любви. И идеальная во всех отношениях его девушка, к которой он относится, как к божеству, даже прикосновение к которой немыслимо!

Но какое отношение, скажете вы, это имеет к реальности?

Это явление достаточно распространено среди подростков, нормальный этап развития личности. Именно в этом возрасте подростки находят для себя кумиров, тех, кого любят и кому подражают. Очень часто платоническая любовь возникает к недосягаемым людям: актеры, певцы, музыканты.

Из истории известны легенды о такой любви Франческо Петрарки и Лауры. Она вдохновляла его на творчество до самой смерти, при этом поэт ни разу даже не заговорил с ней. Он любил ее на расстоянии, как ангела, чистую и божественно красивую.

Объект такой любви чаще всего и не догадывается о том, что его любят. И часто путают такие отношения с дружбой.

А еще платоническая любовь – это прекрасный шанс испытать любовь, пережить роман с кем-то, если ты состоишь в отношениях, не изменяя. С возрастом люди начинают осознавать, что важнейшая и самая чувствительная эрогенная зона – это мозг. И тут то ты понимаешь, что близкий тебе человек почти не уделяет этому органу должное внимание. Здесь главное, чтобы влечение было взаимным, в виде диалога. А телесный контакт двух «органов» происходил на расстоянии. Вот она – платоническая любовь. Ты находишься с кем-то в окрыляющих вас обоих отношениях, но при этом тебя никто не может уличить в измене!
Замечательные строки Майи Кристаллинской:

«Если вам ночью не спится, и на душе нелегко
Значит, вам нужно влюбиться в ту одну на Земле, что от вас далеко…»

Плюсы платонической любви:

Состояние влюбленности само по себе идеально. Оно окрыляет нас. В общем то, нашему организму не важно, во что мы влюблены. Самое главное, что при этом происходит выброс гормонов, отвечающих за радость, хорошее настроение, желание творить и совершать поступки. Мы ощущаем счастье всеми своими клеточками.

Британские сексологи провели исследование. Итак, 85% мужчин не представляют своей жизни без секса, довольствуясь лишь одной любовью. 40% женщин оказались менее категоричны и готовы к чисто платоническим отношениям.

Хотя мне достаточно сложно представить здорового во всех отношениях мужчину, который украдкой срывает милые до боли взгляды дамы сердца, вздыхает и погруженный в мечты записывает оды любимой в блокнотик. Кажется, давно мне не приходилось влюбляться платонически…/ оглянулась в поисках потенциальной жертвы…

Платоническая любовь, конечно, возможна, но только между супругами. «Ladies Home Journal» Идеальная любовь возможна только по переписке. Джордж Бернард Шоу Платоническая любовь: секс выше ушей. Тира Самтер Уинслоу Платоническая дружба: промежуток … Сводная энциклопедия афоризмов

Любовь, свободная от всякой чувственности, идеальная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ Сверхчувственная, духовная любовь. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Платоническая любовь. Сухая любовь (платоническая) только крушитъ. Ср. Платоническая любовь гладкій красивый подносъ, но безъ всякихъ угощеній. Давыдовъ (изъ записной книжки Д. В. Григоровича). Ср. Не знаю, може, ея слова справедливы, а може и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Выражение происходит от имени древнегреческого философа Платона (427 348 до н. э.), который в своем сочинении в виде диалога под названием «Пир» вложил рассуждения о такого рода любви в уста персонажа по имени Павзаний. Последний разумеет под ней … Словарь крылатых слов и выражений

Понятие, возникшее на извращении платоновского понятия об эросе и означающее любовь между индивидами различного пола, не связанную с чувственностью и чувственными желаниями. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Платоническая любовь - – дружба, привязанность, товарищество, любовь, лишённые сексуальных чувств. * * * (от имени греч. философа Платона и его учения о идеальной любви в отличие от любви земной) – гетеросексуальная любовная привязанность без эротизма, чувственности… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сухая любовь (платоническая) только крушит. Ср. Платоническая любовь гладкий красивый поднос, но без всяких угощений. Давыдов (из записной книжки Д.В. Григоровича). Ср. Не знаю, може, ее слова справедливы, а може и нет; она мне баяла, что до… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Платоническая любовь - любовь, основанная на духовном влечении, не связанная с чувственностью. Название – по имени Платона. Платон (ок. 427 до н. э. – ок. 347 до н. э.) древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя – Аристокл. Платон –… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ - Конец XVIII в. Так в аристократических салонах иронизировали по поводу любви императрицы Екатерины II к Платону Зубову. Платоническая букв.: лишенная чувственности … Словарь Петербуржца

Лишённая чувственности склонность души (психики) к нравственной красоте, философскому стремлению к познанию. Понятие П.Л. разработано др. греч. философом Платоном (427 347 до н.э.) в диалогах Федра и Пир. В совр. значении чисто духовная любовь… … Сексологическая энциклопедия

Книги

  • Журнал "Знамя" № 6. Июнь 2016 , . Читайте в ИЮНЕ: Александр Кушнер, лауреат премии "Поэт", постоянный автор" Знамени", представил на суд читателей большую подборку лирики под общим названием" Над обрывом" . Начало заглавного…
  • Счастливое детство. Ретроактивный дневник , Бараш Александр. Книга известного поэта Александра Бараша (р. 1960 в Москве, с 1989 года живет в Иерусалиме) написана в жанре "ретроактивного дневника", как это определяет сам автор в подзаголовке. События…

«Идеальная», «духовная», «чистая», «возвышенная» да-да, это всё о ней – о любви, названной именем древнегреческого философа. Современным людям трудно поверить в её существование. Хотя и очень хочется – мы пресыщены сексуальной свободой, в которой первое место отводится разговору тел, а не душ.

На протяжении веков люди пытаются понять, какие же отношения можно назвать любовью. Был сделан вывод, что она (любовь) бывает разной – земной и духовной. Проявления земной любви: страсть, близость, сексуальное удовлетворение. А о духовной любви больше всех любил поговорить Платон, в честь которого её потом и назвали. Так что же такое платоническая любовь ?

Это духовные отношения между людьми без сексуального контакта. Уточним: и даже без его желания, иначе это просто дальний прицел. Односторонний или обоюдный.

Мир существует по принципу синусоиды: подъём-спад. Сексуальная революция явилась естественным следствием табу на сексуальность. Но и эта волна схлынула – сейчас всё больше людей любит предаваться мыслям о высоком. Даже мода появилась: одна любовь на всю жизнь. Вот вам и спад «низших» влечений одновременно с подъёмом духовности.

В то же время понятие платонической любви успело трансформироваться: сейчас так называют гармонию духовного с чувственным – так называемый союз Неба и Земли.

С точки зрения психологии платоническая любовь является редкой разновидностью мужско-женских отношений. Два человека могут встречаться много лет, вместе отмечать праздники, но при этом не прикасаться друг к другу. Духовная доминанта – вот что является главным для них, ради неё они легко могут отказаться от удовольствий из чувственной сферы.

Психотерапевтам прекрасно известно, что в мире существует много супружеских пар, в которых люди дорожат друг другом, но не поддерживают при этом сексуальные отношения, особенно в зрелом возрасте.

Платоническая, но именно любовь!

Несмотря на скепсис отдельных личностей, платоническая любовь всё-таки является любовью. Просто в её основе слова, образы, символы, относящиеся ко второй сигнальной системе. Любовь же в привычном понимании включает обе системы: и первую (ощущения), и вторую. У людей, испытывающих платоническую любовь , тела молчат, не вступают в общение.

В учебниках по психологии отведено место феномену, носящему название «синдром вокзальной проститутки»: мужчина платонически любит девушку, без эротического влечения, а свои физические желания он ходит удовлетворять на вокзал к путанам.

Не будем спорить со сторонниками мнения, утверждающего, что главной целью союза между мужчиной и женщиной является продолжение рода. Судя по стремительно растущей численности населения Земного шара, большинство людей поддерживает эту точку зрения. Но если бы так думали все, то не было бы шедевров классики, тоже рождённых в любви – платонической.

Не будем далеко ходить. Наш родной Пётр Ильич Чайковский посвятил свою Четвёртую симфонию женщине, с которой никогда не встречался – меценатке Надежде фон Мекк. Несмотря на отсутствие между ними физического контакта, Надежда оказалась композитору даже ближе его собственной жены, которая к тому же была моложе «музы».

Платоническая любовь … Спорить о её существовании – дело, не имеющее смысла. Потому что этому явлению уже многие сотни, а то и тысячи лет, и своё право на жизнь оно уже доказало. Просто людей, к которым она приходит – не так уж много, но, перефразируя классика, раз она всё-таки приходит, значит, это кому-то нужно?

Платоническая любовь, которая со временем перетекает в сексуальную связь, это как раз вариант многих «восточных» народов и «детей гор», где связи до брака могут караться смертью. Честь девушки, ее невинность у таких народов ценится очень высоко и потеря до брака накладывает пятно позора не только на саму девушку, но и на всю ее семью. Именно поэтому, молодым людям, в частности девушкам, живущим при таких нравах не остается ничего другого как любить только душой и сердцем, избегая даже случайного поцелуя. От этого накал страстей и эмоций несколько не меньше, если не сказать, что даже больше. Не находя выхода, сексуальная энергия влюбленных аккумулируется в прекрасных стихах, песнях и картинах.

Платоническая любовь, как мировосприятие

Этот вариант платонической любви никогда не перерастает в связь физическую, так как влюбленные просто не занимаются , исходя из своего мировоззрения или мировосприятия.

Асексуалы - это люди, которые не хотят . Ну, просто не хотят, при этом даже медицина признает асексуалов здоровыми людьми, не принадлежащим к физическим или психическим отклонениям. Сейчас, принято считать асексуалов – четвертой сексуальной ориентацией. Всех асексуалов можно на тех, кто никогда не испытывал потребности в и тех, кто добровольно и сознательно избавился от сексуального влечения, исходя из самых разных мотивов и побуждений. Многие верования и религиозные течения считают асексуальность более высоким духовным состоянием, напрямую связываю понятия «святости» с отсутствием не только сексуальной жизни, но даже и сексуальных помыслов и фантазий. Однако, эти верования и религии не запрещают людям любить друг друга, а наоборот, «чистая», «непорочная» любовь только приветствуется. Полностью асексуальна буддийская нирвана (которая, впрочем, означает свободу вообще от всех желаний). Ряд асексуалов верят, что отсутствие у них «примитивных желаний» делает их более духовными, кроме того, есть асексуалы, считающие это самой высшей духовной позицией.

Платоническая любовь, как заболевание

Платоническая любовь - как заболевание, это когда невозможно совершить сексуальные действия из-за физических или психических заболеваний, блокирующих сексуальное влечение.

Платоническая любовь - как любовь неразделенная

Иногда влюбленному просто не остается выбора, как любить предмет своей страсти платонически, так как его возлюбленная (возлюбленный) его чувств не разделяет. Платоническая любовь - это что-то на уровне подсознания, когда сердце бьется быстрее, только при одной мысли о том, что ОН (или ОНА) вообще есть на Земле. Платоническая любовь в этом варианте, чиста и искренна, она не требует обладания предметом своего обожания, не требует взаимности и каких-то жертв.

Как вы видите сами, вариантов платонической любви существует несколько, и конечно она (платоническая любовь) имеет право на существование. Кстати, помню в юности, я очень любила одного мальчика, и наши с ним отношения так и не вышли за рамки платонических, и это чувство, глубокое и сильное, я помню до сих пор.

Елена Гордина
Женский журнал JustLady



Рассказать друзьям