Как стать няней без опыта. Работа няней: психологические переживания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Новая должность, отдельный кабинет, собственный штат подчиненных и «нимб» руководителя над гордо поднятой головой... Все эти привилегированные полномочия вы приобрели совсем недавно, получив место в административном отделе и автоматически пополнив число «избранной вышки» своей компании. Но не успели вы еще отойти от невесомого состояния эйфории и головной боли от вчерашнего празднества в честь повышения, как в бочку с медом буквально свалилась ложка дегтя в виде проблем с подчиненными, которые развернули целые баталии в отделе, открыто или втайне отказываясь принимать личность нового босса.

«Повстанцы» игнорируют поручения, оспаривают информацию, намекая на ее недостоверность, критикуют методы управления, всем своим видом демонстрируя нежелание подчиняться. На первых порах не все новоиспеченные руководители решаются на карательные операции в виде штрафов, увольнений и битья стекол машин своих подчиненных темной ночью (это, конечно, преувеличение, но чем черт не шутит), и незримая война затягивается на неопределенное время. Нежеланный босс бросается за советами к более опытным коллегам либо исследует недра сети Интернет с целью найти способ, и стать достойным руководителем. Рассмотрим, что советуют в подобных случаях психологи.

Тонкая грань между прутиком и пряником

Самое первое и, пожалуй, главное правило - каким бы ни был метод управления, он не должен наносить вред ни сотруднику, ни рабочему процессу. Независимо от того, сколько вы проштудировали литературы по этой теме, посмотрели обучающих роликов, наслушались противоречивых советов от коллег во время обеда, стиль вашего управления не должен слепо копировать инструкции, напечатанные в книгах и озвученные опытными руководителями. Психология управления людьми в вашей интерпретации должна нести в себе индивидуальные отпечатки натуры, естественные особенности характера, отточенные умением контролировать свои эмоции, и собственный опыт пройденного пути от низов к верхам иерархической лестницы. Ваше отношение к подчиненным должно быть ровно таким, какого вы ожидали от своего босса, сидя в кресле обычного клерка. Попробуйте отыскать золотую середину между злобным придирчивым занудой, отказывающимся выдавить из себя даже звук похвалы, и мягким ведомым боссом, который не решается выказать свое недовольство.

«Вето» руководителя, или Чего не следует делать

Перед тем как найти желанный ответ и действенный метод, как подчинить себе подчиненных, следует ознакомиться со списком запрещенных действий, нарушение которых охарактеризует вас как крайне неприятного и невоспитанного начальника-самодура:

  • Переход на личности. Разбор личных, не имеющих отношения к делу качеств сотрудника - верный способ восстановить против себя коллектив.
  • Повышенный тон, переходящий в крик. Дикий ор не напугает сотрудников и не заставит их подчиняться, более того, таким поведением вы продемонстрируете свою слабость и неумение сдерживать эмоции, а следовательно, и управлять.
  • Регулярная самопохвала и демонстрация собственной значительности. Начальник, расхваливающий исключительно себя и не упускающий возможности похвастать своими успехами, показать, насколько значима его фигура для компании, никогда не сможет вызвать у вверенного ему коллектива уважения и поддержки, а уж тем более восхищения.
  • Нарушение и распорядка рабочего дня по праву вхождения в число «господ». Если руководитель позволяет себе действия, относящиеся к разряду запрещенных им же (в виде нескончаемых телефонных разговоров со своей пассией, использования наушников, просиживания в интернете, скайпе не по рабочим вопросам, перекуса в отделе), подчиненные сотрудники вскоре начнут брать с него пример, быстро превратив официальные запреты в формальные.
  • Вялая работоспособность, незаинтересованность в результате, отсутствие ярких идей и инициативы. Каков начальник, таковы и сотрудники. Лидер, не ратующий за родное предприятие, в любом случае заразит своим безразличием людей, идущих за ним.

Категории управления, приемы и хитрости

Несмотря на многогранность, практическая психология управления людьми делится на две категории:

  1. Путь к успеху, сидя верхом на шее подчиненных, или Приемы бесчувственного лидера.
  2. Путь к успеху в качестве победителя на руках подчиненных, или Сила вдохновения.

Лидер выбирает соответствующую тактику - в зависимости от личных качеств, собственного опыта и отношения к людям в целом.

Манипуляция

Манипуляция в качестве скрытого управления подразумевает под собой ловкое, хитрое, направленное на достижение собственных целей воздействие на человека. В редких случаях конечные цели бывают благими, но манипулирование, по своей природе, есть не что иное, как акт влияния на людей, незаметное принуждение к принятию ими невыгодных решений. Основное его отличие от добровольного подчинения состоит в том, что человеку просто не оставляют выбора избрать иной путь, кроме навязываемого.

В нашем случае рассматриваемое понятие, в зависимости от характера руководителя, может применяться для достижения собственных корыстных целей либо во благо компании. Управление подчиненными по принципу манипулирования включает умело вызванную обиду, злость, страх, чувство вины.

Обида, злость

Брошенная вскользь или напрямую руководителем нелестная фраза относительно деловых качеств сотрудника на фоне развернутой похвалы другого подчиненного в 9 случаях из 10 достигает цели, а все благодаря присущему людям чувству соперничества. Стимулирующее заявление выглядит примерно так: «Петров блестяще справился с поставленной задачей, но вы ведь так не сможете?» или «Вы Петрову в подметки не годитесь!», либо «Вы не способны ни на что, а вот Петров!» Захлестнувший сотрудника коктейль взрывоопасных чувств - злость, обида, желание продемонстрировать свои способности и доказать, что он тоже многое может и умеет, - подталкивает манипулируемого к выполнению самых разных задач. Не задумываясь о характере своих действий, подчиненный, сам того не ведая, способствует воплощению идей начальника.

Страх

Невозможно с точностью определить природу страха перед начальством: он может быть вызван авторитетом лидера-деспота, слабой волей подчиненного либо запугиваниями в форме: «За непослушание и невыполнение поставленных задач - увольнение!» Пара запугиваний, закончившихся расчетом строптивых работников для подтверждения слов, окажут нужное действие: сотрудники, дорожащие местом, пойдут на поводу у начальника. Только в этом случае отношения руководителя и подчиненного будут основаны не на уважении, самоотдаче во имя предприятия, а на банальном страхе потерять работу.

Чувство вины

Скрытое управление, построенное на чувстве вины, включает методы, при которых начальник объявляет о лишении всех сотрудников отдела премиальных или отпуска ввиду некачественной работы одного из них; либо без премии (отпуска) остается один работник из-за недостаточного рвения остальных. Прием давления, основанный на чувстве вины, направлен вызвать мотивацию работать лучше, дабы не подвести других.

Психология управления людьми, основанная на умелой провокации, способна дать задуманные результаты, но применима в тех случаях, когда скрытое воздействие необходимо для благих целей, а не для собственной корысти, с использованием чужих сил и ресурсов.

Положительное влияние

Чтобы стать хорошим лидером, необходимо осознать, что ваше поведение, поступки и взаимоотношения с подчиненными напрямую влияют на микроклимат отдела, отношение сотрудников к работе и результативность выполняемых задач. Руководитель должен уметь брать на себя ответственность, вдохновлять свой коллектив, заражать их своим энтузиазмом, подавать пример и быть для них идеалом. Прекрасный лидер - не тот, кто вызывает у подчиненных животный страх, подавляет и провоцирует на конфликты. Истинный вождь - тот, кто, зная психологию каждого сотрудника, его стремления, ценности и желания, направляет поток энергии в нужное русло. Для него нет сословий «начальник и подчиненный», он отдается работе настолько, что не может не вызвать восхищения, его любят, ценят, уважают все и с готовностью следуют за ним.

Похвала, лесть, поощрение

Не секрет, что любой человек нуждается в регулярной похвале, поощрении и одобрении своих действий. Руководитель - именно тот, кто может дать желаемое своим подчиненным. Заслуженная похвала, система премирования лучших сотрудников, признание их достижений - действенный инструмент для завоевания доверия, уважения коллектива и вдохновения его на еще более блестящие результаты.

Эффективным методом управления является также авансированная похвала, когда босс заранее выражает подчиненному признательность, например: «Я решил доверить это задание вам, так как только вы сумеете с ним справиться». Ободренный и благодарный сотрудник (а то как же: «Шеф считает меня лучшим, и я просто не могу подвести его!») выполняет поручение с удвоенным рвением и старанием. В этом случае начальник, четко представляющий, как подчинить себе подчиненных, одним выстрелом кладет на лопатки двух зайцев: добивается отличного выполнения поставленной задачи и увеличивает число преданных ему людей.

Искусство вдохновения

Важно уметь направлять множество людей с различными целями, разной степенью работоспособности и умений на единый путь. Для этого к каждому члену команды необходимо найти индивидуальный подход, узнать его стремления и мотивы и, исходя из этого, разработать мотивацию. Ведь когда понятны мотивы, легче двигаться вперед, превратив разрозненную толпу в сильную, нацеленную на конечный результат дружную команду. Руководитель должен не только уметь вдохновлять, но и поддерживать боевое настроение, идти против ветра, раздувая веру в непременный успех, когда невольно опускаются руки… Кроме того, одним из отличных качеств босса в его арсенале является способность эффективно и оперативно разрешать ссоры между сотрудниками без ущерба для обеих сторон. А конфликт «руководитель-подчиненный» у профессионального лидера бывает лишь единожды - в самом начале управленческой карьеры, и то не всегда.

Компетентность

Подчиненные часто обращают внимание на то, насколько компетентен их начальник во вверенной ему сфере, обладает ли он нужными знаниями и навыками. Вы должны быть готовы к тщательной оценке, пристальному интересу и подробному разбору своих способностей со стороны ваших подопечных. Поэтому вам просто необходимо знать о своей деятельности практически все, постоянно совершенствоваться и пополнять багаж знаний. В глазах коллектива руководитель - воплощение совершенства, гениальности и яркого, нестандартного ума, иначе как ему удалось добиться этой должности? Вы ведь не хотите разочаровать своих сотрудников, а уж тем более чувствовать себя недостойным лидером, регулярно обращаясь за помощью к ним в незнакомых вам вопросах? Изучайте, анализируйте и постоянно учитесь, чтобы стать асом в своей области, не взваливая собственных обязанностей на сотрудников, иначе в чем смысл понятий «руководитель» и «подчиненный»?

Обращайтесь по имени

Пользуйтесь советом известного психолога Д. Карнеги, который утверждал, что имя - это самый сладостный звук для нас. Обращение по имени повышает значимость человека в собственных глазах и вызывает доверие к собеседнику. Называйте своих подчиненных не по фамилии, прозвищам, а строго по имени, и ни в коем случае не путайте и не коверкайте его. Этот простейший прием гарантирует вам расположение и уважение окружающих.

Умение слушать - тоже искусство

Научитесь внимательно слушать собеседника, сохраняя на лице выражение вежливого интереса, без тени нетерпения или, что еще хуже, безразличия. В том случае, если вы не согласны с его словами, не спешите перебивать разговор своими аргументами. Выслушайте сотрудника до конца, отметьте ценность его мнения и только потом высказывайте свое видение данного вопроса. Умение слушать и считаться с мнением подчиненных лишь поднимет ваш авторитет и завоюет уважение коллектива.

Применив в своей описанные выше методы и советы, вы поймете, как подчинить себе подчиненных, а возможно, и станете одним из лучших лидеров нашего времени.

“Один в поле не воин”. Особенно на поле реформ и инноваций. Каждый директор хочет видеть рядом с собой сплоченную команду единомышленников, работающую слаженно и согласованно. Как создать такую команду? Что делать, когда общее понимание целей и задач есть, а согласованная работа не получается?

“Единомышленники” – это люди, которые мыслят одинаково, то есть одинаково представляют себе цель своей работы, ее этапы и задачи, одинаково смотрят на средства достижения этих целей, разделяют близкие ценности и имеют приблизительно похожее мировоззрение.

Единство взглядов на производственные цели и задачи представляется на первый взгляд очевидным (“если мы вместе работаем, значит знаем зачем это делаем”). Однако практика показывает, что 30 членов команды назовут приблизительно 15 различных целей вместо 5-6, то есть единство в этом случае выглядит весьма относительным.

КАК СПЛОТИТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ КОМАНДУ?

Для появления небольшого числа (5-6 стратегических и чуть больше тактических) разделяемых всеми целей необходимо использовать практику коллективной выработки целей, обсуждать с членами своей команды возможные варианты развития предприятия и согласовывать сроки выполнения. Руководителю полезно также поинтересоваться, насколько реальными кажутся подчиненным поставленные цели и сроки, каким представляется результат, какие опасения тревожат людей (не хватит материальных ресурсов, знаний, слаженности в работе, слишком многое зависит от внешних факторов), какие трудности могут встретиться на пути и какими мерами можно их компенсировать. Все эти вопросы требуют регулярного выявления и обсуждения на совещаниях, и только после этого можно говорить о едином видении целей предприятия.

Еще больший разброс мнений мы получим относительно личных целей, которые естественным образом присутствуют в процессе совместной деятельности и требуют своего удовлетворения. Традиционно выделяют три большие группы человеческих потребностей и соотносят с ними цели:

  • материальные (потребности в выживании и безопасности, стабильности и надежности в жизни). Соответствующие им цели: материальное благосостояние, справедливая заработная плата, уверенность в завтрашнем дне, не бояться соперников, дать образование детям, обеспечить старость, получить квартиру и т.д.
  • потребность в единстве, общности, в данном случае в принадлежности к организации, а также в почете и уважении. Соответствующие им цели: работать в коллективе в коллегиальной атмосфере, общаться с людьми, получать признание коллег, руководителей, иметь перспективу роста, сделать карьеру, быть нужным людям и т.д.
  • потребность в самовыражении (в самостоятельности на рабочем месте, в самоутверждении, в самовыражении через работу, в обучении). Соответствующие им цели: возможность принимать важные решения на своем рабочем месте, личная ответственность за порученное дело, достижение успеха, иметь собственное лицо, собственное “Я”, получать удовлетворение от работы, участвовать в творческих группах по решению проблем, повышать квалификацию и образовательный уровень и т.д.

Каждый человек имеет индивидуальный набор целей, который необходимо учитывать в частности при введении контрактной системы (например часть заработной платы субсидировать на образование детям, поручить работу от результата, но со свободным графиком посещения, заключить бессрочный контракт, отказаться от системы испытательных сроков, если это вызывает слишком сильный стресс у работников и т. д.).

КАК РАБОТАТЬ С КОЛЛЕКТИВОМ

Каждый коллектив также имеет специфическую картину наиболее часто встречающихся целей, которая определяет умонастроения его членов, так называемый “дух коллектива”. Руководителю следует знать это для того, чтобы определить временную последовательность введения инноваций, говорить с людьми “на их языке”, то есть на языке значимых для них целей. Например на предприятии, где наиболее значимыми являются надежность и справедливая заработная плата, а стремление к самостоятельности, персональной ответственности и творчеству выражено только у немногих, при проведении инноваций следует начинать с введения новой системы оплаты труда от результата, а делегирование полномочий проводить постепенно по мере готовности персонала. В другом коллективе, страдающем от “болезни быстрого роста”, самым первым шагом должно стать введение гибкой системы управления (создание временных творческих групп по решению проблем), которая дает возможности для немедленного проявления инициативы и творчества, а затем разрабатывать новую организационную структуру и делегировать полномочия.

Необходимость согласования представлений о средствах достижения поставленных целей возникает тогда, когда команда рассматривает нетрадиционные способы финансовой и коммерческой деятельности. Продажа или сдача здания заводоуправления в аренду, игра на бирже, организация лотереи могут вызвать психологический шок у работников и полное неприятие политики инноваций. Даже такая простая вещь, как замена старых ЭВМ на персональные компьютеры вызывает скрытое сопротивление. Кто-то боится потерять свою власть, остаться невостребованным, не справиться с порученным делом, показаться некомпетентным, отсталым, кому-то трудно дается переобучение и он неуверен в себе.

В этом случае главный аргумент руководителя- выгодность проектов, их экономическая обоснованность. Необходимо представить эти расчеты в удобной для понимания форме, а также обсудить возникшие у членов команды опасения и объяснить, какую выгоду получит конкретно каждый из присутствующих (процент от увеличения прибыли, от экономии ресурсов, уменьшения затрат и т.д.)

Если поставленные задачи пугают своей объемностью, кажутся невозможными, то справиться с этим можно с помощью несложного приема разбиения целей: большие цели делим на малые, малые- на незначительные. За каждой целью закрепляется исполнитель, назначаются сроки – и можно приступать к выполнению, как говорится, “с понедельника”.

Ценности, разделяемые всеми членами команды, удобно представлять в виде лозунгов, коротких, ясных, иногда парадоксальных. Лозунгов может быть несколько – для внешнего мира и для себя. Для внешнего мира лозунг фирмы выражает ту миссию, которую она выполняет (что мы даем потребителю). Он может быть частью рекламного имиджа, войти в рекламные буклеты, а также стать основой клиентной ориентации фирмы.

Лозунг “для внутреннего употребления” не обязательно должен быть известен за пределами предприятия, но на самом предприятии его должен знать каждый. Он выражает суть отношений внутри коллектива, отношение к работе, отвечает основным интересам людей.

Вот несколько лозунгов, родившихся на российских предприятиях:

  • “Выжить и научиться жить хорошо”.
  • “Решаю как собственник – делаю как хозяин”.
  • “Нам денег не надо – работу давай”
  • “Прежде чем подумать – посчитай!”
  • “Сохраним свое, сохранив – преумножим”

КАК ВМЕСТЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Когда “единомыслие” или, говоря языком современного западного менеджмента, философия команды и предприятия в целом сформирована, наступает время определить правила, по которым происходит взаимодействие внутри команды. Это нормы принятия и реализации управленческих решений, а также принятые модели поведения. Среди них: авторитарное или коллегиальное принятие решений, постоянный контроль первого лица или делегирование полномочий, оплата труда, система вознаграждений и штрафов, принципы контроля по результатам. Часть этих правил носит официальный декларируемый характер, другаяне осознается теми, кто по ним “играет”.

Существует несколько довольно распространенных вредных правил:

  • “не высовывайся”,
  • “инициатива наказуема”,
  • “кто везет – на том и ездят”,
  • “начальник всегда прав”,
  • “все равно ничего изменить нельзя”.

Правила могут содержать в себе противоречия, приводящие к постоянно повторяющимся проблемам в коллективе. Например, лидера выбирают на основании его авторитета, а требуют от него умения организовывать и поддерживать коммуникации, продуктивное общение, способствовать возникновению свободных дискуссий. Понятно, что не каждый авторитетный человек обладает подобными качествами, и коллектив постоянно “трясет” от выражений недоверия и перевыборов. В другом случае члены команды считают, что конфликты мешают работе и должны быть сведены к минимуму, но при зтом настаивают на открытом и честном общении, которое невозможно без принятия конфликта как одной из форм продуктивного решения проблем.

По большей части члены команды не задумываются о существовании подобных негласных предписаний, считают их чем-то объективным либо пришедшим из прошлого (70-90% опрошенных нами участников команд на российских предприятиях считают, что источник этих правил лежит вне них, 10-25% – что правила создают они сами).

Основная задача при работе с негласными правилами состоит в том, чтобы выявить их (путем опроса членов своих команд), тем самым сделав доступными сознанию “играющих” по ним людей, и предложить построить модель организации, отвечающую их желаниям.

На вопрос: “Какими качествами должна обладать организация, в которой Вам хотелось бы работать?” – большинство опрошенных членов команд, как правило, отвечают, что организация должна быть: стабильная (должна постоянно поддерживать своих членов, обеспечивая им большую стабильность, но быть гибкой по отношению ко внешнему миру, все время приспосабливаться к его потребностям); справедливая, то есть открытая (иметь одни правила для всех, давать возможность получить любую информацию) и четкая (правила должны неукоснительно исполняться всеми); сплоченная (чтобы всех объединял командный дух, дух партнерства, и чтобы принадлежать к ней было почетно) развивающаяся (дающая возможность расти и творчески развиваться своим членам).

Очень важно, чтобы в коллективе появилась уверенность, что он сам являются творцом своей организации, и этот деятельный оптимистичный настрой отразится на всех сферах жизни предприятия, в том числе и на производственной. “Правила игры” являются наиболее не проработанной сферой на большинстве российских предприятий. Работа с ними осложняется еще и тем, что участники команды считают эти правила частью себя, а переделывать себя – одно из самых трудных занятий.

Следующим шагом является закрепление принятой всеми участниками команды модели организации в организационной структуре. Необходимо определить принципы организационного строения, скоординировать действия отдельных участников и подразделений, распределить роли и ответственность, которые закрепляются в должностных инструкциях.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Для большей динамичности организации рекомендуется использовать гибкую систему управления персоналом, ориентированную на решение конкретных проблем. Структурными единицами в этой системе являются творческие группы, создаваемые для решения конкретной проблемы и существующие до тех пор, пока данная проблема не решена. После этого творческая группа распускается, а ее члены участвуют в работе над другими проектами в составе новых творческих групп.

Условиями для создания подобных групп являются: четкая формулировка основных задач для каждого компетентного сотрудника, границ его персональной ответственности условий замещения его другими сотрудниками согласование целей отдельно с каждым сотрудником (через руководителя команды согласуются индивидуальные цели, сроки и степень персональной ответственности, основные обязанности и условия замещения) невозможность постановки цели без указания сроков выполнения, ее подробного описания и указания масштабов (количественные описания), невозможность постановки цели без указания на степень персональной ответственности.

Творческие группы наделяются в высшей степени личной ответственностью и полномочиями самоуправления. Очень важно, чтобы вместе с заданиями делегировались полномочия по решению всех связанных с этим заданием вопросов. Это в значительной степени освобождает руководителя предприятия от решения текущих дел и дает возможность сосредоточиться на стратегически значимых направлениях деятельности.

Гибкая система управления предполагает очень большую демократичность. Руководитель подразделения может быть подчинен одному из своих помощников, если предприятие занимается проектом, в котором помощник более компетентен.

В творческих группах работник может выделиться не должностью, а масштабом достижения цели, степенью личной ответственности, умением работать в команде, положительной оценкой руководителя, расположением к сотруднику клиентов. Соответственно по этим параметрам определяется и вознаграждение работника. В этой работе очень важен принцип письменного оформления. Фиксируются философия (зачем мы это делаем), цели, стратегия, “правила игры”, проекты, протоколы. Преимуществом являются большая обязательность, открытость, гласность, однозначность, четкость, большие возможности контроля и передачи по звеньям, обозримость. В целом проработанность всех трех составляющих организационной культуры предприятия- философии, правил взаимодействия и структуры – активизирует внутренние резервы персонала и создает большой потенциал для внедрения инноваций.

С большим интересом я поговорила с няней Златой Михайловной, которая, по ее собственным словам, работает в московских семьях так давно, что уже точно не помнит, когда это началось. Она успела побывать и библиотекарем, и музработником в детском саду, была помощником бухгалтера и одно время пекла булочки в частной пекарне. Но в какой-то момент Злату Михайловну попросили один вечер посидеть с детьми. И пошло-поехало. Вот некоторые ее советы начинающим коллегам по цеху и размышления о том, каково это - быть няней.

Дети довольно быстро понимают, что няня - хоть и взрослый человек, но подчиняется маме и папе. И многие начинают не просто спорить, а командовать и даже пытаться унизить, осадить няню, показать ей ее место. «Это моя квартира, тут ты не командуешь, тут я командую!» - что-то в этом роде. Обижаться на малыша бессмысленно. Он чувствует себя единым целым с родителями, и если мама и папа считают, что няня им не ровня, что домашний персонал - это низший сорт, ребенок волей-неволей это чувствует ну и ведет себя соответственно.

То, что пугало нас, их забавляет. Или… оставляет равнодушными. Я несколько раз замечала, что читаю детям книжку, после которой я сама в детстве просто умирала от страха, а им хоть бы хны.

Гаджеты - это сегодня неотъемлемая часть жизни. Попробуйте определить свое собственное отношение к этому явлению и обязательно узнайте, что об этом думает ваш работодатель. Теперь дети спокойнее относятся к мультикам, их больше интересуют игры на компьютере, планшете, телефоне. Дело в том, что смотря мультфильм, ребенок остается пассивным, а в игре он может принимать самое непосредственное участие. В игре можно получать какие-то награды, зарабатывать очки и репутацию, можно хвастаться потом друзьям результатами игры. В некоторые такие игры можно играть нескольким детям он-лайн. Это так затягивает (я сама пробовала). И родители не знают, что делать. С одной стороны, такой соблазн - дали ребенку планшет и он не капризничает, не бесится, не отвлекает, а с другой - все это не так уж безобидно… В некоторой степени игры развивают (быстроту реакции, логику и т. д.), но при этом они портят зрение, могут создавать слишком сильное нервное напряжение, вызывать привыкание и в какой-то момент ребенок уже не может остановиться и хочет играть круглыми сутками, его уже не завлечешь книжкой или прогулкой. Один мой воспитанник, например, соглашался пойти гулять только с условием, что по пути зайдем в торговый центр, где есть вай-фай.

Всегда будьте в тонусе, контролируйте себя. Мама часто ждет от няни чего-то такого, что не готова делать сама. Ну, например, она няне строго-настрого запретит приносить ребенку еду, пока он мультик смотрит. А сама вполне может так делать. И ребенок будет думать, что это няня вредная (не то что добрая мамочка). Или, скажем, мама спешит куда-то, дети копаются, долго собираются, не слушаются, так мама может здорово раскричаться на них. А если я рискну повысить голос, и мама об этом узнает… мне несдобровать.

Профессиональное выгорание? Нет, не слышали. Шучу. Ну, конечно, я бываю очень уставшей. И, конечно, я в курсе, что няня - как раз одна из таких профессий, которые могут человека очень быстро, скажем так, истощить. Особенно в психологическом смысле. И я видела выгоревших нянь, которые готовы кем угодно устроиться, лишь бы не с детьми сидеть. А со мной, как ни странно, за много лет этого так и не случилось. Бывало всякое: ругали, увольняли, я и сама увольнялась. Но всякий раз понимала, что искать буду именно работу няней. Наверное, мне повезло найти мое. Мне действительно интересно возиться весь день с ребенком. Мне не надоедает этот процесс выращивания: от беспомощного кулька до человека, который сам выбирается из коляски и бегает от меня по всему парку, а потом за мной, а потом мгновенно засыпает у меня на руках. Дети для меня как батарейки, я от них подзаряжаюсь. Наверное, если у вас не так, то вам и правда лучше чем-то другим заниматься.

Мой опыт показал, что няне нужно уметь быть и яркой (в основном с детьми) и незаметной (с их родителями). Родители ребенка могут раздражаться на вас просто так. Я долгое время переживала и искала причину. Никак не могла понять, чем таким я раздражаю этих людей, стоит мне буквально войти утром в комнату? Потом поняла, что с утра многие просто не выносят вида чужих людей. Некоторые и своих-то близких с трудом терпят в первые часы после пробуждения. А тут - я, да еще и «такая вся на позитиве». Поэтому я перестала входить в дом работодателей с яркой улыбкой и словами из серии «с добрым утром, какой чудесный день, какой чудесный пень» и т. п. Иногда нужно быть очень тихой и шустрой, не лезть к только что проснувшимся людям со своими пожеланиями добра, а просто быстренько собрать детей в школу или накрыть на стол, в общем сделать все, что требуется, без лишних слов. А уже к вечеру смотрю - мама улыбается мне и чаю предлагает со всей семьей попить. Важно чувствовать настроение нанимателей, не забывать, что вы хоть и ценный работник, но все равно чужеродный элемент.

Не осуждайте и не завидуйте, а пытайтесь понять. Вообще полезно иногда ставить себя на место других. Я много раз слышала от моих коллег, нянь и помощниц по дому, мол вот хозяева ленивые, жадные, вот я бы на их месте… Но вы сначала попробуйте представить себя на их месте. У вас когда-нибудь была такая ответственная должность, к примеру? У вас когда-нибудь был свой собственный бизнес? А трое маленьких детей? У вас была когда-нибудь няня, в конце концов, и вы пробовали ей управлять?

Мария Иванникова

Бытует мнение, что нянями становятся только женщины, которые не могут найти работу с хорошим заработком или те, у кого нет личной жизни. Только по тому, что нет выхода. Но на самом деле, это мнение ошибочно. Ведь для большинства современных женщин работа няни – любимое призвание.

Как много образов представляет нам современная литература и кинематограф. Няни они разные, добрые, милые, отзывчивые, а порой и злые и строгие. Так какой образ настоящей современной няни.

В современном мире профессиональная няня – это женщина, любящая детей. При чем, она может быть юна и даже не иметь педагогического образования. Самое главное, что бы она несла светлое и доброе, вашему малышу.

Как стать хорошей няней?

Какая она современная няня:

Обязательно должна любить детей, так как это самое главное качество. Девушка, которая не испытывает искренних чувств к детям, ни когда не сможет стать первоклассной няней;

Чистоплотной и аккуратной. Помните, что любого человека встречают обязательно по внешности. Ни кто не захочет, что бы его ребенка воспитывала неряха. Вы должны выглядеть опрятно и аккуратно, не делайте кричащего макияжа и напыщенной прически;

Обязательно доброй и милой. Няня – это образец доброты и порядочности, а по - другому быть не может. Каждая профессиональная няня, должна одним видом вызвать у ребенка интерес, ведь именно с ней ваш малыш будет проводить основную часть дня;

Обязательно иметь профессиональное образование. Представьте, если ваш малыш вместо первого слова – мама и папа, произнесет мат. А причиной в этом будет ваша няня. Стать хорошей няней, возможно только в том случае, если ваша речь будет правильной, поставленной. Если вы хотите, что бы ваш ребенок разговаривал на хорошо поставленном русском, а не говорил с ярким акцентом соседних стран, то и выбирать надо няню образованную.

Ответственной и благонадежной. Помните, что вы пускаете чужого человека к себе в дом. Ваша няня должна быть надежной. Ведь вы доверяете ей своего малыша и ваш дом;

У вашей няни не может быть вредных привычек. Ведь вы не хотите, что бы ваш малыш дышал запахом сигарет или вчерашнего перегара;

Обязательно здоровой. Отсутствие у няни инфекционных заболеваний – это основной пункт, который вы должны проверить. Любая профессиональная няня, должна обязательно предоставить справку;

Наличие опыта работы у няни, это огромный плюс. Попросите у вашей няни рекомендательное письмо с прошлого места работа. Новичок, в таком роде деятельности, может привести только больше вреда.

Что входит в обязанности няни

Главной целью работы любой няни это сохранение здоровья вашего ребенка. А уже потом его обучение и воспитание.

Обычно в обязанности няни входит:

Кормление и прогулки в дневное время, а так же укладывание его спать;
Занимать развитием малыша: учить его рисовать, лепить, считать и читать;
Играть с ним, читать ему стихи и сказки, а так же обучать новым играм;
Постоянно контролировать малыша, ведь малыш должен быть здоров и цел;

Помимо основных обязанностей няни, иногда в обязанности могут включить следующие пункты, обычно они включаются за дополнительную плату:

Приготовление завтрака и обеда малышу;
Стирание испачканных вещей;
Уборка детских игрушек, после вашего рабочего дня;
Плановое посещение медицинских учреждений с малышом;
Со школьниками – проверка домашнего задания, а так же сопровождение в школу или детский садик;
Обучение музыке или иностранным языкам.

Нужно ли няне профессиональное образование?

Бесспорно, наличие у няни профессионального образования – это огромный плюс. А если к тому же у нее есть медицинское курсы, то такая няня на вес золота. Отвечая на вопрос: «Как стать хорошей няней?» - пройдите курсы педагогические.

Ведь именно так вы получите неоспоримое преимущество перед всеми другими вашими коллегами.

Конечно, выбор няни во многом зависит от предпочтений родителей, а так же от тех денег, которые вы хотите платить за ее работу.

Выбирая мягкую и чистосердечную няню, вы рискуете воспитать в ребенке вседозволенность. А няня с педагогическим образованием, с хорошо развитым чувством такта, воспитает из вашего ребенка культурного и сдержанного гражданина общества.

Запомните, что чем большими знаниями и умениями вы будите обладать, тем больше предложений по работе вы получите.

Что бы стать хорошей няней, вы должны обязательно закончить хотя бы курсы. Очень часто курсы для нянь, организуются на базе агентства, которое и ведет набор сотрудников.

Помимо официальных курсов, занимайтесь своим самообразованием. Ведь интернет полон электронными версиями любых книг, в которых описывается методика воспитания детей.

Сколько получает няня?

Стать няней, которая за свою работу получает приличные деньги очень просто. Но что бы получать достойную зарплату, нужно ей соответствовать. Вы должны обладать всеми признаками идеальной няни, а так же иметь профессиональное образование. Постоянно заниматься саморазвитием и не стоять на месте.

Но вы должны понимать, что зарплата няни зависит в первую очередь от ваших обязанностей и от вашей компетенции. Не стойте на месте и постоянно развиваться, это нужно, что бы стать хорошей няней.

Как найти работу няне?

Самый популярный в настоящее время способ устройства на работу это – подать свою резюме в агентство по подбору персонала. Многие родители, стараются обращаться именно в специализированные агентства, так как они отвечают за свой персонал.

Да и все знают такие агентства и их всегда легко найти.

Вы должны быть готовы к тому, что в агентстве с вас попросят дополнительные справки, документы и дипломы. А самое главное - медицинскую книжку с пройденной медкомиссией.

Но за то агентство гарантирует вам, что вам не попадется не честный клиент. Но и родители будут уверены, что подобранный им педагог, будут самым лучшим.

Как можно найти работу няне самостоятельно?

Если вы не хотите обращаться в специализированные агентства, то можно поискать работу самостоятельно. Итак, где искать работу:

Разместить свои данные на форумах в интернете, а так же в группах молодых мам;
Попросить рекомендовать вас друзьям и родственникам;
Разместить частные объявления о ваших услугах;
Обратиться в центр занятости.

Выбирая данный вид деятельности, задумайтесь, что вам придется работать с детьми и их родителями. Будьте готовы столкнуться с трудностями.

И если вы любите искренне детей, и уверены в своих силах – дерзайте и у вас все получится.

Важно понимать, что в психологическом плане эта деятельность существенно отличается от работы воспитателя в дошкольном учреждении, преподавателя в школе и другой работы с детьми в государственной или частной организации.

В чем же состоят психологические особенности работы в семье? Готовы ли вы к ним? Каким бы ни был ваш предыдущий опыт в воспитании детей, став няней-воспитателем, вы можете столкнуться с неизвестными ранее переживаниями.

Предъявите ваш документ

Трудоустройство в серьезную организацию или в порядочную семью начинается с проверки документов и представленной информации:

  • Наниматели попросят предъявить ваш паспорт, перепишут все его данные или сделают ксерокопии страниц. Причина этого заключается прежде всего в заботе о безопасности детей, а не в недоверии к вам лично. Во избежание психологического дискомфорта у обеих сторон советуем вам на первой же встрече самой предложить посмотреть свой паспорт. Такой жест доброй воли повысит доверие будущего работодателя к вам.
  • Документы об образовании , трудовая книжка и рекомендации могут быть подвергнуты тщательной проверке со стороны работодателя. Иногда, на рынке труда встречаются няни с фальшивыми рекомендациями. Не стоит думать, что вас изначально считают обманщицей, просто таковы «правила игры». Если с момента окончания работы няней на прежнем месте прошло более полугода, обязательно предупредите своего бывшего нанимателя о возможном звонке, а заодно проверьте его доступность по телефону и желание вас рекомендовать.
  • Предоставленная вами информация о состоянии здоровья (справки от терапевта, результаты анализов, медицинская книжка ) может подвергнуться тщательной проверке со стороны нанимателя. Вам может быть предложено заново пройти обследование в медучреждении, которому доверяет ваш работодатель. Семья производит оплату ваших расходов на медицинские процедуры и анализы.

Психологические аспекты

Работая в семье, вам придется столкнуться с тем, что при возникающих разногласиях, связанных с выполнением должностных обязанностей, пожаловаться будет некому. У вас будет один начальник - наниматель. По этой же причине зачастую бесполезно сетовать на несправедливое или некорректное отношение со стороны членов семьи. Чтобы иметь возможность нормального диалога с нанимателями рекомендуем прописать права и обязанности при заключении договора с нанимателем.

  • Иногда семьи устанавливают в доме камеры видеонаблюдения. Наниматели могут вам сообщить о факте установки камер или о намерении это сделать, а могут и не сообщать. Иногда такое заявление служит своеобразной проверкой - работодателю бывает достаточно вашего согласия на работу под видеокамерой, а в реальности аппаратуру не ставят.
  • В некоторых семьях можно столкнуться с довольно пренебрежительным отношением со стороны нанимателя. Если вы раньше работали в образовательных учреждениях, где принято уважительное отношение к сотрудникам, факт отношения «сверху вниз» может стать серьезной психологической проблемой. Нередки случаи, когда именно высокий профессионализм становится залогом того, что отношение «как к прислуге» исчезает.
  • Даже няня - профессионал в воспитании детей, гордящаяся профильным педагогическим вузом, иногда вынуждена выслушивать поучения и реагировать на замечания начинающей мамы. Если психологические трения зайдут слишком далеко, лучшим выходом будет поиск другой семьи, в которой ваш опыт по уходу за малышами будет оценен по достоинству.
  • Неприятным может оказаться возможное несправедливое подозрение или обвинение. Порядочному человеку трудно смириться с тем, что его могут заподозрить в пропаже какой-либо вещи (которая вскоре находится!). Потому нередко такие конфликты становятся причиной отказа няни продолжать работу в семье, несмотря на последующие извинения нанимателя. Нужно понимать, что вы чужой человек для нанимателей, а недоверие с их стороны неизбежно, во всяком случае, на начальном этапе работы.
  • Ребенок, с которым вам придется работать, может быть излишне избалован или станет вести себя как маленький «барин», копируя отношение родителей к вам, как к прислуге. Потребуется немалая выдержка с вашей стороны, чтобы изменить такое положение вещей. Жаловаться родителям ребенка в большинстве таких случаев бессмысленно.
  • Во время работы вы можете столкнуться с противоречивыми требованиями и инструкциями, получаемыми от разных членов семьи, например, молодой мамы и бабушки или матери и отца ребенка. К примеру, кто-то из них будет настаивать на том, чтобы «не кутать» ребенка, другой же, напротив, будет обвинять вас в том, что ребенок слишком легко одет.

Совет от Помогатель.ру

Соглашаясь на работу в семье, обращайте внимание на совпадение ваших собственных взглядов на воспитание детей и точки зрения нанимателей. Трудиться будет значительно легче, если по ключевым аспектам воспитания не возникает принципиальных разногласий. Единство взглядов критично в сфере морально-нравственного воспитания и отношения к религии. Обязательно обсудите эти вопросы на личном собеседовании.

Работа няней в семье предполагает взаимодействие не только с ребенком, но и с его семьей. Общение может быть не всегда приятным, поэтому нужно быть готовой к любым стрессовым ситуациям. Однако страдать, испытывая психологическое давление, не следует. В услугах няни нуждается огромное количество семей, среди которых вы обязательно найдете ту, где вам будет комфортно работать во всех отношениях.

Татьяна Никитина



Рассказать друзьям