Как зарегистрировать брак в израиле. Бракосочетание свидетелей иеговы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда израильтяне хотят заключить брак, они не идут к чиновнику: евреи идут к раввину, мусульмане - к мулле, христиане - к священнику. А если жених и невеста - выходцы из разных общин, они отправляются за границу, туда, где возможен гражданский брак. Ну, а мы с вами отправимся на еврейскую свадьбу.

Браки в Израиле - в исключительной компетенции религиозных общин. Государство ими не занимается. Хорошо это или плохо? Существует точка зрения, что чем меньше государство лезет в частную жизнь человека, тем лучше. Такая точка зрения вполне симпатична, однако в случае брака по-израильски у некоторых граждан возникают проблемы. Не далее как в феврале 2008 года кнессет обсуждал законопроект, вводящий в Израиле институт гражданских браков, - большинством голосов законопроект был отвергнут.

Если жених и невеста принадлежат к одной общине (хотя бы формально), то проблем никаких нет. Проблемы начинаются, когда это не так. Отвергнутый законопроект был предложен депутатом партии "Наш дом - Израиль": ее электорат в значительной мере составляют иммигранты из СССР и с постсоветского пространства, среди которых особенно велик процент неевреев.

Вот он и она - дети разных народов - полюбили друг друга. Институт гражданского брака отсутствует. Можно попытаться вступить в религиозную общину, к которой принадлежит один из двоих. Правда, переход в иудаизм, во всяком случае в ортодоксальный, требует усилий и времени, а раввины, особенно ортодоксальные, обыкновенно не считают желание вступить в брак достаточным основанием для обращения. Что им делать? Я имею в виду не раввинов, а влюбленных.

Помимо тех, кто охотно прошел бы процедуру религиозного брака, если бы не был заведомо отбракован, находятся люди с фантазией: у них нет формальных препятствий, но для них религиозный брак совершенно неприемлем, они воспринимают его как насилие - и такое тоже бывает, хотя и нечасто. Что делать таким людям?

Один из ответов - ничего не делать: и без регистрации хорошо. А если они все же хотят оформить свои отношения? Тем более что для этого есть не только психологические, но и вполне прагматические причины.

Есть простой путь решения этой проблемы, простой и притом позволяющий совместить приятное с полезным. И путь этот - морской. Государство признает брак, заключенный за границей. Отлично! Романтическая поездка на пароме из Хайфы на близкий Кипр, материально доступная едва ли не каждому, украсит начало вашей семейной истории и запомнится на всю жизнь. Разумеется, за исключением того случая, когда число ваших браков столь велико, что все не упомнишь. Из памяти может изгладиться имя, лицо - но ночь! но звезды! но запах моря! но лунная дорожка на волне! - такие вещи не забываются. Если вы человек впечатлительный. Можно, конечно, предпочесть Москву, Киев или Лос-Анджелес, но тогда уже без лунной дорожки.

Итак, брак в Израиле вовсе не унифицирован и крайне разнообразен. Каждая еврейская община, каждая христианская, каждая мусульманская имеют свои традиции, свои церемонии бракосочетания. Есть они и у бахаев, и у друзов…

Из этого пестрого разнообразия традиций мы изберем иудаизм и будем говорить далее только о нем - не о браке по-израильски, а о браке по-еврейски.

Хорошее дело браком не назовут?

Сначала о богословских предпосылках. Замыленная шутка: "Хорошее дело браком не назовут". Ответ на вопрос, действительно ли брак - хорошее дело, равно как и ответ на сопутствующий ему вопрос, действительно ли секс - хорошее дело, вовсе не так уж очевиден. Ответ коренится в понимании природы человека и его места в мире.

Вот Лев Николаевич Толстой в "Крейцеровой сонате" страстно, в высшей степени убедительно, с благородным пафосом доказывает, что секс омерзителен. Буддистская формула: желание порождает страдание, страдание порождает смерть - должно быть, известна всем. Апостол Павел полагает, что безбрачие много предпочтительнее брака и брак допустим лишь из снисхождения к слабости плоти, как уступка, как вынужденный компромисс во избежание непосильного искушения: уж лучше так, нежели разжигаться (1 Кор. 7:7-9).

Между тем иудаизм со всей определенностью говорит: брак и секс в браке - очень хорошие вещи. Более того, это мицва - обязанность, данная человеку свыше. И если он не выполняет ее, то сознательно противопоставляет себя воле Всевышнего. Какова самая первая библейская заповедь, райская, данная только что сотворенным мужчине и женщине, а в их лице всем их потомкам, всему человечеству - евреям и неевреям? "И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь!" (Быт. 1:28).

И далее: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18). Затем говорится о творении женщины из ребра первого человека, сочетавшего в себе две природы: мужскую и женскую, но это разделение предполагает будущее единство - уже не природное, но свободное единство любви. "Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:24) - прямое указание на необходимость брака, выводящее за пределы иудаизма любые концепции безбрачия, как бы они ни аргументировались.

Как это делается

Церемония заключения брака красива и эмоционально насыщенна. С вариациями в разных общинах.

Жених и невеста становятся под брачный балдахин - хупу. Часто в качестве балдахина используют талес - молитвенное покрывало. В сефардских и восточных общинах хупу устанавливают обыкновенно в синагоге, европейские евреи (ашкеназы) предпочитают, чтобы над хупой был не потолок, а открытое небо. Хупа - символ дома, куда жених вводит невесту.

Сначала под хупу идет жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты. Он становится лицом к Иерусалиму, а в Иерусалиме - лицом к Храмовой горе. Затем идет невеста - мать и свекровь сопровождают ее. Они обходят жениха (в некоторых общинах три раза, в некоторых семь), и невеста становится справа от него. Все это - с зажженными свечами.

Далее совершается обручение - кидушин. Корень, от которого образуется это слово, означает "святость", "отделенность", "посвящение". Раввин произносит благословение над вином и благословение обручения. Жених и невеста отпивают из бокала. Жених надевает кольцо на указательный палец правой руки невесты - теперь она посвящена только ему.

Следующая стадия церемонии - зачитывание ктубы. Ктуба - это брачный договор, в котором фиксируются обязательства мужа по отношению к жене на протяжении семейной жизни, а также в случае развода и смерти. Ктуба подписывается женихом и свидетелями непосредственно перед хупой. Ктуба - это своего рода женский социальный пакет. В ней прямо говорится о возможности и условиях развода. Развод - это всегда беда, всегда поражение. В предании говорится, что, когда человек разводится в первый раз, ангелы плачут. Плачут ли они, когда он разводится во второй раз? Если нет, значит, они махнули на него рукой (крылом). Еврейская традиция, трезво понимающая человеческую природу, не считает, что развод - это хорошо, но выбирает здесь между плохим и ужасным. Ужасное - это то, во что могут превратиться человеческие отношения, если у людей нет возможности разойтись. Всем хорошо известно, к каким бедам это способно привести.

В Талмуде сказано, что мужчина вправе дать женщине развод из-за подгоревшего завтрака. Комментаторы поясняют: если людям приходит в голову развестись из-за такого пустяка, значит, брак их давно уже потерял всякий смысл. Но если развод возможен, значит, права женщины необходимо защитить, она не может быть просто выброшена на улицу. Надо сказать, что в еврейском мире никогда не злоупотребляли разводами, разводы не правило, но исключение. Идеалом был и остается единый и нерушимый брак в любви. Троекратное кружение невесты вокруг жениха означает три обручения: до рождения (ибо они были созданы друг для друга), здесь и сейчас и в будущем мире. Представление о браке, не оставляющее место разводу.

После зачитывания ктубы произносятся семь благословений. В этих благословениях отношения двух любящих ("нежно любящих") людей, создание новой семьи помещаются в широкий контекст предстояния перед Всевышним, творения мира, создания человека, в контекст большой исторической перспективы. Праздник этих двоих, стоящих сейчас под хупой, становится таким образом праздником всего народа, всей Вселенной, праздником Самого Всевышнего.

Вот два последних благословения:
"Дай же радость нежно любящим,
Как радовал Ты в древности в Райском Саду Сотворенного Тобой.
Благословен Ты, Господи, Радующий жениха и невесту.
Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь Вселенной,
Сотворивший веселье и радость,
Жениха и невесту,
Ликование, пение,
Торжество и блаженство;
Любовь и братство,
И мир, и дружбу!
Господи, Боже наш, да зазвучат вскоре
В городах Иудеи и на улицах Иерусалима
Голос радости и голос веселья,
Голос жениха и голос невесты,
Ликующий голос из-под хупы
И песни пирующих юношей.
Благословен Ты, Господи,
Радующий жениха с невестой!"

Сотворивший небо и землю приходит на свадьбу, чтобы порадовать жениха и невесту.

Жених и невеста пьют вино из того же самого бокала, что и в начале церемонии, - символ их жизненного единства, любви, готовности так же пить вместе чашу радости, горя, совместных трудов и забот. После чего жених разбивает бокал ногой в знак памяти и скорби о разрушенном Храме.

Теперь они стали мужем и женой. Все поздравляют их.

Потом молодые уединяются минут на десять в закрытой комнате. Это уединение - символ их интимной близости. Им есть что сказать друг другу. Принято, чтобы муж угостил жену чем-нибудь вкусным. В ктубе он обязуется кормить жену, и вот не откладывая в долгий ящик приступает к выполнению своих обязательств.

А затем начинаются пир и веселье, размах которых производит на человека со стороны сильное впечатление. Обыкновенно свадьбы очень многолюдны - десятки, а то и сотни гостей. На ортодоксальных церемониях мужчины и женщины пируют отдельно. Хасидские танцы полны не только искрометного веселья, но и религиозного энтузиазма, так что танцуют буквально до упаду. Новоиспеченного мужа сажают на плечи или на стул (как бы на трон), поднимают и пляшут вместе с ним.

Празднование продолжается целую неделю. В сущности, не так уж много, ведь впереди у молодых целая жизнь.

Стать гражданином другой страны через брак пытается все большее число жителей нашей планеты. Способ этот считается самым надежным, но не самым коротким, как оказывается на практике. Установление факта фиктивности грозит молодоженам депортацией и штрафом. Брак в Израиле тем более нельзя отнести к разряду простых процедур, учитывая особенности религиозных верований и обрядов.

Особенности израильского бракосочетания

Специфика жизни в этой стране такова, что официальный брак можно заключить только на основании религиозного обряда, принять участие в котором могут представители еврейской национальности.

До недавнего времени здесь не было понятия гражданского брака: все союзы должны были быть одобрены религиозными авторитетами. Совсем недавно был принят закон, который позволяет заключить брак и парам, которые не принадлежат к какой-либо конфессии. А вот тандем из еврея и представительницы другой религии узаконить отношения на территории Израиля согласно религиозному обряду, к сожалению, не сможет.

В целом сегодня существуют такие варианты создания семьи в этой части планеты:

  • раввинатский брак – только для иудеев и евреев;
  • церковный союз – для христиан разных конфессий;
  • консульский брак – заключается между израильтянином и гражданином (гражданкой) той страны, в которой проводить церемонию имеет право консул;
  • бракосочетание за рубежом – подходит для пар смешанных и для самих евреев, которые не хотят проходить раввинатскую процедуру. Идеальными местами проведения церемонии считаются Кипр, Чехия;
  • церемония с присутствием только одного супруга – проводится в странах, которые допускают такой обряд. К ним относятся Боливия, Парагвай, Коста-Рика, некоторые американские штаты, Гондурас;
  • церемония без присутствия обоих супругов – практикуется в странах Латинской Америки, в штате Монтана в США;
  • гражданский брак – заключается в составлении брачного контракта или договора о совместном проживании. Подходит совершенно всем гражданам, независимо от вероисповедания, гражданства и даже половой ориентации. Признание, однако, такого союза в МВД Израиля – довольно длительный процесс.

Пройдя одну из вышеперечисленных процедур, молодожены должны подать свидетельство о заключении союза в МВД страны, после чего они и будут зарегистрированы как супружеская пара.

Гражданский брак

По решению Израильского Верховного суда, граждане, заключившие союз такого порядка, имеют право на:


Для того чтобы подать заявление на заключение брака между нерелигиозными лицами, необходимо выполнить следующие условия:

  • претенденты должны быть гражданами Израиля не менее трех лет;
  • они должны достичь возраста 18 лет;
  • брачующиеся не должны состоять в родственных отношениях.

Заключение такого брака непременно должно пройти регистрацию в органах МВД (при наличии брачного свидетельства).

Легализация брака

Первое, что нужно помнить, если союз был заключен за рубежом, – это то, что теперь новую ячейку общества нужно узаконить. Иными словами, должна состояться легализация брака в Израиле.

Процесс этот является многоступенчатым и сложным. Прежде всего, на протяжении 5 лет оба супруга должны активно доказывать искренность своих чувств и реальность отношений. Если все прошло успешно, то спустя указанное время приезжий супруг сможет получить статус гражданина Израиля.

Но до этого процесс легализации для тех, кто заключил союз за рубежом, выглядит так:

При этом следует помнить, что в течение всего этого времени ваша семья будет находиться под пристальным взглядом Министерства внутренних дел.

Оформить приглашение можно в той же инстанции – в МВД. На рассмотрение дела может уйти пара месяцев. Люди знающие рекомендуют периодически напоминать о себе, иначе все затянется на год.

Кроме того, провести период ожидания также нужно с толком: пишите СМС, шлите письма, созванивайтесь по скайпу, перечисляйте деньги. Пусть интересующееся вашей жизнью ведомство видит, что у вас действительно искренние и серьезные отношения. По возможности делайте распечатки звонков, фото из скайпа, сохраняйте переписку.

Получив разрешение на въезд, отправьте его своему супругу. Данный документ не вызовет вопросов по поводу обратного билета. И будьте готовы, что интересоваться вашей личной жизнью израильские чиновники начнут уже в аэропорту.

Нужна ли виза в Израиль: Видео

Немалое количество людей пытается получить гражданство другой страны при помощи заключения брака. Этот метод считается наиболее надёжным. Но назвать этот путь коротким нельзя, поскольку практически на каждом шагу встречаются острые подводные камни.

Брак с гражданином Израиля – процедура очень непростая. Жениху и невесте придётся не только учесть разницу в менталитете, но и пройти немало инстанций.

Знакомства с гражданами Израиля привлекают немалое количество российских барышень. Считается, что именно израильтяне являются замечательными мужьями и отцами. В первую очередь это объясняется тем, что граждане Израиля трепетно относятся к своим национальным ценностям и духовным традициям.

Если целью российской женщины является знакомство с израильтянином, то ей не в последнюю очередь предстоит подумать о разнице в менталитете. Многие израильтяне очень религиозны. Если знакомство и состоится, это не означает, что молодые смогут заключить брак.

В этом плане иудейские законы даже строже, чем исламские. Лицо еврейской национальности не имеет права жениться на иноверке.

Институтов брака в Израиле нет. Законным признаётся только религиозный брак.

Власти израильского государства признают регистрацию брака в любой другой стране. Так, зарегистрировать свои отношения можно там, где состоялось знакомство. Но если знакомство произошло на нейтральной территории, то проблем с заключением брака возникнуть не должно. Если знакомство состоялось на одном из специальных сайтов, то все моменты относительно заключения брака нужно обсудить заранее.

Межконфессиональный брак возможен только в том случае, если жених и невеста зарегистрируют свои отношения в Чехии или на Кипре. Разницы, где произошло знакомство в этом случае, разумеется, нет.

Израильский закон о браке

В государстве есть специальный закон о браке. Этот закон гласит, что вопрос заключения брака может решаться только в соответствии с еврейским правом.

Несколько лет назад закон был более мягким. Согласно этому закону, необходимости в регистрации брака, заключённого за границей, ещё и в израильском посольстве, не было. Если межконфессиональный брак был заключен вне границ израильского государства, то проблема была решённой.

Сегодня есть серьёзная проблема с ортодоксальными гражданами Израиля. Ортодоксальные евреи считают, что регистрация брака возможна только в соответствии со старинными традициями. Они всерьёз полагают, что если межконфессиональные браки станут чем-то обыденным, это сослужит стране плохую службу.

Но мнение ортодоксальной части общества закон не учитывает. Израиль является светским государством, и сегодня всё чаще закон признает легальность брака, заключённого между иудеем и иноверкой.

Определение гражданского брака в привычном понимании в законе отсутствует. Если брак был заключён на территории израильского государства легально, то есть необходимость его официального одобрения религиозными авторитетами. Если создать семью желают представители разных конфессий, то возможность официально зарегистрировать свои отношения у них есть только в третьей стране.

Как и в католичестве, в иудаизме разведённый человек не может жениться на свободной женщине. Это способствовало распадению многих счастливых пар.

Информация для ортодоксов

Если и жених и невеста являются иудеями, то нет лучшего места для регистрации отношений в 2019 году, нежели Бней-Брак.

Значительная часть населения Бней-Брака являются ортодоксальными иудеями. Оказавшись в Бней-Браке, создаётся ощущение, что попадаешь в далёкое прошлое. В субботу, которая официально считается выходным днём, улицы Бней-Брака привычно пусты. Кинотеатров, ночных клубов и иных развлекательных заведений в Бней-Браке нет. Значительная часть улиц по субботам закрывается для автобусов и машин.

Бней-Брак имеет официальный статус самого религиозного города Израиля. В этом городе есть:

  • несколько десятков религиозных школ;
  • две сотни синагог;
  • несколько десятков ешив (ешива – высшее религиозное учебное заведение).

В древности Бней-Брак принадлежал филистимлянам. В период Второго Храма город перешёл иудеям. Упоминание этого древнего ортодоксального города есть даже в Талмуде.

Вопрос гражданского брака

Согласно существующему израильскому законодательству, заключить гражданский брак можно только посредством сотрудников специального агентства. Гражданский брак в понимании израильтян – это не сожительство мужчины и женщины. Процедура заключения гражданского брака достаточно сложна. Если ни один из собранных документов не вызывает нареканий, то через гражданский брак можно впоследствии .

Иностранцы не имеют права заключить на территории израильского государства гражданский брак. Если жених и невеста не являются ортодоксальными иудеями, то во избежание проблем, им рекомендовано заключить гражданский брак в Европе.

Процедура заключения такого брака достаточно проста. Если ни по одному из собранных документов не возникает вопросов, то получить свидетельство о браке можно в один день.

Свадьба на территории СНГ

Немалое количество людей заключает брак с гражданами Израиля на территории бывшего Советского Союза. Согласно существующему законодательству, через некоторое время у супруга-израильтянина есть возможность вызвать свою жену к себе на родину.

Процедура выглядит следующим образом:

  • сначала необходимо получить свидетельство о браке, легализовать его и заверить двумя печатями;
  • подготовить пакет документов, подтверждающих подлинность брака;
  • подать документы в израильский МВД;
  • заполнить специальную форму-заявку;
  • приложить к заявлению все документы;
  • оформить .

Подготовка пакета документов

Свидетельство о заключении брака должно быть заверено не только печатями, но и апостилем. Оригинал этого документа должен быть предоставлен сотрудникам израильского МВД. Качественная ксерокопия остаётся на хранении у супруги или супруга израильтянина.

Подтвердить то, что брак с израильтянином не является фиктивным, достаточно просто. Для этого нужно предоставить все совместные фотоснимки, распечатку разговоров по телефону и переписку в Скайпе или по электронной почте. Весомым аргументом является свидетельство в пользу новобрачных родителей мужа или жены.

Через некоторое время супруга израильтянина имеет право въехать на территорию этой страны в качестве туриста и остаться в качестве жены.

О чём важно помнить

Процедура оформления приглашения может затянуться на несколько недель. Без разрешения сотрудников МВД въезд иностранного лица на территорию израильского государства невозможен.

Через некоторое время после прибытия иностранное лицо обязуется обратиться к сотрудникам МВД с просьбой предоставления статуса супруга или супруги.

Ещё через некоторое время иностранное лицо имеет право на получения . Обычно это происходит через 6-12 месяцев.

Легализация брачного союза

Брак в Израиле не будет признан ни одной инстанцией до осуществления его легализации. Важно понимать, что легализация заключённого союза – процесс достаточно сложный и многоступенчатый. Через каждые несколько лет новоиспечённые супруги обязываются доказывать, что их брак не является фиктивным.

Если они смогут пройти этот непростой путь, то на пятый год иностранное лицо получает гражданство израильского государства. Легализация брачного союза предполагает предоставление следующих документов супруги израильтянина:

  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении, заверенное апостилем;
  • документ из МВД РФ;
  • справка из ЗАГСа.

Эти документы считаются основными. Помимо этого списка для легализации брачного союза нужно предоставить оригинал свидетельства о заключении брака. Также нужно предъявить корректно заполненную анкету.

Не менее важным документом является письмо от управляющего домом в Израиле. В этом письме должно говориться о том, что управляющий подтверждает факт совместного проживания супругов.

Иногда от супругов требуется ещё и предоставления квитанции по оплате коммунальных услуг. После этого процесс легализации можно считать завершённым.

Адвокат Хагай Калаи

Юридическое урегулирование браков (а особенно разводов) в Израиле является одним из самых сложных в мире. Израиль является единственной страной западного мира, в которой существуют две параллельные судебные инстанции - гражданская и религиозная. Эта двойственность постоянно создает конфликты и случаи дублирования полномочий между судами в ситуациях разводов, опеки, раздела имущества и наследства. Помимо этого, в Израиле существуют ещё две уникальные системы урегулирования отношений: совместное проживание без заключения брака («брак де-факто», "ядуим бе-цибур") и так называемый "брит зугиют" ("“брачный союз").

Шели и Женя, участники кампании пар "Свободного Израиля", женились гражданской свадьбой в Праге

Способы урегулирования отношений между супругами в Израиле

Как уже было сказано, в Израиле существуют три основных способа урегулирования отношений между супругами: официальный брак, «брак де-факто» ("ядуим бе-цибур") и так называемый "брит зугиют" (“брачный союз"). Наряду с этим, существуют и дополнительные способы урегулирования отношений - такие, как заключение брака или «брачного союза» за границей.

Официальные браки

Все полномочия касательно браков и разводов в Израиле находятся исключительно в руках религиозных судов (раввинатских, шариатских, христианских и друзских). Церемония, проведённая любым, кто не является уполномоченным представителем религиозной инстанции, соответствующей вере обоих супругов, не является действительной и не считается официальным заключением брака (однако, как будет показано ниже, она может создать для пары статус "ядуим бе-цибур"). Даже раввин, занимающий религиозную должность, однако не получивший разрешение Главного раввината, не имеет права проводить официальную церемонию бракосочетания. (Эта проблема нередко возникала у раввинов, представляющих эфиопскую общину. Они проводили свадебные церемонии, которые впоследствии не были признаны Главным раввинатом).

Право на вступление брак определяется позицией религиозных инстанций. Так, например, раввинские суды могут потребовать от человека пройти «галахический» гиюр и отказаться признавать другие виды гиюра, а также могут отказать в этом праве человеку, которого они не считают евреем, даже если этот человек является евреем согласно Закону о возвращении. Особенно часто требование доказать своё еврейство возникает в случае репатриантов из бывшего Советского Союза, которым приходится проходить через сложный и утомительный процесс. Кроме того, в прошлом некоторые муниципальные раввины отказывались регистрировать браки представителей эфиопской общины, поскольку подвергали сомнению их еврейство. Но так как на сегодняшний день разрешено регистрировать брак в любом религиозном совете, а требования к подтверждению еврейства молодоженов тоже определяются местным религиозным советом, в некоторых случаях можно избежать этого утомительного процесса, просто зарегистрировав брак в другом местном совете.

Как правило, о какой бы конфессии ни шла речь, институт брака в Израиле недоступен супругам одного пола и смешанным парам. К тому же, различные религии накладывают дополнительные ограничения. Например, в еврейской религии запрещен брак Коэна и разведенной женщины. До сих пор ещё не встречался случай, в котором пара просила бы религиозную инстанцию рассмотреть ее дело, несмотря на сопротивление самой этой инстанции.

Признание брака требует активных действий со стороны супружеской пары (хотя, как будет показано ниже, в определенных случаях суд может признать партнёров супружеской парой, даже если не была проведена религиозная церемония).

Гражданский брачный союз ("брит зугиют")

Институт "Брит зугиют" отвечает потребностям пар, в которых оба партнера являются "не имеющими религиозной принадлежности" («хасрей дат»). "Не имеющий религиозной принадлежности", в данном случае, это человек, не являющийся евреем (согласно Галахе), друзом, мусульманином или христианином. Согласно закону, как только подано заявление на регистрацию гражданского брака, о нем извещаются руководители всех религиозных судов Израиля. Они имеют право запретить регистрацию гражданского брака, если один из супругов принадлежит к их конфессии, а также если существуют подозрения по поводу его принадлежности к соответствующей религиозной общине. Кроме того, этот институт распространяется только на пары, состоящие из мужчины и женщины. Хотя в прошлом уже были случаи, в которых суды признавали, что необходимо интерпретировать термин "мужчина и женщина", как распространяющийся и на супругов одного пола, этот вопрос еще не поднимался в контексте гражданского брачного союза. Кроме того, оба супруга обязаны быть жителями Израиля. Помимо этого требуется, чтобы человек был официально признан государством Израиль "не имеющим религиозной принадлежности" (и поэтому тот, кто записан как еврей и приехал в Израиль в рамках Закона о возвращении, не сможет сочетаться гражданским браком, даже если он не признается евреем согласно Галахе). Заключение гражданского брака тоже требует активных действий со стороны супружеской пары.

Совместное проживание без брака (брак де-факто, "ядуим бе-цибур")

Институт брака де-факто доступен всем парам, включая партнеров одного пола. В отличие от официального брака или гражданского союза, получение статуса " брака де-факто" не требует активных действий со стороны пары, и для этого достаточно наличия совместной жизни. Вопрос о том, живет ли пара в браке де-факто (то есть являются ли они "ядуим бе-цибур") или нет, довольно сложен и часто зависит от контекста, в котором он затронут (к примеру, когда его признают оба супруга, данный статус устанавливается гораздо легче, чем в тех случаях, когда на него претендует только одна из сторон, другая же это отрицает). Как правило, установление статуса «брака де-факто» зависит от двух факторов: наличия совместной половой жизни и ведения общего хозяйства. Тут существует значительная гибкость, все зависит от обстоятельств и от контекста. Порой суд признает наличие «брака де-факто», даже когда пара не отвечает этим двум условиям (например, если у пары нет общего хозяйства, потому что она скрывает свою ориентацию, из-за особенностей работы супругов и т.п.).

Брак, заключенный за границей

Брак, заключенный за границей, в настоящее время является основной альтернативой институционализации отношений в Израиле для тех, кто не может или не хочет жениться под эгидой религиозного суда. Государство Израиль признает действительными свидетельства о регистрации брака за рубежом, включая однополые браки и прочие браки, которые невозможно заключить в Израиле. Для гетеросексуальных пар существует множество вариантов заключить брак за границей, без необходимости в иностранном подданстве. Самая распространенная возможность - это брак на Кипре. Однополым парам приходится искать страны, не только позволяющие иностранцам заключать брак, но и разрешающие однополые браки. Наиболее популярными местами свадеб однополых пар являются Канада и Соединенные Штаты. После церемонии бракосочетания брак может быть зарегистрирован и в Израиле. Процедура регистрации брака варьируется от страны к стране и зависит в том числе от соглашения между Израилем и иностранным государством касательно признания зарубежных официальных документов. В этом контексте следует отметить, что, хотя формально государство Израиль признает иностранное свидетельство о браке только в целях регистрации и не признает этот брак по существу, на практике суды относятся к браку, заключенному за границей, так же, как и к браку, заключенному в Израиле, так что особых проблем из-за этого не возникает. К примеру, суд постановил, что брак, заключенный за границей, считается действительным в вопросах наследования, раздела имущества, алиментов, социального страхования и т.д., даже если такой брак не был бы возможен в Израиле.

Насколько отличаются права супругов в различных видах брака?

Институт " брака де-факто" в Израиле очень развит. На практике он даёт супругам такие же права, как и обычным супружеским парам, и налагает на них такие же обязательства. Однополые партнеры имеют те же права. Реальные различия между этими двумя видами брачных союзов встречаются только в нескольких конкретных областях.

Основное различие, связанное с брачным статусом, существует в сфере воссоединение семей и иммиграции. Мужчина или женщина, сочетавшиеся браком с израильтянином, имеют право на гражданство Израиля по прошествии пяти лет, в то время как партнер, находящийся в «браке де-факто», может стать постоянным резидентом («тошав кева»), и этот процесс занимает семь лет. Поскольку государство Израиль не позволяет заключать однополые браки, однополым супружеским парам приходится проходить длительный семилетний процесс. Следует отметить, что в настоящее время в суде рассматривается апелляция против дискриминации, заключенной в этом правиле. Кроме того, израильтяне, партнеры которых являются резидентами стран, определенных как «враждебные государства», или жителями Палестинской автономии, вообще не имеют права воспользоваться процедурой воссоединения семьи.

Брачный статус имеет значение и в сфере усыновления, так как предпочтение здесь отдается парам, которые официально женаты. Следует отметить, что в контексте усыновления отношения однополой пары вообще не признаются, так что усыновление в данном случае может производиться исключительно индивидуально. На практике, до сих пор лишь один человек был усыновлён однополой парой, не будучи связан кровными узами с одним из приемных родителей; при этом он был усыновлён, будучи уже совершеннолетним и по собственной воле.

Несмотря на то, что в принципе партнеры, проживающие в «браке де-факто», должны иметь те же права и возможности, что и обычные супружеские пары, зачастую к ним предъявляется больше бюрократических требований, а также сомнений в наличии отношений. Верховный суд признал «брак де-факто» даже в случае «свободных отношений», однако на практике партнеры, находящиеся в «браке де-факто», часто сталкиваются с недоверием касательно характера их отношений.

Развод: как расторгнуть узы брака в Израиле?

Расторжение брака состоит из двух основных элементов - изменения статуса с «женат/замужем» на «разведен/а», а также урегулирования вопросов, связанных с разводом, включая раздел имущества и опеку над детьми.

Изменение статуса . Что касается изменения статуса, единственной инстанцией, имеющей полномочия рассматривать бракоразводные дела, является религиозный суд (если речь идет о супругах, не записанных в качестве "не имеющих религиозной принадлежности" и принадлежащих к одной и той же конфессии). Это означает, что даже пара, заключившая брак за границей, будет обязана расторгнуть брак в религиозном суде.

В случае пар, если супруги, сочетавшиеся браком за границей или иным способом, не принадлежат к одной конфессии или брак не признан религиозными инстанциями, а также если супруги не являются евреями, а в Израиле нет религиозных инстанций, обладающих полномочиями расторгнуть этот брак, можно воспользоваться процедурой "расторжения брака" («атарат нисуим»). Если один из супругов принадлежит к религиозной общине, официально признанной в Израиле, для расторжения брака требуется разрешение соответствующего религиозного суда, гласящее, что с точки зрения данной религии нет необходимости в исполнении процедуры религиозного развода. Если брак действителен согласно религии одного из супругов, случай будет представлен на рассмотрение главе Верховного суда, который и определит соответствующую инстанцию для расторжения брака. Так, например, суд постановил, что однополые супружеские пары могут развестись с помощью процедуры расторжения брака даже в том случае, если оба партнера являются евреями, поскольку такой брак недействителен с точки зрения религии. Процедуру расторжения брака проводит суд по семейным делам.

Пары, сочетавшиеся гражданским браком ("брит зугиют"), могут подать совместное прошение на удаление из списка гражданских браков. Если же между партнерами существуют разногласия в этом вопросе, любая из сторон может обратиться в суд и попросить его дать распоряжение об удалении данной пары из списка.

Развод, совершенный за границей

Вопрос о признании развода, совершенного за границей, является чрезвычайно сложным и зависит от обстоятельств. Как правило, если речь идёт о паре, имевшей право развестись в Израиле, развод, совершенный при содействии иностранного суда, будет признан в соответствии с соглашениями между двумя государствами. Если речь идёт о паре, находящейся в Израиле под юрисдикцией религиозного суда, то религиозная инстанция должна признать развод, совершенный за рубежом. Получится ли у вас изменить свой официальный статус в Израиле с помощью иностранного свидетельства о расторжении брака, заранее не известно. Скорее всего, если развод состоялся до регистрации статуса в Израиле, то статус в Израиле будет зарегистрирован в соответствии с документами нового репатрианта. Однако если человек уже зарегистрирован в Израиле в качестве женатого, вряд ли он сможет изменить этот статус на основании иностранного свидетельства о разводе.

Р азвод между супругами, находящимися в «браке де-факто» ("ядуим бе-цибур")

Партнеры, находящиеся в «браке де-факто», вне зависимости от того, была ли проведена какая-либо церемония в Израиле или за границей, должны пройти формальную процедуру развода, чтобы иметь право вступить в повторный брак. На практике, у религиозных судов нет никакой возможности узнать о наличии подобных отношений между партнерами, поэтому необходимости в религиозной процедуре развода у таких пар не возникает.

Дополнительные вопросы, связанные с бракоразводным делом, будут обсуждаться в религиозной инстанции, если просьба об их рассмотрении была подана вместе с прошением о разводе и не производилось предварительного слушания в суде общей юрисдикции. Если просьба об их рассмотрении не была подана вместе с прошением о разводе, то они будут рассматриваться в суде общей юрисдикции, кроме тех случаев, когда пара договорилась провести слушания в религиозном суде.

Что означает статус «отказника развода» ("месурав гет") или «несвободной женщины» («агуна»)?

Как уже было сказано, все вопросы, связанные с браками и разводами, находятся в полной юрисдикции религиозной инстанции, если оба партнера относятся к данной религии. Для еврейских пар это означает, что оба супруга должны дать согласие на развод. Когда женщина отказывается дать своему мужу развод, муж может стать «отказником развода» («месурав гет»), однако раввинский суд имеет право заставить супругу развестись. В противоположной (и более распространенной) ситуации, когда муж отказывается дать развод жене, женщина становится «отказницей развода» («месуревет гет»). Согласно еврейской религии, нельзя заставить мужа развестись со своей женой. Следовательно, многие женщины оказываются в ловушке, не будучи в состоянии изменить свой брачный статус, не позволяющий им жить своей жизнью. Вместе с тем, раввинский суд может наложить различные санкции на мужчину, отказывающегося дать своей жене развод. Самая тяжёлая из этих санкций - арест. В некоторых случаях лишение свободы может длиться в течение многих лет (даже более десяти). Кроме того, раввинский суд может наложить штраф на супруга и запретить ему выезд из Израиля. О каждом сроке тюремного заключения, наложенном раввинским судом, извещают главу Верховного суда. До сих пор Верховный суд оставлял в силе эти приговоры (включая долгосрочное заключение), чтобы заставить мужа дать развод своей жене.

Параллельно с этим женщина может подать гражданский иск против мужа, отказывающего ей в разводе, и потребовать возмещения ущерба. Гражданский иск зачастую служит существенным стимулом для подобных мужей. В то же время в подобном случае существует риск того, что суд квалифицирует развод как "вынужденный". Помимо этого, женщина может обратиться в суд по семейным делам и начать процесс ликвидации экономических связей и раздела имущества между супругами, а также процесс определения порядка опеки над детьми, и все это - еще до получения развода.

На практике, право отказать в разводе зачастую даёт мужу огромную власть и позволяет ему выторговать для себя выгодные условия в вопросах раздела общего имущества. Многим женщинам приходится отказываться от своих прав, чтобы добиться желанного развода.

Иначе обстоит дело со статусом «агинут», при котором партнер женщины не может или не способен дать согласие на развод. Как правило, речь идёт о ситуациях, в которых супруг пропал без вести, болен болезнью, не позволяющей ему дать согласие на развод, и тому подобное. У этого статуса многочисленные тяжелые последствия. "Агуна" не имеет права вступать в брак, ей никогда не будет позволено выйти замуж за мужчину, с которым она была в связи, пока находилась в статусе "агуна", а её дети будут считаться незаконнорожденными ("мамзерами").

Суд может прекратить состояние "агинут" различными путями - например, признать смерть мужа, а также установить, что свадебная церемония была проведена с нарушениями.

* Все вышесказанное представляет собой лишь общее описание и ни при каких обстоятельствах не может служить заменой юридической консультации.

Скажите пожалуйста, признаются ли в Израиле гражданские браки, и каким образом могут официально узаконить свои отношения нерелигозные евреи и смешанные пары? Все ли виды браков принаюся в Израиле и в других странах?

В настоящее время в Израиле существует несколько способов официально узаконить супружеские отношения:

  1. Раввинатский брак (только для евреев/иудеев) — 100% признаётся в Израиле и в других странах.
  2. Церковный брак (для христиан различных конфессий, включая православных, католиков и протестантов) — при наличии правильной регистрации 100% признаётся в Израиле и в других странах.
  3. Консульский брак (для израильтян и туристов, имеющих гражданство страны, законы которой предоставляют своим послам/консулам полномочия регистрировать браки между своими гражданами). Этот брак весьма проблематичен: теоретически он признаётся как в Израиле так и за рубежом, однако регистрация подобного брака связана с длительными бюрократическими проволочками и может занять долгие месяцы; поэтому мы категорически не рекомендуем эту форму брака в случае если один из супругов не имеет израильского гражданства.
  4. Оформление брака с выездом за границу — идеально подходит как для смешанных пар (зугот меуравим) так и для евреев, не желающих сочетаться религиозным "раввинатским" браком. 100% признаётся в Израиле и в других странах. Наиюболее популярным заграничным гражданским браком для израильтян является брак на Кипре (Кипрский брак, нисуэй каприсин) , котрый при желании можно оформить всего за один день. Вторым по популярности местом для проведения гражданского брака за границей является Прага, где регистрация брака обычно совмещается со свадебным путешествием. Оформить заграничный брак можно и так же и в СНГ и других странах бывшего СССР. Браки оформленные в России, Белорусии, Молдавии, Казахстане, на Ураине и в прочих бывших советских странах признаются во всём мире, однако оформлении брака в этих странах зачастую связано с многочисленными бюрократическими сложностями.
  5. Брак без выезда одного из супругов: оформляется за границей в одной из стран, законы которой позволяют присутствие только одного супруга на церемонии бракосочетания (Парагвай, Боливия, Коста-Рика, Гондурас, а также некоторые штаты США). За границу должен отправиться только один из супругов (обычно тот кто имеет израильское гражданство), а второй остаётся в Израиле. Идеально подходит для смешанных пар, где один из супругов находится в Израиле нелегально или просто не можен покинуть Израиль по состоянию здоровья или в связи с запретом на выезд за границу (икув ециа мин хаарец) . Наиболее популярным из всех безвыездных браков в Израиле является парвгвайский брак (насуей парагвай) , 100% признающийся в Израиле и в большинстве стран мира. Важно учесть: безвыездные браки, оформленный в Болгарии, Югославии, Сербии, Черногорье, Словении, Сальвадоре и прочихне указанных выше странах являются незаконными и соответственно нигде не признаются.
  6. Брак без выезда обеих супругов: оформляется за границей в одной из стран, законы которой не требуют обязвтельного личного присутствия супругов на церемонии бракосочетания. Практикуются в некоторых странах Латинской Америки, а так же в Американском штате Монтана (если один из супругов явлется жителем штата или проходит службу в вооружённых силах США). Надлежащим образом оформленный брак без выезда обоих супругов является абсолютно законным и признаётся в большинстве стран мира, но следует учесть что процедура признания подобных браков в Израиле занимает довольно длительное время, особенно если один из супругов не является израильским гражданином. Рекоммендуется для израильтян нееврейской национальности или смешанных пар, желающих сочетаться только оффициальным браком, когда ни один из супрогов не может покинуть Израиль.
  7. Гражданский брак (ядуим бе-цибур, совместное проживание без брака) - подходит для всех, независимо от гражданства, вероисповедания и даже сексуальной ориентации. Регистрируется в Израиле путём составления и оффициального заверения "брачного контракта" (хескем мамон) или "договора о совместном проживании" (эскем ле-хаим мешутафим) и подтверждается фактическим совместным проживанием или длительной романтической связью. Признаётся в большинстве стран мира. В Израиле гражданский брак (едуим ба-цибур) признаётся всеми государственными учреждениями и даёт практически все те же права, что и оффициально зарегистрированный брак; однако процесс его оформления и признания в таких инстанциях как МВД (Мисрад ха-Пним) весьма сложен и может занять несколько лет.

Если один из супругов не является израильсим гражданином, необходимо заблаговременно получить консультацию у адвоката, специализирующегося в вопросах израильского иммиграционного и административного права. Во избежание депортации

Когда супруг-иностранец находится в Израиле нелегально, с просроченной визой или после развода с другим израильским супругом, то во избежание депортации необходимо обращаться в израильское МВД (Мисрад Апним) только в сопровожлении адвоката !



Рассказать друзьям